Указания по выполнению работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Указания по выполнению работы



1. Внимательно изучите всю предварительную информацию к данной работе и создайте отчет по форме ПРИЛОЖЕНИЕ 1..

2. Перейдите на страницу http://accounts.google.com/signup и создайте личный аккаунт. 

 

ВНИМАНИЕ. Сохраните Ваши атрибуты для доступа в систему Google, они могут понадобиться при выполнении других работ.

 

3. С личного почтового ящика системы отправьте письмо преподавателю на указанный им адрес.

Содержание письма: Студент ПЕТРОВ И.И, гр. ЮТД-12 создал аккаунт в системе Google.

В теме письма укажите фамилию и инициалы: ПЕТРОВ И.И.

Приложите к письму скриншот папки «Входящие» Вашего почтового ящика.

4. Дополнительно настройте свой аккаунт, заполнив недостающие анкетные данные, прикрепите свою фотографию, сделайте скриншот вашего профиля и отправьте его по электронной почте преподавателю и скан копию профиля занесите в отчет.

5. Перейдите в Диск Google, создайте папку «My Labs», загрузите в неё свою фотографию, и для файла фотографии в контекстном меню выберите меню «Совместный доступ», настройте уровень доступа (Личный – доступ имеют только перечисленные ниже пользователи), добавьте пользователя (по адресу почты, предоставленному преподавателем) и откройте доступ с включённой опцией «Оповестить по электронной почте». Копию экрана с настройками доступа занесите в отчет.

6. Зайдите в Карты Google, найдите точки месторасположения ЮИ МИИТ и точку «своего» проживания, сформируйте ссылки на эти точки и пошлите в теле письма на адрес, предоставленный преподавателем.

7. В Картах Google создайте маршрут от точки «своего» проживания до ЮИ МИИТ, отмасштабируйте карту, чтобы маршрут полностью умещался на экране, сделайте скриншот и пошлите в теле письма на адрес, предоставленный преподавателем и занесите его в отчет.

8. Представьте отчет на проверку преподавателю.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое веб-сервисы?

2. Что такое облачные технологии?

3. Что облачные технологии могут дать организации?

4. Зачем при регистрации рекомендуется указывать номер мобильного телефона?

5. Зачем при регистрации рекомендуется указывать ещё один адрес электронной почты?

6. Нужно ли знать свой MAC-адрес при работе с Google?

7. Что такое «Совместный доступ»?

8. Что такое аккаунт?

9. Опишите принцип функционирования DNS?

 

Работа № 7.2. Информационный поиск в ИНТЕРНЕТ

 

Цель работы: Получить навыки по поиску общей и профильной информации в Интернет с помощью поисковых систем. Проводить анализ полученной информации и формулировать выводы.

Порядок выполнения работы.

1. Изучить теоретическую часть.

2.  Выполнить все задания и отразить результаты в отчете

3.  Представить отчет на проверку преподавателю. Отчет должен содержать номера пунктов работы, краткое содержание задания в каждом пункте и (в правой колонке) результат выполнения каждого пункта.

 

Теоретическая часть

 

  Поиск информации или информационный поиск представляет один из наиболее востребованных сервисов Интернет. Цель любого поиска - найти информацию, способствующую получению нужных сведений или знаний для:

· повышения собственного профессионального, культурного и любого иного уровня;

· создания новой информации и формирования новых знаний;

· принятия управленческих решений и т.п.

Термин «информационный поиск» (англ. «information retrieval») ввел американский математик К. Муэрс. К объектам информационного поиска К. Муэрс отнес документы, сведения об их наличии и (или) местонахождении, фактографическую информацию. Другими словами, информационный поиск – совокупность логических и технических операций, имеющих конечной целью нахождение документов, сведений о них, фактов, данных, релевантных запросу потребителя.

«Релевантность» – соответствие содержания полученной информации  запросу. Системы, обеспечивающие реализацию подобного поиска информации, называются поисковыми системами (ПС). В традиционных технологиях ПС представляют картотеки и каталоги, адресные и иные справочники, указатели, энциклопедии, справочный аппарат к изданиям и другие материалы. ПС осуществляют поиск среди документов базы данных или иных массивов машиночитаемых данных, содержащих заданные слова.

Терминологически «информационно-поисковая система» (англ. «information retrieval system», IRS) – представляет систему, предназначенную для поиска и хранения информации, центральным компонентом которой является пакет программного обеспечения, реализующий процессы создания, актуализации, хранения и поиска в информационных базах и банках данных.

Функционирование современных ИПС основано на двух предположениях:

1) документы, необходимые пользователю, объединены наличием некоторого признака или комбинации признаков;

2) пользователь способен указать этот признак.

Оба эти предположения на практике не выполняются, и можно говорить только о вероятности их выполнения. Поэтому процесс поиска информации обычно представляет собой последовательность шагов, приводящих при посредстве системы к некоторому результату и позволяющих оценить его полноту.

Оценить качество запроса, как и полноту получаемого результата, пользователь может, отыскав дополнительные сведения или так организовав процесс, чтобы часть результатов поиска могла использоваться для подтверждения или отрицания адекватности другой части. В то же время, для пользователей-профессионалов характерна устойчивость тематического профиля. Когда они являются «информационно-ориентированными», то им свойственно желание и способность организовать информационное пространство проблемы. Это означает, что пользователь создаёт по существу новый, «самостоятельный» проблемно ориентированный, индивидуально обновляемый и пополняемый информационный ресурс, включающий помимо подборок документов также и метаинформацию, например, словари специальной терминологии, классификаторы предметных областей, описания ресурсов и т.д.

Информационный поиск подразумевает использование определённых стратегий, методов, механизмов и средств. Поведение пользователя, осуществляющего управление процессом поиска, определяется не только информационной потребностью, но и инструментальным разнообразием ИПС – технологиями и средствами, предоставляемыми системой.

Стратегия поиска - общий план поведения системы или пользователя для выражения и удовлетворения информационной потребности пользователя, обусловленный как характером цели и видом поиска, так и системными «стратегическими» решениями – методами и средствами поиска.

Методы поиска, т.е. выделение подмножества документов, потенциально содержащих описание решения задачи отбора документов, являются отражением процесса нахождения решения и зависят от характера задачи и предметной области.

Процесс поиска состоит из следующих шагов:

1. формулирование запроса на естественном языке, выбор поисковых системы и сервисов, формализация запроса;

2. проведение поиска в одной или нескольких поисковых системах;

3. обзор полученных результатов (ссылок);

4. предварительная обработка полученных результатов: просмотр содержания ссылок, извлечение и сохранение релевантных данных;

5. при необходимости модификация запроса и проведение повторного (уточняющего) поиска с последующей обработкой полученных результатов.

Для уменьшения объёма отобранных материалов осуществляют фильтрацию результатов поиска по типу источников (сайтов, порталов), тематике и другим основаниям.

Поисковые средства и технологии, используемые для реализации информационных потребностей, определяются типом и состоянием решаемой пользователем задачи,  соотношением его знания и незнания об исследуемом объекте. Кроме того, процесс взаимодействия пользователя с ИПС определяется уровнем знания пользователем содержания ресурса (полноты представления, достоверности источника и т.д.) и функциональных возможностей системы как инструмента.

Процесс поиска информации обычно носит эмпирический характер. Он представляет последовательность шагов, приводящих при посредстве системы к некоторому результату, позволяющих оценить его полноту.

Популярна организация поиска по начальным фрагментам слова (поиск с усечением справа), например, вместо слова таможенный можно ввести его фрагмент тамож *. При этом будут найдены документы, в которых содержится не только слово таможенный, но и таможня, таможенник и др. В каждом случае пользователь должен представлять, что именно он хочет найти, так как в предложенном ему варианте будет найдено гораздо большее количество документов, чем при задании данного слова полностью (без усечения). В подобном случае возможно в полученном массиве информации провести уточняющий поиск и в результате получить более релевантные данные.

Критерием результата поиска является получение пользователем списка документов, одного документа или их частей, максимально удовлетворяющего его потребностям, сформулированным в поисковом запросе. В ИПС принято формировать список полученных в результате поиска документов по их релевантности. Различают критерии смыслового и формального соответствия между поисковым предписанием и выдаваемым документом.

Полнота и точность поиска являются взаимосвязанными показателями. Увеличение одного из них ведёт к снижению другого. В современных ИПС при сбалансированном поиске их значения составляют примерно 70%.

Идеальный результат поиска должен удовлетворять требованиям единственности, полноты и непротиворечивости.   Однако, на практике результат тематического поиска множественен и требует последующей систематизации – ещё одного шага для упорядочения полученного множества объектов.

Для осуществления поиска информации в среде Интернет существуют специальные ИПС. Как правило, они общедоступны и обслуживают пользователей в любой точке мира. Непосредственно для поиска используются поисковые машины- ПМ (комплекс программ, предназначенный для поиска информации), число которых в мире исчисляется несколькими сотнями. Они ориентируются на определенные типы запросов или их сочетание (библиографический, адресный, фактографический, тематический и др.). Кроме того, бывают полнотекстовые, смешанные и другие поисковые машины.

Технология поиска (англ. Search Technology) означает совокупность правил и процедур, в результате выполнения которых пользователь получает искомый результат. При поиске в Интернете рекомендуется обращать внимание на две составляющие: полноту (ничего не потеряно) и точность (не найдено ничего лишнего). Именно соответствие найденных материалам этим критериям называют релевантностью, т.е. соответствием ответа вопросу (запросу).

Поисковые машины используют общие принципы работы, ориентированные на выполнение двух основных функций.

Первая функция ПМ реализуется программой-роботом, автоматически просматривающей различные серверы в Интернете. Находя новые или изменившиеся документы, она осуществляет их индексацию и передаёт на базовый компьютер поисковой машины. Робот – автоматизированный браузер, загружающий веб-страницу, изучающий её и, при необходимости, переходящий к одной из её гиперсвязей. Когда ему попадается страница, не содержащая связей, робот возвращается на одну-две ступени назад и переходит по адресу, указанному в одной из обнаруженных ранее связей.

Роботы имеют ряд разновидностей, одной из которых является паук (англ. spider). Он непрерывно ползает по сети, переходя с одной веб-страницы к другой с целью сбора статистических данных о самой паутине (Web) и (или) формирования некоторой БД с индексами содержимого веб.

Автоматизированные агенты спайдеры регулярно сканируют веб-страницы и актуализируют БД адресов (гиперссылки), средства индексирования информации, расположенные по указанным адресам. Полученные индексы используются для быстрого и эффективного поиска по набору терминов, задаваемых пользователем.

Индексирующие роботы обрабатывают лишь HTML-файлы, игнорируя изображения и другие мультимедийные файлы. Они могут:

· обнаруживать связи с уже несуществующими страницами; у

· устанавливать связь с наиболее популярными узлами, подсчитывая количество ссылок на них в других веб-страницах;

· регистрировать веб-страницы для оценки увеличения системы и др.

Чаще всего роботы просматривают серверы самостоятельно, находя новые внешние ссылки в уже обследованных документах.

Вторая функция ПМ заключается в обработке выявленных документов. При этом учитывается все содержание страниц (не только полный текст, но и наличие иллюстраций, аудио- и видеофайлов, Java-приложений). Индексации подвергаются все слова в документе, что дает возможность использовать поисковые системы для детального поиска по самой узкой тематике. Образуемые гигантские индексные файлы, хранящие информацию о том, какое слово, сколько раз, в каком документе и на каком сервере употребляется, составляют БД, к которой собственно и обращаются пользователи, вводя в поисковую строку сочетания ключевых слов. Выдача результатов осуществляется с помощью специальной подсистемы, производящей интеллектуальное ранжирование результатов. В своих расчетах она опирается на местоположение термина, частоту его повторения в тексте, процентное соотношение данного термина с остальным текстом на данной странице и другие параметры, характеризующие возможности конкретной поисковой машины.

Все чаще применяются интеллектуальные агенты - небольшие программы, обладающие способностью самообучаться, и действовать самостоятельно от имени своего владельца. Имея связь с компьютером пользователя, они выступают в роли персональных помощников, выполняющих ряд задач с применением знаний о потребностях и интересах пользователя. Интеллектуальные роботы-агенты ведут самостоятельный поиск в сети по собственным уникальным алгоритмам. Некоторые из них не только просматривают ключевые слова, но и осуществляют в Интернете семантический анализ информации, выявляя степень ее смыслового соответствия поставленной задаче.

Наиболее популярными ИПС в Интернете являются:

· среди зарубежных - Google, Lycos, Yahoo, WebCrawler и др.

· среди отечественных - Rambler, Яндех, Mail.ru и др.

На рис. 7.9 представлен график, показывающий изменение популярности различных ИПС в Рунет, по состоянию на начало 2017 года. Как видно из этого графика, предпочтения аудитории Рунет практически не изменились за последние три года.

 

Источник: https://www.seorate.ru/rate/sep/

Рис. 7.9.

Популярность различных ИПС в Рунет

 

Следует отметить, что ни одна из них не имеет подавляющих преимуществ перед другими. Для проведения надёжного поиска по сложным запросам специалисты рекомендуют использовать последовательно или параллельно (одновременно) различные ИПС.

Полнотекстовая поисковая машина индексирует все слова видимого пользователю текста. Наличие морфологии дает возможность находить искомые слова во всех склонениях или спряжениях.

Полноту и точность ответа пользователь получает в зависимости от точности сформулированного им запроса. В результате поиска ему обычно предоставляется гораздо больше информации, чем ему необходимо, часть которой может вообще не иметь отношения к сформированному запросу. Многое зависит не только от грамотно сформулированного запроса, но и от возможностей ИПС, которые весьма различны. При этом достаточно ярко проявляется лесной синдром (из-за леса не видно дров), заключающийся в том, что в полученных данных можно пропустить главные, необходимые сведения. Это наглядно проявляется при формировании простых запросов. Простые запросы в виде отдельных достаточно распространённых терминов приводят к извлечению тысяч (сотен тысяч) документов, абсолютное большинство которых пользователю не требуется (информационный шум).

 

Практическая часть

Подготовка к работе.

1. Создайте файл отчета в Word по образцу, приведённому в приложении 1, и заполните его шапку.

ПРИМЕЧАНИЕ. Ваша фамилия (с инициалами) должна являться именем файла отчета.

2. Запустите программу Internet Explorer.

Таким образом, у Вас одновременно должны быть запущены три программы (три окна) – эта методичка, редактор с отчётом и браузер для поиска информации по теме лабораторной работы.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ: При выполнении лабораторной работы не задерживайтесь долго на одном задании, если Вы не можете выполнить все задание, внесите в отчёт полученные результаты и переходите к следующему. Потом вернётесь и дополните ответ.

Выполнение работы

1. Найдите и зафиксируйте в отчёте названия и адреса трёх любых поисковых систем (например: Google, Яндекс, Rambler).

2. Сформулируйте три термина по вашей специальности.

Проведите поиск по каждому термину во всех трех ИПС и копии первых страниц с результатами поисков занесите в отчет.. Сравните, как на один и тот же запрос (термин) на поиск реагируют разные поисковые системы. Какая из них, по вашему мнению, эффективнее. Вывод с анализом эффективности ИПС поместите в отчёт (текст не более 0,5 страницы).

3. Зайдите в поисковую систему Yandex или другую систему. Найдите сайт, посвящённый электронным библиотекам, и копию сайта зафиксируйте в отчете. Проанализируйте сайт одной конкретной библиотеки. Расположение библиотеки, объем ее фондов контактные реквизиты поместите в отчёт.

4. Используя любую поисковую систему, найдите сайт головной организа-ции по Вашему профилю:

•   Для таможни – ФТС Росии

•   Для документоведов и архивистов – Росархив

•   Для экспертов  – Главгосэкспертиза России

и т.д..

Отразите в отчёте электронный адрес, копию первой страницы сайта и почтовый адрес организации.

5. Найдите и перенесите в отчёт данные о руководителе головной организации.

6. Найдите и перенесите в отчёт перечень подчиненных организаций.

7. Найдите не менее трех  региональных структур головной организации, отразите в копии первых страниц этих сайтов.

8. Проанализируйте первые страницы этих сайтов. Отразите в отчёте перечни

a) одинаковых (по названию или содержанию) разделов сайтов;

b) неповторяющихся разделов;

c) часто встречающихся разделов;

d) редко встречающихся разделов;

9. Проанализируйте все найденные региональные сайты. Отразите в отчёте достоинства и недостатки каждого из них.

10. Найдите информацию о международных контактах вашего профильного агентства. Отразите в отчёте (не более 0,5 страницы).

11. Найдите в Интернете информацию о вузах, обучающих по вашей специальности, кроме ЮИ МИИТ. Составьте список вузов и поместите в таблицу – Название вуза, город. Всю эту информацию (текст не более 0,5 страницы) поместите в отчёт.

12. Найдите информацию об аналогичных организациях в царской России. Отразите наиболее интересную информацию в отчёте (не более 0,5 страницы).

13. Сохраните отчет и сообщите преподавателю об окончании работы.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие поисковые системы вы знаете?

3. Что такое релевантность?

4. Назовите домены первого уровня и их примерное количество.

5. Какие серверы Интернета вы знаете?

6. Что такое стратегия поиска?

7. На каких двух предположениях основано функционирование современных ИПС?

8. Как связаны полнота и точность поиска?

9. Являются ли полнота и точность поиска взаимосвязанными показателями?

10. Какова роль «роботов» в поисковых системах Интернета?

11. Какова роль сайта в профильных организациях?

12. На каких языках реализован сайт головной организации?

Раздел 8. Подготовка и размещение в Интернет мультимедиа информации. Язык HTML.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.047 с.)