Агрессивное поведение как форма отклоняющегося поведения личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агрессивное поведение как форма отклоняющегося поведения личности.



Агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы:

· ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);

· пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо);

· активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

· выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

· тенденцию к разрушению;

· направленность на причинение вреда окружающим людям;

· склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает действия с выраженным мотивом доминирования.

Насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения.

В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы:

· Возраст (Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым - «выбранной жертве» - ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых.

· Пол (мужчины, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а женщины, девочки — косвенной и вербальной)

· Индивидуальные особенности (боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки, склонность испытывать чувство стыда вместо вины, убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы, а иногда и судеб других людей, а также положительное отношение к агрессии, способность переносить фрустрацию)

· Внешние физические обстоятельства (шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т. п)

· СМИ (люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией)

· Социальное окружение (Семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка оказывают влияние на развитие агрессии. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например выражая гордость его победой в драке.

Агрессивное поведение может быть следствием подражания. В качестве образцов для подражания могут выступать родственники, сверстники, другие значимые люди. Особую роль играет делинквентная субкультура (асоциальная группа, банда, места лишения свободы).

В других случаях агрессивное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины.

Следующая форма агрессивного поведения может быть связана с органическими нарушениями нервной системы. Такой правонарушитель склонен к насилию преимущественно вследствие аффективности, застревания на переживаниях, импульсивности или интеллектуального снижения.

Отдельную (немногочисленную) группу правонарушителей составляют также те психотические больные, болезненное состояние которых сопровождается неожиданными немотивированными взрывами агрессии (что редко бывает связано с их устойчивой антиобщественной направленностью).

Важно различать патологическую и непатологическую формы агрессивного поведения. Непатологическая форма, как правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Патологическая же агрессия, напротив, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности и их динамикой. Например, в случае патологической агрессии обычное критическое замечание может спровоцировать такой уровень злобы, при котором нарушается сознание, и человек, не помня себя, совершает убийство.

Несмотря на повторные и серьезные наказания агрессивное антисоциальное поведение трудно изжить. Это связано с тем, что заслуженное наказание практически никогда не следует немедленно за проступком или не наступает вовсе. Уверенность в том, что агрессия (преступление) останется безнаказанным играет существенную роль в поддержании антисоциального поведения.

12.       Делинквентное поведение личности:
правонарушение, преступление, проступки.

Понятие «делинквентный» происходит от латинского delinquens — проступок, провинность. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами. Общим признаком делинквентного поведения является то, что оно связано с нарушением правил, законов и запретов, а также последующим наказанием виновного.

Таким образом, по степени тяжести последствий можно выделить несколько подвидов делинквентного поведения:

· в форме дисциплинарных проступков;

· в форме мелких правонарушений, не достигающих степени уголовной ответственности (асоциальное поведение);

· делинквентное поведение в форме криминальных действий, нарушающих уголовный кодекс (антисоциальное поведение).

Правонарушения являются одной из форм антиобщественного поведения. Это несоблюдение правил поведения, установленных законом и другими нормативными актами. У подростков чаще всего проявляется в неповиновении старшим, родителям, воспитателям, в лживости, драчливости, вызывающей манере поведения, сквернословии, ношении осуждаемой обществом формы одежды, отказе от учебы и трудовой деятельности, бродяжничестве, преждевременном вступлении в половую жизнь, пьянстве и т. п. По своей тяжести правонарушения делятся на проступки и преступления.

Проступки — главным образом малозначительные правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности. Как правило, это нарушения установленных обществом требований и правил поведения, закрепленных в различных правовых актах и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия.

Преступление в отличие от проступка — уже опасное для общества действие (или бездействие), а потому предусматривает уголовную ответственность. Преступление — это умышленное действие, которое по уголовному или другому законодательству признается незаконным (преступающим закон), что дает государству право его наказания.

Правонарушение считается антиобщественным, в том числе и противоправным, действием только в том случае, если человек, совершивший его, обладает всеми качествами социальной личности, вполне определенным состоянием психического здоровья, т. е. полностью отдает отчет в своих действиях и руководит ими. Поступки невменяемых, даже если они социально опасны, нельзя расценивать как антиобщественное поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.005 с.)