Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа как метод углубления систематизации и обобщения экологических знанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы личностной культуры – это и есть этап становления личности. По моему мнению, одним из этапов становления личности является экологическое воспитание, главная цель которого включает в себя формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как одно из наиболее значимых направлений дошкольного образования. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера. В системе экологической работы с детьми большое значение имеют словесные методы. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы. К словесным методам отнесем такие методы как: беседа с детьми; рассказ воспитателя (в целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами и явлениями природы); использование художественной литературы (в помощь воспитателю). Метод проведения экологической беседы является ценным методом уточнения и расширения уже имеющихся знаний, увеличения словаря детей и развития у них связной речи. В беседе воспитатель руководит мышлением ребенка при помощи вопросов. Количество и порядок их зависят от задач, которые решаются на данном занятии, и от возраста детей. В каждой беседе решается задача развития речи детей. Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями: - для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией); - для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе. Исходя, из дидактических задач выделяют такие беседы как: -Предварительная или вводная беседа (установочная). Используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы - уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Вводная беседа должна быть короткой, ее проводят в старшей и подготовительной к школе группах перед экскурсией или практической деятельностью детей. -Сопровождающая беседа (эвристическая). Является самой распространенной и применяемой во всех группах, которая сопровождается наблюдениями или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти во все занятия, экскурсии, дидактические игры. -Итоговая беседа. Считается наиболее трудной, ее принято называть обобщающей.Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Их проводят только в старшей и подготовительной к школе группах. Такие беседы по содержанию могут быть разного уровня: 1. беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и другое); 2. беседы, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей. Беседу можно проводить в любое время деятельности: на занятиях, в свободное время, на прогулке. Для ее проведения можно использовать целый комплекс следующих методов: игры, обсуждение жизненных ситуаций, чтение отрывков произведений писателей-натуралистов, музыки, репродукций произведений живописи, обсуждение проблемных вопросов, загадывание и разгадывание загадок. Беседа может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с большой группой детей. Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 человек), так как в этом случае все дети могут принять участие в диалоге. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы. Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах -- на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.
34. Организация, методика руководства экологически ориентированной трудовой деятельностью в разных возрастных группах. Младшие группы. Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей. Во второй младшей группе возможно организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду. Во второй младшей группе возможно организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу. При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции [8, с.22]. Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой. Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями. Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить).Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения. Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть [8, с.25]. Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе. Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения - ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д. В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость. Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового и интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную дежурными, высказывают суждения о её качестве [12, с.43]. По cравнению с предшествующим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания. Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.
36 Экологические праздники в ДОУ Одной из форм экологического воспитания являются экологические праздники и развлечения, которые углубляют усвоение экологических знаний о природе, её причинно-следственных связей, влияют на накопление и актуализацию экологического опыта у детей. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Что же такое праздник? Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Праздник – это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. А порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Экологические праздники - это расширенный вариант экологического досуга. На данном этапе особое внимание обращено на использование в сценариях поэтических и музыкальных произведений, репродукций картин художников - пейзажистов. Все это усиливает впечатления ребенка о красоте и неповторимости природы. Полученные в ходе праздника положительные эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом. На наш взгляд наиболее полным понятием является определение предложенное С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным: «Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате» [3, с. 134]. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Совместно с родителями необходимо проводить такие праздники как: «Наш дом -Земля», «Зелёная планета»; развлечения «Берегите лес!», «Наш друг - природа», «Доктор Одуванчик». По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода нужно стараться вызвать у дошкольников переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. Эффективной формой работы являются экологические праздники и развлечения, в проведение которых включаются дети подготовительной группы: «Зеленая елочка - живая иголочка» (декабрь - январь), «Украсим Землю цветами» (приурочен ко Дню Земли - 22 апреля), «Международный день птиц» (1 апреля). Особенно воспитанникам ДОО нравятся праздники, посвященные сезонным изменениям. Цель таких праздников – посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, к истории, культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. На экологических праздниках и развлечениях «Лесная аптека», «Праздник летних дождей», «Природы жалобная книга», «День цветов» с детьми можно отправиться на «прогулку» в лес, где дошкольники будут слушать и петь песни о солнце, о листве, обо всем, что нас окружает. С большим интересом старшие дошкольники будут выполняют музыкальные этюды, где необходимо войти в образ цветочков, животных, птиц, понимая, что все животные, растения нужны, что они живые. У детей воспитывается желание защищать и помогать всем живым существам, формируется понимание того, что нельзя остаться равнодушным, когда поешь о березке, о красоте времен года, о красоте природы. В фонотеке музыкального зала должны иметься различные музыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающие природу, ее явления, деятельность людей. Через слушание произведений величайших композиторов прошлого и современности, с помощью музыкальных средств детям предстают яркие, поэтичные картины природы. Например, музыкальные циклы «Времена года» П.И. Чайковского, А. Вивальди и А.К. Глазунова пробуждают в воспитанниках ДОО чувство любви к природе, учат их ценить и беречь все живое. Используя различные виды музыкальной деятельности, мы более чем успешно, формируем у детей старшего дошкольного возраста экологическое сознание и адекватное отношение к природе, растениям и животным. Основная задача педагогов ДОО - воспитать отзывчивых, добрых, заботливых детей, экологически грамотных, умеющих бережно относиться к окружающей природе. Проведение музыкальных праздников и развлечений с экологическим уклоном имеет первостепенное значение в развитии способности у дошкольников к эмоциональному восприятию окружающего мира. Экологическое воспитание посредством музыкальных праздников и развлечений – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души каждого маленького человечка, который однажды вырастет и встанет перед ответственностью за будущее всего человечества. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на природное содержание, воздействуя на личность ребенка в целом. Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания. Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические праздники, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.252 (0.011 с.) |