Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реакция связывания комплемента.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Комплемент – система белков крови, которая активируется при наличие АГ. Образуется мембраноатакующий комплекс. Фазы реакции: 1) АГ, АТ и комплемент инкубируют (реакция не видна). 2) Добавляют индикаторную систему (эритроциты барана и АТ против них из кроличьей сыворотки) Если комплемент связался с комплексом АГ-АТ, то реакция положительна – гемолиз не произошёл, если не связался, то произошёл гемолиз эритроцитов.
Реакции с меченными АТ и АГ. 1) РИФ (АТ мечены флюорохромами (это диагностический препарат), исследуем АГ, результат смотрим в люминесцентном микроскопе. Если реакция произошла, то вокруг АГ образуется светящийся круг (реакция Кунса – прямой метод). Непрямая реакция Кунса – метятся антиглобулиновая сыворотка против АТ). 2) ИФА (АГ выявляют с помощью АТ, меченных ферментом). 3) РИА (АГ выявляют с помощью АТ, меченных радионуклидами).
Лекция №6. Физиология микроорганизмов.
В микробиологии, основное в систематике и номенклатуре – это вид (основная категория). Царство Подцарство Отдел Порядок
Класс Подкласс Род Вид Подвид Вид – эволюционно сложившаяся совокупность особей, имеющих единый генотип, степень гомологии ДНК 60 и более и имеющих в стандартных условиях максимально близкие фенотипические признаки, но при этом отличающиеся друг от друга по роду.
Пример: Salmonella thyphi
род вид
В основе классификации положены признаки и свойства:
1) Морфологические свойства (величина, форма, характер взаимного расположения микробов); 2) тинкториальные свойства (отношение бактерий к окраске, например Грам+ или Грам -); 3) культуральные свойства (особенности роста на жидких (образование плёнки, осадка, помутнения) и плотных (образование колоний, размер, цвет, консистенция, края, образование пигмента, прозрачность колоний) питательных средах); 4) Подвижность (бывают подвижны и неподвижны. Характеризуется наличием или отсутствием жгутиков, а так же наличием сократительных белков и аксистиля); 5) Спорообразование (характер образования и форма спор); 6) Физиологические свойства (способы углеродного и азотного питания, типы дыхания, т.е. принадлежность к строгим аэробам, анаэробам или же факультативные); 7) Биохимические свойства (способность ферментировать углеводы, аминокислоты, многоатомные спирты, а так же протеолитическая активность (например свёртывание молока); 8) Чувствительность к специфическим бактериофагам (она либо есть, либо её нет); 9) Антигенные свойства (зависят от химического состава КС, а так же от наличия капсул и жгутиков); 10) Химический состав КС (содержание сахаров и аминокислот); 11) Липидный и жирнокислотный состав (количественный и качественный состав, т.е. какие и сколько); 12) Белковые спектры (аналогично – какие и сколько).
Колония – видимая простым глазом, изолированная популяция микробных клеток, образующихся в результате размножения и накопления бактерий за определённый срок инкубации на питательной среде (на её поверхности или в толще). Образуется из 1-ой родительской клетки. Из этого следует, что из 1-ой изолированной колонии может быть получена чистая культура возбудителя. Чистая культура – совокупность микробов одного вида или варианта, полученная из одного образца материала (т.е. из одной клетки) и содержащаяся в определённом объёме среды (например в пробирке или чашке Петри).
Штамм – идентифицированная чистая культура микроорганизмов, выделенная из какого-либо источника (организм, внешняя среда и т.д.) и отличающаяся от других представителей рода. Клон – совокупность потомков, выращенных из единственной микробной клетки.
Для образования некоторых совокупностей микробов, которые отличаются по некоторым свойствам, употребляется суффикс вар. Морфовары – отличаются по морфологии. Серовары - отличаются по антигенным свойствам. Биовары - отличаются по биохимическим свойствам. Фаговары - отличаются по чувствительности к специфическим бактериофагам.
Физиология микроорганизмов. Физиология микроорганизмов включает их типы питания, дыхания, размножения, развития, роста и т.д. Химический состав бактерий: 1) вода (до 80%, в спорах до 18-20%) – при недостатке воды микроорганизмы не размножаются и это используется при леофилизации (высушивание микроорганизмов в вакууме из замороженного состояния, т.е. микробы живые, но высушенные. Таких микробов можно упаковать в стерильную посуду, что активно используется при их транспортировке. 2) Белки (≈ 40 – 80% от сухой массы) – определяют свойства бактерий. Состоят из 20 аминокислот. 3) Диаминопимелиновая кислота. 4) Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК) – молекула ДНК представлена в виде хромосомы, отвечает за наследственность. РНК представлена в виде ИРНК, РРНК и ТРНК. 5) Углеводы (моно-, ди- и полисахариды) – капсула имеет полисахаридную природу, полисахариды входят в состав ЛПС наружной мембраны, в которую так же входят липиды (особенно у Грам - бактерий). Липиды так же содержатся в составе КС (например у микобактерий tbc, а так же липиды определяют токсигенные свойства. Кроме того, липиды – это запас питательных веществ. 6) Минеральные вещества (макро- и микроэлементы, P, K, Na, Ca, Mg, а так же Zn, Ba и др.) – участвуют в процессах метаболизма клеток в виде коферментов.
Физиология сигналов. Бактерии воспринимают информацию из окружающей среды. Информация поступает в бактериальную клетку через её мембраны. Химические сигналы (вода и аминокислоты) зависят от концентрации веществ и проницаемости мембран. Основной регулятор поступления веществ из вне в клетку – ЦМ. Все питательные вещества поступают в клетку с помощью следующих механизмов: 1) простая диффузия (пассивный транспорт) – осуществляется за счёт разного содержания в среде и в клетке питательных веществ. Протекает по градиенту концентрации. Когда концентрация питательных веществ в клетке и во внешней среде равна, то данный вид транспорта прекращается. Она идёт без затраты энергии, без субстратной специфичности. 2) Облегчённая диффузия – выраженная субстратная специфичность. Протекает с помощью пермиаз (белков-переносчиков, которые “распознают” нужную клетке молекулу), а из этого следует, что не требуется большой затраты энергии. Диффузия протекает по градиенту концентрации. Характеризуется субстратной специфичностью и большой скоростью. 3) Активный транспорт – растворённые вещества поступают в клетку против градиента концентрации (т.е. клетка как бы “насасывает” в себя нужные вещества). Кроме пермиаз, так же используется транспортная система. Тратится много энергии, с субстратной специфичностью. 4) Перенос (транслокация) групп – могут изменяться конфигурации молекул (например нитраты – в нитриты, сульфаты – в сульфиты). Так же в процессе участвует фосфаттранспортная система.
Транспортные системы – это системы, которые связывают белки с пермиазами. Функции транспортных систем: 1) поддерживание на высоком уровне внутриклеточной концентрации субстратов, необходимых для биохимических реакций (с максимально высокими скоростями, даже при низкой концентрации субстрата во внешней среде; 2) регуляция осмотического давления в клетке (и ph среды). Типы питания: I. По типу углеродного питания: 1) аутотрофы (autos – сам, trophos – питание) – организмы, которые удовлетворяют свои потребности за счёт СО2. 2) гетеротрофы (gegeros – другой) – не могут ограничиться СО2. для них нужны готовые органические соединения (т.е. паразитируют в организме). а) сапрофиты (питаются мёртвыми органическими субстратами) б) паразиты (питаются за счёт других клеток) - облигатные (обязательные) – паразитируют только внутри живой клетки - факультативные (существуют как в живой клетке, так и вне её)
II. В зависимости от окислительного субстрата: 1) литотрофы (lytos – камень) – используют в качестве доноров ионов водорода неорганические соединения. 2) Органотрофы (в качестве доноров ионов водорода используют только органические соединения). III. По источнику энергии: 1) фототрофы (не нуждаются в химических источниках энергии, например цианобактерии, архибактерии и т.д.). 2) хемотрофы (нуждаются в химических источниках питания).
Ферменты (fermentum – закваска) – обязательные химические вещества всех живых клеток. Механизм действия ферментов бактерий: - снижают энергию активации; - направляют химическую реакцию “обходным” путём (т.е. клетки затрачивают меньше энергии); - перераспределяют электронные плотности и деформируют молекулы субстрата (ослабляют внутримолекулярные связи, снижают энергию активации и повышают скорость реакции).
Классы ферментов: 1) оксидоредуктазы (ферменты, которые катализируют окислительно-восстановительные реакции); 2) трансферазы (переносят группы атомов); 3) гидролазы (катализируют гидролитическое расщепление разных химических соединений); 4) лиазы (катализируют реакции отщепления от субстрата); 5) изомеразы (катализируют внутримолекулярные превращения с образованием изомеров); 6) синтетазы или лигазы (катализируют соединение двух молекул, реакции сопряжены с 2 молекулами АТФ);
У бактерий существуют генетические механизмы контроля биосинтеза ферментов: 1) индукция (побуждение, т.е. процесс синтеза ферментов наступает только в присутствии субстрата во внешней среде); 2) репрессия (подавление, т.е. явление, при котором синтез ферментов подавляется под влиянием химических соединений (продуктов реакции), которые катализируются тем или иным ферментом). Группы ферментов бактерий: 1) конститутивные (постоянные, независимые, внутренние ферменты); 2) репрессибельные (синтезируются в результате избыточного накопления продуктов жизнедеятельности). Ферменты агрессии бактерий. Могут разрушать ткани и способствовать распространению токсинов: 1) гиалеронидаза 2) дезоксирибонуклеаза 3) коллагеназа 4) нейроминидаза 5) лецитовителаза (лецитиназа) Пример: стафилококки, посредством ферментов агрессии разрушают соединительную ткань, где содержится гиалуроновая кислота. Обнаружить ферментативную активность можно с помощью: - сахаролитического теста (среды Гиса); - протеолитических тестов (постановка на разжижение желатина, свёртываемость молока и т.д.). Гемолизин обнаруживается на кровяном агаре – вокруг колонии образуется зона просветления.
Дыхание бактерий. Это процесс, сопровождающийся выделением энергии. Типы дыхания: - облигатные аэробы - облигатные анаэробы - факультативные анаэробы - аэротолерантные бактерии - микроаэрофильные бактерии
Облигатные аэробы. Существуют при наличие в атмосфере не менее 20% кислорода. Растут на поверхности питательных сред. Содержат ферменты, с помощью которых переносятся ионы нодорода. Например мицеллы, возбудитель tbc и др.
Облигатные анаэробы. Не имеют ферментов, как аэробы. Не образуют каталаз и пероксидаз (ферментов). Токсин для них – свободный кислород. Для выращивания анаэробов пользуются анаэростатом (аналог термостата, но в них кислород заменён на другие газы). Примеры столбняк, ботулизм (клостридиальные инфекции). Факультативные анаэробы. Это бактерии, которые могут жить и размножаться как в присутствии кислорода, так и без него. Например, кишечная палочка. Аэротолерантные бактерии. В присутствии атмосферного кислорода могут выживать, но не расти. Микроаэрофильные бактерии. Нуждаются в очень малом количестве кислорода и даже лучше растут в присутствии СО2. например, менингококк.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.008 с.) |