Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психотехнический инструментарий, используемый для диагностики структуры семьи
С помощью данных методов можно оценить состав семьи и следующие параметры семейной структуры: сплоченность (эмоциональная связь, близость или привязанность между членами семьи), иерархия, границы, характер коммуникаций, особенности ролевого взаимодействия и гибкость семейной системы. Ряд диагностических процедур, применяемых для диагностики структуры семьи, такие как: методика «Семейная социограмма», графические тесты «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи», относятся к классу техник, опирающихся на пространственную репрезентацию семейной системы с применением замещающих фигур для членов семьи. Для диагностики структуры семьи могут быть использованы все представленные в этом разделе методики, вне зависимости оттого, на каком этапе жизненного цикла она находится, нормативный или ненормативный кризис она переживает.
Психотехнический инструментарий, используемый для диагностики детско-родительских отношений семьи Исходя из понимания семьи как системы, как поля взаимовлияний, можно утверждать, что любые изменения, происходящие в функционировании семьи, будут оказывать влияние на существование всех ее членов и, прежде всего, на развитие ребенка. Дети остро реагируют на любые изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке со стороны взрослых, их позиции по отношению к ним, к состояниям матери и отца и обычно быстро реагируют на изменения стереотипов повседневной жизни. Как правило, при переживании семьей кризиса развития, как нормативного, так и ненормативного, самыми уязвимыми членами семьи оказываются именно дети. Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате длительных отлучек одного из них или их обоих, отсутствия тепла и заботы со стороны родителей, развода, отказа от ребенка, а также при наличии выраженного внутрисемейного конфликта, влияющего на характер детско-родительских отношений и пр. Таким образом, позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка. Исследование детско-родительских отношений свидится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществляется выбор методик. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» с точки зрения родителя. Важнейшейсферой деятельности семейного психолога является работа с родителями, ибо взрослые, находящиеся рядом с ребенком, определяют формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителей, семейный психолог-практик обращает внимание на особенности семейного воспитания: отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Эти аспекты взаимоотношений родителей и детей исследуются с помощью следующих методик: методика измерения родительских установок и реакций (PART) (E. Шефер, Р. Белл; в адаптации Т. Н. Нещерет); опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (В. В. Юстицкис, Э. Г. Эйдемиллер); тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин); опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для взрослых) (И. М. Марковская).
Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка: проективныйграфический тест «Рисунок семьи»; проективнаяметодикаР. Жиля; опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (вариант для детей) (И. М. Марковская); опросник «Родителей оценивают дети» — модификация опросника «Анализ семейных отношений» (АСВ), выполненная И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным.
Область применения. Диагностика психологического здоровья семьи осуществляется в широком диапазоне форм социальнойработы. Это в значительной мере определяет ее содержание и направления основных усилий специалиста. 1. В семейной психотерапии: а) на подготовительном этапе с целью выработки схемы совместных действий специалиста и членов семьи; б) в ходе психотерапевтической работы для подтверждения или коррекции избранной схемы взаимодействия специалиста и семьи; в) на завершающем этапе для определения эффективности психотерапевтических усилий и выработки семье рекомендаций на дальнейшее самосовершенствование.
2. В работе с подростками: а) выявление причин девиантного поведения подростков; б) выработка рекомендации на коррекцию их поведения. 3. При оформлении опекунства (усыновление, удочерение детей): а) изучение состояния психологического здоровья семьи, решающей вопросы опекунства (для принятия окончательного решения); б) изучение тенденций (изменений) психологического здоровья семьи после появления нового члена семьи и выработка ей рекомендаций. 4. В консультационно-коррекционной работе: а) при стадийных изменениях в жизнедеятельности семьи с целью определения мер снижения остроты протекания адаптационных процессов (изменение состава, ролевой структуры семьи; изменение статуса семьи; изменение функциональной сферы и др.); б) в профилактических целях при наличии или назревании в семье (между супругами, между родителями и детьми) конфликтов; в) при формировании семьи и развитии внутрисемейных отношений. 5. В реабилитационной работе по восстановлению семей беженцев и вынужденных переселенцев: а) изучение личностных и внутрисемейных деформаций, вызванных временным (длительным) раздельным проживанием семьи; б) выработка рекомендаций дальнейшей социализации семей, оказавшихся в жизненно трудных ситуациях. 6.В системе подготовки социальных работников (семейных психологов, социальных семейных педагогов, специалистов по социальной работе различного профиля): а) при разработке и реализации учебных программ, учебных заданий и учебно-методических пособий по проблемам социальной работы с семьей; б) в период учебной и производственной практики студентов, слушателей в сфере социальной работы с семьей. 7. В деятельности социальных служб при главах администрации: а) для организации мероприятий по паспортизации семей и создания банка данных об актуальных проблемах их жизнедеятельности; б) в целях организации существующих и открытия новых структур социальной работы с семьей (центров, служб семьи, консультаций, клубов, обществ и т.д.) в микрорайоне, муниципальном округе, городе и т.д.). 8. В научной и научно-исследовательской работе: а) для исследования проблем психологического здоровья различных категорий семей, выработки перспектив совершенствования государственной (региональной) семейной политики и социальной работы; б) при подготовке научных и научно-педагогических кадров в области социальной работы с семьей; в) при реализации совместных с зарубежными специалистами научных программ по социальной работе с семьей. 9. В развитии собственного психолого-педагогического потенциала членов семьи: а) при организации и проведении семейного всеобуча; б) для совершенствования навыков и умений членов семьи в самооценке, саморегуляции собственных состояний, отношений, а также в решении внутрисемейных проблем психологического здоровья. Область применения методики во многом обусловливает объект обследования, способы и методы получения необходимых данных, цели их дальнейшего использования в социальной работе с семьей (принятие управленческих решений, разработка рекомендаций социальным работникам и их клиентам, непосредственная социальная защита или поддержка конкретной семьи и т.д.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.007 с.) |