Азиатско-тихоокеанское направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Азиатско-тихоокеанское направление



 

Итоги голосований в Генеральной Ассамблее и даже в Совете Безопасности ООН свидетельствуют о том, что у Российской Федерации немного политических союзников. Ни одно из сколь-нибудь крупных государств не признало независимости Абхазии и Южной Осетии, ни одно из государств не признало вхождение Крыма в состав России. К числу этих не признавших стран относятся все члены Организации Договора о коллективной безопасности, все члены Евразийского экономического союза и даже Белоруссия, образующая совместно с Российской Федерацией «Союзное государство», не говоря уже о стратегических партнерах – странах БРИКС и ШОС во главе с Китаем.

В таком положении нет никакой трагедии для России. Поддержание системы союзнических отношений – дело хлопотное и затратное. Система союзов лежит в основе американской глобальной политики, являясь одним из источников глобального доминирования США. Советский Союз тоже содержал многочисленных союзников, но для СССР союзники были скорее пассивом, чем активом внешней политики.

Российской Федерации нет никакого смысла повторять этот опыт. В XXI веке «свобода рук» на мировой арене имеет существенные преимущества. Сегодня, когда Россия не имеет средств для содержания сателлитов и клиентов, мало кто готов бескорыстно вставать на ее сторону, рискуя испортить отношения с США. И, необходимо добавить, далеко не все партнеры поддерживают если не цели, то методы современной российской внешней политики.

Примерно половина членов ООН занимают нейтральную позицию между РФ и Западом. К этой группе относятся ведущие страны не-Запада – Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Вьетнам, Египет, Иран, Аргентина. Партнерство с этими странами нужно всячески углублять, не стремясь при этом превратить эти отношения в союзнические. Союзы России не нужны (за исключением ОДКБ, главной задачей которого на обозримую перспективу является борьба с экстремизмом, терроризмом и наркотрафиком в Центральной Азии). На этом направлении наши союзники нуждаются в российской поддержке, которая должна быть им оказана для обеспечения безопасности самой России. В остальном Российская Федерация может действовать самостоятельно, не страшась оказываться в одиночестве – при условии, что она уверена в своей правоте.

Итак, российская национальная и глобальная идея состоит из двух составляющих. Первая – это то, что нам нужно от мира. В общих чертах это самостоятельность страны, ее материальная и духовная самодостаточность, четкая международная идентичность, надежно обеспеченная безопасность, экономическая модель, стимулирующая устойчивое развитие и предоставляющая гражданам России достойные уровень и качество жизни, а стране в целом – выгодное положение в международном разделении труда. Для уважения со стороны необходимо прежде всего искреннее самоуважение.

Со своей стороны, внутренне обновленная Российская Федерация может дать остальному миру серьезного поборника справедливости, не боящегося спорить с сильными; принципиального сторонника международного права, ставящего право выше силы; честного и неподкупного посредника в решении различных межгосударственных и иных споров; фактор региональной (в рамках Большой Евразии) и глобальной стабильности и безопасности.

Время России как нации не прошло, а только начинается. Как говорится, в России нужно жить долго, чтобы увидеть позитивные перемены. Название одной из книг Егора Гайдара – «Долгое время» – должно стать ориентиром для россиян. Нужно научиться играть в долгую, ставить задачи на двадцать-тридцать-пятьдесят лет, разделяя их на десятилетия, «пятилетки» и т. д. Для этого предстоит отказаться от традиционного российского нетерпения, желания все решить сразу, одним махом. Экономическое развитие требует политической стабильности. Эта стабильность требует не консервации политического застоя, а, наоборот, глубоких, но нереволюционных по форме изменений.

В отличие от Китая, однако, решать эту задачу России придется в условиях постоянной напряженности в отношениях с США и большинством развитых стран. Эта ситуация ограничивает доступ к ресурсам, деформирует внутреннюю политику, но одновременно стимулирует к поиску внутренних резервов и проведению назревших реформ. Для российского народа это может стать спасительным вызовом, но только в том случае, если народ и его элиты захотят воспользоваться встряской, чтобы направить страну по верному пути.

Основой политической стабильности может быть только национальное единство. России необходимо согласие основных социальных, политических и идеологических групп и течений. В этом отношении плодотворной может оказаться концепция «триколора» – сочетания консерваторов (правых), либералов и левых. Четверть века спустя после свержения власти КПСС старые маркеры «либералов» и «консерваторов», «коммунистов» и «монархистов», «космополитов» и «государственников» в основном устарели. В XXI веке все ответственные политические силы России должны быть национальны, поддерживать сильное государство и выступать за открытость страны миру.

Противоречия между различными политическими течениями будут, разумеется, сохраняться, оставаясь главным драйвером поступательного движения России. Важно, однако, чтобы борьба российских партий происходила внутри России, не выплескиваясь за рубеж в поиске «внешнего политического ресурса». Все российские политики – прежде всего россияне, разделяющие базовые ценности своей страны и отстаивающие ее фундаментальные национальные интересы. Примером для них в этом отношении могут быть американские республиканцы и демократы, которые, активно борясь друг с другом дома, не выносят эту борьбу во внешний мир.

Российская внешняя политика должна ориентироваться на «образ» России середины XXI века. Главное при этом – сама Россия. Национальные цели не должны узурпироваться государством и в то же время не должны растворяться в миллионах индивидуальных эгоизмов. «Российское счастье», до сих пор не достигнутое, состоит именно в установлении равновесия между личностью, обществом и государством. Выявившееся на рубеже ХХ и XXI веков противоречие между концепциями «великой державы» и «комфортной страны» может быть разрешено только на платформе «великой страны». Свобода, материальное благосостояние, качество жизни должны сочетаться с ценностями общества в целом и достойным положением Большой страны и ее граждан в мире.

Империя для России осталась в прошлом, но имперское наследие должно быть переосмыслено для успешной интеграции внутри страны и позитивного национального глобализма на международной арене. Этот позитивный национальный глобализм не должен ставить целью переустройство мира, слом старого миропорядка и создание нового. У России нет необходимости брать реванш у США за поражение СССР в холодной войне, «похищать Европу», соперничать с Китаем в Евразии или пытаться вновь стать мировой сверхдержавой. У российской глобальной стратегии прежде всего национальные цели.

Статус России как великой страны в XXI столетии в первую очередь зависит от способности РФ быть примером для других и производителем международных общественных благ. Эта способность, в свою очередь, основывается на материальных (главным образом экономических и человеческих) возможностях России. В качестве глобальной силы Россия, основываясь на соединении права и справедливости, может выступать посредником в спорных и конфликтных ситуациях, защитником мировой экологии, одним из мировых центров образования и научно-технических исследований и разработок. Такая большая страна может быть и вполне комфортной для своих граждан, и достаточно влиятельной в глобальном мире.

ХХ век знал три России – царскую, советскую и постсоветскую; большинство ныне живущих россиян знают две последние. Формы российской государственности приходят и уходят, но Россия остается, и историческая преемственность в ней сохраняется. Россия не тождественна своему самодержцу. Она пережила Николая II, Сталина, Горбачева. Кто бы что ни говорил, Россия будет существовать и тогда, когда уйдет с политической сцены ее нынешний президент. Для того чтобы в будущем Россия достигла стабильности, не прерывающейся на революции и другие потрясения, нужны институты и разумная политика, в том числе внешняя. В этом, собственно, и заключается основная мысль данной книги.

 

 


[1] См., напр., Christopher Clark. Sleepwalkers. How Europe went to War in 1914. Allen Lane, 2012; Такман Б. Августовские пушки. М., 2014. Издательство АСТ (первое издание вышло в свет в 1962 году, первое русское издание – в 1972 году).

 

[2] О деталях операции по переправке В. Януковича на территорию России рассказал президент РФ В. Путин в фильме «Крым. Возвращение домой» (2015 год).

 

[3] «Первый Майдан» в конце 2004 года привел к «оранжевой революции». В результате третьего тура президентских выборов к власти пришел прозападный политик Виктор Ющенко. «Оранжевая революция», однако, разочаровала всех, включая ее самых горячих сторонников.

 

[4] Raj Menon, Eugene Rumer. The Ukraine Crisis. MIT Press, 2014.

 

[5] Там расположена резиденция главы украинского государства.

 

[6] В декабре 2013 года Россия заявила о предоставлении Украине займа в размере 15 млрд долл., причем 3 млрд были выплачены сразу же.

 

[7] Глазьев С. Украинская катастрофа. М.: Книжный мир, 2015.

 

[8] Путин В. Выступление на Валдайском форуме. Сентябрь 2013 года.

 

[9] Несмотря на отсутствие международной сертификации референдума 17 марта 2014 года, нет сомнений, что подавляющее большинство жителей Крыма высказались за вхождение в состав Российской Федерации.

 

[10] На июль 2015 года в ходе этого конфликта, по данным ООН, погибло не менее 6700 человек.

 

[11] Выступление Председателя Верховного Совета СССР М. С. Горбачева в Совете Европы 6 июля 1989 года. В кн.: Визит М. С. Горбачева во Францию. Документы и материалы. М.: Политиздат, 1989.

 

[12] Путин В. Статья в «Известиях», 11 октября 2011 г.

 

[13] Здесь и далее мы говорим об украинском кризисе как о международно-политической ситуации, в которой оказались затронуты интересы как самой Украины, так и ряда крупных мировых игроков, прежде всего России, США, Европейского союза (и Германии как поднимающегося лидера ЕС). Многоаспектный кризис собственно на Украине – политический, экономический, идеологический – теснейшим образом связан с международным кризисом вокруг Украины, породил и подпитывает его, но в данной работе не рассматривается.

 

[14] Горбачев М. С. Перестройка. Новое мышление для нашей страны и всего мира. М.: Политиздат, 1988; Черняев А. С. Cовместный исход. Дневники 1972–1991. М.: РОССПЭН, 2010; Его же. 1991 год. Дневник помощника Президента СССР. М.: Республика, Terra.

 

[15] George Bush and Brent Scowcroft. A World Transformed. N. Y.: Knopf, 1998. James Baker. The Politics of Diplomacy. N. Y.: Putnam, 1995. George Shultz. Turmoil and Triumph. N. Y.: Scribner, 1995. Margaret Thatcher. The Downing Street Years. HarperCollins, 1993. Helmut Kohl. Erinnerungen 1982–1990; 1990–1994. Droemer, 2005.

 

[16] Гайдар Е. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: РОССПЭН, 2006.

 

[17] Robert Gates. Duty. Memoirs of a Secretary at War. Vintage, 2014.

 

[18] М. С. Горбачев и германский вопрос.

 

[19] Иными словами, с фактическим демонтажом «социалистического содружества» в Восточной Европе.

 

[20] Михаил Горбачев. Жизнь и реформы: в 2 книгах. М.: Новости, 1995. Борис Ельцин. Записки Президента. М.: Огонек, 1994.

 

[21] Ronald Reagan. The Reagan Diaries. N. Y.: HarperCollins, 2007.

 

[22] Francis Fukuyama. The End of History and the Last Man. N. Y.: Free Press, 1992.

 

[23] Dmitri Trenin. Russia Leaves the West. Foreign Affairs, July-August 2006.

 

[24] Dimitri Simes. After the Collapse: Russia Seeks Its Place as a Great Power. N. Y.: Simon ans Schuster, 1999.

 

[25] Thatcher. Statecraft. Strategies for a Changing World. N. Y.: HarperCollins, 2003, p. 82.

 

[26] См., напр.: Строуб Тэлботт. Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии. М.: Городец, 2003.

 

[27] Г. Киссинджер говорил о возможности «реимпериализации» России. См.: Henry Kissinger. Diplomacy. 1994.

 

[28] Михаил Горбачев: «Расширение НАТО на Восток разрушило европейскую систему безопасности». Интервью Der Spiegel, 12 января 2015 года. www.inopressa.ru/article/12jan2015/spiegel/gorbatschow1.html Горбачев – о расширении НАТО.

 

[29] Thatcher. Op. cit., p. 89.

 

[30] В состав НАТО в 1999 году официально вошли Польша, Чехия и Венгрия.

 

[31] Термин Збигнева Бжезинского.

 

[32] Thatcher. Op. cit., p. 71.

 

[33] Ibidem.

 

[34] Tony Blair. A Journey. N. Y.: Knopf, 2010.

 

[35] Thatcher. Statecraft, p. 109.

 

[36] Например, Ильясу Ахмадову, «министру иностранных дел Ичкерии».

 

[37] Dmitri Trenin. Russia Leaves the West. Foreign Affairs, July-August 2004.

 

[38] Интервью Д. А. Медведева журналу «Эксперт», 2005 год.

 

[39] Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ. 2006 год.

 

[40] Г. Шредер занимал пост федерального канцлера ФРГ с 1998 по 2005 год.

 

[41] Gerhard Schröder. Entscheidungen. Mein Leben in der Politik. München: Hoffmann und Campe, 2006, S. 456.

 

[42] Gerhard Schröder. Ibidem.

 

[43] Schröder, Op.cit., S. 457.

 

[44] Ж. Ширак являлся президентом Франции с 1995 по 2007 год.

 

[45] Schröder, Op. cit., S. 459.

 

[46] Владимир Путин. Выступление на Мюнхенской конференции по безопасности. Февраль 2007 года.

 

[47] Путин В. Статья в «Зюддойче цайтунг», 25 ноября 2010 года.

 

[48] Zbigniew Brzezinski. Strategic Vision, America and the Crisis of Global Power. N. Y.: Basic Books, 2013, p. 146.

 

[49] Zbigniew Brzezinski. Ibidem, p. 149.

 

[50] Представитель РФ при голосовании воздержался, что позволило Совету принять резолюцию о бесполетной зоне над Ливией, обеспечение которой взяли на себя страны НАТО.

 

[51] Речь идет помимо событий в Ливии о моральной поддержке американской общественностью массовых выступлений против авторитарных режимов в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии и Йемене, о готовности Вашингтона отказаться от поддержки традиционных союзников (например, президента Египта Х. Мубарака) и попытках сотрудничества с «братьями-мусульманами» и другими исламистами, а также о военной помощи вооруженной оппозиции в гражданской войне в Сирии.

 

[52] Госсекретарь США Х. Клинтон публично осудила нарушения в ходе российских выборов и потребовала их расследования.

 

[53] В ходе визита в Москву государственного секретаря США Дж. Керри.

 

[54] Тренин Д. Россия и кризис в Сирии. М.: Моск. центр Карнеги. Февраль 2013 года.

 

[55] Покинув США, Э. Сноуден объявился в Гонконге и вскоре вылетел оттуда в Москву. Эквадор, Боливия и Венесуэла, пообещавшие было ему убежище, под давлением США взяли свое приглашение обратно, а Куба отказалась принимать самолет «Аэрофлота», если на нем полетит Сноуден. Позднее Франция, Испания и Португалия закрыли свое воздушное пространство для самолета президента Боливии, в котором, как подозревали, мог лететь Сноуден, в результате чего воздушное судно было вынуждено сесть для досмотра в Австрии.

 

[56] В 1960 году после того, как над Уралом был сбит американский самолет-разведчик, не состоялся саммит великих держав в Париже и был отменен визит президента США Д. Эйзенхауэра в СССР.

 

[57] Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию? Комсомольская правда, 18 октября 1990 года.

 

[58] Беседа президента Белоруссии А. Лукашенко с редакторами ведущих белорусских СМИ. Весна 2014 года.

 

[59] Статьи Путина 2011–2012 гг., начиная со статьи в «Известиях» в октябре 2011 года.

 

[60] В. В. Путин. Выступление на Валдайском форуме. Сентябрь 2013 года.

 

[61] См., например, высказывания Х. Клинтон, в тот момент государственного секретаря США, на рубеже 2012–2013 годов. В то время как наиболее радикальные круги в США не отказались от попыток включить Украину в военно-политическую систему Запада через членство в НАТО, более умеренные голоса (М. Тэтчер в начале 2000-х, З. Бжезинский накануне украинского кризиса) предлагали сделать из Украины нейтральный буфер между Россией и НАТО.

 

[62] Л. Д. Кучма был главой украинского государства с 1994 по 2004 год. Его книга была опубликована в России в 2003 году.

 

[63] Достаточно указать на то, что ни Белоруссия, ни Казахстан не признали вслед за Россией независимость Абхазии и Южной Осетии и продолжают признавать Грузию в границах 1991 года. Не признали эти страны и вхождение Крыма в состав РФ.

 

[64] Henry A. Kissinger. Years of Renewal. N. Y.: Simon and Schuster, 1999, p. 287, 869.

 

[65] Леонтьев К. Славянофильство и грядущие судьбы России. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 494.

 

[66] Цит. по: Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России: Вехи исторической эволюции. М.: РОССПЭН, 2006. С. 83.

 

[67] Фильм о. Тихона Шевкунова (настоятеля Сретенского монастыря в Москве) «Падение Византии», 2004 год.

 

[68] Казанское (1552), Астраханское (1556), Сибирское (1598), Крымское (1783) ханства, Ногайская орда и др.

 

[69] На волне перестройки в конце 1980-х годов академик А. Д. Сахаров предлагал, реформируя Союз, придать ему географическую определенность. В этой связи он говорил о «Союзе советских республик Европы и Азии».

 

[70] Сергей Михалков.

 

[71] Филюшкин А. И. Изобретая первую войну России и Европы. Балтийские войны XVI века глазами современников и потомков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013.

 

[72] Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.

 

[73] О. Томаш Шпиндлик. Русская идея. М. – СПб.: Дар, изд-во Олега Обышко, 2014.

 

[74] Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2012.

 

[75] Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М.: Центрполиграф, 1995.

 

[76] Чубайс А. Б. Миссия России. Выступление в С.-Петербургском инженерно-экономическом университете 25 сентября 2003 года.

 

[77] Титул, которым до тех пор русские называли монгольских ханов, т. е. своих сюзеренов.

 

[78] Schröder. Op. cit.

 

[79] Интервью Владимира Путина швейцарским СМИ, 2015 год.

 

[80] Например, в 1999 году в случае с военной операцией против Югославии или в 2003 году в Ираке.

 

[81] В ходе одного из семинаров в Московском центре Карнеги.

 

[82] Например, не разрешив США использовать турецкую территорию в 2003 году для вторжения в Ирак.

 

[83] Шафаревич И. Р. Русский народ в битве цивилизаций. М.: Институт русской цивилизации. Родная страна, 2012.

 

[84] Операции ИФОР и СФОР во исполнение Дейтонских соглашений осуществлялись НАТО по мандату ООН. РФ участвовала в них с 1995 по 1999 год.

 

[85] См. левую европейскую критику тогдашней российской гегемонии в Центральной Европе: Ф. Энгельс. Внешняя политика русского царизма. В кн.: К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. II. М.: Пратиздат ЦК ВКП(б), 1936, с. 5—40.

 

[86] На Западе, напротив, Ялта со времен холодной войны и по сей день является символом «соглашательства» с «коммунистическим тоталитаризмом» и «российским великодержавием» за счет интересов малых стран Европы.

 

[87] По выражению И. С. Иванова, министра иностранных дел РФ с 1998 по 2004 год.

 

[88] Названный так по имени российского мальчика, усыновленного гражданами США и погибшего от рук усыновителей.

 

[89] В частности, по «делу ЮКОСа».

 

[90] Еще до роспуска СССР руководство РСФСР в 1991 году заключило ряд договоров, составленных в таком духе, с другими союзными республиками – Эстонией, Украиной, Казахстаном и т. д.

 

[91] Совещание по мерам доверия в Азии.

 

[92] От «Исламское государство Ирака и Леванта», одного из самоназваний ИГ.

 

[93] Интервью секретаря Совета безопасности РФ Н. П. Патрушева газете «Коммерсант», 23 июня 2015 года. Это, скорее всего, консервативная оценка. Общее число боевиков ИГИЛ из России и стран СНГ оценивается в 7–8 тыс. человек.

 

[94] Там же.

 

[95] Например, лихорадка Эбола в Западной Африке в 2014 году, а в истории – «испанский» грипп 1918 года.

 

[96] Интервью Путина в фильме «Крым. Путь домой». 2015 год.

 

[97] James M. Acton. Silver Bullet? Asking the right Questions About Conventional Prompt Global Strike. Washington, DC: Carnegie Endowmernt for International peace, 2013.

 

[98] Дворкин В. З. Выступление на круглом столе «Стратегическая безопасность и управление военными рисками в эпоху после Крыма». Журнал «Россия в глобальной политике», 2015, август.

 

[99] Alexei Arbatov. An Unnoticed Crisis: The End of History for Nuclear Arms Control? www.carnegie.ru March 16, 2015.

 

[100] The Military Balance 2015—16. London: International Institute for Strategic Studies, 2015.

 

[101] См. выступление президента В. В. Путина перед членами Федерального собрания РФ 18 марта 2014 года.

 

[102] В 1952 году НАТО создало военную организацию, превратившись из политического союза в военно-политический.

 

[103] Интервью В. Путина газете «Коррьерре делла сера», 6 июня 2015 года.

 

[104] Тренин Д., Малашенко А. Время Юга. Россия в Чечне, Чечня в России. М.: Моск. центр Карнеги, 2002.

 

[105] Ядерный арсенал Пакистана оценивается в 80—100 боезарядов.

 

[106] Доклад Московского центра Карнеги и Фонда глобальных отношений (Стамбул), октябрь 2014 года.

 

[107] Русский Newsweek, 10 мая 2010 года.

 

[108] Шафаревич И. Р. Цит. соч., с. 572.

 

[109] К числу стран социалистической ориентации в Москве в разное время относили Алжир, Анголу, Гану, Гвинею-Бисау, Египет, Индонезию, Камбоджу, Конго (Браззавиль), Мозамбик, Никарагуа, Сирию, Танзанию, Эфиопию, Южный Йемен и ряд других.

 

[110] В СЭВ, образованный в 1950 году, входили Албания (до 1960 года), Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Лаос, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

 

[111] Членами ОВД являлись Албания (до 1960 года), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

 

[112] Западная, или Группа советских войск в Германии; Северная (Польша), Центральная (Чехословакия) и Южная (Венгрия).

 

[113] Ряд государств, в социокультурном плане не являющихся западными, начиная с 1950-х годов оказались ассоциированы с Западом. Речь идет прежде всего о Японии и Южной Корее. «Западный» статус этих государств определяется не столько их членством в союзах, возглавляемых США, сколько успехами в области экономики и политической демократизации.

 

[114] В частности, С. А. Караганов.

 

[115] А. М. Горчаков – канцлер Российской империи (1856–1881).

 

[116] С. Ю. Витте – министр финансов (1890–1900) и председатель совета министров Российской империи (1905).

 

[117] А. Ф. Добрынин – посол СССР в США (1962–1986), секретарь ЦК КПСС (1986–1990).

 

[118] Е. М. Примаков – директор Службы внешней разведки (1991–1996), министр иностранных дел (1996–1998), председатель правительства Российской Федерации (1998–1999).

 

[119] Это вполне в духе российской исторической традиции – как царской, так и советской. Альтернативой самодержавию выставлялось иноземное иго (см. История внешней политики России. Конец XIX – начало XX века. М.: Международные отношения. 1997, с. 82). В СССР понятие «антисоветский» означало «враждебный, вражеский».

 

[120] Например, это относится к часто проводимым в России параллелям между провозглашением независимости Косово и крымским референдумом о вхождении в состав России, а раньше – между Косово и Абхазией и Южной Осетией.

 

[121] История внешней политики России. Конец XIX – начало XX века, с. 84. Действительно, едва русские войска в 1878 году освободили Болгарию от османского ига, первым князем автономной Болгарии стал немецкий принц Баттенберг, а в обеих мировых войнах Болгария участвовала на стороне противников России, хотя и не посылала на русский фронт свои войска.

 

[122] Интересно, что это совпадает со взглядами С. Ю. Витте. См.: История внешней политики России. Конец XIX – начало XX века, с. 52).

 

[123] История внешней политики России. Конец XIX – начало XX века, с. 81.

 

[124] Мау В. Российская экономика. М.: Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара, 2015, с. 9.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.149 с.)