Вопрос 2: методы и источники этнологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2: методы и источники этнологических исследований



Социологическая школа в Этнологии

Весьма плодотворной в этнологии является социологическая школа. Представители этой школы исходили из того, что человеческое общество не сводится к простой сумме индивидов. В каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивость общества.

Социологическая школа зародилась во Франции, а крупнейший ее представитель Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) является основателем нового и влиятельного направления в этнологии, возникшего в конце XIX в. В отличие от эволюционистов, Дюркгейм понимал человеческое общество не как последовательные стадии приспособления людей к условиям окружающей среды, а как закрытые статичные системы, исследование которых должно производиться объективными, по образцу естественных наук методами. При этом он исходил из того, что следует изучать сами социальные факты, рассматриваемые как «вещи», а не субъективные представления об этих фактах.

Важной составной частью этносоциологической теории Дюркгейма является учение о коллективных представлениях. Коллективное сознание находит выражение в коллективных представлениях — религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права. Он полагал, что общества имеют свои религии, не сводимые к действиям и мотивам индивидов, и что индивиды формируются и ограничиваются социальной средой. Дюркгейм проводил различие между формами социального порядка в примитивных (традиционных) и современных обществах. Механическая солидарность в примитивных обществах была основана на общих убеждениях и консенсусе, обнаруживаемых в пределах коллективной совести.

Развивая учения о коллективных представлениях, Дюркгейм закономерно приходит к вопросу о сущности религии и ее роли в обществе. В работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) на основе анализа австралийских тотемических культов прослеживаются социальные истоки и функции религии. Дюркгейм стремился доказать, что «реальный» и «подлинный» объект всех религиозных культов — общество, а главные социальные функции религии — воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие. Он понимал религию чрезвычайно широко, рассматривая ее как синоним идеологии.

Он считал, что примитивные религии воплощали в себе идею общества, а сакральные (священные) объекты являлись таковыми потому, что символизировали общность. Религиозная культура состояла из коллективных ценностей, включающих в себя единство общества и его своеобразие. Религиозные церемонии служили укреплению коллективных ценностей и поддержанию общности индивидов. Этот процесс легко мог быть выявлен в примитивных обществах. В то же время Дюркгейм признавал, насколько трудно найти подобные сакральные объекты и коллективные ритуалы в современных органических обществах.

Идеи Дюркгейма получили развитие в работах его учеников и последователей, среди которых особый интерес представляют идеи Люсьена Леви-Брюля (1857 — 1939). Он был, как и Дюркгейм, приверженцем учения о коллективных представлениях, понимая их как идеи, которые не формируются у человека из его собственного жизненного опыта, а внедряются в его сознание через общественную сферу — воспитание, общественное мнение, обычаи. Исследуя эти вопросы, Леви-Брюль разработал свою теорию дологического мышления первобытных народов, которую изложил в книге «Первобытное мышление» (1923).

Дологическое мышление — это особый тип мышления, подчиняющийся своим специфическим законам. Эти законы, управляющие коллективными представлениями отсталых народов, не похожи на современные логические законы мышления. В связи с этим восприятие мира первобытным человеком ориентировано иначе, чем восприятие современного человека, стремящегося к объективности познания, тогда как у первобытного преобладает субъективизм. Поэтому первобытные люди подменяют реальные — предметы представлениями о них, не различают сновидения и реальность, человека и его изображение, человека и его имя и т. д. По этой же причине первобытное мышление безотносительно к опыту, оно «непроницаемо» для опыта, поскольку не разубеждает первобытного человека в его вере в колдовство, таинственные силы, фетиши. Такой тип мышления Леви-Брюль и обозначил как дологическое мышление.

 

Теория этногенеза Гумелёва

Гумилев исходит из того, что ни один этнос не вечен. Древние шумеры, хетты, филистимляне, дарданы, этруски и венеты уступили свое место парфянам, эллинам, латинам и римлянам, которые выделились из латинов и других италиков. Но и этих сменили итальянцы, испанцы, французы, греки, турки, таджики, узбеки и казахи.

История человечества свидетельствует, что из народов, процветавших 5 тысяч лет тому назад, не осталось ни одного. Из тех, кто творил великие дела за 2 тысячи лет до нашей эры, уцелели лишь жалкие осколки немногих. Те же, кто существовал в X в., по большей части еще живут, хотя и весьма изменившись. По-видимому, и в дальнейшем этносы будут появляться и исчезать. Как и почему это происходит — центральная проблема этногенеза.

В своей теории этногенеза Л.H. Гумилев соединил геобиохимию и системологию с исторической географией, исходя из того, что этнос как биосоциальная общность есть порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции. Этносы (биосоциальные общности) рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы. Каждая этническая система имеет историю, укладывающуюся в схему: толчок-подъем-перегрев-упадок-затухание (с отдельными зигзагами на том или ином этапе).

Л.Н. Гумилевым на основе исторического материала было показано, что все процессы этногенеза разворачиваются единообразно, т. е. смена фаз этногенеза в различные эпохи подчинялась четкой внутренней закономерности, а длительность каждого из этих процессов составляла 1200 — 1500 лет. Для объяснения этого феномена Л.Н. Гумилевым была предложена концепция пассионарности, связывающая смену фаз этногенеза с изменением уровня пассионарного напряжения системы. Пассионарность является эффектом энергии живого вещества биосферы, проявляющимся в повышенной активности этнических коллективов. Следовательно, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого являются природные биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми этносов, т. к. эти формы связаны с фазами этногенеза и господствующими в них императивами поведения.

В целом можно выделить три основных исторических типа этногенеза. Палеоэтногенез — формирование этносов разных метаэтнических общностей, т. е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза. Мезоэтногенез — возникновение этносов типа народностей, т. е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.

Неогенез — этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза.

 

Мультикультурализм в России

Мультикультурализм проявился уже во времена СССР, когда народы разных республик получили свои автономные права. Из-за этого объединения множества различных культур и сложилась ситуация многонациональности внутри страны. Поэтому можно считать, что исторически сложилось, что для России должна быть характерна многокультурность.

По мнению отечественных учёных, российская модель мультикультурализма аналогична австралийской. Схожи они тем, что существует ясно видимое разграничение этих разделений, т. е. это федерация, в которой население выделятся по этническим показателям.

Понятие мультикультурализма

Идея становления мультикультурного общества находится сегодня в центре самых разных политических дебатов, и это, безусловно, оправданно. С одной стороны, количество этнических конфликтов, как внутригосударственных, так и во внешней политике, увеличивается, и это заставляет задуматься о правильности существующих подходов к урегулированию сложившейся ситуации. В качестве примера можно привести курс на укрепление национальной идентичности, избранный некоторыми государствами. С другой стороны, существует процесс глобализации, который классифицируется уже большинством исследователей как процесс необратимый, который должен вести к построению глобального общества. И здесь вопрос о защите культурных различий также встает очень остро. Процесс же культурной глобализации, который мог бы привести к возникновению системы общечеловеческих ценностей, пока находится лишь в начальной стадии, и поиск какого-либо общего решения этнических проблем представляется довольно сложной задачей.

Понятия “мультикультурное общество” и “мультикуль- турализм” возникли в XX в., но обозначаемый ими феномен известен с глубокой древности.

Мультикультурализм — комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре, что ставит под сомнение существование национальной идентичности. Понятие “мультикультурализм” используется, как правило, в двух основных значениях.

В первом значении мультикультурализм — это феномен этнокультурной фрагментации социума; по-другому и более точно его можно определить как “многокультурность”, в конечном счете направленную против культуры как общенационального явления. Таким образом, речь идет не о культурной автономии в рамках некой культурной общности, а именно об ее фрагментации. Во втором значении мультикультурализм выступает как идеология и политика, которые в значительной степени опираются на либеральные концепции “культурного разнообразия”, проповедующие этнические, расовые и субкультурные предпочтения в экономической, политической и культурной сферах общественной жизни. Их цель — искоренение дискриминации и достижение “равенства” различного рода меньшинств с национальным большинством.

Термин “мультикультурализм” появился в Канаде в 60-х гг. XX в. для обозначения состояния этнокультурного, расового, религиозного разнообразия населения страны. Официально он был признан в 1971 г., явившись при этом своеобразным актом признания государственными институтами неэффективности ассимиляционной политики, направленной на гомогенизацию культурно многосоставного населения страны[1]. Провозглашалась цель сделать государство более чувствительным к запросам своих граждан всех культурных и языковых групп. Неофициально считалось, что для правительства мультикультурализм был и остается способом увести политические дебаты от противостояния англофонов и франкофонов и тем самым избежать дальнейшей поляризации канадского общества.

Основными принципами данной идеологии являются:

  • • позитивное отношение к этнокультурным различиям. Признание того факта, что культурное многообразие обогащает данное общество, делает его более жизнеспособным;
  • • право на культурное отличие. Все члены и группы сообщества имеют право на сохранение и поддержание своих культурных особенностей;
  • • культурная равноценность и взаимная толерантность;
  • • иерархически структурированная двойная (множественная) идентичность. Каждый индивид по своему выбору может одновременно быть частью нескольких множеств, что делает их пересекающимися. Идентификация себя с государством (гражданская идентификация) является первичной, с той или иной группой — вторичной;
  • • единство во множественности. Культурная автономия той или иной группы признается в той мере, в какой она не противоречит общим базисным ценностям большинства, с которым идентифицирует себя государство (селективное сохранение культур);
  • • идентификация индивида с той или иной этнокультурной группой, которая формирует у него устойчивое самосознание, содействует его психологической защищенности, тем самым создавая предпосылки для открытости индивида по отношению к другим этнокультурным группам и воспитания в нем терпимости;
  • • право на равные шансы. Культурные различия дополняются принципом недискриминации и равенства в социальной сфере;
  • • политическая управляемость. Мультикультурализм не есть саморазвивающийся феномен, для его формирования и развития необходима политическая воля и поддержка[2].

Толерантность и ксенофобия в этнополитике.

Этнополитика

Национа́льная поли́тика — политика государства по отношению к различным национальностям внутри страны. В разное время и в разных странах может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

 

Толера́нтность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить») — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[1].

Философский энциклопедический словарь определяет это понятие так:

Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции[2].

Толерантность означает принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям[3].

Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами.

Ксенофо́бия (от греч. ξένος «чужой» + φόβος «страх») — неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого как неприятного и опасного[1].

Ксенофобия, возведённая в ранг мировоззрения кем-либо, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей[1].

Под хозяйственно-культурными типами понимают определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.

Различия между хозяйственно-культурными типами касаются, в первую очередь, основных занятий большинства населения — промыслов, сельского хозяйства, ремесел, а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов материальной культуры. В области духовной культуры различия между хозяйственно-культурными типами проявляются, главным образом, в тех обычаях и обрядах, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фольклора, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях.

Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не выходит за пределы Средних веков. Все хозяйственно-культурные типы, сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все более высокой производительностью труда. К первой группе относятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия и животноводства; к третьей — плужного (пашенного) земледелия с использование тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах. При капитализме хозяйственно-культурные типы предыдущих эпох постепенно разрушаются, видоизменяются и входят (преимущественно в сфере сельского хозяйства) в состав новых зональных экономических и культурно-бытовых комплексов.

У современных народов, находящихся на различных уровнях общественно-экономического развития, можно встретить хозяйственно-культурные типы всех трех групп. Следует, однако, иметь в виду, что эти типы в одних случаях продолжают играть ведущую или, по крайней мере, заметную роль в экономике и быту, в других же случаях сохраняются только в виде пережитков.

Этнические границы обычно не совпадают с границами хозяйственно-культурных типов; крупные этносы такие границы делят на части, мелкие — объединяют. Тем не менее можно заметить, что, например, традиционная культура восточных славян и большинства народов индоевропейской семьи связана преимущественно с земледелием, а у большинства тюркских типов и монголо-язычных народов — со скотоводством. Гораздо чаще совпадают границы хозяйственно-культурных типов с природно-ландшафтными областями. Так, по существу, для всех народов тундровой зоны (ненцев, нганасан, долган и др.) традиционно оленеводство (для нганасан — охота на диких оленей); для народов крупных рек таежной зоны (хантов, нанайцев, кетов и др.) — рыболовство и т. д.

Наряду с хозяйственно-культурными типами существует классификация народов по историко-этнографическим (или историко-культурным) областям — частям ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые или этнографические особенности. Наиболее ярко они проявляются в материальной культуре, но отражаются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.

В рамках такого подхода можно выделить историко-этнографические области разного уровня — историко-этнографические провинции, области, подобласти и местные историко-этнографические районы. Например, в России выделяются такие крупные историко-этнографические провинции: Европейская часть, Кавказ, Поволжье и Приуралье, Сибирь, Север, Дальний Восток. В каждую историко-этнографическую провинцию входит несколько областей. В Сибири, например, выделяются такие области, как западносибирская, восточно-сибирская, южно-сибирская. Обычно структура историко-этнографических областей используется для выделения групп народов при их описании: «народы Поволжья», «народы Северного Кавказа», «народы Севера», «народы Сибири».

Народы северного Кавказа.

Большинство кавказских народов принадлежит в основном к Кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы:

· Кавкасионский тип:

· аварцы,

· агулы,

· андийские народы,

· балкарцы,

· бацбийцы,

· даргинцы,

· ингуши,

· карачаевцы,

· лакцы,

· лезгины,

· осетины,

· рутульцы,

· табасараны,

· хиналугцы,

· цахуры,

· цезские народы,

· чеченцы;

· северо-восточные и восточные субэтносы грузин: кахетинцы, хевсуры, мохевцы, тушинцы, пшавы, мтиулы, гудамакарцы, рачинцы, ингилойцы;

· Понтийский подтип:

· абазины,

· абхазы,

· адыгейцы,

· кабардинцы,

· черкесы,

· понтийские греки,

· южные русские,

· южные украинцы;

· западные субэтносы грузин: аджарцы, гурийцы, имеретинцы, лечхумцы, картвелы, мегрелы, сваны;

· Каспийский подтип:

o азербайджанцы,

o кумыки,

o таты,

o цахуры,

o шахдагцы;

· Арменоидный тип:

o армяне,

o ассирийцы,

o юго-восточные субэтносы грузин[7].

В древности к концу бронзовой эпохи и в начале ранней поре железной, прослеживалось довольно существенное различие в типе населения Закавказья и Северного Кавказа. В древнейших погребениях Самтаврского и Мингечаурского могильников находят резко выраженные длинноголовые узколицые европеоидные черепа, по типу сходные больше всего с представителями современных длинноголовых вариантов каспийского типа[8][9]

Этноним основной

Удмурты.

Автоэтноним (самоназвание).

Утморт, укморт, урдмурт.

Другие этнонимы

Аряны, арские люди, вотяки в русских письменных источниках 15-16 вв.

Территория расселения

Большая часть удмуртов проживает в Республике Удмуртия, где по переписи СССР 1989 г. их насчитывалось 497 тыс.чел (30,9% населения). Удмурты живут также в Татарии (25 тыс.чел.), Башкирии (24 тыс.чел.), Марийской Республике (2,5 тыс.чел.), а также Пермской (33 тыс.чел.), Кировской (28 тыс.чел.), Свердловской (24 тыс.чел.) и других областях РФ.

Численность

Численность удмуртов на 1719 г. оценивалась в 48 тыс.чел., по переписи населения России 1897 г. она составляла 420 тыс. чел., по переписям населения СССР:
1926 г. – 504 тыс.чел.,
1937 г. – 568 тыс.,
1939 г. – 606 тыс.,
1959 г. – 625 тыс.чел.,
1970 г. – 704 тыс.чел.,
1979 г. – 714 тыс.чел.,
1989 г. – 747 тыс.чел.,
из них в РФ – 715 тыс.чел.

Язык

Удмуртский язык относится к финно-угорской группе урало-юкагирской языковой семьи.

В удмуртском языке выделяется несколько диалектов – северный, южный, бессермянский и срединные говоры. 69,6 % удмуртов считает родным свой национальный язык.

Письменность

Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы.

Религия

Большинство верующих удмуртов – православные, но значительная часть придерживается традиционных верований, на религиозные воззрения бессермян и населения пограничных с Татарией и Башкирией районов оказал влияние ислам.

Хозяйство

Среди традиционных занятий удмуртов ведущую роль играло земледелие, для которого характерна была комбинация подсеки и перелога с трехпольем. Землю вспахивали сохами разных типов или плугом-сабаном. Выращивали преимущественно морозоустойчивые зерновые культуры – рожь, ячмень, овес, а также пшеницу, гречиху и др., из технических – коноплю, а позднее лен. Меньшую роль играли огородные культуры – капуста, огурцы, редька и др. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу, но скота держали мало из-за недостатка пастбищ, породы его были малопродуктивны, выпасали животных в лесу без присмотра пастухов. Разнообразны были подсобные занятия: охота - на белку, горностая, зайца, лисицу и других животных, рыболовство, пчеловодство, промыслы, связанные с лесом – заготовка древесины, углежжение, смолокурение, деревообработка, такие ремесла как прядение и ткачество, кожевенное, кузнечное дело и др.

Традиционная одежда

Удмуртская одежда шилась в основном из холста, сукна и овчины, до начала 20 в. почти вся она была домашнего производства. В ней выделяется два варианта – северный и южный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов. Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки и др. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет и т.п. Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

Пища

В традиционном питании удмуртов преобладали продукты земледелия и животноводства – кислый подовый хлеб, который раньше пекли обычно из ячменной муки с добавлением различных суррогатов, другие хлебные изделия – блины, блины, лепешки, пресные ватрушки, пироги, пельмени. Разнообразны были супы, например, шид – похлебка с крупой и горохом, каши, напитки – квасы, пиво, медовуха. Мясо употреблялось в качестве приправы, после забоя скота делали кровяную колбасу. В небольшом количестве потреблялось молоко и молочные продукты. Среди напитков надо отметить щербет – воду, подслащенную медом, сур – домашнее пиво.

Социальные отношения

До начала 20 в. общественной жизни сельского населения большую роль играла земледельческая община соседского типа, во главе которой стоял совет – кенеш. Существовали как большие (до 50 человек), так и малые семьи, и наряду с ними гнезда родственных семей (боляк, иськавын), которые имели общие поля, гумна, бани, широко использовали разные формы взаимопомощи. Долгое время сохранялись родовые подразделения удмуртов – воршуды. Названия воршудов часто совпадали с названиями птиц и других живых существ, что обычно объясняется тотемистическими представлениями. Каждый род имел свою куалу, где совершались моления, роды имели тамги – знаки собственности, которыми отмечались лесные делянки, домашние животные, вещи и т.п.

Вопрос 2: методы и источники этнологических исследований

На сегодняшний день в этнологии сложился комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников, изучение устных преданий, описание археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (прежде всего материалов переписей населения).

В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: исследования и описания уче­ных-этнографов, записки путешественников, фольклорные и ху­дожественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литерату­ра и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного кон­такта с представителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за их реакциями на различные ситуации, логикой ар­гументов и рассуждений, используемых в спорах и беседах, спосо­бами объяснения различных явлений окружающего мира и собст­венного поведения и т.п.

Изучение письменных источников. Это один из самых важных методов этнологии, ценность которого заключается в разнооб­разной и достоверной информации об изучаемых народах и куль­турах. В качестве письменных источников используются обычно история народов, написанная ими самими, или описания их куль­тур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес уче­ных-этнологов. Однако такого рода историко-культурные описа­ния не единственный тип письменных источников, представляю­щих интерес для этнологов. В настоящее время существует огром­ное количество еще не исследованных письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных стран и эпох. К такого рода материалам относятся доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.

Устные предания. Ценность их состоит в том, что они являются выражением исторического сознания. Опыт этнологических ис­следований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних наро­дов. Устные предания, как источник получения этнологических ма­териалов, исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро этот ис­точник иссякнет вовсе. Основная причина исчезновения преданий заключается не только и не столько в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и пре­кращает жить в памяти народа, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле утрачивается и обедняется история.

Археологические материалы. Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изуче­ния археологических материалов. В отличие от письменных источ­ников и устных преданий археологические материалы являются самыми надежными, так как позволяют довольно точно определить время каких-либо исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных способах изучения и оценки археологических мате­риалов. Так, например, с помощью термолюминесцентного метода можно установить возраст керамических изделий. Кроме того, при изучении археологических материалов сегодня все шире использу­ются статистические методы. Их применение требует тщательной подготовки археологического материала и позволяет добиться вы­сокой достоверности информации. В свою очередь, анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для созда­ния этнологических теорий, концепций, моделей культуры.

Сравнительное языкознание. Это еще один важный метод этно­логических исследований, который состоит в том, что ученые сравнивают определенные слова из разных языков, чтобы пока­зать соотношение близких языков и степень их родства. Ведь при разных темпах развития языков некоторые из них на основе эндо­генных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков. Другие языки, напротив, остаются статичными и не изме­няются на протяжении многих столетий.

Однако метод сравнительно­го языкознания требует от ученых хорошего знания соответствую­щих языков, и прежде всего законов их словообразования.

Статистические методы. С середины XX века в этнологии по­стоянно увеличивается значение статистических источников, сре­ди которых наиболее важными являются переписи населения. Это в значительной степени обусловлено тем, что благодаря перепи­сям ученые получают этническую информацию по самому широ­кому кругу вопросов. Ценность этой информации заключается не только в разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядо­ченном характере. Переписные бланки разбиваются на блоки во­просов по соответствующим направлениям. Среди них главным является блок социально-демографических вопросов, с помощью которых ученые получают информацию о поле, возрасте, соци­альном положении, образовании, профессии, типе жилища, вре­мени проживания людей в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке отражает не только объектив­ные характеристики индивида, но и черты его сознания, прежде всего его самоидентификацию с той или иной этнической или языковой группой. Это позволяет установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.

Полевые исследования. Становление этнологии как самостоя­тельной науки в значительной степени произошло благодаря не­посредственному изучению жизни народов, или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Формирование этого метода было вызвано потребностью иметь более подробные и систематизированные знания о колониальных народах, их хо­зяйстве, социальном устройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая роль колоний в экономике метрополий с необходи­мостью требовала научно обоснованного управления населением зависимых стран.

Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности должен на два-три месяца превышать календарный. Два-три ме­сяца приходятся на время первичного знакомства и адаптации к новым условиям, после чего этнолог наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные периоды годичного цикла.

Закономерно, что плодотворность метода полевого исследова­ния возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Льюиса Моргана, дли­тельное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Но­вой Гвинеи. Стационарный метод полевых исследований имеет то неоспоримое преимущество, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В настоящее время в этнологии этот метод существует в виде срочного или сезонного выезда для поле­вых исследований, который совмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим целью охватить как можно большее число населения или большую этническую территорию в отведенные сро­ки. Такой характер полевых исследований дает оперативный мате­риал, но страдает существенными изъянами. Так, срочный (сезонный) выезд обычно планируется на наиболее удобный для исследователя период работы в поле, а следовательно, исключает наблюдение жизни этноса в межсезонный период.

Этнологический источник – всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.

На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Эти источники создавались как служебные записи, либо как самостоятельные произведения. В них – иногда ценная информация об исчезнувших народах. Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения многих, в том числе естественных, наук (большей частью – прикладных), таких как ботаника, медицина, биология и др (комплексный подход Д.Н. Анучина).

Основные группы источников:

1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа

2) Мемораты – отражения тех или иных сторон этнического объекта

3) Классические письменные источники

4) Полевой материал (сведения собираемые этнографией)

1. Письменные источники. Самые ценные. Клинопись, папирусы, летописи, хроники, служебные документы. С распространением письменности число и значение таких источников растет.

2. Изобразительные материалы. Фрески, рисунки, барельефы, мелкая пластика, орнаменты и т.д. Ценность таких источников в том, что они существовали тогда, когда письменностью ещё не было.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.074 с.)