Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор сценария: Ю. Ю. Демидова, воспитатель зцдют «зеркальный»

Поиск

Цель: лирический, положительный настрой детей на окончание смены, подведение итогов.

Задачи: создание условий для адаптации после лагеря, создание предпосылок для дальнейшей встречи в «Зеркальном».

Ход дела:

Отряды собираются в холле главного корпуса на предварительно расстеленных одеялах. Все дети – в большом орлятском кругу (свечи стоят в центре круга). Звучат фонограммы с песнями «Зеркального». Каждый отряд (по кругу) дарит лиричную песню и легенду, которую написали дети.

Фоном звучит медленная музыка.

Ведущий: «Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша смена. За это время мы подружились не только внутри отрядов, но и стали одной большой дружной семьей. Мы навели мосты друг к другу, проложили широкие дороги понимания и добра, научились ценить дружбу. Мы прожили эту смену вместе, и теперь у нас столько общего! На этом прощальном огоньке у вас есть возможность сказать друг другу самые искренние, теплые слова».

Ведущий: «Смотрим друг другу в глаза

Все родные, любимые лица.

На глазах заблестела роса

Сможет ли все повториться?

Песню прощальную мы допоем,

И скажем друзья: «До свидания»!

Песню свою мы уже пронесем

Через годы и все расстояния».

Песня и легенда в исполнении ребят из отряда.

Ведущий: «Колдовским нарядом

Осень лес оденет.

Белыми снегами

Берег заметет.

Отметут метели,

Запоют капели,

И будем снова вместе

Через год».

Песня и легенда в исполнении ребят из отряда.

Ведущий: «Здесь озера, как большие глаза,

Взгляд их зоркий забыть нам нельзя,

Синева этих глаз нам приснится не раз.

Синева, синева…»

Песня и легенда в исполнении ребят из отряда.

Ведущий: «Там где сосны тают в облаках

Где два острова качает на волнах,

Где родник задумчивый бежит,

Оставляем мы часть своей души».

Песня и легенда в исполнении ребят из отряда.

Ведущий: «Тихий вечер, задремала вода.

На озерах корабли, острова.

Словно крылья костер свой огонь распростер

Наш костер…наш костер…»

Песня и легенда в исполнении ребят из отряда.

Ведущий: «В жизни еще будет много светлых

И дорог, и минут, и встреч,

Но чудесный наш вечер этот

Будет в сердце костром гореть».

Песня и легенда в исполнении ребят из отряда.

Ведущий: Разбитое сердце в прозрачной воде…

Струн гитарных легонько коснуться…

Роднее тебя не найти мне нигде, –

Я обещаю вернуться».

Песня в исполнении вожатых.

Ведущий: Сегодня последний день нашей смены, и по традиции мы оставляем наказ для следующих зеркалят. Обычно наказ мы слушаем стоя, но сегодня мы останемся на своих местах, в орлятском кругу.

Наказ.

Ведущий: «Мы не говорим вам «прощай»,

Мы говорим вам «до свидания»,

До следующей встречи в «Зеркальном»!».

Отряды уходят на свои отрядные места, где продолжаются прощальные отрядные огоньки.

ЗВЕЗДОПАД

Идея: знакомство с личностью каждого человека с необычной стороны.

Ключевая фраза: Каждый человек – это великая тайна.

Люди удивительные звезды,

Дальние и ближние миры

И бывает так непросто

Сдерживать сиянье до поры.

А потом сиять с такою силой,

Что тому причиною как знать?

Самым удивительным светилом

Человека следует назвать.

Подготовка: необходимо подготовить пакет с вопросами. Вопросы ни в коем случае не должны быть викторинами. Вопросы могут быть, например, такие: Какие качества человека ты наиболее ценишь в людях? Расскажи самый смешной случай из твоей жизни? Каким ты себя видишь через 10 лет? Как ты понимаешь фразу «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

Содержание огонька: вокруг костра или свечи разложены вопросы из пакета. После вступительного слова ведущего об огоньке и форме его проведения каждый участник берет вопрос из круга. Задача ведущего попытаться по каждому прозвучавшему вопросу создать дискуссию. Отвечать на вопросы можно по цепочке или по принципу «свободного микрофона».

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО МЫ

Идея: знакомство ведущих и ребят, как старожилов лагеря и его новых жителей, представление друг другу.

Содержание: желательно сразу обговорить вопросы, по­средством которых будет строиться огонек, тем самым задать рамки. Данная форма огонька предполагает со стороны ведущих разговор об особенностях лагеря, легенды, песни. Как вариант вступительного слова ведущего огонька – легенда, в ходе рассказа которой звучат традиции огонька... Давным-давно люди задумались, как сделать свою жизнь интересней...

Вопросы огонька: Кто мы? Что мы хотели бы получить от смены в лагере? Наш отряд – это? Разговор можно вести в рамках легенды, рассказываемой ведущим, в конце огонька легенду можно завершить, или перенести ее завершение на прощальный огонек. При подготовке к огоньку можно использовать дело «Письмо в конец смены», ребята запечатывают письма в конверт на первом огоньке отряда, а на прощальном огоньке происходит ана­лиз данных писем. В письмах ребята ставят свои цели на смену в лагере, описывают свои ожидания и опасения и т.д.

КАРТА ЖИЗНИ

Ключевая фраза: «В нашей жизни так много хорошего...»

Подготовка: рисуется карта, на которой обозначены различные географические объекты с необычными названиями: материк Счастья, остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.д. Также готовится кубик, например, из картона, с каким-либо наполнением внутри.

Содержание: Каждый участник бросает кубик, на какой географический объект он попадает, о тех случаях из своей жизни человек и рассказывает. Чтобы помочь, ведущий задает наводящие вопросы. Например, кубик попал на остров Одино­чества, тогда вопросы могут быть такие: бывают ли такие моменты, когда тебе очень одиноко? Любишь ли ты одиночество? Как и любой другой, огонек заканчивается добрыми словами, песнями.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Цель: разрешение скрытого конфликта между ребятами в отряде, когда все проблемы переживаются молча, и никто не решается сделать первый шаг к примирению или объяснению.

Содержание: Необходимо подготовить карточки с описа­нием отрицательных качеств (характеристик, свойств) человека. Это можно сделать совместно с ребятами – предложить заполнить карточку, представив некую личность, с которой некомфортно общаться, заниматься общим делом и т.п. Но ведущий может приготовить карточки самостоятельно. Карточки складываются в конверт. Ведущий предлагает желающим (или каждому) вытянуть из конверта по одной карточке, представить, что перед вами находится человек, обладающий тем отрицательным качеством характера, которое описано на карточке. Попробуйте сказать воображаемому человеку всё, что вы о нём думаете, о тех чувствах, которые он в вас вызывает, посоветуйте ему путь исправления.

ЛЮБИМАЯ ВЕЩЬ

Н. Мякишева, «Солнечный»

Идея: Составить впечатление о человеке по его любимой вещи. Проверить насколько совпадут характеристики данные посторонним человеком с самооценкой.

Содержание: На огонек каждый ребенок берет с собой какую-нибудь свою вещь. Вещи кладутся в одну коробку (в тайне от всех). Каждый ребенок берет из коробки любую вещь и пытается рассказать о ее хозяине, описывает свои ассоциации, а затем хозяин этой вещи может сказать, совпадает ли услышанное о нем самом с реальностью. После того, как все лучше узнали друг друга, каждый рассказывает о своих ожиданиях от смены. Заканчивается огонек вечерней песней и речевкой.

ЛЮДИ И ОБРАЗЫ

Ключевая фраза: У каждого человека в жизни есть свой талисман, предмет, с которым он себя ассоциирует. На огоньке ребятам предлагается рассказать о своем образе, талисмане, о возможностях лагеря помочь в составлении своего образа.

Подготовка к огоньку: подготовить различные предметы, с которыми может ассоциироваться человек (камень, игрушка, чистый лист бумаги, книга, ластик, веточка, цветная бумага). Количество предметов может соответствовать количеству участников огонька, но лучше, если их будет больше.

Содержание: в начале огонька ведущий говорит основ­ную идею. Каждый человек выбирает для себя предмет или, если этого нет в предложенных предметах, просто описывает свой образ. Задача ведущего в ходе высказываний ребят задать режим дискуссии.

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Содержание. Этот огонек напоминает игру, которая связана с отправлением в будущее.

Способ разговора: взгляд участников на предстоящий период (день, неделю, а может, всю смену) с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящем периоде времени, как будто они его уже прожили. Подобный способ общения помогает развить образно-ассоциативное мышление у детей, навык построения собствен­ных перспектив. Кроме того, ведущий подобным образом может выделить, зафиксировать для себя проблемы, волнующие детей.

МОЕ ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Ключевая фраза: «Я как в зеркала смотрюсь в людей.

В тех людей, с которыми судьба свела.

Может, я и впрямь такой,

Каким я отражаюсь в них,

Может, просто кривы зеркала...»

Подготовка. Перед «огоньком» проводится анкетирова­ние (социометрия), чтобы получить срез по симпатиям ребят друг к другу. В помещении, где будет проводиться огонек, создается эффект зеркала при помощи свечей, оформления и т.д. В центр круга или на определенном участке периметра ста­вятся два кресла, друг напротив друга.

Содержание. Каждому участнику необходимо выбрать из всех присутствующих одного-двух человек, от которых он хотел бы услышать о себе. То есть, участник выбирает свое «зеркало», в котором могут отражаться все его поступки, деяния, черты характера и т.д. Говорящий и слушающий садятся в кресла напротив друг друга. Слушающий может задавать своему «зеркалу» различные вопросы (это могут делать и другие участники). Ведущему необходимо настроить ребят на откровенный разговор, создать благоприятную атмосферу. Такой способ общения позволяет оценить каждого члена отряда с позиций соответствия его званию лагеря.

МОЙ ГЕРБ

Идея: знакомство ребят друг с другом через создание и объяснение собственных гербов.

Предварительная подготовка: КТД «Мой герб» – индивидуальное рисование личных гербов в режиме ограниченного времени.

На гербе могут присутствовать символы мечты, имени, увлечений ребенка, его семьи и семейных реликвий, отношения к понятиям «мир», «дружба», «жизненные ценности».

Эти гербы ведущий собирает и при подготовке к огонь­ку раскладывает вокруг импровизированного костра (свечей).

Содержание: каждый из ребят интересен по-своему, и рассказать об особенностях каждой личности помогут ваши гербы. Ведущий первым рассказывает о своем гербе, расшифровывая символы, которые он использовал. Затем каждый ребенок по кругу представляет свой герб. Ведущий помогает ребятам, испытывающим затруднения в рассказе о личном гербе, предложениями-подсказками, вопросами, оставляющими возможность выбора вариантов отве­тов, оказывает эмоциональную поддержку.

МОЙ ДОМ

Е. Лаврентьева, «Солнечный»

Огонек знакомства.

Давайте домами дружить!

Кирпичными и крупноблочными,

Кооперативными, прочными -

Любыми, в которых нам жить!

Давайте дружить!

Цель: формирование позитивного отношения подростков друг к другу, расширение представлений подростков о себе, возможность у всех участников лучше понять других ребят, познакомиться с ними поближе.

Оборудование: свечи, листы бумаги, мольберты или подставки их заменяющие, разноцветные карандаши, фломастеры, маркеры, буквы «Мой дом – моя...», стулья по кругу.

Фонограммы: «Дом» Е. Куменко, «Мой дом летает...» В. Долиной, «Пожелание» и «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы, «Маленький принц» М. Таривердива и Н. Добронравова.

Ход дела: вступительное слово ведущего о назначении встречи.

Ведущий: «Мы не будем говорить об обыкновенных домах, в которых живем, речь пойдет о «Я» каждого из нас. Давайте попробуем увидеть себя с непривычной точки зрения. Мы слишком часто навешиваем на себя ярлыки и с неудовольствием обнаруживаем, что играем надоевшие роли, что мы уже не живые люди, а удобные для окружающих типы, и это сильно осложняет нам жизнь и общение с людьми. Каждый участник рисует дом – видимый (внешний) образ своего «Я»».

Ведущий: «У каждого человека есть его представление о себе – снаружи и издалека – его представительский фасад для предъявления разнообразной публике. Как велико здесь разнообразие вариантов! Один дом – это набор праздничных огней, другой – настойчиво сер и, как в осажденном городе, накрыт маскировочной сеткой. Чей-то дом сделан добросовестно и со вкусом. А какой фасад у вашего дома? Он гармоничен, ярок, с хорошей отделкой? Или вял и невыразителен? Изобразите дом – образ внешнего себя, каким вы его представляете, каким он есть».

Давайте нарисуем дом,

Чтоб на окне свеча горела,

Чтобы друзья пришли на свет,

Чтоб песни радостные пели,

Для нас без песен дома нет.

Давайте нарисуем дом,

Где б на окне цветы стояли,

Где все придумаем мы сами,

А вечером за крепким чаем

Беседу с вами проведем.

Давайте нарисуем дом,

Чтоб без замков там были двери,

Чтоб если власть,

То власть доверья,

Иначе мы не проживем.

Давайте нарисуем дом.

И. Головина

Участники отождествляют себя с каким-либо домом, рисуя его на листе бумаги. Можно при этом использовать абстрактные формы и краски (15-20 минут). После этого участники вновь садятся в круг и располагают свои рисунки перед собой так, чтобы окружающим было их хорошо видно.

Ведущий: «Получилась целая Улица. Улица наших достопримечательностей. Каждый дом зовет насладиться своей отделкой, радует глаз своей красотой, манит внутрь. Так и каждый из нас интересует других людей, с нами хотят познакомиться, узнать поближе. Каждый дом интересен по-своему, радует глаз своей красотой, изобретательностью архитектуры, живописной отделкой. Но пока окна этого дома темны, он пуст и чужд нам, в нем нет солнца, в нем нет жизни. Ведь без света, без солнца, мы не можем жить. Так давайте попробуем осветить наши дома, зажечь в них маленькое солнышко».

Около каждого изображения участники зажигают свечи.

Ведущий: «Теперь, привлеченные фасадом, люди стремятся попасть во внутрь дома, насладиться его загадочностью, открыть внут­ренние сокровищницы. Человек подошел к вам и соприкоснулся с вашим «Я» – останется ли он рядом с вами? Кому вы открываете свои Двери? И много ли людей рвутся к вам? Какой он, ваш Дом? Что находится в его комнатах, какая обстановка в них? Для кого вы готовы провести экскурсию по залам и комнатам, коридорам и каморкам своего Дома? Бывают ли двери Дома наглухо закрытыми? Расскажите о внутренних чудесах и тайнах вашего Дома. Пустите нас погреться у вашего солнышка. Стоит ли ваш Дом в одиночестве, или рядом с другими домами? Чьи эти дома?».

Каждый участник показывает всем свой рисунок и описывает себя от имени своего дома, в первом лице.

Эта техника приводит к пониманию очень важных вещей: «Я – дом с крепкими мощными стенами. Но у меня много распахнутых окон, и мои двери никогда не запираются. Мне кажется, что в моем доме не хватает еще одного этажа...» Когда каждый расскажет о своем доме, то есть фактически о себе, начинается общий разговор.

Ведущий: «Какие Дома вам кажутся надежными, вызывают чувство защищенности и доверия? Что в этих Домах вас удивило и показалось необычным? Как вы ощущали себя, когда рисовали? Что вы чувствовали, когда отождествляли себя с Домом? Чей Дом произвел на вас особенно сильное и приятное впе­чатление? О ком вы узнали нечто новое?».

Ведущий: «Дом ваш постоянно достраивается. Завтра он будет отличаться от вчерашнего, а за год его фасад и внутренне убранство могут измениться до неузнаваемости. Но остов, фундамент, опоры вашего Дома всегда постоянны и он не будет похож ни на какой другой Дом. Ваш Дом не потеряет высоты и не покачнется, потому что построен он не на болоте, а на холме посреди мира. Небо над ним ясно, и прекрасные дороги расходятся во все стороны от него. Дом богат, и все, допущенные в него, получают от вас дар столько, сколько они смогут унести! Спасибо!».

Мой ладный, бедный, старый дом!

В твоих просторных коридорах

Молчание застыло в шторах.

Оно хозяйничает в нем.

В том зале, обращенном вдаль,

Где много лет никто уж не был,

Стоит расстроенный рояль,

А утром в окнах входит небо.

Ведущий: «А ваш Дом нельзя назвать бедным, ведь в нем побывали уже много людей».

МОРЕ МОЕЙ МЕЧТЫ

Подготовка к огоньку. Огонек завершает тематический день «Море моей мечты» Разговор на огоньке подготовлен прослушиванием экипажем повести-феерии Александра Грина «Алые паруса», чтением детской творческой группой по подготовке огонька книги Е. Богата «Что движет солнце и светила».

До огонька отделениям экипажа предлагается подумать, как можно творчески изобразить: любовь идеальную, описанную в романах и стихах, о которой мечтается; любовь реальную (характерные моменты такой любви, например: как обычно выражают это чувство в вашей компании, в вашем классе).

Использована идея Н. Козлова, изложенная в его книге «Лучшие психологические игры и упражнения».

Вариант проведения огонька. Распевка (подбираются для исполнения песни, настраивающие на разговор). Демонстрация отделениями подготовленных сценок о любви идеальной и реальной.

Ведущий (обращает внимание на то, что любовь идеальная отличается от реальной): «Что, по-вашему, больше похоже на любовь: любовь идеальная или реальная? Возможна ли в жизни такая красивая любовь?».

Предлагается рассказать о прочитанном тем ребятам, которые знакомились с книгой Е. Богата «Что движет солнце и светила?».

Возможные направления разговора:

Ведущий: «Любовь и влюбленность (увлечение). Чем отличаются эти чувства? Как вы понимаете слова А. Де Сент-Экзюпери: «Любить – это значит, смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении»». Ведущий подводит к мысли о том, что в основе любви лежит не только влечение юноши и девушки (мужчины и женщины) друг к другу, но и взаимоуважение, а также определенное соответствие во взглядах, отношении к миру. «Истинная любовь может быть основана только на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувства и не на одной похоти сердца» В.Г. Белинский.

Ведущий: «Можно ли любить без обоюдного доверия? Скрывать что-то от любимого человека? Говорят: ревнует – значит, любит. Согласны ли вы с этим ут­верждением?».

В раскрытии этого вопроса можно использовать следую­щие высказывания: «Ревность – порок ограниченного ума, доверие – добродетель человека развитого» И. Бентам. «В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность» Ф.М. Дос­тоевский. «В ревности часто бывает больше самолюбия не­жели любви» Ф. Ларошфуко».

Ведущий: «В одной из песен утверждается, что лучше «быть нелюбимым, но любить, чем не любить, но быть любимым». Какой точки зрения придерживаетесь вы? Почему?».

Следует обратить внимание на бережное отношение к чувствам другого человека.

Люблю, люблю, но реже говорю об этом.

Люблю нежней, но не для многих глаз.

Торгует чувством тот, кто перед светом

Все чувства выставляет на показ.

В. Шекспир

Ведущий: «Не устарела ли эта мысль сегодня?» («Чувства на показ» в поведении, на экранах телевизоров и т.д.).

Ведущий: «Как вы понимаете выражение «любовь слепа»? Можно ли использовать следующие высказывания: «В любви теряют рассудок, в браке лее замечают эту потерю» М. Сафир; «Красивая женщина нравится глазам, а добрая – сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая – сокровищем» Наполеон».

Ведущий: «Стоит ли верить в «алые паруса»?» (Ведущий делает выводы из получившегося разговора).

Ведущий: «Мы вели с вами разговор о любви идеальной и любви реальной. Мы с вами пытались показать идеальную любовь в начале огонька. Вы видели ее, она была. Раз мы сумели создать ее здесь, кто помешает нам создать ее в жизни?».

МЫСЛИТЕЛИ

Т. Логинова, «Звездный»

Идея: поддержка авторитетности собственного мнения высказыванием известного человека. Умение использовать в споре цитаты, как аргументы.

Предварительная подготовка и реквизит: карточки с вы­сказываниями, цитатами, афоризмами и т.п. Ребята посещают библиотеку, работают с литературой и находят строки, выражающие отношения великих и известных людей к сложным понятиям о дружбе, человеческих отношениях, цели жизни, доброте, таланте, силе и т.п. Возможен вариант, когда подбираются высказывания только на одну тему.

Содержание. Ребята достают одну-две карточки с цитатами. Высказывают свое отношение к теме, которая обозначена, пытаются трактовать написанное, соглашаются или спорят с мнением «великих» исходя из собственного опыта, приводя примеры из своей жизни. В конце смены, можно провести подобный огонек, используя высказывания по тому или иному поводу самих ребят.

НАПИШИ ПИСЬМО… СЕБЕ

В. Коваленко, «Солнечный»

Огонек итогового периода.

Задачи: преодоление чувства неуверенности, внутреннего конфликта от нового окружения и новых условий жизни, рефлексия каждым подростком достижения индивидуальной цели, поставленной на время пребывания в лагере.

Оборудование: свечи, коряги, модель кораблика с алыми парусами, магнитофон, фонограмма, листы бумаги формата А-4, ручки, конверты (по количеству участников).

Методическое пояснение. Речь идет о письмах, которые никогда не оправляются по почте. Они предназначены для того, чтобы служить детям и взрослым интересным и увлекательным средством поиска решений в трудных ситуациях, средством выражения и отстаивания своей позиции.

Помимо того, что письма способствуют самовыражению, они учат предвидеть возможную реакцию адресата. Кроме того, они позволяют людям научиться получать удовольствие от этой классической, распространенной во всех культурах формы общения.

Во все времена в письмах люди не только рассказывали друг другу о своей повседневной жизни, но и размышляли о глубоких проблемах, ценностях и смыслах. Таким образом, в какой-то мере они всегда служили средствами рефлексии и педагогического воздействия.

Почему мы можем использовать письма как эффективное средство педагогической работы? Они помогают подросткам понимать и выражать значимые для них мысли и чувства. То, что на первый взгляд кажется неясным, немыслимым и невозможным, становится, будучи написанным, более понятным и менее угрожающим. Нередко письма оказываются первым действенным шагом к прояснению собственной позиции и к снижению напряженности во взаимоотношениях с другими. Благодаря своей специфической форме, письма дают подросткам необходимое чувство безопасности и не вызывают сопротивления.

Ход дела: исполнение общей песни «Алые паруса».

Посмотри, затихло море,

Закричали в небе чайки,

Ты забудь сегодня горе.

Побежим мы по причалу.

Побежим навстречу ветру,

Побежим мы по причалу.

Может быть, там счастье где-то,

И мечты берут начало.

Припев: Ты представь, будто я – Ассоль,

Ну, а я – капитан Грей.

Будь сладка ты, морская соль,

От тебя стали мы добрей.

Посоветовали чайки

Подружиться с небесами.

Нас у этого причала

Ждет корабль под парусами,

Побежим ему навстречу,

Позабыв про все на свете.

Может быть, там счастье где-то

В чудеса заставит верить.

Припев.

Ведущий: «Однажды, в одном небольшом городе, где не пели песен, не рассказывали сказок, произошла удивительная история. Маленькая девочка со странным музыкальным именем Ассоль, встретила самого главного волшебника Эгла, собирателя песен, легенд, сказок.

– Не знаю, сколько пройдет лет, – сказал он ей, – только расцветет в твоем городе одна сказка. Ты станешь большой, Ассоль. И однажды на рассвете, в морской дали сверкнет под солнцем алый парус. Тихо будет плыть, рассекая волны, без криков и выстрелов, белый величественный корабль. Много соберется народу на берегу, удивляясь и ахая. Бесшумно подплывет корабль к берегу, и ты увидишь храброго, красивого юношу, протягивающего к тебе руки.

– Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне, – скажет он, – и приехал, чтобы навсегда увезти в блистательную страну, где всходит солнце и, где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Шло время, но Ассоль не забывала о чудесном предсказа­нии Эгла. Она верила вопреки всему и всем, что ее окружало. И однажды, в морской дали, на горизонте появились алые паруса.

– Но почему?» – недоумевали жители города. Большинство из них слушает голоса истин сквозь толстое стекло жизни. Голоса кричат, а люди их не слышат. А храбрый принц, благодаря Ассоль, понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Ведущий: «У каждого из нас есть своя мечта. И она будет казаться несбыточной до тех пор, пока вы не поверите в себя. Каждый из нас может добиться успеха, нужно только четко определить, в чем для вас заключается успех. В начале смены мы говорили о том, чего хотел бы до­биться каждый за эту смену. Давайте попробуем сейчас честно ответить себе, что получилось, а что нет. Если получилось, то благодаря чему это произошло, кто вам в этом помог. Если ничего не состоялось и не получилось, то почему, и что вы предполагаете предпринять в ближайшем будущем. А размышления об этом вы напишите в письме самому себе, запечатаете их в конверты, а спустя месяц я отправлю вам их по почте – у вас появится возможность еще раз оценить и понять значение «Орленка» в вашей жизни, важность событий смены, нужность новых друзей».

Ведущий (инструкция): «Сейчас у вас будет возможность написать письмо самому себе. Опишите самые важные события, которые произошли с вами за смену. Расскажите о проблемах, с которыми вы столкнулись, вспомните о своих удачах и успехах. Проанализируйте свои действия по достижению той цели, которую вы определи­ли для себя на время пребывания в лагере. Опишите свои чувства и эмоции, самые сильные впечатления. Вы можете посвятить полчаса тому, чтобы написать письмо самому себе».

Фонограмма спокойных мелодий. Ребята пишут письма. Готовые послания вкладываются в конверты, надписываются адреса. Если в отряде достаточно дружеские, открытые отношения, то можно попросить ребят прочитать вслух небольшие цитаты из своих писем, например, по теме «Сбылись ли мои мечты в «Орленке», «О чем я мечтаю, оставляя «Орленок» и т. п.

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез.

В мире много зла, но не надо все принимать всерьез.

Ты не верь земле, черствой и сухой – верь волне морей.

Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правды в ней.

Побегут года быстрой чередой, как в ручье вода.

Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда

Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.

С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг их далеких стран, из других широт.

Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет,

И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой,

Весел и умен, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти.

Если он тебя сразу не найдет, ты его прости!

Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль, –

Скажет: «Добрый день!» Спросит он: «А где тут живет Ассоль?»

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри

Верь моим словам. Чаще по утрам на море смотри.

Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.

Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.

Н. Матвеева

По предложению ведущего участники огонька могут пожелать друг другу (кому-то конкретно, или всему отряду) исполнения загаданной мечты. Возможен вариант пожеланий только от ведущих.

НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Ключевая фраза: «От личного вклада каждого зависит общий успех».

Подготовка. Перед «огоньком» (незадолго до его проведения или в течение всего дня) каждый ребенок рисует лист – «кирпичик» о себе, т.е. как он себя представляет.

Содержание. Каждый представляет свой лист-«кирпичик» или, как вариант, ребята представляют своего соседа по его листу-«кирпичику». Из всех этих кирпичиков потом строится «дом», а на «крыше» пишутся особенности отряда (какой он будет, по мнению ребят).

НЕБЕСНОЕ ЗЕРКАЛО

В. Коваленко, «Солнечный»

Огонек анализа организационного периода.

Цели: диагностика ожиданий подростков от пребывания в «Орленке», заявка индивидуальных целей каждого на период смены, создание теплой дружеской атмосферы, знакомство с одной из форм коллективного анализа.

Оборудование: коряга, свечи, звезды, вырезанные их бумаги по количеству детей в отряде, шкатулка, буквы, карандаши, фонограмма.

Ход дела: песня О. Дриза и А Суханова «Зеленая карета».

Ведущий: «Давным-давно вместо неба было огромное Зеркало, в котором отражалась вся Земля – с горами и лесами, морями и пустынями, облаками и птицами. И люди, глядя на небо, могли увидеть и себя, и своих соседей, и все, что им вздумается... Если, конечно, была хорошая погода! После работы любили они посидеть возле дома на завалинке и поглядеть на другие страны и народы, и узнать, как здоровье дальних родственников, или просто передать привет жителям соседних континентов. И не было на земле ни вражды, ни подозрительности, ни войн. Все жили в мире и согласии, и матери не боялись отпускать детей далеко от дома. Ведь стоило только выглянуть из окна и посмотреть наверх. И, если случалось, кто-нибудь совершал зло, то потом долго несмел поднять к небу глаз.

И жила в те давние времена на горе Арарат большая глупая горилла, которой и в голову не приходило посмотреть на небо. Целыми днями высматривала она путников, проходивших внизу, и швырялась в них сверху финиками и бананами. Люди, конечно, знали об этом, но не обращали внима­ния. И вот однажды горилла с горы Арарат от нечего делать посмотрела наверх. И увидела прямо над собой Гориллу, сидевшую на небе. Глупая горилла, сидевшая на небе, тоже запустила фиником и попала глупой горилле прямо по голове. Глупая горилла рассвирепела, схватила огромный камень и, вскарабкавшись на вершину горы, швырнула его с такой силой, что камень долетел до неба...

И разлетелось Небесное зеркало на миллион сверкающих осколков. И рассыпались они по небу миллионом сверкающих звезд. Поглядели на небо люди и ничего в нем не увидели: ни себя, ни своих соседней, ни далеких стран и народов. И появилось на земле одиночество, подозрительность и вражда. И если кто-нибудь совершал зло, то уже не боялся смотреть на небо. Давным-давно висело над землей Небесное Зеркало. Так давно, что никто этого и не помнит. Но до сих пор ясными ве­черами выходят жители Земли из домов и долго зачарованно смотрят в мерцающее звездное небо, словно надеясь в нем что-то увидеть».

Ведущий: «Перед вами множество звездочек, возможно, осколков того Небесного зеркала. И сейчас мы с вами попытаемся увидеть в них себя или, может быть, своих соседей. Сделаем это так: каждый задает вопрос себе, напишет его на звездочке и помес­тит ее в шкатулку. Вопросы могут быть любыми, например: почему ты оказался в «Орленке»? Какие новые качества характера ты хочешь приобрести в «Орленке»? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Задай вопрос, который тебя интересует в самом себе, а отве­тить мы попробуем все вместе. Мы здесь вместе уже почти неделю, многое узнали друг о друге. Но, возможно, не все. Подумайте, какой вопрос вы хотели бы адресовать соседям. Ваш вопрос на звездочке может быть обращен не к вам, а к вашим соседям. Имена можно не указывать».

Каждый ребенок (и ведущий) выбирает одну звездочку, пишет на ней вопрос. Звездочки помещаются в шкатулку. Шкатулка начинает передаваться по кругу, из нее участники достают по одной звездочке и пытаются ответить на вопрос. (Если ответы занимают достаточно много времени, то можно продолжить отвечать на вопросы на следующем огоньке).

В орлятском кругу исполняется песня С. Иванова-Гончарука «Разговоры еле слышны».

Методические пояснения. В данном огоньке использован прием «Конверт дружеских вопросов» – свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. В нашем случае большой красивый конверт, в который вкладываются на отдельных карточках множество (например, по числу присутствующих) вопросов философского, морально-этического, житейского, гастрономического, правового, эстетического и прочего характера заменен на шкатулку.

Формулировка вопроса может инициировать уровень духовного осмысления ситуации. Например: «Когда ты разозлишься, учитываешь ли ты в это время состояние того, на кого разозлился?», «Задумывался ли ты над тем, что составляет твое счастье?», «Если тебя угощают лакомством, которое ты любишь, что ты в это время чувствуешь и думаешь?».

Пакет (в нашем случае – шкатулка) с вопросами передается из рук в руки. После ответа на вопрос карточка в конверт уже не возвращается.

В заготовленный конверт дети могут заранее вложить ими написанные вопросы, даже могут указать имя адресата. Их вопросы отпечатываются на карточках для сохранения анонимности. При этом педагог должен быть гарантом тайны. В нашем случае, вопросы формулируются по ходу огонька.

Вариации использования этой формы бесконечны, методические модификации беспредельны. Исключаем лишь одну вариацию, ныне практикуемую некоторыми педагогами, а именно «Конверт откровений». Мы полагаем, что детей следует учить сдержанности, нельзя эксплуатировать открытость и наивность ребенка. Не может быть «откровенности» в большой ау­дитории, где присутствуют двадцать-тридцать человек.

«Конверт дружеских вопросов» – это дружеское приглашение к обсуждению вопросов жизни, поведенческих и отношенческих проблем. Одна из модификаций отличается тем, что карточки в «Конверте» содержат не вопросы, а недописанные фразы, отражающие какую-либо ситуацию в жизни человека: «В свой день рождения я обычно...», «Если у меня плохое настроение, а ко мне пришел друг...», «Иногда утром я просыпаюсь с чувством...», «Когда мне бывает особенно одиноко, я обычно...», «Когда я вспоминаю свое раннее детство, то особенно ярко...», Разумно в таком случае назвать «Конверт» иначе.

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Ключевая фраза: наш лагерь – это сказка, она может быть хорошей или плохой. В каждой смене сказка своя, особенная – непохожая на другие. Каждый человек придумывает свою сказку.

Содержание: на огоньке каждый человек по цепочке говорит о том, какая сказка ему бы понравилась, а также какая сказка необходима его отряду. Итогом огонька может стать сказка отряда. Эта форма огонька может стать своеобразной подго­товкой к прощальному огоньку, на котором вы можете проанализировать сказку, придуманную на первом огоньке, и сказ­ку получившуюся.

НЕСЛУЧАЙНЫЕ ПОПУТЧИКИ

Из архива С. Степанца, педагогический колледж

Идея: первый огонек – это начало путешествия длиною в 21 день, а все ребята – это попутчики.

Содержание: чтобы нам с вами легче было общаться, чтобы мы быстрее познакомились друг с другом, давайте представим следующую ситуацию: «Вы путешествуете, неожиданно встречаете на своём пути попутчика, знакомитесь с ним, рассказываете ему о себе, о своих увлечениях, ценностях, ожи­д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.023 с.)