Положение придаточного предложения в сложноподчиненном. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение придаточного предложения в сложноподчиненном.



Положение придаточного предложения в сложноподчиненном.

В СПП придаточная часть может занимать следующие положения относительно главного:

1) Придаточная связь следует после главного:

Роса быстро высохла, когда взошло солнце.

[...], (когда...).

2) Придаточная часть может предшествовать главной:

Когда взошло солнце, роса быстро высохла.

(Когда…), […].

3) Придаточная часть может разрывать главное предложение:

Роса, когда взошло солнце, быстро высохла.

[…, (когда…),….].

Билет №5 (Вопрос №4)

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Язык и речь образуют единый феномен человеческой знаковой системы общения. Язык - это совокупность средств общения людей в процессе обмена мыслями и правил употребления этих средств. Язык как сущность находит свое проявление в речи. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может быть определена как функционирование языка.

Язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка. Язык и речь представляют собой двуединую сущность (дихотомию).

Несмотря на то, что язык и речь образуют единое целое, каждая из этих сущностей имеет свои собственные признаки:

1) язык – это средство человеческого общения, инструмент познания и передачи накопленного поколениями опыта; речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

2) язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней реализуется все, что есть в языке, она состоит из конкретных единиц, воспринимаемых слухом, зрением;

3) язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;

4) язык является достоянием коллектива, язык развивается только в обществе, в языке отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

5) для языка характерна уровневая организация, определенная система, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке высказывания;

6) язык независим от ситуации и обстановки общения; речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи единицы языка могут приобретать переносные значения.

Язык регулирует межличностное и социальное взаимодействии отдельных говорящих, координирует их практическую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, формирует сознание индивида и сознание общества, служит материалом и формой творческой деятельности.

Р ечевая деятельность - одна из сторон человеческого общения. Причиной речевого действия всегда выступает деятельность человека вообще. Речевая деятельность может воплощаться в разных формах. Представим себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно наблюдать сразу все четыре вида речевой деятельности. Речь преподавателя представляет собой говорение, восприятие лекции студентами – слушание, фиксация лекции в виде студенческого конспекта – письмо, последующее за лекцией обращение студентов к своим записям – чтение

Билет№6 (Вопрос №25)

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

Сложное предложение –

Пример?

Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называются сложносочиненными: Я решила стать поваром, кондитером, и для этого надо приобрести соответствующую квалификацию.

В сложносочиненном предложении простые предложения соединяются сочинительными союзами: соединительными, разделительными, противительными.

Сочинительные союзы в сложносочиненных предложениях.

Предложения с соединительными союзами – явления, происходящие одновременно или последовательно: и; да (=и); тоже; также; ни, ни; не только, но и; не столько, сколько. (привести пример)

Предложения с разделительными союзами – явления, которые чередуются или одно исключает другое: то, то; не то, не то; или; либо. (привести пример)

Предложения с противительными союзами – одно явление противопоставляется другому. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А. С. Пушкин) описываемые явления происходят одновременно, что подчёркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.

Билет №7 (Вопрос №3)

Многозначность

Слова в языке могут иметь не одно, а два или более значений. Способность слова употребляться в нескольких значениях называется многозначностью.

Глухой

1) лишенный слуха или плохо слышащий (глухой старик);

2) неясно звучащий (глухой звук);

3) затаенный, скрытый (глухое недовольство);

4) тихий, без признаков жизни (глухая улица);

5) сплошной, без отверстий (глухая стена);

6) неотзывчивый (он глух к моим просьбам).

Одно из значений многозначного слова является первичным, а остальные – вторичными, т.е. появившимися в результате развития первичного значения.

Среди вторичных лексических значений выделяются: прямые – прямо именующие объект; и переносные – возникшие в результате переноса данного наименования с одного объекта на другой.

Мы знаем значение прилагательного мягкий: такой, который легко поддаётся, уступает при надавливании, прикосновении. По аналогии мы называем характер людей мягким. Переносим данную характеристику с одного объекта на другой.

Важный отличительный признак прямого значения – его конкретность. Если значение конкретное, то скорее всего оно прямое, а если отвлеченное, то – переносное. В словосочетании мягкий воск слово употреблено в прямом значении, мягкий характер – в переносном. В словосочетании начертить круг слово круг употреблено в прямом значении, в словосочетаниях круг друзей, круг интересов – в переносном.

Существует несколько видов переноса:

- метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства по форме, цвету, функции (шелковые ресницы, железная воля, стена равнодушия, река бежит);

- метони́мия – перенос наименования по смежности явлений (столовое серебро, выпил стакан молока, читаю Пушкина);

- синекдоха – перенос наименования с целого на его часть и, наоборот; употребление ед.ч. вместо мн. (Коля – умная голова, Студент нынче пошел, Тебя начальство вызывает).

Иногда связь переносного значения с прямым значением утрачивается, и оно начинает восприниматься как самостоятельное. Н: ножка стола, спинка стула, ручка двери. Значения слов ножка, спинка, ручка когда-то были переносными и связывались с прямым значением этих слов – часть тела.

Билет№18 (Вопрос №19)

 Глагол. Грамматические признаки глагола.

Глагол — часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?), например: слушать, работать, внести, цвести, сберечь, таять, опечалиться.

Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Глаголы в форме инфинитива имеют формообразующие суффиксы -ть, -ти, -чь (примеры см. выше). Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица. Глаголы делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, способное переходить на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога. Например: читать газету, отправить телеграмму, купить цветы. Глаголы, имеющие особый суффикс -ся (-сь), называются возвратными. Например: брить — бриться, купать — купаться, строить — строиться. Все возвратные глаголы непереходные. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Вид глагола показывает, как протекает действие. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало. Например: начертить, бросить, отцвести, запеть. Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, бросят, отцветут, запоют). Например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? — чертят, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов: слова буду (будешь, будет и т. д.) и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь). Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет. Например: Утром мы отправились в путь. Сейчас мы беседуем. Завтра я опять Вас увижу. В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии. Например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и- к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса. Например: нести — несут — неси; привезти — привезут — привези; рассказывать — рассказывают — рассказывай; готовите — готовят — готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привезите, рассказывайте, готовьте

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ёшь(-ешь), -ёт(-ет), -ём(-ем), -ёте(-ете), -ут(-ют) — I спряжения. Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) — II спряжения. Глаголы хотеть, бежать разноспрягаемые. В ед. ч. глагол хотеть спрягается по I спряжению (хочу, хочешь, хочет), а во мн. ч. — по II спряжению (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице мн. ч. форму I спряжения (бегут), остальные формы — II спряжения (бежишь, бежит, бежим, бежите). Среди глаголов выделяется группа безличных, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах: 1) в форме, которая совпадает с формой 3-го лица ед. ч. настоящег­о (будущего простого) времени, например: све­тает, рассветает, рассветет, знобит, смеркается; 2) в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело, знобило, смеркалось. В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и не может быть) подле­жащего. Например: 1. Всю ночь слегка вьюжило. 2. Мне нездоровится. В безличном значении могут выступать и личные глаголы. Например: 1. Зажгло грозою дерево. (Ср.: Молния зажгла дерево.) 2. Пахнет сеном над лугами. (Ср.: Сено приятно пахнет

Билет №19 (Вопрос №10)

 Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления

Русский язык существует много веков, и за многие столетия он претерпел немало изменений. Изменился его словарный состав, не остался неизменным и грамматический строй языка, и звуковая система.

Самые значительные изменения происходят в словарном составе языка. Существуют два основных пути формирования лексики: прямой путь, при котором из имеющихся в языке элементов возникают исконно русские слова, и путь заимствования, при котором новые слова приходят со стороны, из других языков.

Считается, что словарный состав русского языка сформировался из трех направлений: старославянского, исконно русского и путем заимствований. Изучив периоды истории русского языка, мы можем определить взаимосвязь русской лексики со старославянскими и исконно русскими корнями. Поясним эту связь.

(Русский язык, наряду с украинским и белорусским, является детищем древнерусского языка,

Международные словообразовательные элементы. Как правило, они имеют греческое или латинское происхождение. По количеству слов, внесенных в наш язык греческим и латинским языками, с ними может соперничать только старославянский язык.

 Международные словообразовательные элементы и подберем слова с этими элементами

авиа…(лат. avis– птица),

анти…(греч.anti – противо…),

гуман…(лат.humanus – человечный),

лабор…(лат.labor - труд, работа),

дем…(греч. demos– народ),

сан…(лат.sanare – лечить, исцелять),

эпо…(греч.epos - слово, рассказ),

Лексика русского языка со стороны сфер ее употребления.

- Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики национального русского языка.

- Но в разных местах встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности. Такие слова называют диалектизмами. В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта) – северное и южное, в состав которых входят самостоятельные говоры. Особую группу составляют среднерусские говоры, имеющие черты и севернорусского и южнорусского наречий.

- Кроме того, в каждой профессии помимо общеупотребительных, используются слова специальные – профессионализмы.

- Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи отдельных социальных групп, например, школьников, студентов. Такие слова являются арготизмами (или жаргонизмами) и, в отличие от диалектизмов и профессионализмов, имеют ярко выраженный эмоционально-экспрессивный характер.

- Таким образом, национальный русский язык включает в себя общенародные, общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (диалектные слова, профессиональные слова, просторечные и жаргонизмы).

- Иногда слова ограниченного употребления можно встретить в произведениях художественной литературы. Как вы думаете, какова цель их использования.

Словарь языка имеет в своем составе активную лексику, то есть слова, которыми пользуются в данный период времени все говорящие и пассивную лексику, то есть слова, которыми люди либо перестают, либо только начинают пользоваться.

- Пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова и новые слова.

-Деление языка на активную и пассивную лексику оправдано в строго определенное историческое время: каждой эпохе свойственна своя активная и пассивная лексика.

Билет №21 (Вопрос №11)

 

Склонение существительных

Падеж

Склонение

1-е

Е

3-е
Им. п. река стол конь воробей окно ружье степь
Р. п. реки степи
Д. п. реке степи
П. п. о реке о столе о коне о воробье об окне о ружье о степи
Им. п. армия     жребий   здание  
Р. п. армии
Д. п. армии
П. п. об армии о жребии о здании

Безударные окончания имеют и существительные на -ия, -ий, -ие (армия, жребий, здание).Запомните: у этих существительных в сомнительных случаях (и/е?) всегда пишется окончание -и: в сочинении, на территории и т.п.Возьмите на заметку!

  1. Различайте склонение существительных на -ья и -ия в дательном и предложном падежах: к Марье — к Марии; о Марье — о Марии.
  2. Различайте склонение существительных на -ье и -ие в предложном падеже: на взморье (искл. в забытьи — под ударением), на собрании (искл. на острие — под ударением).
  3. Существительные на неударяемые -ья и -ье имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ий (шалунья — шалуний, запястье — запястий), а на ударяемые -ья и -ье — -ей (скамья — скамей, ружье — ружей, но копье — копий).

Разносклоняемые имена существительные Разносклоняемыми называются имена существительные, которые при изменении по падежам имеют окончания разных склонений. К ним относятся:

1) десять существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя;2) существительное мужского рода путь.

Эти слова в родительном, дательном и пред ложном падежах единственного числа имеют окончание существительных третьего склонения -и, а в творительном падеже — окончание существительных второго склонения -ем (см. таблицу).

Единственное число

Множественное число

Именительный имя путь имена пути Родительный имени пути имён путей Дательный имени пути именам путям Винительный имя путь имена пути Творительный именем путем именами путями Предложный об имени о пути об именах о путях

Склонение русских фамилий на -ов (-ёв), -ев, -ин, -ын. Русские фамилии на -ов (-ёв), -ев, -ин, -ын имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ым  (Пушкиным, Тургеневым), иностранные фамилии — окончание -ом (Дарвином).Склонение названий населенных пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ёво, -ино, -ыно. Названия населенных пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ёво, -ино, -ыно имеют в творительном падеже окончание -ом (за Львовом, под Бородином)

 

Билет №11 (Вопрос №6)

 Функциональные стили речи и их особенности.

Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств. По своей сущности функциональные стили неоднородные, они отличаются друг от друга четко определенной жанровой разновидностью, терминологией и литературной подачей.

Официально–деловой стиль

Официально-деловой стиль речи применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). С помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д.

Официально–деловой стиль имеет ряд особенностей, которые отличают его от остальных стилей речи: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные.

Научный стиль

Главной функцией этого стиля является передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких – либо открытий либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные.

Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе.

Публицистический стиль

Данный функциональный стиль речи используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. Публицистический стиль чаще всего встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик, научный стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики.

Разговорный стиль

Этот стиль выступает в роли инструмента непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр – диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова.

Художественный стиль

Художественный стиль используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей.

3. Особенности художественного стиля

Художественный стиль речи, как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.

На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как чётко определённые абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщённые понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует своё прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной - образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ноц, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова, или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А.Ахматовой "Всё мне видится Павловск холмистый..." Варианты авторского порядка слов - разнообразны, подчинены общему замыслу. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.

 

 

Положение придаточного предложения в сложноподчиненном.

В СПП придаточная часть может занимать следующие положения относительно главного:

1) Придаточная связь следует после главного:

Роса быстро высохла, когда взошло солнце.

[...], (когда...).

2) Придаточная часть может предшествовать главной:

Когда взошло солнце, роса быстро высохла.

(Когда…), […].

3) Придаточная часть может разрывать главное предложение:

Роса, когда взошло солнце, быстро высохла.

[…, (когда…),….].

Билет №5 (Вопрос №4)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.05 с.)