Характеристика организации, являющейся базой практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика организации, являющейся базой практики



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРАКТИКИ …………………………………………….……5

1.1. Характеристика организации, являющейся базой практики…………………....5

1.2. Диагностическая работа………………………………………………………...…6

2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ……………….…………….8

2.1 Основные способы получения психологической информации ………..……….8

2.2. Практическая работа …………………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……….…33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………... 35

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….36


ВВЕДЕНИЕ

Настоящая практика включена в утвержденный рабочий план обучающихся АНО ВО «Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт" (МИТУ-МАСИ)» по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» профиль Общая психология.

Вид практики: Производственная практика.

Тип практики: Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

В качестве места прохождения практики приказом ректора закреплено АНО ВО «МИТУ-МАСИ», расположенному по адресу 109316, г. Москва, Волгоградский проспект, д. 32 корпус 11, а также указан нормативный срок прохождения данной практики в период с «26» июня 2017 г. по «09» июля 2017 г.

Цель практики: закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение ими практических навыков и компетенций в области психологического сопровождения клиентов (детей и взрослых) в различных организациях.

Задачи практики:

- формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;

- практическое применение технологий, методов, приемов и средств работы психолога с различными категориями клиентов в организации;

- обучение навыкам решения практических задач психолога;

- приобретение практических умений, навыков планирования и организации деятельности психолога;

- формирование профессиональной позиции психолога, его мировоззрения, стиля поведения;

- освоение профессиональной этики психолога.

В результате прохождения практики формируется комплекс компетенций:

- ОК 7 способен к самоорганизации и самообразованию;

- ПК 6 способен к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;

- ПК 7 способен к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;

- ПК 8 способен к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии;

- ПК 9 способен к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях;

- ПК 12 способен к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

Практика включает разделы (этапы): подготовительный этап; основной этап; индивидуальная программа практики; заключительный этап.


 

ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРАКТИКИ

Диагностическая работа

Деятельность МИТУ – МАСИ регламентируют следующие нормативно – правовые акты:

1. Лицензия №2472 от 18.11.2016;

2. Свидетельство о государственной аккредитации №2426 от 15.12.2016;

3. Отчет о самообследовании Автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский информационно-технологический университет –Московский архитектурно-строительный институт» по состоянию на 01 апреля 2017 года;

4. Устав МИТУ-МАСИ от 21.10.2014 г.;

5. Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский архитектурно-строительный институт" и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся от 4.02.2014 г.;

6. Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления, восстановления студентов и изменений условий освоения образовательных программ в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Московский архитектурно-строительный институт" от 22.05.2017;

7. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся от 4.02.2014 г.;

8. План финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации на 2017 год;

9. Приказ МИТУ-МАСИ об утверждении стоимости обучения ВО и СПО 2017-18 учебный год от 30.03.2017;

10. Режим занятий обучающихся.


 

Практическая часть

Объект исследования: стрессовое выгорание.

Предмет исследования: проблемы стрессового выгорания у студентов во время учебы.

Цель исследования – выявление связи проявлений учебного стресса и стрессового выгорания студентов.

В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать диагностический инструментарий по проблеме исследования;

2. Выявить особенности взаимосвязи проявлений учебного стресса и эмоционального выгорания студентов;

3. Сформулировать выводы и обобщить результаты исследования.

В исследовании приняли участие 15студентов 4 курса заочного отделения, из них 14 женщин и 1 мужчина.

Гипотеза исследования: вероятно, между проявлениями учебного стресса и стрессовым выгоранием существует взаимосвязь, чем более эмоционально истощенны студенты и замедленны их реакции, тем больше влияния имеет учебный стресс.

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методы:

1. Эмпирические: тестирование: тест «Учебный стресс» Ю. В. Щербатых, тест «Самооценка стрессоустойчивсти» С. Коухэна и Г. Виллиансона, методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко (модифицированный вариант, спроецированный на учебные ситуации);

2. Статистические: описательная статистика (среднее), корреляционный анализ Спирмена.

Обработка осуществлялась в статистическом пакете «SPSS 21.0».

Для достижения поставленной цели в работе были использованы следующие методики:

1. Тест «Учебный стресс» Ю. В. Щербатых (Приложение 1). Направлен на изучение стресса в ситуации обучения;

2. Тест «Самооценка стрессоустойчивсти» С. Коухэна и Г. Виллиансона (Приложение 2). Субъективная оценка стрессоустойчивости человека;

3. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко (модифицированный вариант, спроецированный на учебные ситуации) (Приложение 3). Дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания», позволяет увидеть ведущие симптомы.

На первом этапе психодиагностики испытуемым был предложен тест «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых). Вопросы 4,6,7 не были обработаны с помощью математической статистики. Рассмотрим процентное соотношение ответов по этим вопросам.

На вопрос №4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете, мы получили следующие ответы: алкоголь – 40%, сигареты – 42%, наркотики – 5%, телевизор – 55%, вкусная еда – 60%, перерыв в работе или учебе – 70%, сон – 45%, общение с друзьями или любимым человеком – 40%, поддержка или совет родителей – 35%, секс – 65%, прогулки на свежем воздухе – 50%, хобби – 30%, физическая активность – 35%, другое – 20% (Рисунок 1, Рисунок 2).

Рисунок 1. Процентное соотношение ответов на вопрос №4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете?

 

Рисунок 2. Процентное соотношение ответов на вопрос №4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете?

Из полученных данных мы видим, что большинство испытуемых наиболее часто практикуют в качестве приема снятия стресса перерыв в работе или учебе, секс и принятие вкусной пищи. Наиболее редко студенты принимают наркотики как снятие стресса.

На вопрос №6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? Были получены следующие ответы: учащенное сердцебиение – 55%, сухость во рту – 20%, затрудненное дыхание – 30%, скованность, дрожание мышц – 40%, головные или иные боли – 45%, другое – 30% (Рисунок 3).

Рисунок 3. Процентное соотношение ответов на вопрос №6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя?

Наиболее часто встречающиеся признаки экзаменационного стресса у испытуемых это учащенное сердцебиение, головные или иные боли, скованность, дрожание мышц. Наименее встречается сухость во рту.

На вопрос №7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение? наиболее часто встречающимися ответами были: стараюсь отвлечься – 55%, ищу поддержки от других людей – 40%, провожу время с семьей – 30% (Рисунок 4).

Рисунок 4. Процентное соотношение ответов на вопрос №7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?

Наиболее часто студенты стараются отвлечься от предстоящих экзаменов, ищут поддержки от других людей и стараются больше проводить времени с семьей.

С помощью компьютерной программы SPSS 21.0. мы выявили средние значения по шкалам используемых методик (Приложение 4).

Средние значения по тесту «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых):Вопрос №1. Оцените по 10-балльной шкале вклад ваших отдельных проблем в общую картину стресса: строгие преподаватели (М=7), большая учебная нагрузка (М=8), отсутствие учебников (М=3,5), непонятные, скучные учебники (М=6,2), жизнь вдали от родителей (М=2,2), неумение распорядиться ограниченными финансами (М=1,1), неумение организовать режим дня (М=5), нерегулярное питание (М=1,4), совместное проживание с другими студентами (М=1), конфликт в группе (М=1), излишне серьезное отношение к учебе (М=4,8), нежелание учиться (М=1,8), стеснительность (М=3,3), страх будущего (М=5,6), проблемы в личной жизни (М=5) (Рисунок 5,Рисунок 6, Рисунок 7).

Рисунок 5. Средние значения по тесту «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых): Вопрос №1. Оцените по 10-балльной шкале вклад ваших отдельных проблем в общую картину стресса

Рисунок 6. Средние значения по тесту «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых): Вопрос №1. Оцените по 10-балльной шкале вклад ваших отдельных проблем в общую картину стресса

Рисунок 7. Средние значения по тесту «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых): Вопрос №1. Оцените по 10-балльной шкале вклад ваших отдельных проблем в общую картину стресса

Таким образом, мы видим, что наибольшее влияние на стрессовое состояние студентов имеют такие проблемы, как строгие преподаватели, большая учебная нагрузка, непонятные, скучные учебники, страх будущего. Минимум влияния имеют неумение распорядиться ограниченными финансами, совместное проживание с другими студентами, конфликт в группе. Данное распределение можно объяснить тем, что испытуемые – студенты заочного отделения, большинство из них взрослые самостоятельные люди, проблемы очного обучения для них не актуальны.

Вопрос №2. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы?: уровень стресса в учебе за последние 3 месяца (М=2,8) (Рисунок 8).

Рисунок 8. Средние значения по тесту «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых): Вопрос №2. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы?

У испытуемых уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы не изменился.

Вопрос №3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой?: ощущение беспомощности (М=2,4), невозможность избавиться от посторонних мыслей (М=4,2), отвлекаемость, плохое внимание (М=2,6), раздражительность, обидчивость (М=4,5), плохое настроение (М=2), страх, тревога (М=2,9), потеря уверенности, низкая самооценка (М=2,4), спешка, нехватка времени (М=6,6), плохой сон (М=2,5), проблемы в общении (М=3), учащенное сердцебиение (М=2,4), затрудненное дыхание (М=2,9), проблемы ЖКТ (М=1,6), напряжение или дрожание мышц (М=1,4), головные боли (М=2,6), низкая работоспособность (М=2,2) (Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11,Рисунок 12).

Рисунок 9. Средние значения по тесту «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых): Вопрос №3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой?)

Рисунок 10. Средние значения по тесту «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых): Вопрос №3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой?)

Рисунок 11. Средние значения по тесту «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых): Вопрос №3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой?)

Рисунок 12. Средние значения по тесту «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых): Вопрос №3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой?)

 

 

Больше всего стресс, связанный с учебой проявляется в спешке и нехватке времени, в обидчивости и раздражительности.

Вопрос №5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами: волнение перед экзаменом (М=5,4) (Рисунок 13).

Рисунок 13. Средние значения по тесту «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых): Вопрос №5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменом?)

Волнение перед экзаменами находится на среднем уровне.

Средние значения по тесту «Самооценка стрессоустойчивости» (С. Коухэн и Г. Виллиансон): оценка стрессоустойчивости (М=8,3) (Рисунок 14).

Рисунок 14. Средние значения по тесту «Самооценка стрессоустойчивости» (С. Коухэн и Г. Виллиансон)

 

Согласно интерпретации данного теста, самооценку стрессоустойчивости можно охарактеризовать как хорошую.

Средние значения по тесту «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко): напряжение (М=5,9), резистенция (М=5,6), истощение (М=5) (Рисунок 15).

Рисунок 15. Средние значения по тесту «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко)

Согласно интерпретации теста В. В. Бойко испытуемые студенты не имеют сложившихся симптомов эмоционального выгорания.

Далее с помощью корреляционного анализа Спирмена мы выявили следующие статистически значимые положительные взаимосвязи между шкалами теста «Учебный стресс» (Ю. В. Щербатых) и шкалами тестов «Самооценка стрессоустойчивости» (С. Коухэн и Г. Виллиансон), «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко):

Истощение – нерегулярное питание (r=0,554, р=0,032). У эмоционально отстраненных студентов одной из стрессовых проблем во время учебы является нерегулярное питание.

Истощение – стеснительность (r=0,600, р=0,018). У студентов с низким энергетическим тонусом стресс проявляется в стеснительности.

Истощение – проблемы в личной жизни (r=0,665, р=0,007). Студенты с низким энергетическим тонусом имеют проблемы в личной жизни, которые влияют на уровень стресса во время учебы.

Истощение – страх, тревога (r=-0,697, р=0,004). Эмоционально и личностно отстраненные студенты проявляют стрессовое состояние в форме страха и тревоги.

Истощение – проблемы ЖКТ (r=0,605, р=0,017). У студентов с низким энергетическим тонусом учебный стресс проявляется в появлении проблем с ЖКТ.

Истощение – напряжение или дрожание мышц (r=0,554, р=0,006). У студентов с низким энергетическим тонусом учебный стресс проявляется в напряжении или дрожании мышц.

Истощение – головные боли (r=0,570, р=0,026). У студентов с низким энергетическим тонусом учебный стресс проявляется в появлении головных болей.

Отрицательные взаимосвязи:

Оценка стрессоустойчивости – страх будущего (r=-0,674, р=0,006). Чем ниже уровень стрессоустойчивости студента, тем более он тревожится о своем будущем.

Оценка стрессоустойчивости – невозможность избавиться от посторонних мыслей (r=-0,515, р=0,049). Студентов с низким уровнем стрессоустойчивости беспокоят мысли, отдаленные от учебы.

Резистенция – стеснительность (r=-0,637, р=0,011). Студенты со сниженным уровнем эмоционального реагирования проявляют стресс в стеснительности.

Резистенция – плохой сон (r=-0,569, р=0,032). Студентов со сниженным уровнем эмоционального реагирования часто во время учебы беспокоит бессонница.

Таким образом, мы выявили средние значения по выбранным методикам и пришли к выводу, чтонаибольшее влияние на стрессовое состояние испытуемых студентов имеют такие проблемы, как строгие преподаватели, большая учебная нагрузка, непонятные, скучные учебники, страх будущего. Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы не изменился.Больше всего стресс, связанный с учебой проявляется в спешке и нехватке времени, в обидчивости и раздражительности. Волнение перед экзаменами находится на среднем уровне.

Самооценку стрессоустойчивости можно охарактеризовать как хорошую. Испытуемые студенты не имеют сложившихся симптомов эмоционального выгорания.

Корреляционный анализ подтвердил гипотезу о связи между проявлениями учебного стресса и стрессовым выгоранием, чем более эмоционально истощенны студенты и замедленны их реакции, тем больше влияния имеет учебный стресс.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной практики являлось закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение ими практических навыков и компетенций в области психологического сопровождения детей и взрослых в различных организациях.

В ходе решения первой задачи была сформирована целостная картина будущей профессиональной деятельности. Были глубоко освоены методы работы психолога в организации, способы консультирования и апробированы методы диагностики.

В ходе решения второй задачи были практически апробирована психологическая работа, а именно использование на практике технологий, методов, приемов и средств работы психолога с различными категориями клиентов в организации. За время прохождения данной практики я приобрела следующие навыки: решение профессиональных задач, развитие творческого подхода, коммуникативные навыки, взаимодействие с коллегами по работе, совершенствование профессионально значимых качеств личности психолога.

В ходе решения третьей задачи произошло обучение навыкам решения практических задач психолога. За время прохождения практики я научилась самостоятельно планировать, организовывать и проводить психологическое исследование с использованием психодиагностического инструментария и математически статистики.

В ходе решения четвертой задачи произошло приобретение практических умений, навыков планирования и организации деятельности психолога;

В ходе решения пятой задачи была сформирована профессиональная позиция психолога, его мировоззрение, стиля поведения, а также освоена профессиональная этика психолога.

Так, мной было проведено исследование с целью выявления связи проявлений учебного стресса и стрессового выгорания студентов.

В ходе него я выяснила, что наибольшее влияние на стрессовое состояние испытуемых студентов имеют такие проблемы, как строгие преподаватели, большая учебная нагрузка, непонятные, скучные учебники, страх будущего. Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы не изменился. Больше всего стресс, связанный с учебой проявляется в спешке и нехватке времени, в обидчивости и раздражительности. Волнение перед экзаменами находится на среднем уровне. Самооценку стрессоустойчивости можно охарактеризовать как хорошую. Испытуемые студенты не имеют сложившихся симптомов эмоционального выгорания.

Также была получена статистически достоверная взаимосвязь между проявлениями учебного стресса и стрессовым выгоранием, чем более эмоционально истощенны студенты и замедленны их реакции, тем больше влияния имеет учебный стресс.

За время практики наибольшие трудности я испытывала при проведении психодиагностики. Выбранные методики были достаточно объемными и меня тревожило, что не все студенты могут качественно выполнить задания и отнестись с пониманием. По итогу тестирование прошло достаточно успешно, студенты ответили на все вопросы, с их стороны не было нареканий по вопросу затраченного времени.


 

Интернет-ресурсы

8. Ссылка на пример тренинга https://hrtime.ru/material/gruppovaia-igra-turpoezdka-dlia-otsenki-navyka-vyiavleniia-potrebnostey-20245/

 

 

Приложение 1.

Тест на учебный стресс

(авторская разработка: Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008)

1. Оцените по 10-балльной шкале вклад ваших отдельных проблем в общую картину стресса.

1.1. Строгие преподаватели.

1.2. Большая учебная нагрузка.

1.3. Отсутствие учебников.

1.4. Непонятные, скучные учебники.

1.5. Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов).

1.6. Неумение правильно распорядиться ограниченными фи­нансами.

1.7. Неумение правильно организовать свой режим дня.

1.8. Нерегулярное питание.

1.9. Проблемы совместного проживания с другими студента­ми.

1.10 Конфликт в группе.

1.11 Излишне серьезное отношение к учебе.

1.12 Нежелание учиться или разочарование в профессии.

1.13 Стеснительность, застенчивость.

1.14 Страх перед будущим.

1.15 Проблемы в личной жизни.

1.16Иное (напишите, что именно):________________________

2. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (Отметьте V.)


Значительно уменьшился Незначительно уменьшился Не изменился Незначительно возрос Значительно увеличился

3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (Оцените по 10-балльной шкале признаки.)

3.1. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с про­блемами.

3.2. Невозможность избавиться от посторонних мыслей.

3.3. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания.    

3.4. Раздражительность, обидчивость.

3.5. Плохое настроение, депрессия.

3.6. Страх, тревога.

3.7. Потеря уверенности, снижение самооценки.

3.7. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени.

3.8. Плохой сон.

3.9. Нарушение социальных контактов, проблемы в общении.

3.10.Учащенное сердцебиение, боли в сердце.

3.11. Затрудненное дыхание.

3.12. Проблемы с желудочно-кишечным трактом.

3.13. Напряжение или дрожание мышц.

3.14. Головные боли.

3.15. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

3.16. Иное (напишите сами и оцените): 

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V)

алкоголь;

сигареты;

наркотики;

телевизор;

вкусная еда;

перерыв в работе или учебе;

сон;

общение с друзьями или любимым человеком;

поддержка или совет родителей;

секс;

прогулки на свежем воздухе;

хобби;

физическая активность;

иное:

5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10-балльной системе)?

6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? (Отметьте V)

Учащенное сердцебиение.

Сухость во рту.

Затрудненное дыхание.

Скованность, дрожание мышц.

Головные или иные боли.    

Иное (напишите, что):_________________________

7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?

7.1. ____________________________________________________

7.2. _________________________________________________

7.3._________________________________________________

Краткие сведения о себе:

Ф.И.О. __________________________________________________

Пол ____ Возраст (лет)______Курс ______Факультет ________

Результаты теста

(По данным анализа студентов 1-3 курса гуманитарных направле­ний.)

№ n/n Среднее значение № n/n Среднее значение № n/n Среднее значение № n/n Среднее значение
1.1 4,8 1.9 2,7 3.1 4,0 3.9 3,9
1.2 3,4 1.10 3,1 3.2 4,7 3.10 2,6
1.3 4,1 1.11 3,8 3.3 3,8 3.11 2,6
1.4 5,0 1.12 2,5 3.4 3,5 3.12 2,1
1.5 5,0 1.13 3,3 3.5 4,4 3.13 3,2
1.6 3,4 1.14 3,6 3.6 3,8 3.14 2,8
1.7 3,6 1.15 5,3 3.7 2,9 3.15 4,9
1.8 3,6     3.8 4,5 3.16 5,0

 

Средний показатель экзаменационного волнения (п. 5) — 6,0 ± 0,35 балла.

Приложение 2.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из рав­новесия?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности спра­виться со своими личными проблемами?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хо­тите?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете кон­тролировать?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

 

Интерпретация результатов теста — средние данные по возрастным группам

(цит. по Я. Воробейчик, 2004)

Оценка

стрессоустойчивости

Возраст, лет

От 18 до 29 От 30 до 44 От 45 до 54 От 55 до 64
Отлично 0,5 2,0 1,8 1,3
Хорошо 6,8 6,0 5,7 5,2
Удовлетворитель­но (по Коухену)   14,2 13,0 12,6 11,9
Плохо 24,2 23,3 22,6 21,9
Очень плохо 34,2 33,0 23,3 31,8

 

 

Приложение 3.

«Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т. е. -к равнодушию).

Бланк

Номер п/п да нет Номер п/п да нет Номер п/п да нет Номер п/п да нет
1     8     15     22    
2     9     16     23    
3     10     17     24    
4     11     18     25    
5     12     19     26    
6     13     20     27    
7     14     21     28    
.,.                      
81     82     83     84    

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны - то знак «—» («нет»).

Текст опросника

1. Организационные недостатки в учебе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей успеваемостью не меньше, чем в начале обучения.

3. Я ошибся в выборе профиля обучения (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже учиться (менее продуктивно, качественнее, медленно).

5. Теплота взаимодействия с одногруппниками очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня мало зависит благополучие нашей группы.

7. Когда я прихожу с учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее уйти с занятий.

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать обучению, что требует профессиональный долг.

10. Моя учеба притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на учебе.

12. Бывает, что я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с учебой.

13. Взаимодействие с преподавателями требует от меня большого напряжения.

14. Учеба приносит мне все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место учебы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать одногруппнику поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на учебные контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях на учебе.

19. Я настолько устаю на учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание учебе меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на учебе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии преподавателей.

23. Общение с преподавателями побудило меня сторониться людей

24. При воспоминании о некоторых преподавателях у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с одногруппниками отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с преподавателями.

27. Обстановка на учебе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с учебой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо и т. п.

29. Если одногруппник мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на учебе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей учебе.

32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к одногруппнику у эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою учебу.

35. Преподавателям отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли оучебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с преподавателями.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя учеба приносит пользу.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в учебе.

40. Некоторые стороны (факты) моей учебы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с одногруппниками складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю преподавателей на «хороших» и «плохих».

43. Усталость от учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности преподавателя помимо того, что касается учебы.

45. Обычно я прихожу на учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что учусь автоматически, без души.

47. По учебе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в учебе вдохновляют меня.

51. Ситуация, в которой я оказался на учебе, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за учебы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны преподавателей.

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего на учебе я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с учебы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто учусь через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к учебе, чем теперь.

58. В общении с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного учебного дня я чувствую недомогание.

61. Контингент моих одногруппников очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей учебы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с учебой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что вучебе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю с людьми так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю студентов, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы учебный день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности одногруппников обычно меня искренне волнуют.

70. Общаясь с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой учебный день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемым заданиям выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя учеба складывается с удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с учебой.

77. Некоторых из преподавателей я не хотел бы видеть и слышать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.238 с.)