Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарско-практическое занятиеСтр 1 из 4Следующая ⇒
Семинарско-практическое занятие Модели сестринского дела. Иерархия потребностей человека по А.Маслоу. Классификация потребностей человека по А.Маслоу и В.Хендерсон. Жизненные потребности человека Потребность — это состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека. Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование происходит в процессе воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры. Потребности могут быть самыми различными, неосознанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает, или испытывает состояние напряженности и беспокойства. Осознание потребности проявляется в форме мотивов поведения. Потребности определяют личность и направляют ее поведение. Потребность — это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека. Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности. Иметь — проявление потребности на двух уровнях: 1-й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выживания (жилье, еду, одежду) для себя и своих семей и поддержания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зарабатывать деньги. 2-й — люди делают престижные приобретения (произведения искусства, антиквариат, автомобили). Быть — большинство людей вырабатывает, часто подсознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могущественным). Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, воспитание детей). Любить — каждый человек хочет любить и быть любимым, желанным. Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам». Эта потребность достигает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека. Этот перечень потребностей основан на взглядах Абрахама Маслоу. В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А.Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической системе — от физиологических (низший уровень) до потребностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пирамиды (а это фундамент) — физиологические потребности — основа жизнедеятельности.
Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания и способности самого человека. Устройство личности человека
Воспитать человека можно только в деятельности, давая знания.
Теория В. Хендерсон Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей и помощь в их удовлетворении являются предпосылками для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть. В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей: 1. — нормально дышать; 2. — употреблять достаточное количество жидкости и пищи; 3. — выделять из организма продукты жизнедеятельности; 4. — двигаться и поддерживать нужное положение; 5. — спать и отдыхать; 6. — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду; 7. — поддерживать температуру тела в нормальных пределах; 8. — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде; 9. — обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей; 10. — поддерживать общение с другими людьми; 11. — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой; 12. — заниматься любимой работой; 13. — отдыхать, принимать участие в развлечениях, играх; 14. — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении своих потребностей. В своей модели сестринского дела, в отличие от Маслоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребнпсхей_и считает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например, достаточное питание или полноценный сон, дефицит общения или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.
Теория Д.Орем. ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ Иерархия — расположение элементов в порядке от высшего к низшему. Контрактура — стойкое ограничение движений в суставе. Личность — человек как носитель каких-нибудь свойств. Мотивация — побуждение. Поведение человека — взаимодействие с окружающей средой, включающее двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Потребность — осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо. Притязания — желания. Состояние здоровья — расписание состояния здоровья населения в соответствии со стандартами.
Задания в тестовой форме Выберите один правильный ответ 1. Иерархия основных человеческих потребностей предложена американским психологом a) Хендерсон b) Маслоу c) Поттером d) Джемсом 2. Количество фундаментальных потребностей человека по В. Хендерсон a) 3 b) 5 c) 10 d) 14 3. Первичные потребности по Маслоу a) физиологические b) социальные c) уважения d) самоуважения 4. Количество уровней основных жизненно важных потребностей по Маслоу a) 3 b) 5 c) 10 d) 14 1. Автор создания 14 фундаментальных потребностей a) Маслоу b) Хендерсон c) Орем d) Найтингейл 2. Социальные потребности по Маслоу — уровень a) 1 b) 2 c) 3 d) 4 3. Маслоу изобразил уровни потребностей в виде a) пирамиды b) круга c) квадрата d) лестницы 4. Первичные потребности по Маслоу a) безопасности b) социальные c) уважения d) самоактуализации 5. По Маслоу сон - потребность a) безопасности b) социальная c) физиологическая d) защищенности 6. Количество универсальных потребностей по Д. Орем a) 3 b) 5 c) 8 d) 14 11. Низший уровень потребностей по Маслоу a) физиологические b) социальные c) уважения d) самовыражения 12. Потребности, присущие всем людям в течение всего "жизненного цикла, по Д. Орем a) физиологические b) фундаментальные c) универсальные d) иерархические 13. Основные потребности человека по В. Хендерсон a) универсальные b) фундаментальные c) физиологические d) иерархические 14.Вторичные потребности по Маслоу a) безопасности b) социальные c) физиологические d) защищенности 15. Количество групп потребностей по Д. Орем a) 1 b) 2 c) 3 d) 4 16.Потребность в уважении окружающих по Маслоу — уровень a) 5 b) 4 c) 3 d) 2 17.Вершина пирамиды Маслоу a) образование b) Успех c) уважение d) самоактуализация 18. Физиологическая потребность по Маслоу a) любовь b) работа c) движение d) жилище 19.Успех — потребность a) физиологическая b) социальная c) безопасности d) самоуважения 19. Потребность в защите по Маслоу — уровень a) 5 b) 4 c) 3 d) 2 Ответьте на заданные вопросы «да» или «нет». 1. Потребность — это состояние нужды. 2. Мотив деятельности людей — желание удовлетворять свои потребности. 3. 1-й уровень потребностей по А. Маслоу — безопасность. 4. Фундамент пирамиды А. Маслоу — социальные потребности. 5. Удовлетворение своих потребностей зависит от способностей человека. 6. Воздух — потребность в безопасности.
7. Потребность в уважении окружающих — 2-й уровень пирамиды А. Маслоу. 8. Поиск места в жизни — это реализация своих потенциальных возможностей. 9. Социальная поддержка — 2-й уровень пирамиды А. Маслоу. 10. Самовыражение — высший уровень пирамиды Маслоу. 11. Стремление к материальной надежности — социальная потребность. 12. Семья, друзья, любовь, одобрение, общение — 4-й уровень пирамиды А. Маслоу. 13. В основе теории В. Хендерсон — иерархия основных потребностей А. Маслоу. 14. Потребности В. Хендерсон — фундаментальные потребности человека. 15. Цель сестринского дела по модели В. Хендерсон — удовлетворить жизненные потребности пациента. 16. Модель Д. Орем основана на принципе недостаточности ухода. 17. Полностью компенсирующая система помощи по модели Д. Орем — обучающая. 18. Равновесие между возможностями и потребностями в самоуходе — цель сестринского вмешательства. 19. Цели по уходу должны быть сосредоточены на пациенте. 20. Осознание своих потребностей — признак интеллекта человека.
Основные положения Одной из первых медицинских сестер после Ф. Найтингейл, сумевшей четко сформулировать собственную теорию сестринского дела, была американская медсестра В. Хенде рсон. В 1958 году она изложила ее в виде основных принципов ухода за больными. Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей” и помощь в их удовлетворении являются предпосылками для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть. Согласно концепции В. Хендерсон, человек — это независимый, активно действующий индивид сопределенными потребностями, которыё связаны с его социальной культурной принадлежностью согласно утверждёнию В. Хендерсон каждый человек создает такой образ жизни для себя, чтобы удовлетворить свои жизненные потребности и сохранить здоровье. В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. Но в период болезни, детства, старосту при приближении смерти человек зачастую не может удовлетворить их самостоятельно. В таком случае он прибегает к сестринскому уходу. И задача сестры — оказание помощи пациенту в осуществлении тех действий, которые он мог бы осуществить сам, будучи здоровым. Для этого сестра должна постараться поставить себя на место пациента и приложить все усилия, чтобы понять, в чем именно нуждается человек, вникая в проблемы пациента.
В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Эта модель — одна из самых известных в настоящее время среди практикующих сестер. Она предусматривает непременное участие пациента на всех этапах СП. На этапе обследования сестра вместе с пациентом устанавливает, какие 14 фундаментальных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии это сделать. В соответствии с теорией В. Хендерсон высшая цель сестринского дела — удовлетворение жизненных потребностей пациента для достижения его выздоровления, улучшения состояния здоровья и обретения самостоятельности. Для неизлечимо больных — создание условий достойного ухода из жизни. Цель сестринского дела состоит в помощи пациенту вести образ жизни, способствующий восстановлению или сохранению здоровья. По данным модели роль сестры представлена двояко: с одной стороны, сестра — самостоятельный независимый специалист, поскольку она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя достаточно "независимым, а с другой — это помощник врача, выполняющий его назначения! Вслед за теорией Хендерсон последовали десятки других моделей сестринского дела. Модели определяют потребности пациента, роль сестры, понимание и значимость СП в различных условиях здравоохранения конкретной страны. Основные положения Медицинские сестры Голландии в своей деятельности используют теорию сестринского дела Д. Орем. Теория основана на принципе недостаточности ухода, поэтому она больше известна как «Сестринская теория недостаточности ухода». Согласно этой модели пациент — единая функциональная система, имёющая мотивации к самоуходу. Человек осуществляет “самоуход независимо от состояния здоровья: здоров или болен— возможности и потребности в самообслуживании должны быть в равновесии Теория сёстринского дела состоит из различных взаимосвязанных систем.
Д. Орем говорит, что уход за собой — это определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благополучия Каждый человек имеет потребности в уходе за собой для поддержания своей жизнедеятельности. Д. Орем выделяет тригруппы потребностей в уходе за собой: 1) универсальные, присущие всем людям в течение всего жизненного цикла; 2) потребности, связанные с фазой развития; 3) потребности, связанные с нарушением здоровья. Каждый человек обладает индивидуальными способностями и возможностями по удовлетворению своих потребностей. Люди сами должны удовлетворять основные потребности, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным. Болезнь вызывает нарушение взаимосвязи двух систем — «Возможности, способности ухода за собой» и «Потребности в уходе за собой». Таким образом, болезнь вызывает недостаточность в самоуходе, или дефицит самоухода. В этом случае человек ощущает себя бамонедостаточньгм. Дефицит самообслуживания определяет сестринскую помощь, или, иначе, возможность сестринского ухода. В случае обращения человека за медицинской помощью можно говорить о легитимности сестринского дела.
Если пациент и его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возможностими в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, то возникает необходимость в сестринском вмешательстве. Сестринское вмешательство должно быть направлено на выявление дефицита самоухода и его причины. Причинами дефицита самоухода могут быть недостаток знаний, умений, мотиваций, непонимание важности самоухода. Чтобы выявить способности и возможности своего пациента в самоуходе, медицинская сестра должна: Ø наблюдать за тем, что пациент может сделать самостоятельно; Ø наблюдать за тем, как пациент это делает; Ø рекомендовать, как лучше; Ø создать условия; Ø оказать помощь; Ø сделать это за пациента. Цель сестринского вмешательства — восстановление р авновесия между возможностями и потребностями в самоуходе. Д. Орем выделяет шесть способов сестринского вмешательства: Ø делать что-либо за пациента; Ø руководить пациентом, направлять его действия; Ø оказывать физическую поддержку; Ø оказывать психологическую поддержку; Ø создавать среду для обеспечения самоухода; Ø обучать пациентов (или его родственников). Д. Орем определяет три системы помощи: Ø консультативная (обучающая) — применяют при необходимости обучения пациента (родственников) навыкам самоухода Ø частично компенсирующая — применяют по отношению к пациентам, граниченным в возможности самоухода; Ø полностью компенсирующая — применяют в случаях бессознательного состояния пациента, невозможности передвигаться, неспособности к обучению. Д. Орем считает, что оценка качества ухода должна определять возможность пациента и его семьи в последующем осуществлять самоуход. В модели Д. Орем медицинской сестре отведена роль специалиста, обеспечивающего независимость пациента. Сестринский уход считают эффективным при сохранении или восстановлении равновесия между возможностями и потребностями в самоуходе. ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ Концепция — система взглядов, определенный способ понимания каких-либо явлений, процессов, основная точка зрения, конструктивный принцип различных видов деятельности. Легитимность — законность. Модель — образец (эталон, стандарт). Самоуход — уход за собой. Уход за больным — совокупность санитарных мер и некоторых медицинских процедур, направленных на облегчение состояния пациента и способствующих его выздоровлению. Задания в тестовой форме Выберите один правильный ответ. 1. Автор теории недостаточности самоухода a) А. Маслоу b) В. Хендерсон c) Д. Орем d) Ф. Найтингейл 2. Основоположник системы ухода за пациентами a) Ю. Вревская b) Ф. Найтингейл c) Е. Бакунина d) Д. Орем 3. Высшая цель сестринского дела — удовлетворение жизненных потребностей пациента для достижения выздоровления — согласно теории a) А. Маслоу b) В. Хендерсон c) Д. Орем d) Ф. Найтингейл 4. Цель сестринского вмешательства — восстановление равновесия между возможностями и потребностями в само- уходе — согласно теории a) А. Маслоу b) В. Хендерсон c) Д. Орем d) Ф. Найтингейл 5. Количество способов сестринского вмешательства по Д. Орем a) 3 b) 4 c) 5 d) 6 6. При самоуходе по Д. Орем — человек a) активный b) здоровый c) независимый d) самодостаточный 7.В. Хендерсон разработала свою модель, основываясь на теории a) А. Маслоу b) С. Мухиной c) Д. Орем d) Ф. Найтингейл 1. Страна, где медсестры в своей деятельности руководствуются теорией Д. Орем a) Голландия b) США c) Германия d) Англия 2. Модель сестринского дела по Д. Орем основана на принципах a) самоухода b) иерархии потребностей c) жизненных потребностей d) самолечения 3. Осознаваемое и переживаемое человеком нужда в чем-либо — это a) ответственность b) потребность c) обязанность d) добродетель
семинарско-практическое занятие Модели сестринского дела.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.105 с.) |