Список использованных источников. Нормативные и законодательные документы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. Нормативные и законодательные документы



Нормативные и законодательные документы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)»

Монографии, учебники, учебные пособия

3. Каннио, Сильвиана. Мастерство Коучинга. — Москва: Кн. по требованию, cop. 2012. — 240 с.

4. Рейнольдс, Марша. Коучинг: эмоциональная компетентность: Направьте свои эмоции (EQ) на успех в работе: [Пер. с англ.] — М.: Центр поддержки корпоратив. упр. и бизнеса, 2013.

5. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2016.

6. Стар, Джули. Коучинг: полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва: Бизнес Психологи, 2011. — 381 с.

7. Н. П. Фетискин и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп М.: ИИП, 2011

Интернет-ресурсы

8. Ссылка на пример тренинга https://hrtime.ru/material/gruppovaia-igra-turpoezdka-dlia-otsenki-navyka-vyiavleniia-potrebnostey-20245/

 

 

Приложение 1.

Тест на учебный стресс

(авторская разработка: Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008)

1. Оцените по 10-балльной шкале вклад ваших отдельных проблем в общую картину стресса.

1.1. Строгие преподаватели.

1.2. Большая учебная нагрузка.

1.3. Отсутствие учебников.

1.4. Непонятные, скучные учебники.

1.5. Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов).

1.6. Неумение правильно распорядиться ограниченными фи­нансами.

1.7. Неумение правильно организовать свой режим дня.

1.8. Нерегулярное питание.

1.9. Проблемы совместного проживания с другими студента­ми.

1.10 Конфликт в группе.

1.11 Излишне серьезное отношение к учебе.

1.12 Нежелание учиться или разочарование в профессии.

1.13 Стеснительность, застенчивость.

1.14 Страх перед будущим.

1.15 Проблемы в личной жизни.

1.16Иное (напишите, что именно):________________________

2. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (Отметьте V.)


Значительно уменьшился Незначительно уменьшился Не изменился Незначительно возрос Значительно увеличился

3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (Оцените по 10-балльной шкале признаки.)

3.1. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с про­блемами.

3.2. Невозможность избавиться от посторонних мыслей.

3.3. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания.    

3.4. Раздражительность, обидчивость.

3.5. Плохое настроение, депрессия.

3.6. Страх, тревога.

3.7. Потеря уверенности, снижение самооценки.

3.7. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени.

3.8. Плохой сон.

3.9. Нарушение социальных контактов, проблемы в общении.

3.10.Учащенное сердцебиение, боли в сердце.

3.11. Затрудненное дыхание.

3.12. Проблемы с желудочно-кишечным трактом.

3.13. Напряжение или дрожание мышц.

3.14. Головные боли.

3.15. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

3.16. Иное (напишите сами и оцените): 

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V)

алкоголь;

сигареты;

наркотики;

телевизор;

вкусная еда;

перерыв в работе или учебе;

сон;

общение с друзьями или любимым человеком;

поддержка или совет родителей;

секс;

прогулки на свежем воздухе;

хобби;

физическая активность;

иное:

5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10-балльной системе)?

6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? (Отметьте V)

Учащенное сердцебиение.

Сухость во рту.

Затрудненное дыхание.

Скованность, дрожание мышц.

Головные или иные боли.    

Иное (напишите, что):_________________________

7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?

7.1. ____________________________________________________

7.2. _________________________________________________

7.3._________________________________________________

Краткие сведения о себе:

Ф.И.О. __________________________________________________

Пол ____ Возраст (лет)______Курс ______Факультет ________

Результаты теста

(По данным анализа студентов 1-3 курса гуманитарных направле­ний.)

№ n/n Среднее значение № n/n Среднее значение № n/n Среднее значение № n/n Среднее значение
1.1 4,8 1.9 2,7 3.1 4,0 3.9 3,9
1.2 3,4 1.10 3,1 3.2 4,7 3.10 2,6
1.3 4,1 1.11 3,8 3.3 3,8 3.11 2,6
1.4 5,0 1.12 2,5 3.4 3,5 3.12 2,1
1.5 5,0 1.13 3,3 3.5 4,4 3.13 3,2
1.6 3,4 1.14 3,6 3.6 3,8 3.14 2,8
1.7 3,6 1.15 5,3 3.7 2,9 3.15 4,9
1.8 3,6     3.8 4,5 3.16 5,0

 

Средний показатель экзаменационного волнения (п. 5) — 6,0 ± 0,35 балла.

Приложение 2.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из рав­новесия?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности спра­виться со своими личными проблемами?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хо­тите?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете кон­тролировать?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
0 1 2 3 4

 

Интерпретация результатов теста — средние данные по возрастным группам

(цит. по Я. Воробейчик, 2004)

Оценка

стрессоустойчивости

Возраст, лет

От 18 до 29 От 30 до 44 От 45 до 54 От 55 до 64
Отлично 0,5 2,0 1,8 1,3
Хорошо 6,8 6,0 5,7 5,2
Удовлетворитель­но (по Коухену)   14,2 13,0 12,6 11,9
Плохо 24,2 23,3 22,6 21,9
Очень плохо 34,2 33,0 23,3 31,8

 

 

Приложение 3.

«Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т. е. -к равнодушию).

Бланк

Номер п/п да нет Номер п/п да нет Номер п/п да нет Номер п/п да нет
1     8     15     22    
2     9     16     23    
3     10     17     24    
4     11     18     25    
5     12     19     26    
6     13     20     27    
7     14     21     28    
.,.                      
81     82     83     84    

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны - то знак «—» («нет»).

Текст опросника

1. Организационные недостатки в учебе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей успеваемостью не меньше, чем в начале обучения.

3. Я ошибся в выборе профиля обучения (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже учиться (менее продуктивно, качественнее, медленно).

5. Теплота взаимодействия с одногруппниками очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня мало зависит благополучие нашей группы.

7. Когда я прихожу с учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее уйти с занятий.

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать обучению, что требует профессиональный долг.

10. Моя учеба притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на учебе.

12. Бывает, что я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с учебой.

13. Взаимодействие с преподавателями требует от меня большого напряжения.

14. Учеба приносит мне все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место учебы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать одногруппнику поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на учебные контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях на учебе.

19. Я настолько устаю на учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание учебе меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на учебе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии преподавателей.

23. Общение с преподавателями побудило меня сторониться людей

24. При воспоминании о некоторых преподавателях у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с одногруппниками отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с преподавателями.

27. Обстановка на учебе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с учебой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо и т. п.

29. Если одногруппник мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на учебе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей учебе.

32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к одногруппнику у эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою учебу.

35. Преподавателям отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли оучебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с преподавателями.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя учеба приносит пользу.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в учебе.

40. Некоторые стороны (факты) моей учебы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с одногруппниками складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю преподавателей на «хороших» и «плохих».

43. Усталость от учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности преподавателя помимо того, что касается учебы.

45. Обычно я прихожу на учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что учусь автоматически, без души.

47. По учебе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в учебе вдохновляют меня.

51. Ситуация, в которой я оказался на учебе, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за учебы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны преподавателей.

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего на учебе я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с учебы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто учусь через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к учебе, чем теперь.

58. В общении с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного учебного дня я чувствую недомогание.

61. Контингент моих одногруппников очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей учебы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с учебой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что вучебе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю с людьми так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю студентов, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы учебный день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности одногруппников обычно меня искренне волнуют.

70. Общаясь с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой учебный день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемым заданиям выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя учеба складывается с удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с учебой.

77. Некоторых из преподавателей я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю студентов, которые полностью посвящают себя учебе, забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю учебе у меньше внимания, но так, чтобы это не было заметно.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на учебе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на учебе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Учеба плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Учеба явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных.

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»; 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования «выгорания»; 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов.

Ключ

Знак «+» около номера вопроса означает, что дан положительный ответ, знак «-» -отрицательный ответ. В скобках указаны присваемые баллы.

«Напряжение»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5).

2. Удовлетворенность собой:

-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3).

3. «Загнанность в клетку»:

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5).

4. Тревога и депрессия:

+4(2), +16(3)7+28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3). «Резистенция»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +5,3(2), +65(3), +77(5).

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5).

3. Расширение сферы экономии эмоций:

+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5).

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10). «Истощение»

1. Эмоциональный дефицит:

+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2).

2. Эмоциональная отстраненность:

+10(2)1 +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10).

3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10).

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).

Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания» Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - несложившийся симптом;

10-15 баллов - складывающийся симптом;

16 и более - сложившийся симптом.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса: «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные -реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют;

- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение»;

- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.


 

Приложение 4.

Описательная статистика

 

Statistics

    строгие преподаватели большая учебная нагрузка отсутствие учебников непонятные скучные учебники жизнь вдали от родителей

N

Valid 15 15 15 15 15
Missing 0 0 0 0 0

Mean

7,0000 8,0000 3,5333 6,2000 2,2000

 

 

Statistics

    неумение распорядиться ограниченными финансами неумение организовать режим дня нерегулярное питание совместное проживание с другими студентами конфликт в группе

N

Valid 15 15 15 15 15
Missing 0 0 0 0 0

Mean

1,1333 5,0000 1,4000 1,0000 1,0000

 

 

Statistics

    излишне серъезное отношение к учебе нежелание учиться стеснительность стах будущего проблемы в личной жизни

N

Valid 15 15 15 15 15
Missing 0 0 0 0 0

Mean

4,8000 1,8000 3,3333 5,6667 5,0667

 

 

Statistics

уровень стресса в учебе за последние 3 месяца

N

Valid 15
Missing 0

Mean

2,8000

 

 

Statistics

    ощущение беспомощности невозможность избавиться от посторонних мыслей отвлекаемость, плохое внимание раздражительность, обидчивость плохое настроение

N

Valid 15 15 15 15 15
Missing 0 0 0 0 0

Mean

2,4000 4,2000 2,6000 4,5333 2,0667

 

 

Statistics

    страх,тревога потеря уверенности,низкая самооценка спешка,нехватка времени плохой сон проблемы в общении учащенное сердцебиение

N

Valid 15 15 15 15 15 15
Missing 0 0 0 0 0 0

Mean

2,9333 2,4000 6,6000 2,5333 3,0667 2,4000

 

 

Statistics

    затрудненное дыхание проблемы ЖКТ напряжение или дрожание мыщц головные боли низкая работоспособность волнение перед экзаменом

N

Valid 15 15 15 15 15 15
Missing 0 0 0 0 0 0

Mean

2,9333 1,6000 1,4000 2,6667 2,2000 5,4667

 

 

Statistics

    напряжение резистенция истощение

N

Valid 15 15 15
Missing 0 0 0

Mean

5,9333 5,6000 5,0000

 

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.155 с.)