Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
«Речевое развитие»
| Средства
| Методы и приемы
| Формы
| Общение
взрослых и детей
Культурная
языковая среда
Обучениеродной речи на занятиях
Художественная
литература
Изобразительноеискусство, музыка, театр
Занятия по другим
разделам программы
| Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)
Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
Чтение и рассказывание художественных произведений
Заучивание наизусть
Пересказ
Обобщающая беседа
Рассказывание без опоры на наглядный материал
Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры
Посещение функциональных помещений (картинная галерея)
| · Чтение.
· Беседа
· Рассматривание
· Решение проблемных ситуаций.
· Разговор с детьми
· Игра
· Проектная деятельность
· Создание коллекций
· Интегративная деятельность
· Обсуждение.
· Рассказ.
· Инсценирование
· Ситуативный разговор с детьми
· Сочинение загадок
· Проблемная ситуация
Использование различных видов театра
| «Социально – коммуникативное развитие»
| Беседы на социально-эмоциональное развитие детей
Беседы по ОБЖ
· Игра
· Чтение
· Праздник
· Проектная деятельность Рассматривание.
| Непосредственное наблюдение и его разновидности
Имитации,
Опосредованное наблюдение рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам
Объяснения
Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть
Пересказ
Обобщающая беседа
Имитации,
Сюжетно-ролевые игры,
Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения
Посещение функциональных помещений (кабинет безопасности)
| · Индивидуальная игра.
· Совместная с воспитателем игра.
· Совместная со сверстниками игра
· Педагогическая ситуация.
· Экскурсия
· Ситуация морального выбора.
· Интегративная деятельность
· Совместные действия
· Проектная деятельность
· Просмотр и анализ мультфильмов,
· видеофильмов, телепередач.
· Экспериментирование
· Поручение и задание
· Дежурство.
· Совместная деятельность
· взрослого и детей тематического характера
| «Познавательное развитие»
| · Чтение.
· Беседа
· Рассматривание
· Решение проблемных ситуаций.
· Разговор с детьми
Игра
| · Обсуждение.
· Рассказ.
· Сочинение загадок
· Проблемная ситуация
Сюжетно-ролевые игры,
Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения
Посещение функциональных помещений
| Проектная деятельность
Создание коллекций
Интегративная деятельность
Инсценирование
Ситуативный разговор с детьми
Экспериментирование
Совместная деятельность
взрослого и детей тематического характера
| «Художественно – эстетическое развитие»
| · Рассматривание эстетически привлекательных предметов
· Игра
· Слушание соответствующей
возрасту народной, классической, детской музыки
Музыкальная сюжетная игра
| Музыкально- дидактическая игра
Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
Музыкальное упражнение.
Попевка. Распевка
Двигательный, пластический
· танцевальный этюд
| · Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
· Создание макетов, коллекций и их
оформление
· Организация выставок
· Интегративная деятельность
· Совместное и индивидуальное
музыкальное исполнение
· Танец
· Творческое задание
· Концерт- импровизация
| «Физическое развитие»
| Двигательная активность, занятия физкультурой
Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода)
Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий)
| Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры) (музыка, песни) (непосредственная помощь воспитателя)
Объяснения, пояснения, указания
Подача команд, распоряжений, сигналов
Вопросы к детям
Образный сюжетный рассказ, беседа
Словесная инструкция
Повторение упражнений
без изменения и с изменениями
Проведение упражнений в игровой форме;
Проведение упражнений в соревновательной форме
| · Физкультурное занятие
· Утренняя гимнастика
· Игра
· Беседа
· Рассказ
· Чтение
· Рассматривание.
· Интегративная деятельность
· Контрольно - диагностическая
· деятельность
· Спортивные и физкультурные досуги
· Спортивные состязания
· Совместная деятельность
· взрослого и детей тематического характера
· Проектная деятельность
Проблемная ситуация
|
2.4. Особенности образовательной деятельности (этапы коррекции нарушений звукопроизношения (по Фомичевой М.Ф.))
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, - этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Этапы коррекционной работы
| Направления коррекционной работы
| Методы логопедического воздействия
| I этап -подготовительный Цель: подготовка слухового и рече-двигательного анализаторов к постановке звуков.
| 1. Развитие ручной моторики. Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.
| I. Упражнения на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук общего характера, включенные в различные виды деятельности:
1. конструирование из кубиков различных построек по образцу, по памяти, произвольно;
2. раскладывание и складывание разборных игрушек;
3. составление предметных разрезных картинок (по образцу, по памяти);
4. складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв;
5. обведение контуров предметных изображений;
6.раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами; 7. вырезывание цветных фигурок, полосок по контурам; 8. наматывание ниток на катушку, клубок; 9. работа с пластилином; 10. работа с мозаикой; 11. игры с природным материалом (горохом, крупами, камешками, ракушками и т.д.) II. Пальчиковая гимнастика (комплексы). III. Пальчиковые игры без речевого сопровождения. IV. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.
| 2. Развитие неречевого дыхания. Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование нижнее-реберного, диафрагмального дыхания.
| Игровые упражнения: “Пилка дров”, “Погреться на морозе”, “Надуй игрушку”, “Листья шелестят”, “Бабочки”, “Задуть свечу”, “Покатай карандаш”, “Костер”, “Чайник закипел”, “Снежинки летят”, “Вертушка”, “Лыжники” и др.
| 3. Развитие речевого дыхания и голоса. Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса.
| 1. Игровые голосовые упражнения “Эхо”, “Вьюга”, “Дует ветер”, “В лесу”, “Лесенка”. 2. Работа со стихотворными текстами. 3. Работа с диалогами.
|
| 4. Развитие артикуляторной моторики. Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков.
| 1. Упражнения на развитие мышц лица: а) по подражанию и словесной инструкции (закрывание глаз; зажмуривание правого, левого глаза; поднимание бровей; надувание и втягивание щек и т.д.); б) имитация мимических движений с использованием картинок (упражнения “Дети загорают”, “Подарок”, “Кислый лимон”, “В зоопарке”). 2. Гимнастика для челюстей, щек, губ, языка (комплексы упражнений по М.Е.Хватцеву). * Артикуляционная гимнастика включает: а) статические упражнения (“Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка” и др.); б) динамические упражнения (“Улыбка”- “Трубочка”, попеременное движение нижней челюсти, “Маляр” и др.). Развитие артикуляторных движений проводится в 2-х направлениях: а) развитие кинетической основы движений; б) развитие кинестетических ощущений.
| 5.Развитие слухового восприятия и внимания. Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих.
| 1. Упражнения на узнавание неречевых звуков (“Кто хлопал?”, “Что звучит?”, “Тихо-громко” и др.). 2. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале (“Найди картинку”, “Близко-далеко”, “Хлопки”, “Кто летит?” и др.)
| 6. Развитие слухо-моторных координаций (развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур). Цель: подготовка к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением (логическим, фразовым), интонационной выразительностью.
| 1. Упражнения на оценку ритмов. 2. Упражнения на воспроизведение ритмов:
· по слуховому образцу;
· по инструкции.
Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры:
· одиночные “пачки”;
· серии “пачек”;
· простые ритмы;
· акцентированные ритмы.
| 7. Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа. Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова, первый и последний звук в слове.
| 1. Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу (“Найди ошибку”, “Подбери картинки”, “Найди пару”, “Поезд” и др.). 2. Упражнения на развитие фонематического анализа (“Подними картинку”, “Красный-зеленый-синий”, “Угадай, где спрятался звук?”). Работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми после уточнения артикуляции и слухового образа звуков.
| | |