Уроки музыки в начальной школе с использованием этнокомпонента Вологодской области (из опыта работы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уроки музыки в начальной школе с использованием этнокомпонента Вологодской области (из опыта работы)



Игра «Долгая Арина»

Перед началом игры звучит считалка:

Соломинка — яреминка,

Прела — горела, за море летела,

Кострок — мострок, Родион, выйди вон!

Считалкой выбирают водящего (Арина). Ему завязывают глаза платком. Водящий встает в центр круга. Дети идут по кругу и поют:

Долгая Арина,

Встань выше овина,

Рученьки свои сложи, чье имя укажи.

Хожу, гуляю, вдоль по караваю,

Вдоль по караваю, кого найду — узнаю.

На слова «Кого найду — узнаю» дети останавливаются. Водящий, вытянув руки вперед подходит к любому ребенку и угадывает кто это.

Игра «Огарыш». Участники встают в круг. Под песню друг другу передают «лучину» (в школе электрическая свечку) и поют:

Жил — был Огарыш

Жил да не дожил,

Ножки съежил,

Душа коротенька.

У кого потухнет,

У кого погаснет,

Тому чижиком ходить

Да и пить подавать,

И плясать вызывать.

На ком остановится песенка, тот выполняет задание ведущего (спеть частушку, плясать в присядку, пройтись лисичкой и т. д.)

 «Сидит Дрёма»

Сидит Дрёма

На стульчике

На мульчике

Прядёт Дрёма шелковые пояса

Все узорчатые, перезорчатые

Кому даст поясок заревит в голосок. (после последних слов ведущий догоняет детей)

«Прянична доска»

Выбирают водящего при помощи считалки

 Играющие сидят на скамейке. Водящий во время звучания песни ходит перед ними. Когда песня заканчивается, он топает ногой перед любым из сидящих или хлопает его по колену, и с тем, кого выбрал, бегут в разные стороны вокруг скамейки. Тот, кто прибежит к освободившемуся месту первым, садиться на скамью. Оставшийся становится водящим.

Данный этнокомпонент может быть частью урока музыки, динамической паузой, физкультминуткой, что способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка.

2 класс

Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Сказка «Морозко», колыбельные, детский фольклор.

Урок 18. Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Вологодской области. При разучивании игровых русских народных песен «Тетёра шла», «А мы просо сеяли», освоение движений в хороводах

Урок 20. Обряды и праздники русского народа.

Жавроношный день. Разучивание весенних закличек: «Жаворонки ноги тонки», «Жаворончик молодой» и др.

3 класс

Урок 16. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Праздник масленица. Разучивание масленичных песен «Тётки лебёдки», «Масленицу провожаем», игра «Гори, гори ясно» (Вологодской области)

Народная и профессиональная музыка. Заклички «Ты прошшай, прошшай, Маслянка» и в музыке русского композитора Н. Римского-Корсакова

4 класс

Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? Музыкальный и поэтический фольклор России и Вологодской области (лирическая песня «День беленек», хороводная «По-за городу гуляет»)

Урок 8. Ярмарочное гулянье. Игра Вологодской области «Гончары»

Игра «Гончары»

Считалка: Ехала торба с высокого горба.

В этой торбе - хлеб, пшеница,

Кто с кем хочется поделиться.

Бери любого. Самого дорогого.

С последним словом считалки дети хватаются друг за друга, чтобы встать парами. Тот игрок, кому не досталось пары, становится водящим в игре. Играющие разбиваются на пары — один сидит («горшок», второй встает сзади «продавец», и пары образуют круг. Водящий «покупатель» обходит круг, подходит к кому-либо из «продавцов», спрашивает цену:

-Почем горшок?

-По денежке.

-А он без трещинки?

-Проверь.

«Покупатель» легонько стучит по «горшку», который звенит: «дзинь — дзинь». Если горшок не нравится, отходит к другому продавцу, если горшок нравится, «покупатель» говорит: - Давай сговор.

Они берутся за руки и поют:

Чинчары, чинчары, собирайтесь гончары,

С-по кусту, с-по насту, с-по лебедю горазду, вон!

После песни «продавец» и «покупатель» бегут вокруг играющих в разные стороны. Кто первый добежит до «горшка», становится его хозяином.

Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальные инструменты Вологодской области (тальянка, гармонь, стукоталка, ложки, заслонка) Игра на детских ударных инструментах (ложки, палочки, коробочки и т.д.)

В последнее время мы много говорим о возрождении и сохранении этнокультуры. Я считаю очень важно воспитывать у своих учеников любовь к народной песне Вологодской области. В народной песне мы чувствуем душу народа, познаем его национальный характер. Именно через народную песню можно ощутить свои глубокие корни, воспитывать истинный патриотизм.

Литература:

1. Зеленина О.Н., Савинская Е.В. Тень-тень-потетень: репертуарное пособие по детскому фольклору Вологодской области. Аудио приложение к книге «Тень-тень-потетень». ОНМЦКиПК. Вологда,2008.

2. Кулёв А.В. Основы народной культуры. Методическое пособие для учителей. Вологда, 1999.

3. Мехнецов А. М. Народная традиционная культура Вологодской области СПб государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. - ОНМЦКиПК. Вологда. 2009.

4. Парадовская Г. П. От Рождества до Святой Пасхи. Репертуарное пособие по народному календарю Вологодской области. Москва"Родник"1997

5. Сайт областной библиотеки. Ссылки на материалы по фольклору Вологодской области. https://vk.com/away.php?to=https://www.booksite.ru/&cc_key=

https://www.booksite.ru/folk/

 

Мухамедьярова Ольга Васильевна,

учитель музыки

МОУ «Сосновская школа» Череповецкого района

 Вологодской области

Внеурочной учебной деятельности (ВУД) школьников

 

В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально–региональный. Продиктованный необходимостью включения в современное образование молодого поколения, региональный компонент предусматривает возможность введения в образовательную программу содержания, связанного с историей и социокультурными традициями родного края.

Являясь руководителем гимназического объединения ВУД «Творческая гостиная», в процессе практической деятельности – подготовке праздничных мероприятий и участия гимназистов в творческих конкурсах, я ставлю задачу уйти от предсказуемого изложения содержания по какой – либо теме и стараюсь не использовать популярные художественные концертные номера. Напротив, при написании сценария и т.п., руководствуясь правилами логического изложения материала, законами построения художественного произведения, всегда ищу нестандартные приёмы воплощения значимой темы. В связи с этим, считаю, что создание группового творческого проекта, например, литературно-музыкальной композиции является благодатной почвой для воспитания, образования и расширения творческого кругозора школьников. В такой работе предоставляются большие возможности для социализации, проявления талантов и развития личностных умений и навыков каждого участника проекта. Ведь жанр композиции предполагает синтез искусств: мастерства художественного слова, театрализации, музыки, объединённых эксклюзивным сюжетным содержанием. 

Систематизируя опыт подобной работы, привожу пример практического алгоритма действий, позволяющего даже в короткие сроки создать интересный творческий проект для всех его участников: и исполнителей, и художественного руководителя, и конечно, зрителей.

Алгоритм действий:

1. Выбрать тему с позиции её актуальности общественного явления и воспитательного воздействия.

Из опыта работы: Так, при составлении композиции, посвящённой вологодскому поэту-фронтовику Александру Яковлевичу Яшину, я не стремилась обобщить все тематические линии его творчества, а зная проблему равнодушного, порой, жестокого отношения людей к природе, я сосредоточилась на теме стихотворения «Люблю всё живое», создав литературно-музыкальную композицию с одноимённым названием.

В композиции о Маршале Иване Степановиче Коневе, выдающемся военном полководце, родившемся на вологодской земле, изучив его мемуары о Великой Отечественной войне, я наоборот, считала нужным не только, как говорят сегодня, показать зрителям объём его личностных компетенций, но и эмоционально прочувствоватьс участниками проекта стороны человеческого характера Героя. (Видео – пример - https://youtu.be/KTLt_Bfk2T8 )

Литературно - музыкальная композиция, сценарий которой является приложением к данной статье, создан по военной истории семьи моего дедушки - фронтовика Луканичева Василия Васильевича, жившей в то время в г. Никольске Вологодской области. В этом повествовании о Великой Отечественной войне, одной из главных, является тема великой материнской любви, которая сегодня может служить примером для современных родителей.

(Видео – пример - https://disk.yandex.ru/i/L4yyTYtRZ_Cu8A)

2. При создании сценария композиции руководителю необходимо требовательно отнестись к подбору материала с позиции его значимости и ценности, а при выборе художественного оформления композиции необходимо соблюдать баланс включения художественных и музыкальных номеров.

Из опыта работы: Хорошо обращаться к одной музыкальной теме, звучащей в разных стилистических жанрах.

3. Продумать логику композиции, сквозное развитие содержания, стремления к решению «сверхзадачи» композиции.

Из опыта работы: после каждой репетиции необходимо анализировать претворение творческого замысла и вносить необходимые изменения.

4. Максимально заинтересовать участников, корректируя траектории их индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).

Из опыта работы: Делая объявление классу, приглашаю помощников сцены и т.п. Тогда, в случае замены героя-участника, легко нахожу другого исполнителя.

5. Дать возможность участникам самостоятельно провести свою исследовательскую работу (широкое поле деятельности для погружения в тему истории и традиций родного края), а, возможно, и внести коррективы в сценарный план.

Из опыта работы: только погружённый в материал участник творческого проекта может создать достоверный образ.

6.  Провести «чтение в лицах», скорректировать произношение.

Из опыта работы: Работа требуетмаксимально бережного обращения с исполнителями, которые стесняются «своих несовершенств» или комплексов (неясной дикции, особенностей внешности, скорости чтения и т.п.)

7. Осуществлять постановку, продумывая заранее мизансцену, её значение для «сквозного развития» и «сверхзадачи».

Из опыта работы: Постановкадолжна быть динамичной по степени участия в ней учеников и многозадачной. Например, участник может быть и главным героем, и рассказчиком, и, в следующей сцене – частью какого-либо архитектурного построения и т.п.Если не получаетсяна репетициисразу выстроить сцену,то япредпочитаю стимулировать творческую активность исполнителей. Выручает девиз, проверенный практикой: «Думаем вместе!».

8. Анализировать результаты, делать пометки в тексте.

Из опыта работы: Я ни сколько пишу, сколько рисую в своём сценарии до, после и по ходу репетиций расстановку и т. п. Словно фотография, рисунок помогает увидеть сценографию наглядно.

9. Строить дальнейшую работу, отмечая успешность чьих-либо действий и инициатив, ориентируясь на положительные примеры созидателей творческих проектов.

Из опыта работы: замечая промежуточный результат творческой деятельности исполнителей, можно планировать и траекторию индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), и будущие творческие проекты.

10.  После премьеры творческого проекта, по возможности, повторить его публичное представление, например, для родителей.

Из опыта работы: эти встречи всегда радостны. Говоря о ценностях: любви к Родине, любви к ближнему человеку, ценности семьи, решается главная «сверхзадача искусства»– возрождается человечность.

Сценарий

Литературно – музыкальной композиции

«Живая открытка»

(«Художественный пересказ истории семьи»)

  автор Преснова В.В.

Ведущие:

- Чтобы понять все обстоятельства этой документальной истории, нужно ни сколько представить то военное время, которое мы знаем по сохранившимся кадрам кинохроники и старым художественным фильмам,

- сколько погрузиться в чувства людей – поколения, родившегося ещё в царской России,

- пережившего смену политического строя, коллективизацию, то есть уход от естественного крестьянского хозяйствования, в НЭП – новую экономическую политику… дисциплину сталинского времени конца 30-х годов…

- Несмотря на все эти перемены люди того времени имели крепкую веру в справедливость, честность и послушание. А ещё любили свою родную землю,

- любили беззаветно и преданно, так, что вдали от своей малой родины мечтали хотя бы на минутку оказаться на ней:

- пройти по просёлочной тропинке, услышать дыхание леса, увидеть небесную голубизну речки, с которой связана радость мирного детства…

- Вологодский край – родина настоящих патриотов, которые уходя на войну, готовы были умереть, лишь бы фашистский сапог не оставил свой поганый след на родной святой земле,

- земле, которую справедливо называют сегодня «Северная Фиваида», так как бесчисленная армия святых просияла здесь в их земной праведной жизни…

- Так, провожая на войну младшего сына, Прасковья Назаровна сначала думала, что простится со своим младшим сыном - ещё безусым Серёжей около комиссариата, затем была возможность пройти, следуя за колонной последнего призыва оставшегося мужского населения до окраины города Никольска…

(«сбор призывников» перед сценой)

- Ра-авня-я-яйсь, смирно! На пра-а-а- во! С левой ноги, шагом марш!!!                    

(«призывники» уходят …)

Ведущие:

- Так и прошагала Прасковья Назаровна Луканичева, жена советского коммивояжёра, посланного из Череповца Советской Родиной на север распространять для населения чудо техники - швейные машинки «Зингер» …

- мать четверых выживших в голодное время детей, она семенила за военным строем 30 километров никольского бездорожья в обрамлении вечной красоты изумрудных хвойных лесов и бескрайних клеверных лугов…

(кадры ж/д станции; эшелоны)

- Отряд! Стой! Раз, два! По порядку номеров рассчитайсь!

- Первый, второй, третий, четвёртый, пятый….

- По вагонам! Поезд стоит 5 минут! Шевелись! Не задерживайся!

(«призывники» выбегают на сцену, садятся…)

- Братцы, вагоны-то товарные, без полок!

- Садитесь спина к спине, а ноги валетом!

(звук гудка и отправления поезда, шум железной дороги…)

- Эх, братки, вот и на поезде довелось покататься!

- Куда едем, товарищ старшина?

- Воевать! …Может, на Волгу-матушку…, а, может и на Запад фрицев гнать в шею!!!

- А я дальше Никольска не был…

- Неужто и в Вологде не бывал?

- Нет…

— Вот мир посмотришь… Там природа совсем другая…

- А по мне лучше нашего леса ничего нет! И грибы, и ягоды, и красота великая… Знаете, как мой Багун след берёт!... Как он там без меня?... На цепи, наверное, будет…

- Узловая станция! Стоим 10 минут! Можно написать домой, есть почта, почтальон уже в первом вагоне!

(перестроение «Станция». Все новобранцы пишут домой…)

Открытка Серёжи:

Здравствуй, мама! Мы едем. Иногда стоим на остановках. Хоть и жарко, но никто не жалуется. Хорошие парни рядом, но знакомых нет. Не беспокойся за меня. Я сыт. Скоро буду на месте. Ждите меня. Сергей.

(звук трубы)

- По вагонам!!! …Быстро, быстро… Ещё напишите не раз! Пусть будет больше писем!...

(музыка. Звук поезда. Бомбёжка эшелона…)

- больше писем от Серёжи Прасковья Назаровна не получала. Не получила она и «похоронку».

- Лишь спустя несколько месяцев после открытки получила она письмо с войны, что солдат Сергей Васильевич Луканичев «пропал без вести и о его местонахождении Командованию ничего не известно».

- После войны Прасковья Назаровна так же, как когда-то выходя замуж и обещая Богу, беззаветно служила семье: ухаживала за коровой, готовила еду для семьи из 9 человек, нянчилась с внуками старшего сына Василия Васильевича Луканичева (*), который вернулся с войны только в 1947 году, истощённый, ничего не рассказывающий о перенесённом…

- Бабушка, помоги мне косички заплести!

- Хорошо, Валюша! (*) Только после… прочитай мне… Возьми у меня в сумочке…

(П.Н. заплетает внучку, подаёт открытку, садится, слушает, как внучка - первоклассница читает открытку с фронта…)

Здравствуй, мама! Мы едем. Иногда стоим на остановках. Хоть и жарко, но никто не жалуется. Хорошие парни рядом, но знакомых нет. Не беспокойся за меня. Я сыт. Скоро буду на месте. Ждите меня. Сергей.

 

*Валюша – моя мама (примечание автора)

* В.В. Луканичев – отец моей мамы (примечание автора)

* В композиции использована песня А. Н. Доровских «Молитва»

 

Чернорицкая Елена Владимировна,

учитель музыки                                                                                                               МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»

г. Вологды

 

Всего: 58 человек

Помню кое-что из начальной школы - 8 чел. (14%) Не знаю, потому что не слушаю такую музыку — 28 чел. (48%) Да, мне нужны эти знания — 35 чел. (53%)  
Знаю, что это вологодский композитор — 17 чел. (29%)

Не знаю — 30 чел. (52%)

Я хочу узнать об этом вологодском композиторе. Это понадобится мне в будущем — 18 чел. (31 %)
Ничего не знаю - 33 чел. (57%) Нет, мне не нужна информация о В.А. Гаврилине - 9 чел. (16%)

 

Таким образом, мы сделали следующие выводы:

1. Сверстники Вики почти ничего не знают о В.А. Гаврилине.

2. Музыка В. А. Гаврилина им незнакома, в основном, потому что многие из них не слушают серьезную музыку.

3. Большинство учеников хотят узнать о В.А. Гаврилине. Причины разные. Почти треть всех опрошенных хотят знать о В.А. Гаврилине потому, что это вологодский композитор.

Для того, чтобы иметь представление о чьей-то биографии, достаточно знать несколько фактов из нее. Факт — реальное событие. Жизнь человека укладывается между двумя неизбежными фактами: рождением и смертью. Факты биографии — скупые сведения о жизни человека. Поэтому мы решили выбрать 10 ключевых фактов из жизни нашего знаменитого земляка и познакомить с ними учащихся 5-7 классов МОУ «СОШ №23» г. Вологды. Интерес к выбранной теме подкреплялся тем, что мы решили участвовать в областном детском творческом конкурсе «Мой Гаврилин».

Мы разработали план реализации проекта и продумали его продукт – памятку из 10 важных фактов биографии В. А. Гаврилина.

    На следующем этапе проекта мы нашли и оформили в виде реферата материал по биографии В. А. Гаврилина, провели урок знакомства с биографией В.А. Гаврилина, оформили 10 фактов из биографии В.А. Гаврилина в отдельную памятку. К фактам мы решили добавить список сочинений и 4 цитаты из высказываний В. А. Гаврилина о музыке. Эти задачи были решены за период – октябрь-ноябрь 2014 года. Памятка была вручена после проведенных уроков всем участникам проекта — учащимся 5-7 классов школы (см. приложение 1).

    За эту работу Вика получила диплом лауреата 3 степени областного детского творческого конкурса «Мой Гаврилин».

    Второй проект по жизни и творчеству В. А. Гаврилина был реализован в 2017 году с ученицей 8 класса МОУ «СОШ №4» г. Вологды Губиной Дарьей. Наш проект назывался «Великая Отечественная война в жизни и творчестве В. А. Гаврилина».

В. А. Гаврилин родился в городе Вологде в 1939 году, его детство прошло во время Великой Отечественной войны. Известны высказывания композитора о влиянии Великой Отечественной войны на его творчество. Тем не менее в результате знакомства с жизнью и творчеством В. А. Гаврилина по литературным источникам и источникам в сети Интернет нами было определено, что тема Великой Отечественной войны в его жизни и творчестве представлена фрагментарно. В соответствии с возникшей проблемой было решено систематизировать биографический материал, связанный с Великой Отечественной войной в жизни В. А. Гаврилина, рассмотреть влияние этого исторического события на творчество В. А. Гаврилина и представить информацию о произведениях композитора, раскрывающих военную тему.

Даша была выпускницей ДМШ №1г. Вологды, где учился В. А. Гаврилин, имела отличную музыкальную подготовку, поэтому мы взяли с ней разбор вокального цикла «Военные письма».

    Результатом проекта стала презентация, которую я впоследствии использовала на уроках музыки.

Проект был представлен в программе «Посиделки» к дням памяти композитора В. А. Гаврилина в музее «Литература. Искусство. Век ХХ» (31.01.2018). Именно там мы познакомились со Смирновой Ольгой Викторовной, хранительницей воспоминаний о Гаврилине, близко знавшей самого Валерия Александровича и его жену Наталью Евгеньевну. Ольга Викторовна одобрила нашу работу и рассказала очень много того, что мы еще не знали о В. А. Гаврилине.

С этим проектом Даша неоднократно выступала на городских конкурсах и завоевывала призовые места. В декабре 2018 года мы заочно участвовали в Международной научно-практической конференции школьников «Осенний школьный марафон» (г. Чебоксары) и опубликовали статью Даши в сборнике материалов. Ссылка на сборник https://interactive-plus.ru/ru/action/582/info

В 2018-2019 учебном году совместно с учениками мы разработали и реализовали еще 3 интереснейших проекта.

Проект «Колыбельные песни в творчестве вологодского композитора О. А. Малышевой» мы реализовали с ученицей 5 класса МОУ «СОШ №4» г. Вологды Аллой Григорян. В октябре 2018 года в рамках экскурсии городского методического объединения учителей музыки мы с Аллой посетили родину В. А. Гаврилина — село Перхурьево, и Аллу заинтересовал вопрос, какие еще композиторы жили и живут в наше время в Вологде. Я лично знакома со многими вологодскими композиторами и решила познакомить Аллу с Ольгой Анатольевной Малышевой, которая сейчас преподает сольфеджио и музыкальную литературу в МОУ «Центр образования №23 «Созвучие».

На этапе планирования мы с Аллой выбрали тему колыбельных песен в творчестве Ольги Анатольевны и наметили ряд задач:

1. Изучить информацию о колыбельной как жанре: определение понятия, значение в жизни людей, музыкальные и поэтические особенности.

2. Встретиться с О. А. Малышевой.

3. Обработать и письменно изложить содержание беседы с О. А. Малышевой о роли музыки и колыбельных песен в ее жизни и творчестве.

4. Сделать краткий анализ колыбельных песен О.А. Малышевой.

5. Разучить одну из колыбельных и исполнить на защите своей работы.

Далее мы встретились с Ольгой Анатольевной в Детском музыкальном театре. Это была незабываемая для Аллы встреча! Ольга Анатольевна рассказала о себе, показала свои сборники и автобиографические материалы, сыграла и спела свои песни. Мы записали ее рассказ и впоследствии вместе с Аллой его обработали.

Колыбельные песни – любимый жанр Ольги Анатольевны, но печатных и иных источников информации о колыбельных песнях Ольги Анатольевны почти нет. В Интернете есть только сведения об истории песни «Одолжи мне крылья». В своей работе мы использовали этот материал, материал бесед с Ольгой Анатольевной и собственный анализ колыбельных песен из ее сборников.

Получившаяся работа стала систематизированным докладом о колыбельных песнях вологодского композитора, мало известного широкой публике. Поэтому мы представили ее на Открытой XXV городской краеведческой НПК школьников «Мир через культуру» в феврале 2019 года, а в январе 2020 года опубликовали в сборнике Международной научно-практической конференции школьников «Зимний школьный марафон» (г. Чебоксары). Ссылка на сборник https://interactive-plus.ru/ru/action/676/info

На XXV городской конференции «Мир через культуру» был представлен еще один интереснейший доклад ученицы 7 класса МОУ «СОШ №4» г. Вологды Натальи Кузнецовой «Детская филармония в Вологде». Интерес к музыкальному краеведению возник у Наташи после посещения IV Межрегиональной научно-практической конференции «Музыкальная культура Вологодского края: актуальные аспекты исследования», организованной кафедрой теории и истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета и Вологодским региональным отделением Союза композиторов России. Конференция проходила 21 декабря 2018 года в музее «Литература. Искусство. Век ХХ».

    Кроме студентов и преподавателей ВоГУ на конференции выступила Янина Чесюсовна Фролова, научный сотрудник музея «Литература. Искусство. Век ХХ» с докладом «Виктор Шевцов — скрипач, импрессарио, руководитель музыкальных фестивалей в Вологде в 1990-2000-х годах». Она сделала обзор новой выставки в музее, посвященной Виктору Александровичу Шевцову.

Наташу заинтересовала личность этого выдающегося человека и тот вклад, который он внес в музыкальную культуру Вологодской области.

В период с января по май 2019 года мы с ученицей подготовили эксклюзивный материал по Детской филармонии. Для обработки нам досталась папка статей, воспоминаний и других документов, в том числе дипломная работа Виктора Александровича. Я сама с большим трепетом читала эти документы, принесенные в музей вдовой В. А. Шевцова Ольгой Васильевной Шевцовой, т.к. была лично знакома с семьей Шевцовых. Ольга Васильевна вела у меня в музыкальном училище учебный предмет «Камерный ансамбль», а Виктор Александрович был иллюстратором. И тогда я была просто влюблена в него. Меня поражала его горячая игра и та неуемная энергия, с которой Виктор Александрович занимался своей просветительской деятельностью. И вот эта неожиданная встреча с прошлым произошла почти через 30 лет! 

Кроме городской конференции «Мир через культуру» мы представили наш доклад на VII межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Леденцовские чтения. Шаг в науку» и на V Региональной научно-практической конференции «Музыкальная культура Вологодского края: актуальные аспекты исследования» (20 марта 2020 года – дистанционно). Безусловно, этот материал ждет дополнения и публикации, которые я хочу осуществить в 2021-2022 учебном году.

И последний краеведческий проект, который я успела реализовать с учениками – проект «Колокола вологодских храмов». Этот проект мы готовили с учеником 2 класса МОУ «Центр образования №23 «Созвучие» Пановым Тихоном. Тихон – потрясающий ученик, обладающий глубокими познаниями и умением рассуждать. Поэтому я решила предложить ему малоизученную тему – история и настоящее колоколов вологодских храмов. (паспорт проекта см. Приложение 2). Мы взяли 3 храма: храм святых равноапостольных царей Константина и Елены, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Рощенье, Храм святых апостолов Петра и Павла.

В рамках этой статьи хочется рассказать, что кроме работы над источниками информации мы посетили храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Рощенье и расспросили регента об истории колоколов этого храма. А в храме святых равноапостольных царей Константина и Елены (где я пою в церковном хоре) забрались на колокольню, и надо было видеть лицо Тихона, когда он замерзшими руками сам звонил в колокола на службу. А потом пил горячий чай с булочками у заботливых смотрителей! Разве что-то может заменить живое общение с героями проектов? Вот в этом и есть преимущество краеведения!

В результате работы над проектом Тихон вместе с сестрой подготовил доклад и презентацию, куда были вставлены звоны колоколов церквей. Мы представили результаты проекта на VII межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Леденцовские чтения. Шаг в науку» и школьной НПК «Союз науки и искусства». Кроме того, Тихон рассказал о своей работе и сделал доклад на уроках музыки в 3 и 4 классах МОУ «Центр образования №23 «Созвучие».

Обобщая мой опыт работы над краеведческими проектами в этой статье, хочется отметить, что все учащиеся запомнили эти проекты как событие своей жизни. Они прикоснулись к живой истории и живому настоящему, познакомились с интересными людьми, научились систематизировать большое количество разрозненной информации, приобрели опыт представления своих проектных результатов. А для меня эта работа дала бесценный повод сделать вместе с учащимися шаг вперед в изучении неизвестных страниц культуры города Вологды.

Приложение 1.

ПАМЯТКА

1. Валерий Александрович Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде в семье педагогов: отец - Александр Павлович Белов- заведующий РОНО (районного отдела народного образования) г. Сокола; мать — Клавдия Михайловна Гаврилина – директор детского дома.

 

2. В 1941 году отец погиб на фронте под Ленинградом; в1950 году мать была арестована по ложному доносу. Валерий, фактически, лишился родителей. Его отправили в детский дом в село Ковырино под Вологдой.

 

3. В детском доме Валерий Гаврилин занимался в хоре, играл в оркестре народных инструментов, в 11 лет стал учиться в детской музыкальной школе

№1 г. Вологды у преподавателя по классу фортепиано Татьяны Дмитриевны Томашевской. 

 

4. Валерий Гаврилин решил продолжить музыкальное образование, но мать была категорически против. Тем не менее, в 1953 г. Валерий Гаврилин поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории по классу кларнета. Жил в интернате. Учиться было очень трудно. Чуть было не был отчислен из-за неуспеваемости.

 

5. В 1956 году в интернат после Ленинградского университета пришла новая воспитательница — Наталия Евгеньевна Штейнберг. Валерий Гаврилин влюбился в нее. Через 3 года они поженились. И не расставались всю жизнь. В 1960 году родился сын Андрей.

 

6. 1958-1964 гг. - учеба в Ленинградской консерватории. Контрольное вокальное сочинение — цикл романсов «Немецкая тетрадь» на стихи Г. Гейне - получило отрицательную оценку преподавателя В.А. Гаврилина - композитора О. Евлахова. Тяжелый психологический кризис. В.А. Гаврилин бросил композиторский факультет и перешел на музыковедческий факультет, фольклорное отделение. Консерватория окончена по специальности «музыковед» и экстерном - «композитор».

 

7. В 1965 г. В. А. Гаврилин был принят в члены Союза композиторов. 1967 год - был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки за вокальный цикл «Русская тетрадь», став самым молодым в стране лауреатом этой высокой награды.

 

8. В 1980 году за вокально-симфоническую поэму «Военные письма», вокально-инструментальный цикл «Земля» и песню «Два брата» В. А. Гаврилину присуждена премия Ленинского комсомола.

 

9. В 1982 году на экраны вышел фильм-балет «Анюта». В 1985 г. В. А. Гаврилину присвоено звание народного артиста РСФСР и присуждена Государственная премия СССР за хоровую симфонию-действо «Перезвоны»

 

10. Два тяжёлых инфаркта (1988г., 1990г.). Смерть 28 января 1999 года. Похоронен в Санкт – Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.

В 2000 году Российской академией наук Малой планете под №7369 присвоено имя GAVRILIN.

 

Сочинил:

Ø 96 пьес для фортепиано, в том числе цикл фортепианных ансамблей «Зарисовки»;

Ø музыка к 38 спектаклям, 11 кинофильмам;

Ø более 50 песен и романсов, в том числе вокальные циклы «Немецкая тетрадь», «Русская тетрадь», «Вечерок»;

Ø вокально-симфоническая поэма «Военные письма»;

Ø вокально-инструментальный цикл «Земля»;

Ø 4 балета, в том числе «Анюта», «Дом у дороги»;

Ø хоровая симфония-действо «Перезвоны»

 

4 цитаты В. А. Гаврилина:

 

1. Я уверен — люди не могут жить без искусства... Искусство — это потребность делиться друг с другом чувствами, сопереживать.

 

 

2. Ведь во все времена было так: когда люди занимаются искусством, в это время природа отдыхает. А сейчас наши развлечения стали настолько дорогостоящими, настолько энергоемкими, потребляют настолько гигантское количество материальных благ, что это просто уже чудовищно. Нельзя так делать. У нас очень много музыки вокруг нас и очень мало музыки в нас самих. Мы боимся тишины, боимся подумать, не желаем думать.

 

3. Музыка чем прекрасна — она включает в себя все основные компоненты жизни. Жизнь — это волновое движение, а в музыке как раз есть все эти волны и колебания, звуком можно передать все. Но нельзя требовать от всех любви к ней, некоторые просто не способны ее воспринять. В то же время есть люди, которые так правильно и глубоко воспринимают натуральный мир, что им не нужна музыка, чтобы соединить его в гармонию. И не стоит их за это презирать. Я здесь склонен разделять спартанское мировоззрение: «Ты слушал этого певца? Он поет как соловей». — «Зачем? Я могу послушать настоящего соловья».

4. Музыка, сердце мое, жизнь моя, не учи людей жить, учи любить, страдать и еще любить, и еще любить...

Приложение 2.

Паспорт проекта

1

Название проекта

 

Колокола вологодских храмов

2

Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

Информационный

3

Автор проекта/ состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс)

Панов Тихон

2а класс

4

Руководитель проекта

Учитель музыки Е.В. Чернорицкая

5

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту; межпредметные связи

Музыка

6

Цель проекта

Найти и представить материал о колоколах нескольких вологодских храмов

7

Задачи проекта

· Составить паспорт проекта

· Собрать и обобщить необходимую информацию о колоколах нескольких вологодских храмов

· Подготовить доклад и презентацию по теме проекта

· Представить результаты выполненного проекта

8

Актуальность проекта

На уроках музыки во2 классе мы изучали тему «Великий колокольный звон». Вместе с научным руководителем мы решили дополнить материал по изучаемой теме на примере колоколов нескольких вологодских храмов и познакомить с этим материалом учащихся моей школы.

9

Литература по теме проекта        

Беседы с настоятелями храмов, регентами, членами Приходских советов, источники сети Интернет

10

Целевая аудитория проекта

Обучающиеся, учителя, родители

11

Используемое оборудование

Оборудование для показа презентации (компьютер, проектор, экран)

12

Продукт проекта

Доклад и презентация о колоколах 3-х вологодских храмов

13

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Панов Тихон — поиск информации, подготовка устного доклада и представление презентации

14

План работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и степень участия, содержание работы, результат этапа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.159 с.)