Семинар 1. Научные основы социокультурного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Научные основы социокультурного менеджмента



Планы семинарских занятий

Семинар 1. Научные основы социокультурного менеджмента

Цель занятия: закрепление теоретических знаний научных основ социокультурного менеджмента, выработка практических навыков анализа научных источников, подготовки презентации и устного выступления.

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие общества как результат деятельности людей.

2.Деятельность как форма человеческой активности.

3.Социальные законы прогресса человечества.

4.Закономерности развития социокультурной системы

5.Побуждения к деятельности (мотив).

6.Теория деятельности: саморегуляция и социальная направленность деятельности.

Темы докладов в рамках вопросов семинара:

1. А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн о действии как о единице анализа деятельности.

2. Взгляды Гегеля, Ш. Монтескье, М. Вебера, К. Маркса на природу деятельности.

3. Мотивы деятельности во взглядах Аристотеля, А. Маслоу и др.

Литература:

1.Чижиков В. М., Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента. – М., 2008. – Гл. 1.

2.Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 192 с. (Высшее образование).

3.Рудич, Л.И. Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства: учебное пособие / Л.И. Рудич. - Кемерово:КемГУКИ, 2013. - 209 с. - ISBN 978-5-8154-0260-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227897

    4.Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб: Лань, 2013.

 

Семинар 2. Социально-культурная сфера как объект менеджмента

Цель занятия: закрепление теоретических знаний характеристики социально-культурной сферы как объекта менеджмента, выработка практических навыков анализа научных источников, подготовки презентации и устного выступления.

Вопросы для обсуждения:

1. Состав и структура социально-культурной сферы

2. Цели, задачи и содержание менеджмента социально-культурной сферы как части народно-хозяйственного комплекса

3. Общая характеристика социально-культурной сферы РФ. Основные направления развития социально-культурной сферы РФ.

4. Проблемы менеджмента социально-культурной сферы в регионе. Анализ практического опыта менеджмента.

Литература:

1. Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 192 с. (Высшее образование).

2. Рудич, Л.И. Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства: учебное пособие / Л.И. Рудич. - Кемерово:КемГУКИ, 2013. - 209 с. - ISBN 978-5-8154-0260-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227897

3. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб: Лань, 2013.

 

Семинар 3. Предпринимательство в социально-культурной сфере

Цель занятия: закрепление теоретических знаний в области предпринимательствав социально-культурной сфере, выработка практических навыков анализа научных источников, подготовки презентации и устного выступления.

Вопросы для обсуждения:

1.  Сущность, цели и задачи предпринимательства в социально-культурной сфере

2. Нормативно-правовое обеспечение предпринимательства в социально-культурной сфере в РФ

3. Формы предпринимательской деятельности организаций социально-культурной сферы.

4. Анализ практического опыта предпринимательской деятельности организаций социально-культурной сферы. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в социально-культурной сфере в регионе.

Литература:

1. Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 192 с. (Высшее образование).

2. Рудич, Л.И. Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства: учебное пособие / Л.И. Рудич. - Кемерово:КемГУКИ, 2013. - 209 с. - ISBN 978-5-8154-0260-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227897

3. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб: Лань, 2013.

Семинар 18. Подготовка менеджеров социально-культурной деятельности

Цель занятия: закрепление теоретических знаний в областиподготовки менеджеров социально-культурной деятельности, выработка практических навыков анализа научных источников, подготовки презентации и устного выступления.

Вопросы для обсуждения:

1. Профессия менеджера СКД на рынке труда.

2. Система подготовки специалистов СКД в РФ.

3. Модель специалиста СКД.

4. Модель обучения менеджера СКД.

5. Квалификационная характеристика специалиста.

Литература:

1. Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 192 с. (Высшее образование).

3.Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб: Лань, 2013.

3.Чижиков В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учеб. пособие. – М.: МГУКИ. 2008. – Раздел 2.

 

Семинар 19. Система повышения квалификации и аттестация кадров.

Цель занятия: закрепление теоретических знаний в областиповышения квалификации и аттестация кадров, выработка практических навыков анализа научных источников, подготовки презентации и устного выступления.

Вопросы для обсуждения:

1. Система непрерывного образования в сфере социально-культурной деятельности.

2. Обучение через деятельность.

3. Аттестация персонала учреждений культуры.

4. Проблемы повышения квалификации и аттестации персонала в отрасли культуры в РФ. Опыт Пермского края.

Литература:

1. Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 192 с. (Высшее образование).

3.Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб: Лань, 2013.

3.Чижиков В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учеб. пособие. – М.: МГУКИ. 2008. – Раздел 2.

. Теоретические вопросы к зачету

Таблица 13

Семестр

№ п/п Формулировка вопроса Код компетенций
1. Мотивация деятельности во взглядах Аристотеля, Гегеля, Ш. Монтескье, К. Маркса. ПК-9
2. Классификация человеческих потребностей, мотивирующих деятельность. ПК-9
3. Зарубежные психологи о социальных мотивах деятельности. ПК-9
4. Деятельность как воплощение индивидуальных качеств личности. ПК-9
5. Общество как саморазвивающаяся система. ПК-9
6. Правила социальной организации. ПК-9
7. В чем заключается динамичность социокультурных процессов? Каковы основные направления развития социокультурной системы? ОПК-2, ПК-9
8. Человек как носитель культуры и объект социокультурной деятельности. ОПК-2,ПК-9
9. В чем заключаются новые подходы в модернизации социокультурной деятельности? ОПК-2,ПК-9
10. Назовите культурные компоненты социокультурной системы. ОПК-2,ПК-9
11. Событийность" как основа развития потенциала социокультурной системы. ОПК-2,ПК-9
12. Изложите основные периоды эволюционного накопления признаков менеджмента. ОПК-2,ПК-9
13. В чем заключается специфика социокультурного менеджмента? Специфика предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. ОПК-2,ПК-9
14. Некоммерческий характер социокультурной сферы. ОПК-2,ПК-9
15. Административно-организационный механизм менеджмента социально-культурной деятельности ПК-9
16. Экономический механизм менеджмента социально-культурной деятельности ПК-9
17. Информационный механизм менеджмента социально-культурной деятельности ПК-9
18. Работа с кадрами как механизм менеджмента социально-культурной деятельности ПК-9
19. Региональные системы управления в отрасли культуры и их приоритеты ПК-9
20. Децентрализация системы системы управления в отрасли культуры ПК-9
21. Расширение взаимодействия субъектов СКД, преодоление ведомственных барьеров ПК-9
22. Приоритетные направления управления в сфере культуры ПК-9
23. Факторы, которые необходимо учитывать при формировании современной модели управления СКД ПК-9
24. Субъекты культурной деятельности как потенциал субъектов культурной политики ПК-9
25. Культурная политика как часть государственной политики. Механизмы реализации культурной политики государства в ее исторической ретроспективе. ПК-9
26. Ведомственный подход в реализации целей и задач культурной политики. ПК-9
27. Общественные союзы, национально-культурные общества, фонды, ассоциации: их статус и функции в сфере культуры. ПК-9
28 Различия в количественных и качественных сторонах интенсивности культурной жизни территории. ПК-9

 

Семестр

29. Источники средств, выделяемых под социально-культурные программы. ПК-12
30. Основные этапы социально-культурного программирования. ПК-12
31. Компоненты программного обеспечения в социально-культурной деятельности ПК-12
32. Планирование – функция менеджера социально-культурной деятельности. ПК-12
33. Стратегические цели и планы учреждения культуры. ПК-12
34. Тактические цели и планы учреждения культуры. ПК-12
35. Типы социокультурных учреждений, их миссия и характеристика планируемой деятельности; ПК-12
36. Методы планирования деятельности учреждения культуры ПК-12
37. Раскройте понятия "руководитель", "администратор", "управленец". ПК-13
38. Статусная иерархия в коллективах органов культуры ПК-13
39. Специфика деятельности первичных социокультурных коллективов ПК-13
40. Охарактеризуйте условия развития самоуправления в коллективе учреждения культуры ПК-13
41. Назовите личностные качества руководителя учреждения культуры, которые препятствуют эффективному управлению. Каковы внешние факторы торможения управления? ПК-13
42. Какими отличительными свойствами характеризуются интенсивный и эффективный труд руководителя учреждения культуры? ПК-13
43. В чем проявляется конструктивная активность руководителя учреждения культуры? ПК-13
44. Приоритетные варианты моделей управления территориями с учетом интенсивности развития их культурного потенциала. ПК-13
45. основные виды новых моделей управления социокультурным развитием территорий. ПК-13
46. Содержание, интенсивность и характер социокультурных процессов в регионе как условие выбора оптимальной модели управления. ПК-13
47. И.В. Бестужев-Лада об алгоритме социального нововведения, о прогнозном обосновании социальных инноваций. ПК-13
48. В.С.Дудченко об инновационном методе как новой парадигме науки и практики; ПК-13
49. Инновации в управлении социально-культурными процессами в регионе. ПК-13
50. Охарактеризуйте коммерческие и некоммерческие виды деятельности в социокультурной сфере. ПК-12
51. Как распределяется доход в социокультурной сфере? ПК-12
52. Какими механизмами экономической поддержки развития культуры располагает государство? ПК-12
53. Дайте характеристику основным типам финансирования социокультурной сферы. ПК-12
54. Из каких источников можно получить информацию о потенциальных донорах? ПК-12
55. Охарактеризуйте ассортимент продуктов социокультурной деятельности. ПК-12
56. Дифференцируйте продукты, относящиеся к тем или иным типам учреждений культуры. ПК-12
57. Профессионализм и компетентность. Показатели профессиональной компетентности менеджера социально-культурной деятельности. ПК-12
58. Структура профессиональной компетентности. Профессиональное мышление менеджера. ПК-12
59. Условия формирования инновационной личности менеджера. Понятие "профессия менеджера". Характеристика мотиваций традиционной и инновационной личности менеджера. ПК-12
60. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в стране. ПК-12
61. Характеристика модели специалиста социально-культурной деятельности ПК-12
62. Профессиональное мастерство работника сферы культуры и педагогические технологии его формирования. ПК-12
63. Непрерывное образование и повышение квалификации кадров как условие эффективности работы социокультурных учреждений. ПК-12
64. Формы повышения квалификации работников культуры ПК-12
65. Структура институтов непрерывного образования и повышения квалификации. ПК-12
66. Специфика учебного процесса и учебных планов в системе повышения квалификации. ПК-12

 

3.9.2. Теоретические вопросы к экзамену

Таблица 14

№ п/п Формулировка вопроса Код компетенций
1. Мотивация деятельности во взглядах Аристотеля, Гегеля, Ш. Монтескье, К. Маркса. ПК-9
2. Классификация человеческих потребностей, мотивирующих деятельность. ПК-9
3. Зарубежные психологи о социальных мотивах деятельности. ПК-9
4. Деятельность как воплощение индивидуальных качеств личности. ПК-9
5. Общество как саморазвивающаяся система. ПК-9
6. Правила социальной организации. ПК-9
7. В чем заключается динамичность социокультурных процессов? Каковы основные направления развития социокультурной системы? ОПК-2,ПК-9
8. Человек как носитель культуры и объект социокультурной деятельности. ОПК-2,ПК-9
9. В чем заключаются новые подходы в модернизации социокультурной деятельности? ОПК-2,ПК-9
10. Назовите культурные компоненты социокультурной системы. ОПК-2,ПК-9
11. Событийность" как основа развития потенциала социокультурной системы. ОПК-2,ПК-9
12. Изложите основные периоды эволюционного накопления признаков менеджмента. ОПК-2,ПК-9
13. В чем заключается специфика социокультурного менеджмента? Специфика предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. ОПК-2,ПК-9
14. Некоммерческий характер социокультурной сферы. ОПК-2,ПК-9
15. Административно-организационный механизм менеджмента социально-культурной деятельности ПК-9
16. Экономический механизм менеджмента социально-культурной деятельности ПК-9
17. Информационный механизм менеджмента социально-культурной деятельности ПК-9
18. Работа с кадрами как механизм менеджмента социально-культурной деятельности ПК-9
19. Региональные системы управления в отрасли культуры и их приоритеты ПК-9
20. Децентрализация системы системы управления в отрасли культуры ПК-9
21. Расширение взаимодействия субъектов СКД, преодоление ведомственных барьеров ПК-9
22. Приоритетные направления управления в сфере культуры ПК-9
23. Факторы, которые необходимо учитывать при формировании современной модели управления СКД ПК-9
24. Субъекты культурной деятельности как потенциал субъектов культурной политики ПК-9
25. Культурная политика как часть государственной политики. Механизмы реализации культурной политики государства в ее исторической ретроспективе. ПК-9
26. Ведомственный подход в реализации целей и задач культурной политики. ПК-9
27. Общественные союзы, национально-культурные общества, фонды, ассоциации: их статус и функции в сфере культуры. ПК-9
28 Различия в количественных и качественных сторонах интенсивности культурной жизни территории. ПК-9
29. Источники средств, выделяемых под социально-культурные программы. ПК-12
30. Основные этапы социально-культурного программирования. ПК-12
31. Компоненты программного обеспечения в социально-культурной деятельности ПК-12
32. Планирование – функция менеджера социально-культурной деятельности. ПК-12
33. Стратегические цели и планы учреждения культуры. ПК-12
34. Тактические цели и планы учреждения культуры. ПК-12
35. Типы социокультурных учреждений, их миссия и характеристика планируемой деятельности; ПК-12
36. Методы планирования деятельности учреждения культуры ПК-12
37. Раскройте понятия "руководитель", "администратор", "управленец". ПК-13
38. Статусная иерархия в коллективах органов культуры ПК-13
39. Специфика деятельности первичных социокультурных коллективов ПК-13
40. Охарактеризуйте условия развития самоуправления в коллективе учреждения культуры ПК-13
41. Назовите личностные качества руководителя учреждения культуры, которые препятствуют эффективному управлению. Каковы внешние факторы торможения управления? ПК-13
42. Какими отличительными свойствами характеризуются интенсивный и эффективный труд руководителя учреждения культуры? ПК-13
43. В чем проявляется конструктивная активность руководителя учреждения культуры? ПК-13
44. Приоритетные варианты моделей управления территориями с учетом интенсивности развития их культурного потенциала. ПК-13
45. основные виды новых моделей управления социокультурным развитием территорий. ПК-13
46. Содержание, интенсивность и характер социокультурных процессов в регионе как условие выбора оптимальной модели управления. ПК-13
47. И.В. Бестужев-Лада об алгоритме социального нововведения, о прогнозном обосновании социальных инноваций. ПК-13
48. В.С.Дудченко об инновационном методе как новой парадигме науки и практики; ПК-13
49. Инновации в управлении социально-культурными процессами в регионе. ПК-13
50. Охарактеризуйте коммерческие и некоммерческие виды деятельности в социокультурной сфере. ПК-12
51. Как распределяется доход в социокультурной сфере? ПК-12
52. Какими механизмами экономической поддержки развития культуры располагает государство? ПК-12
53. Дайте характеристику основным типам финансирования социокультурной сферы. ПК-12
54. Из каких источников можно получить информацию о потенциальных донорах? ПК-12
55. Охарактеризуйте ассортимент продуктов социокультурной деятельности. ПК-12
56. Дифференцируйте продукты, относящиеся к тем или иным типам учреждений культуры. ПК-12
57. Профессионализм и компетентность. Показатели профессиональной компетентности менеджера социально-культурной деятельности. ПК-12
58. Структура профессиональной компетентности. Профессиональное мышление менеджера. ПК-12
59. Условия формирования инновационной личности менеджера. Понятие "профессия менеджера". Характеристика мотиваций традиционной и инновационной личности менеджера. ПК-12
60. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в стране. ПК-12
61. Характеристика модели специалиста социально-культурной деятельности ПК-12
62. Профессиональное мастерство работника сферы культуры и педагогические технологии его формирования. ПК-12
63. Непрерывное образование и повышение квалификации кадров как условие эффективности работы социокультурных учреждений. ПК-12
64. Формы повышения квалификации работников культуры ПК-12
65. Структура институтов непрерывного образования и повышения квалификации. ПК-12
66. Специфика учебного процесса и учебных планов в системе повышения квалификации. ПК-12

3.9.3. Примерные практико-ориентированные задания

Таблица 15

№ п/п Темы примерных практико ориентированных заданий Код компетенций
1. Разработать проект плана учреждения культуры на год ПК-12
2. Разработать структуру Устава учреждения культуры ПК-9
3. Разработать проект стратегии учреждения культуры на 5 лет. ПК-12
4. Разработать проект штатного расписания учреждения культуры ПК-9
5. Разработать прогноз развития отрасли «Культура и искусство» в регионе ПК-9
6. Разработать план проведения гастролей творческих коллективов учреждения культуры ПК-13
7. Разработать проект практических заданий для оценки уровня компетентности менеджера СКД. ПК-12
8. Решить конкретную ситуацию по подготовке менеджеров ПК-12
9. Разработать проект плана повышения квалификации работников учреждения культуры ПК-12
10. Разработать нормативы времени на выполнение различных работ в учреждении культуры. ПК-13

 

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

 

7.1. Основная учебная литература

 

 1.Коленько С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академ. бакалавриата /СПб гос. университет – М.: Юрайт, 2016. - 370 с.

2.Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 192 с. (Высшее образование).

3.Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб: Лань, 2013.

 

7.2. Дополнительная литература

 

1. Артемьева, Т. В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2010. - 286 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).  

2. Головина, Г. В. Деловая культура руководителя [Текст]: учебнометодическое пособие / Г. В. Головина. - М.: Литера, 2010. - 160 с. - (Современная библиотека; вып. 80). 

3. Горушкина С. Новые рекомендации Минкультуры России: как определять обеспеченность населенных пунктов учреждениями культуры / С. Горушкина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2016. - № 11. - С. 40-48.

4. Зайнулин К. 10 изменений Закона № 44-ФЗ, о которых важно знать руководителю / К. Зайнулин // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2016. - № 11. - С. 52-58.

5. Иванчина Е. Нормирование деятельности по организации мероприятий

: примеры расчетов / Е. Иванчина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2016. - № 11. - С. 62-68.

6. Селиванов И. Ю. Педагогические особенности развития организационных навыков менеджера социально-культурной деятельности: автореферат дис… канд. педагог. Наук: 13.00.05. /МГУКИ. – Москва, 2015. - 213 с.

7. Чижиков В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента:

учеб.пособие. – М.: МГУКИ. 2008. – 608 с.

8. Шекова Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: учебное пособие / Е.Л. Шекова. – СПб: Лань: Планета музыки, 2014. – 416 с.

 

 

 

Планы семинарских занятий

Семинар 1. Научные основы социокультурного менеджмента

Цель занятия: закрепление теоретических знаний научных основ социокультурного менеджмента, выработка практических навыков анализа научных источников, подготовки презентации и устного выступления.

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие общества как результат деятельности людей.

2.Деятельность как форма человеческой активности.

3.Социальные законы прогресса человечества.

4.Закономерности развития социокультурной системы

5.Побуждения к деятельности (мотив).

6.Теория деятельности: саморегуляция и социальная направленность деятельности.

Темы докладов в рамках вопросов семинара:

1. А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн о действии как о единице анализа деятельности.

2. Взгляды Гегеля, Ш. Монтескье, М. Вебера, К. Маркса на природу деятельности.

3. Мотивы деятельности во взглядах Аристотеля, А. Маслоу и др.

Литература:

1.Чижиков В. М., Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента. – М., 2008. – Гл. 1.

2.Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 192 с. (Высшее образование).

3.Рудич, Л.И. Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства: учебное пособие / Л.И. Рудич. - Кемерово:КемГУКИ, 2013. - 209 с. - ISBN 978-5-8154-0260-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227897

    4.Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб: Лань, 2013.

 

Семинар 2. Социально-культурная сфера как объект менеджмента

Цель занятия: закрепление теоретических знаний характеристики социально-культурной сферы как объекта менеджмента, выработка практических навыков анализа научных источников, подготовки презентации и устного выступления.

Вопросы для обсуждения:

1. Состав и структура социально-культурной сферы

2. Цели, задачи и содержание менеджмента социально-культурной сферы как части народно-хозяйственного комплекса

3. Общая характеристика социально-культурной сферы РФ. Основные направления развития социально-культурной сферы РФ.

4. Проблемы менеджмента социально-культурной сферы в регионе. Анализ практического опыта менеджмента.

Литература:

1. Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 192 с. (Высшее образование).

2. Рудич, Л.И. Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства: учебное пособие / Л.И. Рудич. - Кемерово:КемГУКИ, 2013. - 209 с. - ISBN 978-5-8154-0260-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227897

3. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб: Лань, 2013.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.085 с.)