Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определенные дела в определенное время
«Всему свое время»,— говорит пословица. Да, так оно и есть. Например: если сразу, вернувшись из школы, ты сядешь делать уроки, то в большинстве случаев ты будешь осваивать этот материал дольше, чем тогда, когда между школьными и домашними занятиями ты сделаешь перерыв. А если ты чувствуешь, что в данную минуту у тебя «хорошо пойдет» сочинение, но по плану ты должна делать что-то другое? По-моему, здесь важнее воспользоваться «творческим настроением». Ведь если оно пройдет через час или два, ты будешь писать это самое сочинение гораздо дольше, не говоря уже о том, что напишешь его хуже. Еще один пример: мытье посуды или уборку комнаты ты выполнишь быстрее и лучше, если возьмешься за эту работу в перерыве между двумя умственными занятиями. А умственную работу, требующую сосредоточения, ты выполнишь лучше после небольшой физической работы. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: Попеременное выполнение умственной и физической работы в большинстве случаев способствует более быстрому выполнению как одной, так и другой работы. Однако в «отведенное время», предназначенное на умственную работу, физическая работа должна занимать не больше одной четверти или одной шестой части данного отрезка времени. Если такого «отведенного времени» нет, а уроки ты готовишь «урывками» — а это случается с теми учениками, которые живут далеко от школы или у которых тяжелые домашние условия,— ты сможешь выполнить работу быстро, если только сумеешь очень сильно сосредоточить на ней свое внимание. При большой концентрации внимания работа в короткие отрезки времени приносит хорошие результаты. Небезразлична и очередность в выполнении работ, небезразлично и время суток, в которое ты выполняешь определенную работу. 1. В большинстве случаев быстрее выполнишь задание, требующее мышления, в ранние утренние часы. Однако при условии, что в предыдущий день ты детально и внимательно ознакомишься с его содержанием. 2. Работу на запоминание в целом выполнишь быстрее вечером, если это будет последнее умственное дело уходящего дня. На следующий день текст следует повторить. (Смотри главу «Тайны хорошей памяти».) 3. Некоторые лучше работают рано утром, другие — в промежутке от 17 до 20 часов. Это зависит от многих условий. Понаблюдай, в какие часы ты работаешь умственно наиболее успешно. И именно в эти часы старайся выполнять самые трудные задания. Конечно, если ты в это время не находишься в школе. В этом случае понаблюдай, какой твой второй «пик умственной работы». Потому что у каждого практически здорового человека существуют два таких «пика» в течение дня: утром и после обеда либо в полдень и вечером.
Методы работы Может быть, вы замечали, как передвигается по воде (например, на байдарке) опытный гребец и неопытный гребец. Конечно, опытный гребец плывет значительно быстрее, а часто и с меньшими усилиями. Почему? Глупый вопрос. Нет, вообще не такой уж и глупый: почему умелый гребец движется быстрее, чем неумелый? Отвечаю: потому что он освоил лучший способ гребли. Именно это и означает слово «умелый». Более того, в зависимости от силы течения и ветра, в зависимости от высоты волны, в зависимости от того, плывет ли он по течению или против течения, по ветру или против ветра, умелый гребец использует разные методы гребли. Плывя по течению или по ветру, он использует длинные гребки веслом, против течения — короткие гребки, при высокой волне он сильнее «отталкивается» веслами, находясь на гребне волны... Неумелый гребец этого не делает, потому что освоил — и то не слишком хорошо — всего один метод гребли и использует его независимо от внешних условий. И нет ничего удивительного в том, что он движется значительно медленнее. А теперь перенесем все это на умственную работу и... Понятно? В самом деле, понятно? Трудность состоит в том, что при физической работе сразу видно того, кто использует так называемые малопроизводительные методы, сразу можно заметить эти беспомощные движения. При умственной работе почти все происходит «внутри», не видно «движений» мозга так, как видно движения тела. И видимо, поэтому некоторым людям очень трудно понять, что при умственной работе, используя нужный, более подходящий метод, подобранный к данной работе и внешним условиям, можно выполнить эти дела в два или в три раза быстрее, чем тогда, когда мы используем неподходящий метод.
Так, например, используя так называемый комбинированный метод (по частям и в целом) при заучивании стихотворения и необходимые перерывы при этой работе, ты выучишь стихотворение значительно быстрее, чем «зазубривая» его целыми строфами и не делая перерывов (ты можешь прочитать об этом в главе «Люблю грозу в начале мая...»). Конечно, эти методы можно немного изменять в зависимости от внешних условий. А если вы удивляетесь, зачем я повторяю одно и то же столько раз, объясняю: из писем учеников, которые используют методы, содержащиеся в этой книге, а также из наблюдений учителей следует, что рекомендуемые мною методы используются слишком строго и поэтому в некоторых случаях не дают таких результатов, какие могут давать. Одна из тайн успеха людей, которые в определенном отрезке времени «умещают» много хорошо выполненной работы,— это то, что они выполняют запланированные дела не только в нужное время, но и в подходящих условиях (внешних и внутренних). При этом внутренние условия играют большую роль, чем внешние. Необходимые внешние условия Обычно мы даже не отдаем себе отчета в том, на сколько быстрее мы делаем те дела, к которым мы заранее подготавливаем необходимое внешнее окружение (так называемые предметы, которые нам будут нужны) и себя. Речь идет не о подготовке для выполнения данного одного дела, а о так называемой комплексной подготовке к выполнению нескольких дел. Так, например, хорошо «организованная» кухня — это условия для быстрого выполнения нескольких дел: варки овощей, мытья посуды и т. д. Некоторые из девочек это прекрасно знают. А вот другой пример — из области умственной работы. — Пенал... ну так снова куда-то подевался! Мама, ты случайно не видела мой пенал? Ага, вот он! Но он пустой... Куда я мог положить эту ручку? Марта, где моя авторучка? А учебник польского языка ты не видела? Да вот же он! В конце концов все находится! Только... Только как долго продолжаются такие поиски! Посчитать бы это с часами в руках... Сам бы удивился. А потом говоришь: у меня ни на что не хватает времени! Обычно мы не обращаем внимания на эти несколько секунд или несколько минут, которые добавляются, добавляются... составляя часы. Чтобы не терять времени зря, постарайся запомнить простые правила: 1. Каждый предмет, необходимый для работы, должен иметь свое постоянное место, по возможности легкодоступное. 2. Предметы, необходимые для данной работы (книги, карандаши, ручки и т. д.), надо разместить «под рукой» перед началом работы. Если места мало, то их можно положить даже рядом на полу. Поиск этих предметов во время работы приводит к потере времени, а также рассеивает внимание именно
3. Перерывы в работе следует использовать среди прочего на то, чтобы убрать на место предметы, которые больше не нужны, и разложить те, которые потребуются потом. 4. В каждой работе имеются предметы, которые нужны почти постоянно (ручка, карандаш, линейка и т. д.). Каждый из этих часто используемых предметов должен иметь своего «заместителя» (запасную ручку, карандаш, линейку и т. д.) на случай их поломки или потери.
Все это на первый взгляд мелочи, однако они часто бывают важнее, чем о них обычно думают, потому что они среди прочего влияют на более быстрое или более медленное выполнение всей работы. Кроме того: Быстрее (наверняка) ты выполнишь умственную работу при хорошем доступе свежего воздуха, чем тогда, когда в комнате душно. Это очень важно, хотя и не всегда помнят об этом. Значительно быстрее (в целом) ты выполнишь работу в тишине, чем в шуме. Также быстрее (в большинстве случаев) ты будешь работать тогда, когда никакие внешние раздражители — уличное движение, звуки, присутствие других людей — не будут тебе мешать в сосредоточении внимания. (Читай об этом также в главе «Как учиться в тесноте?».) Быстрее (в целом, хотя и не всегда) ты будешь работать, сидя на стуле, чем удобно лежа на тахте или в мягком кресле. Я написал «в целом, хотя и не всегда» потому, что изменение положения тела часто хорошо влияет на скорость и качество умственной работы. При правильном освещении (источник искусственного света расположен немного сзади, с левой стороны, лампочка мощностью около 40 ватт), ты будешь работать быстрее, чем при неблагоприятном освещении (слишком слабом или расположенном в неправильном месте). Психологическая подготовка Что это значит? А то, что очень большое значение имеет настроение, с которым ты собираешься выполнять работу. Я думаю, что моя знакомая Агнешка не является здесь исключением. Вот список дел, которые она проделала между ее словами «сейчас буду делать уроки» и началом занятий: 1) примерка фартука, 2) прочтение детективного рассказа в газете, 3) заточка карандаша, 4) просмотр журнала, 5) рассматривание фотографий, 6) питье воды с джемом, 7) короткая забава с собакой, 8) короткая ссора с сестрой, 9) долгий разговор с подружкой по телефону. А потом: «У меня ведь нет времени!» Ну, конечно! У меня бы его тоже не было. Иногда, обычно у старших девочек (у мальчиков тоже), проделывание одного или нескольких разных дел непосредственно перед началом умственной работы приобретает, характер некоего «ритуала», без которого эта умственная работа не может начаться. В самом ли деле не может? Психологическая подготовка состоит в преодолении распространенного среди большинства людей нежелания приложить усилия, особенно умственные усилия. То есть на преодолении известного сопротивления. Все дело здесь в том, чтобы хотеть делать в данный момент то, что ты так или иначе должен делать. Понятно, что эту неприятную минуту начала работы мы оттягиваем, выполняя при этом разные мелкие «делишки», которые более приятны. Чаще всего мы даже не отдаем себе в этом отчета. Но зато как великолепно тратится при этом впустую время! Дословно: тратится.
ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: Если сумеешь «преодолеть самого себя» и направить собственные мысли и чувства на то, чтобы сразу, без проволочек, делать в данный момент то, что запланировано, ты выиграл.
Сейчас я дам (на выбор) несколько советов: каким способом можно быстро «настроиться на работу» или каким способом захотеть выполнять в данный момент то, что нужно выполнять. 1. Попробуй начинать с того предмета, который легче тебе дается, которым ты больше интересуешься. Работу ты выполнишь в несколько раз быстрее тогда, когда ты ею заинтересован, когда любишь ее, чем тогда, когда она тебя не очень интересует или ты ее выполняешь для отметки. 2. Нет, нет, этот второй предмет не такой уж и трудный. И не такой скучный, как тебе кажется. Очень много зависит от того, что ты думаешь об ожидающей тебя работе, через какие очки ты на нее смотришь... 3. Почему ты думаешь, что если берешься за трудную работу, то должен над ней сидеть без перерывов, пока ее не закончишь? Прерывайся! Чередуй ее с более легкой работой! Ты возьмешься за трудную работу значительно скорее, зная, что будешь работать короткими отрезками времени. Ты также в несколько раз быстрее будешь работать умственно, когда хорошо отдохнешь. 4. Намного быстрее ты выполнишь умственную работу, если у тебя хорошее настроение. 5. Пробовал ли ты когда-нибудь давать самому себе награды? Некоторым людям это очень на пользу. Как сказала бы Алиса из Страны Чудес: надо награждать свои чувства для того, чтобы тебя слушали. 6. А кроме того, когда ты познаешь радость победы силы и разума над собственным сопротивлением... Это очень приятно. Однако если ты захочешь в своем распорядке дня воспользоваться приведенными тут советами, то их необходимо многократно перечитывать через определенное время. В противном случае ты их быстро забудешь. Ну, так — темп, темп, темп... К сожалению, иного выхода нет. По крайней мере, сегодня. Однако — это может показаться странным — эту гонку выигрывает тот, кто сумеет время от времени остановиться хоть на минуту, послушать музыку, посмотреть вечером на небо, любуясь Млечным Путем и сияющей Полярной звездой...
Соколиный Глаз
Не сомневаюсь в том, что многие из вас читали книги об индейцах. Я тоже написал рассказ об индейце по имени... Соколиный Глаз. «Это событие произошло в одном из больших американских городов в кабинете врача-окулиста. Кабинет был прекрасно оборудован и обставлен: кресла, обитые кожей, блестящие никелем инструменты и приспособления, бесчисленное количество очковых стекол в длинных полированных кассетах. Около окна, занавешенного шторой, стояло удобное кресло, а напротив него на стене висела белоснежная таблица с черными буквами. Буквы были разные — от одной, самой большой в верхней строчке таблицы, до ряда крохотных буковок в самом ее низу,
да таких мелких, что их едва-едва можно было прочитать. Соколиный Глаз энергичным движением ноги раскрыл широкие двустворчатые двери и нерешительно остановился на пороге кабинета. Врач оглядел его быстрым, внимательным взглядом, как бы не доверяя собственным глазам. Наконец, он узнал вошедшего и поднялся из-за стола. — Приветствую! Приветствую! Если мне не изменяет зрение... Соколиный Глаз? — Да,— ответил Соколиный Глаз. — Что Вас ко мне привело?! — врач смотрел на него изумленным взглядом.— Вас, который на расстоянии пяти километров может разглядеть черное перо на голове всадника! Вы пришли ко мне, к врачу-окулисту?! — Да,— ответил Соколиный Глаз. — Может быть, по какому-нибудь... личному делу? Охотно готов служить... Вы такой славный человек... Я всегда... Соколиный Глаз поднял вверх свою ладонь, прерывая поток слов врача. — Мое соколиное зрение испортилось,— индеец наклонил голову, разглядывая носки своих мокасин.— Надо мной смеются эти собаки Сиоксы, плачут мои друзья Команчи... — О! О! — И врач тоже опустил голову, а потом движением руки указал индейцу на кресло, стоящее перед таблицей с буквами, и сказал тихим, дрожащим голосом: — Прошу Вас, сейчас проверим, прошу... Первый раз в жизни Соколиный Глаз ощутил на своем носу приспособление, называемое очками. Один глаз в этих очках был прикрыт пластинкой, в другом не было стекла. — Читайте, пожалуйста,— попросил врач,— буквы в пятом ряду снизу... — Эм, эн, а, ха, эр, эс, эф, дэ,— читал Соколиный Глаз. — А теперь в третьем ряду снизу. — Цэ... Бэ... Эль... Эль... Что там дальше? — вдруг закричал индеец, и его лицо скривилось от боли.— Какая это буква? Я не вижу! Не вижу!!! О Великий Дух! Я не могу прочитать паршивых букв на белой таблице! Он закрыл лицо ладонями, из-под пальцев текли слезы. Только позднее, во время долгой беседы, врач узнал о причине трагедии: Соколиный Глаз писал дневники. Писал о своих сражениях и приключениях при свете костра, при свете коптилки в вигваме, писал в сумерках и при слабом свете. Часами изучал труды ученых мужей о своих краснокожих братьях в полумраке угасающего дня... Он не знал, что даже соколиные глаза могут испортиться, когда читаешь и пишешь при плохом освещении. Не знал. Да и кто мог ему об этом сказать?» Поэтому уже сейчас, когда, быть может, служат тебе еще твои соколиные глаза, я говорю тебе: береги свое зрение. А если ты удивлен, что я посвящаю этому отдельную главу, скажу тебе больше: почти в каждом городском доме, почти в каждой деревенской избе, которые я посещал, наблюдая, как учатся твои друзья и подруги, девочки и мальчики имели плохое освещение для работы. На вопрос правильного освещения у нас обращают очень мало внимания. А жаль. Потому что плохой свет не только необходимость ношения очков через пять или десять лет, но худшая работа. Почему? Смотри внимательно—начнем с того, где, в каком месте по отношению к тебе должен находиться источник света. Плохо — перед тобой Если источник искусственного освещения (сильная, яркая лампа) находится перед тобой и в поле твоего зрения, когда ты читаешь или пишешь, твой глаз делает без перерыва очень быстрые, автоматические движения от источника света по направлению к тетради или книге. Конечно, ты не замечаешь этих движений и ничего о них не знаешь, но из этого не следует, что их не существует. Они есть. Это было исследовано при помощи специальных приборов. Эти автоматические движения твоих зрачков длятся сотые доли секунды, но... даже сотые доли секунды имеют скверную привычку складываться одна с другой, и при нескольких часах работы потеря времени составит несколько минут. Таким образом, ты работаешь медленнее. Дальше: источник искусственного света перед тобой и в поле твоего зрения отрицательно влияет на нервную систему, а особенно на сосредоточение внимания. Не говоря уже о том, что такой свет очень утомляет зрение и может стать причиной ослабления даже... соколиных глаз!
Плохо — с правой стороны
Если источник света — в этом случае все равно какой: дневного света или искусственного — находится с правой стороны, то при письме тень от ручки или карандаша, а иногда и ладони падает на бумагу. Поэтому ты вынужден очень напрягать зрение и, что еще хуже, твое внимание в значительной мере сосредоточено на том, чтобы лучше видеть буквы. И автоматически, не понимая, что делаешь, ты в меньшей степени сосредоточиваешь свое внимание на том, что ты пишешь или читаешь и как пишешь. А это, наверное, очень важно: как ты думаешь?
|