Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Норма и социальная норма. Виды социальных норм.
«Норма» = «правило это, образец, стандарт». Нормы - это установленные образцы, предписания, стандарты поведения участников социального общения. Нормы бывают несоциальные (естественные, технические) и социальные. Социальными нормами регулируются взаимоотношения между людьми. Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности. Признаки социальных норм: · регулируют типичные общественные ситуации; · являются обязательными для всех, кто «попадает» в такую типичную ситуацию; · появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность; · рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей; · за нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства. В обществе социальные нормы имеют свои функции: · социализируют личность, регулируя общий ход социализации; · мотивируют и оценивают поведения личности, интегрируя её в социальное окружение; · являются образцами соответствующего поведения; держат отклоняющееся поведение под контролем. Функции социальных норм взаимодействуют с другими и не являются абсолютно самостоятельными. Их содержание определяют конкретные исторические условия, экономическая база, политическая система государства, социальная структура и др. Виды социальных норм: · Нормы права, представляющие собой общеобязательные, формально-определенные правила поведения, охраняемые государством. · Нормы нравственности, сложившиеся в обществе правила поведения и выражающие представления людей о добре и зле, долге, чести, достоинстве, действие которых обеспечивается внутренним убеждением, а также мерами общественного воздействия. · Нормы обычаев – многократно повторяемые в силу привычки правила поведения. · Традиции, сложившиеся в ходе исторического развития, как и обычаи, но имеющие более поверхностный характер. · Обряды, имеющие те же цели, что и ритуалы, только в отличие от них, имеют более глубокое проникновение в психологию человека, например, заключение брака. · Деловые обыкновения представляют собой правила поведения, сложившиеся в повседневной жизни людей, например, утренние планерки, школьники приветствуют учителя, стоя и др.
· Корпоративные нормы устанавливаются самостоятельно общественными организациями и закрепляются в их уставах. · Религиозные нормы различных вероисповеданий, содержащиеся в религиозных книгах – Библии, Коране, либо в сознании верующих. · Нормы социального этикета складываются обычно стихийно и имеют цель – облегчить общение между людьми, например, мужчина подает руку своей спутнице при выходе из транспорта. 20. Адаптация и дезадаптация личности. Адаптация в данном случае рассматривается нами как вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейшим компонентом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляции («уподобления» себе, преобразования среды); отсюда - адаптивная и одновременно адаптирующая активность самой личности. Со стороны социальной среды адаптация определяется целями деятельности, социальными нормами - способами их достижения и санкциями за отклонение от таких норм со стороны личности или группы. Все это зависит, прежде всего, от восприятия и оценки данных целей, норм и санкций. Это определяется их самосознанием, проявляющимся в образе «Я» личности или в чувстве «Мы» группы. Различают следующие варианты адаптационного взаимодействия, зависящие от степени активности и направленности деятельности личности и группы: 1. Подчинение среде, при котором цели личности или группы и способы их достижения общеприняты, традиционны и полностью соответствуют социальным нормам. 2. Обновление среды, при котором для достижения общепринятых и одобряемых целей личность или группа используют нешаблонные, неодобряемые или неизвестные ранее способы. 3. Ритуализм, при котором, преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют одобряемые и общепринятые способы, строго следуя традициям и ритуалам. «Уход от», при котором непринятые, странные с точки зрения среды цели достигаются такими же непонятными и неодобряемыми способами.
4. Бунт, при котором, отказываясь от общепринятых целей, личность или группа выступают не с традиционных позиций, а выдвигают новые цели и используют новые способы их достижения. Варианты социальной адаптации: · радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью существующего социального мира; · гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством её сверхдостижений; · гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования; · комформистская адаптация – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации; · девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы); · социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации. Множество видов адаптаций тесно взаимосвязаны друг с другом, при этом основной является социальная адаптация. Она включает в себя следующие виды: · Управленческая. Создаются благоприятные условия развития в обществе, при этом формируется деятельность, которая отвечает всем необходимым интересам; · Экономическая. Происходит процесс усвоение правил и закономерности экономических взаимодействий между субъектами. Здесь имеет значение усвоение социальных правил и закономерностей; · Педагогическая. Характеризуется адаптацией к системе образования, воспитательным и обучающим процессам, формирующие ценностные системы человека; · Психологическая. Характеризуется приспособлением органов чувств человека к внешним раздражителям и защитой органов восприятия от стрессовых ситуаций; · Профессиональная. Характеризуется приспособлением человека к незнакомым видам производственной деятельности, непривычному окружению и особенностям специализированного труда; · Производственная. Адаптация человека к трудовой предприимчивости, добровольной инициативе, профессиональной компетентности и независимости для совершенствования профессиональных качеств. Каковы же причины дезадаптации? Большинство современных исследователей в этой области в разных иерархиях приводит следующие: · относительная социально-культурная депривация (изоляция от привычных условий); · гиперстимуляция новыми по содержанию социальными стимулами; недостаточная подготовленность к саморегуляции; · утрата сложившихся форм наставничества; потеря привычного коллектива; · низкий уровень психологической готовности к освоению профессии; · ломка динамических стереотипов; · когнитивный диссонанс, вызванный несовпадением представлений о жизни реальному положению дел; · акцентуации характера и психопатическое развитие личности. То есть, говоря о проблемах социальной дезадаптации, можно говорить скорее о проблеме изменений внешних и внутренних условий социализации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.01 с.) |