Правописание Н и НН в отглагольных именах прилагательных и полных страдательных причастиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правописание Н и НН в отглагольных именах прилагательных и полных страдательных причастиях



Отглагольное прилагательное Полное страдательное причастие
Н НН
1. Отглагольные имена прилагательные обра­зуются только от глаголов НЕСОВЕРШЕН­НОГО ВИДА (глаголы несовершенного вида отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?): ВЯЗАНЫЙ СВИТЕР (пишется Н, так как слово образовано от глагола несовершенного вида ВЯЗАТЬ (что делать?)); ЖАРЕНЫЙ КАРТОФЕЛЬ (пишется Н, так как слово образовано от глагола несовершен­ного вида ЖАРИТЬ (что делать?)). Примечание: В сложном слове второй корень рассматрива­ется отдельно от первого: ЗОЛОТОТКАНЫЙ МАТЕРИАЛ (ТКАНЫЙ - пишется Н, так как слово образовано от глагола несовершенного вида ТКАТЬ (что делать?)). 1. Полные страдательные причастия образу­ются только от глагола СОВЕРШЕННОЙ ВИДА (глаголы совершенного вида отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?): РЕШЁННАЯ ЗАДАЧА (пишется НН, так как слово образовано от глагола совершенного вида РЕШИТЬ (что сделать?)); ОБИЖЕННЫЙ РЕБЕНОК (пишется НН, так как слово образовано от глагола совершенного вида ОБИДЕТЬ (что сделать?)). Исключение: РАНЕНЫЙ Слово «РАНЕНЫЙ» пишется с одной бук­вой Н, если при нём нет зависимых слов (при наличии зависимых слов в нём пишутся две буквы НН): РАНЕНЫЙ БОЕЦ (пишется одна буква H, так как нет зависимого слова); РАНЕННЫЙ (КУДА?) В ГОЛОВУ БОЕЦ (пишутся две буквы НН, так как появилось! зависимое слово)
2) У отглагольных имен прилагательных НЕТ ПРИСТАВОК кроме приставки НЕ (если эта приставка НЕ в слове является ЕДИН­СТВЕННОЙ): ГЛАЖЕНОЕ БЕЛЬЕ (пишется Н, так как слово образовано от БЕСПРИСТАВОЧНОГО глагола НЕСОВЕРШЕННОГО вида ГЛА­ДИТЬ (что делать?)); НЕКИПЯЧЁНОЕ МОЛОКО (приставка НЕ меняет вид глагола: КИПЯТИТЬ (что делать? - глагол несовершенного вида). Примечание: Иногда за приставкой НЕ «прячется» вторая приставка, которая не влияет на то, что в слове пишутся две буквы НН: НЕ С КОШЕННЫЙ ЛУГ (помимо приставки НЕ, которая не влияет на удвоенное написание в слове имеется ещё одна приставка, наличие которой и объясняет написание НН). 2)У полных страдательных причастий ЕСТЬ ПРИСТАВКИ, так как приставки меняют вид глагола: жарить (что делать?) - ПОДжарить (что сделать?): ПОКРАШЕННЫЙ ЗАБОР (в слове есть приставка ПО); С ВЯЗАННЫЙ СВИТЕР (в слове есть приставка С)
3) У отглагольных имен прилагательных никогда НЕ БЫВАЕТ ЗАВИСИМЫХ СЛОВ, отвечающих на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ЗАЧЕМ? КАК? КЕМ? ЧЕМ? И др. СУШЕНЫЕ ГРИБЫ (образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида СУШИТЪ (что делать?); нет зависимых слов); ВЯЗАНЫЙ СВИТЕР (образовано от бесприставочного глагола несовершенного ВЯЗАТЬ делать?); нет зависимых слов). 3. Отличительный признак полных страда­тельных причастий - НАЛИЧИЕ при них ЗАВИСИМЫХ СЛОВ, отвечающих на во­просы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? ЗА­ЧЕМ? КАК? КЕМ? ЧЕМ? и др. ПУШЁННЫЕ (ГДЕ?) НА СОЛНЦЕ ГРИБЫ (пишется НН, так как есть зависимое слово, хотя словоформа образована от бесприста­вочного глагола несовершенного вида СУ­ШИТЬ (что делать?)). ВЯЗАННЫЙ (КЕМ?) БАБУШКОЙ СВИ­ТЕР (пишется НН, так как есть зависимое слово, хотя словоформа образована от бес­приставочного глагола несовершенного вида ВЯЗАТЬ (что делать?)).  

ЗАПОМНИ:

1. В отглагольных прилагательных пишется Н: они образованы от ГЛАГОЛОВ ГОВЕРШЕННОГО ВИДА, НЕ ИМЕЮТ ПРИСТАВОК (исключение составляет приставка НЕ), НЕ ИМЕЮТ ЗАВИСИМЫХ СЛОВ.

2. В полных страдательных причастиях пишется НН: они образованы от ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА, или ИМЕЮТ ПРИСТАВКИ (кроме приставки НЕ), или ЗАВИСИМОЕ СЛОВО.

3. Отглагольные имена прилагательные с суффиксами ОВА, ЁВА пишутся с НН: МАРИНОВА НН ЫЙ. АСФАЛЬТИРОВА НН ЫЙ, ОРГАНИЗОВА НН ЫЙ. РИСКО­ВА НН ЫЙ, КОРЧЁВА НН ЫЙ. ЦИКЛЁВА НН ЫЙ.

Обратите внимание на правописание слов: КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ (пишутся с одной буквой Н).

4. Следует запомнить правописание следующих слов:

НН Н
НЕВИДА НН ЫЙ,  НЕСЛЫХА НН ЫЙ, НЕЖДА НН ЫЙ, НЕГАДА НН ЫЙ, НЕЧАЯ НН ЫЙ, ЖЕЛА НН ЫЙ ОКАЯ НН ЫЙ, СВЯЩЕ НН ЫЙ МЕДЛЕ НН ЫЙ СМЫШЛЕ Н ЫЙ  РЕБЕНОК НАЗВА Н ЫЙ  БРАТ ПОСАЖЕ Н ЫЙ ОТЕЦ КОНЧЕ Н ЫЙ ЧЕЛОВЕК БЕШЕ Н ЫЙ ВЗГЛЯД Часто допускают ошибку в слове «БЕШЕНЫЙ»; в нём пишется одна т.к. слово «БЕШЕНЫЙ» образовано от глагола несовершенного вида.

5. Во второй части сложных слов, образованных повтором, пишется одна буква несмотря на наличие приставки ПЕРЕ (в значении «очень»):

ГЛАЖЕ Н ЫЕ - ПЕРЕГЛАЖЕ Н ЫЕ,

НОШЕ Н ЫЙ - ПЕРЕНОШЕ Н ЫЙ,

СТИРА Н ОЕ - ПЕРЕСТИРА Н ОЕ,

ШТОПА Н ОЕ – ПЕРЕШТОПА Н ОЕ.

6. В КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЯХ пишется одна буква Н:

ЗАДАЧА РЕШЕ Н А (краткое страдательное причастие),

ТЕТРАДИ НЕ ПРОВЕРЕ Н Ы (краткое страдательное причастие)

3) Правописание Н и НН в именах существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных имён прилагательных

В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько Н, сколько их было в производящей основе:

ВОСПИТА НН ИК (от ВОСПИТА НН ЫЙ), ИЗБРА НН ИК (от ИЗБРА НН ЫЙ), ВАРЕ Н ИК (от ВАРЕ Н ЫЙ), КОПЧЁ Н ОСТИ (от КОПЧЁ Н ЫЙ), МОРОЖЕ Н ОЕ (от МОРОЖЕ Н ЫЙ), БЕШЕ Н О ревновать (от БЕШЕ Н ЫЙ), ВЕТРЕ Н О поступить (от ВЕТРЕ Н ЫЙ),

ПУТА Н О отвечать (от ПУТА Н ЫЙ).

Запомните написание следующих имен существительных: ТРУЖЕ Н ИК, МАСЛЕ Н ИЦА, ПУДРЕ Н ИЦА, ГОСТИ Н ИЦА, ПРИДА Н ОЕ.

4)Правописание глагольных суффиксов

Суффиксы Их правописание Примеры
-ИВА-, (-ЫВА-) У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-, (-ЫВА-), если в форме 1 лица (Я) настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на –ИВАЮ, (-ЫВАЮ). РАССЕИВАТЬ, РАССЕИВАЛ (пишется суффикс -ИВА-, так как я (что делаю?) РАССЕИ­ВАЮ; оканчивается на -ИВАЮ). СГЛАЖИВАТЬ, СГЛАЖИВАЛ (пишется суффикс -ИВА-, так как я (что делаю?) СГЛА­ЖИВАЮ; оканчивается на -ИВАЮ). СКЛАДЫВАТЬ, СКЛАДЫВАЛ (пишется суффикс -ЫВА-, так как я (что делаю?) СКЛА­ДЫВАЮ; оканчивается на -ЫВАЮ).
-ЕВА-, (-ОВА-) У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется -ЕВА-, (-ОВА-), если в форме 1 лица (Я) настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на УЮ, (-ЮЮ). НОЧЕВАТЬ, НОЧЕВАЛ (пишется суффикс -ЕВА-, так как я (что делаю?) НОЧУЮ; оканчивается на УЮ). ПОТЧЕВАТЬ, ПОТЧЕВАЛ (пишется суффикс -ЕВА-, так как я (что делаю?) ПОТЧУЮ; оканчивается на -УЮ). ПОПРОБОВАТЬ, ПОПРОБОВАЛ (пишется суффикс -ОВА-, так как я (что делаю?) ПОПРОБУЮ; оканчивается на -УЮ.
И, Е перед ударным суффиксом –ВА- От глаголов с суффиксами -ИВА-, (-ЫВА-), -ЕВА-, (-ОВА-) следует от­личать глаголы, образованные при помощи суффикса -ВА-. Перед ударным суффиксом -ВА- пи­шется та же гласная буква, что и в не­определенной форме, если в ней отбро­сить этот суффикс -ВА-. ПОВЕЛ Е ВАТЬ (отбрасываем ударный суффикс -ВА-, по­лучаем ПОВЕЛЕТЬ); ПРЕТЕРП Е ВАТЬ (отбрасываем ударный суф­фикс -ВА-, получаем ПРЕТЕРПЕТЬ). Запомни слова-исключения: ЗАСТР ЕВА ТЬ, ЗАТМ ЕВА ТЬ, ПРОДЛ ЕВА ТЬ.

5)Правописание суффиксов О, А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С- НА-, ЗА-, В-.

1) Наречия с приставками НА-, ЗА-, В- имеют суффикс О:

НАПРАВО, ЗАДОЛГО, ВЛЕВО.

2)  Наречия с приставками ИЗ-, ДО -, С- имеют суффикс А:

ИЗДАВНА, ИЗРЕДКА, ДОСУХА, СНОВА.

6) Правописание суффиксов причастий

1. Суффиксы УЩ, ЮЩ пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения:

БОР ЮЩ ИЕСЯ за независимость (от БОРОТЬСЯ, оканчивается не на -ИТЬ, не ис­ключение, I спряжение).

СТЕЛ ЮЩ ИЙСЯ туман (от СТЕЛИТЬ, оканчивается на -ИТЬ, исключение, I спряжение).

2.Суффиксы АЩ, ЯЩ пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов II спряжения:

СТРО ЯЩ ИЙСЯ дом (от СТРОИТЬСЯ, оканчивается на -ИТЬ, II спряжение).

ДЕРЖ АЩ ИЙ в руках (от ДЕРЖАТЬ, оканчивается не на -ИТЬ, исключение, II спря­жение).

3.Суффикс ЕМ пишется в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения:

ИЗМЕНЯ ЕМ ЫЙ (от ИЗМЕНЯТЬ, оканчивается не на ИТЬ, не исключение, I спряжение).

Исключение: ДВИЖИМЫЙ.

4.Суффикс ИМ пишется в страдательных причастиях настоящего времени, образе ванных от глаголов II спряжения:

НЕНАВИД ИМ ЫЙ (от НЕНАВИДЕТЬ, оканчивается не на -ИТЬ, исключение, спряжение).

Примечание:

Обращаясь к теме «Правописание суффиксов причастий», нельзя не повторить спряжение глагола, потому что выбор суффикса причастий зависит от спряжения исходного глагола.

•  Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание.

•  Для этого следует поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она оно) и посмотреть, какая гласная отчётливо слышится.

•  Если отчётливо слышится гласная буква Е (Ё), это глагол первого спряжения плыть - плыв ёт.

•  Если отчётливо слышится гласная буква И, то это глагол второго спряжения лететь - лет ит.

• Если глагол с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву.

I спряжение II спряжение
1.ВСсе глаголы, оканчивающиеся в начальной форме не на -ИТЬ (например, на -ать, -еть;  -ять, -уть и т.д.) 2.Глаголы-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ. 3.Глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ЯТЬ: СЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, ЛЕЛЕЯТЬ, ТАЯТЬ, ЛАЯТЬ, КАЯТЬСЯ, РЕЯТЬ, БЛЕЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ, КАШЛЯТЬ, ЧУЯТЬ, НАДЕЯТЬСЯ (данные глаголы нередко ошибочно классифицируются как глаголы II спряжения, потому что при их произношении ЯТЬ звучит как ИТЬ). 1.Глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на –ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ – они относятся к I спряжению). 2.Глаголы исключения: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ.  

· Если мы определили, что глагол относится к I спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся гласные буквы Е, У, Ю:

единственное число                                           множественное число

1 лицо (я) – У,Ю                                                         (мы) – ЕМ

2 лицо (ты) – ЕШЬ                                                     (вы) – ЕТЕ

3 лицо (он, она, они) – ЕТ                                          (они) – УТ, ЮТ

· Если мы определили, что глагол относится ко II спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся гласные буквы И, А, Я:

единственное число                                           множественное число

1 лицо (я) – У,Ю                                                         (мы) – ИМ

2 лицо (ты) – ИШЬ                                                     (вы) – ИТЕ

3 лицо (он, она, они) – ИТ                                          (они) – АТ, ЯТ

Примечание:

Запомнить гласные буквы, которые пишутся в окончаниях глаголов первого и второго спряжения, помогают пароли и тайные знаки, по которым представители этой трудолюбивой опознают  друг друга.

У глаголов второго спряжения есть любимая игрушка - ослик ИА (в окончаниях глаголов второго  спряжения пишутся гласные, из которых состоит имя этого сказочного героя).

Глаголы второго с пряжения опознают друг друга по секретному слову ЕдУ. Этот пароль  говорит другому при встрече (в окончаниях глаголов первого спряжения пишутся те же гласные,  что и в слове ЕдУ).

Задание 6.

Лексика и фразеология

Синонимы (греч. synonymos - одноимённый) - это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, жена — супруга, смотреть - глядеть; родина - отечество отчизна; храбрый - смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой.

Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом (или гнездом).

Например: спать - почивать - дрыхнуть.

Первый синоним - «спать» - является стилистически нейтральным, так как наиболее употребителен, может быть использован в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре синонимов он стоит первым в синонимическом ряду. Слово «почивать используется в основном в книжном стиле, причем придает речи архаический характер (так говорили в старину). «Дрыхнуть» - этот синоним звучит грубо и употребляется в разговорной речи.

Синонимические ряды могут состоять как из разнокорневых, так и из однокорневых синонимов: лицо-лик, обогнать - перегнать; рыбак-рыболов, рыбарь.

Членами синонимического ряда могут быть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (фразеологизмы), а также предложно-падежные формы: много - через край, без счета, куры не клюют.

Как правило, синонимы всегда принадлежат к одной и той же части речи: красивый обаятельный, очаровательный, неотразимый', мыслить - думать, размышлять, раздумывать, помышлять; румяный - розовый, розовощёкий, розоволицый, краснощёкий; окрестность - окружность, округа (разг.); преждевременный - ранний, безвременный; жестокий безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый.

В задании 6 может быть востребовано знание антонимов и омонимов.

Антонимы (греч. anti - против + опута - имя) — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать.

Антонимы чаще всего относятся к одной части речи и образуют пары: красивый — некрасивый, много - мало, утро - вечер, удалять - приближать, разумный - бестолковый, п чалиться - веселиться, тосковать — ликовать.

Большинство антонимов характеризуют

· качества (хороший - плохой, умный - глупый, родной - чужой, густой - редкий);

·  пространственные и временные отношения (большой - маленький, просторный тесный, высокий — низкий, широкий -узкий; ранний - поздний, день - ночь);

·  количественное значение (многие - немногие; единственный - многочисленный);

·  противоположные наименования действий, состояний (плакать - смеяться. радоваться - горевать).

 

По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день - ночь) и однокорневые (приходить - уходить, революция - контрреволюция). Первые составляют группу собственно антонимов, вторые - лексико-грамматических.

Омонимы (греч. - homos- одинаковый + опуша - имя) - слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение.

Например, ключ = родник (студёный ключ) и ключ = металлический стержень особой для отпирания и запирания замка (стальной ключ); лук = растение (зелёный лук) и лук = ору жие для метания стрел (тугой лук); завод = промышленное предприятие (метал- завод) и завод = приспособление для приведения в действие механизма (завод у: мир = отсутствие войны, согласие (наступил мир) и мир = вселенная (мир наполнен о: брак = изъян в производстве (заводской брак) и брак = супружество (счастливый

Среди созвучных форм выделяют:

1.Омоформы - слова, совпадающие лишь в какой-нибудь одной грамматической форме. Например: три - числительное в именительном падеже (три друга) и три - глагол в повелительном наклонении единственного числа 2-го лица (три сильней).

2. Омофоны (греч. homos - одинаковый + phone - звук) - слова, которые звучат одинакова, но пишутся по-разному: луг и лук, молод и молот, везти и вести.

3. Омографы (греч. homos - одинаковый + grapho - пишу) - слова, которые пишутся одинакова, но произносятся по-разному. Обычно они имеют ударение на разных слогах: - кружкИ, засЫпал — засыпАл, пАритъ - парИтъ.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.

2. Подберите к этому слову возможные синонимы.

3. Определите, какой из подобранных синонимов

•  наиболее употребителен;

•  не носит оттенка книжности и разговорности;

•  обладает минимальной экспрессией;

•  стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.

Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

Задание 7.

Виды подчинительной связи в словосочетании

Словосочетанием называются два или несколько слова, объединённых по смысл и грамматически (с помощью подчинительной связи).

Словосочетание - это синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие, например: любимая профессия, лекция по информатике, прочитал книгу, читать вслух, всегда спокойный.

В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово.

Главное слово - это слово, от которого мы задаем вопрос. Зайти (куда?) в школу. Понимание (чего?) задания.

В словосочетаниях различают следующие виды синтаксической связи слов: согласование, управление, примыкание.

1.  Согласование - это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общих для них грамматических формах (рода, число, падежа), например: хороший специалист, заветная мечта, любимое дело.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются формы зависимого слова, например: интересное занятие (Им.п.), интересным занятием (Т.п.), об интересном занятии (П.п.).

При определении вида словосочетания важно обращать внимание на зависимые- слова: какой частью речи они выражены.

При согласовании зависимым словом может быть ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЧАСTИE, МЕСТОИМЕНИЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ: частые встречи, летящий мяч, наше прав второй ряд.

2.  Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже с предлогом или без предлога, например: написание реферата, работа над проблемой, интерес к предмету.

Зависимым словом при управлении может быть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ или МЕСТОИМЕНИЕ: начало игры, попросить.

3. Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяется к главному по смыслу, например: стараться учиться, чтение вслух, очень хорошо.

Зависимым словом при примыкании может быть ДЕЕПРИЧАСТИЕ, НЕОПРЕДЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, НАРЕЧИЕ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО: спать стоя, просил остаться, ходить пешком, стать лучше.

Примечание:

Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.

Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:

1. При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:

• Если оба слова изменяются - это согласование:

• Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже - это управление:

• Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания - это примыкание.

2.Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:

•  если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное - это согласование:

•  если зависимым словом является существительное или местоимение, употреблённое в том или ином падеже- это управление:

•  если зависимым словом является деепричастие, неопределённая форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного - это примыкание.

Задание 8.

Способы выражения главных членов предложения

1. Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что

- подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются.

Пример: Мне надо доделать упражнение. («Мне» — это тот, кто произвол действие, названное сказуемым «надо доделать», но это не подлежащее, так к отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос КТО?);

- в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.

Пример: В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внима­ния. («Которые» - это подлежащее, так как отвечает на вопрос КТО? и указы­вает на то, что действие «не обращали внимания» производят дети, о которых говорилось в главной части сложноподчинённого предложения);

- в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО.

Пример: Она ненавидела всё, что было связано с футболом. («Что» — это под­лежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «всё», кото­рое производит действие «было связано».)

- подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев - именем существительным или местоимением в именительном падеже. Однако надо учитывать, что подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:

•  слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже. Пример: В вазе лежат шесть груш. На съезде присутствовал около двухсот делегатов. У любознательных учеников возникает масса вопросов.

•  слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном падеже. Пример: Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. Одна из сестёр поступила в музыкальное училище. В соревновании участвуют лучшие из лучших.

•  слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеж (если сказуемое стоит в форме множественного числа). Пример: Сестра с братом учатся в разных школах.

2.Чтобы правильно выделить сказуемое в предложении, надо помнить о том, что

-  сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто такой предмет? что такое предмет?

-  сказуемые бывают простыми и составными.

1) Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Она поет.  Она будет петь. Она споёт. Пусть она споёт! Давай спой! Спела бы ты.

инфинитивом: Жить - Родине служить. Как заиграет музыка, мальчонка сразу пляса ть.

фразеологизмом или описательным оборотом речи: Он принял участие в конференции (= участвовал).

Примечание:

Простoe глагольное сказуемое чаще всего выражается одним словом (глаголом), но состоять из двух слов, если глагол употреблён в форме будущего сложного (будут читать) или в форме повелительного наклонения (пусть читают).

Следует избегать распространенных ошибок при выделении простого глагольного сказуемого:

Нередко ученики забывают включить в состав сказуемого частицы ПУСТЬ, ДАВАЙ, БЫ, образующие формы повелительного и условного (сослагательного) наклонения: Пусть всегда светит солнце  (сказуемое ПУСТЬ СВЕТИТ).  Давай поговорим об этом завтра, (сказуемое ДАВАЙ ПОГОВОРИМ). Я бы не пошёл. (сказуемое НЕ ПОШЁЛ БЫ).

Ошибочно включают в состав сказуемого второстепенные члены: Семена созревают в плодах. (В этом предложении нельзя в качестве сказуемого выделить сочетание слов «созревают в плодах», так как «в плодах» — обстоятельство места.)

2) Составное глагольное сказуемое:

- вспомогательный глагол + инфинитив: Он стал говорить взволнованно.

А) вспомогательный глагол со значением начала, конца или продолжения действия + инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает смеяться. Мы закончили выполнять упражнение. Я перестал бегать по утрам.

Б) Вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к действию + инфинитив: Я хочу много путешествовать. Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться. Она стремится много тренироваться.

В) Вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Он боялся опоздать на экзамен. Мы не любим много путешествовать. Они думали прийти вовремя.

- имя прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на Мы готовы подежурить в столовой. Она согласна выйти за него Очи вынуждены жить далеко от Родины. Вы должны немедленно уехать. НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Надо мыть руки перед едой. Мне срочно уехать. Вам необходимо сдать работу к сроку. Правила не надо учить, достаточно практиковаться.

Примечание: следует избегать распространённых ошибок при выделении составного сказуемого:

- нередко ученики неверно определяют границы составного глагольного сказуемого и вместо всего сказуемого подчёркивают только одну его часть: Они начнут к соревнованиям. (В этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только одного слова сказуемого только одно слово «начнут», так как оно не называет то главное действие, которое совершает подлежащее «они», а только указывает на фазу его протекания (начало выполнения). Сказуемым будет являться сочетание слов «начнут готовиться», вспомогательный глагол «начнут» выражает грамматическое значение (указывает на то, что действие будет происходить в скором времени), а инфинитив «готовиться» - лексическое, то есть непосредственно называет действие.

- инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если

A)инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц: Все просили её спеть что-нибудь. (Подлежащее «они» совершает только действие, названное глаголом «просили» (все просили, а спеть должна она). Инфинитив «спеть» в это случае будет являться дополнением.)

Инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определённым значением - значение волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять: умоляет о чём? приехать в гости, предложил что? пойти на дискотеку.

Б) инфинитив зависит от глагола движения: Он пришёл узнать информацию о пре стоящих переводных экзаменах. (Инфинитив «узнать», употреблённый при глаголе движения «пришёл», является обстоятельством цели.).

B) к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ? Охота странствовать напала на него. (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)

Итак, инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого. а может выступать в роли второстепенного члена предложения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами - второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение определение), если же нет - часть составного глагольного сказуемого.

3) Составное именное сказуемое

• Глагол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, и числительное, местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Мой папа - врач.

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

A)глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ Б ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Примечание: в настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме. Он студент. Он был студентом. Он скоро будет студентом.

Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬС ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является хозяйкой этой машины. На улице становится холодно. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным.

B) глагол-связка со значением движения, положения в пространстве + именная часть.  Осень пришла дождливая. Он ушел успокоенный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.115 с.)