Функционирование имен собственных в газетных медиатекстах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование имен собственных в газетных медиатекстах.



Чаще всего крылатые фразы размещаются в заголовках, что вызывает интерес у читателя, а также по крылатой фразе в заголовке, мы можем предположить или догадаться, о чем же написано в статье.

У газетного заголовка три основные функции:

1) Номинативно - информативная—заголовок в краткой форме передает основное содержание статьи,формируя при этом ее основную идею.

2) Рекламно-экспрессивная—основная задача этой функции— привлечение внимания автора.

3) Графически-выделительная—заглавие выделяется на газетной полосе, может быть выделено курсивом, может жирным шрифтом и т.д. «Заголовок не только объясняет проблему, облегчает восприятие материала, но и участвует в формировании оценки поднимаемой проблемы» [Жуков 2009: 437].

Еще один прием, которым охотно пользуются журналисты — размещение прецедентного высказывания в конец статьи. Таким образом, прецедентное высказывание обобщает, подводит к умозаключению. «Любой текст создается в соответствии с определенными правилами и в соответствии с определенными правилами существует в восприятии языковой личности.

Так, в нем есть сильные позиции, а именно: заголовок, начало, конец. Какой-либо отрезок текста-фрагмент, абзац, -как правило, начинается с предложения, которое благодаря инициальной позиции получает особый статус» [Костомаров,Бурвикова 2006: 16].

Ученые говорят о том, что язык СМИ за последние годы очень изменились, следовательно, изменился и читатель. Читатель XXI века «призван размышлять, угадывать. Удачная разгадка порождает чувство удовлетворения и повышает читательский интерес» [Земская 1996: 22]. В результате проведенных исследований, многие ученые отмечают тот факт, что в несколько раз увеличилась экспрессивность языка СМИ. «Современные СМИ отличаются стремлением к индивидуальному 21 («фирменному»)стилю, экспрессивностью, нередко граничащей с карнавальностью, и раскрепощенностью» [Чудинов 2003: 42].

Не стоит забывать, что слишком частое или же чрезмерное использование прецедентных феноменов может привести к уничтожению интереса со стороны читателей. Основные функции СМИ в жизни современного общества:

1) Информационная. Главным является удовлетворение потребностей общества. Отражение важнейших экономических, политических, культурных процессов.

2) Идеалогическая. Основная задача—пропаганда общечеловеческих ценностей, норм и принципов.

3) Функция социального контроля. Предполагаются публикации общественно значимых фактов экономической, социально-политической жизни страны.

4) Нравственно-воспитательная функция. Отображение морально-эстетических приоритетов, принципов нравственности и эстетического вкуса, а также представлений о том, что такое добро и зло.

5) Познавательно-образовательная функция. Общеобразовательная и научно-познавательная тематика материалов, которые решают задачи дополнительного обучения.

6) Консолидационная функция. Выражение интересов всех групп населения, пропаганда взаимоуважения.

7) Рекреативная функция. Основная задача—обеспечение досуга и приятного времяпрепровождения.

8) Инновационная функция. СМИ выполняют разъясняющую, подготовительную роль, создают предпосылки для адекватного принятия 22 новых процессов, с целью избегания неприятия инноваций и скорейшей адаптации к возможным переменам.

 

Любой заголовок называет текст, дает читателю возможность идентифицировать его, с этой точки зрения он, независимо от своей синтаксической структуры, выполняет номинативную функцию. Номинативная функция газетного заголовка состоит в том, что он называет текст, выступает в качестве его имен, знаков. А. С. Попов считает, что номинативная функция сближает заглавия с именами собственными, для которых характерна «гипертрофированная номинативность» [4, с. 95-126].

1) Информативная функция газетного заголовка проявляется в том, что он в сжатой форме выражает основное содержание озаглавливаемого материала. Выполняя информативную функцию, названия публикаций привлекают читателя к тексту, если он содержит необходимые для него сведения.

2) Выполняя прагматическую функцию, заголовок своей внешней и внутренней формой привлекает читателя к тексту, возбуждая гамму эмоций - не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление. Нередко заголовок включается в создание стилистических текстовых эффектов, которые возбуждают эмоции читателя, акцентируют внимание на отдельных смысловых и оценочных частях публикации. Прагматическая функция может реализовываться при помощи невербальных средств (фотографии, иллюстрации, шрифтовые выделения, размер шрифта).

Именно эти функции газеты предопределяют специфические особенности ономастической лексики и использования ее в заголовках, поэтому необходимо отметить высокий процент содержания антропонимов, топонимов, названий партий, учреждений и организаций, фирм и т.д. Обилие слов, относящихся к полю множественности - числительных, дат (хрононимов) - характерно для газетных сообщений. С точки зрения этимологии в газетных заголовках наблюдается большой процент неологизмов и интернациональной лексики, которые быстро превращаются в штампы и клише. Номинативная функция является дифференциальной, идентификационная. Давая собственные имена персонажам, писатель неизбежно индивидуализирует их, а читатель закономерно соотносит художественный образ с тем или иным лицом. Стилистическая функция обычно проявляется двояко: как характеризующая и как эмоционально-стилистическая. Выразителем характеризующих информационно - стилистических смыслов обычно является этимологическое значение имени собственного.

Функцией языка является его назначение и роль в жизни общества и человека. Основными функциями является:

1. Коммуникативная – где язык выступает напрямую средством общения, реализуя передачу информации, эмоций, чувств и воли человека. Благодаря этой функции язык помогает развиваться обществу посредством передачи информации и установлению контакта между социумами.

2. Когнитивная (познавательная) – где язык является инструментом сознания и отражает результат когнитивной деятельности человека. Доказано, что язык и мышление неразрывно связаны, именно эта функция помогает сохранять в памяти результаты мышления и использовать их в общении.

Эти функции тесно связаны между собой из-за общей основы, они реализуются в речи, так как язык приспособлен и для коммуникации и для выражения мысли, что в свою очередь соотносится с рядом частных функций, к которым относятся:

1. Номинативная (назывная) – обозначение и именование объектов действительности. Функция тесно связанная с познанием и реализуемая при появлении новых объектов и явлений в появлении новых слов.

2. Эмоционально-экспрессивная –выражение человеком своих субъективно- психологических оценок и отношений при помощи средств языка.

3. Регулятивная – воздействие речью на адресата, с целью побуждения, запрета, просьбы, убеждения и тд.

4. Фатическая – установление и поддержание контакта с собеседником, в основном реализуется в приветствиях, умении вести беседу, используя средства речевого этикета. 5.Эстетическая –избирательное отношение к выразительной части фразы. Язык является средством художественной литературы и может расцениваться с эстетических позиций.

6. Магическая – случай реализации регулятивной функции в коммуникации человека с высшими силами (молитва, обет, заклинание), где языковой знак неконвенционален.

7. Метаязыковая – способность языка быть средством исследования и описания.

8. Этническая – способность языка объединять некий этнос и определять отношение людей к языку и культуре.

Таким образом, язык полифункционален и социален.Его основная функция – служить средством коммуникации между людьми.Вместе с тем реализуются и частные функции языка, создающие обособленные виды речевой деятельности, – сообщение, воздействие, формирование и выражение мысли. Базовые функции языка взаимообуславливают друг друга в речи, но в отдельных фрагментах или текстах проявляются в разной степени. Являясь важнейшим инструментом коммуникации людей, язык проявляется в речевой деятельности, которая всегда сознательна и целенаправленна, как любая социальная активность.

 

Место эмоционально-экспрессивной лексики в лексической системе языка. Лексическая система любого языка многомерна и отражает парадигматические, синтагматические и деривационные связи слова с другими лексемами.

Лексическая система делится на:

 

1.лексико-семантические группы слов, единицами которых являются лексемы, объединенных общей категориальной единицей значения (например, связь по роду и виду – дерево: береза, каштан, дуб; функциональная связь – жилища: изба, хата, дом, юрта; ассоциативная – корова: молоко, доярка, трава, ферма; ситуативная – механик: шиномонтаж, инструменты, машина; связь целого и части – платье: воротник, рукава, подол);

2.семантические поля – совокупности языковых единиц, объединенных общим семантическим признаком с общим компонентом значения (самым ярким примером может служить поле цветообразований, где общий семантический компонент это «цвет» и образуются цветовые ряды: красный - розовый- розоватый- малиновый- коралловый);

3.синонимические и антонимические группы, объединяющие слова, относящиеся к одной предметной области (синонимы имеют общий компонент лексического значения: скупой – жадный, антонимы противопоставлены по денотативному значению, однако они обозначают логически совместимые понятия: спускаться – подниматься, оба слова имеют общий компонент «двигаться по наклонной или вертикальной плоскости» и противопоставлены в значениях «вверх - вниз».

Лексика является составной частью языка, одним из его уровней и включает в себя пласт эмоционально-окрашенных слов, что и образуют эмоционально-экспрессивный компонент в языке. В начале XXI века повышается интерес к нему и средствам выражения эмоциональности, экспрессии в художественных произведениях. Этот пласт лексики является самым подвижным и пополняемым, так как используется в коммуникации для выражения эмоциональной субъективности.

 

 

Аллюзия имени собственного.

Аллюзивные имена собственные являются разно- видностью аллюзии. Как и аллюзия, они принадлежат одновременно двум контекстным планам – плану прецедентного текста и плану принимающего текста. Понятие аллюзивного имени собственного связано с понятием прецедентного имени.

Прецедентное имя – это индивидуальное имя, связанное с прецедентным текстом и с известной ситуацией, являющейся прецедентной [7:7, 11. Прецедентные имена над индивидуальностью, информативной значимостью, многократно обращаются в дискурсе языковой личности [9:216]. Что касается различия двух терминов – прецедентного имени и аллюзивного имени собственного – мнения ученых расходятся. Например, Д.Б.Гудков и В.В.Красных приравнивают прецедентные имена собственные к аллюзивным. Прецедентное имя собственное принадлежит исключительно прецедентному тексту, что очевидно из самого термина, в то время как аллюзивное имя собственное функционирует в плане принимающего текста.

Попадая в интертекст, прецендентное имя собственное может не нести никаких до- полнительных смыслов и функций, в таком случае, оно останется прецедентным именем собственным. Если же указанное имя привносит в текст новые смыслы, ис- пользовано в функции создания иронии или, к примеру, в функции придания дополнительной характеристики персонажу – такое имя становится аллюзивным.

Подводя краткий итог представленным в вышеуказанных работах точкам зрения, можно сделать следующий вывод: аллюзивное имя собствен- ное – это некий знак, в свернутом виде содержит весь прецедентный текст. Как у любого знака, у аллюзивного имени собственного есть две стороны: означаемое и означающее. В данном случае означаемым является прецедентный текст в свернутом виде, а означающим – само имя собственное в тексте-реципиенте. Итак, аллюзивное имя собственное - это интертек- стуальное включение сродни аллюзии, обеспечивающее связь между прецедентным текстом и принимающим текстом, могущее иметь сигнал присутствия прецедент- ного текста в принимающем внутри самого имени, и обязательно имеющее определенную функцию в тексте кроме назывной.

При том, что механизм функционирования аллюзивного имени собственного аналогичен аллюзии, основным его отличием от аллюзии является лаконичность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.017 с.)