Природно-ресурсный потенциал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природно-ресурсный потенциал



 

С учетом экологической и рекреационной составляющей в потенциале развития Добрянского городского округа целесообразно актуализировать, обобщить и дополнить характеристику возобновляемых ресурсов с выделением перспективных объектов для промышленной разработки (чистая вода, солнечная энергия и энергия ветра, биоресурсы и др.). Требуется государственная поддержка в проведении комплекса работ по лесоустройству и лесовосстановлению на территории Добрянского городского округа и, в первую очередь, в части таксации лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов) с последующим формированием расчетной лесосеки на долгосрочный период, экологической реабилитации Добрянской территории в целом.

Большое значение для развития Добрянского городского округа имеют в долгосрочной перспективе земли сельхозназначения, их включение в деловой оборот.

 

Инфраструктурная сфера

В инфраструктурной сфере Добрянского городского округа приоритетными направлениями являются:

- развитие дорожной инфраструктуры;

- развитие системы регулярных транспортных перевозок;

- развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов;

- развитие коммунальной инфраструктуры;

- развитие инфраструктуры коммуникаций (связь, широполосный интернет).

Агломерационный подход к развитию транспортной и инженерной инфраструктуры предполагает выработку общих технических, организационных, тарифных и инвестиционных подходов к реализации межмуниципальных инфраструктурных проектов, согласованных с государственными программами регионального уровня.

В коммунальной и дорожной сферах требуется разработка на уровне городского округа программ комплексного развития систем коммунальной и транспортной инфраструктуры, создание муниципального предприятия (автономного учреждения) коммунальной сферы, обеспечивающего реализацию единой технической и тарифной политики в сфере ЖКХ.

Перспективные инфраструктурные проекты и потенциальные инвестиционные площадки должны найти свое отражение в генеральном плане Добрянского городского округа.

На уровне отдельных населенных пунктов приоритетными направлениями являются:

-  модернизация и развитие коммунальной инфраструктуры (сети и генерация) в целях расширения номенклатуры и повышения качества оказываемых коммунальных услуг с учетом платежеспособности местных домохозяйств и перспектив жилищного строительства;

- комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку[37];

- повышение доли общей площади жилых помещений, оборудованной всеми видами благоустройства (газ, водопровод, связь)[38];

- благоустройство населенных пунктов – административных центров и центров ареалов расселения (наружное освещение, тротуары, зеленые зоны отдыха и др.).

Актуальной является задача формирования оптимальной системы обращения с отходами на территории Добрянского городского округа, интегрированной в Территориальную схему обращения с отходами в Пермском крае, а также создание практически с нуля новой отрасли - переработки вторичных ресурсов и технологического "мусорного" машиностроения[39].

 

Дорожная инфраструктура. Транспортная доступность один из основных критериев агломерационности. Изучение транспортных потоков и измерение временной доступности отдельных населенных пунктов Добрянского городского округа были положены в основу его территориального структурирования.

Для повышения транспортной доступности и связанности населенных пунктов Добрянского городского округа (по территории округа проходят две региональные автодороги и железнодорожная ветка) необходимо кардинальное повышение качества существующей как региональной, так и муниципальной дорожной сети, приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования, обеспечение их надлежащего текущего содержания и ремонта.

Существенным толчком в развитии может стать планируемое строительство межмуниципальной «рокадной» автодороги Губаха – Кунья (есть вариант Губаха – Вильва) (1), которая свяжет (закольцует) две меридиональные автодороги: Пермь-Березники (57К-0002) и Кунгур-Соликамск (57К-0001), а также завершение реконструкции региональной автодороги Полазна-Чусовой (в рамках дальнейшего развития Северного широтного коридора) (2).

Значимыми агломерационными проектами, направленными на развития автодорожной сети будет:

- формирование «Северного обхода города Перми», включающее завершение строительства второго автомобильного моста через реку Чусовая (3), проектирование и строительство автодорожного моста через реку Кама (5);

- строительство автомобильной эстакады в районе поселка «29 км» на пересечении автодороги Полазна-Чусовой и ж/д ветки Левшино – Няр (4).  

Проекты муниципального уровня предполагают формирование транспортного хаба Кунья – Таборы – Вильва – автодорога Пермь-Березники (6), реконструкцию выезда из Демидково на автодорогу Пермь – Березники (7).

Исходя из перспектив развития отдельных территорий Добрянского городского округа как части Пермской городской агломерации необходимо определить дороги, требующие передачи на региональный уровень, а дороги общего пользования, находящиеся в муниципальной собственности, должны быть ранжированы (классифицированы) по категориям с законодательным закреплением стандартов их содержания и ремонта.

На расчетный период Стратегии предполагается организация регулярного автобусного сообщения между городом Добрянка, поселком Полазна и динамично развивающимися населенными пунктами бывших Краснослудского и Дивьинского сельских поселений.

Приоритетное значение в транспортной стратегии Добрянского городского округа должно отводиться развитию как автомобильного, так и железнодорожного и водного пассажирского транспорта как основных способов транспортных коммуникаций. Железнодорожный транспорт, как и водный, не подвержен пробкам в часы пик и способен в современных условиях обеспечить приемлемые скорости и комфорт перевозки пассажиров. Указанную стратегию можно реализовать силами Пермской пригородной компании с использованием скоростного электропоезда «Ласточка» по маршруту Пермь - Березники, с остановками в поселках Пальники, Дивья и Ярино (8) и «рельсового» автобуса «Орлан» по маршруту – Дивья – Ярино - Добрянка (9)[40].

Рисунок 1.5.3.1. Развитие дорожной сети

Добрянского городского округа на расчетный

  период реализации Стратегии

В период реализации Стратегии необходимо обеспечить круглогодичную регулярность переправы до левобережных территорий округа в деревню Лябово и село Сенькино с использованием пассажирских судов на воздушной подушке. С учетом судоходности реки Чусовая до порта в п. Верхнечусовские Городки, а реки Кама - до города Соликамск, необходимо войти в региональные программы по сохранению и развитию маршрутов внутреннего водного транспорта, в том числе туристических.  

 По оценкам специалистов население территории Добрянского городского округа, входящего в «эколого-компенсационный» пояс Пермской городской агломерации, в выходные дни летнего периода достигает 100 тыс. человек, что в 2 раза превышает постоянное население округа.

Такое повышение интенсивности миграционных (суточных, недельных, сезонных) потоков подразумевает строительство двух интермодальных транспортно – пересадочных узлов, с соответствующей торговой и сервисной инфраструктурой в поселках Пальники (10) и Дивья (11). Пассажирские хабы станут новыми «точками роста» Добрянского городского округа, которые увяжут в единую систему пассажирский железнодорожный, автомобильный, а в перспективе и водный транспорт городского округа, что в обозримом будущем позволит продлить маршрут Пермского «наземного» метро до г. Добрянка.

В мировой градостроительной практике принята следующая формула для характеристики транспортно-пересадочного узла:

                                       ТПУ = ХАБ + ТОР.

Одна из основных задач хабов - создание комфортных пересадочных зон в местах схождения транспортных маршрутов, оптимизация пешеходных и транспортных потоков, сокращение времени на пересадку.

ТОР (Transit Oriented Development) - это стратегия транспортного проектирования и планирования, за основу которой берутся такие модели пространственного развития территории, которые позволяют организовать транспортную систему с максимальной пользой для пассажиров.

Инженерная и коммунальная инфраструктура. Газификация жилого фонда на различных территориях Добрянского городского округа варьируется от 40 до 97%. На расчетный период до 2031 года в соответствии со Схемой газификации Пермского края предусмотрена газификация населенных пунктов бывшего Дивьинского(1) и Краснослудского(5) сельских поселений, а также населенных пунктов в границах Добрянского городского поселения (2). Требуется газификация села Перемское (3) как «точки роста» для развития сельского хозяйства на депрессивной территории.

Коммунальная инфраструктура. Агломерационные подходы к управлению развитием коммунальной инфраструктуры в первую очередь охватывают выработку

Рисунок 1.5.3.2. Развитие инфраструктуры

Добрянского городского округа на расчетный

   период реализации Стратегии

 

общей политики в сфере коммунальных услуг (технологии, тарифы, кооперация и координация деятельности, унификация) при общей тенденции к индивидуализации систем генерации и сокращения расстояний транспортировки коммунальных ресурсов до потребителя на принципах энергосбережения и энергоэффективности с использованием наилучших доступных технологий.

В ближайшей перспективе приоритетным направлением развития сферы коммунальных услуг станет развитие возобновляемых источников энергии.

 При сохраняющихся в населенных пунктах городского округа централизованных системах водо- и теплоснабжения актуальными остаются проблемы износа сетей и оборудования, необходимости повышения эффективности оказания коммунальных услуг за счет модернизации материально-технической базы, увеличения числа потребителей при наличии резерва мощностей, повышения обоснованности тарифной политики и платежной дисциплины. Это предполагает возможность централизации функций по оказанию коммунальных услуг водо- и теплоснабжения в рамках одного коммунального предприятия (учреждения), осуществляющего единую техническую политику на территории Добрянского городского округа.

В коммунальной сфере остро стоит вопрос модернизации или строительства локальных очистных сооружений, локального газового отопления жилого фонда и социальных объектов.

Развитие конкретных населенных пунктов Добрянского городского округа должно осуществляться в соответствии с муниципальной программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом краевых приоритетов по газификации и обеспечению питьевой водой, закрепленных в документах, регламентирующих комплексное обустройство территорий объектами инженерной инфраструктуры. Приоритетные проекты развития коммунальной инфраструктуры должны быть отражены в Генеральном плане городского округа, а при необходимости и в СТП Пермского края.

Инфраструктура благоустройства. Развитие инфраструктуры благоустройства с учетом развития пространственной организации Добрянского городского округа на расчетный период Стратегии включает формирование оптимальной схемы обращения с отходами на лево- и правобережной части округа, обеспечивающих выполнение действующих требований к санитарной очистке территорий от бытовых и промышленных отходов[41], а также создание условий для формирования отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов[42].

Сбор, сортировка, утилизация и захоронение ТКО производится в соответствии с региональной схемой обращения с отходами, скорректированной с учетом предложений муниципалитетов. Добрянский городской округ становится одним из центров рециклинга. Наибольший социальный, экологический и экономический эффект может быть получен при агломерационном подходе в сфере обращения с отходами.

Обладая краткосрочным потенциалом эксплуатации полигона ТКО в п. Полазна до 2031 года[43], необходимо предусмотреть мероприятия по уменьшению текущей нагрузки на полигон за счет увеличения доли утильных фракций ТКО, а также по рекультивации полигона для продления срока его функционирования и после его закрытия для снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду. Перспективной становится отрасль промышленной переработки вторичного сырья на территории бывшего Вильвенского сельского поселения (4).

С учетом решения задач по созданию механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с ориентиром на повышение индекса качества городской среды[44] важным направлением повышения качества жизни населения Добрянского городского округа должно стать повышение уровня благоустройства «центральных мест» (населенных пунктов, выполняющих функции ядра ареала) до городского уровня. Это предполагает реализацию целой совокупности мероприятий в части обустройства тротуаров, ливневой канализации, наружного освещения, благоустройства зеленых зон отдыха и т.п. в разрезе отдельных населенных пунктов.

Для г. Добрянка повышение комфортности городской среды предполагает реализацию совокупности следующих проектов:

- реконструкция центра города: Ул. Советская, 68 – Яблоневый сквер (1);

- оборудование и благоустройство набережной, оборудование пляжной зоны рядом с санаторием «Уральская Венеция» (1-й этап: 400 м; 2-ой этап – 600 м), включающая в себя спортивную, торговую и сервисную инфраструктуру, городской парк (2);

- реконструкция исторического центра (3);

- строительство детской железной дороги (4);

       - благоустройство пространства вокруг, и реконструкция КДЦ (5).

Аналогичные проекты должны быть разработаны для п. Полазна.

 

Рисунок 1.5.3.3. Инфраструктурные объекты

            благоустройства г. Добрянка

 

       Градостроительство. Повышение комфортности и качества жизни на территории предполагает разработку градостроительной политики, отвечающей задачам перспективного развития отдельных населенных пунктов Добрянского городского округа.        Приоритетным направлением становится разработка градостроительных стандартов жилищного и промышленного строительства на территориях Добрянского городского округа, обеспечивающих создание благоприятных условий сохранения существующего промышленного потенциала, формирования новых отраслей производства и наукоемких направлений деятельности, жилищной застройки с соответствующей общественной инфраструктурой и высокой транспортной доступностью.

Жилищное строительство в экологически чистых территориях Добрянского городского округа с использованием принципов «зеленого» строительства, реализация транспортных проектов, предусмотренных Стратегией, может стать стимулом для привлечения жителей Пермской городской агломерации и Березниковско – Соликамского промышленного узла.

 Концентрация населения в небольшом количестве урбанизированных населенных пунктов значительно облегчит доступность и качество социальных (общественных) услуг, но одновременно ставит задачу формирования адекватной маршрутной сети общественного транспорта, обеспечивающей высокую доступность мест приложения труда в границах Добрянского городского округа и Пермской городской агломерации.

       Все перспективные населенные пункты округа должны быть обеспечены устойчивой сотовой связью и оптико-волоконным широкополосным интернетом. А многоквартирные дома централизованными жилищно-коммунальными услугами.

       На решение проблемы расселения ветхого и аварийного жилья должна быть направлена отдельная муниципальная программа (подпрограмма).

Экономическая сфера

  

Экономическая специализация Добрянского городского округа определяется сложившимися историческими условиями развития и природными ресурсами территории, а также влиянием агломерационных процессов в рамках Пермской городской агломерации. В сложившихся условиях у экономики Добрянского городского округа есть два сценария развития.

Первый, сохранение "статус-кво" в сложившихся "традиционных" отраслях промышленности.

Второй - поиск новых ниш в рамках специализации и новой роли в региональном разделении труда в рамках Пермской городской агломерации.

Условием успешного экономического развития Добрянского городского округа в границах агломерации является разработка Стратегии социально – экономического развития Пермской городской агломерации до 2035 года в рамках федерального законодательства[45], позволяющая обеспечить сочетание интересов и ресурсных возможностей муниципалитетов, готовых объединить свои усилия для устойчивого социально-экономического развития своих территорий.

 Однородность или взаимообусловленность проблем развития предполагает необходимость их комплексного решения в рамках единой системы проектного управления в границах формирующейся локальной экономической системы.

В экономической сфере Добрянского городского округа на расчетный период до 2031 года, кроме сохранения традиционных для территории направлений: производство и распределение электроэнергии, добыча полезных ископаемых (углеводородов), машиностроение, пищевая промышленность, должны получить свое развитие в качестве бизнес - проектов сельское хозяйство: разведение аквакультуры и растениеводство закрытого грунта, а также новые для территории округа направления – как «научно-инновационная деятельность» и «образовательный» кластер.

Учитывая достаточно благоприятные природные условия, а также уникальный историко-культурный потенциал, Добрянский городской округ располагает всеми условиями для развития сферы отдыха, оздоровительного и культурно-познавательного туризма. Туризм и спорт, оздоровительный отдых, индустрия развлечений – могут стать самостоятельной сферой экономики с ежегодным возможным объемом более чем в 5-7 млрд. руб.

К перспективным направлениям для малого предпринимательства могут быть отнесены в настоящее время «забытые» – лесная отрасль (возможный объем 2-3 млрд. руб.) и жилищное строительство (объемы этого рынка более 10 млрд. руб.).

В рамках регионального разделения труда с учетом возможной специализации территорий, входящих в состав Добрянского городского округа, возможно выделить следующие направления экономического развития:

Рисунок 1.5.4.1. Потенциальные «точки роста»

экономики Добрянского городского округа

 

- создание отрасли промышленной переработки отходов на территории бывшего Вильвенского сельского поселения (1);

- создание мини-кластера композитных материалов в п. Полазна (2);

- создание инновационного центра по АСУП и автоматике в г. Добрянка (3);

- наукоемкие производства источников генерации и промышленного аккумулирования электроэнергии в г. Добрянка (4);

- развитие инновационных проектов в сельском хозяйстве, молочное животноводство и растениеводство, дикоросы в с. Сенькино и п. Камский (5), развитие аквакультуры и растениеводства закрытого грунта в г. Добрянка (6);

- мини-кластер отдыха и развлечений на воде в г. Добрянка (пляж, яхт-клуб, аквапарк) (7);

- мини-кластер оздоровительного и детского отдыха в п. Полазна (8)

- урбанистический проект (разработка и реализация современных концептов городского устройства и жилищного строительства по типу ИЖС) в п. Полазна, с. Красная Слудка, п. Пальники (9);

- урбанистический проект (разработка и реализация современных концептов городского устройства и жилищного строительства по типу МКД) в г. Добрянка (10);

- мини-кластер лесопереработки (с двойным переделом древесины) в п. Таборы (11).

Объединение интересов мунципалитетов Пермской городской агломерации в локальных межмуниципальных проектах позволит обеспечить мультипликативный и синергетический эффект в развитии территорий. В современных условиях вновь становится актуальной Концепция поляризованного развития[46], главная идея которой заключается в том, что рост производства происходит не повсеместно, а в отдельных «точках роста» и потом распространяется на прилегающую территорию. Воздействие экономического роста на определенную территорию связано с «пропульсивной фирмой» (предприятием)[47]. В рамках Стратегии социально-экономического развития и концепции промышленной политики Пермской городской агломерации, применительно к развитию экономики Добрянского городского округа возможен механизм перевода обрабатывающих и машиностроительных производств из ядра агломерации на периферийные территории с более привлекательными условиями хозяйственной деятельности в соответствии с их исторической специализацией и перспективами развития (Добрянский и Краснокамский городские округа).

Формирование на территории Добрянского городского округа функций эколого-компенсационного пояса Пермской городской агломерации создает условия для роста малого предпринимательства в следующих направлениях:

- субконтрактация у крупных промышленных компаний, функционирующих в рамках Пермской городской агломерации;

- кооперирование в различных сферах деятельности – производстве, сбыте, техническом обеспечении деятельности;

- сервисные услуги в жилищно–коммунальной сфере;

- сервисные услуги в туристической сфере;

- инновационная производственная деятельность.

В этих условиях конкурентным преимуществом территории Добрянского городского округа может стать разработка и реализация новой системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированная на конечный результат, а не на процесс. Сегодня потенциал развития имеют производства, ориентированные преимущественно на внутренний инвестиционный и отчасти потребительский спрос.

Социальная сфера

Формирование оптимальной системы расселения на территории Добрянского городского округа и обеспечение её соответствующей социальной инфраструктурой должно учитывать не только естественный и миграционный отток населения, но и прогнозировать изменение динамики спроса на услуги социальной инфраструктуры в местах наиболее интенсивных изменений, в том числе с учетом коттеджного и дачного строительства, роста туристического потока, создания новых мест приложения труда, с одной стороны, и обезлюживания депрессивных и периферийных территорий – с другой. Соответственно, в основу стратегии развития социальной сферы Добрянского городского округа положен расчет изменения численности постоянно проживающего населения в разрезе конкретных населенных пунктов и их «кустовых» ареалов.

Жилищная сфера. Одним из ключевых факторов, оказывающих существенное влияние на качество и комфортность проживания, является состояние жилищного фонда и наличие рынка жилья. Невысокий уровень доходов населения, свёртывание объемов жилищного строительства за счет муниципальных и государственных бюджетов, отсутствие заинтересованности коммерческих структур в строительстве социального арендного жилья приводит к стагнации строительного рынка в периферийных территориях Пермского края, опережающему износу и выбытию жилого фонда, росту числа граждан, не обеспеченных жильем в соответствии с законодательством (льготные и малоимущие слои населения), а также ограничивают доступность жилья для молодых семей и молодых специалистов, требующихся для развития территорий.

Одной из форм решения этого комплекса проблем является принятие отдельной региональной государственной программы, направленной на преодоление проблемы обеспечения жилыми помещениями малоимущих и льготников в регионе, за счет регионального и местных бюджетов в разрезе каждого муниципалитета исходя из остроты проблемы и степени развитости рыночных механизмов на территории. При этом в основу региональной жилищной политики должны быть положены возможности Национального проекта «Жильё и городская среда». Добрянский городской округ имеет потенциал развития многоквартирного и индивидуального жилищного строительства в форме комплексной застройки ранее не освоенных территорий с ориентацией на удовлетворение спроса в рамках Пермской городской агломерации (жилье для многодетных семей), а также переселяющихся с других территорий Пермского края (территории, приравненные к северным, с территорий Березниковско-Соликамского промышленного узла и Горнозаводской конурбации).

В рамках программы жилищного строительства должны решаться вопросы повышения качества жилья и улучшения жилищных условий молодых семей и молодых специалистов[48], а также людей, проживающих в ветхом и аварийном жилье.

В соответствии с перспективными планами Министерства строительства Пермского края, согласно расчетным целевым показателям по вводу жилья для муниципалитетов Пермского края на 2021-2030 годы в Добрянском городском округе планируется строительство 249 тыс. м2. Реализация этих планов предполагает целый комплекс мероприятий по выделению земельных участков, их инфраструктурному обеспечению, определению видов и типов застройки, целевое назначение и источники финансирования. Реализация инвестиционной программы жилищного строительства предполагает привлечение всех возможных инструментов софинансирования в рамках Г(М)ЧП и инструментов ипотечного кредитования.

Наиболее перспективными территориями для индивидуального жилищного строительства являются рекреационные территории I зоны в местах пересечения с транспортными коридорами (п. Полазна, п. Пальники, с. Красная Слудка) (1), а для многоквартирного -  урбанизированная территория города Добрянка (2).

Общественная (социальная) инфраструктура. С точки зрения перспектив устойчивого социально – экономического развития Добрянского городского округа на первое место выходит эффективность функционирования образовательной системы.

На расчетный период Стратегии показатель эффективности должен трансформироваться из финансового в качественный показатель формированиячеловеческого потенциала территории.

 В планируемой перспективе образовательная сфера Добрянского городского округа должна обеспечить доступность его жителям не только к дошкольному и школьному образованию, но и обеспечить широкий выбор среднего профессионального и высшего образования с использованием механизмов сетевого взаимодействия и дистанционного образования.

Сегодня происходит смещение от задач профессиональной подготовки массовых специалистов к задачам раскрытия потенциала каждого обучающегося и привитие ему навыков и компетенций самостоятельной деятельности.

 У Добрянского городского округа есть потенциал превращения своей территории в наукоград Пермского края, филиал «Сириуса»[49].

Строительство комфортного жилья, комплекса общежитий, полифункционального образовательного центра с сетью своих территориальных подразделений на отдаленных территориях Добрянского городского округа, доступной спортивной и досуговой инфраструктуры в сочетании с экологической составляющей может стать точкой развития округа в рамках Пермской городской агломерации.

При сложившемся тренде на уменьшение общей численности постоянного населения Добрянского городского округа стал устойчивым тренд на значительное увеличение числа временно проживающих в рекреационных территориях округа как в летний период, так и в круглогодичном режиме. С повышением транспортной связанности Добрянского городского округа с г. Пермь (строительство второго моста через реку Чусовая и проектирование автомобильного моста через реку Кама, а также реализация проекта Пермское «наземное» метро) эта тенденция может усилиться.

Такое увеличение реального числа жителей округа предполагает изменение подхода к планированию функционирования всей социальной инфраструктуры Добрянского городского округа. Это касается и сферы здравоохранения, и культурно-досуговой сферы, и сферы общественной безопасности и др.

Сложность представляет, с одной стороны, сезонный циклический характер миграционного наплыва, с другой – отсутствие отработанных механизмов оплаты социальных услуг (медицинская помощь), оказываемых жителям других территорий, ограниченным количеством учреждений здравоохранения, расположенных на территории Добрянского городского округа за счет страховых полисов. Такая же проблема складывается в сфере обращения с отходами. В этом плане перед Добрянским городским округом стоит задача выработки механизма адекватного реагирования на рост численности населения и монетизации этого роста в интересах бюджета территории.

Эта проблема также должна стать предметом регулирования на региональном уровне через реализацию программ развития объектов социальной инфраструктуры[50]. Результатом должна стать высокая оценка населением как самой деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и её эффективности, а также результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы[51].

На текущий момент развитие социальной инфраструктуры идет в русле «догоняющего» развития. Завершение строительства дошкольных организаций совпадет с ростом численности школьников и снижением численности дошкольников. В условиях циклического колебания численности новорожденных, которое не выровняется в ближайшие десятилетия, актуальной становится задача разработки проектов полифункционального строительства в социальной сфере, дающих возможность оперативного перепрофилирования направлений использования зданий в зависимости от численности той или иной группы населения, а также меняющихся приоритетов в социальной сфере.

В условиях, когда полномочия в социальной сфере концентрируются на региональном уровне - в соцзащите, здравоохранении и образовании, приоритетами для муниципалитетов становится формирование стандартов оказания социальных услуг в разрезе каждого населенного пункта, и организация муниципального мониторинга их неукоснительного соблюдения.

Отдельным приоритетным направлением является создание системы оказания бытовых и сервисных услуг, досуга и торговли, в том числе с использованием сетевых форм обслуживания, охватывающих все сельские населенные пункты Добрянского городского округа.

Приоритетными в развитии социальной сферы Добрянского городского округа являются следующие направления:

1) Здравоохранение:

- объекты инфраструктуры первичной (скорой) медицинской помощи и поликлинического звена (с возможностями телемедицины) в центрах кустового расселения населения (3);

- геронтологический центр (временного и постоянного проживания) в г. Добрянка (4);

 2) Образование:

- межмуниципальный (агломерационный проект) полифункциональный образовательный центра (среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное образование (переподготовка, повышение квалификации), дистанционные формы образования), осуществляющего подготовку специалистов технологического и гуманитарного профиля[52] с уклоном на профессии XXI века в г. Добрянка (5);

- филиал «Кванториума» в п. Полазна (6);

Рисунок 1.5.5.1. Потенциальные «точки роста»

социальной сферы Добрянского городского округа

 

3) Физическая культура и спорт, событийный туризм:

- яхт- клуб в г. Добрянка;

- биатлонный (лыжный) комплекса с круглогодичной инфраструктурой подготовки спортсменов (сборы, соревнования международного уровня) в г. Добрянка (7);

- крытый каток в п. Полазна (8);

- 50-метровый бассейн (агломерационный проект)[53] с возможностью тренировок и проведения официальных соревнований регионального уровня в г. Добрянка (9);

- гостиничный комплекс (для обслуживания гостей округа) в г. Добрянка (10);

4) Культура и искусство:

- завершение строительства КДЦ (реконструкция в многозальный кинотеатр и досуговый центр) в г. Добрянка.

Специфическим, но важным для обеспечения устойчивого развития Добрянского городского округа является музейно-краеведческое и культурно-досуговое направление социальной работы. Реализацию всех перечисленных выше проектов предлагается использовать, как ключевые показатели результативности Стратегии в части развития социальной (общественной) инфраструктуры.

Муниципальное управление

В сфере муниципального управления в свете приоритетных направлений развития Добрянского городского округа требуется совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие территории, в связи с недавней реорганизацией муниципального района в городской округ.

 В качестве обязательных к разработке являются:

- программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа;

          - программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа;

           - программа комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа[54];

          - программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.[55]

С учетом фактического вхождения Добрянского городского округа в Пермскую городскую агломерацию необходимо инициировать разработку Стратегии социально - экономического развития Пермской городской агломерации до 2035 года. Изменение статуса округа предполагает необходимость разработки новых документов пространственного развития – Генерального плана Добрянского городского округа и Правил землепользования и застройки Добрянского городского округа.

Программные документы развития Добрянского городского округа должны коррелировать с планами развития системообразующих хозяйствующих субъектов территории и документами стратегического развития отдельных отраслей и направлений деятельности министерств и ведомств Пермского края.

Основой экономического развития любого муниципалитета является эффективное управление муниципальной собственностью[56]. В условиях сокращения численности населения, постоянно проживающего на территориях округа, остро стоит вопрос сохранения потенциала использования социальной инфраструктуры в сфере образования. Дефицит кадров может привести к снижению эффективности использования имущественного комплекса в других сферах социальной деятельности. В этих условиях встает задача определения ключевых показателей эффективности использования муниципального имущества, исходя их специфики деятельности в конкретных отраслях и мониторинг их соблюдения. Одним их показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений становится показатель объема привеченных внебюджетных средств.

Требует изменений, и бюджетная политика по формированию и исполнению консолидированного бюджета Добрянского городского округа (централизация - децентрализация, проектное и программное – подушевое финансирование и др.), определение порядка софинансирования совместных межмуниципальных и агломерационных проектов. На расчетный период Стратегии в ба



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.112 с.)