Конец твоего мира. Откровенный разговор о природе просветления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конец твоего мира. Откровенный разговор о природе просветления



Конец твоего мира. Откровенный разговор о природе просветления

 

АДЬЯШАНТИ

 

 

Эта книга посвящается горам Сьерра в Калифорнии.

В разреженном воздухе высокогорья я нашел свой храм,свою обитель

 

 

Выражение благодарности

 

 

Я сердечно благодарен тебе, Тэми Саймон! Если бы ты не поддерживал и не вдохновлял меня, эта книга никогда не вышла бы в свет. Твои вера в успех и редакторское мастерство удивительны, их превосходит разве что твоя любовь к дхарме. Также я очень благодарен Келли Нотарас за скрупулезную и терпеливую редакторскую работу.

 

 

Предисловие издателя

 

Когда осенью 2004 года я впервые встретил Адьяшанти, я был поражен свежестью и самобытностью его учения о духовном пробуждении. И хотя он чтил определенных мастеров дзен, он говорил, что в том, что касается реализации, важно не полагаться на определенного учителя или метод, а опираться на свой непосредственный опыт и бесстрашно исследовать территорию собственной жизни. Он также называл мифом представление о том, что духовное пробуждение — редкое явление, доступное лишь немногим избранным, которые десятилетиями медитируют в пещерах или носят специальные одежды. Он говорил, что сам этот миф о редкости просветления может стать препятствием в нашем собственном процессе реализации, поскольку мы верим в ограничение, которое сами же и придумываем, хотя реально оно не существует.

Сейчас, оглядываясь назад, я считаю, что Адья (так его называют друзья и ученики) говорил с точки зрения человека, находящегося на гребне волны, волны, которая в наше время начинает опадать. Как отмечает сам Адья, все больше и больше людей разного происхождения, имеющих различный религиозный опыт, начинают описывать «духовное пробуждение» — осознание своей подлинной природы и единства всего существования — как наиболее важную трансформацию жизни. За последние несколько лет общее представление о возможностях человека, кажется, изменилось. Духовное пробуждение перестало быть привилегией немногочисленных практикующих. Внезапно оно стало доступно каждому.

Как издатель, на протяжении двух десятилетий пытающийся донести до широкой аудитории мудрость духовных учений, я, с одной стороны, очень рад этой новой волне интереса к просветлению, но в то же время немного опасаюсь возможной путаницы, неправильного понимания и искажений, которые часто сопутствуют идее реализации. Начать с того, что под самим термином «духовное пробуждение» нередко подразумеваются совершенно разные вещи. Мне кажется, далеко не все понимают не только то, что в результате этого процесса приобретается, но и то, что теряется (и это, пожалуй, более важно). И еще, по мере того как тема духовного пробуждения становится все более и более популярной, я вижу, что многие люди эгоистично рассуждают о собственном просветлении — для них это означает, что они в чем-то лучше других людей, что они «более пробужденные». Но больше всего меня беспокоит то, что очень многие отрицают в самих себе гнев, депрессию, наличие семейных проблем, потому что все это противоречит их представлениям о пробуждении.

 

Чуть больше года тому назад, разговаривая с Адьяшанти по телефону, я жаловался ему на это явление и говорил, что встречаю очень многих людей, которые неправильно понимают духовное пробуждение и, называя себя просветленными, на самом деле просто отстраняются от непосредственного опыта. Он сказал, что как раз сейчас читает лекции на эту тему — о заблуждениях, иллюзиях и ловушках, с которыми человек может столкнуться, пережив первый опыт духовного пробуждения. Я сразу же предложил ему подготовить цикл лекций на эту тему, чтобы наше издательство могло опубликовать их. Он согласился, и в результате появилась эта книга...

Как говорит Адья, для людей, которые пережили первый опыт духовного пробуждения и хотят понять, как этот процесс может разворачиваться дальше, существует очень мало источников, к которым они могли бы обратиться. Так пусть же эта книга послужит им полезным руководством и поможет продолжить это потрясающее приключение.

 

Тэми Саймон, издатель, Sounds True

июнь 2008, Боулдер, Колорадо

 

 

Глава 1

Начало пробуждения

 

 

Самораскрытие, о котором я говорю, традиционно называют духовным пробуждением, поскольку человек пробуждается ото сна разделения, порожденного эгоистическим умом. Мы осознаем — часто совершенно внезапно, — что наше самоощущение, сформированное и состоящее из наших идей, убеждений и представлений, не соответствует тому, кто мы есть на самом деле. Оно нас не определяет, оно лишено центра. Эго существует как череда сменяющихся мыслей, убеждений, действий и реакций, но само по себе оно не имеет индивидуального существования. В конечном итоге, все наши представления о самих себе и о мире являются не чем иным, как противодействием реальному положению вещей. То, что мы называем эго, — это всего лишь механизм, который наш ум использует для сопротивления жизни такой, какая она есть. Поэтому эго скорее представляет собой не предмет, а действие — сопротивление тому, что есть: отталкивание чего-то и притягивание к чему-то. Эта движущая сила, удерживающая или отвергающая, и есть то, что составляет ощущение «Я», отделенного от окружающего мира.

Однако с началом пробуждения весь этот мир начинает рушиться. Когда мы теряем ощущение своего «Я», исчезает и весь мир, который мы знали до этого. В такой момент — будь это всего лишь проблеск или более продолжительное переживание — мы вдруг с необыкновенной ясностью осознаем, что то, чем мы являемся на самом деле, вовсе не ограничивается маленьким «Я», которым мы себя считали раньше.

О пробуждении к истине или к реальности очень трудно говорить, потому что это опыт, находящийся за пределом слов. Тем не менее, некоторые ориентиры могут быть полезны. Вот самое простое, что можно сказать об опыте пробуждения: происходит изменение восприятия человека. В этом суть пробуждения. Человек перестает воспринимать себя как отдельную индивидуальность и начинает ощущать себя — если после такого изменения восприятия вообще можно говорить о каком-то ощущении «Я» — как нечто гораздо более универсальное, как все и вся одновременно.

В таком изменении восприятия нет ничего революционного. Это подобно тому, как если вы утром смотрите в зеркало и осознаете, что видите в нем себя. Это не мистический опыт, а самое простое переживание. Когда вы смотритесь в зеркало, у вас возникает осознание: «О, так это же я». Когда происходит изменение восприятия, называемое пробуждением, то все, с чем соприкасаются наши чувства, мы воспринимаем как самих себя. С чем бы мы ни сталкивались, у нас возникает ощущение: «О, так это же я». Мы не воспринимаем себя с позиций эго, не воспринимаем себя как некое отдельное существо. Скорее, это переживание Единого или Духа, осознающего самого себя.

Духовное пробуждение — это вспоминание. Мы никем не становимся, не трансформируем, не изменяем себя. Мы просто вспоминаем, кто мы есть на самом деле — как будто мы когда-то знали это, но просто забыли. Такое вспоминание, если оно подлинное, не воспринимается как нечто личное. Такого явления как «личное» пробуждение вообще не существует, потому что «личное» подразумевает разделение. «Личное» подразумевало бы, что это «Я», эго пробуждается или становится просветленным.

В подлинном пробуждении присутствует ясное осознание того, что пробуждение не имеет никакого отношения к личности. Это вселенский Дух или вселенское сознание пробуждается и начинает осознавать себя. Скорее, это не «Я» пробуждается, а мы пробуждаемся ото сна «Я». Мы, какие мы есть в действительности, пробуждаемся ото сна ищущего. Мы пробуждаемся ото сна поиска.

Проблема с определением того, что такое «пробуждение», состоит в том, что ум, услышав любое определение, создает новое представление, новую идею о том, что такое высшая истина или предельная реальность. А как только создаются такие представления, наше восприятие опять искажается. Поэтому единственный способ описать природу реальности — это сказать, что она не такая, какой мы ее считаем и какой нам ее описывали. На самом деле, мы не способны себе представить, чем мы являемся. Наша природа находится за пределами всяких представлений. Мы — это то, что наблюдает, сознание, наблюдающее за тем, как мы разыгрываем из себя отдельных существ. Наша подлинная природа постоянно участвует в каждом нашем переживании, она бдительна каждое мгновение, во всякий момент времени.

Пробуждаясь, мы обнаруживаем, что мы не вещь, не личность, вообще не отдельное существо. Мы — это то, что проявляется во всех вещах, во всех переживаниях, во всех личностях. Мы — это то, что своими грезами порождает целый мир. В духовном пробуждении нам открывается, что то, что невыразимо и неописуемо, и есть мы.

 

 

Глава 2

Медовый месяц пробуждения

 

Потеря ищущего обычно воспринимается как огромное облегчение. С этого момента начинается то, что я называю медовым месяцем пробуждения. Для меня, по крайней мере, исчезновение ищущего и прекращение поиска было подобно тому, как если бы с моих плеч сняли тяжелейший груз. Я ощущал это буквально физически. Я чувствовал себя так, будто освободился от груза — груза, о котором раньше даже не подозревал.

Практически все в момент пробуждения испытывают это — как только сознание пробуждается от сна разделения, наступает огромное облегчение. Вот почему некоторые начинают смеяться или плакать, проявлять какие-то другие сильные эмоциональные реакции — они испытывают облегчение, наконец-то очнувшись от состояния сна. Иногда я называю такой момент первым поцелуем. Пробуждение — это как ваш первый духовный поцелуй, ваше первое настоящее соприкосновение с реальностью, ваше первое знакомство с истиной в отношении того, кто вы и что собой представляете.

Этот медовый месяц может длиться день, неделю, шесть месяцев или два года. У всех бывает по-разному.

Главное, что характеризует данный период, это свободное течение — все течет, в вашем существе не возникает никакого сопротивления. Жизнь воспринимается как по-ток — все происходит как будто само собой. Вы на опыте познаете, что все совершается, а вы, как отдельное существо, ничего не совершаете.

В самом глубоком смысле, этот период можно охарактеризовать как опыт тотального и абсолютного несопротивления. При таком полном отсутствии сопротивления жизнь течет самым замечательным образом, как по волшебству. Все происходит тогда, когда должно произойти, решения принимаются как будто сами собой — все кажется ясным и очевидным. Это переживание Духа, нисколько не ограниченного и не искаженного иллюзиями, обусловленностями или противоречиями. Такое ощущение потока может длиться один момент, а может продолжаться и дольше. Некоторых людей так захватывает этот «медовый месяц», что на какое-то время они становятся практически недееспособными, пребывая в состоянии блаженства недели, месяцы и даже годы.

В древние времена люди, которые переживали такой опыт, уходили в специальные места, например, в монастыри — туда, где окружающие могли их понять. Им давали небольшую келью и оставляли в покое, пока происходил процесс. Они имели возможность переживать пробуждение в обстановке, где их понимали, считали нормальными и предоставляли необходимое пространство.

В современном обществе большинство людей, переживающих подобные процессы, не живет в монастырях и находится не в очень-то благоприятных для этого условиях. Человек в субботу может пережить необыкновенный опыт реализации, а в понедельник утром ему приходится опять идти на работу. Если его ум все еще погружен в блаженство, ему может быть очень трудно. Но именно это сейчас и происходит. Большинство современных людей не могут позволить себе такую роскошь, как «сидеть» в пещере несколько месяцев и ждать, пока все само собой утрясется. Такова сегодняшняя ситуация.

 

 

Глава 3

«Обрести и потерять»

 

 

Описывая путь от временного пробуждения к окончательному, в качестве метафорического образа я часто использую космический корабль. Для того чтобы космический корабль оторвался от поверхности Земли, прошел через все слои атмосферы, преодолевая силу гравитации, и, в конце концов, вышел в открытый космос, требуется огромное количество энергии, огромные затраты сил.

Если в космическом корабле достаточно топлива и ему удается достаточно отдалиться от Земли, он может, в конце концов, выйти за пределы гравитационного поля планеты. А как только он оказывается за пределами гравитационного поля Земли, Земля больше уже не способна притянуть его обратно.

Всю нашу эгоистическую структуру, то, что я называю состоянием сна, можно сравнить с Землей. Состояние сна обладает гравитационной силой, оно способно затягивать в себя сознание. Именно с этой гравитационной силой нам приходится иметь дело на протяжении всего духовного пути. Пробуждение — это освобождение от этой гравитационной силы. Сначала может произойти просто выход из состояния сна, пробуждение от иллюзорного восприятия разделения, от ощущения «Я». Но если мы пробудились, это еще не означает, что сознание преодолело гравитационное притяжение состояния сна. До тех пор, пока мы полностью не выйдем за пределы этого гравитационного поля, нас будет затягивать обратно, мы будем возвращаться к ощущению «Я» и восприятию разделения.

Я называю это явление «обрести и потерять». Иногда люди рассказывают об удивительных прозрениях истины, но уже на следующий день, через неделю, через месяц, через год, чувствуют, что утратили это переживание. Это подобно тому, как если бы космический корабль оторвался от земли, поднялся на несколько миль в атмосферу, а потом у него вдруг кончилось топливо — и вот его опять притягивает к Земле.

Метафора космического корабля очень хорошо описывает процесс пробуждения. Сам момент пробуждения — выход из состояния сна и осознание реальности — это не процесс. Он всегда случается спонтанно. Однако, как я уже говорил, растворение эго требует времени. Само пробуждение происходит мгновенно, но затем следует определенный процесс — процесс выхода за пределы гравитационного поля состояния сна.

 

 

«Я пробужден, но...»

 

Многие приходят ко мне и говорят: «Адья, я пробужден, но...» Как только я слышу это «но», как учитель я знаю, что в данный момент человек не пробужден. Возможно, в какой-то момент ему удалось выйти за рамки двойственности и постичь истину, но это еще не было окончательным пробуждением — в данный момент человек не пробужден.

Что касается пробуждения, значение имеет только здесь и сейчас. То, что произошло вчера, на самом деле, имеет мало отношения к тому, что происходит сейчас. Вопрос стоит не так: «Пережил ли я пробуждение?» Вопрос следует ставить так: «Продолжается ли пробуждение сейчас?»

Когда кто-то приходит ко мне и говорит: «Адья, я пережил пробуждение», — первым делом я пытаюсь выяснить, в каком состоянии находится ум этого человека — в пробужденном или нет. Если человек говорит о «своем» пробуждении с позиции эго, «Я», то это лишь очередное заблуждение. Когда происходит подлинное пробуждение, человек знает, что пробудился не «он», не его «Я» — это пробужденность пробудилась от «Я», Дух пробудился от отождествления с эго.

Пробуждается не эго, пробуждается не «Я». Мы не эго, мы не «Я». Мы — это то, что видит эго и видит «Я». Мы — это то, что видит мир. И в то же время мы — весь этот мир, если смотреть с точки зрения истины.

Поэтому как учителя меня в первую очередь интересует, не говорит ли человек о пробуждении с точки зрения эго. Не думает ли он, что пробудилось его «Я»? В обычной речи мы всегда употребляем слово «Я», поэтому вполне нормально его использовать. Тем не менее, как учитель я первым делом стараюсь прояснить — и каждый должен это первым делом для себя прояснить — что пробуждается не

«Я». Пробуждается пробужденность — от «Я».

Или, как я еще люблю говорить: просветление становится просветленным. Просветленным становится не «Я». Просветленным становится не человек, не личность. Просветленным становится просветление. Это трудно понять, пока не испытаешь на собственном опыте, но так со всей духовностью. Во всем необходимо удостовериться самому.

Явление «обрести и потерять» объясняется тем, что происходит борьба между нашей подлинной природой и воображаемым «Я». Это значит, что наше сознание еще не вышло за пределы гравитационного поля состояния сна, эго, и поэтому мы колеблемся между своей подлинной природой и ложным образом «Я» — туда и обратно, туда и обратно.

Это выводит человека из равновесия, он чувствует своего рода раздвоение. Он заглянул в самую глубину природы вещей, увидел реальность, а потом опять оказался в состоянии сна. Какая-то его часть знает истину, знает, что структура эго не имеет реального существования. Какая-то его часть знает, что все, во что верит его ум, все построения ума — это сон ума и тела. Но влияние гравитационного поля состояния сна все еще сильно. Хотя он знает истину о своем существе, он все еще верит в эго. Хотя он знает, что мышление недостоверно и не несет никакой истины, он может продолжать ему верить.

До пробуждения мы либо верим в какую-то мысль, либо не верим — одно из двух. Но после проблеска пробуждения все меняется. Мы можем верить в какую-то мысль, и в то же время в нее не верить, или можем делать что-то такое, что не соответствует тому видению всеобщего единства, неразделенности, которое нам открылось — как будто какие-то непонятные внутренние силы заставляют нас поступать определенным образом, хотя мы знаем, что это неправильно.

Таких примеров можно привести множество. Если вам это знакомо, могу только сказать, что это явление очень распространенное. Конечно, оно вызывает замешательство — у вас возникает такое ощущение, что вы совершили огромный скачок назад, деградировали. Как можно верить и не верить в одну и ту же мысль одновременно? Как можно в разговоре с другим человеком высказывать такие вещи, которые исходят из эго, в то время как вы знаете, что они исходят из эго? Это может очень сильно огорчать и озадачивать.

На этом этапе многие люди начинают думать, что они совершили какую-то ошибку и что-то пошло не так. Однако никакой ошибки тут нет, все идет так, как должно идти, — это важно понимать. Просто это следующая стадия пробуждения — процесс продолжается. Как я уже говорил, редко случается, чтобы первый опыт пробуждения сразу приводил к окончательному пробуждению. Такое бывает, но далеко не так часто, как другой вид пробуждения, когда человек проходит через стадию сомнений и колебаний.

Некоторые учителя говорят, что если пробуждение неустойчиво, это не подлинное пробуждение. Я с ними не согласен по тем причинам, которые я уже объяснял. Если мы увидели истину, мы увидели истину. Увидели мы ее на две секунды или на две тысячи лет — истина одна и та же.

 

 

Сила обусловленности

 

Но почему же пробуждение бывает неустойчивым? Главным образом, это связано с нашей обусловленностью. Некоторые наши части настолько обусловлены, что даже пробуждение поначалу не может их затронуть. А значит, мы не освобождаемся полностью.

Обусловленность еще называют кармой. «Карма» — восточное слово, и если не вдаваться в тонкости эзотерического смысла, оно означает «причина и следствие». По существу, это наша обусловленность, накопленный жизненный опыт — все, что нам нравится или не нравится, определяется нашим прошлым опытом.

Обусловленность в основном складывается из того, в какой семье мы воспитывались, какую жизнь вели, в каких ситуациях оказывались, какой у нас был жизненный опыт. Родители и общество обусловливают наши ум и тело посредством своих взглядов, убеждений, нравственных норм и правил. Они приучают нас любить одно и не любить другое, желать одних ситуаций и избегать других, стремиться к славе или к богатству, к деньгам, духовности или любви.

Все это — наша обусловленность. Это немного похоже на компьютерную программу. Когда вы загружаете в компьютер какую-то программу, вы «обусловливаете» компьютер, и он начинает вести себя определенным образом. То же самое с человеческой обусловленностью: жизненные обстоятельства, условия воспитания и все остальное обусловливают или программируют человека, так что он ведет себя определенным образом.

Вы, наверное, замечали, что когда вы с кем-то сближаетесь, хорошо узнаете какого-то человека — становитесь близкими друзьями, любовниками или супругами — вы также узнаете его обусловленность. Благодаря этому вы можете с большой точностью предсказать, как он поведет себя в тех или иных обстоятельствах — что он захочет, чего не захочет, чего постарается избежать, к чему будет стремиться. Когда мы узнаем обусловленности друг друга, наше поведение становится предсказуемым.

У большинства людей все их самовосприятие, их образ «Я», основывается на их обусловленности. Все, что они знают о себе, им сказали, их так научили, обусловили. Вы считаете себя хорошим или плохим, достойным или недостойным, привлекательным или непривлекательным — все это обусловленности, которые создают ложный образ «Я».

Точно так же обусловлено наше видение мира. Нас научили видеть мир определенным образом. Некоторые считают мир прекрасным, другие думают, что он полон опасностей. Некоторые относятся ко всему довольно терпимо, другие более консервативны. Все это составляет часть обусловленности нашего ума и тела, все это составляет дуалистический взгляд на мир и на себя. Говоря об обусловленности, я имею в виду именно этот дуализм.

Однако в момент подлинного пробуждения Дух, сознание, освобождается от обусловленности — внезапно он пробуждается от своего обусловленного «Я» как ото сна. И только пробудившись от этого обусловленного, иллюзорного «Я», мы узнаем, какой это тяжелый груз.

В момент пробуждения и, возможно, какое-то время после него нам может казаться, что обусловленность больше никогда не вернется. Это один из признаков пробужденного состояния — уверенность в том, что мы больше никогда не отождествимся с обусловленным «Я». Нам трудно себе даже представить, чтобы мы когда-нибудь снова оказались в состоянии разделения. Состоянию пробужденности присуще такое ощущение окончательности.

И все же большинство людей, переживших пробуждение, в какой-то момент обнаруживают, что их обусловленность возвращается. Конечно, пробуждение гасит значительную часть обусловленности — оно буквально выдувает ее из нашей системы. Но вот какую часть оно гасит — это у всех бывает по-разному. Некоторые люди освобождаются от 10 процентов своей обусловленности, другие от 90, а у третьих может быть что-то среднее. Трудно сказать, почему пробуждение по-разному действует на обусловленность у разных людей. Я мог бы высказать некоторые предположения и пуститься в метафизические рассуждения, но, в конечном итоге, «почему» не так важно. В любом случае нам приходится иметь дело с тем, что есть. Очевидно, что у каждого человека свое кармическое наследие, каждый несет определенный кармический груз. И нет смысла сетовать на свой кармический груз, будь он тяжелее или легче, чем у кого-то другого — какой есть, такой есть. Наша способность пробудиться не так уж сильно зависит от кармического груза, но вот то, что начинает происходить сразу после момента пробуждения, может от него зависеть.

 

 

Правильный вопрос

 

Люди, у которых пробуждение неустойчиво, часто спрашивают меня: «Как оставаться в пробужденном состоянии?» Это неправильный вопрос. В том, что касается духовности, важно задавать правильные вопросы. Желание оставаться в пробужденном состоянии вполне понятно, но сам вопрос исходит из состояния сна. Дух никогда не спрашивает себя: «Как мне оставаться в самом себе?» Это было бы нелепо. Исходя из истинной природы вещей, это не имеет никакого смысла. Разумнее спросить себя, как вы лишаете себя просветления. За что вы все еще держитесь? Что сбивает вас с толку? Какие ситуации в жизни заставляют вас верить в то, что не истинно и что вовлекает вас в противоречия, страдания и разделение? Что именно обладает такой властью над вашим сознанием, что вновь затягивает его в гравитационное поле состояния сна? Нужно спрашивать не «Как оставаться в пробужденном состоянии?», а «Как я лишаю себя просветления? Как именно я снова вовлекаю себя в иллюзии?»

На этот вопрос не существует однозначного ответа, нельзя назвать какую-то одну причину. У всех это происходит по-разному. Причины могут быть самые разные — бессознательные установки и убеждения, которые продолжают действовать, бессознательные конфликты, которые почему-то не затронул взрыв просветления, различные формы обусловленности.

На этом этапе важно установить с самим собой правильные отношения и начать исследовать причины, которые снова вводят вас в транс разделения. Нужно выявить конкретные структуры, конкретные мысли, конкретные убеждения, из-за которых вы опять погружаетесь в сон.

Развитие процесса после пробуждения не столь сильно зависит от специальных духовных практик. Большая часть наших обусловленностей проявляется и обнаруживается в сутолоке и суете жизни. Мы оказываемся в различных ситуациях, находимся в определенных отношениях с людьми, взаимодействуем с близкими, с друзьями, с детьми и со всеми остальными. Именно в этих зыбучих песках жизни духовность должна прокладывать себе путь. И здесь от нас требуется готовность принимать удары жизни и наблюдать при этом за собой — не уклоняемся ли мы, не начинаем ли осуждать и обвинять, не вступаем ли в пререкания, не переводим ли стрелки на других.

Мы должны осознать тот факт, что единственный человек, который заставляет нас страдать, который ввергает нас в иллюзии и разделение — единственный человек, который наделен такой силой, — это мы сами. Ничто во внешнем мире не способно вывести нас из пробужденного состояния. Ни один человек, ни одна ситуация не обладает такой властью, чтобы лишить нас пробужденного состояния.

Это одно из самых важных осознаний, к которому мы можем прийти. Все происходит внутри, все это мы делаем с собой сами — конечно, часто бессознательно.

Различие состоит в том, что если вы действительно пробудились, вы уже не будете воспринимать эти оставшиеся кармические обусловленности как нечто неотъемлемое,присущее вашему существу. До пробуждения мы воспринимаем свою обусловленность как нечто исключительно личное. Наша обусловленность нас определяет. Мы составляем свой образ «Я» из своей обусловленности, из ложного представления о себе, из своих убеждений, мнений, желаний и прочего. До пробуждения мы полностью погружены в состояние сна, и это состояние нас определяет. Но после того как случается пробуждение — если оно истинное, подлинное — мы осознаем, что даже если иллюзии продолжают владеть нами, они не имеют к нам непосредственного отношения, они нас не определяют.

И это дает нам большое преимущество. Гораздо легче работать с тем, что мы не воспринимаем как часть себя — это не так страшно. Когда из пробужденного состояния мы начинаем воспринимать свою собственную карму как нечто безличное — не имеющее отношения к какой-либо конкретной личности, конкретному телу, конкретному человеку — все становится гораздо проще. Мы начинаем понимать: то, что мы ощущаем и переживаем, — иллюзорно, это лишь результат неправильного понимания.

Это как если бы вы быстро ехали на машине по автостраде и внезапно сняли ногу с педали газа. Момент, когда вы сняли ногу с педали, можно сравнить с пробуждением.

«Боже мой, да ведь эта машина едет сама, это не я. То, что я еду в этой машине, меня никак не определяет. То, что я жму на газ, меня не определяет. Направление, в котором едет машина, меня не определяет. Местность, по которой она едет, меня не определяет. Все это не я, все это не имеет отношения к тому, что я собой представляю». Вот что мы начинаем понимать в момент пробуждения.

После пробуждения мы больше уже не подпитываем иллюзию разделения, мы перестаем снабжать ее энергией, топливом. Но даже когда вы перестаете жать на педаль газа, машина продолжает по инерции ехать. Карма продолжает действовать — в большинстве случаев она не «останавливается» мгновенно, однако она начинает постепенно «замедляться».

Но при этом иногда мы можем вновь придавать ей ускорение. Мы должны внимательно наблюдать и отслеживать, когда мы опять заскакиваем в машину и начинаем жать на педаль газа. Всякий раз, когда мы вновь отождествляемся с обусловленностью, с кармой, всякий раз, когда начинаем верить в какую-то мысль, мы вкладываем энергию в состояние сна — снова начинаем жать на газ.

Поэтому наша задача после пробуждения — учиться не нажимать на педаль газа и наблюдать, что побуждает нас на нее нажимать. И хотя в этом нет ничего личного — отождествление происходит совершенно спонтанно, оно происходит не с кем-то и не по чьей-то вине — мы все же должны исследовать, как это происходит.

И лучшим помощником в этом нам будет сама жизнь. Как я уже говорил, именно идя по жизни, духовность прокладывает себе дорогу. Жизнь может показать нам, от чего мы еще не освободились. Вступая в отношения с жизнью и с другими людьми, мы можем ясно увидеть, какие у нас еще остались привязанности. Если мы действительно искренни, мы не будем прикрываться своими воспоминаниями о пробужденном состоянии, своим осознанием абсолюта. Мы должны быть абсолютно открытыми, и мы не должны ни к чему привязываться и ни за что цепляться.

Я хочу сказать, что это вполне естественно, когда в один момент вы чувствуете, что пробудились, а в следующий момент вам кажется, что вы опять впали в состояние сна. Это нормально, когда вам кажется, что вы утратили осознание, которое переживали на протяжении последней недели, месяца или года. Самое главное — знать, что это естественное явление. Никакой ошибки здесь нет, просто все перешло на более глубокий уровень. Вся ваша система стала чище, и теперь вы способны яснее видеть себя и замечать, когда вы снова впадаете в разделенное состояние. Вы начинаете видеть то, чего раньше не осознавали. Раньше вами что-то двигало, но вы не понимали, что происходит. А теперь вам становятся понятны все скрытые механизмы. Это важная часть процесса, который начинается после пробуждения, — постепенно все выходит на сознательный уровень.

 

 

Глава 4

Глава 5. Полная открытость

 

Они не пытались что-то решить или прийти к каким-то выводам — они просто раскрывались. Так они проговорили с одиннадцати часов вечера до трех утра (из-за чего его рассказ был немного сбивчивым, как он объяснил).

В заключение он сказал, что это был самый необычный вечер в его жизни, вечер, когда он просто говорил правду. Не отстаивал правду, не отрицал правду, а просто рассказывал правду совершенно искренне, ничего не утаивая.

За годы работы с людьми я обнаружил, что большинство людей, даже те, кто пережил достаточно глубокий опыт пробуждения, боятся говорить правду, быть по-настоящему честными — не только с другими, но и с самими собой. В основе этого страха лежит то, что большинство людей интуитивно знают, что если они будут абсолютно правдивы, искренни и честны, они не смогут управлять другими.

Мы не сможем управлять другим человеком, если откроем ему всю правду. Мы можем управлять людьми только тогда, когда говорим полуправду, немного приглаживаем правду. Если мы расскажем всю правду, то все, что было у нас внутри, окажется снаружи. Ничто не останется скрытым. Многих людей перспектива такой открытости очень пугает. Они думают: «Боже мой, если бы кто-то мог заглянуть внутрь меня, если бы кто-то мог увидеть, что там происходит — все мои страхи, все мои сомнения, все мои мысли, всю правду обо мне — он бы ужаснулся».

Большинство людей пытаются защитить себя. Они многое держат внутри. Они не позволяют себе жить честно, правдиво и искренне, поскольку в таком случае они потеряли бы всякую власть, всякий контроль. Конечно, у них нет ни над кем и ни над чем власти, но, по крайней мере, есть такая иллюзия.

Рассказав о своем необычном опыте, мужчина заметил: «Честно говоря, мы не знаем, будем ли мы вместе». С тех пор прошло много лет, а они все еще вместе, но в тот момент они не знали, что с ними будет. Однако они были настолько честны, что смогли признаться даже в этом. Они осознавали, что, честно рассказав друг другу правду, открывшись друг перед другом, они положили начало новым отношениям, но они не пытались повлиять на результат.

В детстве многих из нас неоднократно ругали или наказывали за то, что мы говорили правду. Мы часто слышали: «Никогда так не говори», «Ты не должен так говорить»,

«Так нельзя говорить». В результате внутри нас глубоко укоренилось убеждение, что быть самим собой — плохо. Нас приучили к тому, что вовсе не всегда следует быть правдивыми и честными — иногда это неуместно. У большинства людей это запечатлелось не только в умах, но также в теле и на эмоциональном уровне — что если они будут честными, если они будут собой, случится что-то плохое: кому-то это может не понравиться, они не смогут контролировать свое окружение, если будут говорить правду.

Однако правдивость является одним из аспектов пробуждения. Это может быть не так очевидно, поскольку говорить правду кажется чем-то практическим, человеческим. Это не имеет отношения к запредельному, не имеет отношения к чистому сознанию. Но это имеет отношение к тому, как чистое сознание проявляет себя через человеческое существо недвойственным образом. Мы должны проявлять в жизни то, что мы осознали, и также мы должны научиться замечать и распознавать те силы внутри нас, которые мешают нам быть правдивыми в той или иной ситуации.

Почти каждый раз, когда я читал такие лекции, потом кто-нибудь подходил ко мне и говорил: «Помните, вы читали лекцию о правдивости, честности и тому подобных вещах?» «Да, конечно помню», — отвечал я. «Так вот, после лекции одна женщина подошла ко мне на автостоянке и решила во имя честности высказать все гадости, которые обо мне думает».

Ну, что тут можно сказать... Иногда я даже сомневаюсь, стоит ли читать лекции на эту тему, поскольку ее очень часто неправильно понимают.

Правдивость — это очень высокий уровень. Правда — не игрушка. Говорить свою внутреннюю правду — это не значит говорить то, что мы думаем, не значит высказывать свое мнение. Это не значит вываливать на кого-то весь мусор из своего ума. Все это наши иллюзии, заблуждения, проекции. Когда мы навязываем кому-то свои мнения и взгляды, это не правда. Правда — это не наши убеждения. Все это не правда — на самом деле, это наш способ скрыть правду.

Правда есть нечто гораздо более сокровенное. Когда мы говорим правду, это подобно исповеди. Я имею в виду не признание в грехах, а то, что мы полностью открываемся. Правда очень проста. Когда мы говорим правду, мы говорим из состояния полной незащищенности, полной открытости.

Чтобы всегда говорить правду, мы должны не только обнаружить те части нашего существа, которые боятся говорить правду, но также вскрыть все убеждения, которые внушают нам: «Нельзя этого говорить». На самом деле, у этих убеждений нет реального основания. Но знать это недостаточно — вы должны действительно увидеть это. Вы должны точно установить, во что вы верите, какие именно убеждения вовлекают вас в состояние двойственности, в состояние конфликта, заставляют что-то скрывать. Только тогда вы сможете говорить правду так, как я это объяснял.

 

 

Ключом является искренность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.075 с.)