Язык как система. Основные уровни языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык как система. Основные уровни языка.



Есть тема в Проколледж, она короче

Язык- это определённая система, так как он обладает тремя признаками системы:

а) состоит из элементов или единиц;

б) эти элементы связаны друг с другом: одна единица языка входит в состав другой (звуки – в состав морфем, морфемы – в состав лексем, лексемы существуют в определенных формах, из них составляются словосочетания, из словосочетаний – предложения);

в) элементы языка составляют нечто целое – сам язык, который существует как единство входящих в него единиц. При изменении или утрате одного элемента изменяется или разрушается вся система языка.

Язык – это и определенная структура, так как в нем выделяют определенные уровни и ярусы, соответствующие единицам языка.

Язык – теоретическая структура существующая в сознании носителей языка.

Речь – язык действий (практическое применение языка).

Язык обнаруживает себя только в речи и через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Принято говорить, что язык выражается (реализуется, функционирует) в речи. Язык (языковая система) и речь в совокупности образуют единый феномен языка. Речь, таким образом, - это воплощение языковых средств, процесс функционирования языковой системы, это язык в действии. Речь понимается двояко: как процесс говорения, происходящий в звуковой или письменной форме, и как результат этого процесса, реальное речевое произведение. В речи действуют определенные нормы, соответствующие уровням и единицам языка. Орфоэпические нормы действуют в устной речи. Орфографические и пунктуационные нормы – в письменной речи. Все остальные виды норм важны как для устной, так и для письменной формы речи.

Единицы языка: предложение, формы и классы слов, слова,морфемы,звуки

Уровни языка: синтаксический (предложение), морфологический (формы и классы слов),

Лексический (слова), морфемный (морфемы), фонемный (звуки).

Язык как система состоит из единиц: звук, морфема (приставка,корень,суффикс, окончание); фразеологическая единица, (устойчивые сочетание),свободное словосочетание, предложение (простое и сложное),текст. Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (звуки, морфемы, слова) связаны друг с другом и образуют уровни языка.

  Билет №8 (Вопрос №24)

 Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Предложением называется слово или сочетали слов, грамматически оформленное и выражающее сообщение, вопрос или побуждение. Простое предложение — основная синтаксическая единица, имеющая одну грамматическую основу, состоящую из двух (или одного) главных членов. Содержание конкретного предложения бесконечно разнообразно.
Таким образом, предложение представляет собой отдельное высказывание, обладает смысловой и интонационной законченностью. Интонация предложения — это его звуковая сторона. «Рисунок» интонации создается изменениями силы и высоты голоса, поэтому ее основой являются гласные звуки, а элементом — паузы. Наиболее важными вида ми интонации предложения являются повествовательная, вопросительная и побудительная. По цели высказывания предложения бывают повествовательными (содержат весть, сообщение): Пришла пора экзаменов; вопросительными (содержат вопрос): Ты устал?; побудительными (содержат побуждение, «будят»): Ребята, изучайте и любите русский язык! По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательными (если высказывание сопровождается сильным чувством) и невосклицательными. Выделять главный смысловой элемент в предложении помогает логическое ударение. С помощью логического ударения создаются содержательные варианты предложения. Предложение Хорошо в лесу ранней весной, кроме общего смысла, может передавать дополнительную информацию в зависимости от того, на какое слово падает логическое ударение: именно хорошо, а не плохо; именно в лесу, а не в другом месте; именно весной, а не в другое время года. Знаки препинания помогают на письме передать особенности строения и интонации предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие — знаки конца предложения. Полное и неполное предложение Полное предложение – это предложение, в котором имеются все члены предложения, необходимые для понимания его смысла. Неполное предложение – это предложение, в котором отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные. Часто в предложении пропускаются какие-либо члены, которые структурно в нем уместны. Это делается в ряде случаев: 1) если пропущенное слово встречалось в предыдущем контексте, и его легко восстановить; 2) если пропущенное слово хоть не встречалось в предыдущем контексте, но смысл его ясен. Пример 1: Полное предложение: Я иду в кино, а мой брат идет в театр. Неполное предложение: Я иду в кино, а брат - в театр (пропущены слова мой и идет, но они угадываются в контексте и пропущены без ущерба для понимания). Пример 2 (диалог): - Ты когда приехал? (полное предложение) - Вчера. (неполное предложение, вместо Я приехал вчера). - Как так? (неполное, вместо Как так может быть, что ты приехал вчера?). Здесь пропущенные слова угадываются по структуре предложений и по смыслу. Отличительная особенность между двусоставными и односоставными предложениями Односоставное предложение — предложение, имеющее только один главный член. Различают пять типов односоставных предложений: назывное, определенно-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное и безличное Тип односоставного предложения Назывное предложение Главный член — подлежащее. Выражено существительным именительного падежа. Определённо-личное предложение Главный член — сказуемое. Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое — глагол 1-го и 2-го лица единств. и множеств. числа изъявительного и повелительного наклонения. Неопределённо-личное предложение Главный член — сказуемое. Деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое — глагол 3-го лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени. Обобщённо-личное предложение Главный член — сказуемое. Деятель не назван и мыслится как обобщенный образ. Сказуемое — глагол 2-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени или глагол повелительного наклонения. С ним каши не сваришь. Безличное предложение Главный член — сказуемое. Действие и состояние не создаются деятелем. Сказуемое: глагол 3-его лица единственного числа; безличный глагол; личный глагол в безличном значении; инфинитив; неизменяемая глагольная форма частицы «нет»; причастие; слово категории состояния. Подлежащее не подразумевается. Двусоставные предложения - это один из типов простого предложения, грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого. Билет №9 (Вопрос №5)  Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) Функциональный тип речи — тип речи, зависящий от целей и смысла монологического высказывания. Формируя понятие о функциональных типах речи, учитывают совокупность существенных признаков: (1) функция (отсюда — функциональный тип речи); (2) значение (отсюда — смысловой тип речи); (3) структура и языковые средства. По функции тексты (типы речи) делятся на: (а) тексты, в которых отражается реальная действительность; (б) тексты — мысли человека о реальной действительности. По значению тексты (типы речи) делятся на описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром предметов (в широком смысле), последний — с миром понятий, суждений. Описание — это функционально-смысловой тип речи, при котором дается изображение какого-либо явления путем перечисления его характерных признаков. Композиционная модель этого типа речи: объект описания — его признаки — общая картина, образ. С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: портретное, интерьерное, пейзажное, бытовое, научно-техническое, описание положения дел. Описание предполагает перечисление признаков (постоянных или однородных), поэтому отличается статичностью. В текстах-описаниях признаки предмета — это та новая информация, ради которой создается высказывание. Отправная точка — сам предмет или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки, поэтому связь предложений в описаниях обычно параллельная. Глаголы употребляются в форме несовершенного вида. Основу описания составляет предметная лексика. Описания стилистически неоднородны. Особенно явно эта разница обнаруживается между описанием художественным и научно-деловым. В некоторых случаях говорят о динамическом описании. Обычно оно небольшое по объему, включено в событие и не приостанавливает действия. Например, пейзаж дается через восприятие субъекта по ходу его передвижения («Степь» А.П. Чехова). Повествование — это функционально-смысловой тип речи, представляющий собой изображение действий и событий во времени. Композиционная модель: завязкараз витие действия — кульминация — развязка. В повествовании отдельные предложения связаны цепной связью. Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, сменяя друг друга, показывают развертывание повествования. Глаголы-сказуемые, как правило, находятся после подлежащего. Повествовательные тексты, как и описательные, стилистически различны, что особенно ярко проявляется в противопоставлении повествования художественного (повесть, рассказ) и научно-делового (отчет, расписка и пр.). Рассуждение — это функционально-смысловой тип речи, представляющий собой словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Композиционная модель: тезисдоказательствовывод. Вывод желательно оформить кратко и четко, одним предложением, которое дистантно связывалось бы с тезисом, подтверждая или опровергая его в зависимости от поставленной задачи. Этот тип речи характеризуется большим количеством сложных предложений, в основном — сложноподчиненных с придаточными цели, причины, условия, следствия и др. Сказуемые обычно выражаются глаголами в форме настоящего времени. Много вводных слов. Широко используется абстрактная лексика. Итак, в зависимости от целей монологического высказывания, наличия определенных смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяют три основных коммуникативных типа речи: описание, повествование, рассуждение.   Билет №10 (Вопрос №23) Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос. Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик). От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос (‘обманывать’) — свободное словосочетание водить за руку. От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет. Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе 2. Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание. Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках. Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.). Зависимое слово при согласовании может быть выражено 1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать, 2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу, 3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу, 4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу, 5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем, 6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде (см. раздел морфологии): обеих девочек, обоих мальчиков. Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него. Главное слово при управлении выражается 1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу, 2) существительным: чтение книги, 3) прилагательным: довольный успехом, 4) количественным числительным в И. (В.) падеже: три стула, пять стульев. Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего. Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу. Главное слово при примыкании: 1) глагол: бежать быстро, 2) прилагательное: очень быстрый, 3) наречие: очень быстро Билет №11 (Вопрос №6)  Функциональные стили речи и их особенности. Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств. По своей сущности функциональные стили неоднородные, они отличаются друг от друга четко определенной жанровой разновидностью, терминологией и литературной подачей. Виды функциональных стилей речи В зависимости от сфер общественной жизни, в которой на сегодняшний день применяется язык, выделяют такие функциональные стили: официально-деловой, научный, публицистический, разговорно-обиходный и художественный. Официально–деловой стиль Официально-деловой стиль речи применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). С помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д. Официально–деловой стиль имеет ряд особенностей, которые отличают его от остальных стилей речи: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные. Научный стиль Главной функцией этого стиля является передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких – либо открытий либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные. Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе. Публицистический стиль Данный функциональный стиль речи используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. Публицистический стиль чаще всего встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик, научный стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики. Разговорный стиль Этот стиль выступает в роли инструмента непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр – диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова. Художественный стиль Художественный стиль используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей. 3. Особенности художественного стиля Художественный стиль речи, как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как чётко определённые абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщённые понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует своё прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной - образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ноц, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление. Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова, или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А.Ахматовой "Всё мне видится Павловск холмистый..." Варианты авторского порядка слов - разнообразны, подчинены общему замыслу. Но все эти отклонения в тексте служат Билет№12 (Вопрос №22) Служебные части речи (предлог, союз, частицы, междометия).  Предлог Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, прилагательного, местоимения от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги выражают разные отношения:
  • пространственные (плывет по морю);
  • временные (уходит с утра);
  • причинные (пропустил из-за болезни).
Предлоги делятся на производные и непроизводные. · Производные предлоги образовались от самостоятельных частей речи путем утраты лексического значения и морфологических признаков: благодаря обстоятельствам, в течение дня. · Непроизводные предлоги первичны по своему происхождению, то есть они не образовались ни от каких других слов: из, до, с. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами. Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми. Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на). · Все предлоги являются неизменяемыми. Союз Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. По структуре союзы делятся на простые, состоящие из одного слова (а, но) и составные, состоящие из нескольких слов (потому что). По характеру выражаемых отношений различаются союзы сочинительные и подчинительные: Сочинительные (передают соотношение синтаксической равнозначности):
  • соединительные (и, да = и, ни... ни, тоже, также, не только... но и, как... так и);
  • противительные (а, но, да = но, зато, однако, же);
  • разделительные (или, иль, либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли, ли... ли).
Подчинительные (выражают отношение подчинения одного простого предложения (придаточного) другому (главному)): а) изъяснительные (что, чтобы, как); б) обстоятельственные:
    • временные (когда, пока, едва, лишь, лишь только);
    • причинные (потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что, в связи с тем что, вследствие того что);
    • целевые (чтоб, чтобы, с тем чтобы, для того чтобы);
    • условные (если, раз, если бы);
    • уступительные (хотя, несмотря на, пускай);
    • сравнительные (как, будто, точно, словно, как будто);
    • следственные (так что).
Все союзы являются неизменяемыми. Отличайте союзы от союзных слов: союзные слова являются, в отличие от союзов, членами предложения. (Я знаю, что тебе подарить. (Союзное слово) — Я знаю, что дорога будет трудной. (Союз)) Частица Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слова. Частицы не изменяются. По значению и роли в предложении частицы делятся на следующие группы:
  1. формообразующие (да, давай, пусть пускай, бы, б);
  2. отрицательные (не, ни);
  3. модальные:
    • вопрос (ли, разве, неужели);
    • восклицание (что за, как);
    • указание (вот, а вот, вон, а вон);
    • уточение (именно, как раз);
    • ограничение (только, лишь, исключительно, почти);
    • сомнение (вряд ли, едва ли);
    • усиление (даже, даже и, же, ведь, все-таки);
    • смягчение требования (-ка).
   

Билет№13 (Вопрос №7)

 Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

Текст — это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.
Важнейшими признаками текста являются:
1) Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, т. е. того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, т. е. основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).
2) Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).
3) Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).
4) Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг.
Например:
1) Верю в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы удобрим великие цели.
Верю в добро, побеждающее зло, в накопление и объединение добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми. (В. Г. Распутин)

Билет №14 (Вопрос №21)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.59 (0.02 с.)