Капитуляция японии. Освобождения стран юго-восточной азии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Капитуляция японии. Освобождения стран юго-восточной азии.



    С начала 1944 г. вооруженные силы США и Англии вели наступление на Тихом океане и в Азии. Американские бомбардировщики «летающая крепость», совершавшие полеты на недосягаемой для японских истребителей высоте, беспощадно бомбили японские города. В октябре 1944 года произошло крупнейшее в истории всех войн четырехдневное морское сражение при острове Лейте (Филиппины, на фото – Дуглас Макартур на острове Лейте), в котором с обеих сторон участвовало более 300 крупных боевых кораблей. В этом сражении японцы применили самолеты и торпеды, управляемые человеком-смертником (камикадзе[4]), который должен был таранить американские корабли и взрываться вместе с ними. Но камикадзе не смогли изменить судьбу сражения. Американский флот и авиация разгромили противника.

    Завоевав полное господство на море и в воздухе, американские войска высадились на Филиппинских островах и при поддержке местных партизан очистили их от японских оккупантов.

    Английские войска начали наступление в Бирме. Оно было поддержано восстанием армии Бирмы, раннее находившейся под контролем японских оккупационных властей. К маю 1945 г. японские войска были изгнаны из Бирмы.

    Не располагая более достаточными силами, чтобы удержать Индокитай и Индонезию, Япония обещала им независимость.

    6 августа 1945 г. американский самолет сбросил атомную бомбу на Хиросиму. 90% зданий сгорело, остальные превратились в развалины. Из 306 тыс. жителей сразу погибло более 90 тыс. человек, десятки тысяч людей погибли позднее от ран, ожогов и радиоактивного облучения. Со взрывом этой бомбы человечество вступило в атомную эру. Оно получило в свое распоряжение неисчерпаемый источник энергии и в то же время страшное оружие.

    8 августа 1945 г. СССР в соответствии со своими обязательствами объявил войну Японии. Советская армия начала наступление против японских войск в Северо-Восточном Китае, Северной Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах. Войну Японии объявила Монгольская Народная Республика.

    9 августа 1945 года была сброшена вторая атомная бомба на Нагасаки. 10 августа японское правительство начало переговоры о капитуляции. Японский оккупационный режим рухнул, колониальная империя распалась. Многие государства ЮВА объявили о своей независимости.

    2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» под председательством главнокомандующего союзными войсками американского генерала Макартура состоялось подписание акта о капитуляции Японии. С капитуляцией Японии закончилась Вторая Мировая Война.


 

Билет 97: «Экономические последствия Второй Мировой Войны для стран Запада».

Демографические последствия

Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 года и продолжавшаяся до 2 сентября 1945 года, продлилась 6 лет. В ней приняли участие 65 стран мира, где проживало 80% населения Земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств. В армию было призвано 110 миллионов человек. Людские потери составили 55 миллионов человек. Еще 60 миллионов были переселены с прежних мест проживания. Это был колоссальный демографический взрыв. Эти последствия ощущаются до сих пор. Приведем примеры некоторых из них, наиболее значимых для международных отношений. 

 

Незажившая рана Ближнего Востока   Один из самых ярких примеров, который можно привести, говоря о демографических последствия Второй Мировой Войны – это евреи, который сбегали от фашистского «нового порядка» и антисемитских погромов в арабских странах на свою историческую родину – Палестину. Например, в 1941 г. произошел погром в Багдаде, столице Ирака, где были сильны прогитлеровские настроения. Почти тысяча еврейских домов была разрушена, около тысячи евреев ранены, почти 200 – убиты. Это привело к массовой миграции евреев из Ирака – в следующие 10 лет уехали 80% еврейского населения. Приток евреев в Палестину только усиливал напряжение в отношениях евреев и арабов, и в конце концов привел к первой арабо-израильской войне. До сих пор эта нерешенная проблема является одним из очагов конфликта на Ближнем Востоке.
Феминизм, аборты, мигранты – злободневные темы на повестке дня   Еще один аспект, который можно затронуть, говоря о демографических последствиях Второй Мировой – это огромные потери трудоспособного мужского населения. Здесь пожалуй, одним из самых ярких примеров является Франция. С такой проблемой она столкнулась еще после Первой Мировой Войны. Государство, чтобы стимулировать рождаемость, в 1920 года запретило любую противозачаточную пропаганду. Аборт наказывался Судом Присяжных. В 1923 году ввоз контрацептивов был запрещен. В 1939 году репрессии за аборт усилились, в 1942 году аборт стал государственным преступлением. Абортистов приговаривали к смерти и гильотировали. (Информация с сайта фемок: http://8mars.info/interdiction-de-contraception-et-avortement?lang=fr) > вывод: очевидно, такая политика внесла свою лепту в формирование феминистского движения   Тем не менее, такие меры не сильно повысили рождаемость в стране, и недостаток рабочей силы продолжал ощущаться. После ВМВ Национальный Институт демографических исследований опубликовал доклад, который указывал на дефицит населения страны. Большинство исследователей стало говорить о необходимости проведения интенсивной миграционной политики. Указом от 2 ноября 1945 г. были определены условия въезда и пребывания мигрантов во Франции. Была также создана Национальная иммиграционная служба (ONI), которой предоставлялось монопольное право на управление миграционными потоками и наём иностранной рабочей силы, а также организацию переселения (воссоединения) семей. Она оценивала профессиональную пригодность претендента на работу во Франции и оформляла вид на жительство. Но возлагаемые на неё надежды не оправдались: процедуры въезда были слишком запутаны, приём семей иммигрантов был оставлен без внимания, проблема жилья не была решена. Всё это повлекло за собой появление на рынке жилья незаконной рабочей силы и незаконной эмиграции и, как следствие, негативное общественное мнение об иммигрантах, что показали опросы 1947 и 1948 гг. Особенно сильна была в этот период североафриканская миграция во Францию. Если в 1946 году во Франции насчитывалось 1916 туниссцев, то в 1954 году – 4800. Источник: Институт Этнологии и Антропологии РАН – «Североафриканская миграция во Францию».

 

Экологические последствия

    Если условно собрать разрозненные территории воедино, то мы получим выжженные, разрушенные и опустелые земли размером с такую страну как Индия.

Последствия Второй мировой войны не привели к глобальной природной катастрофе, но причинили серьезный урон хрупким экосистемам, в частности, Тихоокеанского региона. Причем это был не побочный эффект военных действий, а целенаправленные акции по уничтожению ресурсных баз отдельных регионов.

    Так, нацисты отметились массовой вырубкой польских лесов, а также разрушением в 1944 году дамб в Голландии, из-за чего было затоплено более 200 тыс. га приморских низменностей. Серьезные последствия для окружающей среды имела тактика «выжженной земли», применявшаяся вермахтом при отступлении. Не гнушались подобными мерами и другие участники войны.

    При бомбардировке союзной авиацией Гамбурга и Дрездена был вызван эффект «огненных бурь», которые уничтожали на своем пути не только очаги человеческой культуры, но и окружающую природу. Ощутимые последствия для природы имело строительство оборонительных сооружений: образовывавшиеся в результате работ искусственные овраги и отвалы серьезно изменяли рельеф, вместе с этим перемещался грунт, уничтожался растительный покров, а поверхностные и подземные воды загрязнялись горюче-смазочными материалами и стоками.

    Кроме этого изменяли ландшафт и уничтожали почву маневры большого числа бронетехники. Ученые отмечают, что крупные сражения с участием бронетанковых войск, артиллерии и авиации по сути «изымали громадные территории из сферы полезной для человека деятельности».

    За время Второй мировой войны было потоплено более 10 тыс. судов, большая часть из которых имела нефтяное отопление. Как результат – нефтяные пятна, постепенно распространявшиеся по поверхности воды и отравлявшие придонную фауну.

Но есть место, понесшее ни с чем не сравнимый экологический ущерб – Балтийское море. 27 декабря 1947 года завершилась одна из самых секретных операций в истории. Военно-морские силы союзников (СССР, США и Великобритании) отправили на дно Балтийского моря запасы химического оружия поверженной Германии. Затоплению подверглись 302 875 тонн боеприпасов, содержащих 14 типов отравляющих веществ, в том числе опаснейший иприт. Масса отравляющих веществ в чистом виде составила примерно 60 тыс. тонн. По новым подсчетам специалистов на дне Балтийского моря лежит 422 875 тонн химического оружия и 85 тыс. тонн «чистых» отравляющих веществ. Причем глубина их залегания зачастую не превышает 100 метров.

Те, кто принимал решение по затоплению химического оружия наивно полагали, что проблема будет решена раз и навсегда. Действительно, с точки зрения науки тех лет это самый простой и надежный способ избавиться от опасного наследия. Считалось, что даже при одновременной разгерметизации всех боеприпасов концентрация отравляющих веществ благодаря их перемешиванию с морской водой снизится до безопасного уровня уже через несколько часов. Только спустя годы британский генетик Шарлота Ауэрбах откроет страшные мутагенные свойства иприта: даже несколько молекул на литр воды этого отравляющего вещества сохраняют свои опасные свойства. Пройдя по пищевой цепочке, иприт может отозваться в человеке спустя месяцы и годы страшными болезнями. А через поколения, по мнению врачей, возрастает риск рождения психически и физически неполноценных детей.

Специалисты подсчитали, что скорость коррозии оболочек боеприпасов составляет примерно 0,1-0,15 мм/год. Известно, что толщина оболочек в среднем 5-6 мм. Последняя экспедиция, проводившаяся в 2001 году подтвердила процесс поступления широкого спектра отравляющих веществ в воду. В ближайшие годы в Балтийском регионе ученые не исключают возможности экологической катастрофы.

    Ядерная атака на японские города Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года имела ужасающие последствия: в Хиросиме погибло 200 000 человек, в Нагасаки – 80 000. Уровень смертности населения от лейкемии, возникшей в результате радиационного облучения к концу 1970-х годов повысился на 95%. Заметно участились случаи генетических отклонений у рожденных после атомного взрыва. Температура в эпицентре взрыва достигала нескольких миллионов градусов. Согласно отчету префектуры Нагасаки «все люди и животные в радиусе 1 км. погибали почти мгновенно». Тепловое излучение было таким мощным, что все живое в буквальном смысле испарялось.

    Точную оценку степени радиационного загрязнения в пострадавших от взрыва регионах дать сложно из-за недостатка информации. Известно, что сброшенная на Хиросиму бомба «Малыш» содержала 64 кг урана, из которых только в 700 г происходила ядерная реакция. По мнению исследователей, уровень радиационного загрязнения местности не был значительным, хотя и представлял серьезную опасность для населения. Для сравнения, в момент аварии на Чернобыльской АЭС в активной зоне реактора находилось несколько тонн радиоактивных веществ, приведших к экологической и гуманитарной катастрофе.

    Предотвратить серьезные последствия для окружающей среды и, в частности, для почвы позволил тот факт, что бомбы взрывались на высоте нескольких сот метров. Основными поражающими факторами были ударная волна, а также световое и тепловое излучение. Ученые считают, что уже в считанные месяцы радиационный фон в Хиросиме и Нагасаки был безопасным, о чем свидетельствуют посещения этих мест зарубежными комиссиями.

        

Экономические последствия

· Суммарные материальные потери от мировой войны составили 316 миллиардов долларов.

· Были разрушены: промышленная инфраструктура[5], жилищный фонд, транспортная сеть. К концу второй мировой войны объем промышленного производства составлял треть довоенного уровня в основных странах Западной Европы. В Германии, Италии и Польше промышленная база после война сократилась более чем на 50% по сравнению с довоенным уровнем.

· Были всерьез истощены ресурсы, нехватка которых ощущалась еще в предвоенный период. Особенно это касается продовольственных ресурсов: в годы войны было введено нормированное распределение (карточная система), которое сохранялось до конца 1948 года.

· Была деформирована отраслевая структура экономики: в годы войны приоритет отдавался развитию тех отраслей, которые были нацелены либо непосредственно на ведение войны (боеприпасы, вооружение), либо были с этим очень тесно связаны (добыча ресурсов). Гипертрофированное развитие одних отраслей в экономике является серьезным негативным последствием войны.

· Моральное и физическое истощение населения, деквалификация. На повестке дня встал вопрос о решении гигантского комплекса социальных проблем

· Кризис финансовой системы. Но в отличие от краха финансовой системы после ПМВ, страны, понимая, к чему приведет война, еще до окончания войны предприняли меры, чтобы максимально сгладить негативный эффект войны в данной отрасли. В 1944 году Бреттон-Вудская конференция положила начало новой системе мировых финансов.

США

    Война превратила США в одну из самых сильных в военном и экономическом отношении держав. Несмотря на то, что в войне погибло 300 тыс. человек, а ущерб от войны составил 1,2 млрд. долларов, это был лишь 0,4% от общих потерь в годы ВМВ.

ü С 1941 по 1945 гг. США поставили своим союзникам военную технику на сумму 46 млрд. долларов (из них: 30 млрд. долларов - Великобритании, 9 млрд. долларов – СССР).

ü Зарубежные страны взяли у США долг на сумму 41 млрд. долларов.

ü Почти 70% мировых запасов золота были сконцентрированы в хранилищах США.

ü Доллар превратился в господствующую валюту в торговле и при экономическом обмене.

ü Военные заказы позволили промышленности так быстро развиваться, что среднегодовой рост производства в промышленности составил 15%.

ü В 1947 году 54% от объема вырабатываемой в мире продукции приходилось на долю США.

ü Национальный доход США удвоился

ü Мощность американского флота выросла в 5 раз.

Тем не менее, в первые послевоенные годы перед США встала проблема реконверсии (перевода на мирные рельсы). Она предполагала проведение военной демобилизации и демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсия проходила под контролем государства:

Ø В ноябре 1945 г. президент Г. Трумэн подписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. дол.

Ø Была ускорена продажа государственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу[6].

Ø С помощью правительства крупные корпорации в относительно короткий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос на новейшее оборудование, которое постепенно заменяло изношенное или устаревшее за годы кризиса и войны.

Ø Мелким и средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее им было трудно конкурировать с крупным бизнесом.

Ø Аналогичной была ситуация в сельском хозяйстве, где в 1945 — 1947 гг. сохранялась благоприятная рыночная конъюнктура.

После второй мировой войны Соединенным Штатам удалось избежать кризиса реконверсии, подобного кризису 1920—1921 гг. Эта объяснялось тем, что в результате так называемого отлаженного спроса в стране имелось около 129 млрд. дол. ликвидных накоплений, готовых создать стимул для производства товаров широкого потребления и для капитального строительства.

Наступление мирного времени повлекло за собой свертывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на экономику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал ответственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить "максимальные" занятость, производство и покупательную способность". В соответствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), обязанный следить за хозяйственным пульсом страны и представлять ежегодно доклад президенту. Глава государства должен был в свою очередь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринимателям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.

Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который последовал после отмены в конце 1946 г. государственного контроля над ценами и заработной платой. Пресечение инфляции президент назвал первостепенной задачей в экономическом послании Конгрессу в январе 1948 г.

В этом же году экономика США, исчерпав стимулирующее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. промышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в 1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Трумэна предложила программу реформ, получивших название "справедливого курса". Она предусматривала повышение минимума заработной платы, строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами, оказание помощи фермерам и финансовую поддержку штатам на цели образования, введение системы медицинского страхования и др. Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался нео-кейнсианцами как один из "стабилизаторов" американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квартир для низко доходных семей в течение шести лет.

Смягчению послевоенной рецессии способствовали осуществление "плана Маршалла" и война в Корее. "План Маршалла", или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления ежегодных отчетов Конгрессу США. В "плане Маршалла" согласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение четырех лет действия "плана Маршалла" Конгресс США выделил 13 млрд. дол., 2/3 из которых было истрачено на закупки американских товаров. Благодаря "плану Маршалла" США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономику европейских стран.

Стимулирующее воздействие на американскую экономику оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. Закон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производственных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. в стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных самолетов — в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения — в 4,5 раза и т.д. Расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952 — 1953 гг. составили 5 млрд. дол., что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.

За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. дол., т.е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше предприятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые заводы строились в расчете на смешанное военное и гражданское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1958 г. на 37 %; расширилась занятость, повысились заработки за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ.

Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она предопределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой второй мировой войны генерал Д. Эйзенхауэр, с которым широкие массы связывали надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. война в Корее была прекращена.

Великобритания

Несмотря на то, что Великобритания внесла посильный вклад в победу над фашизмом, война ослабила страну с экономической, политической и военной точки зрения. Черчилль охарактеризовал послевоенное положение Британии как «Победа и трагедия»:

ü Людские потери: 245 тысяч человек убитых, 278 тысяч искалеченных

ü Военные расходы Великобритании составили 25 млрд. фунтов стерлингов

ü Она потеряла четверть своего национального богатства

ü Внутренний государственный долг увеличился за 1939-1945 гг. с 7,24 до 21,5 млрд. ф ст

ü Внешний долг составлял 3,3 млрд. фунтов стерлингов

ü Она лишилась четверти своих зарубежных капиталовложений

ü Потеряла 30% торгового флота

ü Импорт превысил экспорт

ü Спад в хлопковой отрасли составил 50%, в угольной – 16%

ü Производство сельскохозяйственной продукции сократилось наполовину

ü Однако объем военной промышленности увеличился в 5 раз. Великобритания наладила массовое производство самолетов, танков, пушек, других видов оружия

ü Начавшийся после войны процесс деколонизации больно ударил по Британской империи

ü Наличие ядерного оружия у США нанесло огромный ущерб имиджу Великобритании

Политическая ситуация в Британии (на случай если КО спросит) – в 104 билете

Франция

    В результате Второй Мировой Войны была ликвидирована Третья Французская Республика, созданная в 1875 году.

ü Материальный ущерб составил 1440 млрд. франков.

ü Промышленное производство составляло 62% от довоенного уровня

ü Производство сельского хозяйства снизилось в 2 раза.

ü Стоимость франка снизилась в 6 раз.

ü Более 100 мелких торговых и промышленных предприятий перестали существовать.

ü Число безработных превысило 600 тысяч человек

В октябре 1945 года прошли выборы в Учредительное собрание. Победу одержали представители Партии народных республиканцев, ФСП и ФКП. Правительство возглавил генерал де Голль. Началась разработка проекта новой конституции. Де Голль настаивал на том, что Франция должна быть президентской республикой, а все остальные желали видеть Францию республикой парламентской. Шарль де Голль своей цели не добился и вышел в отставку. 13 октября 1946 года была принята Конституция 4-ой французской республики.

    Правительство уделяло особое внимание восстановлению послевоенной экономики. В 1948 году промышленное производство достигло довоенного уровня, что позволило ликвидировать карточную систему. Правительство также, как в Англии, начало проводить национализацию, выкупая у частных собственников крупные предприятия и целые отрасли: электростанции, угольные месторождения, авиационные и страховые компании, автомобильный завод «Рено». Основная ставка делалась на развитие тяжелых отраслей. Особое значение имел план модернизации, который включал социально-экономические преобразования.

Италия

    Во ВМВ погибло или пропало без вести 500 тысяч итальянских солдат, 3 млн.человек остались без жилья, 2 млн. человек – без работы. Промышленное производство снизилось на 70%, а сельскохозяйственное – на 40%. Страна потеряла треть своих национальных богатств. В соответствии с Парижским мирным договором от 10 февраля 1947 года Италия лишилась всех своих колоний.

    Демонтаж тоталитарной фашистской модели в Италии совершился очень быстро. В 1946 году в стране провели референдум о судьбе монархии, на которой большинство получили ее противники. Прошедшие выборы в Учредительное собрание подтвердили влияние основные политических партий: христианских демократов, социалистов, коммунистов. Конституция устанавливала в Италии президентскую республику, но двухпалатных парламент сохранял широкие права.

Правительство возглавил Альчидо де Гаспери (1881-1954) – лидер итальянской Христианско-демократической партии. Именно при нем происходило становление новой демократической государственности страны и ее общественно-политической системы, просуществовавшей до конца 1980-х гг. Значение этой личности в истории Италии сопоставимо с заслугами великого итальянского реформатора начала XX в. Дж. Джолитти.

Правительство Гаспери начало проводить политику экономического восстановления страны. Те отрасли промышленности, которые находились под контролем государства, получили сильную поддержку. Дешевизна рабочей силы в Италии, где продолжало существовать разделение страны на аграрный Юг и промышленный Север, позволяла интенсифицировать экономическое развитие. Особенностью послевоенной Италии была миграция населения из аграрных районов в промышленные. Массовая эмиграция итальянцев в США, несмотря на очевидный отток потенциальных наемных рабочих, тем не менее, также оказывала положительное влияние. Эмигранты высылали на родину валюту. Казна страны получала необходимые пополнения через этот канал. С периодом с 1946 по конец 1950-х гг. связано т.н. «итальянское чудо» (высокие темпы экономического развития страны и постепенный выход ее на международную арену как одной из ведущих держав Западного блока).

 

Про Германию - в файле «Немецкое экономическое чудо»


 

Билет 98: «Роль США в послевоенной мировой экономике. Сущность и значение плана Маршалла».

 

США — единственная страна мира, чья экономика вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей. Более того, за годы войны национальный доход страны возрос в два раза. После войны на долю США приходилось 60% промышленной продукции, 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира. Известный бельгийский историк и экономист Герман Ван дер Bee отмечал: «Соединенные Штаты вышли из войны определенно усилившимися». Поэтому сразу после войны страна смогла быстро и успешно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции. К середине 1947 г. этот переход был завершен. Основу его составили следующие факторы: хорошая организация государственного управления, программы реконверсии для солдат, возвратившихся с фронта, быстрый рост частного потребления, столь же быстрое расширение инвестиций в запасы и оборудование, наконец, развитие под воздействием правительственной политики экспорта благ и услуг. Увеличился индекс валового национального продукта (ВНП) США.

Технологическое превосходство и самая высокая производительность труда, обильные прибыли позволяли финансировать новые капиталовложения как внутри страны, так и за ее пределами.

В послевоенной внешнеэкономической политике США особое место занимает Западная Европа. В своих связях с этим регионом США прошли за послевоенный период путь от патронирования до взаимоотношений относительного равенства. 

На этом этапе США прилагали значительные усилия по социально-экономической стабилизации своих западноевропейских союзников. 5 июня 1947 г. в качестве «программы возрождения Европы» после Второй мировой войны был представлен план Маршалла, названный так по имени его разработчика — госсекретаря США Дж. Маршалла. Планом предусматривалось выделение на определенных условиях займов и кредитов. В плане Маршалла согласились участвовать 16 европейских стран. С апреля 1948 г. по февраль 1952 г. страны Западной Европы (Англия, Франция, Голландия, Испания, Западная Германия) получили 17 млрд. долл. по плану Маршалла. Одновременно с этим американский бизнес выгодно скупал западноевропейские предприятия. План Маршалла явился удачным сочетанием государственных внешнеполитических интересов с финансовыми и деловыми устремления американского монополистического капитала. В результате реализации Плана Маршалла американский экспорт в европейские страны вырос с 9,5 млрд. долл. в 1946 г. до 15 млрд. в 1952 г. и принес огромные прибыли американским монополиям. СССР назвал План Маршалла попыткой перевооружения Германии и установления американских монополий во всем мире.

Для проведения в жизнь плана по укреплению позиций западноевропейского капитализма, утверждения в регионе американского влияния была создана специальная Организация Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС)[7], осуществлявшая контроль за распределением средств и условиями их использования.

С началом Холодной войны США активно противостояли коммунистическим тенденциями во всем мире. Здесь ярким примером может служить и «доктрина Трумена» об оказании помощи Греции и Турции, и политика США в Латинской Америке.

В 1947 г. в Рио-де-Жанейро по инициативе США состоялась Панамериканская конференция с участием всех латиноамериканских республик, в ходе которой в рамках ООН был выработан региональный план обороны на случай коммунистической агрессии. Пакт Рио-де-Жанейро предусматривал, что «вооруженное нападение на любое американское государство будет рассматриваться как нападение на все американские государства».

Сотрудничество президента Аргентины Перона с гитлеровской Германией в годы войны вызывало беспокойство американской администрации. Но в 1947 г. Трумэн объявил, что это латиноамериканское государство успешно справилось с местными нацистами и может присоединиться к свободному миру. Решающую роль в изменении отношения администрации США к Аргентине сыграло то, что Перон был убежденным антикоммунистом.

Странам Латинской Америки не удалось заручиться согласием Конгресса США на оказание им экономической помощи, аналогичной Плану Маршалла. Озабоченная революционными выступлениями населения Боготы (Колумбия), администрация Соединенных Штатов содействовала образованию в апреле 1948 г. Организации американских государств (ОАГ) с целью создания коллективной системы безопасности.

Провозглашенная США политика «Сдерживания коммунизма» столкнулась с ростом национального самосознания народов Европы, Азии и Африки, не желающих мириться с вмешательством заокеанской державы в их внутренние дела. Угрозы США о возможном пересмотре ими условий политической или экономической поддержки стран и их правительств, пытавшихся занять нейтральную позицию в конфронтации с «коммунизмом», стали играть негативную роль. В тех случаях, когда американское правительство считало более благоразумным воздерживаться от прямого вмешательства в развитие событий в том или ином регионе мира, к процессу оказания давления подключались финансово-экономические ресурсы монополистического капитала США.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.187.106 (0.075 с.)