Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие семьи в гуманитарных науках. Понятие семьи в гуманитарных науках.

Поиск

Понятие семьи в гуманитарных науках.

- в философии семья рассматривается как «ячейка общества, необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство, где осуществляется взаимопомощь и взаимозащита...»

- в социологии семья представляется как «малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений доминирования - подчинения (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах»

- в этнографии - как общность людей, где создается атмосфера объективной потребности каждого в участии в труде, дети опосредованно или непосредственно участвуют в производственнотрудовой деятельности родителей

- в антропологии - как биологическая задан-ность, наследственность и естественная природа человека;

- в психологии семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как процесс эмоциональной близости влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, способствующей повседневному общению с людьми, окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности;

- в педагогике - как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей.

Брак как понятие и как социальный феномен.

 Брак — исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Брак в первую очередь - продукт общества и является явлением социальным.

Элементы:

1. Регулирование сексуальных отношений. Воспроизводство населения. Социализация.Социальное самоопределение. во-вторых, элемент нравственный (этический), заключающийся во взаимной нравственной привязанности супругов, в общении их внутреннего, духовного мира; в-третьих, экономический, порождающий хозяйственную связь, в силу которой возникает общее хозяйство мужа и жены; в-четвертых, элемент юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, взаимно связанных супружеством, и порождает для них взаимные права и обязанности, в-пятых, религиозный, подчиняющий брак правилам религии: ни одна религия не относится безразлично к браку, и в особенности христианская.

Структура семьи. Нарушения структуры семьи.

Структура семьи может быть различной в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: поровну или же главная их часть сосредоточена в руках одного человека. В российских семьях в большинстве случаев супруги ориентированы на равномерное распределение обязанностей и равноправное участие в решении семейных проблем.

В современных семьях все чаще имеет место так называемое двоевластие.

Для структуры российской семьи характерны определенные отличительные особенности, которые могут выступать как причины ее дисфункций.

В российской действительности все еще сохраняется патриархальная семья, Во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины. Несколько поколений одной и той же семьи находятся в длительной зависимости друг от друга не только с духовной, но и с материально-бытовой стороны:.

Нарушения структуры семьи затрудняют или препятствуют выполнению ее функций. Воспитательная функция семьи не будет удовлетворена. Если в состав взрослых членов семьи входит только один родитель. Если молодая семья проживает в одной комнате с родственниками. Если один член в семье занимает чрезмерно доминирующее положение.

Типы семейных структур.

выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия – брак одного супруга с несколькими супругами. Бездетные, малодетные, многодетные. По полноте семьи полная и монородительская. В зависимости от выбора выделяют (группы) эндогамные и экзогамные. Типы семейных структур, определяемые по критериям родитель-ства социальное отцовство и физиологическое отцовство и соответственно материнство, наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери. По критерию социального положения супругов гомогенными и гетерогенными. По критерию пространственно-территориальной локализации патрилокальные, матрилокальные, неолокальная. Родственно-поколенная структура: нуклеарные, расширенные, иные по стр. Репродуктивная семья – состоящая из родителей и несовершеннолетних детей, ориентационная семья – родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи. По распределению власти: Традиционный тип семьи (иерархии и субординации, доминирования и подчинения). Современный эгалитарный характер отношения партнерства, равноправия, уважения каждого каждым.

Функции семьи и брака.

Функции семьи - это отношения внутри этой семьи и отношения семьи с обществом, то есть ее внутренние и социальные значимые характеристики.

Функции семьи и брака.

1. Регулирование сексуальных отношений. 2. Воспроизводство населения. 3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. 4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе. 5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение ФИО, право распоряжаться наследством и жилищем.

Теория обмена» Дж. Хоманса.

 Этот подход основывается на том, что одним из критериев брачного выбора является взаимная полезность людей и выгода, которую они получают. Существует «шкала ценностей», эти ценности могут быть вовлечены в обмен, и человеческое поведение будет строиться в соответствии с ней. Человек обменивает свои ценности на свойства и качества другого человека(пример). Соответственно, согласно этой теории, в основе выбора партнера лежит оценка его личных качеств. Р. Хилл. Он предложил теорию нормативного воздействия, основная идея которой заключается в том, что в настоящее время в обществе брак считается нормативным. Брачный выбор предписывается некими нормами, которые выработаны в рамках определенной культуры, а уже разные культурные группы, стремятся быть обособленными территориально. возможность заключения брачного союза = вероятности взаимодействия.

Понятие брачного поведения.

Брачное поведение -это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (те с брачным отбором). Определение брачного отбора 10.

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе.

Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны: 1. Пространство возможных выборов. 2. Степень свободы индивидуального выбора.

Репродуктивные мотивы

Репр. Решения не принимаются сами по себе, зависимы от обстоятельств.В качестве результатов репродуктивных действий может быть рождение определенного числа детей или отказ от рождения, т.е. контрацептивное поведение.

Потребность в детях.

это устойчивое социально-психологическое состояние индивида, обусловленное, во-первых, стремлением иметь типичное для данного общества число детей в семье и дать им не хуже типичного по качеству воспитание, во-вторых, чадолюбием (т. е. глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще), проявляющимся в том, что без наличия детей или определенного их числа индивид испытывает затруднения самореализации себя как личности. Таким образом, потребность в детях -  усвоенные человеком в процессе социализации, бытующие в культуре или субкультуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы или социальные нормы рождаемости. Это главный двигатель «репродуктивного поведения». Величина потребности в детях неизменна. Различают малодетное, среднедетное и многодетное репродуктивное поведение.

Репродуктивные мотивы.

Репродуктивные мотивы – это психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей.

Ø Экономические мотивы рождения детей – это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический статус;

Ø Социальные мотивы – это мотивы, побуждающие к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Выражаются в желании человека жить «как все» и иметь столько же «как и все» детей;

Ø Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности.

Репродуктивные установки.

Репродуктивные установки – это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Они делятся на два класса:

Ø Установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей;Ø Установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности.

Среднее идеальное число детей – характеризует представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, не обязательно в своей. Этот показатель -представление людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных жизненных условиях;

Среднее желаемое число детей – это показатель, характеризующий индивидуальную потребность в детях, выявляет личностные предпочтения индивида в отношении числа детей, которое хотел бы иметь в своей семье, если бы ему ничего не мешало осуществить свое желание; указывает тот предел, до которого можно поднять уровень рождаемости с помощью средств социальной политики.

Среднее ожидаемое (планируемое) число детей – характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей с учетом конкретных обстоятельств их жизни, с учетом конкуренции репродуктивных планов с другими жизненными планами.

18. Контрацептивное поведение совокупность реакций… Контрацепция – предупреждение беременности с помощью противозач. Средств с целью регулирования числа рождений или интервалов между ними. Контрацепция, являясь методом планирования семьи, одновременно может считаться способом предупреждения аборта и связанных с ним осложнений, а, следовательно, имеет не только медицинское, но и социальное значение. Контрацептивное и абортивное поведение служат инструментами регулирования как каждого конкретного репродуктивного цикла, так и всего репродуктивного цикла семьи (формирование желательных протогенетических и интергенетических интервалов – периодов времени между началом сожительства и рождением первого ребенка и интервалов между рождениями всех последующих детей, соответственно) для достижения желаемого числа детей.

Жизненный цикл семьи.

Жизненный цикл семьи — закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования. Периодизация жизненного цикла семьи Дюваль, опубликованная в 1957 году. включает в себя 8 стадий.

1. Принятие и освоение супружеских ролей. На этой стадии молодая супружеская пара не имеет еще детей, но решает вопросы, связанные с желанием стать родителями. Супруги занимаются урегулированием отношений с увеличившимся числом родственников и, прежде всего, это связи с родительскими семьями.

2. Появление в семье детей (старшему 30 месяцев). Появление первого ребенка требует от супружеской пары перехода от диадных отношений и адаптации к отношениям в треугольнике. Заботы, связанные с уходом за ребенком, его правильным развитием являются главными в этот период.

3. Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет). Это время первичного введения детей во внесемейные институты (дошкольные учреждения). Родители должны адаптироваться к возрастным потребностям дошкольников. У них накапливается усталость, им необходимо преодолеть трудности, связанные с сильным ограничением личного пространства.

4. Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет). В этот период основное внимание родителей привлечено к школьным делам детей. Побуждение детей к учебным успехам - главная задача семьи.

5. Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет). Принятие подростковости детей — важная и трудная задача для родителей и детей. От родителей требуется изменение отношения к взрослеющим детям, установления равновесия между предоставлением свободы подросткам и принятием ими ответственности. Взросление детей позволяет родителям создавать свой круг интересов, не связанных непосредственно с детьми, активно заниматься вопросами собственной карьеры. Происходит подготовка к уходу детей из семьи.

6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью). Семья: взрослые и дети экспериментируют с независимостью друг от друга. Молодые люди освобождаются от опеки родителей. Важной задачей при решении вопросов отделения детей является сохранение поддержки как основы семьи.

7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию»). Период, когда родители остались вновь одни и уже без выросших детей. Требуется переструктурировать супружеские отношения. Старшее и младшее поколение учится выстраивать отношения независимости и сохранения родственных связей.

8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Сложнейшие задачи этого этапа: принятие факта ухода на пенсию и адаптация к старости. В связи со смертью одного из супругов для другого встают трудные проблемы утраты и одинокой жизни. Сохранение семейных связей с детьми и внуками помогает проживанию последнего этапа жизненного цикла семьи.

Понятие семьи в гуманитарных науках.

- в философии семья рассматривается как «ячейка общества, необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство, где осуществляется взаимопомощь и взаимозащита...»

- в социологии семья представляется как «малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений доминирования - подчинения (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах»

- в этнографии - как общность людей, где создается атмосфера объективной потребности каждого в участии в труде, дети опосредованно или непосредственно участвуют в производственнотрудовой деятельности родителей

- в антропологии - как биологическая задан-ность, наследственность и естественная природа человека;

- в психологии семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как процесс эмоциональной близости влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, способствующей повседневному общению с людьми, окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности;

- в педагогике - как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.011 с.)