М. Г. Бреслер, С. Д. Галиуллина, А. Р. Сулейманов, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М. Г. Бреслер, С. Д. Галиуллина, А. Р. Сулейманов,



ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

М. Г. Бреслер, С. Д. Галиуллина, А. Р. Сулейманов,

А. Г. Асташкин, К. Н. Ахмадеев, Р. Р. Мурзагулов,

Л. В. Чернышева, Л. И. Галлямова

                                         

Сетевые коммуникации в цифровом обществе: агитация и пропаганда

Учебное пособие

 

 

Уфа, 2020

УДК 32.019.5
ББК 66.06

    Б5

 

Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ

в качестве учебного пособия

 

 

Рецензенты:

Профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук А.В. Манойло

Профессор Московского государственного областного университета, кандидат политических наук С.Н. Федорченко

 

Б5 Бреслер, М.Г., Галиуллина С.Д., Сулейманов, А.Р., Асташкин, А.Г., Ахмадеев, К.Н., Мурзагулов, Р.Р., Чернышева, Л.В., Галлямова, Л.И.

Сетевые коммуникации в цифровом обществе: агитация и пропаганда: учеб. пособие / М. Г. Бреслер. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2020. – 118 с.

    ISBN

 

УДК 32.019.5
ББК 66.06

 

    ISBN                                       

© ФГБОУ ВО «Уфимский

государственный нефтяной

технический университет, 2020

 

© Бреслер М. Г., 2020 

 

 

Содержание

                                                                                                           стр.

 

Введение……………………………………………………………………..4

Тема I. Общество XXI века: теоретическое осмысление…………………7

Вопросы для самоконтроля и рекомендованная литература……..29

Тема II. Сетевое сообщество: понятие, характеристика, структура…….31

Вопросы для самоконтроля и рекомендованная литература……..47

Тема III. Пропаганда в социальных сетях………………………………..48

Вопросы для самоконтроля и рекомендованная литература…….62

Тема IV. Агитация в социальных сетях…………………………………..64

Вопросы для самоконтроля и рекомендованная литература……..74

Тема V. Пресс-служба: структура, функции, задачи…………………….76

Вопросы для самоконтроля и рекомендованная литература……..84

Тема VI. Пресс-служба в сетевом обществе……………………………...85

Вопросы для самоконтроля и рекомендованная литература……..90

Тема VII. Методы исследования медиа-образа в социальных сетях…...91

Вопросы для самоконтроля и рекомендованная литература……..115

Заключение………………………………………………………………….118

 

Введение

Учебное пособие «Сетевые коммуникации в цифровом обществе: агитация и пропаганда» составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (утвержден приказом Минобрнауки России от 15.06.2017, № 553), действующей редакцией «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Освоение материалов учебного пособия в рамках дисциплин «Основы теории коммуникаций», «Профессиональные коммуникации в странах региона специализации», «Международные коммуникации и журналистика», «Медиа-технологии в политической сфере», «Медиа-технологии в социально-экономической сфере» способствует формированию у обучающегося следующих компетенций:

ОПК-1 Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности.

ОПК-2 Способен применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности.

ОПК-3 Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности.

ОПК-6 Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности.

ПК-3 Владеет базовыми навыками использования современных цифровых технологий при проведении необходимых регионоведческих работ и научных исследований.

ПК-6 Способен подготовить материал регионоведческого профиля, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для телевидения, радио, сетевого издания, печати и информационных лент.

Цель учебного пособия – раскрытие теоретических основ механизма сетевой коммуникации, методик контент-анализа информационных материалов, структуры коммуникационных путей информационного обмена и профессиональных особенностей распространения информационного продукта в социальных сетях (в том числе, создание сетевых сообществ и управление ими).

Социальные сети являются значимым продуктом глобального цифрового мира. Одни порицают этот коммуникационный ресурс, представляя его неким инструментом дестабилизации общества. Другие считают его жизненно необходимым и видят в нём прогрессивность. Но независимо от отношения к социальным сетям сотни миллионов людей каждый день посещают интернет–ресурсы, а с появлением смартфонов пребывают в них постоянно.

Социальные сети связывают глобальный мир и в то же время они состоят из множества групп, объединяющих людей со схожими ценностями, интересами, идеями и идеалами. Сообщества делятся и по локальному признаку. Жители страны, региона, города создают сообщества в социальных сетях, где обсуждают локальные проблемы, обмениваются региональными и городскими новостями, хвалят своих героев и ругают своих злодеев. Это не значит, что этим людям не интересны вопросы большого масштаба, в современном информационном обществе человеку свойственна мультиролевая функция: он одновременно входит во множество сообществ, отграниченных по аксиальному (ценностному) признаку.

Изучение особенностей поведения людей в различных группах, содержание сообщений которых эти люди создают и распространяют в рамках сообщества, помогает понять специфические особенности, изучить коммуникационные коды, принятые в данном регионе или группе, разделяющей определенные ценности.

Анализ структуры коммуникационных путей информационного обмена, анализ содержания сообщений стали важными инструментами регионоведения, как и социальных наук в целом.

Социальные сети - не только предмет изучения, но и мощный механизм информационного воздействия, управления коммуникацией. В современном, информационном обществе экономические, политические, социальные процессы во многом определяются информацией и возможностью её распространения по коммуникационным путям. Интернет-сервис, социальные сети являются доступным инструментом для создания и распространения информации, создания и управления сообществами людей, воздействия на общество в целом.

В этом учебном пособии собраны материалы, являющиеся результатом научных исследований авторов, а также актуальные информационные данные, касающиеся использования социальных сетей для обеспечения коммуникационной активности разных социальных групп.

Пособие основано на кластерно-сетевом анализе социальных сетей, проводимом авторами, а также наработками профессорско-преподавательского состава кафедры международных отношений, истории и востоковедения УГНТУ (научными статьями, монографиями, учебниками).

Учебное пособие содержит теоретический и практический материал, который позволит обучающимся не только изучить коммуникации в контексте цифрового взаимодействия, но и даст им возможность в дальнейшем осознанно работать в социальных сетях.

 

 

Вопросы

1. Какой стала коммуникация в современном обществе?

2. В чем разница между социальными медиа и масс-медиа?

3. Как формируется коммуникационный код человека?

4. Модели социальной сети.

5. Методика расчета социального/коммуникационного капитала.

 

Список литературы

1. Albert R., Barabasi A.-L. 2002, Statistical mechanics of complex networks,// Reviews of modern physics. V. 74, January 2002, PP 47-97

2. Barness, J.A.Claas and committees in a norwegian island parish // Hum. Relat. London School of Economics. University of London, England 1954 7:39-58]

3. Chialvo D. Emergent complexity: what uphill analysis or downhill invention cannot do//New Ideas in Psychology (2007)[Электронный ресурс], режим доступа http://chaos.swarthmore.edu/courses/soc002a/xx-2007-chialvo.pdf

4. Liu X., Tse C. K., Small M. Complex network structure of musical compositions: Algorithmic generation of appealing music. // Physica A 389 (2010) 126–132

5. Roc Jiménez de Cisneros Radio Alice // rwm.macba.cat [Электронный ресурс],13.10.2014, режим доступа: http://rwm.macba.cat/en/specials/radio-alice-franco-berardi/capsula, дата просмотра 30.10.2015

6. Бек. У. Общество риска. На пути к новому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000, -384с. 

7. Гранноветтер, М. Сила слабых связей /Granovetter M. S. The Strength of Weak Ties The American Journal of Sociology. 1973. 78 (6): 1360–1380.:пер. с англ. З.В. Котельникова – Экономическая социология Т.10. №4 Сентябрь 2009 С.31-51.

8.   Крыштановская О.В. Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры//Гефтер [Электронный ресурс] 18.04.2013, режим доступа http://gefter.ru/archive/8369 дата просмотра 30.10. 2015.

9.  Маклюен, М. Война и мир в глобальной деревне/ Маршал Маклюен, Квентин Фиоре;пер. с англ.И.Легберта. – М.: АСТ:Астрель, 2012.219с.

10. Фукуяма, Ф Великий разрыв /Фрэнсис Фукуяма; пер с англ. Под общей ред. А.В. Александровой- М.:АСТ, 2008, 474с. С.30

11. Шарков, Ф.И. Интернет и масс-медиа:локальный дискурс в сетевых и массовых коммункиациях//Коммуникалогия,2014 т.8, №6, С.15- 28.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое сетевое сообщество?

2. Какие условия необходимы для формирования сетевого сообщества?

3. Этапы формирования сетевого сообщества.

4. Отличия сетевого сообщества, созданного внешними силами, от сетевого сообщества образовавшегося стихийно.

 

Список литературы

1. Бреслер М.Г., Теренин Н.И. Социально-философские аспекты кластерно-сетевого анализа // NAUKA-RASTUDENT.RU. – 2014. – No. 8 (08-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/8/1957/

2. Градосельская Г.В. Анализ социальных сетей [Текст]/Градосельская Галина Витальевна –автореферат –дисс. на соиск.уч.ст.канд.соц.н. специальность 22.00.01 – М.: ИС РАН, 2001, 21с.

3. Ивахненко, Е.А. Аутопойезис информационных объектов//Информационное общество. 2000, №1 – С. 31-41

4. Как управлять онлайн-сообществами.// Cossa - информационный портал о маркетинге и коммуникациях в цифровой среде [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.cossa.ru/articles/234/2485/

5. Матурана, У Древо познания. Биологические корни человеческого понимания [Текст] /У. Матурана, Ф. Варела: Пер.с англ. Ю.А. Данилова. М.:Прогресс-Традиция, 2001.- 223с.

6. Freeman L.С. 1992. The Sociological Concept of "Group": An Empirical Test of Two Models // American Journal of Sociology. Vol. 98, No. 1: 152 - 166.

 


 

Список литературы

1. Булкина И.В. Теория политической коммуникации Гарольда Д. Лассуэлла/Ирина Владимировна Булкина – автореф. дисс. на соиск. научн. ст. канд.соц. наук.. 22.00.05 Казань, 2000г.: Лассуэл, Г. Техника пропаганды в мировой войне / Пер. с англ. Н.М. Потапова. М.-Л.: Изд-во военной политической литературы, 1929.200 с.

2. Бреслер М.Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества, Уфа-РИЦ БашГУ, 174с.

3. Ильинцева М.В., Бреслер, М.Г.Предпосылки использования стиля фэнтази в социальной коммуникации //Nauka-Rastudent.ru.- Электронный научный журнал, 2014. № 11 (11). С. 40.. [Электронный ресурс]Режим доступа открытый: http://nauka-rastudent.ru/11/2153/

4. Быкова Е.В. Фреймовый подход к интерпретации смысла модульных текстов в массовой коммуникации // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов 2011, № 05, С. 37-40

 

 

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Что такое агитация?

2. Правила работы агитатора, особенности агитации в социальной сети.

3. Виртуальные личности и боты. Типы их действий и противодействий в социальной сети.

4. Контрпропаганда (контрагитация) – положительные и отрицательные стороны наиболее распространенных методов.

Список литературы:

 

1. Быкова, Е.В. Информационная война как поликодовая асимметричная коммуникация//III международная научная конференция «Коммуникация в поликодовом пространстве: лингво-культурологические, дидактические и ценностные аспекты» (CПб. 13-15 мая 2015) –сборник тезисов научной конференции. СПб.:РИЦ СПбПУ, С. 7-8.

2. Ленин В.И. Что делать/Владимир Ильич Ленин (Ульянов), 1909 // Полное собрание сочинений, М.:Институт М.-Л., изд.5.Т.5, с 380

3. Малкин Е, Сучков Е. Политические технологии/Евгений Малкин, Евгений Сучков- М.: Русская панорама, 2006, 680с

4. Троллинг. Как это работает //Блог компании Astound Commerce [Электронный ресурс] 12.08. 2014, режим доступа: http://habrahabr.ru/company/astoundcommerce/blog/233057/ (дата обращения: 01.05.15)

 


 

Список литературы

1. Баранов А.Н. Дескрипторная теория метафоры. – М.: Языки славянской культуры, 2014. – 632 с.

2. Будаев Э.В. Критический анализ политического дискурса: основные направления современных зарубежных исследований // Политическая лингвистика. 2016. № 6. - С. 12-17.

3. Ермоленко Г.М. Медиаобраз В. В. Путина в текстах англоязычных СМИ // Вестник ВУиТ. 2013. №3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobraz-v-v-putina-v-tekstah-angloyazychnyh-smi (дата обращения: 26.10.2020).

4. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности “Связи с общественностью” / О.С. Иссерс. - М: Флинта: Наука, 2009. - 224 с.

5. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе/Пер. с англ. – М.: Класс, 2007.

6. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1996. - 200 с.

7. Онищенко, О.В. Функционирование аллюзий, реминисценций и прецедентных феноменов в текстах русскоязычных СМИ // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2010. №2с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-allyuziy-reministsentsiy-i-pretsedentnyh-fenomenov-v-tekstah-russkoyazychnyh-smi (дата обращения: 24.10.2020).

8. Сергеева А.С. Критический дискурс-анализ как инструмент исследования организационного дискурса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. № 2 - С. 257-265.

9. Dijk, T. A. van. Principles of critical discourse-analysis / T.A. van Dijk // Discourse and Society. - 4(2). - 1993. - P.249-283.

10. Fairclough, N. Critical discourse analisis and the marketization of public discourse: the universities / N. Fairclough // Discourse and Society, 1993. – № 4(2). – P. 133-168.

11. Puppet master Putin in control as US quits stage. URL: https://www.thetimes.co.uk/article/puppet-master-putin-in-control-as-us-quits-stage-xfq7kl9lb

12. Wodak R. The Discourse-Historical Approach || Methods of Critical Discourse Analysis | ed. by R. Wodak, M. Meyer. - London: Sage, 2009. P. 63-94.

 

Заключение

Современное общество стремительно развивается. Технологии совершенствуются и меняются каждый день. Появляются новые сервисы в уже сложившихся социальных сетях и новые социальные сети, новые ресурсы. В этом причина того, что новые методические пособия по работе в социальных сетях устаревают через несколько месяцев после публикации. Мы решили пойти по другому пути и не стали привлекать внимание к описанию конкретных действий в той или иной социальной сети.

В этом методическом пособии мы изложили теоретические основы создания и распространения сетевой формы коммуникации, основные законы, по которым развиваются сетевые сообщества социальной сети. Материал создан на основе наших научных исследований, анализа литературных данных и большого числа материалов, распространяемых в социальных сетях. В методическом пособии нашли отражения основные правила ведения пропаганды и агитации в социальных сетях, а также нами рассмотрены аспекты оценки ресурсов в социальной сети и создание образа кандидата на выборную должность в социальных сетях.

Имея теоретический базис, наши читатели сами возведут практическую надстройку своей активной работой в социальных сетях по привлечению внимания интересантов.


[1] Duncan J. Watts & Steven H. Strogatz Collective dynamics of “small-world” networks // Nature, 1998. V.393. PP. 440-442.

[2] см. напр. Chialvo D. Emergent complexity: what uphill analysis or downhill invention cannot do//New Ideas in Psychology (2007) [Электронный ресурс], режим доступа http://chaos.swarthmore.edu/courses/soc002a/xx-2007-chialvo.pdf.

[3] см. напр. Liu X., Tse C. K., Small M. Complex network structure of musical compositions: Algorithmic generation of appealing music. // Physica A 389 (2010) 126–132.

[4] Albert R., Barabasi A.-L. 2002, Statistical mechanics of complex networks,// Reviews of modern physics. V. 74, January 2002, PP 47-97.

[5] Мурзагулов Р. Р. Взаимоотношение элиты и власти в глобальном информационном обществе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 6. С. 148-151.

[6] Мурзагулов Р. Р. Специфика формирования элиты в информационном обществе. Социально-философский аспект // Евразийский юридический журнал. 2016. № 8 (99). С. 401-402.

[7] Здесь и далее: Представленные примеры являются результатом наших исследований реальных сетевых сообществ интернет-сервиса «VK». По этическим соображениям мы не указываем названий сообществ, а также имена пользователей.

[8] Бреслер М. Г. Метод выявления инструментальных сетевых сообществ социальной сети политических коммуникаций //Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. № 4. С. 39-49.

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

М. Г. Бреслер, С. Д. Галиуллина, А. Р. Сулейманов,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.042 с.)