Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем определяется сущность вещи с точки зрения Аристотеля? Учение о материи и форме Аристотеля.

Поиск

Аристотель выдвигает свое представление о бытии как единстве формы и материи. При этом материю он понимает как то, из чего состоят вещи, и что обладает еще двумя свойствами: пассивностью и одновременно способностью принять любую форму, как глина под руками гончара. Чтобы как-то определить составляющие материи, философ прибегает к уже известным четырем элементам: огонь, вода, земля, воздух и добавляет еще один – эфир, считая, что различные их сочетания и задают качественное многообразие мира.

- любая форма находится в единстве с материей

- только через исследование отдельных вещей мы можем прийти к постижению формы

- знание выводится не из ума, а из окружающей нас действительности

III ч. Средневековая философия

1. Патристика и схоластика в Средневековой философии.

Патристика – совокупность учений «отцов церкви» христианских мыслителей II-VII вв, первый период средневековой христианской философии.

Задача философов патристики – создание и распространение христианского философского учения, утверждение его принципов, превращение философии в Служанку священного писания и церковной ортодоксии.

В христианском духе перерабатывалось античное философское наследие.

Основные проблемы

- Троичность Бога

- Природа Христа

- Свобода воли

- Вера и разум в подсознании

Схоластика – метод обучения, метод философского и теологического поиска истины путем формальной логики и рассуждений.

К XIII веку с ростом роли церкви философия (и вся наука) полностью подчинилась теологии. В результате произошло превращение схоластики как метода обучения в тип религиозной философии, характеризующийся полным подчинениям мысли догматам веры.

Основная задача схоластики - обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем.

Схоластика IX-XV вв. Рационализация положений христианского вероучения.

Суть: любой вопрос можно решить с помощью логики.

Важные проблемы

- Вера и разум в познании

- Доказательства бытия Бога

- Проблема универсалий

Аврелий Августин и его учение о Боге и человеке, концепция «двух градов».

В центре социально-политических взглядов Августина стоял вопрос о государстве, В условиях кризиса государственности в Римской империи, очевидцем которого он был, Августин стремился создать концепцию христианского государства. Опираясь на античную философию, он утверждал, что задача государства - забота о благе народа, т. е. об общем благе. Народ он понимал как «большое разумное множество, сплоченное полным единством своих идеалов». Обязанность народа и правителей - всячески укреплять возвышенные идеалы.

Цель государства - забота о мире и обеспечении безопасности граждан, поддержание в обществе порядка и гармонии. Достичь этого можно, опираясь на справедливый закон, без которого невозможно политическое устройство. Государство без закона - ненастоящее государство.

Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории.

 

 

Философия Фомы Аквинского. Каковы пять доказательств бытия Божия Фомы Аквинского?

Фома Аквинский – крупнейший теолог и философ средневековья, систематизатор схоластики. До конца жизни пытался соединить религиозное и естественнонаучное знания, веру и разум.

2. Философия эпохи Возрождения

Периоды эпохи возрождения:

- Проторенессанс (2-я половина XIII века – XIV)

- Раннее Возрождение (начало XV – конец XVI)

- Высокое Возрождение (конец XV – первые 20 лет XVI)

- Позднее Возрождение середина (середина XVI – 90-е годы XVI)

Философия эпохи Возрождения – это совокупность философских взглядов, возникших и развивающихся в Европе в XV-XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, ярко выраженный антропоцентризм, идеи гуманизма, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческих потенциал.

Философия эпохи возрождения разработала диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса

 

 

Дайте характеристику основным направлениям философии эпохи Возрождения

Направление Основные идеи Представители
Гуманизм (расскажите об одном из гуманистов) - Человек – творец самого себя и окружающего мира - Начало всех вещей не Бог, а человек – центр всего мира - Идеал Возрождения – гармонически развитая личность, обладающая огромным творческим потенциалом и способная его реализовать. - Представление о естественных правах человека на жизнь, свободу, собственность и т.д., как заложенных в его природу, неотъемлемых;  - Представление о равенстве всех людей вне зависимости от их происхождения, разрушение сословной системы; - Представление о доброй, созидательной природе человека, в противовес христианскому пониманию природы человека как грешной и испорченной; - Представление об обществе как естественно возникшем единстве людей, необходимой среде существования человека Поэт Франческо Петрарка, Уильям Шекспир, Томас Мор, Франсуа Рабле,Мигель Сервантес, Эразм Роттердамски, Данте Алигьери, Ждованни Боккачо.
  Неоплатонизм Философы пытались развить учение Платона, познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма. - не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);      - "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;  - исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); - едины идея и материя;  - реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность; - Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;  - Вселенная - это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире);  - бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.); - бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;  - невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию Н. Кузанский
  Натурфилософия Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи (Природа – творческое, деятельное начало; бог – гарант необходимости природных явлений. Главная задача науки – раскрытие количественных сторон мира (значение математики и эксперимента))
  Философия Реформации   Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер
Политическое   Никколо Макиавелли
Утопическо- Социалистическое   Томас Мор, Томмазо Кампанелла

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.007 с.)