Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История психологии как научная рефлексия.
Разные уровни рефлексии помогают раскрыть предмет истории психологии. 1 - предрефлексивный Нет осознанного отношения к вопросам истории психологии. A) Б.М.Теплов (1896-1965): «Многие просчёты учёных-психологов обусловлены тем, что они не знали разработок психологических проблем предшественниками» => игнорирование того, что уже достигнуто (не надо «изобретать велосипед»), неэффективность работы. Б) На работе учёного лежит «табу на повтор», т.к. его открытия должны иметь социальную значимость, его основная задача - генерирование новых идей => необходимо знать достижения, уже существующие в науке. Т.о., в науке нельзя стать генератором идей, не будучи эрудитом, т.е. хранителем информации о прошлом. B) Даже игнорируя историю, учёный не является свободным от неё. Пример: З.Фрейд за несколько лет до создания теории психоанализа изучал сочинения античных философов, в т.ч. Платона, однако, никогда не ссылался на теории других авторов в связи со своей концепцией, считая её оригинальной. Платон: учение о душе - части души 1 - Низшее начало - чёрный конь стадо 2 - Яростный дух - белый конь собака 3 - Разумное начало - возница пастух Фрейд 3.: структура личности Ego (возница) Sego (белый конь) Id (чёрный конь) Усвоенное в молодости оказало влияние на Фрейда, но не осознавалось им при создании психоаналитической теории личности. Т.о., знания о прошлом всегда присутствуют. 2 - рефлексия при обращении к истории вопроса Исследователь сознательно обращается к истории вопроса. Например: теоретическая часть, обзор, историческая справка и т.п. Это даёт возможность определиться в вопросе, определить новизну исследования. Высок элемент субъективности: - анализ прошлого исходя из собственных интересов; - поиск поддержки для выбора направлений исследования; - разбор прошлых ошибок; - опора на авторитеты. Творческий диалог с прошлым Исследователи не ограничиваются воспроизведением прошлых воззрений, а производят анализ их, оценивают с точки зрения влияния на развитие науки. Эта форма обращения к истории науки особенно важна в переломные моменты её развития.
Пример: Выготский Л.С. (1896-1934) «Исторический смысл психологического кризиса» (1927). Научно-историческая рефлексия В науке происходит разделение труда, появляется фигура историка науки. Он становится посредником между современными учёными и учёными предшествующих поколений. Его основная задача - проследить развитие научного знания. Можно выделить периоды обострённого внимания к истории психологии в XX веке: 10-е годы - период открытого кризиса в психологии, резкая критика предшествующих взглядов (предмет - акты сознания, метод - интроспекция), зарождение множества научных направлений: З.Фрейд (1900), Д.Уотсон (1913), М.Вертгеймер (1912). => Первые тексты зарубежных авторов по истории психологии. Конец 20-х - начало 30-х годов - психология Запада в состоянии кризиса (неофрейдизм, необихевиоризм) => появляются работы по истории психологии. Например: Боринг «История экспериментальной психологии». В отечественной психологии не было разнообразных психологических концепций, однако, нет ни одного крупного отечественного психолога, который не обращался бы к вопросам истории психологии. Выготский Л.С. «Исторический смысл психологического кризиса»; Рубинштейн С.Л. «Пути и принципы развития психологии»; Гальперин П.Я. «Курс лекций по истории психологии»; Теплов Б.М. «О культуре научного исследования»; Смирнов А.А. «Развитие и современное состояние исторической науки в СССР»; Ананьев Б.Г. - диссертация по истории психологии. 60-е годы - НТР, смена взглядов на природу психического => первые журналы по истории психологии (США). Задачи истории психологии Общая задача: изучить закономерности развития знаний о психике. Частные задачи: - раскрыть взаимосвязи психологии с другими науками, от которых может зависеть развитие психологических знаний; - выявить зависимость зарождения и развития знаний о психике от социокультурного развития и идеологических влияний; - изучить роль личности и её индивидуального пути в становлении науки. Дополнительная литература: Кольцова В.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал. - 1992, №5.-С. 3-11. Никольская А.А., Задачи разработки истории психологии в России//Вопросы психологии. - 1989, № 6. - С. 14-22.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.006 с.) |