Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления



Государственная политика в области формирования информационного общества

Бурное наступление реалий информационного общества на страны и континенты требует пересмотра представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Как отмечалось выше, многие страны принимают соответствующие законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной политики, направленной на формирование и развитие информационного общества.

К сожалению, в России все ветви власти обращают на подготовку к вхождению в информационное общество мало внимания. Пока не существует отдельного органа исполнительной власти, организующего и проводящего информационную политику. Остался лишь департамент в составе Минсвязи России. Тем не менее по поручению Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи (созыва 1996—2000 гг.) разработана Концепция государственной информационной политики, которая была одобрена этим Комитетом 15 октября 1998 г., а также на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ 21 декабря 1998 г.

Концепция призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по вхождению России в информационное общество. Одно из назначений Концепции — обратить внимание органов государственной власти, средств массовой информации, всех заинтересованных лиц на проблемы подготовки государства, общества, личности к условиям жизни в информационном обществе[2].

В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.

В соответствии с этой Концепцией основными задачами государственной информационной политики являются:

модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитие информационно-телекоммуникационных технологий;

эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

обеспечение информационной безопасности;

формирование информационного права как правового фундамента и необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основные положения правового обеспечения государственной информационной политики, которое должно реализовываться в рамках информационного права, формулируется следующим образом:

реализация принципа правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;

совершенствование действующего законодательства и разработка новых законодательных и иных нормативных правовых актов, формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное регулирование информационных отношений, а также осуществление контроля за безусловным исполнением законодательства;

признание возможности ограничения доступа к информации исключительно на основе закона, как исключения из общего принципа открытости информации;

персонифицирование ответственности за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание;

защита законными средствами личности, общества, государства от ложной, искаженной и недостоверной информации;

предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствование доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.

Правовое обеспечение государственной информационной политики должно развиваться по следующим основным направлениям:

разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;

совершенствование актов действующего законодательства, повышение эффективности их норм;

систематизация и кодификация актов информационного законодательства;

согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с актами других отраслей законодательства;

разработка подзаконных актов, руководящих документов и механизмов, обеспечивающих эффективное применение норм существующею и разрабатываемого законодательства;

разработка и применение методов опенки эффективности действующего законодательства;

координация федерального законодательства и законодательства субъектов федерации в информационной сфере;

активное участие в разработке международного законодательства в информационной сфере (на уровне ближнего и дальнего зарубежья).

Первоочередными мероприятиями государственной информационной политики в области информационного права должны быть:

анализ процессов развития информационной сферы, выявление пробелов и дублей в законодательстве;

разработка концепции формирования и развития информационного права и его источника — информационного законодательства;

анализ причин низкой эффективности существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения;

повышение информационно-правовой культуры общества.

Цель настоящего учебника

Как уже отмечалось, в настоящее время идет процесс формирования информационного права. Уже действует информационное законодательство — основной источник информационного права, и количество нормативных правовых актов в этой области неуклонно растет. В России суммарный массив актов информационного законодательства насчитывает сотни федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а если учитывать нормативные правовые акты субъектов Федерации, — то тысячи. Весь этот огромный массив источников информационного права нуждается в систематизации и кодификации.

Применение источников информационного права затруднено отсутствием специалистов в сфере информационного права. Правоохранительные органы не в состоянии профессионально рассматривать дела, связанные с правонарушениями в информационной сфере, поскольку у них, как правило, нет специалистов, подготовленных в области информационного права. Современное активное наступление информационных технологий и информационной среды Интернет на нашу реальную действительность также вызывает острую потребность в квалифицированных юристах, обладающих знаниями в области информационного права. Все это говорит о том, что в ближайшие годы нашей стране потребуется большое количество таких специалистов.

Цель настоящего учебника — обеспечение подготовки на высоком профессиональном уровне специалистов в области информационного права на основе широкого использования последних достижений правовой науки и практики в решении задач правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.


Информация как основной объект информационной сферы и системы права

Классификация информации по роли, в которой она выступает

В правовой системе

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую (рис. I).

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах.

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Неправовая (создается не как результат правовой деятельности, но обращается в соответствии с предписаниями правовых норм); (Например, - Объект Гражданского права; Массовая информация).

Правовая (создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности) (Например, Нормативная правовая информация и Ненормативная правовая информация).

С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления. К ненормативной правовой информации относятся:

1) общая информация о состоянии законности и правопорядка: заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;

судебная, уголовная и прокурорская статистика;

информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека);

социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;

2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний;

4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные

решения и т.п.);

5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:

криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;

криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;

Нормативные правовые акты федерального уровня

Конституция Российской Федерации

Федеральные конституционные законы Российской Федерации

Федеральные законы Российской Федерации

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

Рис. 2. Классификация нормативной правовой информации по видам актов

судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;

оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающая ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.

Модель информационной сферы

Прежде чем перейти к изучению вопросов правового регулирования общественных отношений, связанных с информацией, нужно хорошо исследовать ту сферу, в которой возникают общественные отношения, регулируемые информационным правом или подлежащие такому регулированию, определить состав объектов, которые наличествуют в этой сфере, выявить и установить особенности поведения субъектов, действующих в информационной сфере и участвующих в информационных процессах.

Законодатель определил информационную сферу как «сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации» (Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»), а информационные процессы как процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», а также Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»). К информационным следует также относить и процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационной сфере, возникают при выполнении именно этих информационных процессов[6]. Такие общественные отношения называют информационными, а деятельность по осуществлению информационных процессов — информационной деятельностью[7].

Для исследования общественных отношений, связанных с информацией и ее обращением, построим модель информационной сферы (рис. 4).

Информационная сфера, исходя из видов и способов представления информации, особенностей ее преобразования и обращения, может быть разделена на две части — основную часть или часть собственно обращения информации (окружности на рисунке) и часть, обеспечивающую обращение информации (прямоугольники на рисунке), каждая из которых в свою очередь подразделяется на области. Основная часть включает три области, обеспечивающая — две.

Две главные:

Область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения; Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности

Три обеспечивающие:

Область производства и распространения исходной и производной информации; Область поиска, получения и потребления информации; Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг.

Сегодня деятельность в информационной сфере немыслима без применения автоматизированных информационных систем и банков данных, их сетей, других информационных технологий, основанных на использовании средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций. Внедрение информационных технологий создало новые возможности для ускорения и повышения эффективности информационных процессов, повысило качество информационного обслуживания и, по сути дела, совершило революцию в информационной коммуникации. Были созданы новые материальные носители информации, существенно отличающиеся от традиционных, новые механизмы ее тиражирования и распространения. Появилась дополнительная область, обеспечивающая основные области возможностями программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций — область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения.

Создание, преобразование и потребление информации, особенно в условиях современных систем связи и телекоммуникаций, потребовало также акцентировать внимание на проблемах информационной безопасности (вернее, безопасности в информационной сфере). Основным назначением информационной безопасности можно считать выявление yгроз и защиту: информации от несанкционированного доступа; информационных прав и свобод личности; личности, общества, государства от воздействия ложной, вредной информации, дезинформации[8]. В этой связи появляется еще одна обеспечивающая область — создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.

Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения возникла и развивается в связи с потребностями всех остальных областей. В то же время ни одна из основных областей немыслима без применения программно-технических и телекоммуникационных средств.

Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности обеспечивает реализацию информационных процессов исходя из требований безопасности личности, общества, государства в информационной сфере. Она возникла и развивается в связи с потребностями всех четырех перечисленных выше областей и обеспечивает их безопасное функционирование.

Разделение информационной сферы на области условно, поскольку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создается под воздействием окружающей среды, а также на основе производной информации и сведений из информационных ресурсов. Производная информация создается на основе как исходной информации, гак и сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информации, прежде всего как «запасы» ретроспективной информации. И, наконец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формируются или дополняются информационные ресурсы. Таким образом, замыкается кругооборот движения информации в информационной сфере (обращение информации).

Один и тот же человек (физическое лицо) может выступать в качестве разных субъектов в разных областях. Например, автор научного произведения может работать администратором банка данных в области информационных ресурсов, выступать потребителем информации в области поиска, получения и потребления информации, выступать в качестве специалиста, эксплуатирующего информационную систему, а также участвовать в рамках области информационной безопасности при решении вопросов защиты информации.

Для выявления субъектов, участвующих в информационных процессах, установления разновидностей информации, циркулирующей в информационной сфере, рассмотрим более подробно каждую из указанных выше областей на протяжении «жизненного цикла» обращения информации.

Производство (создание) информации

· Поиск, получение и потребление информации

· Обработка, хранение, тиражирование, передача и распространение информации

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Общие положения в сфере информации и информатизации

Реклама

ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБОРОТА

Вопросы информационной собственности

Одним из определяющих положений информационного права является право собственности, возникающее в связи с информацией, под которым можно понимать право каждого признавать информацию «своей собственной». Для того чтобы ответить на вопрос о том, что та кое «информационная собственность» или «собственность на информацию», надо еще раз рассмотреть особенности и юридические свойства информации как объекта права. Правильнее всего было бы установить правомочия «информационного собственника» по аналогии с правомочиями вещного собственника: право владения, пользования и распоряжения.

Суть права вещной собственности заключается в том, что конкретная вещь может принадлежать одновременно только одному лицу - собственнику. Принцип распространяемости информации, основанный на одноименном юридическом свойстве информации (см. гл. 3), говорит о том, что одна и та же информация (ее содержание, сведения о чем-либо или о ком-либо) может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц (т.е. ею может обладать или знать ее содержание неограниченный круг лиц). А тогда, что же такое информационный собственник? И можно ли говорить об исключительном праве владения, пользования и распоряжения информацией?

Законодатель распространил на информационные ресурсы, в том числе на библиотечные фонды и архивы, институт собственности (см. федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О библиотечном деле», Основы законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»). При этом, закрепляя право собственности на такие информационные объекты, законодатель, по сути дела, регулирует только отношения собственности на носитель информации и оставляет без внимания отношения, возникающие при использовании информации, отраженной на носителе. Например, в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (п. 3 ст. 6) установлено: «Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти». А это означает, что, передав государству носитель, содержащий информацию, отнесенную к государственной тайне, собственник такой документированной информации свободен в передаче третьим лицам сведений, содержащихся в этих ресурсах, так как понятие «распоряжение» по отношению к документированной информации законодателем не раскрыто.

Есть примеры, когда законодатель распространяет право собственности прямо на информацию. Такая норма установлена Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

«Статья 11. Право собственности на имущество и информацию

2. Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные,...полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению. Порядок пользования указанными информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации определяются соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Это две крайние, но, к сожалению, не взаимоувязанные точки зрения.

Есть и третий подход. Гражданским кодексом РФ информация введена в состав объектов гражданских прав наряду с вещами, имущественными правами, интеллектуальной собственностью.

«Статья 128. Виды объектов гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».,

К сожалению, далее законодатель не определяет понятие «информация» в смысле объекта гражданского права, кроме случая, когда информация составляет служебную и коммерческую тайну.

«Статья 139. Служебная и коммерческая тайна 1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

На основании изложенного можно говорить о недостаточной урегулированности отношений по поводу информации как объекта гражданского права. Включение информации в состав Гражданского кодекса РФ в полном объеме — актуальнейшая задача. Необходимо решить проблему собственности на информацию на законодательном уровне, имея в виду согласованное применение к информации, информационным объектам институтов авторского права и вещной собственности (на основе принципа информационного объекта или принцип двуединства информации и ее носителя).

В частности, российское авторское право (см. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»), защищая только исключительное право на использование произведения, как бы «забывает» о наличии самого этого произведения, в первую очередь документа-оригинала (подлинника) произведения. Об этом пробеле в российском законодательстве говорят, например, С.А. Чернышева и И.Л. Бачило. Проблема становится еще более актуальной при «перенесении» механизма авторского права в информационные сети и в Интернет.

Из изложенного следует, что информация как объект правоотношений и, в частности, как объект гражданского оборота, изучена мало. Отсюда важна роль исследований, направленных на изучение феномена информации в рамках гражданских правоотношений.

Все пользователи связи на территории РФ на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Никакому пользователю связи на территории РФ не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования.

Пользователи и операторы связи имеют право подключения к сети связи общего пользования своих сетей связи и оконечного оборудования с соблюдением установленных Правительством РФ условий подключения, которые выдаются соответствующими операторами связи или оговариваются в лицензии. Допускается подключение к сетям связи только сертифицированных в установленном порядке средств связи.

Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях.

Высокая общественно-политическая значимость общественных отношений, возникающих в избирательных процессах с применением современных информационных избирательных технологий, и широта охвата этими отношениями субъектов права.

Общественные отношения, возникающие при использовании ГАС «Выборы», затрагивают все дееспособное население России. Они выражают и аккумулируют в себе взаимосвязанные «сгустки» интересов граждан, политических партий и объединений, организаций, фирм и корпораций, государственных образований. Такие отношения должны быть надежно защищены законом от вмешательства любых лиц, официально не представленных в избирательных процессах, — с одной стороны, и быть абсолютно «прозрачными» для каждого — с другой стороны.

Стабильность и устойчивость общественных отношений, связанных с использованием ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума.

Правовому регулированию подлежат не новые общественные отношения, а уже сложившиеся, которые подтвердили свою стабильность в течение последних пяти лет. ГАС «Выборы» функционирует с 1995 г. С 1996 г. она использовалась во всех случаях при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в 230 случаях на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 738 случаях на выборах органов местного самоуправления, а также при проведении референдумов регионального уровня. ГАС «Выборы» применялась при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва в декабре 1999 г. и подтвердила свою эффективность в избирательной кампании Президента РФ 2000 г.

Интернет и правовая система

Правовые аспекты Интернет

В виртуальной среде, как и в реальной, действуют различные субъекты. Они вступают при этом в определенные отношения друг с другом, при которых наступают, в том числе, и юридические последствия. Возникает проблема правового регулирования общественных отношений в виртуальной среде или, как некоторые говорят, право виртуальной среды. При этом следует отметить, что именно информационное право составляет основу или юридический базис этой среды.

Сегодня ведется много споров по поводу того, что такое Интернете правовой точки зрения. Можно выделить две группы специалистов, высказывающих мнения по этому поводу.

Одна группа специалистов считает, что Интернет — такая среда, в которой право принципиально не применимо.

Вторая группа полагает, что право в Интернет займет достойное место, нужно только учитывать особенности и юридические свойства объектов, по поводу которых субъекты этой среды вступают в отношения, ведущие к юридическим последствиям.

Однако ни первые, ни вторые пока не проводили подробного системного анализа этой виртуальной среды с тем, чтобы выявить всю совокупность общественных отношений, подлежащих правовому регулированию в Интернет, и, главное, установить особенности такого правового регулирования.

Для того, чтобы определить место и роль права в этой среде, надо понять, что она из себя представляет, какие в ней или по ее поводу возникают отношения, влекущие за собой юридические последствия.

Для ответа на поставленные вопросы рассмотрим, что такое Интернет с юридической точки зрения.

Прежде всего, попытаемся ответить на вопрос, является ли Интернет в целом объектом права или субъектом права.

Можно ли считать такой Интернет в целом субъектом права? Вся совокупность перечисленного оборудования и информационных ресурсов представляет определенным образом организованную структуру или даже систему — АИС в виде сети, паутины. Однако вся эта совокупность в целом не является ни международной организацией, ни государственным образованием, ни общественным объединением, ни юридическим лицом, ни иной юридически образованной структурой, которая вступала бы в правоотношения с какой-либо иной структурой. Да просто другой структуры для взаимодействия с рассматриваемой нет. А потому Интернет не является субъектом права.

Является ли Интернет в целом объектом права, т.е. тем объектом, по поводу которого возникают общественные отношения? Вся совокупность оборудования, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, составляющая в целом Интернет, никак не обособлена, у нее нет одного конкретного собственника, владельца. Интернет в целом никому не принадлежит и потому объектом права также не является.

Однако отдельных объектов, входящих в состав Интернет и принадлежащих конкретным лицам на праве собственности или владения — великое множество. Существует также и большое количество субъектов, которые вступают между собой в правоотношения по поводу или в связи с этими отдельными объектами.

Таким образом, Интернет можно сравнить с обычной материальной (реальной) средой, т.е. с нашей реальной жизнью. В этой реальной среде мы общаемся между собой лично, с помощью писем, телеграфа и телефона. Направляемся на работу, выполняем эту работу и возвращаемся домой. Занимаемся литературной, научной и иной деятельностью. Учимся в школе, в вузе, повышаем свою квалификацию иным путем. Развлекаемся. Обращаемся в лечебные учреждения. Ищем и предлагаем продукты, товары и услуги, совершаем куплю-продажу и т.д. И, естественно, осуществляя такие действия, мы вступаем в определенные отношения с соответствующими субъектами, входящими в состав этой реальной среды (а не со средой нашего обычного существования в целом).

То же самое происходит и в Интернет. Мы совершаем в Интернет такие же действия и вступаем при этом в такие же отношения (см. гл. 1). Следовательно, можно утверждать, что Интернет — такая же среда нашего обитания (или почти такая же), но только виртуальная.

Поскольку Интернет — это, прежде всего, среда информационная, то для ее исследования в полной мере применима модель информационной сферы, рассмотренная в гл. 2. И потому при исследовании этой среды целесообразно опираться на информационный подход, основанный в первую очередь на методах правовой информатики и правовой кибернетики (см. гл. 3).

Для изучения особенностей виртуальной среды Интернет, определения роли и места права в системе общественных отношений, возникающих в ней, проведем декомпозицию этой среды по методу модели информационной сферы (см. гл. 2) и построим модель виртуальной информационной сферы. На основе этой модели рассмотрим особенности реализации информационных правоотношений в каждой из областей декомпозированной сферы, исследуем поведение субъектов, действующих в областях информационной сферы Интернет. При этом будем учитывать те особенности и юридические свойства информации, которые проявляются именно в этой виртуальной среде. А при исследовании вопросов правового регулирования информационных отношений в Интернет будем опираться в первую очередь на действующие нормы информационного законодательства.

Сравнительный анализ информационных отношений, проявляющихся в реальной информационной среде и в виртуальной информационной среде, показывает, что они имеют определенные отличия. Это связано с тем, что в виртуальной среде меняются физические свойства информации и, как следствие, появляются новые юридические особенности и свойства информации как объекта правоотношений.

Особенность регулирования информационных отношений в Интернет определяется именно особенностью физического представления информации в этой сети, в первую очередь представления ее в электронном виде. При передаче информации по каналам связи, отображении ее на экране компьютера нет твердого носителя, на котором она зафиксирована, а есть виртуальный, т.е. на ощупь не ощутимый. А это осложняет оформление и представление документированной информации в виртуальной среде и, в первую очередь, официальных документов. Вероятно, без применения новых для права механизмов закрепления правового режима электронного документа, обеспечивающего и подтверждающего его достоверность и оригинальность, не обойтись. Появление механизма электронной цифровой подписи позволяет преодолеть эту сложность. Мало того, это дает возможность создавать документы даже с большей гарантией их подлинности и достоверности, чем, например, традиционные на бумаге.

Правонарушения в Интернет.

При правовом регулировании отношений в Интернет важно соблюдение баланса:

между свободой слова и интересами несовершеннолетних. Например, любые действия по защите несовершеннолетних не должны принимать формы безусловного заперта на использование Интернет для распространения содержания, доступного с помощью иных средств;

свободы доступа к информации и информационной безопасностью личности, общества, государства. Защита государственной тайны, коммерческой тайны, других видов тайн не должна накладывать запрет на распространение и свободный доступ к информации, затрагивающие свободы и права человека и гражданина;

свободы производства информации и ограничения производства и распространения опасной информации, информации, оскорбляющей личность. Свобода — не вседозволенность.

Потребители имеют все больший доступ к онлайновым банковским операциям, каталогам и прочим услугам. Оплачиваться услуги могут как традиционными методами, так и электронными с использованием «электронных денег». Системы электронных денег разрабатывают несколько компаний. Сами электронные деньги — эквивалент банковского депозита, либо выданный в виде зашифрованной серии цифр компьютерным сетям, либо записанный на карточку со встроенным микропроцессором.

Важной вехой на пути формирования основ информационного общества на международном уровне следует считать принятие в Окинаве Хартии Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения мирового сообщества в такое общество на основе единой информационной инфраструктуры, базис которой составляет Интернет (см. гл. 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.069 с.)