Вызовы с южного направления (Закавказье, Каспий, Казахстан и Средняя Азия, Афганистан, Ближний и Средний Восток) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вызовы с южного направления (Закавказье, Каспий, Казахстан и Средняя Азия, Афганистан, Ближний и Средний Восток)



 

После окончания холодной войны на Западе и нормализации отношений на Востоке для России наступило «время Юга»[104]. 1990-е и ранние 2000-е годы прошли под знаком чеченских войн и возраставшей опасности исламского экстремизма.

С середины 2000-х годов Северный Кавказ является относительно мирным регионом РФ (в основном благодаря успешному решению чеченской проблемы). Главным противником на этом направлении остается исламистский радикализм. Выжившие в чеченских войнах радикалы образовали террористическую группу «Имарат Кавказ», экстремисты более поздних призывов ассоциируют себя с Исламским государством.

Основными болевыми точками Российской Федерации в регионе являются республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Постоянно подвергается испытаниям Чечня. Напряженная демографическая и социальная ситуация в республиках, коррупция, сопутствующая авторитарной системе власти, а также проблемы идеологического, ценностного и религиозного характера создают питательную среду для деятельности радикалов и экстремистов.

Особого внимания требует проблема коррекции и укрепления отношений Чеченской Республики с Федерацией. Первоначальная формула решения чеченской проблемы – личная уния Владимира Путина и клана Кадыровых – во многом исчерпала свой потенциал и требует обновления. Очевидные трения между Рамзаном Кадыровым и российскими силовиками свидетельствуют о том, что необходима новая формула взаимоотношений, основывающаяся на более широком и независящем от конкретных личностей основании.

Экстремисты, действующие на Северном Кавказе, получают материальную подпитку из-за рубежа от различных исламистских организаций. В свою очередь, выходцы из различных республик Северного Кавказа участвуют в боевых действиях на Ближнем Востоке на стороне Исламского государства. Получив боевой опыт, они возвращаются домой для продолжения борьбы. Создается, таким образом, система взаимной подпитки экстремистов на территории Российской Федерации и стран Арабского Востока.

Существует реальная возможность распространения экстремистской угрозы за пределы Северного Кавказа на другие регионы РФ, как традиционно населенные мусульманами (Поволжье), так и другие (мегаполисы по всей стране, Урал, Сибирь, Дальний Восток), где некоренное мусульманское население растет благодаря массовой миграции выходцев из Северного Кавказа и приезду большого числа иммигрантов из Средней Азии.

В Закавказье Россия так или иначе вовлечена в три конфликта – грузино-абхазский, грузино-осетинский и армяно-азербайджанский. Война 2008 года привела к разрыву отношений между Москвой и Тбилиси. Россия не только официально признала независимость Абхазии и Южной Осетии, но включила обе республики в свое экономическое и гуманитарное пространство, разместила на их территории воинские контингенты. Правящая в Тбилиси коалиция «Грузинской мечты» не проявляет намерений вернуть утраченные Грузией территории силой, но и не признает существующее положение дел. Вероятность возобновления конфликта в случае политических изменений в Грузии существует, но она сравнительно невелика.

Россия в 1994 году выступила посредником между армянской и азербайджанской сторонами в конфликте из-за Нагорного Карабаха. С тех пор в этом районе сохраняется перемирие, прерываемое перестрелками. Азербайджан не согласился с фактической утратой части своей территории. Пока что Москве удается довольно успешно балансировать и (менее продуктивно) посредничать между Ереваном (союзником по ОДКБ и партнером по ЕАЭС) и Баку (важным политическим и экономическим партнером в Закавказье). Помимо этого Россия тесно сотрудничает в поисках карабахского урегулирования с двумя другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ – США и Францией. Решения конфликта, однако, не просматривается. Ситуация остается замороженной, но неустойчивой. Возобновление широкомасштабных военных действий может привести к втягиванию в противоборство Турции – союзника Азербайджана и члена НАТО.

Каспийское море соединяет Россию с Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменией. Принципиальные разногласия по формуле раздела сфер интересов прикаспийских государств не преодолены, но частично урегулированы на двусторонней основе. Существует механизм периодических встреч «Каспийской пятерки» на высшем уровне. России удается решать приоритетную задачу в сфере безопасности на этом направлении – не допускать военного присутствия на Каспии внерегиональных государств, и прежде всего США.

От Каспия до Алтая лежит самая протяженная граница России – с Казахстаном. Эффективный пограничный контроль на линии длиной 7500 км обеспечен далеко не везде. Казахстан – дружественное, партнерское, союзное государство для России, но далее на юг его границы с государствами Средней Азии также являются «пористыми». Фактически это означает, что у России на юго-восточном направлении отсутствуют надежно контролируемые рубежи, что делает ее уязвимой для просачивания террористов, диверсантов и боевиков из Афганистана и Средней Азии.

Отношения с Астаной имеют для Москвы важнейшее значение в рамках «малой Евразии». Казахстан – ключевой экономический партнер РФ в Евразийском экономическом союзе и в Организации Договора о коллективной безопасности. Москва обязана учитывать стремление казахской элиты выстраивать суверенное, независимое от России государство. Настоящий союз основывается на равноправии. В то же время Россия заинтересована в том, чтобы русское и русскоязычное население Казахстана чувствовало себя комфортно.

В обозримой перспективе в Казахстане произойдет смена власти. Для РФ крайне важно, чтобы курс первого президента страны Нурсултана Назарбаева на межэтническое согласие, широкое использование русского языка и интеграцию с Россией был продолжен. Наиболее серьезными опасностями в этой связи являются казахский ультранационализм и исламистский экстремизм. Обе тенденции пока что выражены слабо, но ситуация требует пристального внимания. Со своей стороны, Москва должна убедительно снимать страхи казахской элиты перед «русским ирредентизмом», якобы поддерживаемым Кремлем.

В Средней Азии у РФ есть два формальных союзника – Киргизия и Таджикистан. Обе страны занимают важное геополитическое положение. Одна расположена на границе с Афганистаном, другая – на южных подступах к Казахстану. Для России особую опасность представляет собой транзит через Среднюю Азию афганских наркотиков. Внутренняя ситуация в Киргизии и Таджикистане характеризуется хронической нестабильностью с периодическими обострениями. Серьезную проблему представляет здесь исламский экстремизм. У РФ имеются военные базы в обоих государствах, но не меньшее значение имеет сотрудничество с Бишкеком и Душанбе в сфере безопасности, в том числе на границах, и постоянный мониторинг социально-политической обстановки.

Узбекистан, самая населенная страна региона, позиционирует себя как потенциальная региональная держава, наследница державы Тамерлана, Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств. Ташкент проводит подчеркнуто независимую внешнюю политику, маневрируя и балансируя между РФ, КНР и США. Узбекистан вышел из ОДКБ и не присоединился к ЕАЭС. В перспективе ситуация в Узбекистане таит серьезные риски для стабильности. Приближающийся уход с политической сцены Ислама Каримова, президента и основателя современного Узбекистана, может привести к политическому кризису, а в худшем случае – к потрясениям регионального масштаба. Речь идет не только о межклановых противоречиях. Жестко авторитарному режиму в Ташкенте противостоит подспудно набирающий силу, в том числе в Ферганской долине, исламский радикализм.

Туркмения с ее большими газовыми ресурсами – наиболее закрытое из всех государств Средней Азии. В 1995 году Ашхабад добился, чтобы его постоянный нейтралитет был признан ООН, затем объявил, что членство Туркмении в СНГ является «ассоциированным», хотя формально такого статуса не существует. Туркмения не участвует в региональных интеграционных проектах. Соглашения с Россией о военном сотрудничестве и двойном гражданстве были денонсированы туркменской стороной. В 2006 году Туркмения успешно прошла процедуру верхушечной смены власти, оставшись самой жестко авторитарной страной в регионе. Россия заинтересована в сохранении относительной политической стабильности в этой стране, но должна учитывать, что авторитарные режимы в мусульманских странах подвергаются растущей угрозе со стороны исламских радикалов и экстремистов.

Афганистан привыкает жить в условиях вывода в 2014 году значительной части войск международной коалиции. Действующая Конституция Афганистана и созданная на ее основе современная политическая система пока держатся. Однако стабильность в стране не обеспечивается. Если существующий в Кабуле режим будет свергнут талибами и страна опять погрузится в хаос, это будет серьезным фактором нестабильности, в том числе и для РФ, учитывая состояние границ между Россией и Казахстаном и между странами Центральной Азии.

Этнополитические силы Афганистана в этом случае будут, скорее всего, замкнуты на борьбу между собой, но наряду с этим страна может вновь превратиться в базу для исламских экстремистов. Для предотвращения такого сценария России необходимо тесное взаимодействие с Кабулом и соседними странами – Китаем, Пакистаном, Ираном, Индией, странами Центральной Азии – как на двусторонней основе, так и в рамках ОДКБ и ШОС.

Почти 200-миллионный Пакистан является «неофициальной», но вполне реальной ядерной державой[105]. В период холодной войны и особенно в период советской интервенции в Афганистане Исламабад был фактическим противником Москвы. Россия к тому же поддерживает отношения стратегического партнерства с Индией, которую Пакистан рассматривает как главного вероятного противника.

Тем не менее потенциальную угрозу для РФ могут представлять не действия Исламабада против России или ее интересов, а дестабилизация политической обстановки в этой стране и утрата ее властями контроля над ядерным оружием. Вероятность такой дестабилизации, впрочем, остается довольно низкой, несмотря на большое количество терактов в стране. Пакистанская правящая элита, разделенная на противоборствующие группы, в целом контролирует политическое пространство в стране, а вооруженные силы, несмотря на наличие в их рядах исламистов, пока что крепко держат под контролем ядерное оружие.

Иран – региональная держава, претендующая на доминирующую роль на Ближнем и Среднем Востоке. Тегеран строит ракеты средней дальности и реализует ядерную программу, уже достигнутой целью которой является приобретение способности к созданию ядерного оружия. В то же время создание Ираном ядерного оружия было бы дестабилизирующим фактором. Россия внесла существенный вклад в достижение в июле 2015 года договоренности между Ираном и мировым сообществом по ядерной программе Ирана.

Для Москвы Тегеран – важный геополитический партнер. Благодаря сотрудничеству с Тегераном в 1997 году удалось остановить гражданскую войну в Таджикистане. Сегодня Иран активно борется с Исламским государством на территории Ирака и Сирии, использует свое влияние в Герате и Кабуле для стабилизации Афганистана. В то же время амбиции шиитского Ирана ведут к его столкновению с суннитской Саудовской Аравией. России нет никакого резона ввязываться в этот конфликт.

Турция, традиционный соперник Ирана, также является региональной державой с интересами, распространяющимися на Ближний и Средний Восток, а также Закавказье и Центральную Азию. Анкара располагает крупными вооруженными силами – вторыми по численности в НАТО после США. Между Москвой и Анкарой существуют серьезные различия в позициях по Сирии, армяно-азербайджанскому конфликту, статусу Крыма и положением крымских татар, которых Турция исторически поддерживала. Турецкое общественное мнение по отношению к России настроено в основном негативно.

В то же время у РФ и Турции существуют серьезные общие интересы, в том числе в энергетической сфере. Турция – отчасти геополитический конкурент России в регионе, но также и потенциально ценный самостоятельный партнер. Баланс отношений между двумя странами сдвигается в сторону сотрудничества[106].

На южном направлении расположено большинство формальных союзников России. Это государства – члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ): Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан; лишь Белоруссия находится на западе. Эти же государства являются членами или кандидатами на вступление в Евразийский экономический союз. Кроме того, Россия установила союзнические отношения с двумя «малопризнанными» (фактически никем, кроме РФ, не признанными) государствами – Абхазией и Южной Осетией, разместила на их территории свои воинские контингенты.

То, что система союзов России обращена в основном на юг, вполне оправданно. Казахстан выполняет роль главного буфера, отделяющего РФ от основной части неспокойного мусульманского мира. Киргизия и Таджикистан являются своего рода заставами-заслонами на афганском направлении. На Кавказском направлении Армения служит передовой базой на Южном Кавказе. Абхазия «прикрывает» Сочи, а Южная Осетия выполняет роль передового укрепления-плацдарма на южной стороне Главного Кавказского хребта, у самых ворот Тбилиси.

Ценность ОДКБ для российского руководства заключается именно в этой оборонительной конструкции, создающей ощущение пояса безопасности. Сама конструкция, однако, требует модернизации. Наиболее вероятными противниками России на юге являются не расположенные здесь государства, от Грузии и Турции до Ирана и Пакистана, и не США, которые существенно сократили военное присутствие в Афганистане и в основном ушли из Ирака. Главная опасность – исламские экстремисты из ИГИЛ, «Аль-Каиды», «Имарата Кавказ» и подобных образований, а также экстремистские движения в Центральной Азии. Коллективная военная организация и особенно коллективная организация безопасности должны быть ориентированы именно на эти угрозы.

В ОДКБ, следовательно, должны быть усилены политическая, полицейская и «спецслужбистская» составляющие. Основными взаимодействующими структурами на многостороннем и двустороннем уровнях должны стать советы безопасности государств – членов организации и соответствующие президентские администрации. Внутри ОДКБ на центральноазиатском направлении есть смысл выстраивать «особые отношения» равноправного партнерства в сфере безопасности с Казахстаном. Астана оценит, а Бишкек или Душанбе вряд ли обидятся на предпочтение, отданное Москвой самому крупному региональному члену организации.

 

Восточный фланг

 

Крупнейшим соседом России на востоке является Китай. Граница РФ с КНР протянулась на 4355 км. Пограничный вопрос с Китаем закрыт благодаря заключению серии соглашений 1991–2006 годов. Отношения Москвы и Пекина были нормализованы в 1989 году, а с 1996 года они официально характеризуются как партнерские, причем уровень этого партнерства постоянно повышается. В то же время баланс сил между Россией и Китаем за последние три десятилетия решительно изменился.

В 1978 году ВВП КНР составлял примерно 40 % ВВП РСФСР. Сегодня Китай впятеро превосходит Россию по показателям ВВП; китайский экспорт в Россию состоит из промышленных изделий, в российском экспорте в Китай преобладают энергоресурсы и сырье; в технологическом и научном отношении Китай во многом обогнал Россию, а по уровню жизни существенно приблизился к ней. Китай укрепляет свою военную мощь – не столько количественно, сколько качественно. Его оборонный бюджет – второй в мире, он ежегодно увеличивается на 10 % и вдвое превышает соответствующие расходы РФ. Китай обладает всеми возможностями для быстрого наращивания своего ракетно-ядерного потенциала.

Китай – великая азиатская держава, само возвышение которой бросает вызов глобальному доминированию США. КНР вряд ли в обозримом будущем займет место США в качестве «державы № 1» в мире, но сокращение пространства доминирования одной державы создает больше возможностей для маневра остальных, включая РФ, особенно учитывая ее нынешние отношения с США. Одновременно Китай, однако, также становится ведущей державой возникающей Большой Евразии. Возвышение Китая и формирование Большой Евразии с востока принципиально меняет ситуацию для России, ставит ее перед новыми вызовами. Тем не менее страх перед Китаем, демонизация Пекина никак не оправданны.

Несмотря на острое противостояние СССР и КНР в 1960–1980 годах, включавшее вооруженные столкновения на границе, отношения двух стран на протяжении почти четырехсот лет были преимущественно мирными. Рассуждая гипотетически, Китай может стать противником России лишь в том случае, если верх в этой стране возьмут ультранационалисты, которые предъявят Москве претензии на территории, отошедшие России в 1858–1860 годах (Забайкалье, Приамурье и Уссурийский край), и попытаются взять под контроль ресурсы российского Дальнего Востока и Сибири.

В обозримом будущем, скажем, через десять лет, такой сценарий представляется совершенно невероятным, но в случае его реализации исходящие угрозы надежно купируются эффектом ядерного сдерживания. Напротив, есть достаточно оснований рассчитывать, что в обозримом будущем отношения России и Китая не только останутся мирными, но будут дружественными и партнерскими. Вопрос стоит скорее о характере партнерства и распределении ролей внутри его.

После «большой перемены» 2014 года в отношениях России и Запада раздаются предложения о формировании военного союза России и Китая. Военное и военно-техническое сотрудничество РФ и КНР развивается давно, с 1992 года, и довольно успешно. Появляются элементы оперативного и стратегического взаимодействия армий и флотов. Российско-китайские военные учения начиная с 2005 года проходили в разных регионах: в Восточном Китае и на Южном Урале, в Восточно-Китайском и Средиземном морях.

Тем не менее формальный союз РФ и КНР в обозримом будущем не отвечает потребностям Москвы и Пекина. Каждая из сторон привыкла обеспечивать свою национальную безопасность самостоятельно и вполне способна делать это и впредь. И Россия, и Китай считают себя великими державами и не желают связывать себя слишком жесткими обязательствами с партнером. Москва и Пекин также осознают, что внешнеполитические выгоды от их союза будут с лихвой перекрыты крупными издержками в их отношениях не только с Вашингтоном и Токио, но и с Дели и Ханоем.

На Дальнем Востоке Россия непосредственно соприкасается не только с Китаем, но также с США и их системой двусторонних союзов с Японией и Южной Кореей. В годы холодной войны США и их союзники рассматривались в качестве потенциальных противников СССР в мировой войне, которая, как считалось, будет иметь коалиционный характер. С тех пор ситуация в корне изменилась.

Япония и сегодня остается союзником США, с ней у России сохраняется неурегулированный территориальный спор из-за Южно-Курильских островов. Япония обладает современными, хорошо оснащенными вооруженными силами. В японской элите распространяются националистические настроения, притом что японское общество в целом относится к России настороженно, с оттенком враждебности. Токио подвержен сильному влиянию Вашингтона, особенно в вопросах, связанных с Россией.

Тем не менее стабильно развивающиеся отношения с РФ очень важны для Японии не только по экономическим, но и по геополитическим причинам, учитывая страх японцев перед возможным региональным доминированием Китая. Это обстоятельство можно считать некоторым ресурсом российской внешней политики, но пользоваться им следует крайне осторожно, не подвергая испытаниям стратегическое партнерство с Китаем.

Южная Корея – еще один американский союзник. После окончания в 1953 году Корейской войны на полуострове сохраняется перемирие, но не мир. На юге дислоцированы войска США, оснащенные тактическим ядерным оружием. Северная Корея создала собственные ядерные устройства и построила ракеты средней дальности. Конфликт между севером и югом Кореи, если он разразится, может перерасти в войну с применением ядерного оружия в непосредственной близости от российского Приморья. Такой конфликт может также привести к прямому противостоянию США и Китая.

Москва, которая поддерживает позитивные отношения с Сеулом и активно развивает контакты с Пхеньяном, заинтересована в снижении конфликтности на Корейском полуострове путем возобновления шестисторонних переговоров по ядерной проблеме и вовлечения обоих корейских государств в совместные экономические проекты. Корейский полуостров в целом является существенным ресурсом российской политики безопасности, он требует постоянного внимания и инициативного подхода.

Учитывая изменившийся характер отношений с Западом и продолжающееся сближение с Китаем, России предстоит точнее определиться со своим отношением к конфликтному потенциалу Азиатско-Тихоокеанского региона.

Москва традиционно рассматривает Тайвань как неотъемлемую часть Китая. В настоящее время отношения между Пекином и Тайбэем характеризуются дальнейшим расширением торгово-экономических связей и контактов между людьми. Руководство КНР очевидно следует курсом постепенного втягивания Тайваня в экономическое, гуманитарное, а в перспективе – политическое и стратегическое пространство Большого Китая. Тайваньские власти идут на сближение с КНР, рассчитывая на материальную выгоду и не испытывая пока опасений за свою безопасность.

Если, однако, этот гармоничный процесс будет нарушен и Тайвань развернется в направлении формального отмежевания от Китая, возможен острый конфликт с участием США. Здесь Россия должна занять принципиальную позицию. Не подвергая сомнению принадлежность Тайваня Китаю, она обязана исключить какую-либо вовлеченность в эвентуальный конфликт между Пекином и Тайбэем и тем более между КНР и США. Ориентиром здесь может быть дружественная по форме, но осторожно-нейтральная по сути позиция самого Пекина в отношении российско-грузинской войны 2008 года, присоединения Крыма к России в 2014 году и продолжающегося украинского кризиса.

Спор между Китаем и Японией из-за островов Дияоютай (японское название – Сенкаку) за последние годы заметно накалился. Токио пытается закрепить свой контроль над островами в Восточно-Китайском море, а Пекин отвечает на каждый японский шаг контрмерами. Вероятность того, что эскалация этого конфликта может привести к вооруженному столкновению Китая и Японии, пока невелика, однако такой сценарий следует иметь в виду. Как и в случаях с Кореей и Тайванем, существует перспектива, хотя и более отдаленная, втягивания в этот конфликт Соединенных Штатов. Скорее всего, если инциденты вокруг островов будут маломасштабными, США постараются остаться в стороне, увещевая обе конфликтующие стороны решить разногласия миром.

Тем не менее резкое обострение китайско-японских «островных» противоречий вынудит Москву определить свою позицию. Действовать в этом случае целесообразно аналогично сценарию тайваньского кризиса, с той лишь разницей, что РФ изначально занимает нейтральную позицию по вопросу принадлежности спорных островов. Это, кстати, аналогично позиции, занимаемой Пекином по проблеме Южных Курил.

В Южно-Китайском море существует целый ряд территориальных споров между Китаем и странами Юго-Восточной Азии, прежде всего Вьетнамом и Филиппинами. Манила является давней союзницей Вашингтона, но Ханой в прошлом был союзником Москвы, а в последние десятилетия является ее стратегическим партнером, важным клиентом российского ВПК и «пунктом входа» России в АСЕАН. Территориальное размежевание в Южно-Китайском море будет, вероятно, проходить долго и временами тяжело. Есть вероятность отдельных инцидентов, даже столкновений, но широкомасштабной войны, скорее всего, не случится. Как и в других случаях, третьей стороной в потенциально конфликтных ситуациях выступают США.

России необходимо последовательно выступать за дипломатическое решение спорных вопросов, не вовлекаясь в сами споры, и способствовать, насколько это возможно и удобно для Москвы, китайско-вьетнамскому взаимопониманию. Открытый конфликт между Пекином и Ханоем способен поставить Москву в чрезвычайно сложное положение, из которого невозможно будет выйти без существенных потерь.

Наконец, не до конца урегулированными остаются отношения между великими державами континентальной Азии – Китаем и Индией. Нормализация китайско-индийских отношений, наметившаяся в последние годы, не затронула замороженный пограничный конфликт между ними. Индия по-прежнему рассматривает КНР в качестве потенциального противника, Китай смотрит на Индию с позиции экономического, политического и военного превосходства. Пекин и Дели, однако, входят вместе с Москвой в группы БРИКС, ШОС и практикуют еще и трехсторонний формат РИК. Китай и Индия сосредоточены на проблемах внутреннего экономического развития. Таким образом, есть реальная возможность дальнейшего сглаживания противоречий между ними.

Россия как привилегированный партнер Индии и Китая, как поставщик оружия и технологий их вооруженным силам может сыграть существенную роль в долгосрочной стабилизации китайско-индийских отношений. С этой целью необходимо придать формату РИК самостоятельную динамику, выработать соответствующую повестку дня. РИК может стать новым неформальным «ядром» ШОС и, шире, формирующейся Большой Евразии. Для России «треугольник» может создать более комфортную ситуацию на континенте, компенсируя относительную слабость позиций РФ по отношению к КНР.

Итак, общая установка России в отношении конфликтов в Азии между третьими странами должна состоять в том, чтобы сохранять нейтралитет по отношению к непосредственным участникам конфликтов, способствовать их примирению, становлению системы безопасности в АТР, и прежде всего – на Азиатском континенте.

 

Перспективы. Что делать?

 

С 2014 года Россия и США находятся в состоянии конфронтации, которое продлится неопределенно долго. Когда и чем эта конфронтация закончится, сегодня сказать невозможно. Главной задачей обеспечения безопасности РФ на американском направлении является предотвращение военного столкновения. Войны между РФ и США желать не может никто, но в сложившейся ситуации возможны сценарии утраты контроля над событиями и скатывания к прямому военному столкновению с потенциалом эскалации вплоть до ядерной войны. В интересах России и Соединенных Штатов вести себя максимально осмотрительно, задействовать все возможные меры доверия и сдерживать собственных союзников на Украине с тем, чтобы они не спровоцировали прямой конфликт РФ и США.

Конфликт на Украине, который, по-видимому, не может быть решен в обозримом будущем, необходимо надежно стабилизировать. Замораживание конфликта в Донбассе потребует от России оказания существенной материальной (экономической, финансовой и прочей) поддержки ДНР и ЛНР, причем уже на постоянной основе, а также помощи в обеспечении их безопасности. России придется и дальше поддерживать экономически и политически другие свои «военные протектораты» – Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье, одновременно стремясь к снижению напряженности вокруг них. Окончательное решение каждого из этих конфликтов лежит лишь в долгосрочной перспективе.

России необходимо развивать свои ядерные силы, совершенствовать ядерное сдерживание, не провоцируя при этом оппонентов. В обозримой перспективе новые соглашения с США о сокращении стратегических вооружений представляются маловероятными. Тем не менее России необходимо поддерживать диалог с США по вопросам стратегической стабильности в мире и приглашать к участию к этому диалогу Китай. С Пекином необходим и отдельный разговор на темы стратегической стабильности.

Вероятность необходимости применения Россией военной силы в обозримом будущем весьма высока, и модернизация обычных вооруженных сил и вооружений остается приоритетом военного строительства. В этом строительстве необходимо будет учитывать характер будущих войн и военных операций, которые придется вести Российской армии. Нельзя допустить, чтобы огромные для российской экономики средства расходовались на вооружения, предназначенные для ведения войн по старому образцу или на проекты престижа, чтобы «догнать США».

Широкомасштабная война против крупного противника (США или КНР) по-прежнему представляется маловероятной, безопасность РФ по отношению к крупным государствам надежно обеспечивается посредством ядерного сдерживания. В то же время локальные конфликты, контрповстанческие и контртеррористические операции (особенно на южном направлении) будут предъявлять высокие требования к российской военной организации.

Для того чтобы соответствовать этим требованиям, России помимо уже решаемых задач военной модернизации потребуется перестроить военное планирование, включив в него социально-экономический, политический и информационный аспекты; создать систему стратегического прогнозирования конфликтов, рисков и угроз, а также развития технологий; глубоко реформировать военно-промышленный комплекс.

Требуется совершенствование системы союзов. ОДКБ, как уже отмечалось, имеет смысл прежде всего как союз безопасности в Центральной Азии, противостоящий угрозам со стороны исламского радикализма, терроризма, а также внутрирегиональных конфликтов. Необходимо делать упор на сотрудничество в сфере обмена информацией, безопасности, охраны границ, специальных операций, борьбы с наркотрафиком и производством наркотиков, нелегальной иммиграцией. Союз с Арменией является главным образом средством сдерживания и инструментом стабилизации обстановки в Закавказье, а также отражением и символом традиционных связей народов и исторической роли России как покровителя армян.

Существует очевидная потребность в сопряжении усилий ОДКБ и других организаций безопасности в Азии, прежде всего Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Совещания по мерам доверия в Азии (СМДА), где также участвуют Россия и другие члены ОДКБ. Есть необходимость также в более тесном сотрудничестве в области региональной и континентальной безопасности на двусторонней основе с Китаем и Индией, а также с Ираном, Турцией и другими странами. Формы такого сотрудничества должны включать не только диалог и договоренности о мерах доверия, но и совместные действия по предотвращению конфликтов, миротворчество и постконфликтное урегулирование.

Для борьбы с конкретными угрозами Россия может организовывать ситуативные коалиции или сотрудничать с уже существующими коалициями. Для противодействия Исламскому государству РФ может оказывать военно-техническую помощь государствам, подвергшимся нападению со стороны боевиков ИГИЛ, как это уже происходит в Сирии и Ираке, или экстремистских групп, как, например, в Афганистане. В дальнейшем такая помощь может потребоваться другим государствам, в том числе соседям или союзникам России в Центрально-Азиатском и Каспийском регионах.

Военный элемент стратегического партнерства России и Китая должен и дальше развиваться с целью укрепления безопасности обеих стран и обеспечения стабильности в Евразии. Это партнерство необходимо углублять путем более детальных и доверительных обсуждений видения обеими сторонами развития военно-политической обстановки в Евразии и в мире, взаимного информирования о готовящихся мероприятиях и лучшего знакомства с доктринальными установками друг друга. Российско-китайский военный союз, однако, не только не является необходимым в обозримой перспективе, но и был бы контрпродуктивен.

Угроза сепаратизма в многонациональной России латентно присутствует всегда, но сепаратистские настроения характерны для небольших групп населения некоторых республик. Утверждение верховенства Конституции РФ, осуществленное в начале 2000-х годов, и окончание чеченской войны с последовавшим мирным урегулированием в Чечне завершили период внутреннего раскола в Российской Федерации. Экономическое развитие страны и утверждение реального федерализма в ее политическом устройстве будут способствовать укреплению стабильности Российского государства, но сплочение Федерации не произойдет автоматически. Этнополитические вопросы должны постоянно находиться в поле зрения российского руководства.

Практически снятая угроза регионального «русского» сепаратизма, особенно в отдаленных от центра частях страны, таких как российский Дальний Восток, Сибирь, Калининград, а также Урал, полностью исчезнет лишь благодаря экономическому развитию и реальному федерализму (в том числе налоговому), а также путем осуществления целевых программ развития, передачи в регионы некоторых функций и полномочий федерального правительства. Формирование единого общероссийского рынка, развитие инфраструктуры и коммуникаций сцементирует единство геополитического пространства России в XXI веке.

Угроза «цветных революций», т. е. захвата государственной власти «улицей» («майданом», на украинский манер), лидеры которой апеллируют к Западу и, в свою очередь, руководятся им, преувеличивается российскими властями. Современные массовые движения в разных частях мира, будь то Арабский Восток, Балканы, Украина, Киргизия, Грузия, Таиланд, Малайзия или Гонконг, инспирируются разными мотивами. В современном обществе они обычно самоорганизуются по сетевому признаку, часто без общих лидеров. На Западе эти движения пользуются поддержкой определенных политических и общественных сил, выступающих за глобальное политическое обновление, что может совпадать с конкретной внешнеполитической повесткой дня США как государства. Тем не менее считать все эти движения лишь частью «заговора Вашингтона» означает не только упрощать, но и очевидно искажать ситуацию.

«Цветные революции» способны свергать непопулярные коррумпированные режимы, в том числе те из них, которые являются вполне комфортными для России партнерами. В этой связи существует реальная угроза нежелательного изменения геополитической ориентации соседних с РФ государств. Москве в этих условиях стоит не сокрушаться по поводу американского вмешательства, а работать на опережение, поддерживать отношения с различными политическими силами, особенно в странах-партнерах, в том числе и с оппозиционными, стремясь таким образом превратить российский вектор во внешней политике стран ЕАЭС в надпартийный.

Проблема «цветной революции» в самой России не актуальна. Тем не менее Россия, очевидно, попала в ловушку персоналистского политического режима, в которой важнейшим институтом является даже не должность президента РФ с широкими конституционными полномочиями и еще более широким традиционным влиянием, а личность нынешнего главы государства. Здесь таится самая серьезная потенциальная угроза безопасности страны. Политическая стабильность в России в средне– и особенно долгосрочной перспективе может быть обеспечена не за счет различных схем верхушечного наследования или раздела власти, но лишь путем наполнения содержанием формально существующих конституционных институтов, укрепления реального законоправия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.04 с.)