Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционирование имен собственных в газетных медиатекстах. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Чаще всего крылатые фразы размещаются в заголовках, что вызывает интерес у читателя, а также по крылатой фразе в заголовке, мы можем предположить или догадаться, о чем же написано в статье. У газетного заголовка три основные функции: 1) Номинативно - информативная—заголовок в краткой форме передает основное содержание статьи,формируя при этом ее основную идею. 2) Рекламно-экспрессивная—основная задача этой функции— привлечение внимания автора. 3) Графически-выделительная—заглавие выделяется на газетной полосе, может быть выделено курсивом, может жирным шрифтом и т.д. «Заголовок не только объясняет проблему, облегчает восприятие материала, но и участвует в формировании оценки поднимаемой проблемы» [Жуков 2009: 437]. Еще один прием, которым охотно пользуются журналисты — размещение прецедентного высказывания в конец статьи. Таким образом, прецедентное высказывание обобщает, подводит к умозаключению. «Любой текст создается в соответствии с определенными правилами и в соответствии с определенными правилами существует в восприятии языковой личности. Так, в нем есть сильные позиции, а именно: заголовок, начало, конец. Какой-либо отрезок текста-фрагмент, абзац, -как правило, начинается с предложения, которое благодаря инициальной позиции получает особый статус» [Костомаров,Бурвикова 2006: 16]. Ученые говорят о том, что язык СМИ за последние годы очень изменились, следовательно, изменился и читатель. Читатель XXI века «призван размышлять, угадывать. Удачная разгадка порождает чувство удовлетворения и повышает читательский интерес» [Земская 1996: 22]. В результате проведенных исследований, многие ученые отмечают тот факт, что в несколько раз увеличилась экспрессивность языка СМИ. «Современные СМИ отличаются стремлением к индивидуальному 21 («фирменному»)стилю, экспрессивностью, нередко граничащей с карнавальностью, и раскрепощенностью» [Чудинов 2003: 42]. Не стоит забывать, что слишком частое или же чрезмерное использование прецедентных феноменов может привести к уничтожению интереса со стороны читателей. Основные функции СМИ в жизни современного общества: 1) Информационная. Главным является удовлетворение потребностей общества. Отражение важнейших экономических, политических, культурных процессов.
2) Идеалогическая. Основная задача—пропаганда общечеловеческих ценностей, норм и принципов. 3) Функция социального контроля. Предполагаются публикации общественно значимых фактов экономической, социально-политической жизни страны. 4) Нравственно-воспитательная функция. Отображение морально-эстетических приоритетов, принципов нравственности и эстетического вкуса, а также представлений о том, что такое добро и зло. 5) Познавательно-образовательная функция. Общеобразовательная и научно-познавательная тематика материалов, которые решают задачи дополнительного обучения. 6) Консолидационная функция. Выражение интересов всех групп населения, пропаганда взаимоуважения. 7) Рекреативная функция. Основная задача—обеспечение досуга и приятного времяпрепровождения. 8) Инновационная функция. СМИ выполняют разъясняющую, подготовительную роль, создают предпосылки для адекватного принятия 22 новых процессов, с целью избегания неприятия инноваций и скорейшей адаптации к возможным переменам.
Любой заголовок называет текст, дает читателю возможность идентифицировать его, с этой точки зрения он, независимо от своей синтаксической структуры, выполняет номинативную функцию. Номинативная функция газетного заголовка состоит в том, что он называет текст, выступает в качестве его имен, знаков. А. С. Попов считает, что номинативная функция сближает заглавия с именами собственными, для которых характерна «гипертрофированная номинативность» [4, с. 95-126]. 1) Информативная функция газетного заголовка проявляется в том, что он в сжатой форме выражает основное содержание озаглавливаемого материала. Выполняя информативную функцию, названия публикаций привлекают читателя к тексту, если он содержит необходимые для него сведения. 2) Выполняя прагматическую функцию, заголовок своей внешней и внутренней формой привлекает читателя к тексту, возбуждая гамму эмоций - не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление. Нередко заголовок включается в создание стилистических текстовых эффектов, которые возбуждают эмоции читателя, акцентируют внимание на отдельных смысловых и оценочных частях публикации. Прагматическая функция может реализовываться при помощи невербальных средств (фотографии, иллюстрации, шрифтовые выделения, размер шрифта).
Именно эти функции газеты предопределяют специфические особенности ономастической лексики и использования ее в заголовках, поэтому необходимо отметить высокий процент содержания антропонимов, топонимов, названий партий, учреждений и организаций, фирм и т.д. Обилие слов, относящихся к полю множественности - числительных, дат (хрононимов) - характерно для газетных сообщений. С точки зрения этимологии в газетных заголовках наблюдается большой процент неологизмов и интернациональной лексики, которые быстро превращаются в штампы и клише. Номинативная функция является дифференциальной, идентификационная. Давая собственные имена персонажам, писатель неизбежно индивидуализирует их, а читатель закономерно соотносит художественный образ с тем или иным лицом. Стилистическая функция обычно проявляется двояко: как характеризующая и как эмоционально-стилистическая. Выразителем характеризующих информационно - стилистических смыслов обычно является этимологическое значение имени собственного. Функцией языка является его назначение и роль в жизни общества и человека. Основными функциями является: 1. Коммуникативная – где язык выступает напрямую средством общения, реализуя передачу информации, эмоций, чувств и воли человека. Благодаря этой функции язык помогает развиваться обществу посредством передачи информации и установлению контакта между социумами. 2. Когнитивная (познавательная) – где язык является инструментом сознания и отражает результат когнитивной деятельности человека. Доказано, что язык и мышление неразрывно связаны, именно эта функция помогает сохранять в памяти результаты мышления и использовать их в общении. Эти функции тесно связаны между собой из-за общей основы, они реализуются в речи, так как язык приспособлен и для коммуникации и для выражения мысли, что в свою очередь соотносится с рядом частных функций, к которым относятся: 1. Номинативная (назывная) – обозначение и именование объектов действительности. Функция тесно связанная с познанием и реализуемая при появлении новых объектов и явлений в появлении новых слов. 2. Эмоционально-экспрессивная –выражение человеком своих субъективно- психологических оценок и отношений при помощи средств языка. 3. Регулятивная – воздействие речью на адресата, с целью побуждения, запрета, просьбы, убеждения и тд. 4. Фатическая – установление и поддержание контакта с собеседником, в основном реализуется в приветствиях, умении вести беседу, используя средства речевого этикета. 5.Эстетическая –избирательное отношение к выразительной части фразы. Язык является средством художественной литературы и может расцениваться с эстетических позиций. 6. Магическая – случай реализации регулятивной функции в коммуникации человека с высшими силами (молитва, обет, заклинание), где языковой знак неконвенционален. 7. Метаязыковая – способность языка быть средством исследования и описания. 8. Этническая – способность языка объединять некий этнос и определять отношение людей к языку и культуре.
Таким образом, язык полифункционален и социален.Его основная функция – служить средством коммуникации между людьми.Вместе с тем реализуются и частные функции языка, создающие обособленные виды речевой деятельности, – сообщение, воздействие, формирование и выражение мысли. Базовые функции языка взаимообуславливают друг друга в речи, но в отдельных фрагментах или текстах проявляются в разной степени. Являясь важнейшим инструментом коммуникации людей, язык проявляется в речевой деятельности, которая всегда сознательна и целенаправленна, как любая социальная активность.
Место эмоционально-экспрессивной лексики в лексической системе языка. Лексическая система любого языка многомерна и отражает парадигматические, синтагматические и деривационные связи слова с другими лексемами. Лексическая система делится на:
1.лексико-семантические группы слов, единицами которых являются лексемы, объединенных общей категориальной единицей значения (например, связь по роду и виду – дерево: береза, каштан, дуб; функциональная связь – жилища: изба, хата, дом, юрта; ассоциативная – корова: молоко, доярка, трава, ферма; ситуативная – механик: шиномонтаж, инструменты, машина; связь целого и части – платье: воротник, рукава, подол); 2.семантические поля – совокупности языковых единиц, объединенных общим семантическим признаком с общим компонентом значения (самым ярким примером может служить поле цветообразований, где общий семантический компонент это «цвет» и образуются цветовые ряды: красный - розовый- розоватый- малиновый- коралловый); 3.синонимические и антонимические группы, объединяющие слова, относящиеся к одной предметной области (синонимы имеют общий компонент лексического значения: скупой – жадный, антонимы противопоставлены по денотативному значению, однако они обозначают логически совместимые понятия: спускаться – подниматься, оба слова имеют общий компонент «двигаться по наклонной или вертикальной плоскости» и противопоставлены в значениях «вверх - вниз». Лексика является составной частью языка, одним из его уровней и включает в себя пласт эмоционально-окрашенных слов, что и образуют эмоционально-экспрессивный компонент в языке. В начале XXI века повышается интерес к нему и средствам выражения эмоциональности, экспрессии в художественных произведениях. Этот пласт лексики является самым подвижным и пополняемым, так как используется в коммуникации для выражения эмоциональной субъективности.
Аллюзия имени собственного. Аллюзивные имена собственные являются разно- видностью аллюзии. Как и аллюзия, они принадлежат одновременно двум контекстным планам – плану прецедентного текста и плану принимающего текста. Понятие аллюзивного имени собственного связано с понятием прецедентного имени. Прецедентное имя – это индивидуальное имя, связанное с прецедентным текстом и с известной ситуацией, являющейся прецедентной [7:7, 11. Прецедентные имена над индивидуальностью, информативной значимостью, многократно обращаются в дискурсе языковой личности [9:216]. Что касается различия двух терминов – прецедентного имени и аллюзивного имени собственного – мнения ученых расходятся. Например, Д.Б.Гудков и В.В.Красных приравнивают прецедентные имена собственные к аллюзивным. Прецедентное имя собственное принадлежит исключительно прецедентному тексту, что очевидно из самого термина, в то время как аллюзивное имя собственное функционирует в плане принимающего текста. Попадая в интертекст, прецендентное имя собственное может не нести никаких до- полнительных смыслов и функций, в таком случае, оно останется прецедентным именем собственным. Если же указанное имя привносит в текст новые смыслы, ис- пользовано в функции создания иронии или, к примеру, в функции придания дополнительной характеристики персонажу – такое имя становится аллюзивным. Подводя краткий итог представленным в вышеуказанных работах точкам зрения, можно сделать следующий вывод: аллюзивное имя собствен- ное – это некий знак, в свернутом виде содержит весь прецедентный текст. Как у любого знака, у аллюзивного имени собственного есть две стороны: означаемое и означающее. В данном случае означаемым является прецедентный текст в свернутом виде, а означающим – само имя собственное в тексте-реципиенте. Итак, аллюзивное имя собственное - это интертек- стуальное включение сродни аллюзии, обеспечивающее связь между прецедентным текстом и принимающим текстом, могущее иметь сигнал присутствия прецедент- ного текста в принимающем внутри самого имени, и обязательно имеющее определенную функцию в тексте кроме назывной. При том, что механизм функционирования аллюзивного имени собственного аналогичен аллюзии, основным его отличием от аллюзии является лаконичность.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.26.226 (0.016 с.) |