Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра гистологии, цитологии↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра гистологии, цитологии И эмбриологии Общая гистология Методические указания К лабораторным занятиям
Хабаровск
Составители: профессор Б.Я. Рыжавский, доцент Л.М. Мельникова, доцент Е.В. Васильева, доцент И.Р. Еременко, доцент Т.В. Соколова, ассистент Н.В. Якубович.
Рецензенты: доцент, член методического совета стоматологического факультета Ф.И. Тарасова, зав. кафедрой нормальной физиологии д.м.н. Е.Н. Сазонова, специалист по учебно-методической работе отдела тестирования М.Д. Вербовская
Предшествующие занятия по цитологии и эмбриологии подготовили теоретическую базу для изучения следующего за клеточным уровнем организации - тканевого. В общей гистологии рассматриваются основные теоретические положения и категории дисциплины, характеризующие закономерности гистогенеза, свойства стволовых клеток, дифференцировку и метаплазию, способы физиологической и репаративной регенерации, возрастные особенности строения и функций тканей. Без знания этих вопросов нельзя успешно изучать строение органов в норме, понимать характер их изменений при многих патологических процессах. Этот раздел предмета, в отличие от предыдущего, не изучался ранее на других кафедрах, поэтому будет вызывать трудности при освоении материала. Тем не менее, он должен быть тщательно изучен, т.к. именно на нем основана микроскопическая анатомия. Поэтому общую гистологию (науку о тканях) необходимо учить последовательно раздел за разделом, и в последующем постоянно к ним возвращаться. Именно такой подход окажется в итоге наиболее продуктивным, и даже – экономящим время.
Тема занятия №6: Эпителиальные ткани. Мотивация На этом занятии начинается изучение нового раздела гистологии «Общая гистология», который закладывает основы для исследования микроскопического строения органов. В связи с этим необходимо вспомнить структурные компоненты тканей (клетку и ее производные), зародышевые листки и их производные, уяснить сущность таких понятий, как “дифферон”, “дифференцировка”, “гистогенез”, “ткань”, выучить классификацию тканей. Эпителиальные ткани широко представлены в организме человека. Они покрывают тело, выстилают поверхности полых органов, входят в состав всех внутренних органов. Занимая пограничное положение, они часто подвергаются механическим, температурным, химическим и лучевым воздействиям, соответственно изменяя свое строение и функции. Некоторые из неблагоприятных факторов могут нарушать процессы дифференцировки эпителиальных клеток, приводя иногда к их опухолевому перерождению. Знание морфофункциональных особенностей эпителиальных тканей требуется для того, чтобы разобраться в сущности многих патологических процессов в них и правильно поставить диагноз. Цели занятия 3.1. Общая цель. В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен определять на микроскопическом уровне эпителиальные ткани, дифференцировать друг от друга разные виды эпителиев. 3.2. Конкретные цели:
Знать Уметь
Необходимый уровень знаний. 4.1. Из курса анатомии: раздел: «Железы». 4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: строение клетки и ее производных, клеточная репродукция, эмбриональные источники развития эпителиальных тканей: Учебник гистологии/ под ред. Ю.И. Афанасьева и др., 2006.-гл. 4-5. Новый материал. 5.1. Общие принципы организации и функционирования тканей. Эпителиальные ткани: учебник - гл.6,7, конспект лекций. Методические указания к изучению электронограмм. 6.2.1. Поверхность многорядного реснитчатого эпителия (сканирующая электронограмма). Сканирующая электронограмма дает объемное изображение исследуемого объекта. На ней представлены реснички мерцательных эпителиоцитов (1) и апикальная часть бокаловидных клеток, содержащая слизь (2) в виде гранул. Данный эпителий выстилает воздухоносные пути дыхательной системы органов. Схемы и таблицы. Тема занятия №7: Кровь. 2.Мотивация. Кровь является одной из разновидностей соединительных тканей (тканей внутренней среды), которые объединяются в единую группу по происхождению (развиваются из мезенхимы), по принципам строения, проявляющимися преобладанием межклеточного вещества над клеточными элементами, по выполнению преимущественно опорной или трофической функции. Отличаясь высокой скоростью самообновления, она является наиболее динамичной частью внутренней среды организма. Исследование химического и клеточного состава крови, ее физических и иммунных свойств, количественных показателей имеет большое значение для характеристики состояния организма, что необходимо знать врачу любой специальности. Приведем несколько примеров клинического значения оценки количественных показателей крови: - возникающее при массивном кровотечении резкое снижение количества эритроцитов ведет к снижению дыхательной функции крови; - лейкоцитоз (повышенное количество лейкоцитов) отмечается, например, в гемограмме больных с острыми гнойными заболеваниями; - тромбоцитопения (недостаточное количество тромбоцитов в крови) может замедлить процесс свертывания крови и увеличить время кровотечения; - эозинофилия (увеличение количества эоэинофилов в крови) отмечается, например, при аллергических состояниях (бронхиальная астма и др.), глистной инвазии. Цели занятия. 3.1. Общая цель. В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов, студент должен ориентироваться на микроскопическом уровне в форменных элементах крови, отличать друг от друга разные формы лейкоцитов и интерпретировать их количественные изменения, сравнивая со стандартными показателями.
3.2. Конкретные цели. Знать: Уметь:
4.Необходимый уровень знаний: 4.1. Из материалов других дисциплин: а) из биологии - общие данные о крови. 4.2.Из предшествующих занятий по гистологии: - из раздела «Гистотехника»: принципы окрашивания препаратов (понятия оксифилии, базофилии, нейтрофилии); - из «Цитологии»: структура и функции органелл, фагоцитоз; - из «Эмбриологи»: производные мезенхимы; - из «Общей гистологии»: определение понятия «ткань», классификация тканей: учебник - гл.1,4,5. 5.Новый материал: 5.1.Кровь: учебник гистологии - гл.8. Конспекты лекций. Эозинофильный гранулоцит Зрелый эозинофил имеет сегментированное ядро (1), обычно состоящее из двух сегментов. В цитоплазме имеются крупные специфические гранулы с кристаллоидом (2). Из органелл хорошо развиты митохондрии (3) и эндоплазматическая сеть (4). Схемы и таблицы. Показатели гемограммы
6.3.2.Показатели лейкоцитарной формулы в %
Цели занятия. 3.1. Общая цель. В результате изучения теоретического материала и освоения практических навыков, студент должен научиться ориентироваться в гистологических препаратах: определять рыхлую соединительную ткань и дифференцировать ткани со специальными свойствами. 3.2. Конкретные цели:
4.Необходимый уровень знаний: 4.1. Из материалов других дисциплин: - из анатомии — общее представление о распределении в организме РВСТ, жировой, пигментной, ретикулярной ткани; - из органической химии – строение гликозамингликанов. 4.2. Из предшествующих занятий по гистологии: 4.2.1. Из раздела «Гистотехника»: принципы окрашивания препаратов (понятия оксифилии, базофилии); 4.2.2. Из «Цитологии»: структура и функции органелл (комплекса Гольджи, гранулярной и гладкой ЭПС, лизосом. Понятие и биологический смысл фагоцитоза, секреции, дифференцировки; 4.2.3. Из «Эмбриологи»: производные мезенхимы; нервного гребня. 4.2.4. Из «Общей гистологии»: определение понятия «ткань», классификация тканей. 5.Новый материал: Цели занятия. 3.1. Общая цель. В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен сформировать целостное представление о гистогенезе, строении, местоположении и роли хрящевой ткани в организме человека, а также научиться различать хрящевые ткани на гистологических препаратах. 3.2. Конкретные цели:
4. Необходимый уровень знаний: 4.1. Из курса анатомии: местоположение хрящевых тканей в организме человека. 4.2. Из биохимии: химический состав хрящевых тканей. 4.3. Из предыдущих занятий: 4.3.1. Из цитологии - строение органелл, отвечающих за синтез белков и гликозаминогликанов. 4.3.2. Из эмбриологии - источники развития плотных соединительных и хрящевых тканей 5. Новый материал: 5.1. Общий план строения, классификация и местоположение плотной соединительной и хрящевой ткани. 5.2. Диффероны клеток хрящевой ткани, их строение и функции. 5.3. Строение гиалинового хряща как органа. 5.4. Процессы развития хрящевой ткани. 5.5. Механизмы роста и регенерации хрящевой ткани. 5.6. Факторы, влияющие на рост и регенерацию хрящевой ткани в организме человека. Учебник гистологии /Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др., глава 8, раздел «Плотные соединительные ткани. Хрящевые ткани». Конспекты лекций. Мотивация Костная ткань, являясь частью опорно-двигательного аппарата человека, выполняет преимущественно опорную, механическую функцию. Образование и рост костной ткани и костей в целом являются основой роста всего тела и занимают в онтогенезе значительный период жизни. Но и после прекращения роста в костях наблюдаются процессы перестройки их внутренней структуры. Указанные остеогенетические процессы лежат в основе регенерации кости на месте повреждения (перелома). Знание гистогенеза, химического состава, строения и функций костной ткани будут необходимы в будущей клинической практике врача при оказании помощи в устранении врожденных и приобретенных дефектов костного аппарата. Цели занятия 3.1. Общая цель. В результате освоения данной темы студент должен сформировать целостное представление о гистогенезе, строении, местоположении и роли костной ткани в организме человека, а также научиться отличать костную ткань на гистологических препаратах. 3.2. Конкретные цели.
Необходимый уровень знаний 4.1. Из анатомии – строение и виды костей, соединения костей. 4.2. Из предыдущих занятий: из цитологии – органеллы, участвующие в синтезе белков и гликозаминогликанов, в процессах внутриклеточного пищеварения; из эмбриологии – источники развития костной ткани.
Новый материал 5.1. Общий план строения, классификация и местоположение костной ткани. 5.2. Диффероны клеток костной ткани, их строение и функции. 5.3. Строение компактного вещества диафиза трубчатой кости. 5.4. Процессы развития костной ткани: прямой и непрямой остеогистогенез. 5.5. Механизмы роста и регенерации костной ткани. 5.6. Факторы, влияющие на развитие и рост костей в организме человека. Учебник гистологии / Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др., глава IX, раздел «Костные ткани». Трофика костной ткани
Строение диафиза
Мотивация С мышечными тканями связаны такие важные функции организма, как передвижение тела в пространстве, сердечные сокращения, поддержание артериального давления, передвижение пищевых масс по кишечнику, функции воздухоносных и мочеотводящих путей, слюнных желез, органов, отвечающих за транспорт гамет и вынашивание плода. Знание гистофизиологии мышечных тканей поможет будущему врачу разобраться в патогенезе таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, разобраться в вопросах физиологической и репаративной регенерации различных мышечных тканей. Наряду с этим необходимо помнить, что гипокинезия приводит к “омолаживанию” сердечнососудистых заболеваний, быстрому старению организма. Цели занятия 3.1. Общая цель. В результате освоения данной темы студент должен сформировать целостное представление о гистогенезе, строении, местоположении и роли мышечной ткани в организме человека, а также научиться различать разные виды мышечной ткани на гистологических препаратах. 3.2. Конкретные цели.
Необходимый уровень знаний 4.1. Из анатомии – строение, местоположение скелетных мышц, гладкой мышечной ткани внутренних органов. 4.2. Из предыдущих занятий: 4.2.1. «Цитология»: органеллы, участвующие в процессах мышечного сокращения (митохондрии, гладкая ЭПС); включения, характерные для мышечных тканей (трофические, пигментные, связанные с тканевым дыханием). 4.2.2. «Эмбриология»: источники развития мышечных тканей. Новый материал 5.1. Общий план строения, классификация и местоположение в организме мышечных тканей. 5.2. Строение скелетной мышечной ткани: структурно-функциональная единица, саркомер на светооптическом и электронно-микроскопическом уровнях, гистофизиология мышечного сокращения. 5.3. Строение скелетной мышцы как органа, понятия эндо-, пери- и эпимизий. 5.4. Строение сердечной мышечной ткани: строение структурно-функциональной единицы – кардиомиоцита, строение саркомера, Гистофизиология мышечного сокращения, виды кардиомиоцитов, пространственная организация элементов сердечной мышечной ткани. 5.5. Строение гладкой мышечной ткани: структурно-функциональная единица, особенности строения миофибрилл, гистофизиология мышечного сокращения. 5.6. Особенности и источники регенерации гладкой, скелетной и сердечной мышечных тканей. 5.7. Особенности иннервации соматической, сердечной и гладкой мышечных тканей. Учебник гистологии/Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др., глава X «Мышечные ткани». Мотивация Нервная ткань, являясь основным компонентом центральной и периферической нервной системы, регулирует деятельность всего организма и обеспечивает его связь с внешней средой. Нервная ткань состоит из двух взаимодействующих элементов: из нейроцитов, выполняющих основные специфические для этой ткани функции, и из нейроглии, имеющей вспомогательное значение. Знание гистофизиологии нервной ткани — основа для понимания строения и функций нервной системы, освоения таких дисциплин как физиология, нервные болезни, психиатрия и др. Цели занятия 3.1. Общая цель В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен сформировать целостное представление о гистогенезе, строении, местоположении и роли нервной ткани в организме человека, а также научиться отличать нервную ткань на гистологических препаратах. 3.2. Конкретные цели.
Необходимый уровень знаний 4.1. Из курса анатомии: происхождение, строение и функции нервной ткани 4.2. Из курса биологии: сравнительную анатомию нервной системы 4.3. Из предыдущих занятий: общие принципы организации и функционирования тканей; учебник гистологии, глава VI. 4.4. Основные источники развития нервной ткани; учебник гистологии, глава V. Новый материал 5.1. Нервная ткань. Учебник гистологии, глава XI. Конспекты лекций. Таблицы по теме занятия Цели занятия. 3.1. Общая цель. В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен знать расположение нервных окончаний по ходу рефлекторных дуг, их строение и функции. Уметь находить на гистологических препаратах осязательное (Мейснерово) тельце, пластинчатое тельце. Объяснить по схемам строение рецепторов, интернейрональных синапсов, нервно-мышечного синапса, определять структурные компоненты нервно–мышечного синапса на электронограмме. 3.2. Конкретные цели.
Необходимый уровень знаний. 4.1. Из курса анатомии: Нейрология. 4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: Учение о тканях: Учебник гистологии, глава ХI. 4.3. Основные источники развития тканей: Учебник гистологии, с. 111-121. Новый материал. 5.1. Нервная ткань. Конспекты лекций. 5.2. Нервные окончания. Учебник гистологии: глава ХI. Таблица по теме занятия. Нервные окончания
Мотивация. Данное занятие завершает важный этап по закреплению знаний и практических навыков, приобретенных в изучении цитологии эмбриологии и общей гистологии. При подготовке к этому занятию следует обратить внимание на определения, классификации, строение и функцию гистологических структур, источники развития тканей. Для закрепления теоретических знаний студенты пишут на занятии контрольную работу (20 мин). Для закрепления практических навыков на занятии используется микроскоп, гистологические препараты кафедры, альбом, электронограммы, методические указания, атлас по гистологии и эмбриологии (авт. И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов; авт. В.Г.Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ф.Котовский, изд. II). Для внеаудиторной самостоятельной работы студентов предоставляется электронный вариант атласа гистологических препаратов. Цели занятия. 3.1. Общая цель. Закрепить практические навыки пользования микроскопом, определить и запомнить гистологические препараты, знать строение и функции гистоструктур. 3.2. Конкретные цели.
Необходимый уровень знаний. 4.1. Из предыдущих занятий по гистологии: Цитология. Эмбриология. Общая гистология: Учебник гистологии: главы №№ 4 – 11. 5. Новый материал. Подготовка к контрольной работепо пройденным разделам. Вопросы к контрольной работе по цитологии, эмбриологии и общей гистологии I. Дайте определения понятиям: · Основные красители (приведите примеры) · Кислые красители (приведите примеры) · Нейтральные красители (приведите примеры) · Базофилия (приведите примеры) · Оксифилия (приведите примеры) · Нейтрофилия (приведите примеры) · Органеллы (приведите примеры) · Включения (приведите примеры) · Жизненный цикл клетки · Оплодотворение · Дробление · Саркомер II. Приведите классификацию: · Органелл морфологическую · Органелл функциональную · Включений (с методами выявления) · Покровных эпителиев · Экзокринных желез · Соединительных тканей · Мышечных тканей · Нейроцитов морфологическую · Нейроцитов функциональную · Нейроглии · Синапсов и эффекторов · Рецепторов III. Напишите нормальные показатели гемограммы и лейкоцитарной формулы у взрослых и детей. IV. Назовите: · Последовательно слои многослойного плоского неороговевающего эпителия (приведите примеры локализации в организме) · Последовательно слои многослойного плоского ороговевающего эпителия (приведите примеры локализации в организме) ·;Последовательно слои многослойного переходного эпителия (приведите примеры локализации в организме) · Типы клеток многорядного реснитчатого эпителия (приведите примеры локализации эпителия в организме) · Виды клеток собственно соединительных тканей · Виды волокон межклеточного вещества соединительной ткани и способы их выявления · Местоположение гиалиновой, эластической и волокнистой хрящевых тканей · Химический состав хрящевой и костной тканей · Три вида кардиомиоцитов и три вида межклеточных соединений вставочного диска · Производные нервной трубки и нервного гребня · Виды нервных окончаний с примерами V. Нарисуйте и обозначьте схему: · Плазмолеммы · Жизненного цикла клетки · Осевых органов и зародышевых листков · Однослойного многорядного реснитчатого эпителия · Фибробласта, плазмоцита и макрофага · Мышечного волокна · Саркомера · Биполярного, псевдоуниполярного и мультиполярного нейроцитов · Миелинового нервного волокна на продольном срезе · Миелинового нервного волокна на поперечном срезе · Нервно-мышечного синапса · Свободных и несвободных рецепторных нервных окончаний. Мотивация. На данном занятии студенты должны показать умение определять анонимные гистологические препараты по пройденным разделам, безошибочно называть их, объект исследования (орган, из которого приготовлен препарат) и его окраску. Необходимо правильно ориентироваться в препарате, давать точные и полные номенклатурные названия деталей строения, указывать их функциональное значение, знать источники развития и гистогенез тканей, определять электронограммы. Цели занятия. 3.1. Общая цель. Показать знание гистологических препаратов, электронограмм и теоретического материала по разделам: «Цитология», «Эмбриология», и «Общая гистология». 3.2. Конкретные цели.
Необходимый уровень знаний.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.031 с.) |