Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эластичность предложения. Фактор времени.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Предложение зависит от цены. Чем выше цена, тем больше желающих получить эти деньги за свой товар. Отдавать же его за копейки никому не хочется. В разных условиях предложение одного и того же товара может меняться. Например, в блокадном Ленинграде и в современной Москве спрос, предложение, цена и прочие характеристики у хлеба немножко разные. Совершенно неэластичное предложение - это такое предложение, которое сохраняется независимо от цены. Совершенно эластичное, напротив, может изменяться при постоянной цене. Фактор времени: если вдруг резко изменяется спрос, то у производителя есть разные пути решения: * в кратчайшем периоде производство перестроить нельзя, объёмы производства — тоже. Остаётся лишь менять ценники, чтобы хоть что-то продать (или при повышении спроса чтобы срубить больше денег). * в краткосрочном периоде завод новый построить нельзя и станки закупить тоже нельзя, но можно изменить объёмы производства при тех же производственных возможностях. * долгосрочный период позволяет изменять уже не объёмы, а перестраивать само производство. Например, если вдруг стало жарко, то сначала торгаши просто поднимают цену, потом производители начинают совать в свои краскосмесители в три раза больше ингредиентов. В долгосрочном периоде они закупают ещё пару квасосмесителей (на самом деле в этот момент жара сменяется затяжными дождями =)). 18. Конкуренция и монополия. "Невидимая рука" А. Смита. На рынке существует два вида противоборства продавцов и покупателей: конкуренция и монополия. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров. Побудительной причиной конкуренции служит комплекс непременных условий свободного развития рынка: основные параметры состояния рынка, полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определенного вида, зависимость положения продавцов и покупателей от рыночной цены, которая складывается под воздействием массового спроса и предложения. Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве, за экономическое процветание и процветание. То есть конкуренция - экономический закон рынка. В зависимости от различия видов собственников имущества можно выделить соперничество в среде: · мелких товаропроизводителей, покупателей. Конкуренция мелких товаровладельцев способна изменять только их индивидуальные цены товаров. В таком соперничестве конкуренты учитывают уровень равновесной цены, стремятся создавать продукты по более низкой индивидуальной цене и прибегают к продаже товаров по более низкой цене; · владельцев небольших капиталистических предприятий; · собственников крупных хозяйственных объединений; · а также между всеми этими участниками рынка. По масштабам развития конкуренция может быть: · индивидуальной (с участием одного лица); · местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории); · внутриотраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода); · межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); · национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны). Она является рыночным регулятором, который закономерно воздействует на три явления: влияет на цены, предлагаемые продавцами и покупателями; устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка; приводит общую рыночную цену к точке равновесия. · глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке). По характеру развития рыночная состязательность подразделяется на свободную (чистую) и регулируемую. Признаки свободной конкуренции: ü на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих что создавать и в каких количествах; ü имеется никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим, что предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства; ü покупатели свободны от всякого ущемления прав и имеют возможность купить товары на любом рынке; ü свободное соперничество обычно сопровождается борьбой с применением ценовой конкуренции (разорение соперника с помощью более низкой цены). Недобросовестная конкуренция – противоборство продавцов и покупателей, при котором нарушаются принятые на рынке правила и нормы цивилизованного поведения. Допускаются следующие действия: ü соперники вступают в сговор против других конкурентов и стремятся их дискредитировать (подорвать доверие); ü используется ложная реклама своей продукции; ü устанавливаются дискриминационные (неравноправные для всех покупателей) цены; ü в целях устранения конкурентов и захвата рынков применяется демпинг – продажа товаров по так называемым бросовым ценам, которые значительно ниже, чем рыночные цены внутри страны или на мировом рынке. Государство преследует недобросовестную конкуренцию в антимонопольном законодательстве. По приемам противоборства конкуренция делится на: · ценовую (рыночные позиции соперников подрываются путем снижения цен); · неценовую (победу одерживают посредством улучшения качества продукции, совершенствования обслуживания покупателей и т. п.). Конкуренция разоряет одних участников рынка и обогащает других, что неизбежно ведет к образованию монополий. Монополия – вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения. Монополистические объединения обладают рыночной властью – могут контролировать объем производства и цены продукции в целой отрасли хозяйства. Монополистические объединения подразделяются на ряд групп. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида: · монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей; · монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов (корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельхозпродукцию). Монополии, продающие товары в массовом порядке, в своих интересах используют закон цены по массовому предложению, устанавливая монопольно высокие цены. Монопсонии, закупающие большие партии товаров у мелких производителей, используют закон цены по массовому спросу, устанавливая монопольно низкую цену. Фирма, являющаяся одновременно монополией и монопсонией, обогащается за счет монопольно высоких и монопольно низких цен. С учетом степени охвата рынка: · в масштабе одной отрасли рыночной деятельности – абсолютная (чистая) монополия; · в отраслевом масштабе обычно развертывается деятельность абсолютной монопсонии. В отсутствии каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене; · в масштабе национального хозяйства может также сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов. Аналогично – в общенациональном масштабе – действует абсолютная монопсония. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений. · Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (редкие металлы). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию (транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, железнодорожные перевозки и т.д.). · Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции: ü патентная система. Выданный физическим и юридическим лицам патент – свидетельство, удостоверяющее их авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец; ü авторские права. В законодательном порядке регулируются отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право); ü товарные знаки. Законодательное регулирование отношений, которые возникают в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. · Искусственные монополии – объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод. Она преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах: ü создает барьеры для вхождения на рынок новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей и т. п.); ü достигает очень высокого (по сравнению с конкурентами) уровня технологии производства; ü применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства; ü теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой. (Подробнее про виды искусственных монополий в билете 20) Приобретенная монополией рыночная власть используется для установления в ее интересах рыночных цен. Государство осуществляет антимонопольное законодательство, ограничивая монополизацию рынка и поддерживая конкуренцию в цивилизованных фирмах. В современных условиях возрастает экономическая роль монополий, особенно в развитии науки и техники. Научно-техническая революция обостряет конкуренцию, усиливая глобальное соперничество. Для настоящего времени характерно сочетание монополии и конкуренции. Типичными формами такого сочетания являются олигополия и монополистическая конкуренция, основанная на дифференциации продуктов. Монополистическая конкуренция базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие-то виды продуктов и услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании. В монополистической конкуренции представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация (разделение на различные формы) товаров – придание им индивидуальных свойств. Другая сторона – на рынке, где продаются однородные товары, имеется много разных конкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг. Дифференциация товаров – проявление неценовой конкуренции. Признаки неценовой конкуренции, развивающейся на основе продажи разнородных продуктов: · неодинаковое качество товаров – их различия по назначению, материалу и т. п.; · разнообразие торговых услуг (магазины привлекают покупателей более высоким качеством обслуживания); · размещение и доступность мест продажи продуктов для покупателей (маленькие магазинчики работают 24 часа); · упаковка и реклама. Фирмы, участвующие в монополистической конкуренции, занимают сравнительно небольшой удельный вес в торговле. Соперники действуют независимо друг от друга из-за множества конкурентов, не могут договориться между собой с целью ограничения объема продажи своих индивидуализированных продуктов или установления более высоких цен. (Про олигополию, частную конкуренцию и частную монополию читайте в соответствующих билетах, ибо лень было писать, да и так много получилосьJ)
Надо сказать, что классический капитализм запрещает вмешательство государства в рынок, ибо тот сам регулирует себя и цены. Но по теории «невидимой руки» государство должно помогать рынку избежать критических ситуаций, и одним из этих способов является влияние на ценообразование (процесс формирования цен на товары и системы цен в целом). Смит выступал за безусловное рыночное саморегулирование экономики, он считал, что «невидимая рука» рынка без всякого государственного вмешательства заставит предпринимателей, исходя из личного материального интереса и стремления к прибыли, производить нужный для общества товар. Под «невидимой рукой » рынка Смит имел в виду действие закона конкуренции, который реализуется через спрос и предложение товаров на рынке. (Это все, что есть про Смита и его руку-невидимку)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.71 (0.006 с.) |