М. Горький о рассказе «Дама с собачкой» (в письме Чехову, январь 1900 г.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М. Горький о рассказе «Дама с собачкой» (в письме Чехову, январь 1900 г.)



«Читал «Даму» вашу. Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм. И убьете вы его скоро — насмерть, надолго. Эта форма отжила свое время — факт!»
«Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни — черт ее побери!»

 

Суть произведения

   В рассказе «Дама с собачкой» происходит постепенное, если можно так выразиться, расфутляривание человека, обретение им истинного смысла жизни. С банальной истории — курортного романа — начинается настоящая, большая и хрупкая любовь.

 

    Главная цель произведения - показать читателю (особенно, конечно, читателю того времени) то, чего он не замечал раньше: это кажущаяся безвыходность ситуации, будто бы действительно героям лучше отказаться от своей любви, это боязнь самих героев перебороть взгляды общества, боязнь делать самим шаги к своему настоящему, не украденному счастью, их связанность химерными цепями несуществующих обязанностей. И конечно, вполне ясно, что не только герои виноваты в своем бездействии. Это бездействие породило нечто, подобное "темному царству" в "Грозе" Островского. Но это новое "темное царство" лежит не на самодурстве одних и безгласности других, а на всеобщем равнодушии друг к другу и слепоте по отношению к настоящему положению вещей. Яркий пример тому - следующая сцена:

Однажды ночью, выходя из докторского клуба со своим партнером, чиновником, он (Гуров) не удержался и сказал:
- Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!
Чиновник сел в сани и поехал, но вдруг обернулся и окликнул:
-Дмитрий Дмитрич!!
-Что?
-А давеча вы были правы: осетрина-то с душком! ВАЖНО! Чеховский диалог, с одной стороны, создает иллюзию разговорной речи, с другой — представляет самостоятельно звучащие партии персонажей. Диалоги «глухих», «случайные реплики», паузы используются Чеховым для создания подтекста, для разработки внутреннего сюжета («сюжета настроения») в пьесе.  
Как мы видим, этот чиновник, партнер Гурова по игре в карты, равнодушен, слеп и глух. Его интересует лишь состояние собственного желудка, а понятие такта, при наличии которого не будешь вот так отвечать на реплику об очаровательной женщине, ему вовсе незнакомо.
Встреча с Анной Сергеевной переменила Гурова. Он полюбил ее, полюбил женщину впервые в жизни, испытал в зрелом возрасте все то, что чувствуют юноши: «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему – первый раз в жизни». И еще вместе с любовью к нему пришло понимание:
Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и, в конце концов, остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!
Сама любовь изменила Гурова, будто говорит Чехов, любовь может все. И теперь его герой уже не прожигатель жизни, а настоящий человек, умеющий сострадать, быть искренним, нежным.

 

 

6. «Студент»

 

 


Цитата:

 

 

История создания: Написан в Ялте, опубликован в журнале «Русские ведомости» в апреле 1894 г. Относится к позднему периоду творчества Чехова «Студент» был любимым произведением писателя.

Проблематика: философская (связь времён, непреложность красоты и правды, вечное повторение).

 

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: философский рассказ.

 

Жанровые особенности: в небольшом рассказе рассматриваются важные философские проблемы — проблемы жизни как таковой.

 

К жанровым особенностям рассказа «Студент» можно отнести отсутствие значительного событийного ряда — в этом рассказе будто бы ничего не происходит.

 

Время и место действия: действие происходит в русской деревне, современной Чехову.

 

Действующие лица

Иван Великопольский — студент.

Василиса — пожилая крестьянка, вдова.

Лукерья — дочь Василисы.

 

Содержание

Студент Иван Великопольский, сын диакона, едет домой. Вокруг темно и мрачно. Студент думает, что такая мрачная безысходность была здесь во все времена — и при Иване Грозном, и при Петре. Ему тяжко. Иван проходит мимо Василисы и Лукерьи, которые жгут костёр. Как бы случайно он рассказывает женщинам о той ночи, когда происходила Тайная Вечеря, и апостол Пётр обещал Иисусу, что пойдёт с ним и в тюрьму, и на смерть, а Иисус ответил, что Пётр предаст его ещё до рассвета. Василиса, услышав эту историю, плачет, а Лукерья смущается. Иван идёт дальше. Он вдруг ощущает, что всё, что было прежде, напрямую связано с настоящим. Он осознаёт цельность мира и важность красоты и правды.

 

Сюжет и композиция

В рассказе нет напряженного действия, внешней занимательности. Главную роль здесь играет внутренний сюжет — история духовного прозрения героя.

Две сюжетные линии:

§ встреча студента с вдовами

§ евангельская история об отречении Петра.

В кульминации они пересекаются и, преломляясь в сознании героя, сливаются в одну.

Зеркальная композиция: совпадение ситуации в начале и в конце рассказа.

 

 

Пейзаж определяет общую тональность повествования. «Погода вначале была хорошая, тихая», затем картина меняется — погода портится: «когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло».
Остановившись погреться, он вдруг вспоминает евангельские события, «происходившие в такую же холодную ночь во дворе иудейского первосвященника». Студент рассказывает женщинам историю о троекратном отречении Петра: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам <…> Лукерья, глядя неподвижно на студента, по[1]краснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль».
Происходит преображение внутреннего состояния героя: он «думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевало им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чу[1]десной и полной высокого смысла».

 

Темы

Историческая память. Связь времён — одна из ключевых тем рассказа. Неизбывность повествования является свойством библейских текстов. Не лишен такой характеристики и «Студент». Ощущение исторической памяти позволяет главному герою чувствовать единение с Христом. Иван как бы становится сопричастным к событиям страстной недели.

Религия. Иван Великопольский родился и вырос в религиозной семье. Он прекрасно знает Священное писание и хорошо знаком со всеми православными обрядами. Другой вопрос, как такая религиозность влияет на молодого человека? Ведь он в страстную пятницу не молится в храме, а отправляется на охоту.

Вера. Благодаря слезам Василисы, история о Петре для студента становится чем-то большим, чем просто красивое повествование. Она становится такой же реальностью, как беседа с женщинами у костра. «Сладкое ожидание счастья» свидетельствует об обретении истиной веры, которая для Ивана гораздо важнее религиозности.

Проблемы

В тексте раскрывается несколько взаимосвязанных проблем. Например, проблема бедности. Она представлена в двух ипостасях.

§ Во-первых, бедность материальная. Семья Великопольских и рада бы провести Великую пятницу в церкви, но нужда препятствует этому. Отец болен, мать должна одна вести хозяйство, очевидно, охота для Ивана тоже больше, чем развлечение.

§ Во-вторых, малодушие. Оно направляет читателя к другой проблеме – отчаяния. Иван теряет надежду на лучшее, не желает вернуться домой. Если такая разруха существует со времён Рюрика, то, что может изменить жизнь теперь?

 

Евангельский Пётр тоже начинает казаться трусом, но всё же студент не желает в это верить. Слово «очнулся» указывает на заблуждение, наваждение, которое предшествовало изложенным событиям. Таким образом, проблематика рассказа богата неоднозначными и острыми вопросами о смысле и ценности бытия.

 

Главная мысль

 

Идея Чехова заключалась в том, чтобы читатель обрёл просветление через его текст так же, как Иван Великопольский через библейскую историю о Петре.

 

Смысл произведения – человек всегда может найти счастье, даже если находится на пороге бедности, а вокруг царят болезни, холод и невежество. Автор обрывает повествование о Петре на трагичной ноте, тем самым заставляя читателя вспомнить радостный финал этого библейского эпизода. Ещё недавно герой не верил, что скоро Пасха, а теперь жизнь кажется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

 

ПРОЗА И. А. БУНИНА

 

Полное имя: Иван Алексеевич Бунин.

Псевдонимы: И. Озёрский; И. Чубаров.

Деятельность: писатель, поэт, переводчик.

Место рождения: Российская империя, Воронеж.

Дата рождения: 22 октября 1870 г.

Жёны: Анна Цакни, Вера Муромцева.

Место смерти: Франция, Париж.

Дата смерти: 8 ноября 1953 г. (83 года).

Главное произведение: роман «Жизнь Арсеньева».

Важное! И. А. Бунин — первыйрусский лауреат Нобелевской премии.

Иван Алексеевич Бунин родился в обедневшей дворянской семье. Поступив в гимназию, вскоре был вынужден уйти из неё: не было средств продолжать обучение. Учился дома под руководством брата. В 1891 г. выпустил первый сборник стихотворений. Через пять лет опубликовал перевод «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло, за что получил в 1903 г. Пушкинскую премию. В 1909 получил вторую Пушкинскую премию, стал академиком. Революцию 1917 г. Бунин категорически не принял. В январе 1920 г. Иван Алексеевич с женой Верой Муромцевой уплыли в Константинополь. С тех пор в Россию Бунин не возвращался, жил преимущественно во Франции. В 1933 г., после выхода в свет романа «Жизнь Арсеньева», получил Нобелевскую премию. В годы Великой Отечественной войны поддерживал евреев, прятал их от гестапо и радовался победам Советской армии. В это время Бунин написал цикл рассказов «Тёмные аллеи», которые сам он считал своим лучшим произведением. Умер во сне в ночь с 7­го на 8 ноября. На постели Бунина лежал роман Льва Толстого «Воскресение».

 

 

1. «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»

 

 


Цитата:

История создания: замысел рассказа «Господин из Сан-Франциско» Иван Алексеевич Бунин связывал с цитатой из Откровения святого Иоанна Богослова «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», что следует понимать как ощущение близящейся катастрофы, тайной деятельности, которая разрушит прежний мир.

 

Проблематика:

• социальные проблемы (порочность социального устройства на примере главного героя);

• обострение вечных проблем цивилизаций;

• будущие разрушительные изменения, которые повлечёт за собой такой порядок.

 

Смысл названия: Бунин намеренно лишает главного героя имени. Он — всего лишь господин, богатый, успешный и ничтожный перед лицом смерти.

 

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: философский рассказ.

 

Жанровые особенности: небольшой по объёму рассказ поднимает масштабные социальные и философские проблемы: в «Господине из Сан-Франциско» говорится о материальном неравенстве людей в буржуазном мире и метафизическом равенстве всех перед лицом смерти.

Время и место действия: действие рассказа происходит в начале ХХ в. в отеле и на пароходе «Атлантида».

 

Действующие лица

 

Господин из Сан-Франциско — невысокий лысый мужчина 58 лет с золотыми пломбам и. Очень богат.

Семья господина из Сан-Франциско — жена и дочь.

Хозяин отеля.

Обслуживающий персонал парохода «Атлантида».

 

Содержание

 

Господин из Сан-Франциско путешествует: плывёт на пароходе «Атлантида» в Старый Свет. Он много и упорно трудился, разбогател — и теперь хочет удовольствий. Господин стремится объехать вместе с женой и дочерью весь мир. Ему должны быть предоставлены все возможные удовольствия. Господин даёт хорошие чаевые, и прислуга ему рада.

Все пассажиры лайнера развлекаются: пьют алкоголь, танцуют, сидят на палубе, укрывшись пледами. А где-то под ними трудятся те, кто обеспечивает лайнеру движение, — измученные усталые рабочие. Господин из Сан-Франциско, его жена и дочь останавливаются в Неаполе и там тоже наслаждаются жизнью: богатые завтраки, неспешные осмотры достопримечательностей и роскошные обеды.

Миллионер с семьёй решает посетить остров Капри. Погода плохая, и их укачивает. Господин из Сан-Франциско, приготовившись к обеду, садится почитать газету, и внезапно ему становится плохо. Он умирает.

Хозяин отеля не позволил положить тело в номере его семьи, чтобы не испортить репутацию отеля. Даже гроба для господина из Сан-Франциско не нашлось. Его тело кладут в ящик из-под содовой, и господин из Сан-Франциско возвращается домой в компании разгорячённых рабочих, испачканных угольной пылью, в то время как на палубе продолжаются танцы и увеселения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.034 с.)