Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общеразвивающей программы « ROBOT »Стр 1 из 5Следующая ⇒
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ROBOT» Объединение «Робототехника» Вид деятельности: Техническая направленность Возрастная категория детей: 7 -16 лет Срок реализации программы: 3 года Автор-составитель программы: Городничева Н.П., педагог дополнительного образования
г. Новочеркасск, 2019 Содержание 1. Паспорт программы …………………………………………………………………3 2. Пояснительная записка …………………………………………………………… 6 1) направленность программы и направление деятельности; ………………… 6 2) вид программы; ………………………………………………………………… 7 3) новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы; …… 7 4) цель и задачи программы; ……………………………………………………… 8 5) отличительные особенности данной программы; …………………………… 9 6) возраст детей, участвующих в реализации программы; …………………… 10 7) сроки реализации программы; ………………………………………………… 10 8) формы и режим занятий; ……………………………………………………… 10 9) ожидаемые результаты; ………………………………………………………… 11 10) способы определения результативности; …………………………………… 14 11) формы подведения итогов реализации программы. ………………………… 14 3. Учебно-тематический план …………………………………………………………15 4. Содержание изучаемого материала ……………………………………………… 21 5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы … 24 1) методические рекомендации; ………………………………………………… 24 2) условия реализации программы; ……………………………………………… 25
3) материально-техническое обеспечение; ……………………………………… 26 4) диагностические материалы; ……………………………………………………27 5) дидактические материалы. ………………………………………………………27 6. Информационное обеспечение программы ……………………………………… 29 7. Приложение 1 ……………………………………………………………………… 31 8. Приложение 2 ……………………………………………………………………… 42
Паспорт дополнительной общеобразовательной Общеразвивающей программы «ROBOT»
Пояснительная записка Предмет робототехники - это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения. Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов. Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Многие устройства, принимающие решения на основе полученных от сенсоров данных, тоже можно считать роботами — таковы, например, лифты, без которых уже немыслима наша жизнь. Содержание и структура дополнительной общеразвивающей программы «ROBOT» направлены на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками. Конструктор Лего предоставляет учащимся возможность приобретать важные знания, умения и навыки в процессе создания, программирования и тестирования роботов. «Мозгом» робота Lego Mindstorms Education является микрокомпьютер Lego NXT, делающий робота программируемым, интеллектуальным, способным принимать решения. Для связи между компьютером и NXT можно использовать также беспроводное соединение Bluetooth. На NXT имеется три выходных порта для подключения электромоторов или ламп. С помощью функции NXT Program (Программы NXT) можно осуществлять прямое программирование блока NXT без обращения к компьютеру. Датчики получают информацию от микрокомпьютера NXT.
Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет ребенку прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его. Конструктор Mindstorms NXT приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий. Программное обеспечение отличается дружественным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя. Каждое занятие - новая тема или новый проект. Модели собираются либо по технологическим картам, либо со включением фантазии детей. По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных группами. В последующем учащиеся, благодаря накопленному опыту участия в городских соревнованиях и выставках и постоянному совершенствованию моделей роботов, могут успешно выступать на областных соревнованиях и выставках, с дальнейшим выходом на Всероссийский уровень. Настоящая программа имеет техническуюнаправленность, робототехника. Программа является экспериментальной, созданной на базе опыта работы педагога,и разработана на основе: - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242; - Методическое пособие «Программа педагога дополнительного образования детей: этапы создания, основные разделы, рекомендации». Под ред. Паничева Е.Г., Мехедовой С.В. Издание 2-е дополненное и переработанное – Ростов-на-Дону, - ООП ГБОУ ДОД РО ОЦТТУ, - 2014, 216 с. - Постановление от 04.07.2014 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об утверждении САНПИН 2.4.4.3172-14 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Устав МБУ ДО ЦТТ № 1 имени В.В. Горбатко; - локальные акты, регламентирующие деятельность МБУ ДО ЦТТ № 1 имени В.В. Горбатко. Программа «Робототехника» имеет общеразвивающую ориентацию. Уровень программы – базовый.
Новизнапрограммы - заключается в комплексном изучении предметов и дисциплин, не входящих ни в одно стандартное обучение общеобразовательных школ. При изготовлении моделей роботов, учащиеся сталкиваются с решением вопросов механики и программирования, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем. Уникальность программы заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одно целое. Актуальность программы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование, т.е. создается благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Педагогическая целесообразность программы в том, что, учащиеся научатся объединять реальный мир с виртуальным в процессе конструирования и программирования. Кроме этого школьники получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики. Программа является целостной и непрерывной и позволяет учащемуся в течение всего процесса обучения шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. Использование Лего-конструкторов на занятии повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным. Очень важной представляется практика работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. В данной программе, созданной для эффективной работы объединения, определены цели и задачи, изложены теоретические сведения и продуманы практические занятия, предусмотрена образовательно-воспитательная работа и обеспечение, необходимое для реализации программы. Дополнительная общеразвивающая программа «ROBOT» ставит следующую цель: - создать условия для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала детей; - создать условия для улучшения коммуникативных способностей и приобретения навыков работы в коллективе; - развить такие качества личности, как старательность, интерес к процессу деятельности и результатам труда, настойчивость в преодолении трудностей, проявление инициативы и творческого отношения к делу; - научить ребят грамотно выражать свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию. Задачи: Личностное развитие учащегося 1. Способность определять ценности и смыслы обучения: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - положительное отношение к учебной деятельности; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; 2. Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; 3.Способность к нравственно-этической ориентации: - знание основных моральных норм поведения; - формирование этических чувств: сочувствия, стыда, вины, как регуляторы морального поведения; - осознание своей гражданской идентичности; - понимание чувств одноклассников, педагогов, других людей и сопереживание им; - развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе учебного материала; - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения; - способность ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. На метапредметном уровне Развитие регулятивных универсальных учебных действий - способность организовать учебную деятельность: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; - способность к целеполаганию - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - способность к планированию - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - способность к прогнозированию – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; : - способность владению информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации; - способность к применению ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера; - способность к владению первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности; - способность к развитию познавательного интереса к робототехнике. - способность к контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; - способность к коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; - способность к оценке – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; - способность к саморегуляции: мобилизация сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Развитие познавательных универсальных учебных действий. Общеучебные универсальные действия: - способность самостоятельно выделить и сформулировать познавательные цели; - способность к поиску и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - способность к структурированию знаний; - способность к осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме; - способность выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - способность к рефлексии способов и условий действия: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - способность понимания и адекватная оценка языка средств информации; - способность постановки и формулирования проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - способность к знаково-символическим действиям: моделированию; преобразованию модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: - способность к анализу, синтезу, сравнению, классификации объектов по выделенным признакам; - способность к подведению понятий, выведению следствий; - способность установления причинно-следственных связей; - способность построения логической цепи рассуждений; - способность доказывать и находить доказательство; - способность выдвижения гипотез и их обоснование; - способность к постановке и решению проблемы: формулирование проблемы, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий - способность к учебному сотрудничеству с педагогом и сверстниками; - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - способность к умению ставить вопросы (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); - способность разрешать конфликты (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); - способность управления поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Отличительной особенностью программы «ROBOT» является создание условий, благодаря которым во время занятий ребята научатся проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями, которая способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, и визуальная программная среда позволят легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. В распоряжении детей предоставлены LEGO-конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью учащийся может запрограммировать робота на выполнение определенных функций. Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию учеников к получению знаний. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики. Ведущая идея дополнительной общеразвивающей программы «ROBOT» — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация. В программе рассматриваются несколько направлений робототехники: - Мобильные роботы - перемещаются в пространстве. - Буксировщики и конвейеры - перемещают в пространстве предметы. - Измерительные роботы - снимают показания при помощи датчиков. - Роботы действия - приспособления для выполнения работы с различными повторяющимися действиями. - Логические роботы - на основе показаний датчиков принимают решение и совершают различные запрограммированные операции. - Модели реальных систем - конструкции, показывающие в упрощенном виде реальные процессы, встречающиеся в реальной или виртуальной жизни. Роботы из Лего Mindstorms NXT- это модели реальных процессов или модели уже созданных роботов для изучения математики, программирования, технологии производства и физики. Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст учащихся 7-16 лет. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю с перерывом 10 минут, годовая учебная нагрузка 144 часа, количество учащихся в группе - 11-13 человек. Учебные группы формируются на добровольной основе по возрастному признаку, уровню знаний и умений, определяемому результатами тестирования. В группах могут обучаться дети с разницей в возрасте 1-4 года. Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися на занятиях в соответствии с обязательным образовательным минимумом. Выбирая формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности. Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Особое внимание в работе объединения уделяется правилам безопасности труда. Учащиеся принимают участие в соревнованиях, конкурсах и выставках муниципального, регионального и Всероссийского уровней. С этой целью они знакомятся с техническими требованиями к моделям, представляемым на соревнования, с условиями проведения соревнований. Важным методом работы являются экскурсии на предприятия, встречи с родителями учащихся. В программу 1 года обучения входит: изучение элементной базы конструктора Lego Mindstorms Education при помощи которой собираются роботы, порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами, порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств, сборка робототехнических средств с применением LEGO конструкторов, простых программ для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов. В программу 2 года обучения входит: изучение конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов, компьютерной среды, включающей в себя графический язык программирования; виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основные приемы конструирования роботов; создание программ для робототехнических средств. В программу 3 года обучения входит: порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств, использование созданных программ, самостоятельное решение технических задач в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применение полученных знаний, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и других объектов и т.д.), создание реально действующих моделей роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу, создание программ на компьютере для различных роботов, владение техническими компетенциями в сфере робототехники, набором коммуникативных компетенций, позволяющих безболезненно войти и функционировать без напряжения в команде, собранной для решения технической проблемы, умение решать практические задачи, используя набор технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования В процессе реализации программы используются следующие методы организации обучения: - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - проблемный; - исследовательский. Педагог использует технологии проблемно-поискового обучения; технологии развивающего обучения; технологии проблемного изложения (создание проблемной ситуации при постройке модели робота, формулирование проблемы, выдвижении гипотезы, формулировка выводов и обобщение применительно к робототехнике). Формы организации обучения: - коллективные (учащиеся выполняют одно задание при постройке модели робота и получают навыки коммуникативного общения); - индивидуальные (учащиеся выбирают определенную модель, конструируют ее самостоятельно, что способствует развитию мыслительной деятельности учащегося). Ожидаемые результаты реализации программы: - умение применить творческие возможности в области техники, обусловленные личностным потенциалом ребенка; - формирование эмоционально - волевого отношения к познанию, постоянное стремление к активной деятельности (трудолюбие); – умение извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их; – развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; – развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе; - формирование таких качеств личности, как старательность, интерес к процессу деятельности и результатам труда, настойчивость в преодолении трудностей, проявление инициативы и творческого отношения к делу; - умение самостоятельно и творчески решать проблемные задачи.
Решение поставленных в программе задач осуществляется посредством использования различных методов, форм организации обучения и определенных методов и форм проведения контроля уровня обученности. Способы определения результативности программы: - педагогическое наблюдение; - педагогический анализ результатов: · тестирование, анкетирование; · опрос, выполнение учащимися диагностических заданий; · участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, олимпиадах; · защита проектов; · решение задач поискового характера; · активность учащихся на занятиях и т.д.
Мониторинг Для отслеживания результативности используется:
|