Где с — уровень затрат на единицу строительной продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Где с — уровень затрат на единицу строительной продукции.



Влияние изменения уровня затрат на единицу строитель­ной продукции определяется следующей формулой

АПр=(Ср-Сф)-Всп1, (20.21)

где Ср — расчетный уровень затрат на единицу строительной продукции; Сф — фактический уровень затрат на единицу строительной продукции.

По результатам проведенного расчета появляется возмож­ность выбрать наиболее существенные направления дальней­шего, более углубленного анализа прибыли от реализации строительной продукции. В любом случае на величину фак­тически полученной прибыли влияют объем и структура объе­ма реализации строительной продукции, уровень инфляции, цены и общие затраты.

 

20.6. Обоснование управленческих решений в строительном бизнесе на основе маржинального анализа

Важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности предприятия и ус­тановление, при каких объемах производство СМР будет рен­табельным, а при каких оно не будет давать прибыль.

С этой целью рассчитывают:

а) безубыточный объем реализации, при котором обеспе­чивается полное возмещение постоянных издержек предпри­ятия;

б) объем реализации СМР, гарантирующий предприятию необходимую сумму прибыли;

в) зону безопасности предприятия (запас финансовой ус­тойчивости).

Для определения этих показателей можно использовать графический и аналитический способы.

Затраты строительной организации подразделены на две группы: переменную, зависящую от объема и структуры стро­ительной продукции, и постоянную, связанную с затратами на управление и коммерческую деятельность строительной организации, а также на организацию строительного произ­водства.

В процессе анализа вычисляются показатели валовой прибы­ли (маржинального дохода) м), прибыли от реализации строи­тельной продукции (Псп), доли маржинального дохода (Д„), а также уровня рентабельности строительной продукции (Рсп).

Дм = н + пси = всп - кп = всп ду,

Ду = Дм / Всп> (2°-22)

псп = всп Ду - Н. Ду = £ di Ду, di В / Всп, 20.23)

 

Р сп = Псп / Всп- Учитывая зависимость между выручкой от реализации строительной продукции, затратами и прибылью, следует оп­ределить и критический объем выручки кр), при котором строительная организация будет в состоянии покрыть свои переменные и постоянные расходы, не получив прибыли. Та­кой расчет позволяет держать в поле зрения границы безу­быточной деятельности строительной организации. Сниже­ние объема выручки ниже критического приведет к убыточ­ности деятельности, и наоборот, увеличение объема обусловит рост прибыли при сохранении величины других исходных данных, принятых для расчета. Ясно, что сокращение посто­янных или переменных расходов приведет к сокращению и критического объема реализации.

Критический объем реализации определяется по следую­щей формуле

в - Н

в кР-^-- (20.24)

Приведем условный пример, данные которого позволят оценить эффективность формирования, изменений и факти­ческого выполнения производственной программы строитель­ной организации (табл. 20.3).

Размер постоянных расходов строительной организации на год определен в сумме 16,0 млрд руб.


     
 

Определим критический объем реализации строительной продукции по последней формуле

Х6 о

Вкп =     — = 34,4 млрд руб.

кр 0,465

-хЮО

41,12

Поскольку строительная организация сумела сформировать портфель заказов в объеме свыше 41 млрд руб., величина ожидаемой прибыли составит: 19,13 - 16,00 = 3,13 млрд руб., а уровень рентабельности строительной продукции

 

= 7,61%.

Предположим, что под влиянием конкурентной борьбы на рынке строительной продукции заказчик предложил строитель­ной организации новую, более низкую договорную стоимость: по объекту А - 6300 млн руб., по коттеджу - 350 млн руб

Требуется определить, как повлияет принятие такого пред­ложения (вариант I изменений) или отказ от него (вариант II) на показатели выручки от реализации, величины и доли маржинального дохода, величины прибыли и рентабельнос­ти строительной продукции.

Результаты расчетов, проведенные по аналогии с преды­дущими расчетами по первоначально принятой программе (базовый вариант), приведены в табл. 20.4.

Как видно по варианту I, по сравнению с базовым рента­бельность строительной продукции резко сокращается на 83,3% за счет снижения объема выручки от реализации и особенно сокращения величины прибыли (на 84,4%). Отказ от новых предложений заказчика еще более существенно сни­зит объем выручки от реализации и приведет к отрицатель­ной величине эффекта. Вместо прибыли выполнение такой производственной программы (при сокращении первоначаль­ного размера постоянных расходов) приведет к получению убытка, превышающего 6 млрд руб., а уровень рентабельно­сти строительной продукции выразится отрицательной вели­чиной, свидетельствующей, что каждая единица реализации строительной продукции приведет к получению 0,273 еди­ниц убытка. Таким образом, оба эти варианта не могут удов­летворить строительную организацию — ни низкорентабель­ное прбизводство, ни тем более убыточное.

Поэтому естественным выходом из создавшегося положе­ния о формировании производственной программы будет бо­лее целенаправленный поиск новых заказчиков. Такой по­иск потребует профессионального подхода и приведет к орга­



низации специальной маркетинговой службы, годовое содер­жание которой увеличит постоянные затраты строительной организации на 60 млн руб. В результате функционирования специалистов по маркетингу строительной организации уда лось привлечь дополнительных заказчиков на строительство двух промышленных объектов В и двух 18-этажных жилых домов. Требуется оценить эффективность двух новых вари­антов формирования производственной программы: привлечь дополнительных заказчиков и согласиться с новыми предло­жениями по договорной цене прежних заказчиков (вариант III) или включить в производственную программу новых за­казчиков, отказавшись от новых условий строительства объектов А и коттеджей (вариант IV).

Результаты расчетов по каждому из вариантов представ­лены в табл. 20.5.

Расчеты показали, что более эффективным для формирова­ния производственной программы является вариант III, кото­рый отличается от других более значительным объемом вы­ручки и прибыли, а также уровнем рентабельности строитель­ной продукции, при котором с каждой единицы строительной продукции организация получает свыше 18% прибыли. Та­ким образом, выполнение такой производственной програм­мы обеспечивает строительной организации максимальную прибыль и наиболее высокий уровень рентабельности.

Так же условно будем исходить из того, что строительная организация полностью выполнила принятую производствен­ную программу в соответствии с производственными расче­тами по варианту III и получила ожидаемую сумму прибыли от реализации строительной продукции, превысив базовую сумму на 8,5 млрд руб. (11,63 - 3,13). При этом изменился и уровень рентабельности строительной продукции с 7,61 до 18,61%.

В ходе анализа определим, как повлияли на прирост при­были изменение объема реализации и его структуры. Для этого выполним расчеты согласно следующим формулам: изменения объема реализации

Д ПРВ = (Всп! - Вспр) ■ Рспр =

= [(62,48 - 41,12)/100] • 7,61 = 1,625 млрд руб.; изменения в уровне рентабельности строительной продукции

АПрВ = (Рсп1-Рспр) Вспр =

= (18,61 - 7,61) 62,48 = 6,873 млрд руб.

Таким образом, свыше 80% прироста прибыли обеспечено за счет включения в производственную программу более эф­фективных объектов, имеющих сравнительно высокую долю маржинального дохода. Около 20% прироста прибыли дос­тигнуто в результате увеличения объема реализации строи­тельной продукции.

Вышеизложенная методика анализа показателей прибыли и выручки от реализации сознательно абстрагируется от неиз­бежных отклонений в расчетных переменных затратах по каж­дому объекту и виду услуг. В реальных условиях необходимо выполнить и анализ затрат. Это обусловлено изменяющимися условиями функционирования строительной организации, свя­занными с переходом на рыночные отношения. Строительная организация должна стремиться к тому, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него. Основой такого развития строительной организации является широ­кое внедрение в производство новых достижений науки и техники. Себестоимость строительной продукции при всех экономических системах продолжает оставаться одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. Целью анализа затрат является повы­шение эффективности использования материально-техниче­ских, трудовых и денежных ресурсов в процессе производ­ства и реализации строительной продукции. Результаты ана­лиза переменных затрат характеризуют уровень хозяйствен­ной активности коллектива строительной организации, а по­стоянных затрат — эффективность управления коллективом.

20.7. Основы анализа финансового состояния строительного предприятия

Для принятия управленческих решений в области строи­тельного производства, финансов, инвестиций руководству нужна постоянная деловая осведомленность в соответству­ющих вопросах, которая является результатом отбора, ана­лиза, оценки и концентрации исходной информации. Необ­ходимо аналитическое прочтение данных исходя из целей анализа и управления.

Основной метод аналитического чтения финансовых отче­тов — дедуктивный, от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа условно вос­производится хронологическая и логическая последователь­ность хозяйственных фактов и событий.

Среди существующих методов анализа финансовых отче­тов можно выделить шесть основных:

S горизонтальный (временной) анализ — сравнение каж­дой позиции отчетности с предыдущим периодом;

S вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

S трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчет­ности с рядом предшествующих периодов и определение трен­да, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищен­ной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возмож­ные значения показателей в будущем, следовательно, ведет­ся перспективный прогнозный анализ;

S анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвя­занных показателей;

S сравнительный (пространственный) анализ — как внут­рихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделе­ний, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей дан­ной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотрасле­выми и средними хозяйственными данными;

S факторный анализ — анализ влияния отдельных факто­ров (причин) на результативный показатель с помощью де­терминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собствен­но анализ), когда результативный показатель дробят на со­ставные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Наиболее широко используемыми инструментами (приема­ми) анализа финансового состояния являются коэффициен­ты. Анализ финансовых коэффициентов позволяет выявить симптомы скрытых явлений, проблемы, требующие более глубокого изучения. Самыми распространенными и изучае­мыми являются следующие финансовые коэффициенты: лик­видности, деловой активности, финансовой устойчивости, прибыльности (рентабельности).

Финансовое состояние — это комплексное понятие, ха­рактеризующееся системой показателей, отражающих нали­чие, размещение и использование финансовых ресурсов, ко­торые являются результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений строительного предприятия, определяемое всей совокупностью производственно-хозяй­ственных факторов.

Финансовое состояние предприятия зависит от результа­тов его производственной, коммерческой и финансовой дея­тельности. Затруднения с реализацией выполненных СМР ведут к уменьшению поступления денежных средств на сче­та предприятия, в результате чего ухудшается его платеже­способность. Имеется и обратная связь, так как отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспечен­ности материальными ресурсами, а следовательно, и в произ­водственном процессе.

Финансовая деятельность должна быть направлена на обес­печение систематического поступления и эффективного ис­пользования финансовых ресурсов, соблюдение расчетной и кредитной дисциплины, достижение рационального соотно­шения собственных и заемных средств, финансовой устойчи­вости с целью эффективного функционирования предприя­тия. Существенная роль в достижении стабильного положе­ния принадлежит анализу.

Различают внутренний и внешний анализ финансового со­стояния.

Внутренний анализ осуществляется для нужд управле­ния предприятием.

Его результаты используются также для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Вне­шний анализ осуществляется внешними субъектами анали­за. Содержание этого анализа определяется интересами соб­ственников, партнеров, управляющих и контролирующих ор­ганов. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продол­жение внешнего анализа и наоборот, а часть источников ин­формации используется для обоих видов.


Основное содержание внешнего финансового анализа, осу­ществляемого партнерами предприятия по данным публич­ной финансовой отчетности, составляют:

S анализ абсолютных показателей прибыли;

S анализ относительных показателей рентабельности;

S анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

^анализ эффективности использования заемного капитала:

S экономическая диагностика финансового состояния пред­приятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Внутренний анализ финансового состояния в качестве ис­точника информации помимо публичной отчетности исполь­зует и другие данные системного бухгалтерского учета, дан­ные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.

Основное содержание внутреннего анализа может быть до­полнено и другими аспектами, имеющими значение для оп­тимизации управления, например, такими как анализ эффек­тивности авансирования капитала, анализ взаимосвязи из­держек, оборота и прибыли.

Финансовое состояние предприятия характеризуется раз­мещением и использованием средств (активов) и источника­ми их формирования (пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия.

Основными факторами, определяющими финансовое состо­яние, являются, во-первых, выполнение финансового пла­на и пополнение по мере возникновения потребности соб­ственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вто­рых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансо­вое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлет­ворять платежные требования поставщиков техники и мате­риалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвра­щать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Поскольку выполнение финансового пла­на в основном зависит от результатов производственной и хо­зяйственной деятельности в целом, то можно сказать, что финансовое положение определяется всей совокупностью хо­зяйственных факторов, является наиболее обобщающим по­казателем.

После общей характеристики финансового состояния и его изменения за отчетный период следующей важной задачей анализа финансового состояния является исследование абсо­лютных показателей финансовой устойчивости предприятия.

Для данного вида анализа решающее значение имеет вопрос о том, какие абсолютные показатели отражают сущность ус­тойчивости финансового состояния. Ответ на него связан прежде всего с балансовой моделью, из которой исходит ана­лиз. Она имеет следующий вид

Оср + М + Д + Упл + Уог = Ис + Кт + К' + Rp, (20.25)

где Оср — внеоборотные активы организации; М — материальные запасы и незавершенное производство; Д — денежные средства, краткосрочные фи­нансовые вложения, расчеты (дебиторская задолженность) и прочие пас­сивы; У — убытки прошлых лет; Уог — убытки отчетного года; Ис — собственные источники покрытия; Кт — долгосрочные кредиты и заемные средства; К' — краткосрочные кредиты и заемные средства; — расчеты (кредиторская задолженность) и прочие пассивы.

Учитывая, что долгосрочные кредиты и заемные средства направляются преимущественно на приобретение основных средств и на капитальные вложения, можно преобразовать формулу (20.25) следующим образом:

М + Д = [(Ис - Упл - Уог) 4- Кт - Оср] + К* + Rp, (20.26)

где М + Д — оборотные средства; (Ис - Упл - Уог) — собственные средства организации; [(Ис - Упл - Уог) -t- Кт - Оср] — условно собственные средства на покрытие оборотных средств.

Отсюда можно сделать вывод, что при ограничении

М ' (И° - Упл - Уог) + КТ - °ср (20-27)

будет выполняться условие платежеспособности предпри­ятия, т.е. денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) и активные расчеты покроют крат­косрочную задолженность предприятия (К* + i?p):

Д ■ К* + Др. (20.28)

Таким образом, соотношение стоимости материальных обо­ротных средств и величины собственных и заемных источни­ков их формирования определяет устойчивость финансового состояния предприятия. Обеспеченность запасов и затрат источниками формирования является сущностью финансовой устойчивости, тогда как платежеспособность выступает ее внешним проявлением. В то же время степень обеспеченнос­ти запасов и затрат источниками есть причина той или иной степени платежеспособности (или неплатежеспособности), выступающей как следствие обеспеченности.

Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей.

1) Сумма собственных оборотных средств, равная разнице величины источников собственных средств плюс долгосроч­ных заемных средств и величины основных средств и вложе­ний:

ЕС = (ИС - Упл - Уог) - Оср. (20.29)

2) Сумма условно собственных оборотных средств, получа­емая из предыдущего показателя увеличением на сумму дол­госрочных кредитов и заемных средств:

Е Т = С _                              _ yor) + КТ _                                                           (20 30)

3) Общая величина оборотных средств, включая кратко­срочную задолженность без кредиторской, равна сумме пре­дыдущего показателя и величины краткосрочных кредитов и заемных средств (к которым в данном случае не присоеди­няются ссуды, не погашенные в срок):

Е1 = (Ис - Упл - Уог) + Кт + К1 - Оср. (20.31)

Трем показателям наличия источников формирования за­пасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования:

1) излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств

Д£с = £с-М; (20.32)

2) излишек (+) или недостаток (-) условно собственных оборотных средств

TT-M; (20.33)

3) излишек (+) или недостаток (-) общей величины обо­ротных средств

AESS-M. (20.34)

Вычисление трех показателей обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования позволяет классифи­цировать финансовые ситуации по степени их устойчивости. Возможно выделение четырех типов финансовых ситуаций: 1) абсолютная устойчивость финансового состояния, встре­чающаяся редко и являющая собой крайний тип финансовой устойчивости. Она задается условием: А Ес > 0; А Ет > 0; AES > 0;

2) нормальная устойчивость финансового состояния пред­приятия, гарантирующая его платежеспособность: А Ес < 0; А ЕТ > 0; ДЕ1 > 0;

3) неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с на­рушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств: А Ес < 0; А £т < 0; Д£Е > 0;

4) кризисное финансовое состояние, при котором предпри­ятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность предприятия не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд: А Ес < 0; А ЕТ < 0; AES < 0.

Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в условиях рынка в связи с усилением финансовых ограни­чений и необходимостью оценки кредитоспособности пред­приятия. Ликвидность баланса определяется как степень по­крытия обязательств предприятия его активами, срок пре­вращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов — величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения ак­тивов в денежные средства. Чем меньше потребуется време­ни, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности баланса заклю­чается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убыва­ния ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппиро­ванными по срокам их погашения и расположенными в по­рядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости пре­вращения в денежные средства, активы предприятия разде­ляются на следующие группы:

Аа — наиболее ликвидные активы, денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения (цен­ные бумаги);

А2 — быстро реализуемые активы, дебиторская задолжен­ность и прочие активы;

А3 — медленно реализуемые активы, запасы и затраты;

А4 — труднореализуемые активы, основные и прочие вне­оборотные средства.

"Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

Л1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская за­долженность, а также ссуды, не погашенные в срок);


П2 — краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и заемные средства);

П3 — долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и за­емные средства);

П4 — постоянные пассивы (источники собственных средств за вычетом величины по статье «Расходы будущих перио­дов» и суммы иммобилизации оборотных средств по статьям раздела III актива плюс строки 630—660 пассива баланса).

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс счи­тается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: Aj > П1( А2 > П2, А3 > П3, А4 > П4.

В случае, когда одно или несколько неравенств имеют знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей сте­пени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по дру­гой группе, хотя компенсации при этом имеют место лишь по стоимостной величине, поскольку в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстрореа­лизуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяет выяснить текущую ликвидность. Сравнение же медленно реализуемых активов с долгосрочными и среднесрочными пассивами отражает пер­спективную ликвидность. Текущая ликвидность свидетель­ствует о платежеспособности (или неплатежеспособности) предприятия на ближайший промежуток времени. Перспек­тивная ликвидность представляет собой прогноз платежеспо­собности на основе сравнения будущих поступлений и плате­жей (из которых в соответствующих группах актива и пасси­ва представлена лишь часть, поэтому прогноз достаточно приближенный).

Проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности ба­ланса является приближенным и по той причине, что соот­ветствие степени ликвидности обусловлено ограниченностью информации, которой располагает аналитик, проводящий внешний анализ на основе бухгалтерской отчетности.

Финансовые коэффициенты представляют собой относи­тельные показатели финансового состояния предприятия. Они рассчитываются в виде отношений абсолютных показа­телей финансового состояния или их линейных комбинаций.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в срав­нении их значений с базисными величинами, а также в изу­чении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В каче­стве базисных величин используются: S нормативные показатели;

S усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым благоприят­ным с точки зрения финансового состояния периодам;

^ среднеотраслевые значения показателей.

Система относительных финансовых коэффициентов по экономическому смыслу может быть подразделена на ряд ха­рактерных групп:

1) показатели оценки рентабельности предприятия;

2) показатели оценки эффективности управления или при­быльности продукции;

3) показатели оценки деловой активности или капиталоот-дачи;

4) показатели оценки рыночной устойчивости;

5) показатели оценки ликвидности активов баланса как основы платежеспособности.

Рассмотрим основные из каждой группы финансовых ко­эффициентов.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.065 с.)