Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изобразительно-выразительные средства русского языка.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 2. Смысловой анализ текста. Алгоритм выполнения задания. 1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз. 2. Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ. 3. Определите, какой их предлагаемых ответов соответствует вопросу (аналитическое прочтение предлагаемого текста поможет найти правильный ответ; в случае неудачного выбора ответа вы сразу же почувствуете логическое несоответствие). Задание 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства - это тропы, а синтаксические — Фигуры речи. ТРОПЫ (Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)
ФИГУРЫ РЕЧИ (фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность )
Звукопись К изобразительно-выразительным средствам относится и звукопись – игра звуками для усиления выразительности.
Примечание: В широком смысле к средствам выразительности также относятся: Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь. Контекстные (=индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное чело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов). Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов) Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопос1ены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час (А. Блок). Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком. Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносам смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава. Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в состав: строить - «создавать какое-либо сооружение», воздушные- «то, что состоит воздуха», замок - «жилище феодала». Фразеологизмы не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже готовые, закреплённые в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти уже в готовом виде. Они требуют запоминания. В фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает «основательно запомнить». И только в таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным. Алгоритм выполнения задания 1. Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в котором используется определённое средство языковой выразительности, для этого необходимо: • вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин; внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов; определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности; • выбрать правильный ответ. 2. Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности незвано в указанном предложении и передаёт психологическое состояние героя, то для необходимо: · внимательно прочитать список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов; · вспомнить, что означает каждый из лингвистических терминов; прочитать данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нём; · в случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычеркивания) из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении («Это точно не эпитет, не олицетворение...»). Задание 4. Правописание приставок Правописание приставок 1. Приставки, оканчивающиеся на 3 и С Написание приставок, оканчивающихся на 3 и С (БЕЗ - БЕС, ВОЗ - ВОС, ВЗ - ВС, ИЗ - ИС, НИЗ - НИС, РАЗ - РАС, ЧРЕЗ - ЧРЕС, ЧЕРЕЗ - ЧЕРЕС), зависит от глухости – звонкости последующего звука: A) приставка оканчивается на 3: • если первый согласный звук корня звонкий {раздать); • если корень начинается с гласного звука {разузнать). Б) приставка оканчивается на С: • если первая согласная буква корня глухая {распилить). Простое правило, но, к сожалению, иногда к концу девятого класса ученики забывают * звонких и глухих согласных. ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ парные Б П В Ф Г К Д Т 3 С Ж Ш непарные Р, Л, М, Н, Й (сонорные) X, Ц, Ч, Щ Примечание: 1. Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕЩЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие со- звуки. 2. Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ! Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие со- звуки. B) Приставка С относится к НЕИЗМЕНЯЕМЫМ приставкам (её написание не зависит от последующей согласной корня): сгиб, сделать, сбросить. Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между написанием С- и 3- в ней, смело пишите С, так как приставки 3 в русском языке нет: Пусть никто никогда не забудет: 3 приставкой не была и не будет! Примечание: В словах ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗГИ приставки: буква 3 в них является частью корня. 2. Приставки ПРИ- и ПРЕ- Написание приставки ПРИ- и ПРЕ- зависит от лексического значения: ПРИ- ПРЕ- 1) Близость, нахождение рядом с чем- то: 1) = очень: предлинный прибрежный, пришкольный. 2)=пере: преградить 2) Приближение: приехать, прибыть. 3) Неполнота действия: привстать, присесть. 4) Присоединение: приклеить, прибить. 5) Действия, совершаемые в своих интересах: припасти.
Следует обратить особое внимание на омофоны («фонетические близнецы») - слов; которые произносятся одинаково, но пишутся с приставками ПРЕ- и ПРИ- по-разному в зависимости от значения слова.
Задание 5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов. 1. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных oт имён существительных
Задание 9. Задание 10. Примечание. Многие из перечисленных в таблице слов могут выступать как в роли вводных, так и членов предложения (тогда запятыми они не выделяются). Пример: Бабушка, казалось, дремала. - Мне все это лишь казалось. Можно использовать следующий приём для различения вводных слов и схожих с ними по звучанию членов предложения: 1) Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичными вводными словами. Примеры: Бабушка, казалось, дремала. Бабушка дремала. (Вводное слово можно изъять из предложения, и смысл его неизменится). Бабушка, видимо, дремала. (Вводное слово со значением меньшей степени уверенности «казалось» можно заменить синонимичным ему вводным словом с тем же значением « видимо »). 2) Член предложения без изменения смысла предложения изъять или заменить вводным словом нельзя. Пример: Мне все это лишь казалось. Слово «казалось» является сказуемым и не может быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности). Вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения, при пунктуациикоторых выпускники чаще всего допускают ошибки.
Значит |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если синонимично словам СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СТАЛО БЫТЬ. Пример: Если наступит весна, значит (= следовательно), будет тепло. Родятся люди, женятся, умирают; значит (= следовательно), так нужно, значит (= стало быть), хорошо. | Если близко по смыслу словам ОЗНАЧАЕТ, ЭТО. Пример: Бороться - значит (= означает) победить. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Действительно | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если стоит в начале предложения, выражает уверенность и имеет значение В САМОМ ДЕЛЕ, ПРАВДА. Пример: Действительно (= в самом деле), его работа интересна. | Если стоит в середине или в конце предложения. Пример: Его работа действительно интересна. (Действительно стоит в середине предложения) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 11.
Задание 12.
Задание 13.
Задание 2.
Смысловой анализ текста.
Алгоритм выполнения задания.
1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.
2. Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ.
3. Определите, какой их предлагаемых ответов соответствует вопросу (аналитическое прочтение предлагаемого текста поможет найти правильный ответ; в случае неудачного выбора ответа вы сразу же почувствуете логическое несоответствие).
Задание 3.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства - это тропы, а синтаксические — Фигуры речи.
ТРОПЫ
(Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)
Название тропа | Что понимается под этим тропом | Пример употребления этого тропа в художественном тексте |
ЭПИТЕТ | Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выражается именем прилагательным. | Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (А.С. Пушкин). |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ | Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку. | Буря мглою небо кроет, вихри! снежные крутя: то как зверь, она! завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин). Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов). |
СРАВНЕНИЕ | Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК. ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО. | Лед неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит. (Н. А. Некрасов). |
МЕТАФОРА | Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов поэтому метафору называю скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО. | Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката (И. А. Бунин). (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; (Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката) |
МЕТОНИМИЯ | Иносказательное обозначение предмета речи» «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь: А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; Б) имя автора заменяет название его произведения; В) название места действия заменяет название людей» находящихся в этом месте; Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека | Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин) (То есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира). Я три тарелки съел. Выпил всю бутылку. (И.А. Крылов) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин). Я прочитал всего Тургенева. Ликует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов). Серые шлемы с красной звездою Белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский) |
СИНЕКДОХА | Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот: А) единственное число употребляется вместо множественного; Б) множественное число употребляется вместо единственного; В) родовое понятие вместо видового; Г) видовое понятие вместо родового. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Ю. Лермонтов). Мы все глядим в Наполеоны (А. С. Пушкин). Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский). Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.В. Гоголь) |
ГИПЕРБОЛА | Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. | Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В.В. Маяковский). В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский). |
ЛИТОТА | Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка! (А.С. Грибоедов) |
ИРОНИЯ | Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. | «Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Обращение к ослу в басне И. Крылова) |
ПЕРИФРАЗА | Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора. | Царь зверей (вместо лев). Братья наши меньшие (вместо животные) Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов) |
ФИГУРЫ РЕЧИ
(фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность )
Название тропа | Что понимается под этим тропом | Пример употребления этой фигуры в художественном тексте |
АНТИТЕЗА | Резкое противопоставление понятий мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов. | Ты и убогая, //Ты и обильная, //Ты и могучая, //Ты и бессильная, //Матушка-Русь! (Н. Некрасов) |
ИНВЕРСИЯ | Обратный порядок слов. | Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов) |
ГРАДАЦИЯ А) ВОСХОДЯЩАЯ Б) НИСХОДЯШАЯ | Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений в постепенным возрастанием значимости. Цепь понятий или определений в постепенным убыванием значимости. | Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени (Л. Толстой). Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах (А. Белый). |
ОКСЮМОРОН | Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. | Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний. |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ | Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более. | А все Кузнецкий мост и вечные французы.... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А.С. Грибоедов) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая беда (В.Г. Распутин). |
АНАФОРА | Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз. | Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов) |
ЭПИФОРА | Повторение одних и тех же слов или фраз к конце нескольких рядом стоящих конструкций. | Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом! (М. Светлов) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь) |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС | Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа. | Что день грядущий нам готовит? |
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ | Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевлённым объектам. | Люди мира, бережно относитесь к природе! Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин) |
ЭЛЛИПСИС | Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм. | Мы сёла - в пепел, грады - в прах (В. Жуковский). |
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР | Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. | О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта! (А. Блок) |
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ | Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. | Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно. |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРРАЛЛЕЛИЗМ | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Ю. Лермонтов) В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут (А.С. Пушкин) |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Перечисляемые действия, предметы, признаки. | Были это весёлые, сильные и смелые люди! (М. Горький) |
Звукопись
К изобразительно-выразительным средствам относится и звукопись – игра звуками для усиления выразительности.
АССОНАНС | Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. | Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н.А. Некрасов) |
АЛЛИТЕРАЦИЯ | Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных. | Морозом выпитые лужи хрустят хрупки, как хрусталь (И. Северянин) |
Примечание:
В широком смысле к средствам выразительности также относятся:
Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.
Контекстные (=индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное чело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).
Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов)
Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопос1ены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час (А. Блок).
Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносам смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.
Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в состав: строить - «созда
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.013 с.)