Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правописание Н и НН в отглагольных именах прилагательных и полных страдательных причастиях
ЗАПОМНИ:
1. В отглагольных прилагательных пишется Н: они образованы от ГЛАГОЛОВ ГОВЕРШЕННОГО ВИДА, НЕ ИМЕЮТ ПРИСТАВОК (исключение составляет приставка НЕ), НЕ ИМЕЮТ ЗАВИСИМЫХ СЛОВ. 2. В полных страдательных причастиях пишется НН: они образованы от ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА, или ИМЕЮТ ПРИСТАВКИ (кроме приставки НЕ), или ЗАВИСИМОЕ СЛОВО. 3. Отглагольные имена прилагательные с суффиксами ОВА, ЁВА пишутся с НН: МАРИНОВА НН ЫЙ. АСФАЛЬТИРОВА НН ЫЙ, ОРГАНИЗОВА НН ЫЙ. РИСКОВА НН ЫЙ, КОРЧЁВА НН ЫЙ. ЦИКЛЁВА НН ЫЙ. Обратите внимание на правописание слов: КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ (пишутся с одной буквой Н). 4. Следует запомнить правописание следующих слов:
5. Во второй части сложных слов, образованных повтором, пишется одна буква несмотря на наличие приставки ПЕРЕ (в значении «очень»): ГЛАЖЕ Н ЫЕ - ПЕРЕГЛАЖЕ Н ЫЕ, НОШЕ Н ЫЙ - ПЕРЕНОШЕ Н ЫЙ, СТИРА Н ОЕ - ПЕРЕСТИРА Н ОЕ, ШТОПА Н ОЕ – ПЕРЕШТОПА Н ОЕ.
6. В КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЯХ пишется одна буква Н: ЗАДАЧА РЕШЕ Н А (краткое страдательное причастие), ТЕТРАДИ НЕ ПРОВЕРЕ Н Ы (краткое страдательное причастие) 3) Правописание Н и НН в именах существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных имён прилагательных В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько Н, сколько их было в производящей основе: ВОСПИТА НН ИК (от ВОСПИТА НН ЫЙ), ИЗБРА НН ИК (от ИЗБРА НН ЫЙ), ВАРЕ Н ИК (от ВАРЕ Н ЫЙ), КОПЧЁ Н ОСТИ (от КОПЧЁ Н ЫЙ), МОРОЖЕ Н ОЕ (от МОРОЖЕ Н ЫЙ), БЕШЕ Н О ревновать (от БЕШЕ Н ЫЙ), ВЕТРЕ Н О поступить (от ВЕТРЕ Н ЫЙ), ПУТА Н О отвечать (от ПУТА Н ЫЙ). Запомните написание следующих имен существительных: ТРУЖЕ Н ИК, МАСЛЕ Н ИЦА, ПУДРЕ Н ИЦА, ГОСТИ Н ИЦА, ПРИДА Н ОЕ. 4)Правописание глагольных суффиксов
5)Правописание суффиксов О, А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С- НА-, ЗА-, В-. 1) Наречия с приставками НА-, ЗА-, В- имеют суффикс О: НАПРАВО, ЗАДОЛГО, ВЛЕВО. 2) Наречия с приставками ИЗ-, ДО -, С- имеют суффикс А: ИЗДАВНА, ИЗРЕДКА, ДОСУХА, СНОВА. 6) Правописание суффиксов причастий 1. Суффиксы УЩ, ЮЩ пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения: БОР ЮЩ ИЕСЯ за независимость (от БОРОТЬСЯ, оканчивается не на -ИТЬ, не исключение, I спряжение). СТЕЛ ЮЩ ИЙСЯ туман (от СТЕЛИТЬ, оканчивается на -ИТЬ, исключение, I спряжение). 2.Суффиксы АЩ, ЯЩ пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов II спряжения: СТРО ЯЩ ИЙСЯ дом (от СТРОИТЬСЯ, оканчивается на -ИТЬ, II спряжение). ДЕРЖ АЩ ИЙ в руках (от ДЕРЖАТЬ, оканчивается не на -ИТЬ, исключение, II спряжение). 3.Суффикс ЕМ пишется в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения:
ИЗМЕНЯ ЕМ ЫЙ (от ИЗМЕНЯТЬ, оканчивается не на ИТЬ, не исключение, I спряжение). Исключение: ДВИЖИМЫЙ. 4.Суффикс ИМ пишется в страдательных причастиях настоящего времени, образе ванных от глаголов II спряжения: НЕНАВИД ИМ ЫЙ (от НЕНАВИДЕТЬ, оканчивается не на -ИТЬ, исключение, спряжение). Примечание: Обращаясь к теме «Правописание суффиксов причастий», нельзя не повторить спряжение глагола, потому что выбор суффикса причастий зависит от спряжения исходного глагола. • Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание. • Для этого следует поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она оно) и посмотреть, какая гласная отчётливо слышится. • Если отчётливо слышится гласная буква Е (Ё), это глагол первого спряжения плыть - плыв ёт. • Если отчётливо слышится гласная буква И, то это глагол второго спряжения лететь - лет ит. • Если глагол с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву.
· Если мы определили, что глагол относится к I спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся гласные буквы Е, У, Ю: единственное число множественное число 1 лицо (я) – У,Ю (мы) – ЕМ 2 лицо (ты) – ЕШЬ (вы) – ЕТЕ 3 лицо (он, она, они) – ЕТ (они) – УТ, ЮТ · Если мы определили, что глагол относится ко II спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся гласные буквы И, А, Я: единственное число множественное число
1 лицо (я) – У,Ю (мы) – ИМ 2 лицо (ты) – ИШЬ (вы) – ИТЕ 3 лицо (он, она, они) – ИТ (они) – АТ, ЯТ Примечание: Запомнить гласные буквы, которые пишутся в окончаниях глаголов первого и второго спряжения, помогают пароли и тайные знаки, по которым представители этой трудолюбивой опознают друг друга. У глаголов второго спряжения есть любимая игрушка - ослик ИА (в окончаниях глаголов второго спряжения пишутся гласные, из которых состоит имя этого сказочного героя). Глаголы второго с пряжения опознают друг друга по секретному слову ЕдУ. Этот пароль говорит другому при встрече (в окончаниях глаголов первого спряжения пишутся те же гласные, что и в слове ЕдУ). Задание 6. Лексика и фразеология Синонимы (греч. synonymos - одноимённый) - это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, жена — супруга, смотреть - глядеть; родина - отечество отчизна; храбрый - смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом (или гнездом). Например: спать - почивать - дрыхнуть. Первый синоним - «спать» - является стилистически нейтральным, так как наиболее употребителен, может быть использован в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре синонимов он стоит первым в синонимическом ряду. Слово «почивать используется в основном в книжном стиле, причем придает речи архаический характер (так говорили в старину). «Дрыхнуть» - этот синоним звучит грубо и употребляется в разговорной речи. Синонимические ряды могут состоять как из разнокорневых, так и из однокорневых синонимов: лицо-лик, обогнать - перегнать; рыбак-рыболов, рыбарь. Членами синонимического ряда могут быть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (фразеологизмы), а также предложно-падежные формы: много - через край, без счета, куры не клюют. Как правило, синонимы всегда принадлежат к одной и той же части речи: красивый обаятельный, очаровательный, неотразимый', мыслить - думать, размышлять, раздумывать, помышлять; румяный - розовый, розовощёкий, розоволицый, краснощёкий; окрестность - окружность, округа (разг.); преждевременный - ранний, безвременный; жестокий безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый. В задании 6 может быть востребовано знание антонимов и омонимов. Антонимы (греч. anti - против + опута - имя) — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Антонимы чаще всего относятся к одной части речи и образуют пары: красивый — некрасивый, много - мало, утро - вечер, удалять - приближать, разумный - бестолковый, п чалиться - веселиться, тосковать — ликовать.
Большинство антонимов характеризуют · качества (хороший - плохой, умный - глупый, родной - чужой, густой - редкий); · пространственные и временные отношения (большой - маленький, просторный тесный, высокий — низкий, широкий -узкий; ранний - поздний, день - ночь); · количественное значение (многие - немногие; единственный - многочисленный); · противоположные наименования действий, состояний (плакать - смеяться. радоваться - горевать).
По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день - ночь) и однокорневые (приходить - уходить, революция - контрреволюция). Первые составляют группу собственно антонимов, вторые - лексико-грамматических. Омонимы (греч. - homos- одинаковый + опуша - имя) - слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение. Например, ключ = родник (студёный ключ) и ключ = металлический стержень особой для отпирания и запирания замка (стальной ключ); лук = растение (зелёный лук) и лук = ору жие для метания стрел (тугой лук); завод = промышленное предприятие (метал- завод) и завод = приспособление для приведения в действие механизма (завод у: мир = отсутствие войны, согласие (наступил мир) и мир = вселенная (мир наполнен о: брак = изъян в производстве (заводской брак) и брак = супружество (счастливый Среди созвучных форм выделяют: 1.Омоформы - слова, совпадающие лишь в какой-нибудь одной грамматической форме. Например: три - числительное в именительном падеже (три друга) и три - глагол в повелительном наклонении единственного числа 2-го лица (три сильней). 2. Омофоны (греч. homos - одинаковый + phone - звук) - слова, которые звучат одинакова, но пишутся по-разному: луг и лук, молод и молот, везти и вести. 3. Омографы (греч. homos - одинаковый + grapho - пишу) - слова, которые пишутся одинакова, но произносятся по-разному. Обычно они имеют ударение на разных слогах: - кружкИ, засЫпал — засыпАл, пАритъ - парИтъ. Алгоритм выполнения задания 1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова. 2. Подберите к этому слову возможные синонимы. 3. Определите, какой из подобранных синонимов • наиболее употребителен; • не носит оттенка книжности и разговорности; • обладает минимальной экспрессией; • стоит первым в синонимическом ряду, открывая его. Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным. Задание 7. Виды подчинительной связи в словосочетании Словосочетанием называются два или несколько слова, объединённых по смысл и грамматически (с помощью подчинительной связи). Словосочетание - это синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие, например: любимая профессия, лекция по информатике, прочитал книгу, читать вслух, всегда спокойный. В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово. Главное слово - это слово, от которого мы задаем вопрос. Зайти (куда?) в школу. Понимание (чего?) задания. В словосочетаниях различают следующие виды синтаксической связи слов: согласование, управление, примыкание. 1. Согласование - это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общих для них грамматических формах (рода, число, падежа), например: хороший специалист, заветная мечта, любимое дело. При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются формы зависимого слова, например: интересное занятие (Им.п.), интересным занятием (Т.п.), об интересном занятии (П.п.). При определении вида словосочетания важно обращать внимание на зависимые- слова: какой частью речи они выражены. При согласовании зависимым словом может быть ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЧАСTИE, МЕСТОИМЕНИЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ: частые встречи, летящий мяч, наше прав второй ряд. 2. Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже с предлогом или без предлога, например: написание реферата, работа над проблемой, интерес к предмету. Зависимым словом при управлении может быть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ или МЕСТОИМЕНИЕ: начало игры, попросить. 3. Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяется к главному по смыслу, например: стараться учиться, чтение вслух, очень хорошо. Зависимым словом при примыкании может быть ДЕЕПРИЧАСТИЕ, НЕОПРЕДЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, НАРЕЧИЕ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО: спать стоя, просил остаться, ходить пешком, стать лучше. Примечание: Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием. Для выполнения задания используйте следующий алгоритм: 1. При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании: • Если оба слова изменяются - это согласование: • Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже - это управление: • Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания - это примыкание. 2.Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании: • если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное - это согласование: • если зависимым словом является существительное или местоимение, употреблённое в том или ином падеже- это управление: • если зависимым словом является деепричастие, неопределённая форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного - это примыкание. Задание 8. Способы выражения главных членов предложения 1. Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что - подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются. Пример: Мне надо доделать упражнение. («Мне» — это тот, кто произвол действие, названное сказуемым «надо доделать», но это не подлежащее, так к отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос КТО?); - в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ. Пример: В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внимания. («Которые» - это подлежащее, так как отвечает на вопрос КТО? и указывает на то, что действие «не обращали внимания» производят дети, о которых говорилось в главной части сложноподчинённого предложения); - в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО. Пример: Она ненавидела всё, что было связано с футболом. («Что» — это подлежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «всё», которое производит действие «было связано».) - подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев - именем существительным или местоимением в именительном падеже. Однако надо учитывать, что подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием: • слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже. Пример: В вазе лежат шесть груш. На съезде присутствовал около двухсот делегатов. У любознательных учеников возникает масса вопросов. • слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном падеже. Пример: Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. Одна из сестёр поступила в музыкальное училище. В соревновании участвуют лучшие из лучших. • слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеж (если сказуемое стоит в форме множественного числа). Пример: Сестра с братом учатся в разных школах. 2.Чтобы правильно выделить сказуемое в предложении, надо помнить о том, что - сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто такой предмет? что такое предмет? - сказуемые бывают простыми и составными. 1) Простое глагольное сказуемое может быть выражено: глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Она поет. Она будет петь. Она споёт. Пусть она споёт! Давай спой! Спела бы ты. инфинитивом: Жить - Родине служить. Как заиграет музыка, мальчонка сразу пляса ть. фразеологизмом или описательным оборотом речи: Он принял участие в конференции (= участвовал). Примечание: Простoe глагольное сказуемое чаще всего выражается одним словом (глаголом), но состоять из двух слов, если глагол употреблён в форме будущего сложного (будут читать) или в форме повелительного наклонения (пусть читают). Следует избегать распространенных ошибок при выделении простого глагольного сказуемого: Нередко ученики забывают включить в состав сказуемого частицы ПУСТЬ, ДАВАЙ, БЫ, образующие формы повелительного и условного (сослагательного) наклонения: Пусть всегда светит солнце (сказуемое ПУСТЬ СВЕТИТ). Давай поговорим об этом завтра, (сказуемое ДАВАЙ ПОГОВОРИМ). Я бы не пошёл. (сказуемое НЕ ПОШЁЛ БЫ). Ошибочно включают в состав сказуемого второстепенные члены: Семена созревают в плодах. (В этом предложении нельзя в качестве сказуемого выделить сочетание слов «созревают в плодах», так как «в плодах» — обстоятельство места.) 2) Составное глагольное сказуемое: - вспомогательный глагол + инфинитив: Он стал говорить взволнованно. А) вспомогательный глагол со значением начала, конца или продолжения действия + инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает смеяться. Мы закончили выполнять упражнение. Я перестал бегать по утрам. Б) Вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к действию + инфинитив: Я хочу много путешествовать. Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться. Она стремится много тренироваться. В) Вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Он боялся опоздать на экзамен. Мы не любим много путешествовать. Они думали прийти вовремя. - имя прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на Мы готовы подежурить в столовой. Она согласна выйти за него Очи вынуждены жить далеко от Родины. Вы должны немедленно уехать. НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Надо мыть руки перед едой. Мне срочно уехать. Вам необходимо сдать работу к сроку. Правила не надо учить, достаточно практиковаться. Примечание: следует избегать распространённых ошибок при выделении составного сказуемого: - нередко ученики неверно определяют границы составного глагольного сказуемого и вместо всего сказуемого подчёркивают только одну его часть: Они начнут к соревнованиям. (В этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только одного слова сказуемого только одно слово «начнут», так как оно не называет то главное действие, которое совершает подлежащее «они», а только указывает на фазу его протекания (начало выполнения). Сказуемым будет являться сочетание слов «начнут готовиться», вспомогательный глагол «начнут» выражает грамматическое значение (указывает на то, что действие будет происходить в скором времени), а инфинитив «готовиться» - лексическое, то есть непосредственно называет действие. - инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если A)инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц: Все просили её спеть что-нибудь. (Подлежащее «они» совершает только действие, названное глаголом «просили» (все просили, а спеть должна она). Инфинитив «спеть» в это случае будет являться дополнением.) Инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определённым значением - значение волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять: умоляет о чём? приехать в гости, предложил что? пойти на дискотеку. Б) инфинитив зависит от глагола движения: Он пришёл узнать информацию о пре стоящих переводных экзаменах. (Инфинитив «узнать», употреблённый при глаголе движения «пришёл», является обстоятельством цели.). B) к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ? Охота странствовать напала на него. (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.) Итак, инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого. а может выступать в роли второстепенного члена предложения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами - второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение определение), если же нет - часть составного глагольного сказуемого. 3) Составное именное сказуемое • Глагол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, и числительное, местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Мой папа - врач. Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого. Именная часть выражает лексическое значение сказуемого. A)глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ Б ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. Примечание: в настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме. Он студент. Он был студентом. Он скоро будет студентом. Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬС ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является хозяйкой этой машины. На улице становится холодно. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. B) глагол-связка со значением движения, положения в пространстве + именная часть. Осень пришла дождливая. Он ушел успокоенный.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.115 с.) |