Технологии представления информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии представления информации



С появлением информационных технологий на базе современных компьютеров как новых средств работы с информацией появилась возможность перевести информацию из пассивной формы в активно функционирующий ресурс на основе таких технологий как мультимедиа и гипертекст (гипермедиа).

Мультимедиа – информационная технология, позволяющая объединить информацию разных типов, таких, как текст, звук, графическое изображение, анимация, видеоизображение. В результате обеспечивается такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств в сочетании с использованием больших объемов информации, быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней, что предопределяет качественно новые возможности повышения эффективности образования, например, при создании учебных материалы совершенно нового типа.

Гипертекст – специальным образом структурированный текст, расположенный нелинейным образом, в виде отдельных фрагментов текста, которые связаны друг с другом посредством ссылок. Таким образом, информация получается как бы свернутой во времени и пространстве.

В сочетании с гипертекстом мультимедиа образует средство гипермедиа. В данном случае гипертексты содержат не только текстовую, но и различную визуальную и звуковую информацию.

Использование технологий гипермедиа в учебном процессе позволяет повысить эффективность обучения за счет стимуляции у обучаемого наибольшего количества ощущений, возможности моделирования различных объектов, явлений и процессов и интерактивного управления ими, формирования у обучаемых навыков работы с различными типами информации и ее свободной манипуляцией, возможности разворачивания и сворачивания ветвей информации в пространстве и времени, что предполагает реализацию широкого спектра обучающих воздействий.

Практическая реализация систем гипермедиа привела к появлению электронных книг, которые условной можно разделить на 4 класса: энциклопедические, информационные, обучающие, экзаменующие.

1. Энциклопедические электронные книги.

Содержат большой объем информации (например, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия содержит 85 000 тыс. статей, 7000 иллюстраций, видеофрагменты, систему поиска и ссылок, тематические подборки). Обычно мультимедийная энциклопедия складывается из большего или меньшего числа разделов, расположенных авторами по тематическому принципу. Тематический доступ к разделам дополняется хронологическим доступом, который позволяет выбирать год из списка или на «оси времени», в итоге появляется перечень разделов, относящихся к этому году. Еще один путь – топологический. На карте или схеме выбирается определенная область или точка, и появляется список связанных с данной областью или точкой разделов. Почти во всех энциклопедиях имеется организованная тем или иным образом система словесного поиска разделов.

2. Информационные электронные книги.

Содержащаяся в них информация носит более целенаправленный характер. Таковы, например, продукты «История России XX века», энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия и др. Подобные образовательные продукты обычно используются в реальном учебном процессе в качестве хорошо иллюстрированного дополнительного справочного пособия.

3. Обучающие электронные книги. К ним относят мультимедиа-книги (организованы «линейно») и гипермедиа-книги («нелинейная» организация).

4. Электронные экзаменующие книги.

Используются для оценки качества обучения, осуществления итогового или рубежного контроля знаний обучаемых. В экзаменующих книгах обычно имеется три важных компонента:

− банк вопросов и задач;

− модуль тестирования;

− экспертная система для анализа и оценки ответов.

Тестовые задания могут быть следующих основных видов:

1. закрытый тест:

1.1. задание-выбор;

1.2. задание сопоставление;

1.3. задание – ранжирование.

2. открытый тест.

Наиболее эффективным является открытый тест, требующий нетривиального угадывания ответа, но он и более сложно анализируется компьютером.

Более актуальны в образовании электронные образовательные продукты, сочетающие в себе все 4 типа электронных книг, так называемые электронные учебники.

Электронный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или при частичном участии преподавателя осваивать учебный курс или его раздел средствами НИТ.

Структура электронного учебника:

1. информационный модуль,

2. тренирующий модуль (упражнения на закрепление полученных знаний),

3. тестирующий модуль (банк вопросов, модуль тестирования, экспертный модуль для анализа и оценки).

Сложность практического применения электронных книг и учебников вызвана в основном их предназначением для самостоятельного обучения. Они содержат большое количество разветвленной дополнительной информации, и каждый ученик выбирает собственный маршрут изучения материала. Поэтому электронные книги не всегда вписываются в канву традиционного классно-урочного учебного процесса.

Все большее распространение в образовательных целях получает новая технология неконтактного информационного взаимодействия – виртуальная реальность.

Реализация технологии виртуальной реальности в образовательных целях способствует:

− формированию опыта осуществления деятельности по имитированию, проектированию, моделированию объектов, явлений и процессов современного предметного мира;

− развитию наглядно-образного, теоретического мышления, что позволяет обучаемому изучать не только объекты и явления окружающей нас действительности, но и те, которые в реальности невоспроизводимы или сложно воспроизводимы.

Основными трудностями внедрения технологии виртуальной реальности являются ее сложность и высокая стоимость инструментальных программных средств для создания компьютерных программных продуктов, а также необходимость использования дорогостоящего оборудования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.006 с.)