История психологии как научная рефлексия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История психологии как научная рефлексия.



Разные уровни рефлексии помогают раскрыть предмет истории психологии.

1 - предрефлексивный

Нет осознанного отношения к вопросам истории психологии.

A) Б.М.Теплов (1896-1965):

«Многие просчёты учёных-психологов обусловлены тем, что они не знали разработок психологических проблем предшественниками» => игнорирование того, что уже достигнуто (не надо «изобретать велосипед»), неэффективность работы.

Б) На работе учёного лежит «табу на повтор», т.к. его открытия должны иметь социальную значимость, его основная задача - генерирование новых идей => необходимо знать достижения, уже существующие в науке. Т.о., в науке нельзя стать генератором идей, не будучи эрудитом, т.е. хранителем информации о прошлом.

B) Даже игнорируя историю, учёный не является свободным от неё.
Достижения предшествующих поколений учёных, так или иначе, влияют на
воззрение психолога.

Пример: З.Фрейд за несколько лет до создания теории психоанализа изучал сочинения античных философов, в т.ч. Платона, однако, никогда не ссылался на теории других авторов в связи со своей концепцией, считая её оригинальной.

Платон:   учение о душе - части души

1 - Низшее начало - чёрный конь         стадо

2 - Яростный дух - белый конь            собака

3 - Разумное начало - возница             пастух


Фрейд 3.:    структура личности Ego  (возница)

Sego (белый конь)

Id (чёрный конь)

Усвоенное в молодости оказало влияние на Фрейда, но не осознавалось им при создании психоаналитической теории личности. Т.о., знания о прошлом всегда присутствуют.

2 - рефлексия при обращении к истории вопроса

Исследователь сознательно обращается к истории вопроса. Например: теоретическая часть, обзор, историческая справка и т.п. Это даёт возможность определиться в вопросе, определить новизну исследования. Высок элемент субъективности:

- анализ прошлого исходя из собственных интересов;

- поиск поддержки для выбора направлений исследования;

- разбор прошлых ошибок;

- опора на авторитеты.

Творческий диалог с прошлым

Исследователи не ограничиваются воспроизведением прошлых воззрений, а производят анализ их, оценивают с точки зрения влияния на развитие науки. Эта форма обращения к истории науки особенно важна в переломные моменты её развития.

Пример:   Выготский Л.С. (1896-1934)

 «Исторический смысл психологического кризиса» (1927).

Научно-историческая рефлексия

В науке происходит разделение труда, появляется фигура историка науки. Он становится посредником между современными учёными и учёными


предшествующих поколений. Его основная задача - проследить развитие научного знания.

Можно выделить периоды обострённого внимания к истории психологии в XX веке:

10-е годы - период открытого кризиса в психологии, резкая критика предшествующих взглядов (предмет - акты сознания, метод - интроспекция), зарождение множества научных направлений: З.Фрейд (1900), Д.Уотсон (1913), М.Вертгеймер (1912). => Первые тексты зарубежных авторов по истории психологии.

Конец 20-х - начало 30-х годов - психология Запада в состоянии кризиса (неофрейдизм, необихевиоризм) => появляются работы по истории психологии. Например: Боринг «История экспериментальной психологии».

В отечественной психологии не было разнообразных психологических концепций, однако, нет ни одного крупного отечественного психолога, который не обращался бы к вопросам истории психологии.

Выготский Л.С. «Исторический смысл психологического кризиса»;

Рубинштейн С.Л. «Пути и принципы развития психологии»;

Гальперин П.Я. «Курс лекций по истории психологии»;

Теплов Б.М. «О культуре научного исследования»;

Смирнов А.А. «Развитие и современное состояние исторической науки в СССР»;

Ананьев Б.Г. - диссертация по истории психологии.

60-е годы - НТР, смена взглядов на природу психического => первые журналы по истории психологии (США).

Задачи истории психологии

Общая задача: изучить закономерности развития знаний о психике.


Частные задачи:

- раскрыть взаимосвязи психологии с другими науками, от которых может зависеть развитие психологических знаний;

- выявить зависимость зарождения и развития знаний о психике от социокультурного развития и идеологических влияний;

- изучить роль личности и её индивидуального пути в становлении науки.

Дополнительная литература:

Кольцова В.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал. - 1992, №5.-С. 3-11.

Никольская А.А., Задачи разработки истории психологии в России//Вопросы психологии. - 1989, № 6. - С. 14-22.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.006 с.)