Теория «контрастирующих пар» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория «контрастирующих пар»



Термин предложен американским психологом Робертом Уотсоном. Согласно этой теории, развитие психологии можно отразить в схемах, основанных на принципе полярности. Например, Г.Мёрфи характеризуя состояние психологии в 10-20-е годы XX века, предлагает использовать следующую схему:

Структура - Функция

Часть - Целое

Качественное - Количественное

Экспериментальное - Генетико-статистическое

Г.Мёрфи утверждает, что в 10-е годы доминировал первый член в каждой из этих пар, а в 20-е - второй.

Сторонники этого подхода (Д.Брунер, Г.Олпорт) предлагали различные схемы, состоящие из контрастирующих пар для объяснения развития психологии.

Парадигмальная теория

Американский историк физики Томас Кун выдвинул учение о парадигме. Парадигма - это модель, образец, способ мышления, который в течение некоторого времени для исследователей в данной области является


общепринятым. Например, в физике система Галилея-Ньютона - одна парадигма, система Эйнштейна - другая, их смена - революция в науке.

Каждая наука, согласно парадигмальной теории, проходит разные периоды в своём развитии.

Предпарадигмальный период - ранняя стадия развития науки, нет общей парадигмы, т.е., нет общих представлений о предмете, методах, основных понятиях и т.д.

Парадигмальный период - свидетельствует о зрелости науки, складывается парадигма, которая достаточно сильна, чтобы объединить умы учёных вокруг себя.

Некоторое время все следуют принятой парадигме, не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо перестраиваются, но в то же время они расшатывают парадигму и создают ситуацию кризиса в науке. Так, согласно Куну, наличие различных школ, несовместимых теорий свидетельствует о том, что кончается эпоха «нормальной науки», происходит революция и воцаряется новая парадигма.

Парадигмальный подход интересен, но, приложив его к истории развития психологии, можно сказать, что, видимо психология до сегодняшнего дня находится на предпарадигмальной стадии развития, сегодня она ещё более неоднородна, чем 100 лет назад. Возможно, психология - вообще предпарадигмальная наука.

Теория Брунсвика

Эгон Брунсвик - венгерский психолог (США), предложил классифицировать основные психологические концепции, исходя из общей схемы «организм и его окружение».

Компоненты схемы:

О - организм

А - мышечные движения

В - изменения, производимые организмом в среде


С - отдалённые последствия деятельности

Непосредственные раздражители - а

Объекты среды, физические тела - в

Отдалённое прошлое организма - с

Данные компоненты можно соотнести с отдельными направлениями в психологии.

 Бихевиоризм - (R => S) - схема «а-А»

Фрейдизм-(зависимость организма от прошлого опыта)- схема «с-О»

Брунсвик отмечает, что каждая из теорий в истории психологии – это фрагмент в целостном процессе её развития. Для полного анализа развития науки схема Брунсвика непригодна, т.к. не объясняет причин генезиса и распада теорий.

Т.о., существующие подходы в объяснении развития психологии дополняют друг друга, не являясь достаточными в отдельности.

В отечественной истории психологии считается, что взаимодействие трёх факторов оказывает влияние на развитие науки:

Социальный

Научные идеи зарождаются и преобразуются под воздействием потребностей общества, социальной практики, материального производства (Контекстный подход).

Личностно-психологический

Роль личности в научном познании (Персоналистический подход).

Предметно-логический

Наука имеет собственную логику развития, закономерности. Структура научного мышления воплощена в категориальном аппарате науки, который запечатлевает то, что добыто кропотливым трудом представителей различных школ и направлений.

Категориальный аппарат науки - это её категории и объяснительные принципы. К числу основных психологических категорий относятся:

- образ

- действие

- мотив

- личность

- психосоциальные отношения

К числу основных объяснительных принципов относятся:

- принцип детерминизма

- принцип системности

- принцип развития

Категории - это наиболее общие, предельные, ни к чему не сводимые разделы научных знаний.

В преобразовании категориального аппарата и заключается логика развития науки как объективного процесса, который призвана реконструировать история науки. История психологии выявляет смену категориальных схем и тем самым - закономерности эволюции психологического познания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.005 с.)