Основные цели и задачи преддипломной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные цели и задачи преддипломной практики



Введение

Календарный график обучения студентов на 6 курсе существенно отличается от графиков предыдущих лет обучения. Шестой курс состоит из одного, одиннадцатого по порядку, семестра (26 недель обучения):

— на 1 неделе начинается преддипломная практика, которая продолжается 6 недель;

— на 7 неделе студенты сдают междисциплинарный государственный экзамен по специальности Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК);

— с 8 по 25 неделю, т. е. в течение 17 недель, студенты работают над дипломным проектом[1] — выпускной квалификационной работой [2] (ВКР) с написанием расчетно-пояснительной записки;

— защита студентами дипломного проекта перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК) проходит обычно на 26 неделе.

Обучение студентов в МИРЭА завершается 28 февраля.

Преддипломная практика, междисциплинарный государственный экзамен, написание и последующая защита ВКР — завершающие этапы обучения студента в вузе [1]. Данное пособие имеет цель помочь студентам в прохождении ими преддипломной практики, в выборе темы ВКР, составлении и оформлении задания, а также в его выполнении и оформлении ВКР.

В пособии даны методические указания по указанным видам обучения. Методические указания предназначены для студентов очной формы, обучающихся на кафедре «Проблемы управления» МИРЭА по направлению 220400 «Мехатроника и робототехника», включающему две специальности:

— «Мехатроника»;

— «Роботы и робототехнические системы».

Они могут быть использованы также студентами очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения при написании и оформлении ими выпускной квалификационной работы.

В подготовке материала по ГОСТам для учебного пособия принимала участие ассистент каф. «Проблемы управления» М.В. Ильина. За проделанную работу авторы выражают ей свою искреннюю благодарность.

Преддипломная практика

Дипломное проектирование

Задание на дипломное проектирование

Основным документом, которым должен руководствоваться студент в ходе работы над ВКР и который в значительной мере определяет ее содержание, является Задание на дипломное проектирование, поэтому к его составлению он должен отнестись наиболее ответственно.

Пример оформленного задания приведен в Приложении В. Оно содержит следующие основные разделы:

— тема дипломного проекта;

— исходные данные к проекту;

— перечень вопросов, подлежащих разработке в специальной части проекта;

— задание по организационно-экономической части проекта;

— задание по экологии и безопасности жизнедеятельности;

— перечень графических материалов;

— календарный график работы над дипломным проектом.

Задание в целом или его часть не могут быть изменены после утверждения задания приказом Ректора.

2.3.1 Тематика дипломных проектов. По результатам производственного обучения и с учетом интересов студентов, опыта и характера их практической деятельности за годы обучения, определяется академический или профессиональный профиль его выпускной квалификационной работы. При этом устанавливается связь темы ВКР или с проектно-конструкторской, или производственно-технологической, или научной, или организационно-управленческой видами деятельности (см. п. 2.1).

Ниже даны примеры тем дипломных проектов по специальности «Роботы и робототехнические системы»:

— разработка конструкции манипуляционного (транспортного) робота робототехнического комплекса;

— разработка и исследование математической модели робота (робототехнического комплекса, отдельных подсистем роботов);

— разработка и исследование привода робота;

— разработка и исследование системы приводов роботов (системы очувствления робота, системы управления роботом или робототехническим комплексом, …);

— разработка и исследование алгоритмов управления роботов на тактическом (стратегическом, приводном) уровне, их программная реализация;

— разработка алгоритмов управления роботом (-ми) с контуром адаптации (с использованием современных информационных технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта);

— разработка структурной и функциональной схем аппаратных средств систем управления роботов;

— разработка конструкции системы управления роботом (цифрового следящего привода СУ, других подсистем СУ роботом);

— моделирование роботов, робототехнических комплексов и элементов гибких производственных систем (ГПС);

— разработка лабораторного стенда для изучения принципов работы и функционирования цифрового следящего привода (системы технического зрения РТК, инерциальной системы ориентации мобильного робота и т. п.);

— разработка симуляторов лабораторного стенда, роботов, робототехнических комплексов и элементов ГПС.

К проектам по специальности могут относиться проекты, выполненные по теме, охватывающей как проблемы робототехники и информационных технологий, так и технологий обучения. Например, «Специализированная система дистанционного обучения (СДО) информационно-образовательной среды по направлению «Мехатроника и робототехника».

В число тем дипломных проектов, соответствующих квалификации инженера по специальности «Мехатроника», могут входить следующие:

— разработка и исследование математических моделей и (или) программного обеспечения основных подсистем мехатронной системы;

— разработка и исследование аппаратных средства основных подсистем мехатронной системы;

— разработка и исследование алгоритмов управления мехатронных систем (для различных уровней управления), их программная реализация;

— разработка подсистемы очувствления мехатронных систем и (или) их элементов, а также средств обработки информации от этих устройств;

— разработка алгоритма управления мехатронными системами с контуром адаптации;

— разработка и исследование принципов построения мехатронных систем и элементов различного назначения с использованием современных информационных технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта.

В случае производственной необходимости, по согласованию с заведующим кафедрой, тема может быть сформулирована как комплексная, а ее разработка может быть поручена группе студентов. В этом случае руководителю комплексного проекта следует четко определить задачи, который каждый из выпускников решает самостоятельно, и задачи, требующие их совместной работы.

В комплексной ВКР, посвященной, например, разработке, исследованию, выбору и обоснованию робота, должны решаться следующие основные задачи:

— определение размеров, формы рабочей зоны и кинематической схемы манипулятора (-ов);

— расчет характеристик и выбор типа робота (-ов);

— разработка циклограммы и определение законов движения звеньев манипулятора;

— разработка и исследование математической модели манипулятора (-ов);

— выбор привода (-ов) с использованием результатов энергетического расчета;

— построение функциональной схемы исполнительной системы робота (-ов);

— расчет и выбор элементов исполнительной системы;

— разработка и исследование математической модели робота (-ов);

— синтез систем управления исполнительными органами робота (-ов), проектирование управляющего программного обеспечения;

— исследование внешней среды и пространства состояния для определения роботу (-ам) манипуляционных задач;

— выбор и исследование датчиков и преобразующих устройств информационно-измерительной системы робота (-ов);

— алгоритмы первичной обработки сигналов датчиков и их реализация для решения задач управления робота (-в);

— разработка алгоритмов распознавания образов, принятие решений, планирование поведения и другие вопросы;

— выбор и обоснование каналов связи робота (-ов);

— разработка метода передачи и отображение информации в системе связи робота (-ов);

— расчет и проектирование устройств передачи и отображения информации;

— разработка алгоритмов и программ функционирования робота (-ов), например интерфейса оператора для эффективного использования основной системы;

— анализ точности работы исполнительной системы робота (-ов);

— анализ точности работы информационно-измерительной системы робота (-ов).

В случае комплексной темы ВКР для каждого из студентов указываются свои задачи (см. п. 2.3.3) и исходные данные для их решения (см. п. 2.3.2).

В заключение данного параграфа отметим, что тема и задания могут отличаться от заданий или тем, приведенных выше. Но главное, чтобы при выборе темы выпускник и руководитель учли следующие требования:

— тема должна быть актуальной и иметь практическую ценность для предприятия или кафедры, где выполняется работа;

— в ходе выполнения задания на дипломное проектирование студент должен имеет возможность подтвердить свою квалификацию в областях своей профессиональной деятельности (см. п. 2.1);

— желательно, чтобы тема дипломного проекта являлась продолжением экспериментальной или исследовательской работы, начатой за время производственного обучения на пятом курсе, и в то же время соответствовала характеру будущей работы студента;

— при проведении расчетов имоделирования задание по теме должно предусматривать использование современной вычислительной техники и инструментальных программных средств, а при разработке конструкции роботов и мехатронных узлов, аппаратных средств их систем управления — использование современных технологий проектирования и элементной базы.

2.3.2 Исходные данные к проекту. В этом пункте задания приводятся данные, конкретизирующие тему ВКР студента.

Например, студенту предложена тема дипломного проекта: «Разработка конструкции малогабаритного мобильного робота повышенной проходимости». В качестве исходных данных к проекту ему могут быть указаны: максимальные габаритные размеры мобильного робота и его вес; время и скорость его перемещения по горизонтальной поверхности; высота препятствий, которые он должен преодолевать; должен робот являться гусеничным или колесным, а также тип двигателей, используемых в его приводах.

В разделе 2 задания на дипломное проектирование (см. Приложение В) фактически указываются основные требования к объекту проектирования (размеры, вес устройства, его климатическое исполнение, типы использованных компонентов, …) или к используемым студентом методам решения поставленных задач (например, математический аппарат, который студент должен использовать при составлении модели исследуемого объекта). Здесь могут быть указаны и другие данные (ограничения, требования), которые студент обязан учесть в ходе дипломного проектирования.

Если какие-либо данные не указаны в Исходных данных к проекту, студент волен (возможно, по согласованию с консультантом) задаться ими самостоятельно, исходя из собственного опыты или из выполненного им анализа аналогов.

Если в ходе работы над дипломным проектом студент убеждается, что в силу каких-либо обстоятельств невозможно выполнение сформулированных в этом разделе требований, он должен проинформировать об этом своего руководителя, а затем в пояснительной записке обосновать причину невозможности выполнения заданных требований.

Например, применительно к приведенной выше теме дипломного проекта, в исходных данных к проекту может быть дополнительно оговорена емкость аккумуляторных батарей мобильного робота, которая не позволит (при соблюдении других требований: массы робота, скорости его движении и т. п.) ему передвигаться по пересеченной местности заданное время. В этом случае в пояснительной записке студент должен привести пример энергетического расчета, в ходе которого доказывается противоречивость исходных данных и определяется необходимая емкость батарей.

В том случае, если группе студентов сформулирована одна комплексная тема дипломного проекта, то тема проекта у всех одинакова, но содержание раздела «Исходные данные» и последующих разделов задания — у каждого из студентов свои.

Например, группа из трех студентов работает совместно над созданием учебного мобильного робота. При этом первый студент занимается разработкой кинематической схемы и конструкции робота, второй — аппаратными средствами системы управления, а третий — алгоритмическим и программным обеспечением системы управления. В разделе «Исходные данные» для первого студента будут перечислены требования к конструкции робота (габаритные размеры, вес, используемые материалы и т. п.), для второго — тип микроконтроллера системы управления и требования к ней, а для третьего — требования к алгоритмам управления роботом, используемому системному программному обеспечению и пр.

2.3.3. Перечень вопросов, подлежащих разработке в специальной части проекта. Содержание специальной части проекта существенно зависит от темы дипломного проекта и исходных данных к нему (см. пп. 2.3.1, 2.3.2).

Так, если тема дипломного проекта связана с разработкой аппаратных средств (например, контроллера цифрового следящего привода), то содержание этого раздела может быть следующим: «Введение. Обзор аппаратных средств и микроконтроллеров для цифровых следящих приводов. Постановка задачи. Структурная схема контроллера ЦСП. Функциональная схема контроллера ЦСП. Электрическая принципиальная схема контроллера ЦСП и ее расчет. Конструкция контроллера ЦСП. Экспериментальные исследования. Список используемой литературы. Заключение».

Если тема дипломного проекта связана с разработкой математической модели (например, модели управляемого движения малогабаритного мобильного робота), то перечень вопросов, подлежащих разработке в специальной части дипломного проекта, может быть следующим: «Введение. Обзор методов математического моделирования сложных механических систем. Анализ особенностей конструкции мобильного робота как объекта моделирования. Постановка задачи. Кинематическая схема мобильного робота, прямая и обратная задачи кинематики. Модель управляемого движения мобильного робота при его движении по прямолинейной траектории и по дуге окружности. Программная реализация управляемого движения. Сравнение результатов математического моделирования с результатами экспериментальных исследований мобильного робота. Список используемой литературы. Заключение».

Если дипломный проект посвящен разработке алгоритмического и программного обеспечения (например, микропроцессорной системы управления (МПСУ), реализующей контурное управление роботом), то содержанием раздела может быть следующее: «Введение. Обзор методов управления роботами и анализ задач контурного управления. Анализ ресурсов МПСУ и обоснование выбора системного программного обеспечения. Постановка задачи. Алгоритмы контурного управления роботом. Структурная схема программного обеспечения МПСУ. Руководство программиста. Руководство пользователя. Тест, результаты вычислительных экспериментов и теоретических исследований или имитационного моделирования. Список использованной литературы. Заключение».

Подчеркнем одно важное обстоятельство: вопросы, указанные в Перечне, должны быть рассмотрены студентом в ходе работы над ВКР в обязательном порядке. Студент может в пояснительной записке рассмотреть дополнительные вопросы, но не имеет права опустить рассмотрение ни одного из указанных в задании (иначе считается, что задание на дипломное проектирование полностью не выполнено, поэтому студент не может быть допущен к защите дипломного проекта).

2.3.4 Задание по организационно-экономической части проекта и задание по экологии и безопасности жизнедеятельности. Задания формулируются консультантами с соответствующих кафедр на основе Темы дипломного проекта, Исходных данных и Перечня вопросов, подлежащих разработке в специальной части дипломного проекта. Если Задание не учитывает особенностей темы дипломного проекта, то оно считается не адекватным требуемому Заданию. В этом случае оценка на защите проекта может быть снижена.

Содержание расчетно-пояснительной записки проекта

Требования к записке

Студент, исходя из выполняемого задания на дипломное проектирование и полученных им результатов, самостоятельно определяет структуру пояснительной записки, разбиение материала на главы и параграфы.

Приводимые ниже сведения к элементам структуры пояснительной записки (см. п. 2.4) носят рекомендательный характер. Принципиально важно лишь то, чтобы все вопросы, перечисленные в задании на дипломное проектирование, нашли свое отражение в тексте пояснительной записки, а сама записка, для облегчения поиска в ней информации, была бы четко структурирована.

Аннотация включает сведения об авторе, о названии темы, об объеме проекта (работы), данные о количестве чертежей, иллюстраций и таблиц в проекте, а также краткое изложение его содержания и основные выводы. Объем аннотации не превышает 0,5 страницы машинописного текста.

Во введении (ориентировочный объем 3–5 стр.) студент:

— приводит краткую характеристику современного состояния проблемы и обосновывает актуальность темы дипломного проекта;

— определяет методы решения поставленных задач;

— формулирует цель дипломного проекта и основные решаемые в нем задачи.

Основная часть РПЗ, имеющая объем до 110 стр., включает материалы, отражающие выполнение студентом заданий:

— по специальной части дипломного проекта;

— по организационно-экономической части задания;

— по экологии и безопасности жизнедеятельности.

Наибольший объем обычно имеет специальная часть. Ее аналитическую, расчетную, конструкторскую, экспериментальную, проектную часть необходимо представить конкретным содержанием. Специальная часть может состоять из нескольких глав объемом по 10–20 стр. Каждая глава должна заканчиваться выводами, в которых кратко должны быть перечислены основные результаты исследований, описанных в соответствующей главе. Кроме этого должны быть сформулированы задачи последующей главы.

Глава 1 носит постановочный характер. Здесь студент должен привести материалы, отражающие выполненные им:

— анализ объекта разработки и его сравнение с существующими объектами аналогичного назначения с целью:

а) обоснования актуальности темы дипломного проекта,

б) уточнения (дополнения) требований к разрабатываемому объекту,

в) составления конкретного перечня задач, которые студент будет решать в ходе написания диплома;

— анализ научно-технической литературы (обязательны ссылки на использованные студентом книги, сборники статей, периодические издания, ГОСТы, техническую документацию фирм-производителей, патенты, авторские свидетельства и т. д.) с целью обоснования актуальности темы проекта и выбранных студентом методов решения поставленных задач.

Обычно завершающим параграфом первой главы является постановка задачи, где студент, подводя итог выполненных им обзора и анализа, обобщает приведенный в этой главе материал, лаконично и четко формулирует требования к объекту разработки, последовательность и методы решения задач дипломного проектирования.

В главе 2 (и последующих главах специальной части) анализируется конкретный объект разработки (исследования), дается описание различных схем объекта, моделей и технологий исследования. Здесь приводятся особенности принятых в процессе проектирования решений и основные результаты. Если, например, в задании предусмотрено проведение экспериментов, то должен быть составлен и обоснован план экспериментов, определены их методики (натурных, модельных, численных), исходные данные и желаемые результаты. В тексте должны содержаться полученные автором экспериментальные данные и комментарии к ним с учетом использованных исходных данных и условий проведения эксперимента.

Аналогичный подход используется и в том случае, если объектом разработки было программное обеспечение.

Заключительная глава специальной части обычно содержит материалы выполненных автором исследований (расчетов), экспериментов, моделирования и др. видов работ, имеющих в качестве основной цели подтверждение правильности решений, принятых студентом в ходе работы над дипломным проектом, выполнения им задач дипломного проектирования, достижения поставленной ранее цели.

Завершать специальную часть РПЗ должны выводы, подводящие итог выполнения студентом задания по специальной части дипломного проекта. Здесь студент должен, опираясь на введение, в котором перечислены основные задачи дипломного проектирования, а также на составленное им Техническое задание, в котором им были детализованы требования к создаваемому им устройству (модели, программе) перечислить выполненные им основные работы, указать степень решения им поставленных перед собой задач, а если какие-либо из них не решены, обосновать причину этого.

Материалы, отражающие выполнение студентом заданий по организационно-экономической части дипломного проекта и по экологии и охране труда, приводятся в отдельных главах, которые размещаются после глав специальной части и завершаются выводами.

Рекомендации по изложению материала

При оценивании проекта учитываются не только качество полученных автором результатов, но и то, насколько качественно они описаны в пояснительной записке.

При написании пояснительной записки первое, с чего следует начать, — с разработки ее структуры (см. п. 3.1).

Разбивая материал на разделы, исходите из того, что раздел должен включать содержательно законченный материал, по окончании которого Вы сделаете некоторые выводы, которые, с одной стороны, подведут некоторый промежуточный итог изложению, а, с другой стороны, обоснуют содержание следующего раздела.

Если раздел содержит до пяти страниц, то его можно не делить на подразделы.

При разработке структуры пояснительной записки следует избегать крайностей:

— не целесообразно создавать большое количество подразделов (пунктов) малого (в 2–3 абзаца) объема;

— не следует, если этого не требует содержание материала (например, требования ГОСТ, в соответствии с которым производится описание), создавать документы с излишне большой иерархией (книги — разделы — подразделы — пункты — подпункты — …). На практике вполне достаточно, если в структуре документа будут 2–3 уровня иерархии;

— правильно используйте нумерацию перечислений: буквенную и цифровую нумерации используйте только тогда, когда в тексте пояснительной записки вы ссылаетесь на отдельный пункт (пункты) из перечисления.

При изложении материала должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами (например, ГОСТ 2.316), а при их отсутствии — общепринятые в научно-технической литературе. Если в пояснительной записке принята специфическая терминология, то в конце ее (перед списком литературы) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.

В тексте документа не допускается:

— применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

— применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

— применять произвольные словообразования;

— применять сокращения слов, кроме тех, которые установлены правилами русской орфографии и нашедших отражение в соответствующих государственных стандартах или в данном документе;

— сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

Излагаемый материал должен быть проиллюстрирован. Включение в пояснительную записку фотографий, рисунков, схем, диаграмм, графиков, таблиц позволит Вам ясно и понятно описать полученные результаты. При этом не забывайте, что иллюстрации должны быть информативны:

— они должны хорошо читаться (рекомендации по их оформлению см. в п. 4.4). Большие и сложные рисунки, особенно если они не умещаются на листе формата А4, старайтесь разбивать на части;

— избегайте большого количества излишне простых рисунков (вряд ли что-либо прояснит рисунок, состоящий из двух соединенных линией прямоугольников с текстом «Система управления» и «Объект управления»);

— правильно располагайте иллюстрацию: Вы можете ее включить в основной текст (если она менее ¼ листа), либо разместить иллюстрацию на отдельной странице (если она более ½ листа).

И опять про «крайности»: не следует на одной странице располагать несколько иллюстраций. Помните, что Вы работаете над написанием пояснительной записки, а не над созданием комиксов.

Не пренебрегайте формулами! Математика — универсальный язык общения ученых и инженеров. То, что словами описывается на нескольких страницах, может быть ясно и понятно записано несколькими формулами.

4.2 Требования к оформлению текста

Общие требования к текстовым документам определяются ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2.106-68. Описание выполненной работы в РПЗ должно быть полным, понятным и при этом кратким.

Текст пояснительной записки размещается с одной стороны листа с соблюдением полей:

— левое поле........................................................................ 35 мм;

— правое поле...................................................................... 15 мм;

— верхнее поле.................................................................... 25 мм;

— нижнее поле..................................................................... 25 мм.

Так как пояснительная записка имеет относительно большой объем, ее текст должен быть разделен на разделы и подразделы.

Разделы (см. рис. 4.2) должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа (1, 2, 3, …). Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой (например, 1.1, 1.2, 1.3 — подразделы раздела 1, а 3.1, 3.2, 3.3 — подразделы раздела 3). В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов (например, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3 — номера соответственно первого, второго и третьего пунктов второго подраздела первого раздела).

Рис. 4.2 Пример структуры пояснительной записки

 

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере на рис. 4.3.

Рис. 4.3 Примеры перечислений

 

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Согласно ГОСТ 2.105-95 высота символов текста пояснительной записки должна быть 2,5 мм, и их начертание — близким к стандартному шрифту пишущей машинки.

При использовании для подготовки текста редактора MS Word рекомендуется установить следующие параметры.

Форматирование абзаца с заголовком раздела (главы):

— выравнивание........................................................... по центру;

— отступ слева........................................................................ 0 см;

— отступ справа...................................................................... 0 см;

— отступ первой строки.......................................................... нет;

— интервал перед абзацем..................................................... 0 пт;

— интервал после абзаца..................................................... 18 пт;

— междустрочный интервал.................................. полуторный;

— положение на странице:

— запрет висячих строк...................................... включен,

— не разрывать абзац.......................................... включен,

— не отрывать от следующего.......................... включен,

— с новой страницы............................................ включен;

— шрифт.......................................................... Times New Roman;

— начертание........................................................... полужирный;

— размер................................................................................. 14 пт;

— видоизменение: все прописные............................... включен.

Форматирование абзаца с заголовком подраздела (параграфа главы) производится с теми же параметрами, что и заголовка раздела, за исключением следующих:

— интервал перед абзацем.................................................. 24 пт;

— интервал после абзаца..................................................... 12 пт;

— положение на странице:

— с новой страницы......................................... выключен;

— видоизменение: все прописные............................. выключен.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Форматирование абзаца с заголовком пункта (подпараграфа) производится с теми же параметрами, что и заголовка подразделяя, за исключением следующих:

— выравнивание.......................................................... по ширине;

— отступ первой строки..................................................... 1,5 см;

— интервал перед абзацем.................................................. 12 пт;

— интервал после абзаца......................................................... нет;

— положение на странице:

— не разрывать абзац....................................... выключен,

— не отрывать от следующего....................... выключен.

В том случае, если абзац кроме названия пункта содержит и основной текст, то полужирным шрифтом выделяется только название пункта, а остальной текст имеет обычное начертание.

Форматирование абзаца с основным текстом производится с теми же параметрами, что и заголовка пункта, за исключением следующих:

— интервал перед абзацем...................................................... нет;

— начертание шрифта................................................... обычный.

В отличие от заголовков, в основном тексте пояснительной записки режим переноса слов должен быть включен.

В документе большого объема на первом (заглавном) листе и, при необходимости, на последующих листах помещают содержание, включающее номера и наименования разделов и подразделов с указанием номеров листов (страниц). В пояснительной записке к дипломному проекту содержание должно располагаться сразу после аннотации (то есть вначале располагается титульный лист дипломного проекта, вторым листом является лист задания на дипломное проектирование, третьим — аннотация, а содержание начинается с четвертой страницы).

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

В конце пояснительной записки следует привести список литературы, который был использован при его составлении. Выполнение списка и ссылки на него в тексте — по ГОСТ 7.32. Список литературы включают в содержание пояснительной записки.

Нумерация страниц документа и приложений, входящих в состав этого документа, должна быть сквозная. На аннотации и на первом листе содержания номер страницы не ставится.

Правила написания формул

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример: Прямая задача кинематики для манипулятора имеет вид:

                                                                                    (4.1)

где i — номер звена манипулятора;

      N — количество звеньев манипулятора;

      — матрица преобразования системы координат, связанной с i -м звеном к системе координат i – 1 звена.

В данном примере формула имеет высоту более одной строки (поэтому она размещена вне строки текста) и на нее в тексте будут производиться ссылки (поэтому справа указан ее порядковый номер).

Нумерация формул в пояснительной записке должна быть сквозная либо в рамках всей пояснительной записки, либо, как показано в предыдущем примере, в пределах одного раздела. В последнем случае номер формулы состоит из двух частей: порядкового номера раздела и номера формулы в разделе. Нумерация формул в разделе начинается с единицы.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой:

Для удобства чтения следует между формулой (группой формул) и текстом установить интервал, равный одному интервалу текста.

Если формула большая и не умещается на одной строке, ее можно переносить на другую строку. Перенос допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «×»:

                                          (4.2)

При выборе обозначений величин принято использовать начертание шрифта:

— для русских букв.......................................................... прямое;

— для латинских букв................................................ курсивное;

— для греческих букв...................................................... прямое;

— для векторов........................................................ полужирное;

— для цифр, знаков препинания, скобок...................... прямое.

Если формула имеет высоту до 1,5 интервала и в тексте на нее нет ссылок, то она может быть помещена в текст.

Пример: … воспользуемся законом Ома  откуда…

Если для оформления пояснительной записки использован редактор MS Word, то набор формул следует производить с использованием приложения Microsoft Equation, для которого рекомендуется установить следующие параметры:

стиль текста:

— шрифт текста, функций, переменной, матрицы-вектора, чисел................................................................ Times New Roman,

— шрифт греческих символов............................ Symbol,

— формат матрицы-вектора....................... полужирный,

— формат переменной........................................... курсив,

— формат остальных элементов...................... обычный;

размеры:

— обычный................................................................. 14 пт;

— крупный индекс..................................................... 11 пт;

— мелкий индекс.......................................................... 8 пт;

— крупный символ.................................................... 22 пт;

— мелкий символ...................................................... 14 пт.

При использовании других текстовых редакторов (например, группы TeX) следует стремиться к тому, чтобы высота символа в формуле и его начертание совпадали со шрифтом основного текста пояснительной записки. Для обычных символов используют корпус, а для крупного и мелкого индексов — соответственно петит и нонпарель.

Допускается также вписывать формулы в текст пояснительной записки от руки черной тушью (по ГОСТ 2.304) чертежным шрифтом высотой не менее 2,5 мм. Применение машинописных и рукописных символов в одной формуле не допускается.

Оформление графических материалов

Графический материал пояснительной записки — неотъемлемая часть дипломного проекта. В ходе его разработки студент должен продемонстрировать свое владение действующими ГОСТами и программными средствами, предназн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.129 с.)