Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория «контрастирующих пар»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Термин предложен американским психологом Робертом Уотсоном. Согласно этой теории, развитие психологии можно отразить в схемах, основанных на принципе полярности. Например, Г.Мёрфи характеризуя состояние психологии в 10-20-е годы XX века, предлагает использовать следующую схему: Структура - Функция Часть - Целое Качественное - Количественное Экспериментальное - Генетико-статистическое Г.Мёрфи утверждает, что в 10-е годы доминировал первый член в каждой из этих пар, а в 20-е - второй. Сторонники этого подхода (Д.Брунер, Г.Олпорт) предлагали различные схемы, состоящие из контрастирующих пар для объяснения развития психологии. Парадигмальная теория Американский историк физики Томас Кун выдвинул учение о парадигме. Парадигма - это модель, образец, способ мышления, который в течение некоторого времени для исследователей в данной области является общепринятым. Например, в физике система Галилея-Ньютона - одна парадигма, система Эйнштейна - другая, их смена - революция в науке. Каждая наука, согласно парадигмальной теории, проходит разные периоды в своём развитии. Предпарадигмальный период - ранняя стадия развития науки, нет общей парадигмы, т.е., нет общих представлений о предмете, методах, основных понятиях и т.д. Парадигмальный период - свидетельствует о зрелости науки, складывается парадигма, которая достаточно сильна, чтобы объединить умы учёных вокруг себя. Некоторое время все следуют принятой парадигме, не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо перестраиваются, но в то же время они расшатывают парадигму и создают ситуацию кризиса в науке. Так, согласно Куну, наличие различных школ, несовместимых теорий свидетельствует о том, что кончается эпоха «нормальной науки», происходит революция и воцаряется новая парадигма. Парадигмальный подход интересен, но, приложив его к истории развития психологии, можно сказать, что, видимо психология до сегодняшнего дня находится на предпарадигмальной стадии развития, сегодня она ещё более неоднородна, чем 100 лет назад. Возможно, психология - вообще предпарадигмальная наука. Теория Брунсвика Эгон Брунсвик - венгерский психолог (США), предложил классифицировать основные психологические концепции, исходя из общей схемы «организм и его окружение».
Компоненты схемы: О - организм А - мышечные движения В - изменения, производимые организмом в среде С - отдалённые последствия деятельности Непосредственные раздражители - а Объекты среды, физические тела - в Отдалённое прошлое организма - с Данные компоненты можно соотнести с отдельными направлениями в психологии. Бихевиоризм - (R => S) - схема «а-А» Фрейдизм-(зависимость организма от прошлого опыта)- схема «с-О» Брунсвик отмечает, что каждая из теорий в истории психологии – это фрагмент в целостном процессе её развития. Для полного анализа развития науки схема Брунсвика непригодна, т.к. не объясняет причин генезиса и распада теорий. Т.о., существующие подходы в объяснении развития психологии дополняют друг друга, не являясь достаточными в отдельности. В отечественной истории психологии считается, что взаимодействие трёх факторов оказывает влияние на развитие науки: Социальный Научные идеи зарождаются и преобразуются под воздействием потребностей общества, социальной практики, материального производства (Контекстный подход). Личностно-психологический Роль личности в научном познании (Персоналистический подход). Предметно-логический Наука имеет собственную логику развития, закономерности. Структура научного мышления воплощена в категориальном аппарате науки, который запечатлевает то, что добыто кропотливым трудом представителей различных школ и направлений. Категориальный аппарат науки - это её категории и объяснительные принципы. К числу основных психологических категорий относятся: - образ - действие - мотив - личность - психосоциальные отношения К числу основных объяснительных принципов относятся: - принцип детерминизма - принцип системности - принцип развития Категории - это наиболее общие, предельные, ни к чему не сводимые разделы научных знаний. В преобразовании категориального аппарата и заключается логика развития науки как объективного процесса, который призвана реконструировать история науки. История психологии выявляет смену категориальных схем и тем самым - закономерности эволюции психологического познания.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.009 с.) |