Тема занятия №2: Диагностические проблемы, современные подходы в изучении семьи и области применения методики диагностики психологического здоровья семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия №2: Диагностические проблемы, современные подходы в изучении семьи и области применения методики диагностики психологического здоровья семьи



Тема занятия №2: Диагностические проблемы, современные подходы в изучении семьи и области применения методики диагностики психологического здоровья семьи

Указания:

Ознакомьтесь с теоретическим материалом:

 

Трудности социально-психологического изучения семьи обусловлены:

а) сложностью семьи как социальной и психологической системы. Она включает в себя большое количество взаимоотношений и взаимосвязей, которые зависят от личностных особенностей членов семьи, ее окружения, обычаев и т. п.;

б) отсутствием единого научного подхода к пониманию семьи и ее структуры. Ни в психологии, ни в социологии, ни в философии нет общей теории семейных отношений. Более того, существует много трудно сопоставимых, порой противоречивых позиций;

в) влиянием стереотипов и обыденных представлений о семье, где каждый человек имеет свой собственный опыт семейной жизни, отличный от другого, понимает норму семейных отношений;

г) скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье процессов. По ряду моральных и этических принципов многие процессы, происходящие в семье, ее обычаи, традиции скрыты от внешнего наблюдения, некоторые сферы семейной жизни совершенно не доступны специалисту;

д) изменчивостью семейных процессов. Многие события семейной жизни протекают так быстро, не задерживая на себе внимания, что легко ускользают даже от опытного тренированного наблюдателя;

е) разбросанностью данных. Интересные для психолога явления часто находятся в разных сферах жизнедеятельности семьи и проявляются только в отдельные моменты ее жизни. Чтобы выявить такие моменты, нередко приходится сознательно создавать и исследовать ситуации, где эти явления проявляются.

Перед психологами, изучающими семью, сразу возникают три основные проблемы:

1) нужно ли изучать всю семью, если к специалисту обратился только один из ее членов;

2) существует ли единая система изучения семьи;

3) каковы основные, наиболее адекватные пути и методы получения информации.

Подавляющее большинство специалистов приходят к выводу, что необходимо изучать всю семью в целом, вне зависимости от количества обратившихся. Однако необходимо выбрать правильную стратегию и тактику поиска информации. Процесс изучения семьи строится так, чтобы каждый новый шаг заметно приближал к первоисточнику нарушений и давал информацию о приоритетном направлении дальнейшего изучения.

 

Сбор анамнеза

При разработке диагностической системы внимание акцентируется на том, какую конкретно информацию и в какой последовательности психолог должен получить в ходе изучения семьи.

Все модели анамнеза (вне зависимости от теоретической позиции автора) включают три блока информации:

1. Общие сведения о семье (состав, возраст членов семьи, количество прожитых лет, первичность брака, образование членов семьи, профессии и т. п.)

2. Актуальные проблемы и нарушения: возникновение, развитие и продолжительность затруднений; события в жизни семьи, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; время возникновения проблемы; изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные семейными проблемами; непосредственная причина обращения к специалисту; предшествующие попытки разрешения проблемы и результаты этого; наличие девиантных моделей поведения в семье и т. п.

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения и связанные с ними проблемы). Также для сбора анамнеза важно получить информацию о самооценке, о бессознательном (темы, которые постоянно избегаются), о системе ценностей клиента и его семьи в целом. Специалист может вести краткую запись сообщаемой информации (лучше диктофонную). Затем данные заносятся в карту приема. При сборе анамнеза рекомендуется руководствоваться критерием разумной необходимости.

 

Область применения.

Диагностика психологического здоровья семьи осуществляется в широком диапазоне форм социальнойработы. Это в значительной мере определяет ее содержание и направления основных усилий специалиста.

1. В семейной психотерапии:

а) на подготовительном этапе с целью выработки схемы совместных действий специалиста и членов семьи;

б) в ходе психотерапевтической работы для подтверждения или коррекции избранной схемы взаимодействия специалиста и семьи;

в) на завершающем этапе для определения эффективности психотерапевтических усилий и выработки семье рекомендаций на дальнейшее самосовершенствование.

2. В работе с подростками:

а) выявление причин девиантного поведения подростков;

б) выработка рекомендации на коррекцию их поведения.

3. При оформлении опекунства (усыновление, удочерение детей):

а) изучение состояния психологического здоровья семьи, решающей вопросы опекунства (для принятия окончательного решения);

б) изучение тенденций (изменений) психологического здоровья семьи после появления нового члена семьи и выработка ей рекомендаций.

4. В консультационно-коррекционной работе:

а) при стадийных изменениях в жизнедеятельности семьи с целью определения мер снижения остроты протекания адаптационных процессов (изменение состава, ролевой структуры семьи; изменение статуса семьи; изменение функциональной сферы и др.);

б) в профилактических целях при наличии или назревании в семье (между супругами, между родителями и детьми) конфликтов;

в) при формировании семьи и развитии внутрисемейных отношений.

5. В реабилитационной работе по восстановлению семей беженцев и вынужденных переселенцев:

а) изучение личностных и внутрисемейных деформаций, вызванных временным (длительным) раздельным проживанием семьи;

б) выработка рекомендаций дальнейшей социализации семей, оказавшихся в жизненно трудных ситуациях.

6.В системе подготовки социальных работников (семейных психологов, социальных семейных педагогов, специалистов по социальной работе различного профиля):

а) при разработке и реализации учебных программ, учебных заданий и учебно-методических пособий по проблемам социальной работы с семьей;

б) в период учебной и производственной практики студентов, слушателей в сфере социальной работы с семьей.

7. В деятельности социальных служб при главах администрации:

а) для организации мероприятий по паспортизации семей и создания банка данных об актуальных проблемах их жизнедеятельности;

б) в целях организации существующих и открытия новых структур социальной работы с семьей (центров, служб семьи, консультаций, клубов, обществ и т.д.) в микрорайоне, муниципальном округе, городе и т.д.).

8. В научной и научно-исследовательской работе:

а) для исследования проблем психологического здоровья различных категорий семей, выработки перспектив совершенствования государственной (региональной) семейной политики и социальной работы;

б) при подготовке научных и научно-педагогических кадров в области социальной работы с семьей;

в) при реализации совместных с зарубежными специалистами научных программ по социальной работе с семьей.

9. В развитии собственного психолого-педагогического потенциала членов семьи:

а) при организации и проведении семейного всеобуча;

б) для совершенствования навыков и умений членов семьи в самооценке, саморегуляции собственных состояний, отношений, а также в решении внутрисемейных проблем психологического здоровья.

Область применения методики во многом обусловливает объект обследования, способы и методы получения необходимых данных, цели их дальнейшего использования в социальной работе с семьей (принятие управленческих решений, разработка рекомендаций социальным работникам и их клиентам, непосредственная социальная защита или поддержка конкретной семьи и т.д.).

 

Генограмма

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в 3-4 поколениях. Предложена М. Боуэном. Генограмма показывает образцы поведения внутрисемейных взаимоотношений, передающиеся из поколения в поколение. Определяет, как события ненормативного и нормативного кризиса: смерть, болезнь, рождение ребѐнка (не рождение ребѐнка, например: аборт) и др. влияют на современные схемы поведения у членов семьи. На генограмме высвечиваются внутрисемейные диады, треугольники и др. Генограмма позволяет консультанту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе. Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Цель методики -получить информацию,отражающую историю расширенной семьи какминимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Генограмма составляется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Чаще всего, членам семьи данная информация является интересной и полезной, и даѐт почву для размышлений. Основой беседы является проблема предъявляемого симптома: определяется идентифицированный пациент, временное и пространственное развѐртывание симптома и др. Необходимо учитывать, что поведение носителя симптома отражает особенности целостной дисфункции семьи. Описание семейной истории необходимо начинать с предыстории женитьбы (встречи будущих супругов), рождение детей, учитывать переезды и др. Полезно опираться на информацию, которая заранее собрана с помощью социограммы (описание которой представлено ниже).

Информацию по семейной истории, консультант фиксирует с помощью специальных символов техники генограммы. Данный метод позволяет охватить всю семейную историю как единую систему. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи имеют возможность самоидентификации, узнают о том, что происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Генограмма обладает коррекционными и диагностическими свойствами, ускоряет процесс консультирования.

 

Социограмма

Социограмма представляет собой метод оценки внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Для применения в семейной терапии эта техника адаптирована Робертом Шерманом. Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами группы они бы предпочли делать или уже делают какие-то определенные вещи. Методика может быть эффективным средством выявления привязанностей и дружеских взаимоотношений в школьном коллективе. Она выявляет лидеров, отверженных, и другие различные роли в семейной группе. Выборы относительно тех или иных членов группы, приоткрывают убеждения, чувства, действия людей. Выявляется структурная организация семейной системы.

Список вопросов всегда подготавливается заранее, в соответствии с конкретной ситуацией в семье. Чаще всего вопросы выглядят следующим образом: «С каким членом семьи вы обычно...? С каким членов семьи вам бы хотелось...?»

Окончания вопросов могут быть следующие: «ходить в гости, составлять планы, заниматься работой по дому, вести беседу, шутить, ругаться, ходить за покупками, выяснять отношения и др.» Ответы на все вопросы заносятся на схему.

Можно использовать другие варианты методики, например, применить формулировку: "Угадай кто" - "Кто в семье...?" Окончание формулировок могут быть следующие: «большевсего склонен к пессимизму, самый начальственный, самый одинокий, самый злой, самый умный, активный, хитрый и др.» Данная техника является средством оценки семейных ролей и ролевых ожиданий. Выявляемые различия между этими двумя показателями указывает на существующий в семье потенциальный конфликт или неудовлетворенность. Техника эффективна в работе с большими семьями. Она полезна в диагностике приемных семей и новообразованных семей, например, после развода.

В практике психологического консультирования, часто, применяется проективная графическая методика «Семейная социограмма». Процедура исследования такова, что испытуемым на бланке, диаметром 110 мм необходимо нарисовать, используя символы кружков, членов своей семьи. Инструкция даѐтся следующая: «Перед Вами на листе изображѐн круг. Нарисуйте в нѐм самого себя и других членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Если данное задание выполняют несколько членов семьи,то они недолжны советоваться друг с другом. Круг в семейной социограмме отражает психологическое пространство семьи, а символы внутри круга – положение еѐ членов в данном пространстве. Производится оценка с учѐтом следующих критериев: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков, обозначающих членов семьи; расположение кружков относительно друг друга; дистанция между кружками. Например, своеобразное слипание (наслоение) кружков говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи (симбиотических связях и эмоциональной поглощѐнности). Иногда, предлагается клиентам нарисовать социограмму в двух вариантах» «Реальная семья» и «Идеальная семья» - это даѐт возможность сделать сопоставление реальных и идеальных самооценок испытуемого, принятие или непринятие им своего образа «Я» и наличие внутриличностного конфликта.

В процессе социально-психологического изучения семьи используют практически все методы психологии. Прежде всего, наблюдение как научно-целенаправленное и каким-либо образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение требует каких-либо специальных категорий, то есть того, что мы будем наблюдать, так как все наблюдать невозможно. Ведущая роль (особенно на первой встрече) отводится получению информации, заключенной в словесных сообщениях членов семьи - опросу. На разных этапах сбора информации опрос может быть проведен в форме анкетирования,беседы,интервью. В результате определяются приоритетные направления изучения семейных отношений и необходимость тестирования. Нередко в ходе изучения семейных отношений прибегают к анализу продуктов деятельности членов семьи (дневников, писем, стихов, картин и т. п.). Для этого определяется критерий (тема, содержание, количество незаконченных предложений и т. п.), затем подсчитывается частота встречаемости критерия и производится содержательная интерпретация результатов. Например, как часто в своем дневнике девушка упоминает отца, с которым мать находится в разводе? В положительном или отрицательном контексте? О чем это может свидетельствовать? Иногда в процессе диагностики специалисты практикуют активное вмешательство в жизнедеятельность семьи с целью создания условий, в которых выявляется ранее скрытый факт, то есть проводят эксперимент. Психолог сознательно создает ситуацию, провоцирующую проявление каких-либо особых свойств членов семьи. При этом на разных этапах сбора анамнеза используют разные формыэксперимента: естественный,лабораторный(характерна строгая стандартизация условий),формирующий (внедрение в практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают в ходе нововведений). Последний вид эксперимента обычно используется в коррекционной и профилактической работе и очень редко в диагностической.

В основе методики Поэтапной диагностики семьи лежит последовательность, при которой каждый этап существенно приближает к выявлению искомых нарушений.

Этап1. Установление необходимости психологического изучения семьи.

На данном этапе происходит первичное знакомство с членами семьи, обратившимися к специалисту (10-15 мин). Основные задачи этого этапа: установление внешних признаков существования проблемы, психологической травмы и т. п. (нарушение семейных взаимоотношений и жизнедеятельности в целом; определение заболевания человека, в развитии которого участвует семья - неврозы, алкоголизм, суицид, психосоматические болезни, острые аффективные реакции и др.); выяснение уровня конфликтности, напряженности, тревожности, степени взаимопонимания, удовлетворенности семейной жизнью, уровня эмоциональной привязанности.

Этап2. Общее знакомство с семьей.

Цель этапа: формирование у психолога общего и верного представления о семье, способности правильно представить различные стороны ее жизнедеятельности.

Этап3. Определение травмирующих ситуаций в семье. Специалист выдвигает серию диагностических гипотез и в процессе интервью осуществляет их проверку. Определяет частоту и периодичность появления травмирующих ситуаций и анализирует роли членов семьи, участвующих в конфликтах.

Этап4. Коррекционный семейный диагноз. Выстраивание стратегии дальнейшей коррекционной работы с семьѐй, определение методик диагностики динамики изменений паттернов семейного взаимодействия. Изучение семейного состояния является одним из самых сложных этапов работы с семьей. Существует большое количество общих методов и конкретных психодиагностических методик. Однако в процессе изучения семьи важно не исследование ее отдельных сторон, а умение составить целостное представление о семье, использование системно взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы.

 

Структура СППС

СППС представляет собой общую характеристику социально-психологического состояниясемьи. Она включает в себя:

1)социально-демографические характеристики семьи(количество, возраст, социальное положение, род занятий, место жительства членов семьи);

2) общее описание семьи (уровень эгалитарности, форма семейных отношений, декларируемые проблемы, кризисные состояния, уровень семейного напряжения, видимые причины семейных трудностей, присутствие девиантных моделей поведения);

3) описание супружеских отношений (тип отношений между супругами, первичность брака каждого из супругов, уровень субъективного контроля супругов и т. д.);

4) описание детско-родительских (при необходимости - межпоколенческих) отношений (тип детско-родительских отношений, специфика воспитания, наличие материнской депривации);

5) описание социального окружения семьи (уровень благоприятности внешней среды, наличие и характеристика друзей, частота конфликтов с ближайшим окружением, семейные мифы, внешние факторы психотравматизации и т. д.);

6) выводы (общее заключение и рекомендации);

7) приложения (список психодиагностических методов, результаты конкретных исследований и т. п.).

 

Тема занятия №2: Диагностические проблемы, современные подходы в изучении семьи и области применения методики диагностики психологического здоровья семьи

Указания:

Ознакомьтесь с теоретическим материалом:

 

Трудности социально-психологического изучения семьи обусловлены:

а) сложностью семьи как социальной и психологической системы. Она включает в себя большое количество взаимоотношений и взаимосвязей, которые зависят от личностных особенностей членов семьи, ее окружения, обычаев и т. п.;

б) отсутствием единого научного подхода к пониманию семьи и ее структуры. Ни в психологии, ни в социологии, ни в философии нет общей теории семейных отношений. Более того, существует много трудно сопоставимых, порой противоречивых позиций;

в) влиянием стереотипов и обыденных представлений о семье, где каждый человек имеет свой собственный опыт семейной жизни, отличный от другого, понимает норму семейных отношений;

г) скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье процессов. По ряду моральных и этических принципов многие процессы, происходящие в семье, ее обычаи, традиции скрыты от внешнего наблюдения, некоторые сферы семейной жизни совершенно не доступны специалисту;

д) изменчивостью семейных процессов. Многие события семейной жизни протекают так быстро, не задерживая на себе внимания, что легко ускользают даже от опытного тренированного наблюдателя;

е) разбросанностью данных. Интересные для психолога явления часто находятся в разных сферах жизнедеятельности семьи и проявляются только в отдельные моменты ее жизни. Чтобы выявить такие моменты, нередко приходится сознательно создавать и исследовать ситуации, где эти явления проявляются.

Перед психологами, изучающими семью, сразу возникают три основные проблемы:

1) нужно ли изучать всю семью, если к специалисту обратился только один из ее членов;

2) существует ли единая система изучения семьи;

3) каковы основные, наиболее адекватные пути и методы получения информации.

Подавляющее большинство специалистов приходят к выводу, что необходимо изучать всю семью в целом, вне зависимости от количества обратившихся. Однако необходимо выбрать правильную стратегию и тактику поиска информации. Процесс изучения семьи строится так, чтобы каждый новый шаг заметно приближал к первоисточнику нарушений и давал информацию о приоритетном направлении дальнейшего изучения.

 

Сбор анамнеза

При разработке диагностической системы внимание акцентируется на том, какую конкретно информацию и в какой последовательности психолог должен получить в ходе изучения семьи.

Все модели анамнеза (вне зависимости от теоретической позиции автора) включают три блока информации:

1. Общие сведения о семье (состав, возраст членов семьи, количество прожитых лет, первичность брака, образование членов семьи, профессии и т. п.)

2. Актуальные проблемы и нарушения: возникновение, развитие и продолжительность затруднений; события в жизни семьи, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; время возникновения проблемы; изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные семейными проблемами; непосредственная причина обращения к специалисту; предшествующие попытки разрешения проблемы и результаты этого; наличие девиантных моделей поведения в семье и т. п.

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения и связанные с ними проблемы). Также для сбора анамнеза важно получить информацию о самооценке, о бессознательном (темы, которые постоянно избегаются), о системе ценностей клиента и его семьи в целом. Специалист может вести краткую запись сообщаемой информации (лучше диктофонную). Затем данные заносятся в карту приема. При сборе анамнеза рекомендуется руководствоваться критерием разумной необходимости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.061 с.)