Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология естественного достатка↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
БЛАГОДАРНОСТИ Мне бы хотелось выразить глубочайшую признательность и благодарность всем, кто верил в меня и помог опубликовать эту книгу. Это и замечательные машинистки и корректоры Джоан Гемкоу и Пэм Баччи. Это Диана Молвиг и Джорджия Мендекас — редактора, терпеливо отполировавшие каждую главу и предоставившие мне возможность обдумывать содержание, а не возиться с подготовкой текста. Это друзья-единомышленники в Paulist Press: Отец Линч, Дон Брофи и Хугх Лэлли, которые с самого начала поощряли меня и дали возможность почувствовать себя членом высокопрофессиональной семьи Paulist. Я говорю спасибо всем, кто согласился на интервью или присылал письма, участвуя в обсуждении темы «работа», так как именно любовь к труду помогает человеку превратиться в личность, а это — огромный вклад в общество. Еще раз выражаю огромную благодарность за помощь и советы всем, кто помог этой книге увидеть свет.
ПРЕДИСЛОВИЕ Примерно десять лет назад во мне пробудилось непреодолимое желание изменить жизнь, то есть освободиться от всего, что имела раньше: от надежной, хорошо оплачиваемой работы, от прекрасного дома, друзей и семьи. Такие настроения немного пугали. Ведь раньше я цеплялась за внешнее благополучие и подавляла время от времени возникавшее чувство внутреннего неудовлетворения. Я сосредоточила все свое внимание на карьере и материальном достатке. Неизвестное слишком пугало, хоть я и создавала впечатление человека, полного энтузиазма и открытого новым веяниям. На самом деле, я боялась выйти за пределы своего собственного мирка, боялась, что не обладаю достаточным потенциалом для достижения всего, о чем втайне мечтала. Я даже не могла себе представить, с чего начать. Разум отчаянно цеплялся за привычное. И вот однажды, чистым солнечным калифорнийским утром, когда я проезжала по прекрасному бульвару Уилшир в Лос-Анджелесе, меня осенило, словно кто-то отчетливо произнес: «Не гоняйся за деньгами. Займись тем, что любишь, а деньги придут». И в этот момент я поняла, что откажусь от всего, что меня связывает. Начну заниматься только любимым делом — писательством, а не народным образованием, и буду жить в сельской местности, а не в городе. Это решение переменило всю мою жизнь. С этого момента я расширила свою роль преподавателя и руководителя-психолога. Я добавила глубину и сложность в мою работу, именно то, что я всегда мечтала обрести. Мой интеллект жаждал такой деятельности, но неуверенность нашептывала — это не возможно. Удивительно, но я таким простым способом переменила качество своей жизни. Я переехала поближе к природе, в тихое место, где всегда мечтала жить. Теперь работаю с людьми, которые вызывают у меня живейший интерес. У меня есть все необходимое. Я начала заниматься тем, что мне всегда нравилось, перестала гнаться за деньгами, и они пришли. Но я не уникальна в этом отношении. Очень многие обнаружили эффективность посылки «делай то, что нравится». Я встречала сотни людей, чей пример и опыт вдохновляет и служит дополнительным доказательством, что любимое занятие и обеспеченность — понятия вполне совместимые! Моя книга «Любимое дело приносит достаток» — дань уважения всем, кто занимается работой, приносящей радость. Это в то же время и руководство, которое, надеюсь, покажет читателям, как последовать зову собственного сердца. Более того, в моей книге рассматриваются духовные аспекты работы, как выражение человеком своего истинного «Я». Книга утверждает, что работа, любовь, «игра» и, в конечном счете, преданность самому себе, при правильном подходе, вместе служат всестороннему познанию, полному самовыражению личности. И, наконец, в более широком плане, в книге развивается понятие «труд», расширяя рамки общепринятого понимания психологии труда и современных теорий о профессиях. Ведь так же, как и все остальное, труд может стать выражением нашей любви к себе и другим. Для тех, кто тяготеет к духовной жизни или религии, работа является своеобразным средством посвящения, способом реализации своего таланта на благо остальным, способом истинного самовыражения. В силу этого можно определить книгу как работу по духовной психологии, но, думаю, любой может использовать принципы, изложенные в ней, для своего собственного роста и развития. А теперь несколько слов о себе. Не так давно я была школьной учительницей. Пять или шесть лет преподавала в начальной школе, в средних классах и даже в колледже. Затем пять лет работала школьным директором. Наша школа стала образцово-показательной в округе в области современных образовательных программ. Еще два года я консультировала учебные центры и поддерживала взаимодействие между районными школами и Советом штата по образованию. Я говорю о своей педагогической деятельности только для того, чтобы читатели поняли, что я разделяю профессиональную этику моего рода занятий. Наряду с работой в районном отделе образования, я преподавала и занималась разработкой развивающих программ в Университете Лойлы, в центре изучения психологии взаимоотношений в рабочем коллективе в Лос-Анджелесе. До этого я не имела никакой экономической подготовки, но дела мои шли неплохо. Сейчас я веду небольшую частную практику по организационной психологии, медитации и корпоративному «сменному управлению». Моими советами руководствуются исполнительные директора больших американских корпораций. Все эти мужчины и женщины — интеллектуальная, духовная и творческая элита страны. До основания собственной фирмы я не имела ни производственного опыта, ни деловых связей, и не могла даже вообразить, что в моих силах предложить что-либо выпускникам Гарварда, Стэнфорда и Йеля (называю только несколько лучших в Америке учебных заведений, которые заканчивали мои клиенты). Тем не менее, роль советника оказалась для меня совершенно естественной. Может быть, я взяла смелость предлагать обучение производственному руководству именно потому, что чувствовала свою компетентность, которая возникла в силу личных способностей. Предварительная подготовка и опыт, конечно, важны, но мы не должны ставить телегу впереди лошади. Мой собственный опыт разработки курса обучения без особой и сложной профессиональной подготовки, а также опыт сотен моих клиентов и других людей, сделавших карьеру в новой области, убеждает в правильности тезиса: «Любимое дело приносит достаток». Эта книга — повесть о нашей жизни, материал, который с нарастающей скоростью копился в течение последних десяти лет. Она предоставляет возможность научиться строить свое поведение для достижения благополучия. В дополнение мы детально рассмотрим преимущества такого подхода. Читатели смогут обдумать собственные ситуации и применить закон приходящего без специальных усилий достатка в собственной жизни. Они познакомятся с типичными случаями и попробуют взглянуть на себя со стороны. Они сумеют распознать людей, обеспокоенных своим достатком или тем, как бы угодить родителям, супругам и авторитетным для них фигурам; выявят тех, кто чувствует себя слишком старым, неопытным для того, чтобы найти свое место в жизни. Примеры, которые здесь приводятся, НЕ рассказывают о людях, которые просто закрыли глаза на собственные нужды и требования реального мира. Эта книга, тем более, НЕ повествует о тех, кто в один прекрасный день проснулся богатым и счастливым обладателем достойной работы. Потому что я НЕ считаю такой результат возможным и даже желательным. В некоторых случаях люди отправляются искать любимую работу, но все еще ждут, когда появятся деньги. Подобное случилось с моей старой приятельницей, которая давным-давно решила стать актрисой. Она до сих пор упорно трудится, стараясь превратить мечту в реальность, играя мелкие эпизодические роли во второсортных театрах. Поэтому я утверждаю, что для достижения естественного достатка требуются упорные, терпеливые, осознанные усилия. Многие из тех, с кем доводилось встречаться, находятся еще на стадии обучения. Иногда требуется утомительное и дополнительное обучение или специальное исследование. Некоторые продолжают работать на «два фронта», как в случае с женщиной, мечтающей стать художником, но еще недостаточно овладевшей мастерством, чтобы выгодно продавать свои произведения. Ей нужно рисовать, экспериментировать, искать собственный стиль. Это займет годы. Поэтому полный рабочий день она проводит на другой работе, а все вечера и выходные рисует. Пишу об этом, чтобы никто из вас, дорогие читатели, не подумал, будто я утверждаю, что быстрое изменение образа мыслей будет сразу же вознаграждено материальным благополучием. Достаток упомянут в названии лишь для того, чтобы показать, что мы сначала должны выполнить работу, вложить себя, как бы засеять маленькое поле — собственную сферу деятельности, и лишь потом,' заботливо поливая его, ухаживая за посевами, собрать обильный урожай. Когда люди, чьи примеры я описываю на этих страницах, продолжают упорно работать в избранной ими сфере, они одновременно растут и как личности. И в этом — красота обретения любимого дела. Если они уважают собственные усилия на том или ином поприще, они обязательно становятся более цельными и надежными индивидуумами, обладающими большой самодисциплиной. Люди начинают доверять себе, учатся слушать свой внутренний голос. Голос постоянного, искреннего, придающего силы советчика, рекомендующего, что делать дальше и как это делать. Пример их указывает другим, стремящимся достичь тех же целей, как планировать собственное духовное и личностное развитие, ибо именно оно влияет на успех. Случаи, приведенные в книге, абсолютно реальны. И вполне могут помочь нам научиться быть терпеливыми и стойкими. Здесь вы можете прочитать очерк о том, что требуется для достижения внутренней уверенности и обретения чувства собственного достоинства. О том, как распознать себя и услышать голос своего «Я», постоянно заглушаемый назойливой «трескотней» специалистов, тяжеловесными проповедями общества и беззастенчивыми воплями лживой прессы. Именно такое «внутреннее внимание» необходимо, чтобы мы могли найти работу, приносящую наибольшие радость и удовлетворение. Читатель выяснит, что такое Естественный Достаток, и как он приводит к персональному росту и развитию. Изучит феномен, который я называю Большим «С», — сопротивлением. Увидит, как он блокирует энергию и воодушевление, уменьшает чувство удовлетворенности. Узнает, как максимально увеличить собственные ресурсы, ожидая, пока деньги «придут». Эта книга подскажет, как приготовиться к неожиданным событиям, как выполнять с радостью любую необходимую работу, пока цели не реализованы. Надеюсь, она также поможет осознать, что любимое дело приносит именно то особое вознаграждение, которое подразумевает не только деньги, но и чувство уверенности в себе. И, наконец, наверное, самое важное: книга срывает покровы с тщательно хранимой тайны. Существуют сотни тысяч людей, преодолевших как внутренние, так и внешние преграды, для того, чтобы с успехом делать любимую работу. Когда человек сумеет развить в себе самоуважение, цельность и отдать должное своим талантам, он заработает столько денег, сколько ему нужно, или столько, сколько он захочет. Это и есть подлинный успех. Потребуется лишь опереться на талант, энергию, внимание, преданность, любовь. И как только выбор будет сделан во имя собственных ценностей, придет награда. Глава 1 Сознательный выбор Лучший способ установить духовную связь с нашей работой — это выбрать ее. Естественный Достаток основывается на сознательном выборе. К сожалению, мы давно приучены поступать по указке других, часто далеко заходим по ложному пути, прежде чем сознаем, что на самом деле не мы выбрали работу. Поворот в жизни обычно является началом зрелости и означает исправление выбора, сделанного бессознательно, без должного обдумывания. Очень важно умение выбирать работу. Требуется мужество, чтобы идти к тому, что ценишь, и быть готовым отвечать за последствия выбранного решения. Способность сделать выбор означает, что мы не должны позволить страху управлять нами, даже если наше решение может потребовать активных действий, которых мы страшимся в душе. Выбор иногда заставляет отказаться от безопасных и знакомых условий. Я работаю со многими людьми, осознавшими необходимость изменений, но еще не решившимися их осуществить, и прониклась уважением к мужеству, которое требуется, чтобы честно взглянуть на свою работу и жизненные альтернативы. Многие это делают только на словах: совсем не легко следовать открывшейся истине. И все же гораздо больше людей, чем мы можем представить, живут честно по отношению к самим себе. Одна молодая женщина рассказала, что ее страшно тяготила финансовая карьера, хотя она готовилась к ней еще со школы. «Я потеряла интерес к тому, что делаю. Стала жить, мечтая о выходных. Воскресным вечером уже боюсь завтрашнего понедельника. Мне надоело. Наверно, я безответственная». А когда начальник предложил ей направление в аспирантуру, женщине стало только хуже, поскольку в ней боролись противоречивые желания. Критически рассмотрев шкалу своих ценностей и мотивы, почему ей нравится делать то или другое, она вынуждена была признать: «До разговора с Вами я думала, что хочу подняться по общественной лестнице. Но теперь поняла, что идея вернуться в аспирантуру меня не привлекает вовсе. Я впервые открыто признаю это и понимаю, что лгала себе. На самом деле я хочу иметь свободный график и больше времени уделять личным проблемам. Я хочу иметь детей, быть матерью. Я воспринимала учебу в аспирантуре, как способ угодить другим. Мой начальник и родители хотели бы видеть меня выдающимся финансистом. Я знаю, что у меня есть для этого способности, и, думаю, я совпадаю с их представлением о мозговом центре корпорации. Но я сознаю также, что хочу создать семью, стать хорошей женой и матерью, попробовать себя в каком-нибудь рукоделии. Вот что в данное время действительно удовлетворяло бы меня, а не бизнес». Она обсудила свое решение с родителями, с начальником, и те отнеслись к нему весьма неодобрительно. Но она была готова к непониманию и к борьбе за свой выбор. «Давно не чувствовала себя такой спокойной»,— сказала она мне позднее,— «я чувствую абсолютную уверенность в том, что все будет просто замечательно». Испанская пословица гласит: «Господь говорит: бери что хочешь, но заплати за это». И мы, взвешивая все «за» и «против», больше узнаем о собственных сильных и слабых сторонах, и с большей готовностью можем оплатить свой выбор. Каждое сознательное решение добавляет что-либо в наше самопознание и позволяет больше верить в самих себя, потому что мы учимся жить в соответствии с нашими внутренними представлениями и возможностями. Правильно и обратное: когда мы бессознательно дрейфуем по жизни, то культивируем неуверенность, апатию, пассивность и неспособность здраво рассуждать. Начиная сопротивляться, встречаясь с трудностями, принимая сознательные решения, становимся сильнее, способнее и ответственнее за свои поступки. Когда мы увидим и поймем, что наши таланты способны полностью обеспечить успех, мы перестанем искать одобрения и руководства. Сознательный выбор побуждает нас не медлить с решением. Таким образом, мы становимся на один шаг ближе к себе, как к ответственной цельной личности. Выбор работы позволяет с удовольствием, воодушевлением и ответственностью заниматься ею. Трудна она или легка, любим мы ее или нет, мы можем делать ее хорошо, сосредоточившись на ее выполнении. И если мы практикуем такое отношение, можем полюбить и сам процесс работы!
Самовыражение Работа — естественное средство самовыражения, потому что мы все равно проводим там большую часть времени. И просто нет никакого смысла на сорок часов каждую неделю отказываться от собственной индивидуальности, подавлять свои реальные способности, забывать потребность в поощрении и личном росте. Работа может быть средством, позволяющим задействовать разнообразные и сложные аспекты нашей личности, переводя наше отношение к жизни, эмоции и ощущения в осмысленную продуктивность. Она дает возможность почувствовать себя художником, чье творчество, несомненно, является формой самовыражения. Первые попытки могут показаться лишенными четкости, робкими и слабыми экспериментами. Но когда художник прилагает усилия и развивает самодисциплину, когда оттачивает мастерство и познает себя, его картины становятся подлинным автографом души. Каждое полотно со временем начинает говорить о мировоззрении художника, его сознательных и подсознательных образах и ценностях. Он может быть понят почти так же, как если бы написал автобиографию. И хотя материал труда может быть различным: физики, плотники, продавцы, мастера по ремонту велосипедов — все, кто пользуется трудом как средством самовыражения, получат удовлетворение от роста самопознания и обязательно выделятся из толпы. Даже предприниматели, которые составляют большую часть моей клиентуры, давно говорят: есть что-то особенное в каждом из них, что находит свое выражение в бизнесе и приносит удачу в самых рискованных затеях. Самое интересное заключается в том, что самобытность вселяет уверенность в себе, наполняет уверенностью клиентов и персонал. А они быстро осознают, на кого можно рассчитывать.
Приверженность к работе Когда мы стремимся прийти к естественному достатку, даже самые трудные аспекты работы не заставят свернуть с выбранного курса. И если другие говорят «не работай так усердно» или «ты разве никогда не отдыхаешь?» — нашей реакцией будет неловкость. Все, в чем другие видят опостылевшую обязанность или скучную обязаловку, мы понимаем как одну из форм удовольствия. Быть таким нетрудно, если работа — наш путь к естественному достатку. Общественный деятель и бывший секретарь общества здоровья, образования и социального обеспечения Джон Гарднер однажды сказал, что самым большим секретом является желание людей работать во имя смысла и веры в то, что они делают. Я познакомилась с молодым человеком, который давно занимался совершенно его не удовлетворяющей, но прибыльной работой, связанной с компьютерным бизнесом. После тяжелой внутренней борьбы он решил оставить свою весьма уютную нишу в жизни и вернуться в учебное заведение, чтобы изучать психологию. Недавно я получила письмо от него и копию характеристики с высшими баллами по всем предметам за первый семестр. Он был в восторге от своих оценок, но едва сводил концы с концами — ситуация, с которой он прежде не сталкивался. Уверенность, что он отыскал правильный путь в жизни, позволила отличиться, а также дала силы с достоинством встретить испытание, явившееся следствием его выбора. Он использовал все прежние умения и связи для поисков работы на неполный день и, в конце концов, решил на один семестр уйти в академический отпуск, чтобы заработать на образование. «В прежнее время, если работа не ладилась, я увольнялся», — говорит он,— «но теперь я горю желанием довести дело до конца». Не отступая от цели, он получает новый уровень жизненной силы, помогающий стойко держаться до тех пор, пока не придет успех. Преуспевающие люди имеют не просто цель, но и ясное направление пути. Они знают, к чему этот путь приведет, и наслаждаются дорогой. Если мы с энтузиазмом относимся к своему делу, если постепенно движемся к реализации осмысленных целей, любые трудности становятся разрешимыми и преодолимыми, как в случае с вышеупомянутым молодым человеком. Я убеждена, что этот человек обязательно станет психологом, и, вероятно, одним из лучших. Я поняла это, когда получила еще одно письмо: «Занятия трудные, они бросают мне вызов, но я чувствую, что справлюсь и чувствую огромную радость впервые в жизни».
Вопрос о силе Все мы должны четко знать, способны или нет справиться с жизненными трудностями. В молодости мы ищем свидетельства того, что сможем выжить, используя собственные ресурсы. Если дети учатся решать трудные проблемы, они чувствуют, что имеют все необходимое для того, чтобы занять достойное место в обществе. Те же, кто не сумел по каким-то причинам убедиться в своих возможностях, не имеют достаточной информации о собственных силах. И часто вырастают, считая себя никуда не годными. И беспомощности, и силе можно научиться. Дети, прошедшие через трудное детство, например, часто становятся образцовыми взрослыми. Исследования показывают, что около пятнадцати процентов тех, кто вырос в трудных или ужасающих условиях, становятся в высшей степени дееспособными и сильными. Успешно преодоленные испытания детства взращивают их представление о себе как человеке сильном, с большими внутренними ресурсами. Легко представить, почему они так же легко вдохновляют окружающих, и к ним тянутся за помощью. Эти люди верят в свои возможности, потому что уже доказали, на что способны в реальных ситуациях. Одна моя подруга, преуспевающий предприниматель, рассказала о собственном детстве и о том, как сумела выбраться из маленького, нищего южного городка: — На самом деле я не знаю, что дало мне повод думать, будто я смогу найти выход иг той ужасной ситуации. Я не имела образования и вообще никаких зацепок. Но как ребенок из семьи, где было девять детей, я научилась привлекать к себе внимание, когда нуждалась в помощи. Как бы плохо ни складывались дела, я всегда знала, как управлять ситуацией, чтобы обо мне позаботились. Даже если получала отказ, всегда умудрялась вовлечь родителей в свои проблемы. Я хорошо усвоила свои способности и получала все необходимое. Мужчина, чья больная шизофренией мать отравляла жизнь близким и родственникам, рассказывает: — Мне было так плохо дома, что я замкнулся в себе. Я постоянно мечтал, что скоро смогу раздобыть денег и уехать. Часто обращался к чужим, психически здоровым взрослым. Именно они научили, что жизнь может чего-то стоить и быть предсказуемой. Я находил учителей или родителей моих друзей, которые находились рядом в то ужасное время — например, когда я обнаружил свою мать со вскрытыми венами, заливающей своей кровью ванную. Или когда пытался с ней говорить, а она могла лишь беседовать с «голосами», которые постоянно мерещились ей. Именно тогда здоровые взрослые спасли меня. Они советовали, поощряли, они были образцом для подражания. Построив систему собственных планов, представлений, желаний, имея рядом надежных взрослых, я почувствовал, что сумею справиться со своими проблемами. Это чувство помогло продержаться первые четырнадцать лет жизни. Вскоре я покинул дом и больше никогда туда не возвращался. И в моей жизни не было ничего более трудного, чем ужасы детства. Я знал: пережив это, я смогу пережить все. Находя позитивные связи со взрослыми, искусно строя отношения с окружающими так, чтобы их нужды удовлетворялись, дети в такой травмирующей обстановке учатся справляться с проблемой. Они от проблемы не убегают (может быть, еще и потому, что не могут), но изобретательно к ней приспосабливаются. Поступая так, они раскрывают собственные возможности. Открытие внутренней силы приносит ощущение уверенности в себе, а вместе с ней появляется надежда. Повзрослев, они откроют безбрежный запас находчивости, энергии и творческих навыков, потому что, будучи детьми, заработали право на использование внутренних ресурсов. И наоборот, люди с низкой самооценкой должны (если хотят вырасти цельными личностями) учиться доверять себе, знать, что у них есть силы, и все трудности преодолимы. Это можно сделать двумя способами. Первый — получение знаний: изуче ние динамики вопроса, чтение, посещение лекций, анализ проблемы. Второй и, вероятно, более важный - практическое решение вопросов, которые кажутся наиболее трудными. В некотором отношении такие люди должны лицом к лицу столкнуться с проблемой, связанной с достижением цели, от которой они, по-видимому, давным-давно отказались, считая такое невозможным. Недавно у меня в приемной сидела молоденькая девушка, исключенная из университета, совершенно потерянная и ошеломленная. Глаза ее были сухими — она уже выплакала все слезы о напрасно прожитых годах. Жизнь окончена, считала она тогда: «Я вечно боялась, что не смогу делать то, что от меня потребуется. И так было всегда, когда я пыталась что-нибудь сделать — например, получить хорошую работу, жить самостоятельно. Стоило же мне оказаться на верном пути, я тут же все портила: или делала слишком много, или заходила слишком далеко с самого начала. Когда я поступила в колледж и должна была получать отличные оценки, я вложила в занятия всю душу. Но, получив первую тройку, оказалась полностью уничтоженной. И тогда мое поведение изменилось на строго противоположное: я просто прекратила готовиться к занятиям. Когда нужно было активно заниматься, я просто смотрела телевизор, ела, ходила к друзьям. На самом деле, виновата вовсе не злополучная тройка, и так же, как сейчас, дело не в провале на экзамене. Меня беспокоит, что самочувствие мое просто ужасно. Понимаете, там, внутри. Будто на самом деле ничто не имеет значения. Мне даже неприятно слышать, как я разговариваю с вами об этом. Но сейчас я ни о чем другом не могу говорить. Мне противно это, я сама себе противна». После внимательного изучения ее жизни выяснилось, что она имела властную, подавлявшую ее мать, которая все время твердила: «Надо устроиться. Ищи нужных людей. Найди приличное место». Но ее слова означали и другое, что гораздо опаснее: ты не подходишь для общества, ты ничто и ничего собой не представляешь. Если у двух моих подопечных, с ситуацией которых мы познакомились ранее, существовали конкретные проблемы, с которыми нужно было бороться (например, нищета или больной, умственно нездоровый родитель), то у этой девушки жизнь была более удобной, комфортабельной. Ее задача — просто избавиться от внутреннего представления, что она неполноценная, не может управлять своей судьбой. Чтобы это сделать, требовалось определить собственную суть, а уж потом строить свою жизнь в соответствии с тем, что спрятано глубоко внутри. Вряд ли родители, сами подавленные низким чувством собственного достоинства и отрицатель ной самооценкой, могут любить, и поэтому частью проблемы моей клиентки было освобождение от постоянно звучащего в мозгу голоса матери. Это потребовало длительной терапии. Но, независимо от того, требуется подобная или какая-то иная форма работы над собой, всегда верно одна. Только формируя, высвобождая свою индивидуальность, развивая склонности и интересы, выбирая соответствующую форму действий, мы зарабатываем право доверять собственным силам.
Вопрос дееспособности Каждого из нас с самых юных лет волнует проблема дееспособности. Есть ли у нас способности вообще, достаточно ли мы умны, чтобы учиться, решать практические задачи при выполнении собственных решений. Дети всегда подмечают, «включаются ли другие при сложностях во время учебы, или доверяют им самим выходить из положения, успешно справляясь с обычными задачами. Эти задачи встают во время взросления (обучение чтению, новой игре, умению кататься на велосипеде, танцам, правильному поведению с задиристыми сверстниками и тому подобное), и дети, которым доверяют, делают вывод, что обладают необходимыми качествами и в дальнейшем справятся с жизненными трудностями. Если, однако, они обнаружат, что не способны адекватно вести себя, если родители, учителя, братья или сестры, одногодки презрительно называют их неумехами, тогда они унесут это горькое сознание неполноценности во взрослую жизнь. Ребенок может решить, что он совершенно несостоятелен, если родители то и дело бросаются все делать за него. Когда отношение к своему чаду можно уложить в предложение: «Подожди, дай мне это сделать вместо тебя. У меня получится быстрее, лучше и я ничего не перепутаю»,— ребенок выясняет для себя кое-что о собственной дееспособности, точнее — о недостатке таковой. Серия подобных сцен несет сообщение: «Ты глупый и медлительный». Когда родитель неодобрительно хмурится при неспособности ребенка решить проблемы или выговаривает ему, вместо того чтобы научить, как постоять за себя перед хулиганами на игровой площадке, ребенок получает информацию о своей недееспособности. Люди, чрезмерно зависимые от надежд и указаний авторитетных лиц (скажем, начальника на работе, или доктора, или адвоката), имеют чрезмерную потребность нравиться им. Они берут работу, которая слишком легка для их природных талантов или ума и, похоже, действуют из убеждения, что ничего лучшего не найти. Это часто происходит из-за их неверия в свои силы. С другой стороны, те, кто имеет трезвый ум, люди независимые и ответственные, верят, что могут контролировать положение дел. Они показывают свою дееспособность ежедневно. Это не только помогает им идти собственным путем, но усиливает убеждение, что они дееспособны. Другими словами, они укрепляют веру в свои способности по мере взросления.
Вопрос привлекательности Мнение «Я привлекательная личность, люди принимают меня и любят находиться рядом» также формируется в раннем детстве. Мы ищем подтверждения, что имеем ценность в глазах других; мы следим, что именно делают наши родители, учителя, ровесники и другие, когда мы рядом. Смотрят ли они прямо в глаза и слушают, когда мы говорим, или заняты более важными делами? Подсказывает ли наше воспитание, что, несмотря на ошибки, мы способны понять, как поступить по-другому в следующий раз? Или мы приучены считать, что вообще ничего не можем сделать правильно? Разговаривают ли с нами спокойно и открыто? Или втолковывают, словно баранам, что и как в точности сделать, будто у нас нет собственного ума. Чувствуем ли мы, что можем во всеуслышание заявлять, чего именно хотим? Или участвуем в странной игре, где нам предложена роль Тупицы, который притворяется, что не знает ответа на определенные вопросы, и что он вовсе не хочет того, чего на самом деле жаждет? При честных ответах все эти вопросы помогают увидеть, как мы подошли к оценке собственной привлекательности. Наши ответы определяют уровень признания собственного «я», ощущения исконного права на определенное место в структуре общества (что в огромной степени связано с уже созревшим ощущением своей ячейки на рынке труда) и, в конечном счете, на место в мире вообще. Те, кто чувствовал себя достойно в детстве, привыкают, что могут честно высказывать мнение и заявлять о нуждах, иметь свои предпочтения, что их не отвергнут, если они обратятся с просьбой. Это крайне важный урок и одновременно дар. Поэтому, когда люди заранее ощущают, что им откажут, они подавляют такие запросы в себе. И в результате, если они слишком робкие, или их чересчур сурово обрывали, когда они высказывали свои мысли, люди забывают, чего хотят, как это было с менеджером, чьи слова открывали эту главу. Помню, в детстве, родители, родившиеся и выросшие в Европе, учили меня ничего не просить. Перед тем, как пойти со мной в гости, меня инструктировали не просить попить, не проситься в туалет, не брать печенье, когда его предлагают. «Возьми только одно печеньице. И просто сиди, как воспитанная хорошая девочка!» Читатели могут представить, какой я со временем стала «воспитанной» от таких поучений. Я была уверена, что «хорошие девочки» не спрашивают. К счастью, потом, столкнувшись с массой ситуаций, я узнала, что нет ничего неприличного в обыкновенной просьбе. Если бы не был усвоен этот важный урок, мне было бы куда труднее определить, чем заняться в жизни. Нужны определенные усилия, чтобы высказать ту или иную просьбу, особенно, если вы младший в семье, где хмурые старшие уверены, что лучше знают, что нужно вам, а что нет. Это еще более важно для детей, которые по природе робки или рассматривают вещи, людей и события как нечто пугающее и неуправляемое. Чтобы быть объективными, отметим: дети по-разному понимают слова и поступки родителей. Одни считают малейшую критику отповедью, резким отторжением, другие — более спокойны и устойчивы в отстаивании своего «Я». Некоторые от природы агрессивны и еще до своего рождения колотят ножками в утробе матери. Другие — спокойные и молчаливые, просто ангелы. Большая часть представления о себе складывается из понимания, какими считают нас родители, точнее, как, по нашему мнению, они обращаются с нами. Вероятнее всего, именно в этот деликатный период жизни мы ставим цели и обдумываем планы, которые станем воплощать в будущем. Мы просто проглатываем события, переваривая их в информацию о нашем позитивном росте и способностях или слабости и неумении. Затем мысли, выстраиваясь в ряд, формируют базис всей жизни. Если мы осознаем, что мы «в порядке», то искренне верим, что «Очень хорошие», и жизнь будет прекрасной и веселой. Если же из поведения и разговоров следует вывод, что нам чего-то недостает, напрашивается посылка, что вряд ли мы достигнем настоящего личного счастья. Тогда мы верим, что не заслуживаем того, чего хотим. Таким образом, мы сами себе приказываем привыкнуть к невыгодному положению, приучиться жить в тревоге и серости, к лишенному блеска существованию — вечно удивляясь, почему именно мы испытываем страдания. Но возможна и вера в лучшую долю, которую обрела женщина, сумевшая покинуть свой нищий дом. И тогда мы будем стремиться к воплощению своей веры. Все вышесказанное подводит к одной мысли: именно в детстве формируется наша взрослая трудовая жизнь. Это включает в себя способность определять, чем хотим заниматься, когда вырастем, способы решения или ухода от проблем, желание стоять в стороне от толпы, умение принимать ответственность за принятые решения и поставленные цели. Люди с высокой самооценкой следуют своим представлениям, мотивам и целям в жизни. В то же самое время они чувствуют связь с другими людьми, и, улучшая собственную жизнь, облегчают существование других. Глава 3 ВЫРАЖЕНИЕ СВОЕГО «Я»
То хорошее, что видят в нас другие — самое ценное, чем мы владеем, и что часто почему-то стараемся в себе подавить. А ведь требуем еще и любви. Андре Жид (из неизвестной работы)
Прежде чем выразить себя в работе, мы должны сделать несколько важных шагов по обретению чувства личного достоинства. Люди с высоким чувством самоуважения овладели ими автоматически. Прежде всего, мы должны узнать и принять свою темную сторону— нашу «тень», как ее называет великий психолог Карл Юнг. Вместе с этим мы должны научиться полностью воспринимать себя такими, какими в действительности являемся. Это восприятие себя имеет несколько составляющих, не самой последней из которых является умение обращаться с собой с любовью. На самом деле, в этом процессе мы являемся тремя личностями. Одна из них — что-то вроде блудного сына, который плохо ведет себя, особенно если делает неправильный выбор, но хочет вернуться к любви, безопасности и удобствам своего дома. Вторая — его Щедрый любящий отец, без вопросов принимающий его обратно. Последняя личность — сын, который все подвергает сомнению, судит о других и противится этому гостеприимству. Я полагаю, что умиротворить «второго сына» — важнейшая задача для тех, кто не решил ее в детстве. Мы можем сыграть роль отца, чтобы полностью поглотить все остальные «Я», слившись в единое целое. Пока мы не примиримся с собой, совершив это слияние, вряд ли наша самобытность как работника как-то проявится, ибо это есть способ жить продуктивно и незаурядно. Переделка старых привычек и поведения требует времени. Позволив себе использовать любое необходимое время для роста, мы увидим, что привычные способы существования, даже если они ненавистны,— не исчезают за ночь. Поэтому, вместо того чтобы ожидать немедленных результатов, мы поймем, что придется проя<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.016 с.) |