Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кру «алупкинский дворцово-парковый музей – заповедник»

Поиск

КРУ «Алупкинский дворцово-парковый музей – заповедник»

Массандровский филиал

Контрольный экскурсионный текст

По экспозициям Массандровского дворца – музея

1, 5 экскурсионных (академических) часа

Переработан и дополнен Трухачевой Г. Н., Тимофеевой И. В.

                                                                                                                   Утвержден

Заседанием научно-методического

 совета КРУ «АДПМЗ»

Протокол № ____ от «_____» ____________ 2010 г.

 

 

 

 

 

Массандра – Алупка

Г.

Массандровский дворец Александра III - одно из лучших архитектурных сооружений Крыма конца XIX столетия, по уникальности архитектурного решения не похожий ни на один из Южнобережных дворцов. Здание дворца было построено в 1902 г. по проекту известного архитектора второй пол. XIX в. – Максимилиана Егоровича Месмахера. История дворца сложна и необычна, в ходе строительства он несколько раз менял своих владельцев.

Заложен дворец был в 1880 г., когда Массандрой владел граф Семен Михайлович Воронцов, сын Михаила Семеновича Воронцова – генерала-губернотора Новороссийского края и Таврической губернии, владельца Алупки. Затем он достраивался для императора Александра III, скончавшегося в 1894 г. и не увидевшего Массандровский дворец в завершенном виде. Строительство дворца было завершено в царствование его сына – Николая II, в память об отце сохранившем его название – Александровский дворец. Однако Романовы в этот дворец не переехали, он использовался для кратковременного отдыха после прогулок в горы, пикников, охоты. После 1917 г. здание дворца было национализировано. С 1929 по 1941г.г. здесь размещался санаторий «Пролетарское здоровье» для туберкулезных больных. В 1946 г. непродолжительно функционировал научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия «Магарач», с 1947 г. по 1989 г. дворец входил в состав закрытого режимного спец. объекта – государственной дачи. 1 июня 1992 г. он был открыт как музей, став филиалом Алупкинского дворцово-паркового музея – заповедника.

Для создания экспозиции Массандровского дворца были использованы предметы из фондов Воронцовского дворца в Алупке: живопись, графика, скульптура, фотоматериалы, предметы декоративно-прикладного искусства, соответствующие эпохе Александра Ш и стилевым особенностям интерьеров. Некоторые экспонаты ранее входили в коллекции членов императорской фамилии, находились в их южнобережных имениях. Сейчас в музее действует экспозиция, которая знакомит с искусством дворцового интерьера вт. пол. XIX в. Здесь представлены предметы, связанные с художественным образом дворца, с функциональным назначением его залов, экспозиционеры учли и замысел Месмахера.

Согласно моде того времени, в оформлении интерьеров использовались элементы самых различных стилей. В отделке залов архитектор применил разные породы дерева: дуб, орех, клен, красное дерево. Вестибюль украсили майоликовые изразцы, в оформлении дверей применена техника «интарсия», выжигание по дереву с подкраской. Роспись потолков, лепка, резные панели из дерева, витражи - все это составило великолепный убор комнат, где гармонично сочетаются различные архитектурные стили и эпохи: романская, готическая, барокко, рококо, классицизм.

В создании внутренней отделки дворца принимали участие бывшие ученики училища технического рисования барона А.Л. Штиглица в Петербурге, созданном при участии Месмахера, директором которого он являлся более 20 лет. Росписью потолков занимался М. Д. Салтыков, витражи в окнах и дверях 1-2 этажей изготовил Эрнст Тоде, панели центрального (нижнего) вестибюля и плоскость камина столовой облицованы изразцами Эмиля Кремера, лепной декор потолков и стен выполнен М. А. Жилкиным.

Сейчас мы пройдем в первый экспозиционный зал – центральный (нижний) вестибюль, где познакомимся с историей имения Массандра, его владельцами, этапами строительства дворца.

В оформлении центрального вестибюля использованы элементы романской архитектуры X – XII в.в.: низкий вход, сводчатые перекрытия, толстые метровые стены и узкие, похожие на бойницы средневековых замков, окна. Массивная пологая арка разделяет вестибюль на две части. Некоторую суровость помещения смягчают панели, облицованные светлыми майоликовые изразцами с кобальтовой росписью, выполненные в холодных голубых тонах, зрительно расширяющих небольшое пространство. Изразцовая плитка в интерьерах в конце XIX в. являлась новаторским приемом в архитектурной практике. В первоначальной отделке художественная роспись потолка гармонично сочеталась с цветом панелей. Помимо стилизованного орнамента, в росписи панелей включены букеты цветов, выполненные с натуралистической точностью. Всю работу по изготовлению майоликовых изразцов для дворца выполнял бывший ученик М. Месмахера – Эмиль Кремер. Дворец был предназначен для летнего отдыха, поэтому отделка вестибюля должна была создавать ощущение прохлады, которое усиливало оформление пола, выложенного метлахской плиткой, и решение окон, декорированных цветными стеклами.

Экспозиция центрального вестибюля рассказывает о владельцах имения «Массандра» и его истории. На восточной стене, справа и слева от входа, представлены копии портретов хозяев Массандры. Слева, вверху — портрет французского принца Карла Нассау Зигена, который первым владел этими землями. Зиген в 1787 г. был принят на русскую службу в чине капитана, через полгода  назначен командиром черноморской гребной флотилии. Массандра была пожалована ему Екатериной II годом ранее, когда К. Зиген сопровождал  императрицу в 1787 г. в ее путешествии в Крым, состоял в свите монархини.  Здесь он побывал лишь один раз, мечтал поселиться в Массандре, но дела службы не позволили ему это сделать. Следующая владелица - Софья Константиновна Потоцкая (на стене ее портрет- копия с оригинала П. Лампи), планировала построить здесь город и назвать его «Софиополь», на протяжении нескольких лет разрабатывался проект, который, однако, не был осуществлен. В 1822 г. Массандровское имение унаследовала ее дочь - Ольга Станиславовна Нарышкина, супруга двоюродного брата М. С. Воронцова –Льва Алексеевича Нарышкина, героя войны 1812 г., генерал-майора, командира Донской казачьей бригады. В экспозиции представлена копия ее портрета кисти художника Николя - Себастьяна Фросте. В это время в нижней части Массандры закладывается парк. Однако через шесть лет, в 1828 г., Нарышкина продает большое Массандровское имение площадью 600 десятин графине А. В.Браницкой - теще  М. С. Воронцова. Купленные земли графиня подарила своим внукам — малолетним Семеновичу Михайловичу и Софье Михайловне Воронцовым. Однако обустройством имения до их совершеннолетия должен был заниматься ее зять - Михаил Семенович Воронцов (1782-1856), выдающийся государственный, военный, политический деятель, один из богатейших помещиков империи, поместья которого находились в шестнадцати губерниях. В Крыму  М. С. Воронцов владел пятью имениями, главное располагалось в Алупке - центре светской и культурной жизни. Массандре же отводилась более скромная роль: она использовалась как экономическое имение, традиционно делившееся на Нижнюю, Среднюю и Верхнюю Массандру. В Нижней Массандре находились сенокосные луга, питомники, цветочное хозяйство и парк. Среднюю занимали виноградные и табачные плантации. Здесь же были устроены оранжереи, дома для рабочих и служащих и винный подвал. Именно здесь была заложена слава всемирно известных крымских вин: белого муската, мадеры, некоторых сортов портвейна и токая. К Верхней Массандре, с ее необычайно чистым воздухом, живописным рельефом, археологическими древностями и реликтовыми рощами, Воронцовы относились как к своеобразному ландшафтному заповеднику. В 30-х г.г. XIX в. здесь были построен небольшой экономический дом, бельэтаж которого был обнесен открытой галереей. Чаще это строение называли «барским» домом, который был довольно хорошо обустроен, не случайно именно в нем в сентябре 1837 г. останавливался на ночлег путешествующий по Южнобережью император Николай I c супругой - императрицей Александрой Федоровной.

К середине 1870-х г.г. дом в Массандре обветшал, пострадал от сильной бури. Граф С. М. Воронцов, бывший в то время владельцем Массандровского поместья, решает снести старое строение и построить на этом месте новый дворец. В отличие от Алупкинского дворца новое здание предполагалось небольшим, служащим местом отдыха для одной семьи в летнее время. В нем не предусматривались большие парадные залы, все должно было способствовать созданию атмосферы уюта и комфорта. Проект дворца был заказан в 1879 г. французскому архитектору Эдмону Бушару, занимавшемуся подрядными работами в Ливадии и Ялте. Архитектор создал в 1880 г. проект дворца в романтическом стиле. В его основе лежал тип французского замка эпохи Возрождения, хорошо знакомый по знаменитым сооружениям французских королей и знати в долине реки Луары. Это замки: Блуа, Шамбор, Шантильи, представленные в экспозиции на литографии Августа Брая с картины художника Дероя Дела. Во внешнем облике дворца, строящегося в Массандре по проекту Э Бушара, было много элементов архитектуры раннего французского Ренессанса: плоское решение фасадов, четкое поэтажное членение стен, строгий ритм крупных оконных проемов, островерхие крыши. Две круглые островерхие башни придавали ему вид средневекового сооружения. Крупная кладка серого, слегка отесанного камня – известняка, усиливала впечатление массивности и суровости. В феврале 1880 г. был заложен фундамент, а с марта началось возведение стен. В середине сентября 1881 г. дворец был подведен под крышу и можно было приступать к внутренней отделке. Однако в конце ноября неожиданно скончался архитектор Э. Бушар. Строительные работы продолжились и после его смерти. К концу марта 1881 г. была поставлена крыша, основные строительные работы были завершены, практически, проект французского архитектора был уже полностью воплощен. Оставалось только провести внутренние коммуникации и оформить интерьеры. (Изображение дворца по проекту Э. Бушара можно увидеть на копии акварели художника Луиджи Премаци). Однако 6 мая 1882 г. скончался сам заказчик – граф С. М. Воронцов, работы по оснащению и отделке дворца были приостановлены на 10 лет.

В марте 1889 г. Департамент Уделов приобретает имение «Массандра» у племянницы С. М. Воронцова – графини Екатерины Балашовой, урожденной Шуваловой. Зимой 1891г. император Александр Ш решает достроить Массандровский дворец. Создание проекта поручается известному зодчему XIX в., академику архитектуры Максимилиану Егоровичу Месмахеру. Барельеф зодчего, представленный на стене вестибюля, выполнен скульптором М. А. Чижовым и является отливкой с авторской формы, хранящейся в художественном музее г. Веймара (Германия).

Характерной чертой творчества этого архитектора являлось создание целостной архитектурной среды, вбирающей в себя все виды художественной деятельности. Какой бы интерьер здания ни проектировал этот зодчий, он рассматривал его и как часть целого, и как самостоятельный объект, выполняющий свою, только ему присущую функцию  М. Е. Месмахер был архитектором – новатором, одним из зачинателей художественно-промышленного образования в России, создателем и первым директором Центрального училища технического рисования им. барона А. Штиглица. Это учебное заведение подготовило выдающихся художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, некоторые из них будут позже привлечены для оформления нового дворца в Массандре.

Как был изменен первоначальный проект Э. Бушара, мы увидим на примере эскизных проектов Месмахера, размещенных во второй части нижнего (южного) вестибюля.

Развивая архитектурный образ романтического дворца – замка, заложенного в постройке Э. Бушара, архитектор усиливает его декоративное начало. Это отвечало требованиям нового архитектурного направления - «историзма» на рубеже XIX – XX в.в. Взяв за основу здание, возведенное французским архитектором, Максимилиан Егорович ввел множество архитектурных деталей, полностью изменивших облик дворца. Так, была увеличена в объеме и по высоте главная башня, расширены балконы, центральный ризалит заново переложен и украшен рустом и красивым фронтоном из камня с богатой орнаментацией; резьбой по камню были украшены также люкарны.

 По всему западному фасаду проходят полуоткрытые галереи, террасы, балконы, витые лестницы с ажурными решетками, балюстрадами. Стиль восточного фасада определяет центральный ризалит. Его венчает сложный фронтон, украшенный с двух сторон декоративными факелами, тремя картушами. Для украшения восточного фасада архитектор проектирует красивую, закругленную в плане лестницу с широким маршем ступеней. К основному объему здания, построенному еще архитектором Бушаром, достраиваются балконы, террасы, галереи, наружные лестницы с балюстрадами. Увеличился объем главного парадного входа за счет пристроенного вестибюля 1-го этажа. На западном фасаде был надстроен большой открытый балкон (остеклен в 50-е г.г. XX в).  Южную башню с четырехскатной кровлей Месмахер поднял над уровнем крыши и, подчеркивая ее главенствующее положение, завершил медной позолоченной фигурой двуглавого орла, заметного изо всех точек Ялты и окрестностей. В этой башне он разместил парадную лестницу, ведущую на 3-й этаж.

 В завершенном виде Императору Александру III дворец увидеть не пришлось, т. к. 20 октября 1894 г. государь скончался в Ливадии. Здание достраивалось уже в царствование его сына – императора Николая II. С 1893 г. строительными и отделочными работами руководил талантливый архитектор Оскар Эмильевич Вегенер, помощник М. Е. Месмахера.

В конструкциях и отделке дворца использовались новейшие материалы, оборудование и техническое оснащение.  Внутри здания уложены бетонные балки, по которым устроены на всех этажах бетонные своды, паровое отопление, электрическое освещение, в стены здания была искусно вмонтирована мощная система вентиляции. Все инженерные работы проводились по проекту и под непосредственным наблюдением инженера, профессора С. Д. Лукашевича.

В 50 м от дворца в 1898-1901 г.г. строится корпус машинного отделения для динамомашины и парового котла. Месмахер проектирует его в стиле «модерн». Внешний вид здания тесно связан с его функциональным назначением,  в архитектуре использованы элементы восточного стиля. Одно из сооружений очертаниями напоминает китайскую пагоду, дымовая труба котельной выполнена в виде минарета. Главным элементом в создании художественно-декоративного образа постройки является поливная черепица и керамическая плитка, сверкающая на солнце яркими оттенками. Дворец и машинное отделение, различные по своим архитектурным формам, зодчий объединил цветом, введя в облицовку зданий одинаковые светло-желтые плитки. В дворцово-парковый ансамбль гармонично вписались подпорные стены, отделанные керамической плиткой и поливной черепицей. Расходы по строительству дворца шли за счет Кабинета Императора.

Перед западным фасадом дворца М. Месмахер проектирует регулярный французский парк с последовательно снижающимися террасами, создавая единый дворцово-парковый ансамбль. Верхнюю и нижнюю часть парка занимали цветочные партеры, среднюю украсил фигурный бассейн с фонтаном. Вся придворцовая часть парка была украшена скульптурами, изготовленными из гипса и искусственного камня и представлявшие собой копии статуй из Императорского Берлинского музея изящных искусств. Статуи изображали античных богов, философов, аллегории различных наук и искусств. Модели скульптур изготавливала художественно-лепная мастерская В. И. Жилкина, выполнявшая также модель орла на южной башне. Скульптурными работами занимался известный в то время мастер по оформлению зданий – скульптор Карл Осипович Гвиди. Гипсовые модели выполнял классный художник из Петербурга - Александр Егорович Бауман. До  сегодняшнего дня сохранились из 35-ти скульптур только шесть: два сатира, два дракона, два сфинкса, а также 6 декоративных ваз.

25 января 1902 г. после завершения строительных работ по распоряжению главного Управления уделов была назначена комиссия по приемке завершенного дворца. Однако семья последнего императора Николая II редко посещала Массандровский дворец, приезжая лишь на дневной отдых во время прогулок в горы.

 В интерьерах сохранилась вся деревянная отделка, встроенная мебель, выполненная мастером Августом Клоцом и мебельным заведением Петерсена из Петербурга.  Это паркетные полы, оконные рамы, двери, панели. В боковых частях вестибюля обращает на себя внимание виртуозная резьба по дереву в переплетах перил лестниц. По проекту архитектора использовались разные породы дерева: дуб, орех, клен, красное дерево. На второй этаж можно подняться по винтовым лестницам, скрытым в южной и северной башнях, которые связывали мужскую и женскую половины дворца. На первом этаже располагались комнаты, предназначавшиеся для отдыха всей семьи – бильярдная и парадная столовая. Сейчас мы пройдем в первый парадный зал, где особенно раскрылся дизайнерский талант М. Месмахера.

Как правило, во всех русских дворцах конца XIX в., бильярдные комнаты отделывались в стиле английского Возрождения. Здесь - традиционные для Англии дубовые сложнопрофилированные панели. В лепном узоре потолка прослеживаются мотивы архитектуры позднего английского средневековья (стиль «тюдор»). Лепные элементы отдаленно напоминают сложные переплетения перекрытий английских замков XVI в., выполненные петербургским мастером М. А. Жилкиным.

Обращает на себя внимание угловой камин своеобразной формы, выполненный в «викторианском стиле» – интересная деталь художественного декора помещения. Он украшен богатой резьбой по дереву, желудок (топка) камина - из чеканной черненой меди,  изготовленный на петербургском художественно-слесарном заводе инженера и предпринимателя Карла Винклера (1845-1900). При изготовлении медного декора камина использованы технологии  кузнечного искусства, разработанные в немецком городе Нюрнберге, уроженцем которого являлся  Винклер.

Дубовый паркет на полу выполнен рисунком «бриксон» (елочка). Бордюр, изготовленный из различных пород дерева, зрительно расширяет пространство комнаты. При составлении проекта полезная площадь бильярдной была увеличена за счет крытой галереи, из окон которой открывается великолепный вид на партерный парк. По замыслу архитектора при оформлении входных дверей бильярдной и столовой, решеток водяного отопления под подоконниками, использованы различные приемы и техники обработки дерева: глубокорельефная резьба, интарсия (инкрустация различными породами дерева), выжигание с подкраской.  Переплеты входных дверей этого зала ранее были оформлены цветными витражами, изготовленными в г. Риге, в мастерской Эрнста Тоде – специалиста по художественному стеклу.

Для продления «общения» с природой, комнаты отдыха в дворцовых помещениях часто украшались пейзажами. В экспозицию бильярдной включены произведения русских художников втор. половины XIX в., многие из которых работали по заказу царской семьи. Александр Ш был страстным коллекционером, на основе его живописного собрания в Петербурге в 1898 г. был создан Русский музей. Представленная в экспозиции картина Владимира Донатовича Орловского «В окрестностях Алушты»(1868 г.) некогда украшала императорский кабинет в Аничковом дворце. Работы, создаваемые отечественными живописцами после присоединения Крыма к России, часто не выходили за рамки  сухой официально-топографической передачи той или иной местности полуострова, проблема передачи состояния природы, живописности Южнобережья в то время отходила на второй план.Орловский В. Д. был одним из первых живописцев, обратившихся в своем творчестве к изображению красоты крымской природы. Успешно закончивший Академию художеств, Владимир Орловский на несколько лет в конце 1860-х г.г. был направлен во Францию, затем Италию, Швейцарию для совершенствования своего мастерства. Однако, художник, уроженец Киева, начавший свой творческий путь с изображения национальной природы, не стал приверженцем красот Италии и Швейцарии, которые в основном воплощались в классических пейзажах XVII – XVIII в.в. Мастер призывал русских и украинских живописцев больше в своем творчестве изображать природу родной страны.

Владимир Орловский работал по заказам  семьи императора Александра II и графа С. М. Воронцова. Картина «В окрестностях Алушты» написана им за границей в 1870 г. на основе крымских этюдов. На полотне изображено местечко Кучук – Ламбат под Алуштой, ставшее впоследствии царским имением. Пейзаж «В окрестностях Алушты» относится к раннему периоду творчества художника (1860-70-е г.г), когда Орловский находился еще под влиянием традиций академической живописи. В этой работе ценно то, что живописец достоверно изобразил маленькую южнобережную деревню. Особенно удачно проработан передний план полотна, великолепно чувствуется фактура прибрежных камней, тщательно выписаны трава и цветы. Хорошо передан в картине и солнечный свет, пробивающийся сквозь пышную крону дерева и освещающий угол дома. В изображении людей ощущается неторопливая жизнь крымского селения..

Творчество Ф. А. Бронникова представлено в экспозиции работой «На деревенской улице». Федор Андреевич Бронников – живописец преимущественно исторического жанра, долгое время живший в Италии. Его произведения чаще всего воспроизводят сцены из античной и средневековой истории. Очень эффектные, мастерски написанные, с сильной экспрессией фигур и лиц, они, однако, не давали точного представления об изображаемой эпохе. Тем не менее, его картины были популярны у русской аристократии, произведения художника входили в коллекцию Александра Ш, а также датской королевы Луизы – матери императрицы Марии Федоровны.

На столбах, отделяющих основную часть зала от маленькой галереи, размещены небольшие этюды Г. Ф. Ярцева и В. Д. Поленова. Работы Григория Федоровича Ярцева (1858-1919) украшали комнаты  дворцов в имении «Ливадия», входили в живописную коллекцию Александра Ш. Художник впервые приехал в Крым на этюды в 1887 г. и, пленившись красотой полуострова, остался здесь на долгие годы. Григорий Ярцев закончил естественное отделение Московского университета, однако подлинное свое призвание нашел в живописи. Художественное образование он получил в воскресной рисовальной школе при Строгановском училище.  Художник занимался архитектурой, сотрудничал с архитектором Н. Красновым – автором проекта Ливадийского дворца, выстроил несколько домов в Ялте. Ярцевым написано достаточно много  крымских пейзажей. После экспонирования картины «Яйла» на 25-й выставке передвижников, он получил членство в Товариществе передвижных художественных выставок. Помимо Алупкинского музея – заповедника работы этого мастера находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, в Государственном историческом музее г. Москвы,  Ялтинском историко-литературном музее, в краеведческих музеях Нижнего Новгорода, Касимова, Минусинска (Российская федерация).

Небольшой этюд Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) «Луксор» является одним из многочисленных этюдов к картине «Христос и грешница». Он был написан в 1881 г. в Египте, во время  первой поездки живописца на Восток для сбора натурного материала к задуманной картине. Здесь удачно передан колорит южной природы. Поленов был лично знаком с наследником престола Александром Александровичем, будущим императором Александром Ш. В 1877 - 1878 г.г. Василий Дмитриевич работал художником при штабе наследника, командовавшего Рущукским отрядом на болгарском фронте русско-турецкой войны. В 1887 г. Александр Шприобрел на 15-й выставке передвижников большое полотно художника «Христос и грешница».

  Поленов – замечательный мастер исторического, портретного, пейзажного жанров. Василий Дмитриевич работал также и как театральный декоратор в частной опере С. И. Мамонтова и Большого театра в Москве. Одновременно с художественным образованием в 1871 г. он получил диплом юриста в Петербургском университете.  Поленов первым среди русских живописцев ввел в пейзаж чистые яркие цвета, свободный легкий мазок, светотеневую контрастность, непосредственность пленерного восприятия.

 В картине  «Кормление голубей», (на цветной открытке нач. XX в. воспроизведена под названием «Песнь невольниц»), ее автор, Вильгельм Котарбинский (1849-1921,) выступает как яркий представитель академической школы живописи. Учеба в Риме и жизнь в Италии после окончания Академии художеств оказали влияние на творчество живописца. Возможно, именно этими фактами объясняется сентиментальность и декоративность его картин. На полотне «Песнь невольниц» отсутствует психологическая трактовка сюжета, что было свойственно художникам-передвижникам. Здесь художник уделяет больше внимания живописному строю, колориту, проработке деталей, нежели передаче состояния девушек, томящихся в неволе. Живописную насыщенность произведению придает множество оттенков, так называемых, «академических» цветов: красного, синего, желтого. Такие полотна как это, подобные декоративным панно, например, худ. Харламова, Семирадского, часто украшали дворцы и богатые особняки.

Рядом с камином находится картина Максимова «Психея», созданная в 1845 г. Максимов Алексей Максимович (1810-1865) – выпускник Академии художеств, ученик Карла Брюллова. Автор в своей картине своеобразно трактует античный сюжет о бессмертии человеческой души. Миф о Психее, соперничавшей красотой с самой Афродитой, возлюбленной Амура, издавна привлекал художников – Рафаэля, Джулио Романо, Рубенса. Пережив много приключений и страданий, разлуку с любимым, Психея, найдя Амура, навсегда получает бессмертие от Зевса.

 Древние греки считали, что душа человека отлетает через рот в момент смерти, символически изображая это на саркофагах в виде бабочки, вылетающей из личинки. Позже они использовали крылатую фигуру Психеи как олицетворение бессмертной человеческой  души. Максимов представил Психею в образе молодой девушки, располагающей к себе обаянием и добротой, используя приемы светотени, цветовые контрасты. У портретируемой модели - мягкая моделировка лица, большие глаза, с теплотой смотрящие на зрителя.

Слева от двери в столовую обращает на себя внимание картина Василия Васильевича Верещагина (1842-1904), известного живописца батального жанра,  «Подземная галерея в Эллоре». Этот небольшой этюд находился до революции в Малом Ливадийском дворце, построенном для наследника. В 1920-е г.г. картина была передана в Государственную Третьяковскую галерею, откуда позже поступила в Алупкинский дворец-музей.  «Подземная галерея в Эллоре» была написана художником во время путешествия в Индию в 1874-76 г.г. В маленькой деревушке Эллор под Бомбеем Верещагин посетил буддийский храм Кайласантаха, где его поразило мастерство древних зодчих и каменотесов. Храм, высеченный в монолите скалы, опоясывала вереница  каменных слонов, которые были выполнены в натуральную величину.

Из бильярдной  мы проходим в парадную столовую, одно из самых интересных помещений дворца, в оформлении которой особенно проявился талант Месмахера –дизайнера.

В интерьере столовой прослеживается стилизация замковой архитектуры начала XVI в. (периода короля Франциска I). Открытые балки потолка характерны для интерьеров французских дворцов сер. XVI – нач. XVII в.в. М. Месмахер стремился придать оформлению романтическую окраску: опускает деревянные балки, имитирующие конструкции межэтажных перекрытий, стены оформляет высокими дубовыми панелями, которые украшает сложной рельефной резьбой в стиле «барокко». Фрагменты сохранившихся многоцветных фресок в альфрейной технике (по сырой штукатурке), выполненные мастером М. Салтыковым, дают представление об общем колорите помещения, гармонично сочетавшемся с цветом мореного дуба. В экспозиции зала воссоздана обстановка подобных помещений рубежа XIX –XX в.в.

 Столовая состоит из двух частей: главного зала и прохода, который должен был соединять бильярдную и сервизную комнаты. В этой части помещения архитектор находит интересное решение для камина, выступающего доминантой всего зала. В архитектурном решении камина прослеживаются мотивы французского ренессанса 1510-1530-х г.г. Верхняя дымосборная часть камина увенчана деревянным резным фронтоном с барочной орнаментикой, гармонирующей с резьбой выставочных буфетов главного зала.

 Прекрасно сохранилась плоскость на портале камина - между деревянной отделкой и мраморным кантом топки. Она облицована майоликовыми изразцами, созданными самым талантливым из  бывших студентов училища технического рисования – Эмилем Яковлевичем Кремером, впоследствии возглавившим художественные мастерские Императорского фарфорового завода. На  изразец, выполненный в технике подглазурной росписи, нанесен трафаретный узор. О высоком мастерстве изготовления  свидетельствуют невидимые швы, еще более подчеркивающие целостность орнамента. Расписная керамика в отделке каминов явилась также новаторским приемом, который во внутреннем убранстве дворцов применил М. Месмахер. Художник по керамике - Э. Кремер замечательно владел техникой работы с цветными глазурями: они не смешиваются, благодаря чему заметна четкая граница трафаретного узора. Жерло камина, возможно, было переделано в нач. XX в. Такое лаконичное решение формы латунной топки, линии жгутов характерны для стиля модерн.    

В главном зале акцент делается на выставочные буфеты. На них находятся две декоративные вазы, с портретами русских писателей и поэтов: Тургенева, Некрасова, Пушкина, Лермонтова, выполненные на фарфоровой фабрике братьев Радзивилов в Польше. На буфете справа - тарелки, украшенные цветами, изготовленными на знаменитой Мейсоновской фарфоровой мануфактуре в Саксонии в кон. XIX. Ваза, служившая сахарницей, из цветного стекла  с алмазной гравировкой – кон.XIX в. -  изделие Императорского фарфорового завода.

Правее располагается юбилейная тарелка – сувенир с монограммой датского короля Кристиана IX и королевы Луизы (родителей императрицы Марии Федоровны), которая была изготовлена в Дании в 1892 г. по случаю золотой свадьбы королевской четы. Выставочный буфет слева украшают фарфоровые тарелки, изготовленные на фабрике М. С. Кузнецова.

Впечатление обжитости этого помещения создает столовый фарфоровый сервиз из 65 – ти предметов, изготовленный на фабрике Матвея Сидоровича Кузнецова в нач. XX в. в деревне Дулево (Покровский уезд Владимирской губернии). В его изготовлении сказался стиль основной массы кузнецовской продукции конца XIX нач. XX в.в., где основную роль в это время играла белизна фарфора.

Стол сервирован стеклянными стопками и бокалами с позолотой – изделия фирмы «Мозер» (Чехия) кон. XIX в. Традиционно стены столовой оформлялись пейзажами и бытовыми сценами фламандских и голландских мастеров. В экспозиционном зале представлена жанровая картина фламандского художника  XVII в. (1625-1678) Гиллиса Ван Тильборха «Крестьяне за едой», на противоположной стене – полотно «Пристань» живописца из Амстердама Эллиаса Бомеля (1819-1890). Рядом  - пейзаж неизвестного художника XVII в.

Через бильярдную по винтовой лестнице мы поднимемся на второй этаж, где по замыслу архитектора должны были располагаться жилые комнаты царской четы.

На выходе из бильярдной комнаты за металлической ажурной решеткой просматривается фрагмент парадной лестницы, ведущей на III этаж, где предполагались  комнаты для царских детей, однако он не был обустроен. В декоративном оформлении лестницы использованы элементы стиля «модерн»: «ползучие» арки, резные балясины, повернутые вокруг своей оси, соединяющие пролеты нижних этажей. Изящная лепнина потолка стилизована под архитектурный стиль «тюдор». Сейчас на третьем этаже, простом по своей отделке, экспонируется художественная выставка из фондов АДПМЗ «Как мы жили… Идеалы прошлого», на которой представлены произведения советских художников и скульпторов 1930-1950-х г.г.

Поднявшись по винтовой лестнице южной башни, мы оказались на женской половине дворца, в приемной Ея императорского Величества императрицы Марии Федоровны. На принадлежность маленькой комнаты указывает монограмма над дверью в виде стилизованной буквы «М». Размер зала небольшой, т. к.  дворец не предназначался для больших приемов, а должен был служить местом отдыха царской семьи. Приемная привлекает своей нарядной изысканностью: высокие дубовые панели, мягкие, овальные формы дверных рельефов, овальное окно, вмонтированное в сложный резной десюдепорт (наддверное украшение). Его украшает объемная резьба в виде декоративной гирлянды фруктов. Этот великолепный декор делает приемную императрицы похожей на своеобразную деревянную шкатулку. Дверные переплеты оформлены зеркалевидными стеклами, выполненными в мастерской рижского витражиста Эрнста Тоде. Верхняя часть стен была покрыта росписью в светло – бежевых тонах (рисовальщик Михаил Дмитриевич Салтыков). Роспись, деревянный декор  гармонично сочетались с лепным  орнаментом потолка в виде растений, изогнутых линий – «рокайлей», напоминающих раковины. Лепнина, выполненная мастером  М. А. Жилкиным, характерна для позднего французского стиля «рококо». В падуги потолка над десюдепортом искусно архитектором введена решетка вентиляционной системы. Оконные и дверные приборы изготовлены в кустарных мастерских города Тулы.

В связи с целесообразностью маршрута в кабинет Ея императорского Величества мы попадем несколько позже, а сейчас, сделав небольшую остановку в коридоре, пройдем на мужскую половину дворца.

Связующим элементом между покоями императора и императрицы служил коридор. От парадной прихожей он был отделен перегородкой с застекленными окнами и дверью, оформленными по проекту архитектора, помимо зеркалевидных стекол (мастерская Э. Тоде), цветным витражным стеклом.

На стенах коридора размещены копии гравюр, посвященных коронации Екатерины Второй. Коронационные альбомы и сборники являются самыми роскошными изданиями за всю историю книгопечатания в России. Тираж их был невелик, т. к. они не поступали в продажу, а предназначались в подарок членам императорской семьи,  высшим сановникам России и зарубежных стран. Самым редким из всех коронационных альбомов является «Описание коронации Екатерины Второй», представляющее собой брошюру с детальным описанием коронационной церемонии 22 сентября 1762 г. и сопутствующих ей торжеств. К брошюре прилагалась папка с девятью гравюрами на меди резцом, созданными по рисункам французского живописца Жана Луи Девильи (1730-1784), с 1754 г. жившего в России. Этот мастер совместно с русским художником М. И. Махаевым (1716 – 1804) работал над созданием роскошных рисунков к изданию. В результате в нач. 1770-х г.г. императрице были представлены 12 рисунков для гравировальных иллюстраций. Рисунки, выполненные Девильи, отличали тонкость, отсутствие схематичности композиции, статичности персонажей. Художник ввел в сцены представителей низших сословий: мелких торговцев, купцов. Однако государыня отвергла проект. Девильи был уволен, а рисунки поместили в рамы из красного дерева и украсил ими одну из комнат Зимнего дворца. Издание не осуществилось, возможно, потому, что, по мнению  императрицы, они оказались недостаточно пышными и торжественными. Однако незадолго до смерти Екатерины II гравирование по рисункам Девильи – Махаева все же началось. Граверы А. Колпашников, Г. Путимцев, Г. Харитонов, А. Казачинский подготовили 12 медных досок (гравюры резцом), но к 1796 г. полностью завершенными оказались лишь 5 из них, после чего работы были прерваны в связи со смертью императрицы. В середине XIX в.(1854-1855) описание коронации Екатерины II, вместе с прилагавшимися к ним альбомами гравюр, были включены в издание «Кам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.019 с.)