Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные программы по исследованию изменений в арктике

Поиск

В течение 2006–2014 гг. произошло нормативное и практическое оформление арктической деятельности в качестве самостоятельного направления стратегического планирования и государственной политики циркумполярных стран. Принципиальным положением национальных стратегий освоения Арктики – как России, так и зарубежных государств, – является реализация геополитических интересов в макрорегионе с опорой на систему научных исследований и соответствующую инфраструктуру. Стратегии Дании, Исландии, Канады, Норвегии, США, Финляндии и Швеции едины в части манифестации национальной идентичности этих стран как арктических государств, они также близки в оценке глобального значения климатических изменений, происходящих в макрорегионе, потенциальной роли сосредоточенных в нём ресурсов для мировой экономики приверженности сотрудничеству в рамках Арктического совета (АС)

Общность таких вызовов, как уязвимость неразвитых инфраструктур и экосистем, изменения климата, высокие издержки при освоении ресурсов, низкая транспортная доступность и заселённость вкупе с недостаточными объёмами и системностью знаний определяют такие цели арктических стратегий, как интенсификация исследований по указанным направлениям, внедрение их результатов в основу экономической, социальной и региональной политики, а также развитие международного сотрудничества.

Цели арктической стратегии Дании, опубликованной в 2011 г., определяются наличием в составе страны Гренландской автономии и Фарерских островов, приморским положением титульной территории королевства, а также ориентацией на США, Канаду и Евросоюз как на ключевых внешних партнёров. Примечательно, что датская стратегия позиционирует арктические исследования как стимул для развития всего датского общества и экономики на период до 2020 г., поэтому в число задач научной деятельности в Арктике включаются интересы в сферах разграничения арктического шельфа, морского права, безопасности мореплавания и устойчивой внешней торговли, разработки ресурсов, сохранения среды обитания и биоразнообразия, контроля распространения и накопления загрязнителей, строительства в сложных гео- и климатических условиях, комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ), здоровья и социального благополучия населения.

Исландия (RANNÍS) осуществляет освоение и исследования в Арктике в формате, который лимитирован условиями географического и социально-экономического порядка. Детализация и анализ ключевых интересов и перспектив деятельности Исландии в Арктике в 2009 г. были представлены в докладе министра иностранных дел О. Скарфединссона. В январе 2011 г. правительство утвердило и опубликовало концепцию «Исландия 2020. Знание, устойчивость, благосостояние», провозгласившую, в числе прочего, курс на развитие страны как арктической нации на основе науки и инноваций. Собственно арктическая политика сформулирована в марте 2011 г. в положениях резолюции Альтинга, которая утверждает такие принципиальные направления, как взаимодействие в рамках АС, укрепление позиций страны как 3 приморского арктического государства, развитие мореплавания и совершенствование методик КУПЗ, решение вопроса об исключительной экономической зоне в Арктике, безопасность и стабильность в макрорегионе, в том числе на основе международного морского права, защита экосистем, поддержка коренных народов.

Арктическая стратегия Канады, провозглашённая в 2009 и 2010 гг., определяет страну как северную нацию, отмечая, что Север это базовая часть наследия и национальной идентичности. Канадская концепция выделяет ряд интегрированных стратегических приоритетов – реализация суверенных прав на Севере, включая обоснование прав на часть шельфа Северного Ледовитого океана (СЛО), социальное и экономическое развитие, природосбережение при разработке ресурсов и защита природного наследия, укрепление и распределение управления развитием приполярных территорий, повышение качества жизни на Севере, развитие и безопасность критических инфраструктур. Показательно, что предназначение и роль национальной науки рассматриваются канадской стратегией как инструменты реализации указанных приоритетов и соответствующих внешнеполитических задач. В ряд специальных целей включено также создание сети исследовательских баз мирового уровня и модернизация свыше 30 объектов научного назначения, в том числе в целях укрепления канадского присутствия в Арктике.

Норвегия осуществила запуск национальной политики в Арктике в 2006 г., а в 2009 провела её уточнение, при этом научные исследования и интеллектуальное присутствие неизменно позиционируются как краеугольный камень арктической доктрины, которая, в свою очередь, фактически стала стратегией общенационального развития и международной деятельности на долгосрочную перспективу.Целью программы NORRUSS является расширение, укрепление и обновление исследований в норвежской исследовательской среде по широкому кругу тем, связанных с Крайним Севером и Россией. Также цель состоит в том, чтобы программа внесла вклад в основанную на знаниях дискуссию о Крайнем Севере, Арктике и России в публичном пространстве, а также в группах пользователей в администрации и в политической среде.

межведомственный комитет по политике исследований Арктики (IARPC), учреждён законом ARPA 1984 г. – подразделение NSTC (с 2010 г.) в составе руководителей 16 федеральных ведомств, возглавляемое директором NSF, осуществляющее координацию, мониторинг и оценку наблюдений и исследований, проводимых государственными научно-исследовательскими структурами, а также разработку пятилетних планов научной деятельности США в Арктике; комиссия по арктическим исследованиям США (USArc), назначаемая президентом США из числа представителей научного сообщества, бизнеса и штата Аляска, создана в 1985 г. в соответствии с законом ARPA для реализации 5 главных функций: определение национальной политики, приоритетов и целей федеральных программ и планов изучения Арктики, подготовка рекомендаций в данной сфере для президента и парламента, содействие NSTC и NSF в реализации политики арктических исследований, поддержка IARPC при разработке арктических проектов национального уровня и подготовке 5-летних планов, взаимодействие с учреждениями циркумполярных стран и международными организациями;

Государственные приоритеты Финляндии в Арктике определяется Стратегией 2010 г., которая, в соответствии с решением правительства от 16.05.2012 в дальнейшем была пересмотрена. Если задачей первой было актуализация арктической политики как таковой и её утверждение как особого курса международного сотрудничества, то концепция, обновлённая в 2013 г., основана на комплексном подходе, определяющем приоритеты как внутринационального порядка, так и в сфере внешней политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.107 (0.008 с.)