Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Поиск

Задание 2.

Смысловой анализ текста.

Алгоритм выполнения задания.

1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.

2. Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ.

3. Определите, какой их предлагаемых ответов соответствует вопросу (аналитическое прочтение предлагаемого текста поможет найти правильный ответ; в случае неудачного выбора ответа вы сразу же почувствуете логическое несоответствие).

Задание 3.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства  -  это тропы, а синтаксические — Фигуры речи.

ТРОПЫ

(Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении для бо­лее точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример употребления этого тропа в художественном тексте
ЭПИТЕТ Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выражается именем прилагательным. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она  (А.С. Пушкин).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предме­тов, уподобление их человеку; на­деление неодушевлённых предме­тов действиями, свойственными человеку. Буря мглою небо кроет, вихри! снежные крутя: то как зверь, она! завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин).              Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов).
СРАВНЕНИЕ Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК. ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО. Лед неокрепший на речке студё­ной, словно как тающий сахар лежит. (Н. А. Некрасов).
МЕТАФОРА Перенос свойств с одного предме­та на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов поэтому метафору называю скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО. Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката  (И. А. Бунин). (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; (Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)  
МЕТОНИМИЯ Иносказательное обозначение предмета речи» «переименова­ние», замена одного понятия дру­гим, имеющим с ним причинную связь: А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; Б) имя автора заменяет название его произведения; В) название места действия заме­няет название людей» находящих­ся в этом месте; Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименова­ния человека Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин) (То есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира). Я три тарелки съел. Выпил всю бутылку.                           (И.А. Крылов) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин). Я прочитал всего Тургенева. Ликует буйный Рим              (М.Ю. Лермонтов). Серые шлемы с красной звездою Белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)
СИНЕКДОХА Разновидность метонимии, когда название части употребляется вме­сто названия целого или наоборот: А) единственное число употреб­ляется вместо множественного; Б) множественное число употреб­ляется вместо единственного; В) родовое понятие вместо видо­вого; Г) видовое понятие вместо родо­вого. И слышно было до рассвета, как ли­ковал француз (М.Ю. Лермонтов). Мы все глядим в Наполеоны (А. С. Пушкин). Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский).  Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.В. Гоголь)
ГИПЕРБОЛА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.   Раздирает рот зевота шире Мекси­канского залива (В.В. Маяковский). В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский).
ЛИТОТА Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или яв­ления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка!        (А.С. Грибоедов)
ИРОНИЯ Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. «Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Обращение к ослу в басне И. Крылова)
ПЕРИФРАЗА Замена названия предмета или явления описанием их отличи­тельных признаков или указанием на характерные черты. Использу­ется для того, чтобы избежать ре­чевого повтора. Царь зверей (вместо лев).  Братья наши меньшие (вместо животные) Автор «Героя нашего времени»  (вместо М.Ю. Лермонтов)

 

ФИГУРЫ РЕЧИ

(фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность )

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример употребления этой фигуры в художественном тексте
АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов. Ты и убогая, //Ты и обильная, //Ты и могучая, //Ты и бессильная, //Матушка-Русь! (Н. Некрасов)
ИНВЕРСИЯ Обратный порядок слов. Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов)
ГРАДАЦИЯ А) ВОСХОДЯЩАЯ Б) НИСХОДЯШАЯ Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений в постепенным возрастанием значимости.   Цепь понятий или определений в постепенным убыванием значимости. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.   Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени (Л. Толстой). Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах (А. Белый).
ОКСЮМОРОН Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Мертвые души, живой труп, груст­ная радость, сладкая горечь воспо­минаний.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более. А все Кузнецкий мост и вечные французы.... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи­лек! И булавок! (А.С. Грибоедов) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая беда (В.Г. Распутин).
АНАФОРА Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов)
ЭПИФОРА Повторение одних и тех же слов или фраз к конце нескольких рядом стоящих конструкций. Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом! (М. Светлов) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для то­го, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа. Что день грядущий нам готовит?
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Эмоциональное обращение к лю­дям, непосредственно не участ­вующим в общении, или к неоду­шевлённым объектам. Люди мира, бережно относитесь к природе! Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скры­ваете!            (С. Есенин)
ЭЛЛИПСИС Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм. Мы сёла - в пепел, грады - в прах (В. Жуковский).
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта! (А. Блок)
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРРАЛЛЕЛИЗМ Одинаковое синтаксическое по­строение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Ю. Лермонтов) В синем небе звёзды блещут, В си­нем море волны хлещут (А.С. Пушкин)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Перечисляемые действия, предме­ты, признаки. Были это весёлые, сильные и смелые люди! (М. Горький)

Звукопись

К изобразительно-выразительным средствам относится и звукопись – игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н.А. Некрасов)
АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных. Морозом выпитые лужи хрустят хрупки, как хрусталь (И. Северянин)

Примечание:

В широком смысле к средствам выразительности также относятся:

Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (=индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное чело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопос1ены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час (А. Блок).

Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диа­лект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в перенос­ам смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в состав: строить - «создавать какое-либо сооружение», воздушные- «то, что состоит воздуха», замок - «жилище феодала».

Фразеологизмы не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже готовые, закреплённые в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти уже в готовом виде. Они требуют запоминания. В фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает «основательно запомнить». И только в таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным.

Алгоритм выполнения задания

1.  Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в котором используется  определённое средство языковой выразительности, для этого необходимо:

•  вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин; внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов; определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;

•  выбрать правильный ответ.

2.  Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности не­звано в указанном предложении и передаёт психологическое состояние героя, то для необходимо:

· внимательно прочитать список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов;

· вспомнить, что означает каждый из лингвистических терминов; прочитать данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нём;

· в случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычеркивания) из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении («Это точно не эпитет, не олицетворение...»).

Задание 4.

Правописание приставок

Правописание приставок

1. Приставки, оканчивающиеся на 3 и С

Написание приставок, оканчивающихся на 3 и С (БЕЗ - БЕС, ВОЗ - ВОС, ВЗ - ВС, ИЗ - ИС, НИЗ - НИС, РАЗ - РАС, ЧРЕЗ - ЧРЕС, ЧЕРЕЗ - ЧЕРЕС), зависит от глухости – звонкости последующего звука:

A)  приставка оканчивается на 3:

•  если первый согласный звук корня звонкий {раздать);

•  если корень начинается с гласного звука {разузнать).

Б) приставка оканчивается на С:

•  если первая согласная буква корня глухая {распилить).

Простое правило, но, к сожалению, иногда к концу девятого класса ученики забывают * звонких и глухих согласных.

ЗВОНКИЕ                                                                                               ГЛУХИЕ

парные

Б                                                                                                           П

В                                                                                                          Ф

Г                                                                                                           К

Д                                                                                                           Т

3                                                                                                           С

Ж                                                                                                         Ш

непарные

Р, Л, М, Н, Й (сонорные)                                                                       X, Ц, Ч, Щ

Примечание:

1.  Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕЩЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие со- звуки.

2. Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие со- звуки.

B)  Приставка С относится к НЕИЗМЕНЯЕМЫМ приставкам (её написание не зависит от последующей согласной корня): сгиб, сделать, сбросить.

Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между написанием С- и 3- в ней, смело пишите С, так как приставки 3 в русском языке нет:

Пусть никто никогда не забудет:

3 приставкой не была и не будет!

Примечание:

В словах ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗГИ приставки: буква 3 в них является частью корня.

2. Приставки ПРИ- и ПРЕ-

Написание приставки ПРИ- и ПРЕ- зависит от лексического значения:

ПРИ-                                                                                                       ПРЕ-

1) Близость, нахождение рядом с чем- то:                              1) =     очень: предлинный

      прибрежный, пришкольный.                                              2)=пере: преградить

2)  Приближение: приехать, прибыть.

3)  Неполнота действия: привстать, присесть.

4)  Присоединение: приклеить, прибить.

5)  Действия, совершаемые в своих интересах: припасти.

Во многих словах трудно установить значение приставок ПРЕ- и ПРИ-, поэтому пра­вописание таких слов надо запомнить:

ПРИ- ПРЕ-
приключение, присяга, прибор, притязание, причина, пример, привет, прилежный, приро­да, привилегия (= исключительное право), приоритет (= первенство), примитивный (= простой), примадонна (= актриса на первых ролях), привередливый (= человек с больши­ми прихотями), принуждение, причудливый, беспристрастный, неприступный (= на при­ступ не возьмёшь). препятствие, беспрепятственный, президиум президент, премьера, препарат, претензия претендент, превалировать, презентовать престиж, предание, камень преткновение (= помеха), преодолевать, превращение, пререкаться, превосходство, пренеприятный, прекратил, пренебрегал, беспрестанный, преследование, беспрерывный, беспрекословно, претерпевать.

Следует обратить особое внимание на омофоны («фонетические близнецы») - слов; которые произносятся одинаково, но пишутся с приставками ПРЕ- и ПРИ- по-разному в зависимости от значения слова.

ПРЕ- ПРИ-
пребывать в городе (находиться) прибывать в город (приезжать)
предавать друга (выдавать его тайну) придавать значение (прибавлять)
предел терпения (граница) придел (боковой алтарь в церкви)
преемник президента (продолжатель) включить приёмник (радио)
презирать трусов (относиться без уважения) презреть условности (пренебречь) призреть сироту (проявить заботу, дать приют)
прекрасный день (очень красивый) приукрасить достижения (украсить вымыслом)
преступить закон (нарушить) приступить к сочинению (начать)
претворить мечту в жизнь (осуществить) притворить дверь (прикрыть)
претвориться (осуществиться) притвориться спящим (принять иной вид)
преклониться перед талантом (относиться с большим уважением) приклониться к земле (приблизиться к чему-нибудь)
превратный смысл (непостоянный, переменчивый) привратник (сторож)

Задание 5.

Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи.  Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.

1. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных oт имён существительных

Н пишется: НН пишется:
1) в суффиксе ИН (этот суффикс всегда ударный; при помощи него образуются имена прилагательные от одушевлённых имён существительных, обо­значающих животных, насекомых, птиц): ЛЕБЕДИНЫЙ, СОЛОВЬИНЫЙ, МЫШИНЫЙ, ЗВЕРИНЫЙ. 1) в суффиксе ОНН (этот суффикс всегда ударный; с его помощью образуются имена прилагательные чащ всего иноязычного происхождения): КОМИССИОННЫЙ, РЕДАКЦИОННЫЙ, ТРАДИЦИОННЫЙ, РЕВОЛЮЦИОННЫЙ.
2) в суффиксе АН/ЯН (при помощи этих суффиксов образуются имена прилагательные, обозначающие, из ка­кого материала сделан предмет): СЕРЕБРЯНЫЙ = СЕРЕБРО + ЯН; ПЕСЧАНЫЙ = ПЕСОК + АН; ШЕРСТЯНОЙ = ШЕРСТЬ + ЯН; ГЛИНЯНЫЙ = ГЛИНА + ЯН; КОЖАНЫЙ = КОЖА + АН; ЛЬНЯНОЙ = ЛЁН + ЯН; КОНОПЛЯНЫЙ = КОНОПЛЯ + ЯН; РЖАНОЙ = РОЖЬ + АН; ТРАВЯНОЙ = ТРАВА + ЯН; ЛЕДЯНОЙ = ЛЁД + ЯН; МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ = МАСЛО + ЯН; НЕФТЯНОЙ = НЕФТЬ + ЯН. Исключения: ДЕРЕВЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ. Запомнить слова-исключения помогает следующая загадка про ОКНО: поверхность стеклянная, рама деревянная, ручка оловянная. Запомните: ПЛАТ ЯН ОЙ ШКАФ, ТОРФ ЯН ОЕ БОЛОТО, СОЛЯНЫЕ КОПИ, СОЛЯНОЙ СТОЛБ (= состоящий из соли). 2) в суффиксе ЕНН (имена прилагательные с этим суффиксом чаще всего образуются от имён существа тельных, основа которых оканчивается на не сколько согласных): ИСКУССТВЕННЫЙ, КЛЮКВЕННЫЙ, ЖИЗНЕННЫЙ, ОГНЕННЫЙ, БОЛЕЗНЕННЫЙ, ТЫКВЕННЫЙ, СОЛОМЕННЫЙ. Исключения: ВЕТР ЕН ЫЙ ДЕНЬ, ВЕТР ЕН ЫЙ ЮНОША, БЕЗ ВЕТРЕ НН АЯ НОЧЬ (так как в слове появляется приставка), ВЕТР ЯН АЯ МЕЛЬНИЦА, ВЕТР ЯН ОЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЕТР ЯН АЯ ОСПА
3) в ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ именах прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ? БАРА Н ИЙ, ФАЗА Н ИЙ, ВОРО Н ИЙ, КАБА Н ИЙ, ОЛЕ Н ИЙ. 3)в именах прилагательных, образованных от имён существительных, оканчивающихся на -МЯ: БЕЗЫМЯ НН ЫЙ (от ИМЯ), ВРЕМЕ НН ОЙ (от ВРЕМЯ); СТРЕМЕ НН ОЙ (от СТРЕМЯ); СЕМЕ НН ОЙ (от СЕМЯ).
4) В прилагательных, обозначающих названия цветов: ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ, БАГРЯНЫЙ. 4)на СТЫКЕ основы, оканчивающейся на букву Н, и суффикса Н: РАВНИННЫЙ = РАВНИ Н А+ Н; ДЛИННЫЙ = ДЛИ Н А + Н; ИСТИННЫЙ = ИСТИ Н А + Н; ДИКОВИННЫЙ = ДИКОВИ Н А + Н; БЛИННЫЙ = БЛИ Н + Н. Исключения: ЕДИНЫЙ, ПРЯНЫЙ, РУМЯНЫЙ, ЮНЫЙ (не путайте со словом ЮННАТ), СВИНОЙ, ПЬЯНЫЙ.
5)ДОСТО ИН (краткое прилагательное), УДОСТО ЕН (краткое причастие, образованное от глагола УДОСТОИТЬ). 5)ИСТИННЫИ, ПОДЛИННЫЙ На Руси во время суда применялись пытки, палач избивал подсудимого хлыстом. Этот ХЛЫСТ назывался ДЛИННИКОМ (= ДЛИ­НА + Н). Показания, которые давал обвиняе­мый под ДЛИННИКОМ, считались правди­выми. Так и возникло выражение ПОДЛИН­НАЯ ПРАВДА. Запомните: написание в словах ИСТИННЫЙ, ПОДЛИННЫЙ буквосочетания ИНН помогает следующий мнемоприём: в них можно «прочитать» женское имя ИННА, употребленное в родительном падеже.
6) прилагательных, обозначающих  названия растений, при наличии суффикса –ОВ-: АПЕЛЬСИН ОВ ЫЙ. ЖАСМИН ОВ ЫЙ. 6) В прилагательных, обозначающих названия растений, при отсутствии суффикса –ОВ-: АПЕЛЬСИННЫЙ, ЖАСМИННЫЙ.

Примечание: в КРАТКИХ именах прилагательных ОТЫМЕННОГО происхождения сохраняется столько же букв Н, сколько их было в полной форме:

ЩЕКИ РУМ ЯН Ы (от РУМЯНЫЙ); ПУСТЫНЯ ТАИНСТВ ЕНН А (от ТАИНСТВЕННАЯ); ТРЕБОВАНИЯ ЕДИ Н Ы (от ЕДИНЫЙ).

 

Задание 9.

Задание 10.

Примечание.

Многие из перечисленных в таблице слов могут выступать как в роли вводных, так и членов предложения (тогда запятыми они не выделяются).

Пример: Бабушка, казалось, дремала. - Мне все это лишь казалось.

Можно использовать следующий приём для различения вводных слов и схожих с ни­ми по звучанию членов предложения:

1) Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синони­мичными вводными словами.

Примеры:

Бабушка, казалось, дремала.

Бабушка дремала. (Вводное слово можно изъять из предложения, и смысл его неиз­менится).

Бабушка, видимо, дремала. (Вводное слово со значением меньшей степени уверенно­сти «казалось» можно заменить синонимичным ему вводным словом с тем же значением « видимо »).

2) Член предложения без изменения смысла предложения изъять или заменить ввод­ным словом нельзя.

Пример: Мне все это лишь казалось. Слово «казалось» является сказуемым и не может быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности).

Вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения, при пунктуациикоторых выпускники чаще всего допускают ошибки.

Является вводным словом и выделяется запятыми

Не является вводным словом и не выделяется запятыми

Однако

Если стоит в середине предложения и его нельзя заменить союзом НО.

Пример:

Он был, однако, угрюм и молчалив.

Если стоит в начале или в середине предло­жения и его можно заменить союзом НО. Пример: Однако (= но) он ничего не знает. Ветер утих, однако (= но) шторм продолжался.

Наконец

Если указывает на связь излагаемых мыслей и имеет значение И ЕЩЁ (часто в предложе­нии вводному слову НАКОНЕЦ предшест­вуют слова ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ или С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, по отношению к которым слово НАКОНЕЦ является замыкающим перечис­ление).

Пример:

Летом можно поехать на море или к друзьям и, наконец (= и ещё), можно отдохнуть на даче.

Во-первых, ты опоздал, во-вторых, не принёс работу и, наконец (= и ещё), пролил сок на рисунок.

Если его можно заменить словосочетанием В КОНЦЕ КОНЦОВ или оно имеет значение ПОСЛЕ ВСЕГО, ПОД КОНЕЦ, В РЕ­ЗУЛЬТАТЕ ВСЕГО (обычно в этом случае к нему можно добавить частицу -ТО). Пример: Измученные, грязные, мокрые, мы наконец (= после всего, в результате всего) достигли берега.

Значит

Если синонимично словам СЛЕДОВА­ТЕЛЬНО, СТАЛО БЫТЬ.

Пример:

Если наступит весна, значит (= следова­тельно), будет тепло.

Родятся люди, женятся, умирают; значит (= следовательно), так нужно, значит (= стало быть), хорошо.

Если близко по смыслу словам ОЗНАЧАЕТ, ЭТО.   Пример: Бороться - значит (= означает) победить.

Действительно

Если стоит в начале предложения, выражает уверенность и имеет значение В САМОМ ДЕЛЕ, ПРАВДА. Пример: Действительно (= в самом деле), его работа интересна.

Если стоит в середине или в конце предложения.

Пример:

Его работа действительно интересна. (Действительно стоит в середине предложения)

     

Задание 11.

Задание 12.

Задание 13.

Задание 2.

Смысловой анализ текста.

Алгоритм выполнения задания.

1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.

2. Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ.

3. Определите, какой их предлагаемых ответов соответствует вопросу (аналитическое прочтение предлагаемого текста поможет найти правильный ответ; в случае неудачного выбора ответа вы сразу же почувствуете логическое несоответствие).

Задание 3.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства  -  это тропы, а синтаксические — Фигуры речи.

ТРОПЫ

(Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении для бо­лее точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример употребления этого тропа в художественном тексте
ЭПИТЕТ Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выражается именем прилагательным. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она  (А.С. Пушкин).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предме­тов, уподобление их человеку; на­деление неодушевлённых предме­тов действиями, свойственными человеку. Буря мглою небо кроет, вихри! снежные крутя: то как зверь, она! завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин).              Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов).
СРАВНЕНИЕ Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК. ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО. Лед неокрепший на речке студё­ной, словно как тающий сахар лежит. (Н. А. Некрасов).
МЕТАФОРА Перенос свойств с одного предме­та на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов поэтому метафору называю скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО. Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката  (И. А. Бунин). (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; (Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)  
МЕТОНИМИЯ Иносказательное обозначение предмета речи» «переименова­ние», замена одного понятия дру­гим, имеющим с ним причинную связь: А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; Б) имя автора заменяет название его произведения; В) название места действия заме­няет название людей» находящих­ся в этом месте; Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименова­ния человека Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин) (То есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира). Я три тарелки съел. Выпил всю бутылку.                           (И.А. Крылов) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин). Я прочитал всего Тургенева. Ликует буйный Рим              (М.Ю. Лермонтов). Серые шлемы с красной звездою Белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)
СИНЕКДОХА Разновидность метонимии, когда название части употребляется вме­сто названия целого или наоборот: А) единственное число употреб­ляется вместо множественного; Б) множественное число употреб­ляется вместо единственного; В) родовое понятие вместо видо­вого; Г) видовое понятие вместо родо­вого. И слышно было до рассвета, как ли­ковал француз (М.Ю. Лермонтов). Мы все глядим в Наполеоны (А. С. Пушкин). Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский).  Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.В. Гоголь)
ГИПЕРБОЛА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.   Раздирает рот зевота шире Мекси­канского залива (В.В. Маяковский). В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский).
ЛИТОТА Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или яв­ления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка!        (А.С. Грибоедов)
ИРОНИЯ Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. «Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Обращение к ослу в басне И. Крылова)
ПЕРИФРАЗА Замена названия предмета или явления описанием их отличи­тельных признаков или указанием на характерные черты. Использу­ется для того, чтобы избежать ре­чевого повтора. Царь зверей (вместо лев).  Братья наши меньшие (вместо животные) Автор «Героя нашего времени»  (вместо М.Ю. Лермонтов)

 

ФИГУРЫ РЕЧИ

(фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность )

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример употребления этой фигуры в художественном тексте
АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов. Ты и убогая, //Ты и обильная, //Ты и могучая, //Ты и бессильная, //Матушка-Русь! (Н. Некрасов)
ИНВЕРСИЯ Обратный порядок слов. Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов)
ГРАДАЦИЯ А) ВОСХОДЯЩАЯ Б) НИСХОДЯШАЯ Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений в постепенным возрастанием значимости.   Цепь понятий или определений в постепенным убыванием значимости. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.   Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени (Л. Толстой). Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах (А. Белый).
ОКСЮМОРОН Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Мертвые души, живой труп, груст­ная радость, сладкая горечь воспо­минаний.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более. А все Кузнецкий мост и вечные французы.... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи­лек! И булавок! (А.С. Грибоедов) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая беда (В.Г. Распутин).
АНАФОРА Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов)
ЭПИФОРА Повторение одних и тех же слов или фраз к конце нескольких рядом стоящих конструкций. Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом! (М. Светлов) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для то­го, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа. Что день грядущий нам готовит?
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Эмоциональное обращение к лю­дям, непосредственно не участ­вующим в общении, или к неоду­шевлённым объектам. Люди мира, бережно относитесь к природе! Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скры­ваете!            (С. Есенин)
ЭЛЛИПСИС Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм. Мы сёла - в пепел, грады - в прах (В. Жуковский).
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта! (А. Блок)
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРРАЛЛЕЛИЗМ Одинаковое синтаксическое по­строение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Ю. Лермонтов) В синем небе звёзды блещут, В си­нем море волны хлещут (А.С. Пушкин)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Перечисляемые действия, предме­ты, признаки. Были это весёлые, сильные и смелые люди! (М. Горький)

Звукопись

К изобразительно-выразительным средствам относится и звукопись – игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н.А. Некрасов)
АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных. Морозом выпитые лужи хрустят хрупки, как хрусталь (И. Северянин)

Примечание:

В широком смысле к средствам выразительности также относятся:

Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (=индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное чело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопос1ены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час (А. Блок).

Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диа­лект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в перенос­ам смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в состав: строить - «созда



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.013 с.)