Средства создания комического эффекта. § Фамилии персонажей: Очумелов, Елдырин, Хрюкин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства создания комического эффекта. § Фамилии персонажей: Очумелов, Елдырин, Хрюкин



§ Фамилии персонажей: Очумелов, Елдырин, Хрюкин

§ Абсурдизмы речи: «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?», «Я человек, который работающий» и т. д.

§ Композиция: кольцевая, рамочная (совпадают конец и начало рассказа); зеркальная повторяемость ситуации.

 

4. «Ионыч»

 

 


Цитата:  

 

История создания: в первоначальной версии рассказа повествование велось от первого лица — то есть рассказывал участник событий.

 

Проблематика:

• духовная деградация личности;

• человек и среда.

 

Смысл названия: панибратское обращение по отчеству показывает, что Дмитрий Ионович опростел, стал равнодушным чело[1]веком.

 

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: психологический рассказ.

Жанровые особенности: характерный чеховский рассказ, в котором целая жизнь героя вмещается в несколько страниц.

Время и место действия: действие рассказа происходит в губернском городе С. в современный для автора период.

 

Действующие лица

 

Дмитрий Ионович Старцев (Ионыч) — земский врач, прямой и искренний молодой человек.

Екатерина Ивановна Туркина (Котик) — юная мечтательная барышня, стремящаяся к великому Иван Петрович Туркин — отец Екатерины Ивановны, прекрасный собеседник и верный семьянин.

Вера Иосифовна Туркина — мать Екатерины Ивановны, писатель-любитель.

Павлуша — лакей Туркиных, умеющий устроить маленькое театральное представление.

 

Содержание

 

Врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает работать в город С. и знакомится там с семьёй Туркиных. Туркины — очень интересные люди: Иван Петрович ставит домашние спектакли, Вера Иосифовна пишет рассказы и повести, а их дочка Котик (Екатерина Ивановна) играет на рояле и очень хочет поступить в консерваторию. Старцев дружит с Туркиными и через некоторое время влюбляется в Котика. Он вызывает девушку в сад, чтобы сделать предложение, но неожиданно получает записку с предложением встретиться на кладбище. Дмитрий Ионович идёт на кладбище, но Котик там не появляется. На следующий день Старцев надевает фрак и едет делать предложение, но Екатерина Ивановна ему отказывает. Она хочет добиваться высоких целей. Старцев огорчён. Через некоторое время Екатерина Ивановна уезжает учиться в консерваторию. Дмитрий Ионович понемногу приходит в себя. Проходит четыре года. Старцев получает письмо от Котика и Веры Иосифовны: его вновь приглашают в гости. Он приходит. У Туркиных ровным счётом ничего не изменилось: Вера Иосифовна читает свои произведения, Котик играет на рояле. В откровенной беседе Екатерина Ивановна сообщает Старцеву, что разуверилась в своей идее славы и восхищается его трудом — ведь Дмитрий Ионович помогает людям! Но Старцев остаётся равнодушен. Он с радостью уезжает и очень доволен, что в своё время не женился на Екатерине Ивановне. Время идёт. Старцев разбогател, растолстел, никуда не ходит — только ездит в экипаже. Его все зовут просто Ионычем. А Котик постарела, много болеет и каждый день подолгу играет на рояле.

 

Тематика и проблематика

Постепенная духовная деградация личности, ее «дорога вниз». Чехову важно исследовать причины этого процесса, выяснить, кто виноват в духовном оскудении героя — окружение или он сам. История героя дана на фоне картин жизни губернского города, пошлость и застой которого олицетворяет семья Туркиных.

 

Деградация Дмитрия Старцева

 

 

Семья Туркиных

 

В изображении семьи Туркиных Чехов прибегает к приему повторяющихся описаний и деталей
В начале, в середине и в конце рассказа Чехов изображает одни и те же сцены в доме Туркиных — семейство изображено как нечто неподвижное, неизменное (исключение составляет лишь Котик)
Вера Иосифовна читает гостям свой роман о том, «чего никогда не бывает в жизни». Иван Петрович произносит забавные словечки («недурственно», «большинский»). Екатерина Ивановна играет на рояле. Слуга Пава произносит фразу: «Умри, несчастная!»
О Туркиных Старцев думает, что «если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город?»

 

 

5. «Дама с собачкой»

 

 


Цитата:

История создания: Чехов отразил в рассказе свои впечатления от жизни в Ялте.

Время создания рассказа совпадает с началом увлечения Чехова О. Л. Книппер, будущей женой писателя. Крымские пейзажи, Ореанда, водопад, ялтинская кондитерская Берне и японский магазин на набережной описаны Чеховым по непосредственным впечатлениям.

Проблематика: столкновение человеческого счастья с действительностью.

Смысл названия: подчёркнуто игривое название входит в кон[1]траст с подлинной сущностью рассказа, ведь «Дама с собачкой» — это рассказ о смысле жизни.

 

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Время и место действия: действие рассказа происходит в Ялте и в Москве.

Время — современное Чехову.

 

Действующие лица

 

Дмитрий Дмитриевич Гуров — москвич; женат, трое детей.

Анна Сергеевна фон Дидериц — урождённая петербурженка, живёт в городе С., замужем.

Муж Анны Сергеевны.

Жена Дмитрия Дмитриевича.

 

Содержание

 

Дмитрий Дмитриевич отдыхает в Ялте. Дома остались нелюбимая жена и трое детей. Он хочет завести курортный роман и выбирает в качестве объекта молодую блондинку с белым шпицем — Анну Сергеевну. Через неделю после знакомства начинается их роман. Анна очень страдает, считает себя грешницей, говорит, что Гуров и сам не будет её уважать. Гуров не знает, чем её утешить, пытается развеселить. Роман проходит спокойно.

Через некоторое время Анна Сергеевна уезжает, и Гуров, проводив её, возвращается домой. Гуров любит Москву, московскую жизнь, но перед ним постоянно появляется образ Анны Сергеевны. Его начинает всё раздражать. Он пытается рассказать о своём чувстве к Анне приятелю, но приятель, очевидно, не слушая, отвечает на это, что Гуров был прав — «осетринка-то с душком».

Наконец Дмитрий не выдерживает и едет в город С. Он находит дом Анны Сергеевны, но зайти не может и подстерегает женщину в театре. Там видит её мужа, в котором есть что-то лакейское и очень провинциальное. Анна Сергеевна пугается приезда Гурова и просит его уехать, обещая, что приедет в Москву сама. Она говорит мужу, что ей нужно навещать московского врача. И начинает приезжать к Гурову. В финале рассказа описывается одна из их встреч: Анна Сергеевна плачет, Гуров обнимает её за плечи, смотрит в зеркало и понимает, что они уже постарели, что всё было ерундой, кроме их любви, что они самые близкие, самые родные друг для друга. «…Им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках». Рассказ, не имея сюжетного завершения, заканчивается словами о том, что «самое сложное и трудное только начинается».

Две жизни Дмитрия Гурова

 

  • Внешняя (проявленная жизнь): Официальный брак, быт, служба, привычные занятия: чтение газет, посещение клубов, игра в карты — все, что делает его жизнь устойчивой и подобной жизни окружающих.
  • Внутренняя (тайная, духовная жизнь): Анна Сергеевна «по вечерам глядела на него из книжного шкафа, из камина, из угла, он слышал ее дыхание...». Именно это — «настоящая, самая интересная жизнь».

                                                                     



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.012 с.)