Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Классификация, свойства и роль липидов. Переваривание и ресинтез липидов в жкт. Нарушения липидного обменаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Контингент учащихся: студенты II курса стоматологического факультета. Форма занятия: практическое занятие. Место проведения: аудитории кафедры биологической и общей химии. Продолжительность занятия: 90 мин. Актуальность/мотивация. Знания и навыки, приобретенные на занятии, необходимы для понимания взаимосвязи между химическим строением, свойствами и биологической ролью важнейших представителей липидов в организме; необходимы для практической деятельности врача при диагностике патологических состояний, сопровождающихся гипер- или гипоглицеролемией; развития патологических состояний, возникающих при приобретенных и врожденных нарушениях липидного обмена; влияния этих патологий на состояние зубочелюстной системы и возможности коррекции патологий с помощью лекарственных препаратов. Знания и навыки, полученные на занятии, необходимы для клинической практики врача-стоматолога при приеме больных с нарушениями липидного обмена. Цели занятия. Образовательная цель. Изучение классификации, структуры и биологической роли липидов; изучение этапов и особенностей переваривания и всасывания липидов в желудочно-кишечном тракте. Защита рефератов (приложение): «ПНЖК ω3 и ω6, биологическая роль. Эйкозаноиды. Терапевтическое действие и область применения ω3 жирных кислот», «Жирорасторимые витамины. Строение и механизм действия витаминов А, D, Е, K. Биологическая роль, использование в стоматологической практике». Изучение патологий липидного обмена, связанных с нарушением переваривания и всасывания (ситуационные задачи). Воспитательная цель. Воспитание навыков: – аргументированного обоснования своей точки зрения и уважительного отношения к мнению коллег; – культуры поведения и коллективной профессиональной этики. Развивающая цель. Развитие логического мышления, способности получать, анализировать, обобщать, интерпретировать и передавать информацию в устной и письменной форме; формирование широкого профессионального кругозора, наращивание интеллектуального потенциала; мотивирование самообразования, готовности к постановке предварительного диагноза. Конкретные задачи. Студент должен знать: – классификацию и формулы важнейших представителей липидов; – физико-химические свойства и биологическую роль липидов, в том числе жирорастворимых витаминов и полиненасыщенных ω3 и ω6 ВЖК; – переваривание пищевых ТАГ, ФЛ, ЭХС в ЖКТ и специфичность пищеварительных ферментов; – роль желчных кислот в процессе переваривания, транспорта и всасывания продуктов гидролиза липидов в кишечную стенку; – строение и состав смешанных мицелл, их роль в транспорте жирорастворимых витаминов и продуктов гидролиза липидов; – процессы ресинтеза собственных липидов в энтероцитах кишечника; – транспорт экзогенных липидов из кишечника в кровь в составе ХМ, состав и строение ХМ; – причины развития нарушений липидного обмена (ситуационные задачи); – причины изменения биохимических показателей по сравнению с нормой (ситуационные задачи). Студент должен уметь: – изображать в виде формул представителей разных классов липидов; – объяснять свойства липидов и их биологическую роль, в том числе жирорастворимых витаминов и ПНЖК; – объяснять значение эмульгации пищевых липидов при переваривании; – писать реакции гидролиза пищевых ТАГ, ФЛ, ЭХС под действием панкреотических ферментов; – объяснять мицеллярный транспорт продуктов переваривания в кишечную стенку; – писать реакции ресинтеза ТАГ, ФЛ, ЭХС в энтероците, указывать ферменты; – пользоваться медико-биологической терминологией; – излагать материал по теме в понятной, убедительной, информативной речевой форме; – изучать и осваивать дополнительные информационные источники для самостоятельного решения учебных ситуационных задач; – интерпретировать данные лабораторных исследований при решении ситуационных задач. Студент должен владеть: – биохимической терминологией по теме занятия; – навыками грамотной публичной речи; – навыками самостоятельного формирования заключений (выводов) по вопросам нормы и патологии (ситуационные задачи). Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-7, ОПК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-18. Задания для самоподготовки. 1. Изучить основную и дополнительную литературу, используя вопросы для самоподготовки. 2. Заполнитьтабл. 1. Таблица 1 Жирные кислоты организма человека
3. Выполнить тестовые задания по темам: «Строение и классификация липидов. Переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте», «Жирорастворимые витамины», «Нарушения обмена липидов». 4. Решитьситуационные задачи, используя основную и дополнительную литературу. Рекомендуемая литература Основная Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 132–139, 364–383, 417–428. Биохимия [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Е.С. Северина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.studmedlib.ru / book / ISBN9785970433126.html (разд. 8, п. I–III; п. VI; разд. 3; с. 132–139, 364–383, 417–428). Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 76–100; 279–285; 307–313. Биологическая химия. Биохимия полости рта [Электронный ресурс]: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – http://www.studmedlib.ru / book / ISBN9785970430392.html (ч. I, гл. 3; ч. V, гл. 14; с. 76–100, 279–285, 307–313). Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – С. 112–124. Обмен липидов. Биологические мембраны: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям по биологической химии – биохимии полости рта для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой, Л.Б. Гайковой, – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2020. – С. 12–32. Сборник тестовых заданий по разделам биологической химии и биохимии полости рта: учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета / под ред. В.А. Дадали, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – С. 83–88, 101–104, 105–107. Дополнительная Биологическая химия / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. – М.: Медицина, 1998. – С. 188–203, 363–372. Вопросы для самоподготовки 1. Классификация липидов. 2. Триацилглицеролы: строение, свойства, биологическая роль. 3. Фосфолипиды: строение, свойства, биологическая роль. 4. Классификация и номенклатура жирных кислот. 5. Биологическое значение полиеновых жирных кислот. 6. Желчные кислоты: классификация, строение, свойства, биологическая роль. 7. Эмульгирование жиров и значение этого процесса для переваривания липидов. 8. Переваривание ТАГ в желудочно-кишечном тракте. 9. Переваривание ГФЛ и ЭХС в желудочно-кишечном тракте. 10. Особенности транспорта продуктов переваривания липидов и всасывания их в стенку кишечника. Структура и состав смешанных мицелл. 11. Ресинтез липидов в кишечной стенке. Напишите необходимые реакции. 12. Транспорт экзогенных липидов из стенки кишечника к органам. Строение и роль хиломикронов. 13. Клинико-диагностическое значение определения триацилглицеролов сыворотки крови. 14. Нарушения липидного обмена. Обоснование решения ситуационных задач. Ситуационные задачи Задача 1 Основная часть. На приеме у стоматолога пациент, страдающий пародонтитом. Учитывая тот факт, что воспалительно-деструктивные процессы сопровождаются увеличением образования активных форм кислорода и усилением перекисного окисления липидов мембран клеток, врач рекомендовал ему комплекс витаминов Е, А, D и С. Вопросы. 1. Напишите реакции ПОЛ мембран клеток. 2. Почему активация ПОЛ играет большую роль в патогенезе повреждения клеток? 3. Почему используются витамины A, E, D, C в терапевтической стоматологии? 4. Напишите схему инактивации свободных радикалов витамином Е в мембране клетки. 5. Какова роль витамина С в поддержании активности витамина Е и инактивации АФК? Рекомендуемая литература Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 132–139, 428–432. Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – С. 112–124. Задача 2 Основная часть. Препарат «Омеганол» содержит ω3 и ω6 ПНЖК, каротиноиды пальмового красного масла, витамины Е, А и аллицин, который обладает антиоксидантными, кардиопротекторными, антиатеросклеротическими свойствами. Вопросы. 1. Какова биологическая роль ВЖК? 2. Какие ВЖК относятся к семейству ω3 и ω6? 3. Какие классы биологически активных веществ образуются из арахидоновой кислоты? 4. Какую роль выполняют эти классы веществ в организме? 5. Какое терапевтическое действие оказывают ω3 ВЖК? Рекомендуемая литература Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 132–139, 371–374, 417–428. Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – С. 112–124. Задача 3 Основная часть. У мужчины 54 лет, неоднократно обращавшегося за помощью к стоматологу, обнаружен пародонтоз. Из анамнеза: у больного имеется нарушение функции печени, снижено образование и поступление желчных кислот в кишечник. Вопросы. 1. Какую роль выполняют желчные кислоты в процессе всасывания продуктов переваривания липидов и жирорастворимых витаминов в стенку кишечника? 2. Какой жирорастворимый витамин необходим для посттрансляционной модификации глутамата в неколлагеновых белках тканей кости и зуба? 3. Напишите реакцию модификации глутамата в этих белках, объясните их роль. 4. Какой жирорастворимый витамин необходим для поддержания уровня Са2+ и фосфатов в крови, участвующих в обмене костной ткани и зубов? 5. Объясните причину пародонтоза у пациента. Рекомендуемая литература Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 132–139, 379–385, 606–608. Биохимия тканей и жидкостей полости рта: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – С. 75–77. Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – С. 112–124. Номенклатура жирных кислот Данная номенклатура основана на введении символа w, которым принято обозначать СН3-радикал в цепочке жирной кислоты (независимо от числа углеродных атомов в цепи).
Олеиновая: СН3 – (СН2)7 – СН ═ СН – (СН2)7 – СООН. В обозначение вносится порядковый номер углеродного атома, где появляется двойная связь, то есть олеиновая кислота относится к классу w9; далее следует расшифровка длины цепи и число двойных связей в молекуле. Например: моноеновые – олеиновая (w9, С 18:1); диеновые – линолевая (w6, С 18:2); триеновые – α-линоленовая (w3, С 18:3); тетраеновые – арахидоновая (w6, С 20:4); пентаеновые – эйкозапентаеновая (w3, С 20:5); гексаеновые – докозагексаеновая (w3, С 22:6). Следует учесть, что в нашем организме идет обмен преимущественно w6 жирных кислот, жирные кислоты класса w3 поступают в наш организм с пищей (преимущественно с рыбьим жиром), а затем включаются в общий метаболизм. w3 жирные кислоты используются в качестве лекарственных препаратов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.71 (0.009 с.) |