Актуальность темы.
В современной логопедии всё более и более утверждается мнение, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как позднее они в той или иной мере могут отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Кроме того, в дошкольном возрасте речевые нарушения преодолеваются легче.
За 19 лет работы с детьми (в том числе 11 лет учителем-логопедом) чаще всего мне приходилось работать в группе для детей с общим недоразвитием речи. Группа с общим недоразвитием речи (ОНР) неоднородна по структуре речевого дефекта. Однако, многолетний опыт работы с такими детьми позволил мне выделить ряд общих закономерностей.
Наиболее выразительным показателем является нарушение ритмической организации слова. Пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость сказываются на протекании двигательных актов. Дети не улавливают ритм и не могут воспроизвести предложенный ритмический рисунок выстукиванием, похлопыванием.
Я заметила, что нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР длительное время, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с малознакомым словом, с его новой звуко-слоговой структурой. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков слоговая структура, состоящая из этих звуков, сплошь и рядом воспроизводится ребенком искаженно (на это указывали также Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин).
В следствие искажений слогового состава слова затрудняется общение дошкольников (они становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными), затрудняется усвоение ими звукового анализа, а затем грамоты. Регулярно сталкиваясь с этим на практике, теоретическое обоснование этим проявлениям я нашла у А.К. Марковой.
Анализируя собственный опыт, научно-методическую литературу и онтогенез речи («слоговая структура является более ранним образованием, чем фонематическая функция языка» - Р.Е. Левина), я более глубоко изучила взаимосвязь слоговой структуры с формированием всех компонентов речи и особое место в процессе коррекционного воздействия стала уделять нарушению слоговой структуры слова.
Работу над слоговой структурой слова я строю с учетом особенности развития соответствующих сенсорных возможностей ребенка: речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Слоговая структура слов русского языка имеет важную особенность, которая заключается в том, что сила слогов в ней неодинакова, то есть, всякое слово русского языка имеет свой ритмический рисунок. Именно поэтому одним из этапов работы над слоговой структурой слова я выделяю подготовку ребенка к усвоению ритмической структуры слов русского языка. На этом этапе я провожу специальные занятия и упражнения с целью развития слухоречевого ритма.
Основываясь на своем опыте, могу сказать, что развитие чувства ритма у детей с ОНР должно занимать особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.008 с.)