Что учащихся не удовлетворяет в занятиях по труду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что учащихся не удовлетворяет в занятиях по труду



(количество ответов каждой категории дается в %)

Категории ответов учащихся

Классы

V VI VII VIII IX
1. Не удовлетворяет отсутствие работы на станках или „настоящей работы“ 0,2 0,8 0,9 14,3 18,0
2. Занятия не приносят пользы (не дают специальности, умений и т. п.) 0,2 0,6 7,5 10,9
3. Наличие других недостатков: однообразные работы, отсутствие внимания к работе учащихся и т. п. 1,2 1,4 7,3 10,7 7,4
4. Общие ответы (без конкретного обоснования отношения (не нравится работа в мастерских, автодело и т. п.) 3,2 2,2 4,8 0,4

полезных и необходимых им в дальнейшем умений, навыков, не приобретают специальности. До VIII класса об этом пишут немногие школьники (до 0,6% ответов); в VIII—IX классах подобных указаний значительно больше (соответственно 7,5% и 10,9% ответов).

Часть учащихся объясняет свою неудовлетворенность занятиями по труду тем, что их работа однообразна, неинтересна, неудачно организована во времени, ей уделяют недостаточно внимания на производстве и т. п.

Таким образом, наш материал показал, что в организации труда учащихся, особенно в старших классах, имеются недостатки, некоторые из которых связаны с неучетом тех требований, которые имеются у учащихся того или иного возраста в отношении этих занятий.

**
*

Обработка данных по вопросу о том, что́ учащиеся собираются делать после окончания школы, показала, что в разных классах от 59,9% до 71,5% школьников хотят учиться дальше; некоторые учащиеся думают после окончания

42

школы одновременно работать и учиться (в VIII классе таких учащихся больше всего); от 12,2% до 21% школьников — собираются только работать.

Более детальный анализ материала обнаружил, что из числа учащихся, думающих после окончания школы учиться, больше половины собираются поступить в высшие учебные заведения. Некоторая часть учащихся, которые хотят после окончания школы работать, имеют целью, проработав два года, получить производственный стаж, чтобы после этого учиться дальше (количество таких школьников с возрастом увеличивается). Следовательно, значительная часть учащихся желает в будущем получить высшее образование.

Большинство учащихся, которые собираются после окончания школы работать, думают получать рабочие профессии и идти на производство; небольшая группа девочек выражает желание работать в швейном производстве.

Важно отметить, что почти во всех школах, в которых мы собирали материал, имеются отдельные VI, VII и VIII классы, где количество учащихся, выражающих желание работать после окончания школы, доходит до 40%, 50% и даже 60% (соответственно уменьшается количество учащихся, которые хотят учиться). С другой стороны, в некоторых, хотя и очень немногих, старших классах таких учащихся очень мало (один-два человека).

В связи с этим возникает вопрос о причинах подобных фактов. В рамках данной статьи мы не можем всесторонне осветить эти причины, однако наш материал показал известную зависимость между характером организации занятий по труду и выбором учащимися пути после окончания школы1. А именно: в случаях, когда школьники работают на производстве (а в некоторых случаях — в мастерских), оценивают свою работу как продуктивную, считают, что они помогают производству в выполнении плана, работают на станках и овладевают при этом специальностью, значительно большее количество учащихся, чем при другой организации занятий по труду, хотят после окончания школы работать на производстве.

43

**
*

Анализ ответов школьников на вопрос: «Хорошо ли тебя школа готовит к жизни и что ты предлагаешь, чтобы улучшить эту подготовку?» показал наличие двух групп классов: в V—VII классах положительно оценивают получаемую в школе подготовку 71—81,3% учащихся; в VIII—IX классах таких школьников меньше: 57— 59,2% (см. табл. 7).

Таблица 7

Оценка учащимися подготовки, которую дает им школа

(количество ответов каждой категории дается в %)

Категории ответов учащихся

Классы

V VI VII VIII IX
Считают подготовку хорошей 71,8 81,3 71,0 59,2 57,0
Считают подготовку недостаточной 4,3 7,3 11,8 19,3 19,1
Считают подготовку плохой 2,6 2,9 6,9 13,7 9,1
Ответили, что в настоящее время они этого еще „не знают“ 8,4 0,5 5,1 1,1 6,1
Не ответили на вопрос 12,9 8,0 6,0 6,7 8,7

В V—VI классах очень мало детей, которые в той или иной степени недовольны подготовкой к жизни, которую дает им школа. В VIII—IX классах таких учащихся около одной трети. Рост критического отношения школьников к даваемой им в школе подготовке, по-видимому, свидетельствует об изменении с возрастом требований учащихся к тому, как школа должна готовить к жизни, а тем самым указывает на наличие некоторых недостатков в подготовке старшеклассников.

44

Наш материал не позволяет достаточно полно ответить на вопрос, чем же именно довольны учащиеся и какие недостатки они видят в подготовке к жизни, которую дает им школа.

Полученные нами данные позволяют только высказать некоторые предположения относительно тех тенденций, которые здесь имеют место1.

Прежде всего следует отметить, что учащиеся чаще разъясняют, в чем они видят недостатки той подготовки, которую дает им школа, чем обосновывают положительную оценку этой подготовки. Объяснений первого рода — 59,1%, а второго рода — 40,9%. На недостаточность теоретической подготовки указывают только учащиеся VIII и IX классов (18% всех критических замечаний), причем в половине сочинений прямо говорится, что подготовка недостаточна именно для поступления в высшие учебные заведения.

Большинство учащихся отмечает недостаточность практической подготовки (56% всех критических замечаний). С возрастом количество замечаний такого рода увеличивается. В основном школьники пишут о том, что на занятия в мастерских и на производственную практику отведено мало времени, что они не получают действительно серьезной практической подготовки и, работая на производстве или в школьных мастерских, не овладевают специальностью: некоторые школьники добавляют при этом: «специальностью, которая бы мне нравилась». Часть школьников, работающих в мастерских, видит недостаточность подготовки в отсутствии производственной практики, а девочки старших классов — в отсутствии домоводства.

Когда учащиеся оценивали подготовку к жизни, которую им дает школа, то 22,8% из них высказывали предложения к улучшению как практической, так и теоретической подготовки.

45

С возрастом количество учащихся, вносящих такие предложения, увеличивается. Приводим соответствующие данные1 (см. табл. 8).

Таблица 8

Класс V VI VII VIII IX
Количество предложений (в %) 3,8 20,8 29,3 39,6 45,6

Конкретные предложения школьников мы разбили на две категории: 1) предложения по улучшению теоретической подготовки. Таких предложений оказалось 2% (11 предложений); 2) предложения по улучшению практической подготовки. Такого рода предложений оказалось 98% (524 предложения).

Материал по классам мы представляем более детально, выделяя во второй категории предложений отдельные моменты, на которые указывают школьники (табл. 9)2.

Данные таблицы показывают, что учащиеся (девочки) всех классов вносят довольно много предложений об увеличении времени на домоводство, а в старших классах имеется много пожеланий о его введении.

С возрастом увеличивается количество предложений, касающихся введения производственной практики и увеличения времени на нее, а также создания условий для овладения специальностью и подготовки к выбору профессии.

46

Таблица 9

Предложения учащихся V—IX классов к улучшению подготовки, которую
дает им школа (в %)

Категории ответов учащихся

Классы

V VI VII VIII IX
I. Предложения по улучшению теоретической подготовки 0,9 6,3 1,5
II. Предложения по улучшению практической подготовки:          
1. Общие предложения, а также предложения об увеличении времени и улучшении организации занятий по труду 78,3 45,7 40,0 15,7 31,8
2. Предложения о введении производственной практики или увеличении времени на нее 4,3 15,9 19,1 22,1 30,3
3. Предложения об увеличении времени на домоводство (V—VII классы) или его введении (VIII—IX классы) 17,4 36,2 34,8 48,0 16,7
4. Предложения, касающиеся получения специальности и подготовки к выбору профессии 2,2 5,2 7,9 19,7

47

Таким образом, можно сказать, что большинство предложений учащихся к улучшению их подготовки к жизни идет по линии улучшения именно практической подготовки: увеличения времени на занятия по труду (в мастерских и на производстве), более широкого введения производственной практики и домоводства, подготовки к выбору профессий и возможности получить специальность во время работы на производстве и в школьных мастерских.

Наконец, остановимся еще на одном вопросе, а именно: существует ли зависимость между оценкой учащимися подготовки, которую дает им школа, и их отношением к занятиям по труду. Ответ на этот вопрос может быть получен из анализа этого соотношения по отдельным школам. Эти данные представлены в табл. 10.

Таблица 10

Зависимость между отношением учащихся к занятиям
по труду и их оценкой той подготовки к жизни,
которую дает им школа

(количество ответов каждой категории дается в %)

Категории ответов учащихся

Школы

1 2 3 4 5 6 7 8
Занятия по труду нравятся 84,3 88,4 92,0 80,3 93,0 85,0 68,5 93,0
Подготовку считают хорошей 78,5 72,6 80,0 56,2 80,5 56,5 44,5 82,8

В трех обследованных нами школах (3, 5 и 8) наибольшее количество учащихся, по сравнению с другими школами, считают, что школа их хорошо готовит к жизни (соответственно 80%, 80,5% и 82,8% школьников). Именно в этих школах мы имеем наиболее высокий процент учащихся, которым занятия по труду нравятся (92%, 93%, 95% школьников).

С другой стороны, в одной из школ (7), только 44,5% детей положительно оценивают ту подготовку к жизни,

48

которую дает им школа. В той же школе наименьшему количеству учащихся, по сравнению с другими школами, нравятся занятия по труду (68,5%).

Эти данные свидетельствуют о том, что оценка учащимися подготовки к жизни, которую дает им школа, по-видимому, относится главным образом к их трудовой подготовке в школе и связана с их отношением к занятиям по труду. В школах, где большее количество учащихся довольны даваемой им подготовкой в школе, большему числу детей нравятся эти занятия. И наоборот, в тех школах, где имеется больше детей, неудовлетворенных получаемой ими в школе подготовкой к жизни, мы видим больше школьников, которых не удовлетворяют занятия по труду.

II

Существенно важным является выяснение вопроса, какова связь между отношением учащихся к занятиям по труду и организацией этих занятий. Выяснение этого вопроса позволит получить данные о том, какая организация занятий по труду дает больший и какая — меньший воспитательный эффект, поскольку формирование положительного отношения к труду является важнейшей воспитательной задачей, которую должны выполнять организуемые школой занятия учащихся по труду.

Поскольку в различных классах (от V до IX) обнаружились некоторые особенности зависимости отношения учащихся к занятиям по труду от различной их организации, материал будет излагаться по классам.

Пятые классы (596 человек). В тех классах, где мы собирали материал, все пятиклассники работали в школьных мастерских (столярной и слесарной). В одних классах и мальчики, и девочки работали в мастерских, в других — девочки работали в этих мастерских и занимались швейным мастерством, в третьих — девочки в столярной и слесарной мастерских не работали, а только обучались шитью. В двух школах пятиклассники работали еще на пришкольном участке.

В мастерских все учащиеся работали с различными столярными и слесарными инструментами, а часть школьников работала на станках.

49

На занятиях по кройке и шитью девочки учились делать швы, а также шили вещи различной сложности (платочки, салфетки и даже кофточки и халаты).

На пришкольном участке школьники занимались посадкой овощей, цветов и деревьев, прополкой, а также подсобными работами (копали землю, таскали воду и песок).

Обзор материала показал, что между отдельными пятыми классами оказались некоторые различия в использовании результатов труда учащихся. В одних классах (назовем их I группой) сделанные учащимися вещи (подставки для цветов, ящики, вешалки, указки и пр.) использовались в школе. В других классах (II группа) одна часть вещей использовалась в школе, другая (штакетник, зубила, молотки, совки и пр.) поступала в торгующие организации, а на полученные деньги школа покупала оборудование для школьных кабинетов, спортинвентарь, музыкальные инструменты и пр. На пришкольном участке работали учащиеся именно тех классов, которые мы отнесли в I и II группы; их труд также приносил пользу.

Следовательно, в этих группах учащиеся видели общественную полезность своего труда.

В некоторых классах, которые мы выделили в III группу, учащиеся отдавали учителю сделанные ими вещи (части табуреток, стульев, гаечные ключи, отвертки и др.), и большинство из них либо не знали, что произошло с этими вещами, либо прямо указывали на то, что вещи не используются, а вероятно, где-нибудь «валяются». Из 140 учащихся тех классов, которые мы отнесли в III группу, об этом написали 46% детей; 26% школьников написали, что сделанные ими вещи идут на выставку, 11% детей на вопрос не ответили и только 17% школьников указали на то, что результаты их труда используются, причем об этом написали и некоторые девочки, которые делали платки и салфетки для себя.

На пришкольном участке учащиеся этих классов не работали.

В связи с этим возникает вопрос, влияет ли на отношение учащихся к занятиям по труду (и труду как учебному предмету) различная степень общественной полезности их труда и знание детьми того, как используются продукты этого труда.

50

Данные табл. 11 показывают, что почти всем пятиклассникам занятия по труду нравятся, однако в классах, где сделанные учащимися вещи находят более широкое общественное применение, большее количество детей называют труд в числе своих самых любимых предметов.

Наш материал не обнаружил влияния различной организации труда пятиклассников на выбор ими дальнейшего пути после окончания школы. Подавляющее, причем приблизительно одинаковое во всех группах, количество учащихся выражают желание учиться дальше. Количество детей, которые хотят после школы работать или одновременно работать и учиться, в разных группах приблизительно одно и то же.

Вне зависимости от того, как организован труд учащихся, многим пятиклассникам нравится самое выполнение трудовых операций (по обработке металла и дерева) (см. табл. 12). Однако такая важнейшая сторона отношения учащихся к труду, как удовлетворение от сознания того, что их труд является общественно полезным, лучше формируется в совершенно определенных условиях: когда труд учащихся объективно является общественно

Таблица 11

Зависимость отношения учащихся к занятиям по труду
от различной организации этих занятий в пятых классах

(количество ответов каждой категории дается в %)

Группы

Особенности организации труда учащихся

Категории ответов учащихся

занятия нравятся называют труд в числе наиболее любимых предметов
I (74 чел.) Сделанные вещи используются в школе 99,0 30,0
II (382 чел.) Сделанные вещи идут на продажу и используются в школе 94,0 34,6
III (140 чел.) Около половины сделанных вещей не используется 93,5 15,0

51

полезным, и они не только знают, но и видят, как используются вещи, которые они сделали. Именно в I группе классов, т. е. в тех классах, в которых сделанные учащимися на уроках труда вещи использовались в школе и дети видели, что результаты их труда приносят пользу, в 44% их ответов указывается на то, что в занятиях по труду им нравится то, что они приносят пользу школе.

Таблица 12

Высказывания пятиклассников о том, что им нравится
в занятиях по труду
(в %)

Категории ответов учащихся

Группы классов

I II III
Нравится выполнение отдельных операций или работа на станке 10,6 24,2 33,7
Нравится общественная полезность труда 44,0 5,6 9,9
Нравится, что приобретают полезные умения, навыки, знания 7,6 12,1 13,9
Общие ответы (нравится работа в мастерских, на участке и т. п.) 37,8 58,1 42,5

Таким образом, на основе анализа нашего материала можно сказать, что различия в организации труда пятиклассников не оказывают существенного влияния на их общее положительное отношение к занятиям. Однако наиболее эффективной в воспитательном отношении является такая организация занятий пятиклассников по труду, при которой они не только знают, но и видят общественную полезность результатов своего труда. При этих условиях им не только нравятся занятия по труду, но и значительно увеличивается количество учащихся, которые называют труд в числе самых любимых предметов. Кроме того, при этих условиях у учащихся воспитывается такая важнейшая сторона правильного отношения к труду, как переживание удовлетворения от сознания общественной полезности своего труда.

52

Шестые классы (620 человек). В шестых классах, как показывает наш материал, практикуются несколько более разнообразные формы организации занятий учащихся по труду, чем в пятых классах. Поэтому пришлось разбить шестые классы на несколько групп1.

В I группу были выделены два класса (61 человек), в которых учащиеся работали и в школьных мастерских, и на производстве (причем один класс только начал работать на производстве); 89% учащихся этих классов написали о том, что их труд помогает заводу в выполнении производственного плана. Во II, III и IV группы мы отнесли классы, работающие только в школьных мастерских. Различия между этими группами были такими же, как между группами в пятых классах, т. е. эти группы различались по характеру использования сделанных учащимися вещей и в связи с этим по тому, как осознается школьниками общественная полезность их труда. Во II группу (253 человека) мы отнесли классы, в которых на занятиях по труду учащиеся делали вещи для школы и большинство школьников (от 75 до 100%) указывали на полезность их труда.

III группа (154 человека) состояла из классов, в которых учащиеся делали вещи либо только для торгующих организаций, либо частично для них, а частично для школы, и, по отзывам большинства учащихся, сделанные ими вещи использовались.

Несколько классов мы объединили в IV группу (107 человек). В этих классах около 30% учащихся прямо указывали на то, что сделанные ими вещи не используются, а 60% школьников написали о том, что они делают их для выставки. Таким образом, оказалось, что в этих классах вещи, сделанные учащимися на занятиях по труду, практически не использовались и не приобретали в глазах учащихся общественного значения.

Результаты обработки материала в указанных направлениях представлены на графиках (см. рис. 1, 2, 3).

Первое, что необходимо отметить, это наличие наиболее высоких показателей почти по всем вопросам при

53

Рис. 1. Отношение шестиклассников к занятиям по труду

Рис. 2. Планы шестиклассников, касающиеся выбора ими пути после окончания школы

54

условии, когда учащиеся работают не только в мастерских, но и на производстве. Это прежде всего выражается в том, что всем без исключения (100%) учащимся занятия по труду нравятся; половина школьников (49,2%) называет труд одним из самых любимых предметов. В этих классах нет ни одного школьника, который был бы недоволен той подготовкой к жизни, которую ему дает школа. И, наконец, половина учащихся (50,8%) выражают желание после окончания школы работать, а треть (31,2%) — учиться.

Рис. 3. Оценка шестиклассниками той подготовки к жизни, которую им дает школа

Остановимся более подробно на анализе организации занятий учащихся по труду в одном из классов этой первой группы, в котором данные по отдельным вопросам даже выше средних данных по двум классам.

Учащиеся этого класса в слесарной мастерской работали на станках, занимались обработкой металла и делали различные вещи (зубила, ножницы, лопатки, совки). Все школьники указали на то, что сделанные ими вещи используются в школе.

На производстве учащиеся на станках не работали, а в основном участвовали в сборке отдельных узлов для велосипедов и мотоциклов, в выполнении некоторых

55

производственных процессов и операций (в штамповке, намагничивании деталей), а также выполняли мелкие операции (завертывали гайки, смазывали детали) и подсобные работы (упаковка и погрузка готовой продукции).

В работе учащихся на производстве важно отметить два момента: во-первых, многие из них в процессе работы знакомились с некоторыми важными этапами в изготовлении продукции и сами в большей или меньшей степени участвовали в ее изготовлении; во-вторых, многие учащиеся выполняли мелкие операции, а также подсобную работу, и эта работа им нравилась. Большинство учащихся этого класса написали, что их работа приносит заводу пользу и помогает выполнению плана. Следовательно, сами учащиеся осознавали свою работу на производстве (в том числе и подсобную) как общественно полезную и важную.

В этом классе абсолютно всем учащимся нравятся занятия по труду, причем около половины учащихся написали о том, что им нравится работать на станках и обрабатывать металл (в мастерской), а 26% детей прямо указали на то, что им нравится работа на заводе.

Очень многие учащиеся (60%) назвали труд одним из самых любимых предметов.

Большинство учащихся этого класса (60%) выразили желание после окончания школы работать, причем 43% школьников хотели работать на заводе, а некоторые — даже на том заводе, где они работают сейчас. Треть учащихся (37%) написала о том, что они хотят учиться.

За исключением шести человек, которые не ответили на вопрос, все остальные дети считали подготовку к жизни, которую дает им школа, хорошей. Пожелания учащихся к улучшению их подготовки в школе в основном шли по линии предложений увеличить время на занятия по труду в мастерских и на заводе. Такие пожелания высказали 55,5% школьников.

Мы полагаем, что все полученные по этому классу данные являются показателем хорошей организации труда учащихся на производстве и в мастерских и свидетельствуют о ее эффективности в воспитательном отношении.

Одна из важнейших задач, которая стоит перед школой, заключается в воспитании у учащихся интереса и

56

любви к производительному, общественно полезному труду, понимания того, что он должен занимать в жизни каждого человека существенное место. Работа учащихся в школьных мастерских и на производстве является важнейшим средством формирования у детей правильного отношения к труду. В связи с этим очень интересными и показательными являются данные по вопросу о том, что собираются делать учащиеся после окончания школы, поскольку в ответах детей на этот вопрос проявляется их отношение к производительному труду как к деятельности, которая займет в их будущей жизни то или иное место.

Описанная выше организация занятий по труду оказалась по шестым классам наиболее эффективной не только в рассмотренных выше, но и в этом отношении.

Мы полагаем, что это явилось следствием того, что в данном классе организация труда учащихся на производстве и в мастерских отвечала некоторым общим требованиям, а также возрастным стремлениям и интересам самих детей подросткового возраста: стремлению к взрослости и участию в общественно полезном труде взрослых, интересу к общественной жизни, производству и технике, стремлению сделать полезную вещь своими руками и приобрести новые полезные умения, навыки и знания.

Обобщая весь материал по этому классу, можно отметить следующие положительные моменты в организации труда учащихся.

1. Труд учащихся на производстве и в мастерских был общественно полезным.

2. Результаты труда учащихся (изготовление полезных вещей, характер работы на производстве) были такого рода, что дети сами видели полезность своего труда, т. е. для самих школьников их труд выступал как общественно полезный.

3. Было найдено удачное сочетание особенностей работы учащихся на производстве и в школьных мастерских. На производстве школьники чувствовали общественную (в широком смысле) полезность своего труда, ощущали себя участниками производственного процесса, выполнения государственного плана и к тому же выполняли интересную для них работу. В мастерских они работали на станках, овладевали операциями по обработке

57

металла, приобретали новые умения и навыки и делали полезные вещи своими руками. Как показывают все наши материалы, именно это является для учащихся одним из самых привлекательных моментов в занятиях по труду.

Перейдем к характеристике условий организации труда шестиклассников, работающих только в школьных мастерских.

Как показывают материалы, приведенные в графиках, различий между II и III группами классов (т. е. классов, где сделанные учащимися вещи использовались в школе, и классов, где они шли и на продажу) почти нет.

Как мы видели, в пятых классах в этом отношении также не было никаких существенных различий, поэтому мы не будем анализировать отдельно II и III группы шестых классов, а выделим те общие моменты в организации труда учащихся в школьных мастерских, при которых занятия нравятся почти всем учащимся класса (95—100%).

Это — овладение слесарным и столярным делом (в процессе работы на станках), швейным мастерством (а не только обучение отдельным швам), приобретение новых полезных умений и навыков в процессе изготовления общественно полезных вещей, которые потом используются по назначению (или школой или поступают в торгующие организации, а на деньги от их реализации школа приобретает вещи, нужные для учебного процесса или для детского коллектива). Неучет в работе с учащимися этого возраста какого-либо из перечисленных моментов приводит, как показывает наш материал, к уменьшению педагогической эффективности занятий учащихся по труду. Это видно на примере классов, объединенных в IV группу. IV группа отличалась от других тем, что значительная часть сделанных учащимися вещей вообще не использовалась (на что указало около 30% детей), а остальные вещи шли главным образом на выставку. Таким образом, делая объективно полезные вещи, многие учащиеся не видели общественной полезности своего труда. При этом никто из этих учащихся не написал, что он работает на станках. По-видимому, это также явилось причиной того, что некоторые показатели отношения к труду в этой группе классов несколько ниже, чем в других.

58

Седьмые классы (352 человека). Учащиеся всех седьмых классов (за исключением одного1) работали только в школьных мастерских.

В результате анализа особенностей организации занятий по труду в разных седьмых классах и сопоставления их с данными, характеризующими отношение учащихся к труду, нам не удалось обнаружить каких-либо новых фактов и зависимостей.

Материал, приведенный в табл. 13, подтверждает вывод, сделанный по отношению к учащимся V и VI классов о том, что даже если труд учащихся является объективно продуктивным (т. е. они делают полезные вещи), но сделанные ими вещи в значительной степени не используются и для школьников результаты их труда не выступают как общественно полезные, то в этом случае занятия по труду нравятся меньше, чем тогда, когда сами учащиеся считают свой труд общественно полезным.

Восьмые классы (270 человек). В первой части статьи уже было указано на тот факт, что начиная с VIII класса постепенно уменьшается количество учащихся, которым нравятся занятия по труду (см. табл. 3), и возрастает количество школьников, которые считают подготовку в школе недостаточной или плохой (см. табл. 7). Однако не все восьмые классы одинаковы в этом отношении. В одних классах занятия по труду нравятся всем учащимся, а в других — не нравятся половине школьников. Этот факт является существенным, и на анализе особенностей организации труда в этих различных классах мы остановимся более подробно.

Ниже мы даем краткие характеристики нескольких классов, в которых учащиеся по-разному относятся к занятиям по труду.

Класс (33 человека) работает на заводе. Учащиеся занимаются сборкой генераторов и отдельных узлов к ним; часть учащихся обрабатывает на станках различные детали. 90% состава класса считают, что их труд приносит пользу заводу, и объясняют это тем, что продукция,

59

в изготовлении которой они участвуют, идет во все концы нашей страны. За исключением шести человек, все остальные учащиеся считают, что они помогают заводу в выполнении производственного плана.

Таблица 13

Влияние различной организации занятий по труду
на отношение семиклассников к этим занятиям и к труду
как учебному предмету

(количество ответов каждой категории дается в %)

Группы классов

Особенности организации труда учащихся

Категории ответов учащихся

занятия нравятся называют труд одним из самых любимых предметов
I (86 чел.) Сделанные вещи используются в школе 94,1 31,4
II (164 чел.) Сделанные вещи идут на продажу и используются в школе 94,4 27,4
III (77 чел.) Значительная часть сделанных учащимися полезных вещей не используется 79,2 19,5

Большинству учащихся этого класса (85%) занятия по труду нравятся, причем треть детей (33%) написали о том, что в этих занятиях им больше всего нравится работать на станке.

Одним из самых любимых предметов труд называет четвертая часть школьников.

В этом классе большее, чем в других классах, количество учащихся говорят о желании после окончания школы работать (43%).

Больше половины (64%) учащихся довольны подготовкой к жизни, которую им дает школа. В целях улучшения подготовки 6 человек предлагают увеличить практику на заводе, 7 девочек — ввести занятия по кройке и шитью или домоводство.

60

В этом классе можно отметить следующие особенности в организации труда учащихся:

1) школьники, работая на производстве, участвуют в изготовлении основной продукции производства;

2) в сознании учащихся их труд выступает как общественно полезный, и они чувствуют себя участниками производства;

3) учащиеся не только изготовляют детали, но и участвуют в сборке готовой продукции, в связи с чем они видят результаты своего труда;

4) учащиеся работают на станках, а это является для школьников одним из самых привлекательных моментов в работе на производстве и в мастерских.

В двух других классах учащиеся работают в школьных мастерских, работают на станках и овладевают специальностью. Изготовленные ими вещи используются в школе (их товарищами и ими самими). В этих обоих классах всем учащимся нравятся занятия по труду, причем большинство из них указывает как на положительные на одни и те же моменты, а именно на то, что они работают на станках и приобретают специальность. Некоторые учащиеся указывают также на то, что в занятиях их привлекает общественная полезность их труда. В одном из сочинений очень точно выражено самое главное из того, что нравится учащимся этих классов в занятиях по труду: «Занятия мне нравятся потому, что получаешь профессию (токаря) и интересно, как под твоими руками детали становятся чистыми и красивыми, а главное — полезными делу».

В одном из этих классов почти половина учащихся (47%) называет труд любимым предметом, в другом — любимым предметом труд называли больше половины школьников (67%). В обоих классах подавляющее большинство школьников считает получаемую в школе подготовку — хорошей. Некоторые для улучшения подготовки предлагают увеличить время, которое отводится в школе на занятия по труду.

Для того чтобы отчетливее выяснить значение рассмотренных положительных условий в организации занятий учащихся по труду, необходимо проанализировать особенности организации труда учащихся и в тех классах, где занятия по труду не нравятся многим школьникам.

61

В одном из таких классов (40 человек) учащиеся работают и на заводе, и в школьной мастерской. В мастерской одна группа учащихся делает отвертки, ключи, гайки, другая группа — измерительные приборы и модели электрических и паровых машин, но учащиеся не знают, как используются и используются ли вообще продукты их труда. Только 27% учеников написали о том, что сделанные ими вещи используются в школе.

На заводе школьники работают в различных лабораториях и цехах. Большинство написало о том, что на заводе они либо ничего не делают, либо выполняют подсобную работу, стоят у станков и смотрят, как работает мастер (изредка им дают поработать на станке), большинство школьников считает, что их работа или совсем не приносит пользы заводу, или очень маленькую и что они не помогают заводу в выполнении производственного плана.

В этом классе занятия по труду не нравятся 58% школьников; 43% учащихся мотивируют свое отношение тем, что им не дают «настоящей работы», причем многие учащиеся (35%) выражают недовольство тем, что они не получают возможности работать на станках; часть школьников недовольна занятиями потому, что они не приносят им никакой пользы, что труд их однообразен и плохо организован.

Только один школьник из всего класса при перечислении самых любимых предметов назвал труд.

В этом классе только 15% школьников довольны подготовкой, которую им дает школа. Высказываемые учащимися пожелания к улучшению подготовки идут по трем линиям: трое мальчиков предлагают больше уделять внимания и времени труду на производстве; шесть человек — создать в школе условия, обеспечивающие поступление в вуз; четырнадцать девочек предлагают ввести домоводство, причем половина из них — заменить производственную практику домоводством.

В этом классе особенности организации занятий учащихся по труду следующие: вещи, сделанные учащимися в мастерских, используются очень мало; на производстве учащиеся либо совсем не участвуют в изготовлении продукции, либо участвуют очень мало. В основном они «пассивно учатся» или выполняют подсобную работу. Вследствие этого, во-первых, для сознания большинства

62

учащихся их труд не выступает как общественно полезный; во-вторых, учебная ценность этого труда очень незначительна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.112 с.)