ТОП 10:

Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.62 – «Журналистика», изучающих дисциплину «История».

Программа разработана в соответствии с:

· Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики» 2013 г. по направлению подготовки 031300.62 «Журналистика» (уровень подготовки – Бакалавр);

· Образовательной программой «Журналистика» по направлению подготовки 031300.62 «Журналистика»;

· Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031300.62 «Журналистика», утвержденным 7.02.2013 г.

2. Цели освоения дисциплины

Цели курса заключаются в рассмотрении политической истории России как составной части истории общества, а политической модернизации как части общего процесса модернизации и становления современного общества. Одной из задач курса выступает рассмотрение соотношения эволюционного и революционного путей в политическом процессе, преемственности и разрывов в истории России в социальной динамике – как менялись одни характеристики и оставались неизменными другие.

Новизна курсазаключается, прежде всего, в его нацеленности на освоение главных системообразующих звеньев российского политического процесса. Связующим звеном курса является концепция модернизации, которая в наибольшей степени учитывает преемственность исторического и политического процесса. На первый план выдвигаются взаимоотношения общества и государства, как ведущих инструментов проведения политической модернизации. Новизной курса также является единство теоретического анализа и конкретного исторического материала, которое отражает проблемно-хронологическая структура лекционного материала.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения курса студент должен:

- знать учебный материал, предусмотренный данной программой и, прежде всего, основные события российской истории;

- иметь представления об особенностях общественных систем изучаемого периода и путях их трансформации;

- уметь искать и систематизировать найденный материал по проблеме, а также оперировать полученными знаниями;

- обладать прочными навыками написания эссе, анализа и научной критики источников, теорий и концепций.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи ОК-1 - демонстрирует способность к анализу исторической информации, логически верно и аргументировано строить доказательства - лекция; семинар; - самостоятельная работа; - реферат; - экзамен
Свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний ОК-2 - свободно владеет письменной и устной речью, навыками публичной и научной речи; - уметь создавать и редактировать тексты - семинар; - самостоятельная работа; - эссе; - экзамен
Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества ОК-5 - распознает движущие силы и закономерности исторического процесса; - оценивает место человека в историческом процессе и в обществе - лекция; - семинар; - самостоятельная работа; - эссе
Способность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям разных народов, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений ОК-6 - демонстрирует готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям разных народов - все формы учебной деятельности
Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы ОК-11 - владеет основными методами исторической науки - лекция; - самостоятельная работа; - эссе; - реферат
Знание основных этапов и характеристик истории России, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторических процессов ПК-4 - демонстрирует знание основных этапов и характеристик политической истории России; - распознает особенности исторических традиций в политическом развитии; - владеет навыками политического анализа исторических процессов - лекция; - семинар; - контрольная работа; - зачет; - экзамен
Понимание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, процессов глобализации и их влияния на различные сферы жизни ПК-8 - понимает основные закономерности и тенденции российского исторического процесса лекция; - семинар; - контрольная работа; - зачет; - экзамен

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку (Б.3.1. Профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины), базовая часть).

Курс рассчитан на целевую группу студентов 1-го курса факультета медиакоммуникаций и является базовым.

Место курса в образовательном процессе в ВШЭопределяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами гуманитарного профиля. Связь с другими курсами обеспечивается общей теоретической базой и широким привлечением конкретного исторического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

· Философия

· История и теория литературы

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи (ОК-1);

· свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2);

· способность к участию в научных исследованиях политических процессов и отношений, владение методами анализа и интерпретации представлений о политических явлениях на различных уровнях (ПК-1);

· понимание методов современной исторической науки и возможность их применения в медийныхпроцессах (ПК-2);

· применение основных теоретико-методологических подходов в исторической и политической компаративистике; способность методологически корректно сравнивать политические системы, институты и процессы (ПК-6);

· способность рационально организовывать и планировать свою деятельность, применять полученные знания для формирования собственной профессиональной стратегии (ПК-14).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

· Связь с общественностью и и медиарилейшинз

· Политическая журналистика

· Деловая журналистика

· Культурология

 

 

5. Тематический план учебной дисциплины

Курс объемом 216 часов читается для студентов 1-го курса отделения деловой и политической журналистики, составляет 98 аудиторных часов и рассчитан на 3 модуля (2-4-й), включая лекционные (78 часов) и семинарские занятия (20 часов).

Название темы Всего часов Аудиторные часы Самост. работа
Лекции Сем. занятия
Этническая и эволюционная предыстория Руси. Заселение территории древними этническими культурами и взаимоотношения с другими центрами  
Традиционное общество славян. Киевская Русь на стыке христианской, исламской, буддийской цивилизаций и языческого мира. Киевская Русь - средневековое государство в Восточной Европе  
Эволюция общества и государства в XI–XIII вв. Распад социокультурной целостности в XII веке. Нашествия на Русь. Разные модели взаимодействия с Востоком и Западом
Особенности формирования централизованного российского государства в XIV–XVI вв. Его социальное устройство, корпоративность. Государство и церковь. Возвращение в геополитическое пространство Евразии
Смута начала XVII века – структурный кризис русского общества. Осознание необходимости перемен в обществе. Внутренняя и внешняя политика в XVI-XVII вв.
Древнерусская культура IX–XVII вв.
Реформаторство в России (XVIII-XIX вв.): общие закономерности и специфика модели «догоняющего развития»  
Реформы государственного аппарата Российской империи  
Военные реформы XVIII- начала XX вв.: армия и российское общество  
Приоритеты и критерии экономических преобразований
Преобразования в сфере образования и культуры
Имперское строительство и национальная политика  
Государство и церковь: «самодержавие, православие, народность» или секуляризация?  
Основные направления внешней политики Российской империи в XVIII – начале XX вв.  
Сущность и специфика советской модели политического устройства (1917-1993 гг.)
«Номенклатурный социализм»: политические элиты в СССР  
Советская социально-экономическая модель и проблемы модернизации советской экономики: от «большого скачка» к экономическому «застою»
«Экономика повседневности»: от службы быта к сервисному обществу  
Внешнее измерение истории СССР: от идеи мировой революции к «новому мышлению»
СССР во Второй мировой войне  
Советское «имперство»: национально-государственное строительство и национальные отношения в СССР (1922-1991 гг.)  
Власть и церковь в советской истории: от конфронтации к сотрудничеству
Идеологическое и культурное измерение советской системы  
Российская Федерация на современном этапе: пути и перспективы развития  
  Всего

 

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля Форма контроля Модули Параметры
Текущий (неделя) Эссе     20-24 тыс. знаков
Дом. задание     20-24 тыс. знаков
Промежуточный Зачет +     Тесты
Итоговый Экзамен     + Устный экзамен

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.006 с.)