Составление списка видов животных по следам их жизнедеятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление списка видов животных по следам их жизнедеятельности»



Данная исследовательская работа очень проста в выполнении. Для проведения исследования необходимо тщательно обследовать окрестности учебного центра, стараясь обнаружить как можно больше разнообразных следов присутствия животных. Понятие «следы жизнедеятельности» включает в себя не только (а осенью - не столько) отпечатки животных на земле, сколько различные предметы и следы, оставленные дикими животными в процессе охоты, кормежки, ночевки и т.п.

Набор следов жизнедеятельности животных достаточно ограничен и существенно зависит от биотопов и общего характера окружающей местности.

В лесной полосе в осенний период это могут быть: погрызы, т.е. погрызенные части растений (бобра, зайцев, копытных), норы (лисы, барсука), кротовины, тропы (чаще всего - кабаньи), остатки добычи (лисы, хищных птиц и сов), погадки (хищных птиц и сов), помет (осенью редко удается найти), развороченные муравейники (кабаном, зеленым дятлом), «лежки» млекопитающих (кабана, лося).

Учащиеся, выполняющие данную исследовательскую работу, должны медленно двигаться произвольным маршрутом по наименее посещаемой людьми местности в районе проведения практики - обязательно вне дорог и троп. При этом важно стремиться не к максимальной длине маршрута, а к медленному и внимательному передвижению (как при сборе грибов). Наиболее внимательно следует осматривать «выдающиеся» на местности объекты - большие или отдельно стоящие деревья, пни, валуны и т.п. - на них или под ними часто можно встретить следы кормежки хищных птиц, сов и белок, погадки. Успешными могут быть поиски следов по берегам водоемов - узких лесных речек и ручьев, маленьких болот и озер в лесу и т.п. Здесь можно встретить не только отпечатки лап, хвостов и крыльев на грунте, но и следы охоты и кормежки хищных млекопитающих (лисы, норки, выдры), бобра, ондатры.

В целом, дать какие-либо конкретные рекомендации о том, где и что надо разыскивать, очень трудно. Установкой при выдаче задания учащимся должно быть - найти как можно больше разнообразных следов пребывания животных, зарисовать или принести обнаруженные объекты.

Объекты изучения

В перечень объектов наблюдений на зоологических экскурсиях традиционно входят птицы (в течение круглого года), млекопитающие (в основном - следы их жизнедеятельности), амфибии, насекомые и паукообразные (в теплое время года).

В любой сезон года основное число объектов на зоологических экскурсиях составляют птицы. В то же время, для наблюдений за ними нужны большая сноровка и терпение. Чаще всего поющую или кричащую птицу увидеть сразу не удается, поэтому на экскурсии приходятся тратить много времени на попытки «рассмотреть» объект (в кустарнике, густых кронах деревьев и т.п. укрытиях). Поэтому, наилучшими местами для проведения орнитологических экскурсий являются низкорослые леса с полянами и кустарниками, а также поймы рек. Что касается других объектов наблюдений на зоологических экскурсиях, то включать их в обзорную экскурсию или нет - зависит исключительно от места проведения практикума и сезона года. Для того, чтобы наблюдать и изучать крупных млекопитающих (хищных, копытных) нужны большие лесные массивы, для изучения амфибий и рептилий - низинные болота, заболоченные поймы, водоемы. Для изучения насекомых нужны опушки, сады, поляны с луговой растительностью, луга. Изучать мелких млекопитающих можно всюду, но для их обнаружения требуется предварительная работа по заложению ловчих канавок (площадок, заборчиков).

При проведении зоологических экскурсий желательно посетить различные местообитания: леса (хвойный, лиственный, смешанный), открытые пространства (поля, выпасы, пустоши), пойму реки, населенный пункт.

Скорость передвижения во время экскурсий должна быть минимальной - следует стараться увидеть и услышать как можно больше, средняя скорость передвижения учебной группы по маршруту экскурсии – 0,8-1,5 км/час.

На зоологических экскурсиях все учащиеся должны иметь при себе дневники для ведения полевых записей. По-возможности следует иметь бинокли (по крайней мере - один на двух-трех учащихся).

После окончания экскурсии учащиеся проводят обработку результатов экскурсии: составляет чистовой список видов встреченных животных и следов их жизнедеятельности.

Описание для беспозвоночных животных производят по следующим пунктам:

а) Систематическая принадлежность животного.

б) Внешний вид (сравнительная величина, окраска).

в) Природное окружение, в котором данный вид наблюдается.

г) Поведение животного (передвижение, звуки).

д) Предполагаемый состав пищи.

е) Места укрытия.

ж) Следы деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.004 с.)