Психотехнический инструментарий, используемый для диагностики структуры семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психотехнический инструментарий, используемый для диагностики структуры семьи



С помощью данных методов можно оценить состав семьи и следующие параметры семейной структуры: сплоченность (эмоциональная связь, близость или привязанность между членами семьи), иерархия, границы, характер коммуникаций, особенности ролевого взаимодействия и гибкость семейной системы.

Ряд диагностических процедур, применяемых для диагностики структуры семьи, такие как: методика «Семейная социограмма», графические тесты «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи», относятся к классу техник, опирающихся на пространственную репрезентацию семейной системы с применением замещающих фигур для членов семьи.

Для диагностики структуры семьи могут быть использованы все представленные в этом разделе методики, вне зависимости оттого, на каком этапе жизненного цикла она находится, нормативный или ненормативный кризис она переживает.

 

Психотехнический инструментарий, используемый для диагностики детско-родительских отношений семьи

Исходя из понимания семьи как системы, как поля взаимовлияний, можно утверждать, что любые изменения, происходящие в функционировании семьи, будут оказывать влияние на существование всех ее членов и, прежде всего, на развитие ребенка. Дети остро реагируют на любые изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке со стороны взрослых, их позиции по отношению к ним, к состояниям матери и отца и обычно быстро реагируют на изменения стереотипов повседневной жизни. Как правило, при переживании семьей кризиса развития, как нормативного, так и ненормативного, самыми уязвимыми членами семьи оказываются именно дети. Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате длительных отлучек одного из них или их обоих, отсутствия тепла и заботы со стороны родителей, развода, отказа от ребенка, а также при наличии выраженного внутрисемейного конфликта, влияющего на характер детско-родительских отношений и пр. Таким образом, позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Исследование детско-родительских отношений свидится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществляется выбор методик.

Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» с точки зрения родителя. Важнейшейсферой деятельности семейного психолога является работа с родителями, ибо взрослые, находящиеся рядом с ребенком, определяют формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителей, семейный психолог-практик обращает внимание на особенности семейного воспитания: отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Эти аспекты взаимоотношений родителей и детей исследуются с помощью следующих методик: методика измерения родительских установок и реакций (PART) (E. Шефер, Р. Белл; в адаптации Т. Н. Нещерет); опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (В. В. Юстицкис, Э. Г. Эйдемиллер); тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин); опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для взрослых) (И. М. Марковская).

Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка: проективныйграфический тест «Рисунок семьи»; проективнаяметодикаР. Жиля; опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (вариант для детей) (И. М. Марковская); опросник «Родителей оценивают дети» — модификация опросника «Анализ семейных отношений» (АСВ), выполненная И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным.

 

Область применения.

Диагностика психологического здоровья семьи осуществляется в широком диапазоне форм социальнойработы. Это в значительной мере определяет ее содержание и направления основных усилий специалиста.

1. В семейной психотерапии:

а) на подготовительном этапе с целью выработки схемы совместных действий специалиста и членов семьи;

б) в ходе психотерапевтической работы для подтверждения или коррекции избранной схемы взаимодействия специалиста и семьи;

в) на завершающем этапе для определения эффективности психотерапевтических усилий и выработки семье рекомендаций на дальнейшее самосовершенствование.

2. В работе с подростками:

а) выявление причин девиантного поведения подростков;

б) выработка рекомендации на коррекцию их поведения.

3. При оформлении опекунства (усыновление, удочерение детей):

а) изучение состояния психологического здоровья семьи, решающей вопросы опекунства (для принятия окончательного решения);

б) изучение тенденций (изменений) психологического здоровья семьи после появления нового члена семьи и выработка ей рекомендаций.

4. В консультационно-коррекционной работе:

а) при стадийных изменениях в жизнедеятельности семьи с целью определения мер снижения остроты протекания адаптационных процессов (изменение состава, ролевой структуры семьи; изменение статуса семьи; изменение функциональной сферы и др.);

б) в профилактических целях при наличии или назревании в семье (между супругами, между родителями и детьми) конфликтов;

в) при формировании семьи и развитии внутрисемейных отношений.

5. В реабилитационной работе по восстановлению семей беженцев и вынужденных переселенцев:

а) изучение личностных и внутрисемейных деформаций, вызванных временным (длительным) раздельным проживанием семьи;

б) выработка рекомендаций дальнейшей социализации семей, оказавшихся в жизненно трудных ситуациях.

6.В системе подготовки социальных работников (семейных психологов, социальных семейных педагогов, специалистов по социальной работе различного профиля):

а) при разработке и реализации учебных программ, учебных заданий и учебно-методических пособий по проблемам социальной работы с семьей;

б) в период учебной и производственной практики студентов, слушателей в сфере социальной работы с семьей.

7. В деятельности социальных служб при главах администрации:

а) для организации мероприятий по паспортизации семей и создания банка данных об актуальных проблемах их жизнедеятельности;

б) в целях организации существующих и открытия новых структур социальной работы с семьей (центров, служб семьи, консультаций, клубов, обществ и т.д.) в микрорайоне, муниципальном округе, городе и т.д.).

8. В научной и научно-исследовательской работе:

а) для исследования проблем психологического здоровья различных категорий семей, выработки перспектив совершенствования государственной (региональной) семейной политики и социальной работы;

б) при подготовке научных и научно-педагогических кадров в области социальной работы с семьей;

в) при реализации совместных с зарубежными специалистами научных программ по социальной работе с семьей.

9. В развитии собственного психолого-педагогического потенциала членов семьи:

а) при организации и проведении семейного всеобуча;

б) для совершенствования навыков и умений членов семьи в самооценке, саморегуляции собственных состояний, отношений, а также в решении внутрисемейных проблем психологического здоровья.

Область применения методики во многом обусловливает объект обследования, способы и методы получения необходимых данных, цели их дальнейшего использования в социальной работе с семьей (принятие управленческих решений, разработка рекомендаций социальным работникам и их клиентам, непосредственная социальная защита или поддержка конкретной семьи и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.007 с.)