Тема 1. Классификация, свойства и роль липидов. Переваривание и ресинтез липидов в жкт. Нарушения липидного обмена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Классификация, свойства и роль липидов. Переваривание и ресинтез липидов в жкт. Нарушения липидного обмена



Контингент учащихся: студенты II курса стоматологического факультета.

Форма занятия: практическое занятие.

Место проведения: аудитории кафедры биологической и общей химии.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Актуальность/мотивация. Знания и навыки, приобретенные на занятии, необходимы для понимания взаимосвязи между химическим строением, свойствами и биологической ролью важнейших представителей липидов в организме; необходимы для практической деятельности врача при диагностике патологических состояний, сопровождающихся гипер- или гипоглицеролемией; развития патологических состояний, возникающих при приобретенных и врожденных нарушениях липидного обмена; влияния этих патологий на состояние зубочелюстной системы и возможности коррекции патологий с помощью лекарственных препаратов. Знания и навыки, полученные на занятии, необходимы для клинической практики врача-стоматолога при приеме больных с нарушениями липидного обмена.

Цели занятия.

Образовательная цель. Изучение классификации, структуры и биологической роли липидов; изучение этапов и особенностей переваривания и всасывания липидов в желудочно-кишечном тракте. Защита рефератов (приложение): «ПНЖК ω3 и ω6, биологическая роль. Эйкозаноиды. Терапевтическое действие и область применения ω3 жирных кислот», «Жирорасторимые витамины. Строение и механизм действия витаминов А, D, Е, K. Биологическая роль, использование в стоматологической практике». Изучение патологий липидного обмена, связанных с нарушением переваривания и всасывания (ситуационные задачи).

Воспитательная цель. Воспитание навыков:

– аргументированного обоснования своей точки зрения и уважительного отношения к мнению коллег;

– культуры поведения и коллективной профессиональной этики.

Развивающая цель. Развитие логического мышления, способности получать, анализировать, обобщать, интерпретировать и передавать информацию в устной и письменной форме; формирование широкого профессионального кругозора, наращивание интеллектуального потенциала; мотивирование самообразования, готовности к постановке предварительного диагноза.

Конкретные задачи.

Студент должен знать:

– классификацию и формулы важнейших представителей липидов;

– физико-химические свойства и биологическую роль липидов, в том числе жирорастворимых витаминов и полиненасыщенных ω3 и ω6 ВЖК;

– переваривание пищевых ТАГ, ФЛ, ЭХС в ЖКТ и специфичность пищеварительных ферментов;

– роль желчных кислот в процессе переваривания, транспорта и всасывания продуктов гидролиза липидов в кишечную стенку;

– строение и состав смешанных мицелл, их роль в транспорте жирорастворимых витаминов и продуктов гидролиза липидов;

– процессы ресинтеза собственных липидов в энтероцитах кишечника;

– транспорт экзогенных липидов из кишечника в кровь в составе ХМ, состав и строение ХМ;

– причины развития нарушений липидного обмена (ситуационные задачи);

– причины изменения биохимических показателей по сравнению с нормой (ситуационные задачи).

Студент должен уметь:

– изображать в виде формул представителей разных классов липидов;

– объяснять свойства липидов и их биологическую роль, в том числе жирорастворимых витаминов и ПНЖК;

– объяснять значение эмульгации пищевых липидов при переваривании;

– писать реакции гидролиза пищевых ТАГ, ФЛ, ЭХС под действием панкреотических ферментов;

– объяснять мицеллярный транспорт продуктов переваривания в кишечную стенку;

– писать реакции ресинтеза ТАГ, ФЛ, ЭХС в энтероците, указывать ферменты;

– пользоваться медико-биологической терминологией;

– излагать материал по теме в понятной, убедительной, информативной речевой форме;

– изучать и осваивать дополнительные информационные источники для самостоятельного решения учебных ситуационных задач;

– интерпретировать данные лабораторных исследований при решении ситуационных задач.

Студент должен владеть:

– биохимической терминологией по теме занятия;

– навыками грамотной публичной речи;

– навыками самостоятельного формирования заключений (выводов) по вопросам нормы и патологии (ситуационные задачи).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-7, ОПК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-18.

Задания для самоподготовки.

1. Изучить основную и дополнительную литературу, используя вопросы для самоподготовки.

2. Заполнитьтабл. 1.

Таблица 1

Жирные кислоты организма человека

 

Формула жирной кислоты Название Насыщенная/ ненасыщенная Синтез в организме, да/нет
С17Н27СООН      
С15Н29СООН  
Окончание табл. 1

 
С15Н31СООН      
С17Н33СООН      
С17Н31СООН      
С17Н35СООН      
С17Н29СООН      
С19Н31СООН      

 

3. Выполнить тестовые задания по темам: «Строение и классификация липидов. Переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте», «Жирорастворимые витамины», «Нарушения обмена липидов».

4. Решитьситуационные задачи, используя основную и дополнительную литературу.

Рекомендуемая литература

Основная

Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 132–139, 364–383, 417–428.

Биохимия [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Е.С. Северина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.studmedlib.ru / book / ISBN9785970433126.html (разд. 8, п. I–III; п. VI; разд. 3; с. 132–139, 364–383, 417–428).

Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 76–100; 279–285; 307–313.

Биологическая химия. Биохимия полости рта [Электронный ресурс]: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – http://www.studmedlib.ru / book / ISBN9785970430392.html (ч. I, гл. 3; ч. V, гл. 14; с. 76–100, 279–285, 307–313).

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – С. 112–124.

Обмен липидов. Биологические мембраны: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям по биологической химии – биохимии полости рта для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой, Л.Б. Гайковой, – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2020. – С. 12–32.

Сборник тестовых заданий по разделам биологической химии и биохимии полости рта: учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета / под ред. В.А. Дадали, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – С. 83–88, 101–104, 105–107.

Дополнительная

Биологическая химия / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. – М.: Медицина, 1998. – С. 188–203, 363–372.

Вопросы для самоподготовки

1. Классификация липидов.

2. Триацилглицеролы: строение, свойства, биологическая роль.

3. Фосфолипиды: строение, свойства, биологическая роль.

4. Классификация и номенклатура жирных кислот.

5. Биологическое значение полиеновых жирных кислот.

6. Желчные кислоты: классификация, строение, свойства, биологическая роль.

7. Эмульгирование жиров и значение этого процесса для переваривания липидов.

8. Переваривание ТАГ в желудочно-кишечном тракте.

9. Переваривание ГФЛ и ЭХС в желудочно-кишечном тракте.

10. Особенности транспорта продуктов переваривания липидов и всасывания их в стенку кишечника. Структура и состав смешанных мицелл.

11. Ресинтез липидов в кишечной стенке. Напишите необходимые реакции.

12. Транспорт экзогенных липидов из стенки кишечника к органам. Строение и роль хиломикронов.

13. Клинико-диагностическое значение определения триацилглицеролов сыворотки крови.

14. Нарушения липидного обмена. Обоснование решения ситуационных задач.

Ситуационные задачи

Задача 1

Основная часть. На приеме у стоматолога пациент, страдающий пародонтитом. Учитывая тот факт, что воспалительно-деструктивные процессы сопровождаются увеличением образования активных форм кислорода и усилением перекисного окисления липидов мембран клеток, врач рекомендовал ему комплекс витаминов Е, А, D и С.

Вопросы.

1. Напишите реакции ПОЛ мембран клеток.

2. Почему активация ПОЛ играет большую роль в патогенезе повреждения клеток?

3. Почему используются витамины A, E, D, C в терапевтической стоматологии?

4. Напишите схему инактивации свободных радикалов витамином Е в мембране клетки.

5. Какова роль витамина С в поддержании активности витамина Е и инактивации АФК?

Рекомендуемая литература

Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 132–139, 428–432.

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – С. 112–124.

Задача 2

Основная часть. Препарат «Омеганол» содержит ω3 и ω6 ПНЖК, каротиноиды пальмового красного масла, витамины Е, А и аллицин, который обладает антиоксидантными, кардиопротекторными, антиатеросклеротическими свойствами.

Вопросы.

1. Какова биологическая роль ВЖК?

2. Какие ВЖК относятся к семейству ω3 и ω6?

3. Какие классы биологически активных веществ образуются из арахидоновой кислоты?

4. Какую роль выполняют эти классы веществ в организме?

5. Какое терапевтическое действие оказывают ω3 ВЖК?

Рекомендуемая литература

Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 132–139, 371–374, 417–428.

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – С. 112–124.

Задача 3

Основная часть. У мужчины 54 лет, неоднократно обращавшегося за помощью к стоматологу, обнаружен пародонтоз. Из анамнеза: у больного имеется нарушение функции печени, снижено образование и поступление желчных кислот в кишечник.

Вопросы.

1. Какую роль выполняют желчные кислоты в процессе всасывания продуктов переваривания липидов и жирорастворимых витаминов в стенку кишечника?

2. Какой жирорастворимый витамин необходим для посттрансляционной модификации глутамата в неколлагеновых белках тканей кости и зуба?

3. Напишите реакцию модификации глутамата в этих белках, объясните их роль.

4. Какой жирорастворимый витамин необходим для поддержания уровня Са2+ и фосфатов в крови, участвующих в обмене костной ткани и зубов?

5. Объясните причину пародонтоза у пациента.

Рекомендуемая литература

Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 132–139, 379–385, 606–608.

Биохимия тканей и жидкостей полости рта: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – С. 75–77.

Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методи­ческое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – С. 112–124.

Номенклатура жирных кислот

Данная номенклатура основана на введении символа w, которым принято обозначать СН3-радикал в цепочке жирной кислоты (независимо от числа углеродных атомов в цепи).

         
9–10
ω1
 
2–8


Олеиновая: СН3 – (СН2)7 – СН ═ СН – (СН2)7 – СООН.

В обозначение вносится порядковый номер углеродного атома, где появляется двойная связь, то есть олеиновая кислота относится к классу w9; далее следует расшифровка длины цепи и число двойных связей в молекуле. Например:

моноеновые – олеиновая (w9, С 18:1);

диеновые – линолевая (w6, С 18:2);

триеновые – α-линоленовая (w3, С 18:3);

тетраеновые – арахидоновая (w6, С 20:4);

пентаеновые – эйкозапентаеновая (w3, С 20:5);

гексаеновые – докозагексаеновая (w3, С 22:6).

Следует учесть, что в нашем организме идет обмен преимущественно w6 жирных кислот, жирные кислоты класса w3 поступают в наш организм с пищей (преимущественно с рыбьим жиром), а затем включаются в общий метаболизм. w3 жирные кислоты используются в качестве лекарственных препаратов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.034 с.)