Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участники удобно устроены в кругу.

Поиск

Огонек готовиться ведущими (реже – в конце смены – лидерами группы).

Необходимый эмоциональный настрой.

Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т. д.

Поддержание доброй атмосферы («правило свободного микрофона»).

Тема огонька актуальна для большинства участников.

Возможно наличие своих традиций огонька.

ОГОНЬКИ ОРГПЕРИОДА

«Букет цветов». Для огонька необходим изготовленный заранее букет цветов. На каждом цветке – вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору. Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек-тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам.

«Гороскоп». Отряд распределяется по группам – знакам зодиака. Рассказ своем знаке зодиака (его характеристиках) дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны. После высказывания – краткая характеристика знака.

«Музей любимых вещей». Каждый участник приходит со своим любимым предметом и рассказывает о нем. Рассказ об этом предмете дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны.

«Пакет откровений». Необходим необычно оформленный конверт с необычными вопросами. Ответы помогают выявить неординарность мышления ребенка.

«Рассказ-эстафета». Передача предмета по кругу – тот, у кого предмет, рассказывает о себе.

ОГОНЬКИ-ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)

«Круг молчания – 1». Участники огонька сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

«Круг молчания – 2». Участники сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках «Круг молчания» создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

«Письмо другу». Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника) – переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

«Разговор в темноте». Огонек проводится в полной темноте. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.

«Разговор с игрушкой». Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (по принципу «Письмо другу»).

«Разговор с попутчиком». Ситуация: закончилась смена, вы едете домой. Нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.

«Разговор со свечой». Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, «скребущие душу», «крик души», достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. Внимание акцентировано на проблеме в отряде. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

«Электрический стул». Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст, в случае его некорректности по отношению к человеку).

«Я не понимаю…». Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом: «Я не понимаю, почему?..». Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОГОНЬКИ

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например, огонек о любви и дружбе. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр, разговора на проблемную тему и т. д.

Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации.

ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

В начале вечернего сбора вожатый делит ребят на микрогруппы. Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например: что было хорошего в сегодняшнем дне? Что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? После пяти минут обсуждения от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.

«Коллективный рассказ». Каждый ребенок по очереди произносит предложения на тему «на что похож сегодняшний день?».

«Метод оценки». Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Вожатый выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

«Рассказ-эстафета». Рассказ-эстафета с передачей предмета. Кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, т. е., кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершение вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, вожатый подводит итоги сам.

«Свободный микрофон». Участники огонька высказывается пожеланию по очереди. Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.

«Цвет дня». Ребятам предлагается вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.

«Цепочка». Один участник говорит несколько фраз, связанных со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.

«Что получилось?». По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной к активной позиции в отряде.

ОГОНЬКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА

«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дня я бы исправил…; сделал…; добавил…;

«Машина времени». Игра-отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив – ребята рассказывают о предстоящей смене так, будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.

«Отряд для меня». Финал смены – каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми пережитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ

«Живой уголек». Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т. д. – «живой уголек». Высказываются последние пожелания и «живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.

«Расскажи мне обо мне». Финальный огонек – о каждом участнике говорят другие: высказывает свое мнение один человек и нескольких называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.

ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СДЕЛАТЬ ОГОНЬКИ РАЗНООБРАЗНЫМИ

«Блуждающая свеча». Каждый участник занимает любое удобное для него место в помещении. Вожатый берет свечку, подходит к какому-нибудь ребенку и говорит ему хорошие, теплые слова. Передает свечку этому ребенку и занимает его место. Второй участник передает свечку третьему и так до тех пор, пока все ребята не поменяются местами друг с другом.

«Дерево». В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего «огонька» на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми-самыми.

«Дом». Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.

«Жаль, что его нет». Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было бы с начала смены.

«Жизненный девиз». Каждый участник пишет на листке бумаги свой жизненный девиз, затем все вместе обсуждают, что же для нас главное в жизни, к чему мы стремимся и т.д.

«Звезды». На вырезанных из картона звездах, заранее пишутся темы для обсуждений: «Чего я боюсь?», «Моя мечта», «Из-за чего бы я заплакал?», «Если бы я был волшебником». Каждый из участников выбирает себе звезду, и после небольшого обдумывания, раскрывает свою тему. Затем эту тему можно обсудить всем вместе.

«Имена». Каждый ребенок, по очереди, рассказывает о своем имени: почему его назвали именно так, откуда произошло его имя, как называли его в детстве, как он хочет, чтобы называли его здесь, какое его любимое прозвище…

«Клубок». Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто сидит не рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых соткан целый узор.

«Лифт времени». Нужно вспомнить и рассказать о трех важных, запоминающихся событиях в жизни: первый подарок на день рождения, поход в первый класс, выступление перед всем классом… Почему тебе запомнились именно они?

«Молчание». Ребята вместе с вожатым гуляют по вечернему лесу в полном молчании. При этом надо стараться не общаться с другими ребятами ни жестами, ни взглядом. Нужно погрузится в мир окружающей природы. Вечером после прогулки можно поделиться своими ощущениями.

«Моя забытая игрушка». У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Мы выросли и перестали с ней играть, забыли ее, а игрушка до сих пор помнит нас, вспоминаете, как вы играли вместе, и как было весело. Что бы сейчас рассказала эта игрушка? Представьте, что игрушка вдруг заговорила и поведала нам о своем хозяине. «Я большой плюшевый мишка. Я живу в шкафу. Меня подарили хозяину, когда ему было два года…».

«Ниточки». Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины 10-30 см. во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивает на развернутую оценку дня или короткую реплику.

«Огонек страшных историй». На огоньке все рассказывают страшные истории и традиционные «страшилки».

«Письмо домой». У детей есть возможность написать письмо домой, в котором можно рассказать о том, как живется в отряде, что дают на полдник, о своих новых друзьях, о вожатых и т.п. если кто-нибудь захочет, то может прочитать свое письмо вслух.

«Расскажи мне о себе». Все сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди рассказывает о том, что он узнал о своем соседе справа за смену, пытается охарактеризовать его, какой он?

«Ручеек, река, озеро, море». Ребята по очереди говорят, как они себя сейчас ощущают: как ручеек, как река, как озеро, как море. Кто ты сейчас? Какой ты? Может быть, ты стремительная горная река, или же спокойное море, над которым восходит солнце. Закройте глаза и представьте себя. Попробуйте рассказать нам о себе.

«Самое важное слово». У каждого из нас была такая ситуация, в которой мы поступали не так, как хотелось бы. Не сделали, не сказали что-то важное. Сейчас у участников есть возможность вспомнить такую ситуацию, заново пережить ее, и произнести вслух то слово, которое изменило бы ту ситуацию.

«Свеча – спасибо». Все садятся в круг, передают друг другу свечу, оценивают день и каждый может поблагодарить любого человека из круга: «я хотела бы сказать спасибо … за то, что…».

«Сказочная поляна». На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?

«Три желания». Давайте представим, что на волшебном огоньке могут сбыться три любые желания. Загадайте их. Давайте поделимся, друг с другом, какие желания кто загадал, расскажите о двух желаниях, а одно, самое сокровенное, оставьте при себе.

«Чемоданчик в дорогу». В волшебный чемоданчик можно положить что угодно, и оно сохраниться в неизменном виде. Каждый выбирает по три вещи, которые он хотел бы увезти со смены: друга, вкусный полдник, вечера у костра.

«Черный и золотой стул». Каждый ребенок, по своему выбору, может сесть или на «золотой» или на «черный» стул. На «золотом» о нем будут говорить только хорошее, на «черном» – будут обсуждаться только недостатки, плохие черты его характера. Нельзя касаться физических недостатков ребенка.

 

ОГОНЬКИ

ВТОРАЯ ПОЛОВИНКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.188 (0.013 с.)