Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическая характеристика обучащихся младших классов с нарушениями речи.
Особенностью логопедической работы в ГОУ ТО «Кимовская школа» является неоднородность речевых нарушений обучающихся, а так же вариативность их индивидуально - психологических особенностей. Среди дефектов устной и письменной речи можно выделить следующие: Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) - несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФНР является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам.
Невыраженное общее недоразвитие речи - незначительные нарушения всех компонентов речи: звукопроизношения, слоговой структуры речи, фонематических процессов, лексико - грамматического строя. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Ограниченность речевых средств, неточное употребление отдельных слов наиболее ярко прослеживаются в самостоятельных рассказах по отдельным сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма у обучающихся с сохранным интеллектом и устной речью. Для обучающихся с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме. Содержание учебного курса Рабочей программы.
Общая характеристика учебного курса Данная Рабочая программа – курс, подводящий обучащихся младших классов к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию устной и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. Содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной школе, и представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Направления работы учителя-логопеда по программе: ü Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучащихся, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях логопедического сопровождения на базе ГОУ ТО «Кимовская школа». ü Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи, способствует формированию универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных) у обучающихся. ü Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащихся по вопросам оказания логопедической помощи. ü Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для учащихся; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
Формы организации деятельности обучающихся. Форма организации обучения – групповая и индивидуальная.
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся не с целым классом, а с одним учащимся или группой. Занятия проводятся во внеурочное время. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития и возрастным критерием. Групповые занятия.
Периодичность групповых занятий– 2 раза в неделю с каждой группой, 35 минут для детей 6-7 летнего возраста, 40 минут для детей 8-10 летнего возраста. Из учащихся младших классов формируется группы в следующем количестве: 1класс - 2 группы; 2 класс- 1 группа; 3 класс- 1 группа; 4 класс- 1 группа. Групповые занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. При планировании и проведении групповых логопедических занятий необходимо: · определить тему и цели занятия; · выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи; · отобрать лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала; · обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий; · при отборе программного материала нужно учитывать потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности; включить в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала. Во время проведения групповых занятий обязательными являются физкультминутки, гимнастики для глаз.
Индивидуальные занятия. Периодичность проведения индивидуальных занятий 2-3раза в неделю, продолжительность 15-20мин. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Основная целью проведения индивидуальных занятий, является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. Правильная организация индивидуальных занятий позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения. Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, развитие правильного речевого дыхания, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Основные требования к индивидуальным занятиям согласно рабочей программе. При проведении индивидуальных занятий необходимо: -сформулировать тему и цели занятия; -продумать этапы занятия, их связь друг с другом; -планировать постепенное усложнение речевого материала занятия; -осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; -формулировать инструкции кратко и четко; -использовать разнообразный и красочный наглядный материал; -уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия. Виды и формы контроля
В начале учебного года первые 2 недели (с 1 по 15 сентября) проводится обследование обучающихся начальной школы. Необходимо отметить, что у первоклассников исследуется только устная речь, а со 2-4 классы письменная. По его результатам, которые доводятся до сведения администрации ГОУ ТО «Кимовская школа», выделяются обучающиеся нуждающиеся в логопедической помощи, а в последующем комплектуются группы. В дальнейшем проводится углубленная первичная диагностика речи обучающихся, зачисленных на логопедические занятия. За основу диагностики устной речи взята методика Фотековой Т.А., предложенная автором для обследования речевой сферы, состоящая из 6 речевых проб. Для обследования состояния письменной речи обучающихся, применяется диагностика с использованием методики Садовниковой И.Н.
Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер. Для отслеживания результатов коррекционной работы проводится текущий и тематический контроль, а в конце итоговая диагностика (по Фотековой и И.Н.Садовниковой). Текущий контроль осуществляется практически на каждом занятии: устный опрос в начале и конце: в процессе выполнения заданий, рефлексия (самооценка обучающимися своей деятельности). Целью тематического контроля является проверка усвоения материала по каждой крупной теме. Используется устный опрос, задания. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года с 15 -31 мая. Она предназначена для проверки усвоения предметных результатов и используется при составлении мониторинга. Формы итогового контроля: списывание, диктант, карточки с заданиями, анализ итоговых классных работ по русскому языку. Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичной и итоговой диагностики. Любое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма обучающихся, совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких качеств личности, как способности к самостоятельности организации своей деятельности, способности осуществлять контроль над собственным письмом, умения использовать полученные навыки и знания в новых условиях, фиксируется как успешность в обучении. Критерии оценивания различных видов работ: Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. Возрастной состав групп: 1 -4 класс ГОУ ТО «Кимовская школа» Весь материал, представленный в программе рассчитан на 4 года обучения и составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Содержание программы по этапам. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Подготовительный этап Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению. Основной этап Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях: 1. На фонетическом уровне; 2. На лексико - грамматическом уровне; 3. На синтаксическом уровне. 1. Коррекционная работа на фонетическом уровне: - коррекция дефектов произношения; - формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. 2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне: Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне: Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам. Содержание программы по курсам Особенности речевого развития обучающихся начальных классов с речевыми нарушениями определяют необходимость выделить в коррекционном курсе разделы, направленные на формирование и совершенствование всех компонентов языковой системы. Содержание программы представлено следующими курсами: «Развитие речи и профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся 1 классов с речевыми нарушениями (ОНР, ФНР, ФФНР)» «Коррекция нарушений письма и чтения у обучающихся 2 классов» «Коррекция нарушений письма и чтения у обучающихся 3 классов» «Преодоление нарушений письма у обучающихся 4 классов»
Содержание коррекционного курса «Развитие речи и профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся 1 классов с речевыми нарушениями (ОНР, ФНР, ФФНР)» Цель курса: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте. Задачи: - дать понятие о слове и предложении; - обобщить сведения по звукобуквенному составу языка; - уяснить смыслоразличительную роль фонемы; - учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами; - закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв; - уточнить значение предлогов, научить правильно пользоваться ими в речи.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.036 с.) |